Краеведение Москва

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Краеведение
  • 30 30 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 18.05.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
1. Конструктивизм и городская среда 4
1.1. Конструктивизм, как архитектурный стиль 4
1.2. Конструктивизм и городское пространство Москвы 1920-х – 1930-х годов 9
2. Московский конструктивизм, как значимая составляющая городского пространства 18
2.1. Наследие конструктивизма в городском пространстве современной Москвы 18
2.2. Ценность архитектурных объектов конструктивизма для городского пространства современной Москвы 25
Заключение 29
Список использованных источников 30

Фрагмент для ознакомления

Построен в 1929 году. Самый старый планетарий на территории Российской Федерации. Является действующим и в настоящее времяУлица Стромыкина, 6Дом культуры им. И.В. Русакова. Архитектор: Константин Мельников. Год постройки – 1929. Создавался как рабочий клуб работников Союза коммунальников. Несколько раз менял свое назначение, сейчас продолжает в целом использоваться как объект культуры клубного профиляУлица Лесная, 18Дом культуры имени Зуева. Архитектор: Илья Голосов. Год постройки – 1929. В настоящее время используется в качестве здания, где располагается несколько театральных студийПушкинская площадь, 5Здание газеты «Известия». Архитектор: Григорий Бархин. Год постройки – 1927. До 2011 года использовалось как редакционное здание газеты «Известия». В настоящее время используется как бизнес-центр и площадка для проведения массовых мероприятийУлица Мясницкая, 39Здание Центросоюза. Архитекторы: Ле Корбюзье, Пьер Жаннере, Николай Колли. Единственное здание, построенное в советский период на территории страны зарубежным архитектором мирового уровня. Год постройки – 1936. В настоящее время используется как офисное здание для федеральных органов властиСудьба конструктивистских объектов в городском пространстве Москвы была различна. Некоторые из них весьма длительное время сохраняли свое первоначальное назначение и сохраняют его до сих пор (например, Московский планетарий, Дом на набережной или здание Наркомзема). Они в целом мало изменялись и перестраивались, сохраняя свою целостность, как архитектурные объекты. Другие здания, наоборот, достаточно быстро утрачивали свое первоначальное значение, в результате чего подвергались перестройкам, перепланировкам, переживали периоды заброшенного состояния и в заметной мере утрачивали черты изначального архитектурного замысла. Это, прежде всего, дома-коммуны, которые, кроме всего прочего, создавались в качестве архитектурных пространств «нового быта». Их упадок служил важным материальным свидетельством провалов социальных экспериментов Советской власти раннего периода. Однако, впоследствии им было найдено новое применение, в том числе и по назначению, близкому к изначальному.Таким образом, объекты конструктивизма являются важнейшими компонентами городской застройки Москвы, в том числе и ее исторического центра. Они не только во многом определяют облик районов города, входивших в его черту до середины 1930-х годов, но и формируют особенности их планировки, в том числе, за счет своей массивности и расположения. По иронии судьбы многие конструктивистские сооружения, строившиеся, как новаторские, причем, противостоящие сложившейся в первой четверти XX века архитектурной среде Москвы, к настоящему времени сами стали анахронизмами именно во многом благодаря тому, что городская среда и ее архитектурная составляющая заметно изменились. Жилые здания, комплексы домов, заводы, фабрики, коммуны, типографии, административные здания и учебные заведения, построенные в эпоху 1920 -1930-х гг., находятся под угрозой утраты сохранности. Многие из них находятся в неухоженном состоянии - требуют реставрации или заброшены. Призванные в прошлом изменять сложившуюся городскую среду и, даже в определенной мере разрушать ее, они сейчас сами нуждаются в охране. А это, в свою очередь, требует переоценки значимости и ценности архитектурного наследия конструктивизма в московской городской среде, разработки концепции дальнейшего использования его объектов и формирования на основании ее программы реставрационных и реновационных мероприятий с ним.