Формирование здорового образа жизни школьников в процессе семейного воспитания
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 25 + 25 источников
- Добавлена 18.05.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования здорового образа жизни школьников 3
1.1 Понятие здорового образа жизни в педагогической науке 3
1.2 Психолого-педагогические основы формирования здорового образа жизни 3
1.3 Проблемы формирования культуры здорового образа жизни в семье 3
Глава 2. Методические особенности формирования здорового образа жизни школьников в процессе семейного воспитания 3
2.1 Современные подходы к формированию здорового образа жизни 3
2.2 Формы физического воспитания в семье 3
Заключение 3
Список использованных источников 3
Без желания никто не будет делать упражнения, принимать холодный или контрастный душ, отказываться от сигареты и алкоголя. Чтобы быть здоровым, нужно захотеть им стать, а это требует добровольных усилий для достижения цели.2.2 Формы физического воспитания в семьеВсе родители хотят, чтобы их дети были здоровыми, сильными, подвижными, поджарыми и крепкими и хорошо учились в школе. Комплексное воспитание ребенка, развитие умственных и физических качеств и формирование его личности во многом зависят от родителей. Одна из важнейших задач воспитания ребенка в семье - забота об его здоровье и правильном физическом развитии[9].Эту задачу следует выполнять в тесной связи с умственным развитием ребенка во время учебы в школе, поскольку умелое сочетание физических упражнений, умственной и физической работы может обеспечить только гармоничное развитие.Физическое воспитание детей школьного возраста в семье включает следующие занятия: строгое соблюдение системы гигиены дня, систематическое закаливание и ежедневные физические упражнения (утренняя зарядка, подвижные игры, спорт и др.). Необходимым условием роста и жизнедеятельности детского организма являются разнообразные движения, с помощью которых он познает окружающий мир, а это способствует развитию психики и формированию характера[7]. Под воздействием физических нагрузок все органы и системы организма интенсивно работают, что приводит к улучшению их работы и укрепляет здоровье ребенка. Различные физические упражнения положительно влияют на центральную нервную систему, на кору головного мозга, которая объединяет, контролирует и регулирует деятельность организма, а также служат хорошим активным отдыхом для школьников после умственной работы, в школе и выполнения домашних заданий. Такой отдых успокаивает и укрепляет нервную систему, создает у детей веселое, бодрое настроение и значительно повышает его работоспособность[21].Физкультуру лучше всего проводить на свежем воздухе - в сквере, парке, во дворе жилого дома, на спортивной площадке, на стадионе. В непогоду - дома в хорошо проветриваемом помещении. Дома необходимо иметь: скакалки, гимнастическую палку, гантели, коврик для упражнений лежа, резиновый мяч, обруч. Желательно иметь тренажеры и простейшие гимнастические комплексы. Лучшее время для занятий - утром после сна, а затем днем через час после обеда или после подготовки к уроку вечером, но не позднее, чем за 1,5–2 часа до сна. Ежедневные упражнения следует выполнять дома в одиночку или с родителями, и следует выбирать упражнения таким образом, чтобы они были доступными и достаточно эффективными. Нельзя делать сложные, недоступные и совершенно неизвестные упражнения. Польза от выполняемых упражнений будет достигнута только при правильном выполнении[10].Формы организации физического воспитания представляют собой воспитательно-образовательный комплекс различных видов деятельности школьников, в основе которого лежит физическая активность ребенка. Сочетание этих форм создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и улучшения здоровья детей[1].