методика работы над грамматическими понятиями
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 25.05.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ 5
1.1. Сущность грамматических понятий 5
1.2. Основы формирования грамматических понятий у младших школьников 11
1.3 Методические условия, обеспечивающие эффективное усвоение понятий 16
1.4 Методы и приемы формирования грамматических понятий 20
1.5 Выводы по 1 главе. 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КЛАССЕ 24
2.1. Выявление уровня освоения грамматического понятия. Характеристика классного коллектива. Констатирующий этап исследования. 24
2.2 Создание условий на уроках обучения грамоте для формирования грамматического понятия 30
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы. Заключительный этап исследования 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 41
При разработке курсов грамотности учитывались методические рекомендации по обучению русскому языку в начальной школе. Таким образом, знакомство первоклассников с первыми понятиями (речь, предложение, слово) обеспечивает для установления признаков идентификации понятия.Обращение к понятию «речь» предполагает обсуждение с первоклассниками следующих характеристик:- речь – средство общения людей;- речь – средство передачи информации;- речь может быть устной и письменной.Опишем эту работу (приложение 1)[14].В ходе занятия учащиеся познакомились с таким грамматическим понятием, как речь, а также обсудили понятие предложение, продолжающее ряд первых лингвистических понятий, характеризующееся рядом важных идентификационных признаков для усвоения данного понятия первокурсниками. ученики. Во-первых, предложение является «фрагментом» речи и может быть выделено из речевого потока. Во-вторых, предложение можно рассматривать как выраженную мысль. И, в-третьих, в предложении присутствует интонация, на которую учащиеся обязательно должны обратить внимание.Усвоение грамматического понятия «предложение» осуществляется также на следующем занятии по теме «Предложение». Опишем работу, посвященную ознакомлению первоклассников с признаками грамматического понятия «предложение» (тема урока «предложение») (приложение 2)[14].Основным упражнением в этот период является определение границ предложения и его схематическое написание. Традиционно такой вид работы в методической науке называют графическим диктантом. Моделирование при обучении грамоте служит средством материализации неуловимых для ребенка языковых явлений и обеспечивает практические и материальные действия с ними: на первых занятиях речь идет о работе с готовыми моделями (схемами), позже - о самостоятельном их составлении.Моделируются не только понятия (предложение, слово, звук и др.), но и графические и орфографические правила, с которыми дети знакомятся на первом году обучения родному языку. Модели и схемы этих правил становятся для учащихся своего рода «опорными сигналами», отражающими теорию языка. Понятие «слово» является центральным в курсе русского языка. Первоклассники узнают о двух ключевых особенностях:- слово имеет значение, то есть называет предмет, действие, признак;- слово является частью предложения.Следующая тема урока посвящена изучению предложений и слов. Описание работы, посвященной познанию понятия «слово» (приложение 3)[14].Так, на уроках грамоты в первом классе учащиеся усваивают первые грамматические понятия, в том числе такие понятия, как «речь», «предложение», «слово». Важным условием образования грамматических понятий является установление отличительных признаков понятия. Эффективному усвоению понятий младшими школьниками способствует использование на уроках заданий по грамотности с применением наглядности, моделирования, игровых приемов обучения.2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы. Заключительный этап исследованияЦель контрольного этапа: определить влияние заданий, используемых на уроках грамоты, на формирование грамматических понятий у младших школьников. Задачи:- провести повторную диагностику уровня овладения грамматическим понятием у младших школьников контрольной и экспериментальной групп;- проанализировать результаты диагностики и выявить уровни овладения грамматическим понятием у младших школьников контрольной и экспериментальной групп;- сравнить результаты диагностики уровня овладения грамматическим понятием у младших школьников контрольной и экспериментальной групп на этапах наблюдения и контроля экспериментальной работы и сделать выводы о влиянии заданий, используемых на уроках грамоты, на формирование грамматического понятия у младших школьников.На контрольном этапе проводилась повторная диагностика уровня грамматического овладения понятием детей раннего возраста и методика, позволяющая определить способность учащегося дифференцировать существенные признаки предметов или явлений-не существенное, вторичное - умение управлять словообразованием и словообразованием, что позволяет судить об итоговом развитии логического мышления, определяющего эффективность формирования грамматических понятий младших школьников.Результаты диагностики уровня овладения грамматическим понятием у студентов контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе представлены на рисунке 2[14].