Ценность архитектурных объектов конструктивизма для городского пространства современной МосквыГородская среда крупного современного города – это искусственный, динамичный, быстро меняющийся мир, так или иначе взаимодействующий со всем освоенным хозяйственной системой человечества пространством Земли. Смешение в городской среде материальных и символических вещей со всего мира создает особый социоэнвайронменталистский механизм, превращающий город из многих составных частей, сетевых техноструктур в разнородное, конфликтное и внутренне разрушающее целое. Существующая в городе окружающая среда (и технические элементы и природные ресурсы) является историческим результатом социоэнвайронментального обмена, социофизических и техноприродных процессов. Поэтому современный городской мир - частично искусственный, частично социальный, частично технический, частично культурный, причем границы между этими сферами являются достаточно неопределенными. И такая неопределенность создает излишнюю активность социальных элементов городской среды (как отдельных горожан, так и социальных групп), в которой человеческие силы и творческий потенциал расходуются впустую, без видимого результата, просто на поиск верной линии поведения в среде с высокой изменчивостью. Поэтому для городской среды крупного города, в том числе и Москвы, крайне важно иметь некие ориентиры, константы, вокруг которых может на относительно длительный период (хотя бы в несколько десятилетий) формироваться система городского бытия. И такими константами могут служить крупные архитектурные формы, несущие в себе не просто конструктивные решения для отдельных утилитарных вопросов и даже организации городского пространства, а идеи развития города и материальные результаты их воплощения. Поэтому сохранение в городе наиболее значимых архитектурных объектов различных эпох имеет значение, несколько большее, чем просто сбережение его визуального пространства – это, по сути, акт поддержания развития городской среды, сохранения его преемственности и эволюционного характера. Как следствие, для современной Москвы весьма ценными являются архитектурные объекты прошлых эпох и соответствующих им архитектурных стилей, тем более такого революционного и радикально повлиявшего на городскую среду Москвы, как конструктивизм.Ценность московского конструктивизма может быть охарактеризована с нескольких позиций. Во-первых, они значимы именно с архитектурной точки зрения.Объекты эпохи конструктивизма являются важными архитектурными доминантами различных районов Москвы, в том числе и центральной части города, во многом формируют облик этих территорий. Более того, они определяют их функциональное значение и направление развития городского пространства. Дело в том, что сами по себе строения эпохи конструктивизма весьма массивны и расположены таким образом, что задают расположение многим транспортным магистралям и инженерным коммуникациям. Массивность сооружений и характер расположения делают их снос или капитальное перестроение весьма сложной с инженерной точки зрения и финансово затратной задачей. Кроме того, многие из них выполняют (при этом, весьма эффективно) важные для города функции: обеспечения продуктами питания, энергией, размещения общественного транспорта и пр.Поэтому гораздо выгоднее для города и его социума оказывается дальнейшее использование архитектурного наследия конструктивизма, чем его ликвидация. Благодаря этому, кстати, значительная часть объектов эпохи конструктивизма и смогла уцелеть в периоды гонений на авангардное искусство в СССР.Высока значимость московского архитектурного наследия конструктивизма и с исторической точки зрения. И здесь имеется несколько аспектов, а именно:Объекты конструктивизма представляют собой важное «наглядное пособие» по архитектурной технике и технологиям и их взаимосвязям с теми или иными утилитарными потребностями. Поскольку они создавались с широким привлечением инженеров-конструкторов к решению различных утилитарных задач и так как в их постройке использовались экспериментальные материалы и технологии, на состоянии построек эпохи конструктивизма и истории их переделок и реноваций вполне может выполняться мониторинг, как строительных технологий, так и подходов к постройке зданий и сооружений для определенных нужд;Истории эпохи первых послереволюционных десятилетий – это материальные свидетельства общественных устремлений того времени, порожденных ими процессов и достигнутых результатов;Истории, как процесса и результата деятельности тех или иных личностей: эти объекты создавались известными творцами, они в них проживали, здесь происходили определенные исторические события и пр.Наконец, московский конструктивизм весьма ценен и с культурно-эстетической точки зрения, как одно из наиболее зримых материальных воплощений русского авангарда.