Рерих Николай Константинович (Биография,творчество.)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История искусств
  • 27 27 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 21.05.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1. Биография Н.К. Рериха 3
2. Особенности творчества Николая Рериха 3
3. Темы и мотивы картин в творчестве Рериха 3
4. Описание творческих циклов 3
5. Значение творчества Николая Рериха 3
Заключение 3
Список использованных источников 3
Альбом иллюстраций 3


Фрагмент для ознакомления

К 1916 году их насчитывалось около 35 тысяч. Это была одна из крупнейших частных коллекций такого рода в мире. В своих работах, помимо воскрешения этого малоизученного, самого раннего периода истории и пробуждения патриотических чувств у зрителей, он пытается придать изображаемому глубокий философский смысл. Постепенно образы народных сказок стали занимать все большее место в творчестве Рериха этого периода. В поисках красоты далекого прошлого Рерих в зрелый период творчества исследует историю и искусство не только России, но и других стран. В последний период творчества Рерих уделял много внимания пейзажу, в который вкладывал глубокий смысл. Огромный раздел здесь занимают работы, изображающие горы. Рерих запечатлевает ледники Каракорума, вечные снега Алтая, скалистые уступы Тибетского нагорья, горные озера, бурные реки. Рельеф его пейзажей разнообразен. Но Гималаи стали для него особенно близким, ярким источником вдохновения. Он посвятил Восточным Гималаям более шестисот работ. Многие из его картин стали художественным открытием для зрителей.Николай Константинович Рерих принадлежит к плеяде выдающихся деятелей отечественной и мировой культуры. О признании его многогранной культурной деятельности свидетельствуют награды, присужденные ему правительствами многих стран мира, а также почетные звания, присвоенные научными, общественными и культурными организациями, основателем, меценатом, президентом и действительным членом которых он был.Одна из самых известных пророчиц мира, болгарская ясновидящая Ванга, очень интересно рассказывала о Рерихе и его творчестве. В 1978 году младший сын Рерихов, Святослав Николаевич Рерих, также художник, приехал в Болгарию с официальным визитом по культурным связям между Болгарией и Индией. Зная о необычном пророческом даре Ванги, он встретился со знаменитой ясновидящей. Во время встречи Ван сказал ему: "Я вижу Тибет и Гималаи. Там, в тех местах, началась древнейшая история человечества… Твой отец был неземным человеком. Не только художник, но и пророк. Все его картины - это прозрения. Они несут в себе скрытые знания, которые могут понять только духовно утонченные люди...".Тематика живописных работ Рериха необычайно широка по своему охвату. Она охватывает не только земную жизнь людей, красивые пейзажи, исторические сюжеты или изображения святых, которые часто появляются в работах других художников. Сюжеты картин Рериха выходят за рамки привычных жизненных рамок. Они рассказывают о Космосе, других мирах, необычных духовных способностях человека, тайнах ушедших цивилизаций, скрижалях далекого прошлого и тайнах будущего нашей планеты.Еще одной важной особенностью живописного наследия Рериха является глубокий символизм его картин. Многие искусствоведы мира уже давно говорят о скрытом символизме его полотен и отраженных в них глубочайших философских идеях. Не случайно полотна Рериха называют "картинами с идеограммами". Когда на Западе было обнаружено, что в зрачке знаменитой Джоконды Леонардо "зашифрованы" определенные инициалы, это открытие повсюду преподнесли как сенсацию. Но на картинах Рериха есть гораздо более важные тайные символы.Философский и глубокий духовный смысл полотен Рериха интуитивно ощущают многие посетители выставок Рериха. Именно поэтому у художника так много поклонников по всему миру, не только среди любителей живописи, но и среди последователей эзотерических знаний. Духовное значение творчества Рериха уже было понято его современниками, особенно представителями творческой элиты России. Так, Михаил Бабенчиков писал: "Те, кто видит в Рерихе только живопись, слепы. Мудры те, кто видит в нем одного из величайших духовных лидеров нашей эпохи".Тем не менее, во многом скрытая и не афишируемая самим Рерихом духовная сторона его творчества до сих пор малоизвестна. Первым человеком, который раскрыл широкой публике тайну духовных основ творчества Николая Рериха, был биограф семьи Рерихов Павел Федорович Беликов[1]. Именно ему мы обязаны нашим знанием тех аспектов жизни Николая Рериха, которые сделали его не только великим художником, но и философом.Список использованных источниковБояркина, А.П. Идеи русского космизма в трудах Н.