Сегодняшним семейным спортом можно заниматься в следующих формах[8]:1) совместные курсы по утренней гигиенической гимнастике (упражнениям);2) домашние физические упражнения в виде комплексов базовой или силовой гимнастики, упражнений на гибкость, осанку и др .;3) закаливание детей в зависимости от их возраста и индивидуальных особенностей;4) обучение основным двигательным и спортивным навыкам: плавание, катание на лыжах, коньках, спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис, бадминтон и др.);5) Занятия под руководством старших родственников с элементами базовой гимнастики, упражнениями спортивной гимнастики на домашних тренажерах и др .;6)организация выходных на природе, посвященных занятиям физической культурe и спортe (катание на коньках, лыжах, велоспорте, плавание, походы, загородные спортивные игры между семьями по футболу, волейболу, хоккею, баскетболу);7) ходить на соревнования вместе с родителями в качестве болельщиков;8) совместный просмотр телевидения, спортивных соревнований;9) семейное обсуждение результатов выступления сборных России на чемпионатах Европы, мира и Олимпийских играх.Вовлечение родителей в уроки физического воспитания детей может принимать разные формы. Совместные игры взрослых и детей в футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис и т. д., с одной стороны, повышают репутацию занятия среди детей, а с другой - повышают авторитет родителей в глазах учеников. Для этого сами родители должны как минимум соответствовать уровню игр (соревнований), в которых они участвуют, с точки зрения их физической подготовки, моторных навыков и способностей. Если это не так, вы можете выступить в роли судьи, что также является популярной традицией[6].Для возрождения традиций семейного физического воспитания требуется не только минимальная физическая подготовка, но и, в еще большей степени, физическое воспитание от самих родителей, что требует комплексных знаний об особенностях функционирования детского организма и возможностях использования физических средств культуры. Цель рационального воздействия на него. Если родители не сформировали определенный минимум физического воспитания во время учебы в вузе или колледже и не занимались самообразованием в этой сфере, то им должны помочь специалисты, работающие в школах[11].Основными задачами физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся являются[19]:1. Укрепление здоровья, исправление физических недостатков, повышение функциональности тела.2. Развитие моторики: скорости, гибкости, силы, выносливости, координации.3. Формирование инициативы, самостоятельности, формирование адекватной оценки собственных физических возможностей.4. Пропаганда привычек здорового образа жизни, самостоятельных физических упражнений и избранных видов спорта в свободное время, организация активного отдыха и досуга.5. Формирование интеллектуально-нравственных и произвольных качеств и качеств личности, самосовершенствование и саморегуляция физического и психического состояния.Привлечение школьников к занятиям физической культурой - важная часть формирования здорового образа жизни. Помимо широкого развития и дальнейшего совершенствования организованных форм физического воспитания, жизненно необходимы самостоятельные физические упражнения. В домашних условиях большое место занимают самостоятельные занятия детей с играми и упражнениями. ЗаключениеЗдоровье - это естественная, абсолютная и неизменная ценность в жизни, занимающая высшую ступень иерархической лестницы ценностей, а также в системе таких категорий человеческого существования, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье в жизни. Большинство отечественных и зарубежных исследователей определяют образ жизни как широкую категорию, которая включает индивидуальное поведение, деятельность и реализацию их навыков в отношении работы, повседневной жизни и культурных обычаев, присущих определенной социально-экономической структуре.Поэтому для поддержания высокого уровня здоровья необходимо не только иметь общее представление о здоровье и заболеваниях, но и умело использовать ряд факторов, влияющих на различные составляющие здоровья (физическое, умственное, социальное и духовное), овладеть оздоровительными, восстановительными методами и технологиями, то есть сформировать отношение к здоровому образу жизни.Формирование здорового образа жизни среди школьников - одна из главных задач нашего общества. Здоровые дети - залог социально и физически здорового общества и государства.Воспитательный потенциал семьи – это реальная актуальная способность воспитывать детей с учетом конкретных социальных ограничений. Его индикаторами являются потребности, традиции, установки, семейные интересы и многое другое. Выяснилось также, что здоровье ребенка во многом определяется отношением родителей к попыткам приучить ребенка к элементарным правилам гигиены. Поэтому необходимо уделить этому воспитанию детей пристальное внимание, так как в настоящее время эта проблема обострилась и стала актуальной.