Защита прав граждан РФ за рубежом

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 31 31 страница
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 18.05.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты 4
1.1 Правовое положение российских граждан за рубежом 4
1.2 Регулирование положения российских граждан за рубежом 8
Глава 2. Практические аспекты защиты прав соотечественников зарубежом 15
2.1 Проблемы защиты, охраны прав граждан России и русскоязычного населения за рубежом 15
2.2 Перспективы развития 21
Заключение 28
Список используемой литературы 30
Фрагмент для ознакомления

Обычной практикой является то, что российских журналистов не допускают на официальные пресс-мероприятия Елисейского дворца, а также других государственных структур и ведомств Франции, в том числе проводимые в онлайн-формате. Здесь также не поступает прямого отказа, следуют указания на иные причины: плохую связь и т.д. Особое место в ряду нарушения прав русскоязычного населения занимает политика Эстонии. Это государство можно считать республикой массового безгражданства. Объясняется такое поведение властей приверженностью идеологии «этнической чистоты». За 2020 год около 6 % населения страны, большую часть которого составляют наши соотечественники, было наделено статусом «негражданин». Получившие его лица ограничены в избирательных правах: они не могут участвовать в голосовании, претендовать на выборные должности в парламенте и местных органах власти, участвовать в референдумах и др. «Негражданам» также было отказано в праве на свободное передвижение по территории государства. Эстонскими властями также активно проводится политика насаждения националистической идеологии, героизируются пособники нацистов. Несмотря на большое количество русскоязычного населения, проживающего в Эстонии, и тот факт, что русский язык является родным для 30 % граждан, ему не предоставлен статус ни государственного, ни официального, ни языка национальных меньшинств. Первый этап вытеснения русского языка из страны произошел на уровне высших учебных заведений, затем – в сфере профессионально-технического образования. На данном этапе происходит его исключение из практики использования на уровне среднего и дошкольного обучения. Стоит отметить, что данная инициатива принадлежит органам местного самоуправления. Права русскоязычного населения ограничиваются практически во всех сферах жизнедеятельности. Различные активисты гражданского общества, юристы, журналисты и иные деятели, имеющие точку зрения, отличную от официально проводимой государством политики, подвергаются гонениям со стороны правоохранительных органов. Давление, которое практикуется эстонской полицией на граждан России и сочувствующих им, обычно выражается в заведении уголовных дел под надуманными предлогами. Так, в феврале 2019 г. вступил в силу приговор суда в отношении видного эстонского русиста, директора НКО «Таллинский институт Пушкина» А. Красноглазова, который был обвинен в «присвоении денежных средств» и «подделке документов» (оправдательный приговор суда первой инстанции был пересмотрен по инициативе эстонской прокуратуры). В начале марта 2020 г. Пыхьяская окружная прокуратура прекратила тянувшееся с середины 2019 г. уголовное производство против председателя правления некоммерческой организации «Русская школа Эстонии» (РШЭ) и директора правозащитного центра «Китеж» М. Русакова ввиду отсутствия основания. Данный факт еще раз подтверждает, что подобное преследование неудобных граждан – лишь предлог, настоящей причиной давления на них является оказание ими поддержки русскоязычному населению. Пользуясь прерогативой Шенгенского пространства, Эстония регулярно злоупотребляет правом на закрытие въезда на свою территорию неугодным гражданам, в том числе российским. Как правило, к ним относятся лица, активно защищающие права пострадавших соотечественников: журналисты, юристы, политики, публицисты, артисты и прочие общественные деятели. Так, в марте 2018 г. МВД Эстонии вынесло запрет на въезд в страну до 2023 г. депутату Государственной Думы России К. Затулину, планировавшему встречи со своими избирателями, проживающими на северо-востоке Эстонии. В феврале 2019 г. аналогичные санкции были наложены на журналистов телеканала «Россия-1» П. Кострикова и Е. Ерофееву за съемку в Таллине репортажа о деятельности секты «Свидетели Иеговы», расцененного эстонской полицией как «дискриминация по религиозному признаку». В августе 2019 г. был закрыт въезд сроком на 10 лет на территорию стран-членов Шенгенского соглашения активистам Санкт-Петербургского отделения Всероссийской общественной организации «Молодая Гвардия Единой России» А. Ковезе, С. Христенко, М. Пирогову, А. Маликову в качестве наказания за их участие в шествии «Бессмертного полка» в Таллине и контакты с соотечественной молодежью из Эстонии. В марте 2020 г. во въезде было отказано журналисту российского мультимедийного информационного центра «Известия» А. Захарову. Устойчивой практикой эстонского правосудия стало выдворение в Россию граждан, проживающих в республике на постоянной основе