К. Рериха // ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. Сборник статей XXV Международной научной конференции, посвящённой Году культуры в России. Ответственный редактор С.К. Гураль; Национальный исследовательский Томский государственный университет. 2015. С. 263-268.Горощенова, О.А. Н.К. Рерих глазами современников // КУЛЬТУРА – ПУТЬ В БУДУЩЕЕ: ФИЛОСОФИЯ КОСМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. Материалы международной научно-общественной конференции. 2019. С. 217-222.Даркина, А.В. Символика веры в городском пространстве живописи Н. Рериха // ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. Материалы IV международной научно-практической конференции. Под ред. Т.И. Рябовой. 2017. С. 250-254.Дьяченко, И.Ю. Деятельность Н.К. Рериха по сохранению культурного наследия: принципы, методы, формы. автореферат дис. ... кандидата культурологии / Акад. переподгот. работников искусства, культуры и туризма. Москва, 2012Жигота, В.Э. Живопись Николая Рериха: на пути к новой эстетике // Рериховское наследие. Санкт-Петербургский государственный университет; Государственный Эрмитаж; Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов. Санкт-Петербург, 2019. С. 481-486.Засташкова, М.А. Николай Константинович Рерих – учитель жизни // Вестники космической эволюции. Материалы региональных общественно-научных конференций. 2013. С. 137-143.Лапина, Е.А. Космическая тема в живописном творчестве Н.К. Рериха // ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. Сборник статей XXV Международной научной конференции, посвящённой Году культуры в России. Ответственный редактор С.К. Гураль; Национальный исследовательский Томский государственный университет. 2015. С. 279-283.Лебеденко, А.А. Идея общины в товрчестве Н.К. Рериха // Россия и наследие Рерихов. Материалы Международной научно-общественной конференции. Москва, 2018. С. 147-159.Лихтман, Н.Н. Николай Рерих и наука // ПЕТЕРБУРГСКИЙ РЕРИХОВСКИЙ СБОРНИК. Мемориальное собрание С.С. Митусова в Санкт-Петербурге, Академическая гимназия Санкт-Петербургского государственного университета. Санкт-Петербург, 1998. С. 182-190.Лопакова, А.В. Николай Рерих и иконописец Фёдор Лопаков // Рериховское наследие. Санкт-Петербургский государственный университет; Государственный Эрмитаж; Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов. Санкт-Петербург, 2019. С. 525-537.Мертенов, Е.Б. Евразийские архетипы в творчестве Николая Рериха // Фундаментальные и прикладные исследования: новое слово в науке. Международная научно-практическая конференция. Автономная некоммерческая организация содействия развитию современной отечественной науки Издательский дом «Научное обозрение». 2014. С. 124-134.Наваанзоч, Х.Ц. «Великий всадник» Н.К. Рериха как зов к будущему Монголии // Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения. 2016. № 8. С. 281-286.Попов, Д.Н. Вехи искусства Николая Рериха // Рериховское наследие. Материалы XIV Международной научно-практической конференции. 2015. С. 397-421.Рерих, Н.К. Эпистолярное наследие Николая Константиновича Рериха. Из архива Одесского Дома-музея им. Н. К. Рериха / Одесса, 2007. Сер. вып. 3 Серия "Наследие семьи Рерихов" : издание Одесского Дома-музея им. Н. К. Рериха Том Впервые публикуемое письмо Николая Константиновича Рериха к Джозефу Эрлу Шраку (от 5 января 1932 годаРосов, В.А. Русско-американские экспедиции Н.К. Рериха в Центральную Азию. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / ГОУВПО "Санкт-Петербургский государственный университет". Санкт-Петербург, 2005Самохина, Н.Е. Философский символизм живописного творчества Н.К. Рериха // Культура и искусство. 2012. № 4. С. 67-74.Чжу, Х. Восток в жизни и творчестве Н. Рериха // Межкультурная коммуникация: Запад-Россия-Восток. Материалы Международной студенческой научно-практической конференции. Под редакцией Е.Е. Тихомировой. 2017. С. 56-58.Альбом иллюстрацийИл. 2. Н.К. Рерих. Идолы. Картон, гуашь. 49,0 x 58,0Государственный Русский музей. Россия. Санкт-ПетербургИл. 3. Н.К. Рерих. Зловещие. 1901. Xолст, масло. 104 х 233.5 см.Государственный Русский музей. Россия. Санкт-ПетербургИл. 4. Н.К. Рерих. Ростов Великий. 1903. Дерево, масло. 31.4 x 41 см. Государственная Третьяковская галерея, Россия, МоскваИл. 5. Н.К. Рерих. Тень учителя. 1932. Холст, темпера. 74.5 x 117.5 см. Государственная Третьяковская галерея, Россия, МоскваИл. 6. Н.К. Рерих.1931. Холст, темпера, 73 x 101.5 см. Нижегородский государственный художественный музей, Россия, Нижний НовгородИл. 7. Н.К. Рерих. Эверест. 1935. Холст, темпера. 61 x 152 см.Государственный русский музей. Россия, Санкт-ПетербургИл. 8. Н.К. Рерих. Слава Гималаев. 1943. Холст, темпера. 37.5 x 122 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Список использованных источников