Собственно, важным показателем ценности объектов архитектуры конструктивизма Москвы является активное их освоение бизнесом, в том числе после утраты основного функционального назначения. Они используются под бизнес-центры, арт-пространства, места проведения крупных общественных мероприятий и пр. Вместе с тем, такое освоение, зачастую, ведет к необоснованным переделкам зданий и сооружений, которые заметно снижают их архитектурную и культурную ценность, ведут к утратам элементов начального архитектурного замысла. Поэтому насущной необходимостью становится осуществление регулирования процесса приспособления и использования этих объектов в деловых целях со стороны городских и общегосударственных органов управления культурой, а также привлечения общественности к контролю за ним.ЗаключениеКонструктивизм, как архитектурный стиль и направление художественной мысли в русском «левом» (авангарде) 1910-х – 1930-х годов является весьма ценным компонентом отечественного искусства, получившим широкое международное признание в качестве оригинального, созданного в нашей стране. В Москве, где в эпоху конструктивизма было не просто создано большое количество архитектурных объектов в этом стиле, но, по сути, архитекторами-конструктивистами была заложена концепция новой организации городской среды современного типа, осмысление его наследия является важной частью понимания жизни и функционирования города, его культурного кода и взаимодействия с другими городами России и постсоветского пространства. Московское конструктивистское наследие заметно шире набора архитектурных артефактов в городском пространстве – это, прежде всего, динамика взаимодействия объектов с пространством и социумом, эволюция их в окружающей городской архитектурной, социальной и технологической среде, а также история деятельности личностей и развития городского общества и пространства в целом и многое другое. Собственно, архитектура конструктивизма в Москве – это первый опыт комплексной радикальной трансформации ее городской среды, превращения в современный город с выраженным собственным (отвечающим потребностям времени) лицом и характером, а ее современное состояние - результат этого опыта, пронесенный через десятилетия. Поэтому наследие конструктивизма в Москве должно тщательно и разносторонне исследоваться. Во многом это будет способствовать пониманию и сегодняшних проблем города и тенденций его развития на ближайшие десятилетия и последствий тех или иных изменений в городском пространстве и различных его компонентах.Список использованных источниковАлександр Родченко и его круг. Конструктивный мир. Мечты о пространстве. М., 2019 — 216 с. :илл.Быстрова Т.Ю. Проблемы формирования городской среды в советской архитектуре 1920-30 гг. и современной российской архитектуре. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.taby27.ru/Зайков В. С. Неорусский стиль и советский конструктивизм: сравнительный анализ культурно-семантических истоков и художественно-творческих принципов // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2016. №12 (67). – с. 66-73Как московский конструктивизм придал стиль коммунизму, был запрещен Сталиным, но в итоге победил//Сайт «Москвич MAG» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moskvichmag.ru/gorod/kak-moskovskij-konstruktivizm-pridal-stil-kommunizmu-byl-zapreshhen-stalinym-no-v-itoge-pobedil/Комарова И. И., Третьяков А. Л. Онтогенез архитектурной периодики советской эпохи (1917-1931) // Управленческое консультирование. 2017. №12 (108). – с. 188-198Конструктивизм от Дубровки до ЗИЛа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dmitry-sasin.livejournal.com/204619.htmlКонышева Е. В. «За рубежом»: освещение западного опыта в советской профессиональной прессе 1920-1930-х годов // Academia. Архитектура и строительство. 2015. № 4. С. 9-14.Краснов Р.К. Потенциал конструктивизма, как направления в современной жилой архитектуре // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. №12-1. – с. 151 – 154Орельская О. В. Прообразы будущих сооружений в авангардных проектах 1920-1930-х годов // Academia. Архитектура и строительство. 2016. №2. – с. 41-51Орлова А. Советский период Ле Корбюзье // Сайт «Жилье и жизнь» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://knowrealty.ru/sovetskij-period-le-korbyuz-e/Селиверстова М. Г. Анализ аспектов сохранения и развития индивидуального фирменного стиля исторических мест г. Москвы // Бизнес и дизайн ревю. 2016. №1 (1). – с. 14Старостенко Ю. Д. Новый центр Москвы в 1920-1930-е гг // Известия КазГАСУ. 2009. №1 (11). – с. 73 - 78Стиль конструктивизм в архитектуре // Сайт архитектурного бюро «Топдом» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.topdom.info/article/catarticle1/articlenews440.phpТокарев А.Г. Архитектура конструктивизма в пространстве исторического города // Сайт «Archi.ru» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://archi.ru/almanac/91599/arkhitektura-konstruktivizma-v-prostranstve-istoricheskogo-goroda