Существует одно основное направление семейного воспитания по формированию у ребенка здорового образа жизни. К нему относится - работа с детьми. Необходимо воспитывать в ребенке осознание важности ежедневной заботы о здоровье, учить искусству укрепления здоровья, формировать у ребенка нравственное отношение к собственному здоровью, выражающееся в стремлении и необходимости быть здоровым, вести здоровый образ жизни вести.Родителям следует уделять особое внимание формированию благоприятной атмосферы в доме, воспитывать в ребенке уважение к себе и другим, бережное отношение к своему здоровью.Список использованных источниковАйзман Р. И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования / Р. И. Айзман. — Новосибирск, 2019. — 198с.Амонашвили, Ш. Искусство семейного воспитания / Ш. Амонашвили. - М.: Амрита, 2019. - 296 c.Ананьев В. А. Психология здоровья - как новая отрасль человекознания / В.А. Ананьев // Вестник психосоциальной и коррекционной работы. 2018. №2.Анастасова, Л. П. Формирование здорового образа жизни подростков. 6-9 классы. Методическое пособие / Л.П. Анастасова, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко. - М.: Вентана-Граф, 2019. - 208 c.Байер, К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг. - М.: Мир, 2019. - 368 c.Бхагаван, Ш.С. О семье и воспитании. Ведические правила семейной жизни / Ш.С. Бхагаван. - М.: Амрита-Русь, 2019. - 874 c.Виноградова, Н.А. Основы семейного воспитания. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / Н.А. Виноградова. - М.: Академия (Academia), 2018. - 172 c.Дубровский, В.И. Валеология. Здоровый образ жизни / В.И. Дубровский. - М.: Флинта, 2019. - 560 c.Жедунова, Л.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата / Л. Г. Жедунова. - М.: Юрайт, 2017. - 124 c.Каптерев, П.Ф. Задачи семейного воспитания. Избранное Статьи, советы и рекомендации / П.Ф. Каптерев. - М.: Карапуз, 2019. - 796 c.Куценко, Г. И. Книга о здоровом образе жизни / Г.И. Куценко, Ю.В. Новиков. - М.: Профиздат, 2018. - 256 c.Митяева, А. М. Здоровый образ жизни / А.М. Митяева. - М.: Academia, 2017. - 144 c.Морозов, М. А. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний / М.А. Морозов. - М.: СпецЛит, 2018. - 176 c.Назарова, Е. Н. Здоровый образ жизни и его составляющие / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. - М.: Академия, 2017. - 256 c.Посысоев, Н. Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Н.Н. Посысоев. - М.: Владос, 2018. - 598 c.Рассел, Дж. Здоровый образ жизни / Дж. Рассел. - М.: Книга по Требованию, 2017. - 732 c.Сергеева, В.П. Основы семейного воспитания. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / В.П. Сергеева. - М.: Академия (Academia), 2019. - 698 c.Соловьев, Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физической культуры / Г.М. Соловьев. - Ставрополь: СГУ, 2018. - 111 с.Текучева, Л.Ю. Здоровый образ жизни. Правильное питание / Л.Ю.Текучева. - М.: Drugoe Reshenie, 2018. - 449 c.Трча, С.В. Искусство вести здоровый образ жизни / С.В. Трча. - М.: Медицина, 2018. - 232 c.Шалва, А.А. Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе / Шалва А.А.- М.: Амрита-Русь, 2019. - 740 c.Шнайдер, Л. Б. Основы семейной психологии / Л.Б. Шнайдер. - Москва: Огни, 2018. - 928 c.Абдурашитова, Ш. А. Пропаганда здорового образа жизни — одно из главных направлений гигиенического обучения и воспитания населения / Ш. А. Абдурашитова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 128-131. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39497/ (дата обращения: 16.04.2022).Быкова, Е. М. Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания здорового образа жизни младшего школьника / Е. М. Быкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1.2 (81.2). — С. 2-4. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14712/ (дата обращения: 17.04.2022).Медведев, Ю. И. Физическое воспитание школьника в семье / Ю. И. Медведев. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 211-213. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8340/ (дата обращения: 18.04.2022).
