Социальное и индивидуальное в религии: сравнение концепций Б. Малиновского и Э. Дюркгейма

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социология общая
  • 20 20 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 18.05.2022
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
1. Аспекты социального и индивидуального в вопросах религии Э. Дюркгейма 5
2. Аспекты мировоззрения на вопросы религии Б. Малиновского 11
Заключение 18
Список использованной литературы 20

Фрагмент для ознакомления

Такой образ приобретает необычную эмоциональную окраску, которая индуцирует активную установку сознания по отношению к такому образу. Происходит замещающая деятельность, благодаря которой человек не сходит с ума. Приходит разрядка и навязчивые видения угасают, запланированная цель кажется близкойлибо достигнутой - человек сноваприобретает равновесие, снова чувствует гармонию жизни.Интерес к магии не угасает.Магия прочно держит свои позиции, Малиновский видит 2 причины этого[5].:- в человеческой памятипозитивные случаи имеют большую убедительную силу, чем негативные жизненные ситуации, в которых магические обряды приносят успех, своей важностью вытесняют все случаи, когда запланированная цель не была достигнута.- люди, которые в каменном веке восприняли магический ритуал, однозначно обладали большим интеллектом, духовной энергией и предприимчивостью, они чаще остальных добивались успеха, за что бы ни брались, в глазах первобытных людей, магия была причиной успеха, сопутствовавшего их действиям. Чем же отличается магия от религии? Начнем с более конкретного и видимого отличия: в сакральной области магия является неким практическим искусством, служащим для выполнения действий, каждое из которых является средством достижения конкретной цели; религия — как система этих действий, выполнение которых как таковой есть определенная цель. Попытаемся проследить эти различия на наиболее глубоких уровнях. Практическое искусство магии обладает конкретной и применяемой в строгих пределах техникой исполнения: ритуал,колдовские заклинания и личные способности исполнителя формируют постоянное триединство. Религия во всем разнообразии ее аспектов и целей не имеет слишком простой техники; ее единство не сводится ни к системе формальных действий, ни даже к универсальности ее идейной сущности, оно скорее состоит в выполняемой функции и в ценностном значении ритуала и веры...Малиновский констатирует, что в кризисных ситуациях (незаслуженное страдание, смерть, аналогично как и незаслуженный успех) простой и, по сути, беспроигрышный вариант разрешения поставленной задачи - сохранения конформности поведения индивида и стабильности группы - состоит в том, чтобы ввести в структуру действия такой элемент, как  колдовство и магия. Это обеспечивает приемлемое объяснение неудачи в каждом конкретном случае или ссылкой на ошибки в совершении колдовского заклинания, магического ритуала, или тем, что магическое действие, заклинание противника оказались сильнее.Функция магии, по Малиновскому, заключается в том, чтобы помогать человеку справиться с, как казалось, безнадежными ситуациями, над которыми он не властен, помогать преодолеть страх, обрести надежду и так преодолеть сложности. По мнению функционализма религия играет подобную роль: она является, как и у Дюркгейма, фактором интеграции общества. Религия, по Б. Малиновскому, вступает в действие тогда, когда человеку уже больше не на что надеяться. Поэтому ключевая функция религии – эмоционально-психологическое утешение.Религия появляется в ситуациях эмоционального стресса:- житейский кризис, разрушение важных замыслов, смерть и посвящение в таинства своего племени, несчастная любовь либо неутоленная ненависть.Религия ориентирована на указание выходов из этих ситуаций и жизненных сложностей, когда реальность не разрешает человеку найти другой путь, кроме обращения к сфере сверхъестественного.Религия выступает как система действий, выполнение которых являетсянекой целью.Единство религии состоит в выполняемой функции и в ценностном понимании ритуала и веры.По мнению Б. Малиновского религия имеет сложную мифологию, сосредоточенную вокруг разных догматов и образуют их структуру. Религия выступает всеобщим делом людей, каждый из которых принимает в ней активное и равноправное участие.Малиновский обозначает функции веры [5]:- оформляет и усиливает все ценностно-значимые ментальные установки (гармоническое мироощущение, уважение к традиции, личностная доблесть и уверенность в борьбе с житейскими невзгодами, мужество перед лицом смерти);- раскрывает первобытному человеку истину в самом широком, практически значимом значении слова.ЗаключениеИдеи Э.Дюркгейма о социальной природе происхождения категорий познания, стали фундаментом выводов о значимости социума, который выполняет религиозную функцию интеграции, можно рассматривать как ключевой в социологию религии.Его выводы об аналогии социального и божественного, нравственного позволили обозначить внимание на вопросах морали и этики. Религия и мораль как общественные институты выполняют объединяющую функции и задают эталоны поведения и мышления, определяют ценностные ориентации и нормы и указывают на направления развития.В таком аспекте мораль и этика не является индивидуальным, а представляет собой социальный феномен. Э.Дюркгейм пытался донести идею о том, что идеальное возможно и реально, так как выводится из социального, что идеал представляет собой реальность, которая выводится из социального. Так, окружающий социум представляет собой сочетание идеального и социального, мораль рассматривается как естественный феномен, который следует определенным закономерностям.Такие идеи Э.Дюркгейма возвышают человека, наделяют его гуманизмом, так как мораль выступает в роли естественного характерного ему качества, которое необходимо развивать человеку и распространять в социуме.Но при рассмотрении социологом значения социального как нечто отдельного, без учета с другими элементами, он предстает все же в абсолютной и односторонней форме. Это подтверждает выводы ученого о гиперактуализации коллективного в ущерб индивидуальному, об идентичности между божественным и социальным, а также фактическое придание обществу функции божественного. Концепция Дюркгейма должна рассматриваться как значимый и необходимый элемент некоего общего целого. Важность изучения Дюркгеймом категорий познания и их взаимосвязывания с моралью и религией очень остро ощущается в настоящие дни. Разрозненное индивидуальное сознание и нигилизм в отношении веры с неизбежностью приводят в действие обратные силы, подчеркивающие интегративное моральное и, соответственно, соцначало. В таких условиях Дюркгейм с его пониманием религиозного как морального и социального оказывается актуальным и востребованным. Отмечая вклад Малиновского, стоит отметить, что для него в первобытном обществе религия и магия имеет собственные функции в культуре.В отличие от магических обрядов, религиозные «имеют свою цель в самих себе». Их функция заключается в поддержании группового порядка и единства, в сохранении и передаче групповых традиций. Хотя, с одной стороны, у Малиновского наука и магия функционально ближе друг к другу, чем к религии, религия и магия имеют то общее, что они относятся к области «Сакрального», в противоположность науке, которая относится к «Мирскому».Список использованной литературы1. Гофман, А. Б. Э. Дюркгейм о ценностях и идеалах // А.Б. Гофман // Социологические исследования. - 1991. -№ 2. - С. 104 – 1062. Гофман, А.Б. Дюркгейм сегодня / А.Б. Гофман // Социологический ежегодник. 2013. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dyurkgeym-segodnya (дата обращения: 17.04.2022).3. Дюркгейм, Э. Элементарные формы религиозной жизни. Заключение / Э.Дюркгейм, Земскова В. // Социологическое обозрение. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elementarnye-formy-religioznoy-zhizni-zaklyuchenie (дата обращения: 16.04.2022).4. Ерекешева, Л.Г. К анализу социологии религии Э. Дюркгейма / Л.Г. Ерекешева // Социологические исследования. – 2008. - №12. – С.117-126.5. Малиновский, Б. Магия, наука и религия. М.: Академический проект, 2015. https://religious-studies.fzrw.info/бронислав_малиновский6. Сафронов, Р.О. Проблема рецепции теории религии Эмиля Дюркгейма в советском религиоведении / Р.О. Сафронов // Учёные записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». – №2 (58). – 2014. – С. 146-151.7. Трофимов, С.В. Эмиль Дюркгейм О роли религии в общественной жизни.обоснование выбора элементарной религии/ С.В. Трофимов // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emil-dyurkgeym-o-roli-religii-v-obschestvennoy-zhizni-obosnovanie-vybora-elementarnoy-religii (дата обращения: 16.04.2022).