1. Бояркина, А.П. Идеи русского космизма в трудах Н.К. Рериха // ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. Сборник статей XXV Международной научной конференции, посвящённой Году культуры в России. Ответственный редактор С.К. Гураль; Национальный исследовательский Томский государственный университет. 2015. С. 263-268.
2. Горощенова, О.А. Н.К. Рерих глазами современников // КУЛЬТУРА – ПУТЬ В БУДУЩЕЕ: ФИЛОСОФИЯ КОСМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ И СОВРЕМЕННОСТЬ. Материалы международной научно-общественной конференции. 2019. С. 217-222.
3. Даркина, А.В. Символика веры в городском пространстве живописи Н. Рериха // ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. Материалы IV международной научно-практической конференции. Под ред. Т.И. Рябовой. 2017. С. 250-254.
4. Дьяченко, И.Ю. Деятельность Н.К. Рериха по сохранению культурного наследия: принципы, методы, формы. автореферат дис. ... кандидата культурологии / Акад. переподгот. работников искусства, культуры и туризма. Москва, 2012
5. Жигота, В.Э. Живопись Николая Рериха: на пути к новой эстетике // Рериховское наследие. Санкт-Петербургский государственный университет; Государственный Эрмитаж; Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов. Санкт-Петербург, 2019. С. 481-486.
6. Засташкова, М.А. Николай Константинович Рерих – учитель жизни // Вестники космической эволюции. Материалы региональных общественно-научных конференций. 2013. С. 137-143.
7. Лапина, Е.А. Космическая тема в живописном творчестве Н.К. Рериха // ЯЗЫК И КУЛЬТУРА. Сборник статей XXV Международной научной конференции, посвящённой Году культуры в России. Ответственный редактор С.К. Гураль; Национальный исследовательский Томский государственный университет. 2015. С. 279-283.
8. Лебеденко, А.А. Идея общины в товрчестве Н.К. Рериха // Россия и наследие Рерихов. Материалы Международной научно-общественной конференции. Москва, 2018. С. 147-159.
9. Лихтман, Н.Н. Николай Рерих и наука // ПЕТЕРБУРГСКИЙ РЕРИХОВСКИЙ СБОРНИК. Мемориальное собрание С.С. Митусова в Санкт-Петербурге, Академическая гимназия Санкт-Петербургского государственного университета. Санкт-Петербург, 1998. С. 182-190.
10. Лопакова, А.В. Николай Рерих и иконописец Фёдор Лопаков // Рериховское наследие. Санкт-Петербургский государственный университет; Государственный Эрмитаж; Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов. Санкт-Петербург, 2019. С. 525-537.
11. Мертенов, Е.Б. Евразийские архетипы в творчестве Николая Рериха // Фундаментальные и прикладные исследования: новое слово в науке. Международная научно-практическая конференция. Автономная некоммерческая организация содействия развитию современной отечественной науки Издательский дом «Научное обозрение». 2014. С. 124-134.
12. Наваанзоч, Х.Ц. «Великий всадник» Н.К. Рериха как зов к будущему Монголии // Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения. 2016. № 8. С. 281-286.
13. Попов, Д.Н. Вехи искусства Николая Рериха // Рериховское наследие. Материалы XIV Международной научно-практической конференции. 2015. С. 397-421.
14. Рерих, Н.К. Эпистолярное наследие Николая Константиновича Рериха. Из архива Одесского Дома-музея им. Н. К. Рериха / Одесса, 2007. Сер. вып. 3 Серия "Наследие семьи Рерихов" : издание Одесского Дома-музея им. Н. К. Рериха Том Впервые публикуемое письмо Николая Константиновича Рериха к Джозефу Эрлу Шраку (от 5 января 1932 года
15. Росов, В.А. Русско-американские экспедиции Н.К. Рериха в Центральную Азию. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук / ГОУВПО "Санкт-Петербургский государственный университет". Санкт-Петербург, 2005
16. Самохина, Н.Е. Философский символизм живописного творчества Н.К. Рериха // Культура и искусство. 2012. № 4. С. 67-74.
17. Чжу, Х. Восток в жизни и творчестве Н. Рериха // Межкультурная коммуникация: Запад-Россия-Восток. Материалы Международной студенческой научно-практической конференции. Под редакцией Е.Е. Тихомировой. 2017. С. 56-58.