и имеющих судимость. При этом не учитывается, что на родине у таких людей нет устойчивых связей, а это провоцирует их попадание в неблагоприятную экономическую ситуацию. Правозащитные организации регулярно фиксируют жалобы граждан России, отбывающих заключение в эстонских тюрьмах. Претензии со стороны наших соотечественников вызывают дискриминационные действия и предвзятое отношение к ним со стороны администрации мест лишения свободы, основой которых выступает национальная принадлежность. Аналогичные жалобы на предвзятое отношение к русскоязычным гражданам и формальное исполнение обязанностей по соблюдению основных прав человека и гражданина поступают и на стадии осуществления уголовного судопроизводства. Отношение властей Эстонии к российским средствам массовой информации также оставляет желать лучшего. Начиная с января 2020 г. прекратилась деятельность российских СМИ в эстонском бюро российского информационного агентства. Коллективу были высказаны угрозы со стороны Бюро данных при МВД Эстонии по противодействию коррупции. Трудовые отношения с данными СМИ были признаны нарушением санкций ЕС; в результате закрытия информационного агентства «Sputnik» работу потеряли 35 человек, среди них – и граждане России. Следующим шагом стало закрытие ежедневной информационной телепрограммы «Новости Эстонии» на Первом балтийском канале (работает по франшизе Первого канала России). Несмотря на аккредитованность российских СМИ в Эстонии («ТАСС», «РИА Новости», «Интерфакс», «ВГТРК»), им не предоставляется право участвовать в официальных мероприятиях госучреждений. Банки отказывают в обслуживании журналистам (закрывают счета, расторгают договорные обязательства без объяснения причин и пр.). Стоит отметить, что некоторые деятели упомянутых государств занимаются равнозначной деятельностью, но если речь идет о гражданах России, то им отказывают в основных правах как минимум. В худшем случае их деятельность приравнивается к экстремистской и преследуется по соответствующим статьям законодательств стран. Объединяет политику вышеупомянутых государств в отношении русскоязычного населения следующее: 1) нарушения международного законодательства – Всеобщей декларации прав человека и соответствующих конвенций – в части дискриминации отдельных групп граждан; 2) нарушения уголовного законодательства указанных стран, содержащие ответственность за дискриминацию и иные действия, сопряженные с ней (ст. 161 УК Украины , ст. 225-1 УК Франции, ст. 72 УК Эстонии, УК ФРГ не содержит самостоятельного состава по дискриминации); 3) нарушения внутренних законов упомянутых государств, касающиеся антидискриминационных действий. В 2006 г. в Германии принят Закон «О равном обращении», который привел немецкое законодательство в соответствие с директивами ЕС. Дискриминирующие признаки в исследуемых государствах определены в зависимости от особенностей их правовых систем, что является логичным. В то же время отсутствие конкретики в подобных формулировках порождает произвол со стороны не только отдельных граждан, но и целых государственных систем. В ряде исследований справедливо отмечено, что способ построения внутригосударственных норм, в частности, устанавливающих ответственность в сфере публичного права, кардинально отличен от способов построения и применения международных норм права. Проанализировав зарубежное отношение к исполнению обязательств в области прав и законных интересов российских граждан и русскоязычного населения, необходимо сделать неутешительный вывод: сегодня в порядке вещей считается нарушение основополагающих норм международного права. Целый ряд государств не считает нужным исполнять требования, которые определены антидискриминационными мировыми соглашениями в сфере прав человека. Подобные действия не только противоречат принципам равного и взаимовыгодного сотрудничества между государствами, но и являются преступными. В соответствии с нормами прямого права ЕС, принятыми к исполнению на территории государств-участников, РФ стоит требовать привлечения к юридической ответственности лиц, действия которых противоречат ст. 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод ETS № 0055. Итак, с точки зрения превентивной функции существенным дополнением в области защиты от дискриминации будет являться внесение изменения в ст. 136 УК РФ, в соответствии с которым ответственность за несоблюдение прав человека будут нести лица, занимающие высшее положение на государственной службе, в том числе глава государства. Данная поправка в законодательство может послужить примером для государств-участников ЕС. Стоит оговориться, что использование уголовно правовых средств защиты, описанных выше, является крайней мерой. Приоритетны все же воспитательные средства – просвещение на государственном и международном уровнях.