Список использованной литературы

1. Гофман, А. Б. Э. Дюркгейм о ценностях и идеалах // А.Б. Гофман // Социологические исследования. - 1991. - № 2. - С. 104 – 106
2. Гофман, А.Б. Дюркгейм сегодня / А.Б. Гофман // Социологический ежегодник. 2013. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dyurkgeym-segodnya (дата обращения: 17.04.2022).
3. Дюркгейм, Э. Элементарные формы религиозной жизни. Заключение / Э.Дюркгейм, Земскова В. // Социологическое обозрение. 2018. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elementarnye-formy-religioznoy-zhizni-zaklyuchenie (дата обращения: 16.04.2022).
4. Ерекешева, Л.Г. К анализу социологии религии Э. Дюркгейма / Л.Г. Ерекешева // Социологические исследования. – 2008. - №12. – С.117-126.
5. Малиновский, Б. Магия, наука и религия. М.: Академический проект, 2015. https://religious-studies.fzrw.info/бронислав_малиновский
6. Сафронов, Р.О. Проблема рецепции теории религии Эмиля Дюркгейма в советском религиоведении / Р.О. Сафронов // Учёные записки Орловского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». – №2 (58). – 2014. – С. 146-151.
7. Трофимов, С.В. Эмиль Дюркгейм О роли религии в общественной жизни. обоснование выбора элементарной религии / С.В. Трофимов // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emil-dyurkgeym-o-roli-religii-v-obschestvennoy-zhizni-obosnovanie-vybora-elementarnoy-religii (дата обращения: 16.04.2022).