Список использованных источников

1. Александр Родченко и его круг. Конструктивный мир. Мечты о пространстве. М., 2019 — 216 с. : илл.
2. Быстрова Т.Ю. Проблемы формирования городской среды в советской архитектуре 1920-30 гг. и современной российской архитектуре. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.taby27.ru/
3. Зайков В. С. Неорусский стиль и советский конструктивизм: сравнительный анализ культурно-семантических истоков и художественно-творческих принципов // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2016. №12 (67). – с. 66-73
4. Как московский конструктивизм придал стиль коммунизму, был запрещен Сталиным, но в итоге победил//Сайт «Москвич MAG» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moskvichmag.ru/gorod/kak-moskovskij-konstruktivizm-pridal-stil-kommunizmu-byl-zapreshhen-stalinym-no-v-itoge-pobedil/
5. Комарова И. И., Третьяков А. Л. Онтогенез архитектурной периодики советской эпохи (1917-1931) // Управленческое консультирование. 2017. №12 (108). – с. 188-198
6. Конструктивизм от Дубровки до ЗИЛа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dmitry-sasin.livejournal.com/204619.html
7. Конышева Е. В. «За рубежом»: освещение западного опыта в советской профессиональной прессе 1920-1930-х годов // Academia. Архитектура и строительство. 2015. № 4. С. 9-14.
8. Краснов Р.К. Потенциал конструктивизма, как направления в современной жилой архитектуре // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. №12-1. – с. 151 – 154
9. Орельская О. В. Прообразы будущих сооружений в авангардных проектах 1920-1930-х годов // Academia. Архитектура и строительство. 2016. №2. – с. 41-51
10. Орлова А. Советский период Ле Корбюзье // Сайт «Жилье и жизнь» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://knowrealty.ru/sovetskij-period-le-korbyuz-e/
11. Селиверстова М. Г. Анализ аспектов сохранения и развития индивидуального фирменного стиля исторических мест г. Москвы // Бизнес и дизайн ревю. 2016. №1 (1). – с. 14
12. Старостенко Ю. Д. Новый центр Москвы в 1920-1930-е гг // Известия КазГАСУ. 2009. №1 (11). – с. 73 - 78
13. Стиль конструктивизм в архитектуре // Сайт архитектурного бюро «Топдом» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.topdom.info/article/catarticle1/articlenews440.php
14. Токарев А.Г. Архитектура конструктивизма в пространстве исторического города // Сайт «Archi.ru» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://archi.ru/almanac/91599/arkhitektura-konstruktivizma-v-prostranstve-istoricheskogo-goroda

Вопрос-ответ:

Что такое конструктивизм?

Конструктивизм - это архитектурный стиль, развивавшийся в Москве в 1920-1930 годах. Он характеризуется простыми геометрическими формами, функциональностью и акцентом на использование новых технологий и материалов.

Какой был вклад конструктивизма в городскую среду Москвы 1920-1930 годов?

Конструктивизм сильно повлиял на городскую среду Москвы в 1920-1930 годах. В этот период было построено множество зданий в стиле конструктивизма, включая жилые дома, общественные и административные здания. Конструктивистские постройки отличались своей современной и функциональной архитектурой, создавая новые пространства в городе.

Каково наследие конструктивизма в современной Москве?

Наследие конструктивизма в современной Москве проявляется в сохраненных и отреставрированных зданиях, построенных в этом стиле. Ряд архитектурных объектов, таких как Наркомфинбанк и Госплан, стали символами города и привлекают внимание туристов и жителей. Они являются свидетельством и историческим наследием периода конструктивизма в Москве.

Какая ценность имеют архитектурные объекты конструктивизма для современной Москвы?

Архитектурные объекты конструктивизма имеют огромную ценность для современной Москвы. Они являются частью культурного наследия города и напоминают о истории и развитии архитектуры Москвы. Эти здания также могут быть использованы в современных целях, как музеи, выставочные залы или встречные площадки, сохраняя свою уникальность и функциональность.

Что такое конструктивизм?

Конструктивизм - это архитектурный стиль, который был популярен в Москве в 1920-1930 годах. Он отличается прямыми линиями, геометрическими формами и использованием новых строительных материалов.

Как конструктивизм влиял на городское пространство Москвы в 1920-1930 годах?

Конструктивизм значительно изменил городскую среду Москвы в то время. Вместо традиционной архитектуры с куполами и декоративными элементами, конструктивисты использовали простые формы и четкие линии. Были построены здания, которые были функциональными и практичными, а также соответствовали новой идеологии.

Какое наследие конструктивизма можно обнаружить в современной Москве?

Наследие конструктивизма можно увидеть во многих зданиях и объектах современной Москвы. Некоторые из них были сохранены и сейчас выступают как памятники архитектуры конструктивизма. Кроме того, эти принципы влияют на современную архитектурную практику и используются при проектировании новых зданий.

Какую ценность имеют архитектурные объекты конструктивизма для городского пространства современной Москвы?

Архитектурные объекты конструктивизма имеют огромную ценность для городского пространства современной Москвы. Они являются историческими памятниками и отражают эпоху конструктивизма в городе. Кроме того, эти здания могут быть использованы в различных целях, например, в качестве музеев или выставочных площадок.

Какие источники использовались при написании статьи?

При написании статьи были использованы различные источники, включая книги, статьи и интернет-ресурсы. Полный список использованных источников можно найти в конце статьи.