ЗаключениеЗ а рубежом расположены различные объекты имущества, входящего в состав государственной собственности Российской Федерации. Это имущество посольств, представительств Российской Федерации при международных организациях, консульствах, торговых представительствах, депозиты ЦБ РФ и Внешэкономбанка, экспортные товары, корабли и самолеты, временно находящиеся за границей и т. д. Развитие экономических отношений между Россией и иностранными государствами неизбежно ведет к увеличению объемов этого имущества и, прежде всего, товаров, вывозимых как для продажи, так и для представления на различных выставках. Активное культурное сотрудничество невозможно без организации художественных выставок за рубежом. Имущество (движимое и недвижимое) может находиться за границей постоянно или временно. Это имущество включает ценные бумаги, принадлежащие российскому государству, акции и доли юридических лиц, находящихся за рубежом. Правовой статус федеральной собственности, находящейся за границей, определяется как законодательством Российской Федерации, так и законодательством страны, в которой это имущество находится, а также международными договорами Российской Федерации. Государственная собственность находится в особом положении – она неприкосновенна. Имущественный иммунитет тесно связан с иммунитетом государства, но может рассматриваться как самостоятельный вид иммунитета. Иммунитет государственной собственности заключается в особом режиме этой собственности, обусловленном особым положением субъекта права собственности – суверенного государства. Неприкосновенность государственной собственности за рубежом сводится к тому, что это имущество не может быть объектом насильственных мер со стороны государства, в котором это имущество находится. Собственность Российской Федерации неприкосновенна. Это означает, что она не может без согласия государства-собственника подвергаться принудительному отчуждению, аресту, изъятию и другим принудительным мерам; не могут быть принудительно задержано на иностранной территории; не должно допускаться какое-либо хищение данной собственности другим государством, его органами или отдельными лицами. Иммунитет, которым наделена собственность иностранного государства, делает неприемлемым: 1) предъявление претензий непосредственно к такой собственности (имущественные претензии в англо-американском праве); 2) наложение ареста на имущество с целью обеспечения любого требования к иностранному государству, которое связано или не связано таким имуществом; 3) обязательное исполнение решения суда, принятого в отношении такого имущества иностранного государства. Законы некоторых стран (Великобритания, Австралия, Пакистан) предусматривают, что иностранное государство не пользуется иммунитетом от судебных разбирательств, касающихся: a) любой доли этого государства в недвижимости, находящейся на территории государства суда, владения или использования; б) любого обязательства этого государства, вытекающее из его доли в отношении такой собственности.Таким образом, неприкосновенность государственной собственности не ограничивается изъятием ее из-под принудительных мер судебного характера. К ней не могут применяться административные меры, она не может подлежать взысканию по каким-либо внесудебным требованиям.Список используемой литературыАвакьян С. А. Конституционное право России. Учебный курс. Учебное пособие. В 2 томах. Том 1. М.: Норма, Инфра-М, 2014. 864 с.Авакьян С. А. Конституционное право России. Учебный курс. Учебное пособие. В 2 томах. Том 2. М.: Инфра-М, Норма, 2017. 912 с.Антоненко Т. А., Милявская Ю. В., Смоленский М. Б. Конституционное право России в схемах и таблицах. М.: Феникс, 2018. 240 с.Астафичев П. А. Конституционное право России. Учебник. М.: РИОР, Инфра-М, 2016. 392 с.Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015. 304 с.Бойко Н. С., Иглин А. В., Чуканов И. А. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. М.: Юрайт, 2017. 464 с.Давтян В. Р., Кононенко Д. В. Конституционное (уставное) право субъектов Российской Федерации. Учебник. М.: Юрайт, 2017. 158 с.Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2019. 592 с.Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. Учебник. М.: Проспект, 2018. 592 с.Комарова В. В., Варлен М. В., Лебедев В. А., Таева Н. Е. Конституционное право России. Учебник. М.: КноРус, 2019. 280 с.Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки "Юриспруденция" (квалификация "бакалавр") / И.А. Алжеев, И.Б. Власенко, Е.Ю. Догадайло и др.; отв. ред. С.И. Носов. М.: Статут, 2014. 391 с.Конституционное право: университетский курс: учебник: в 2 т. / под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. М.: Проспект, 2015. Т. 2. 528 с.Конституционное право: университетский курс: учебник: в 2 т. / С.В. Арбузов, Т.В. Бережная, И.А. Володько и др.; под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. Москва: Проспект, 2015. Т. 1. 432 с.Конституционное право. Общая часть. Учебно-методическое пособие / под ред. Богданова Н. А. М.: Зерцало, 2019. 372 с.Краткий курс по конституционному праву России. Учебное пособие. М.: Окей-книга, 2018. 158 с.Малюшин А.А. Конституционно-судебное правотворчество в Российской Федерации: проблемы теории и практики: монография. М.: Юрист, 2013. 404 с.Маркина Е., Смоленский М. Б., Клюшкина Л. Ю. Конституционное право России. М.: КноРус, 2020. 232 с.