Список использованных источников
1. Айзман Р. И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования / Р. И. Айзман. — Новосибирск, 2019. — 198с.
2. Амонашвили, Ш. Искусство семейного воспитания / Ш. Амонашвили. - М.: Амрита, 2019. - 296 c.
3. Ананьев В. А. Психология здоровья - как новая отрасль человекознания / В.А. Ананьев // Вестник психосоциальной и коррекционной работы. 2018. №2.
4. Анастасова, Л. П. Формирование здорового образа жизни подростков. 6-9 классы. Методическое пособие / Л.П. Анастасова, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко. - М.: Вентана-Граф, 2019. - 208 c.
5. Байер, К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг. - М.: Мир, 2019. - 368 c.
6. Бхагаван, Ш.С. О семье и воспитании. Ведические правила семейной жизни / Ш.С. Бхагаван. - М.: Амрита-Русь, 2019. - 874 c.
7. Виноградова, Н.А. Основы семейного воспитания. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / Н.А. Виноградова. - М.: Академия (Academia), 2018. - 172 c.
8. Дубровский, В.И. Валеология. Здоровый образ жизни / В.И. Дубровский. - М.: Флинта, 2019. - 560 c.
9. Жедунова, Л.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата / Л. Г. Жедунова. - М.: Юрайт, 2017. - 124 c.
10. Каптерев, П.Ф. Задачи семейного воспитания. Избранное Статьи, советы и рекомендации / П.Ф. Каптерев. - М.: Карапуз, 2019. - 796 c.
11. Куценко, Г. И. Книга о здоровом образе жизни / Г.И. Куценко, Ю.В. Новиков. - М.: Профиздат, 2018. - 256 c.
12. Митяева, А. М. Здоровый образ жизни / А.М. Митяева. - М.: Academia, 2017. - 144 c.
13. Морозов, М. А. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний / М.А. Морозов. - М.: СпецЛит, 2018. - 176 c.
14. Назарова, Е. Н. Здоровый образ жизни и его составляющие / Е.Н. Назарова, Ю.Д. Жилов. - М.: Академия, 2017. - 256 c.
15. Посысоев, Н. Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования / Н.Н. Посысоев. - М.: Владос, 2018. - 598 c.
16. Рассел, Дж. Здоровый образ жизни / Дж. Рассел. - М.: Книга по Требованию, 2017. - 732 c.
17. Сергеева, В.П. Основы семейного воспитания. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / В.П. Сергеева. - М.: Академия (Academia), 2019. - 698 c.
18. Соловьев, Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физической культуры / Г.М. Соловьев. - Ставрополь: СГУ, 2018. - 111 с.
19. Текучева, Л.Ю. Здоровый образ жизни. Правильное питание / Л.Ю.Текучева. - М.: Drugoe Reshenie, 2018. - 449 c.
20. Трча, С.В. Искусство вести здоровый образ жизни / С.В. Трча. - М.: Медицина, 2018. - 232 c.
21. Шалва, А.А. Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе / Шалва А.А.- М.: Амрита-Русь, 2019. - 740 c.
22. Шнайдер, Л. Б. Основы семейной психологии / Л.Б. Шнайдер. - Москва: Огни, 2018. - 928 c.
23. Абдурашитова, Ш. А. Пропаганда здорового образа жизни — одно из главных направлений гигиенического обучения и воспитания населения / Ш. А. Абдурашитова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 7 (141). — С. 128-131. — URL: https://moluch.ru/archive/141/39497/ (дата обращения: 16.04.2022).