Вопрос-ответ:

Какие концепции рассматриваются в статье "Социальное и индивидуальное в религии: сравнение концепций Б. Малиновского и Э. Дюркгейма"?

В статье рассматриваются концепции Б. Малиновского и Э. Дюркгейма относительно социального и индивидуального в религии.

Какие аспекты социального и индивидуального отражаются в религии по мнению Э. Дюркгейма?

Согласно Э. Дюркгейму, религия является коллективным феноменом, отражающим социальные нормы и ценности общества. Он считает, что индивидуальное сознание формируется и определяется социальной средой, включая религиозные представления.

Каким образом Б. Малиновский рассматривает мировоззрение в контексте религии?

Б. Малиновский считает, что мировоззрение воплощается в духовных образах, символах и ритуалах религии. Он уделяет особое внимание роли эмоций и эмоциональных переживаний в религиозных практиках и верованиях, причем рассматривает их как индивидуальный опыт.

Что происходит с сознанием человека при возникновении навязчивых видений в религии?

Когда возникают навязчивые видения в религии, человек может испытывать необычную эмоциональную окраску, которая активизирует его сознание. Согласно статье, в результате происходит замещающая деятельность, благодаря которой человек не теряет рассудок, а находит разрядку и навязчивые видения угасают.

Какое влияние оказывает социальная среда на индивидуальное сознание в религии, согласно Э. Дюркгейму?

По мнению Э. Дюркгейма, социальная среда оказывает сильное влияние на индивидуальное сознание в религии. Он утверждает, что религиозные представления и практики формируются и передаются через общественные институты и коллективные ритуалы, которые обеспечивают единство и солидарность внутри группы.

Каковы основные концепции Б. Малиновского и Э. Дюркгейма в отношении социального и индивидуального в религии?

Основная концепция Б. Малиновского состоит в том, что религия является индивидуальным опытом, связанным с удовлетворением человеческих потребностей. Он считает, что религиозные ритуалы и обряды выполняют функцию укрепления социальных уз, создания солидарности в сообществе. Э. Дюркгейм, напротив, подчеркивает, что религия имеет коллективный характер и играет важную роль в формировании общественной сознательности и интеграции людей в общество.

Какие аспекты социального и индивидуального вопросов религии рассматривает Э. Дюркгейм?

В своих исследованиях Э. Дюркгейм акцентирует внимание на социальном значении религии. Он считает, что религия является институтом, который обеспечивает социальную интеграцию и поддерживает ценности, нормы и порядки общества. Дюркгейм видит религию как инструмент социализации, формирования коллективного сознания и укрепления социальных уз.

Какие аспекты мировоззрения на вопросы религии рассматривает Б. Малиновский?

Б. Малиновский сосредоточивается на индивидуальном опыте религии. Он считает, что религиозность связана с удовлетворением человеческих потребностей, таких как потребность в безопасности, утешении и понимании мира. Малиновский интересуется тем, как религиозные обряды и ритуалы помогают человеку справиться с жизненными трудностями и создают эмоциональную связь с окружающим миром.

Каким образом религиозные обряды и ритуалы помогают человеку справиться с трудностями, согласно концепции Б. Малиновского?

По мнению Б. Малиновского, религиозные обряды и ритуалы выполняют функцию замещающей деятельности. Они укрепляют чувство безопасности, утешения и понимания мира, что помогает человеку справиться с трудностями и снять стресс. Эмоциональная окраска ритуалов позволяет человеку сохранить психическое равновесие и избежать психических срывов.

Какие аспекты социального и индивидуального рассматривает Б. Малиновский в своей концепции религии?

Б. Малиновский в своей концепции религии акцентирует внимание на индивидуальных аспектах, таких как эмоциональная окраска религиозных образов, активная установка сознания по отношению к этим образам, замещающая деятельность и разрядка, которые позволяют человеку сохранять психическое здоровье и избегать навязчивых видений.

Какие аспекты социального и индивидуального рассматривает Э. Дюркгейм в своей концепции религии?

Э. Дюркгейм в своей концепции религии уделяет внимание социальным аспектам, таким как роль религии в обществе, ее воздействие на социальную интеграцию и солидарность, а также возможность создания коллективных ритуалов и символических систем. Он считает, что религия в первую очередь является социальным феноменом, поддерживающим и подтверждающим ценности и нормы общества.

Какую эмоциональную окраску приобретает образ в религии и как это влияет на человека?

Образ в религии приобретает необычную эмоциональную окраску, которая индуцирует активную установку сознания по отношению к этому образу. Такой образ может вызывать у человека различные эмоции, включая благоговение, трепет, привычку или страх. Влияние этой эмоциональной окраски на человека заключается в том, что она может вызывать активную веру, поддерживать религиозную практику и способствовать психическому равновесию, предотвращая психические расстройства и навязчивые видения.