1. Авакьян С. А. Конституционное право России. Учебный курс. Учебное пособие. В 2 томах. Том 1. М.: Норма, Инфра-М, 2014. 864 с.
2. Авакьян С. А. Конституционное право России. Учебный курс. Учебное пособие. В 2 томах. Том 2. М.: Инфра-М, Норма, 2017. 912 с.
3. Антоненко Т. А., Милявская Ю. В., Смоленский М. Б. Конституционное право России в схемах и таблицах. М.: Феникс, 2018. 240 с.
4. Астафичев П. А. Конституционное право России. Учебник. М.: РИОР, Инфра-М, 2016. 392 с.
5. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015. 304 с.
6. Бойко Н. С., Иглин А. В., Чуканов И. А. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. М.: Юрайт, 2017. 464 с.
7. Давтян В. Р., Кононенко Д. В. Конституционное (уставное) право субъектов Российской Федерации. Учебник. М.: Юрайт, 2017. 158 с.
8. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2019. 592 с.
9. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. Учебник. М.: Проспект, 2018. 592 с.
10. Комарова В. В., Варлен М. В., Лебедев В. А., Таева Н. Е. Конституционное право России. Учебник. М.: КноРус, 2019. 280 с.
11. Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки "Юриспруденция" (квалификация "бакалавр") / И.А. Алжеев, И.Б. Власенко, Е.Ю. Догадайло и др.; отв. ред. С.И. Носов. М.: Статут, 2014. 391 с.
12. Конституционное право: университетский курс: учебник: в 2 т. / под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. М.: Проспект, 2015. Т. 2. 528 с.
13. Конституционное право: университетский курс: учебник: в 2 т. / С.В. Арбузов, Т.В. Бережная, И.А. Володько и др.; под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. Москва: Проспект, 2015. Т. 1. 432 с.
14. Конституционное право. Общая часть. Учебно-методическое пособие / под ред. Богданова Н. А. М.: Зерцало, 2019. 372 с.
15. Краткий курс по конституционному праву России. Учебное пособие. М.: Окей-книга, 2018. 158 с.
16. Малюшин А.А. Конституционно-судебное правотворчество в Российской Федерации: проблемы теории и практики: монография. М.: Юрист, 2013. 404 с.
17. Маркина Е., Смоленский М. Б., Клюшкина Л. Ю. Конституционное право России. М.: КноРус, 2020. 232 с.