24. Быкова, Е. М. Взаимодействие семьи и школы в процессе воспитания здорового образа жизни младшего школьника / Е. М. Быкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 1.2 (81.2). — С. 2-4. — URL: https://moluch.ru/archive/81/14712/ (дата обращения: 17.04.2022).
25. Медведев, Ю. И. Физическое воспитание школьника в семье / Ю. И. Медведев. — Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 211-213. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8340/ (дата обращения: 18.04.2022).
Вопрос-ответ:
В чем заключается понятие "здоровый образ жизни"?
Понятие "здоровый образ жизни" в педагогической науке означает совокупность установок, привычек и поведения человека, направленных на поддержание и укрепление своего физического и психического здоровья. Это включает в себя правильное питание, регулярную физическую активность, отказ от вредных привычек и наличие положительных эмоций и отношений в жизни.
Какие психолого-педагогические основы помогают формировать здоровый образ жизни школьников?
Для формирования здорового образа жизни школьников важно обеспечить им гармоничное развитие, включающее физическое, психическое и социальное состояние. Психолого-педагогические основы включают в себя создание стимулирующей и поддерживающей среды для здорового образа жизни, воспитание у школьников навыков самоконтроля и самоорганизации, а также формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни через пример родителей и учителей.
Какие проблемы могут возникать при формировании культуры здорового образа жизни в семье?
При формировании культуры здорового образа жизни в семье может возникать ряд проблем, таких как недостаточное осознание значимости здоровья, сопротивление изменениям привычек, отсутствие информации о здоровом образе жизни, негативное влияние внешних факторов (реклама, общество), неразумное потребление продуктов и отсутствие активной физической активности.
Какие есть методические особенности формирования здорового образа жизни у школьников через семейное воспитание?
Методические особенности формирования здорового образа жизни у школьников через семейное воспитание включают в себя создание благоприятной семейной атмосферы, где здоровый образ жизни является нормой. Это включает в себя такие методы, как пример родителей, занятия физической активностью вместе, обучение школьников правильному питанию и регулярным занятиям спортом, а также обсуждение важности здорового образа жизни и рассмотрение его преимуществ.
Что такое здоровый образ жизни и как он формируется у школьников?
Здоровый образ жизни включает в себя сочетание физического, психического и социального благополучия. Он формируется у школьников в процессе семейного воспитания, где родители играют важную роль в пропаганде здорового образа жизни.
Какие психолого-педагогические основы помогают формированию здорового образа жизни у школьников?
Для формирования здорового образа жизни у школьников важно учитывать их возрастные особенности, внедрять игровые формы и методы обучения, создавать условия для практической реализации навыков здорового образа жизни.
Какие проблемы возникают при формировании культуры здорового образа жизни в семье?
Проблемы формирования культуры здорового образа жизни в семье могут быть связаны с недостатком информации о здоровом образе жизни, отсутствием времени родителей на обучение детей и негативными примерами поведения в семье.
Какие методические особенности помогают формировать здоровый образ жизни у школьников в процессе семейного воспитания?
Методические особенности формирования здорового образа жизни у школьников включают использование практических занятий, развитие социальных навыков, создание благоприятной обстановки в семье, где активно пропагандируется здоровый образ жизни.
Каково значение родительского влияния на формирование здорового образа жизни у школьников?
Родительское влияние играет ключевую роль в формировании здорового образа жизни у школьников. Родители являются примером для детей и могут оказывать влияние на их выбор здорового образа жизни через образовательные, информационные и практические моменты.
Какой важностью обладает формирование здорового образа жизни школьников?
Формирование здорового образа жизни школьников имеет огромную важность, так как это является основой для их полноценного развития и успешной адаптации в современном обществе. Здоровый образ жизни способствует укреплению физического и психического здоровья, повышению иммунитета, улучшению умственной деятельности и усвоению учебного материала. Кроме того, здоровый образ жизни способствует формированию у школьников навыков самоуправления, самодисциплины, ответственности и уверенности в себе.