Вопрос-ответ:

Кем был Николай Рерих?

Николай Константинович Рерих был российским художником, писателем, археологом, философом, мистиком и путешественником. Он также активно занимался пропагандой мира и культуры, участвовал в организации различных международных культурных проектов.

Какие были особенности творчества Николая Рериха?

Особенностью творчества Николая Рериха было сочетание различных искусств, таких как живопись, литература, музыка и театр. Он также применял уникальные техники и символический язык, чтобы передать свои идеи и философию через свои произведения и создать гармоничный образ мира.

Какие темы и мотивы можно найти в работах Николая Рериха?

В работах Николая Рериха можно найти разнообразные темы и мотивы. Он изображал пейзажи, портреты, битвы, исторические события, мифологические персонажи, религиозные и духовные идеи. Он также часто изображал красоту и мощь природы, особенно горных ландшафтов.

Какие творческие циклы создал Николай Рерих?

Николай Рерих создал несколько творческих циклов, включающих различные серии картин на сходные темы. Некоторые из них включают "Тайна", "Бессмертные", "Тибетские мотивы", "Белые города" и "Боевой путь". В каждом цикле он стремился передать свои философские и духовные идеи через изображение конкретных сюжетов и мотивов.

Какое значение имеет творчество Николая Рериха?

Творчество Николая Рериха имеет огромное значение в истории искусства и культуры. Он считается одним из выдающихся российских художников XX века и его работы являются настоящими произведениями искусства. Он также оставил большое наследие в области культурного наследия и вопросов мира и межкультурного взаимопонимания.

Какова биография Н.К. Рериха?

Николай Константинович Рерих был русским художником, писателем, путешественником и общественным деятелем. Он родился в 1874 году в Санкт-Петербурге, и его семья имела благородное происхождение. Рерих получил тщательное художественное образование и стал известен своей техникой и стилем, характерными для его картин. Он также проявил себя как философ, путешественник и защитник культурного наследия. В 1920 году Рерих эмигрировал в Индию, где продолжил свою деятельность и создал культурно-просветительский центр в Хималаях. Он умер в 1947 году.

Какие особенности творчества Николая Рериха?

Творчество Николая Рериха отличается своим уникальным стилем и содержанием. Он был известен своими яркими и красочными картинами, на которых изображены пейзажи, исторические события, портреты и мифологические сюжеты. Рерих использовал особые приемы и техники, чтобы создавать эффекты света и цвета на своих полотнах. Его работы отличаются высокой степенью детализации, вниманием к деталям и гармоничным сочетанием цветов. Его творчество также оказало большое влияние на развитие современного искусства.

Какие темы и мотивы присутствуют в творчестве Рериха?

В творчестве Николая Рериха встречаются различные темы и мотивы. Он изображал пейзажи, такие как горы, реки, леса и цветущие поля. Он также создавал работы, посвященные историческим событиям, мифологии и религиозным темам. Один из основных мотивов в его работах - это символика и духовность. Рерих был приверженцем идеи объединения всемирного наследия и понимания международной культуры, и его работы отражают эту идею. Он также часто изображал людей, особенно женщин, с мягкими и благородными чертами лица.

Какие особенности можно выделить в творчестве Николая Рериха?

В творчестве Николая Рериха можно выделить несколько особенностей. Во-первых, он был многосторонним художником, работал в различных жанрах и техниках, включая живопись, рисунок, графику и театральные декорации. Во-вторых, его творчество было связано с философией и духовностью, он стремился воплотить высокие идеалы и символы в своих работах. В-третьих, Рерих использовал яркую и насыщенную цветовую гамму, что создавало особую атмосферу его картин.