Вопрос-ответ:

Какое правовое положение имеют российские граждане за рубежом?

Правовое положение российских граждан за рубежом регулируется законодательством Российской Федерации и международными договорами. Граждане РФ пользуются правами и свободами, предусмотренными Конституцией РФ, но также подчиняются законодательству и правилам той страны, где они находятся.

Как регулируется положение российских граждан за рубежом?

Положение российских граждан за рубежом регулируется законодательством Российской Федерации, а также международными договорами и соглашениями. Законы РФ обеспечивают защиту прав и интересов граждан за границей, а консульские учреждения России оказывают поддержку и защиту соотечественникам в экстремальных ситуациях.

Какие проблемы возникают при защите прав граждан России и русскоязычного населения за рубежом?

При защите прав граждан России и русскоязычного населения за рубежом возникают различные проблемы. Возможны случаи дискриминации и нарушения прав соотечественников, проблемы получения консульской поддержки, сложности в правовом понимании и действиях в другой стране, а также проблемы с возвращением в Россию при необходимости. Важно разрабатывать эффективные механизмы и меры для решения этих проблем.

Какие перспективы развития в защите прав граждан России за рубежом?

Перспективы развития в защите прав граждан России за рубежом включают усиление консульского содействия и защиты, развитие международного сотрудничества по правовым вопросам, создание и улучшение механизмов защиты прав, в том числе через участие в международных организациях и создание соответствующих правовых инструментов.

Каково правовое положение российских граждан за рубежом?

Правовое положение российских граждан за рубежом описывается и регулируется законодательством Российской Федерации. Это включает в себя различные аспекты, такие как защита прав и свобод граждан, оказание консульской помощи и защиты интересов соотечественников. Например, граждане РФ имеют право на консульскую защиту при задержании или аресте за рубежом.

Как регулируется положение российских граждан за рубежом?

Положение российских граждан за рубежом регулируется различными международными и национальными нормативными актами. Российская Федерация является членом многих международных организаций, таких как ООН и ОБСЕ, и соблюдает их стандарты в отношении защиты прав своих граждан за рубежом. Кроме того, РФ осуществляет двусторонние договоры и соглашения с другими государствами для обеспечения защиты прав соотечественников зарубежом.

Какие проблемы возникают при защите прав граждан России и русскоязычного населения за рубежом?

Защита прав граждан России и русскоязычного населения за рубежом сталкивается с различными проблемами. Некоторые из них включают ограничение свободы выражения и медиа, дискриминацию по национальному, религиозному или политическому признаку, произвол и коррупцию в правоохранительных органах некоторых стран, а также недостаточное информирование и консульская помощь со стороны российских консульств или посольств.

Какие перспективы развития имеется в защите прав граждан России и русскоязычного населения за рубежом?

Перспективы развития в защите прав граждан России и русскоязычного населения за рубежом включают укрепление международных норм и стандартов, повышение эффективности консульской помощи, улучшение информационной поддержки и связи с гражданами. Также важно развивать диалог и сотрудничество с другими государствами для обеспечения защиты прав соотечественников зарубежом.

Какие основные аспекты регулируют правовое положение российских граждан за рубежом?

Основными аспектами, регулирующими правовое положение российских граждан за рубежом, являются защита и охрана их прав, а также обязанности государства по обеспечению этой защиты.

Какие проблемы возникают при защите прав граждан России и русскоязычного населения за рубежом?

Возникают такие проблемы, как отсутствие эффективного механизма защиты, дискриминация соотечественников, ограничение прав и свобод, а также нежелание государства принимать ответственность за защиту своих граждан за границей.

Какие перспективы развития в области защиты прав граждан России за рубежом можно выделить?

Перспективы развития включают усовершенствование законодательства, укрепление международного сотрудничества, создание специализированных организаций для защиты прав граждан за рубежом и повышение осведомленности населения о своих правах.

Почему российских журналистов не допускают на официальные праздники за рубежом?

Российских журналистов могут не допускать на официальные праздники за рубежом из-за различных причин, например, ограничений со стороны организаторов мероприятий, несоответствия аккредитационным требованиям или нежелания государства разглашать определенную информацию.