Рис. 2. Гистограмма результатов диагностики уровня освоения грамматического понятия у младших школьников контрольной и экспериментальной группы (контрольный этап)В контрольной группе высокий уровень овладения грамматической концепцией выявлен у 18 % испытуемых, выше среднего - у 14 % первокурсников, средний - у 36 % детей и низкий - у 32 % контрольной. студенты группы.В экспериментальной группе на контрольном этапе высокий уровень овладения грамматической концепцией выявлен у 27 % испытуемых, выше среднего – у 32 % первоклассников, средний уровень – у 32 % учащихся. у школьников есть и низкий уровень – 9% учащихся контрольной группы.Проследим динамику изменения уровня овладения грамматическим понятием у младших школьников контрольной и экспериментальной групп путем сравнения результатов диагностики на этапах наблюдения и контроля (рис. 3)[14].Рис. 3. Сравнительные результаты диагностики уровня освоения грамматического понятия у младших школьников контрольной и экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапахСогласно рисунку 3, в контрольной группе результаты диагностики уровня овладения грамматическим понятием у младших школьников за время эксперимента не изменились.В группе как на констатирующем, так и на контрольно-экспериментальном этапе 18 % учащихся с высоким уровнем знания грамматики понятия, 14 % учащихся с уровнем выше среднего, 36 % учащихся со средним уровнем были идентифицированы. и 32% детей младшего и слаборазвитого возраста, что позволяет судить о слабом развитии абстрактно-логического мышления; неумение применять общие правила грамматики на практическом уровне; овладение приемами словоизменения и словообразования.Младшие школьники с низким уровнем плохо усваивают грамматические понятия на уроках грамоты. В экспериментальной группе результаты диагностики на констатирующем и контрольном уровнях экспериментального исследования существенно изменились. Если на этапе наблюдения в экспериментальной группе было всего 14% учеников с высоким уровнем владения грамматикой, то на этапе контроля доля таких студентов составила 27%.При выполнении заданий методики эти студенты проявили понимание цели задания, выполнили их быстро, самостоятельно и успешно, без конкретных ошибок. Доля учащихся с грамматикой выше среднего также значительно увеличилась: с 18% на подтверждающем этапе до 32% на контрольном этапе. Эти младшие школьники понимали задачи, ставили их, но иногда действовали методом проб и ошибок, чаще всего приходя к правильному решению.Доля учащихся со средним уровнем владения грамматикой среди младших школьников экспериментальной группы за время пилотного исследования не изменилась и составила 32 % на обоих этапах. Эти ребята тоже разобрались с задачами, справились с ними, действовали методом проб и ошибок, приняли помощь, допустили несколько ошибок.Наконец, в экспериментальной группе значительно снизилась доля учащихся с низким уровнем усвоения грамматики: с 36 % на этапе становления до 9 % на контрольном этапе. Ученики с низким уровнем овладения грамматической концепцией отказывались выполнять задание самостоятельно, но принимали помощь, выполняли его долго с большим количеством попыток, допускали много специфических ошибок.Положительная динамика изменения уровня овладения грамматическим понятием у младших школьников экспериментальной группы свидетельствует о том, что на протяжении всего эксперимента происходило развитие абстрактно-логического мышления, что определяет способность младших школьников дифференцировать существенные признаки предметов или явления от несущественных, второстепенных, к правильному употреблению различных грамматических форм на практическом уровне.Таким образом, результаты показывают, что на уроках грамоты младшие школьники первыми овладевают грамматическими понятиями, среди которых такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», способствует использование заданий с использованием наглядности, моделирования, игровых приемов обучения. развитию абстрактно-логического мышления учащихся, от которого зависит эффективность формирования грамматических понятий.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате исследования сделать выводы что: На уроках грамоты младшие школьники первыми овладевают грамматическими понятиями, среди которых такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», способствует использование заданий с использованием наглядности, моделирования, игровых приемов обучения. развитию абстрактно-логического мышления учащихся, от которого зависит эффективность формирования грамматических понятий.В теоретических рамках анализа литературы по проблеме формирования грамматики понятий у детей раннего возраста и на уроках грамоты установлено, что грамматика понятий содержит результат обобщения существенных признаков, свойственных фонемам, морфемам, лексемам (словам), словосочетаниям, предложениям.При формировании грамматических понятий у младших школьников необходимо развивать умение абстрагироваться от лексического значения конкретных слов и синтезировать общую, грамматическую, характеристику слов как определенной лексико-грамматической группы (которая указывает, на какой вопрос отвечать, как изменяются и др.).Процесс образования грамматического понятия – сложный и длительный процесс. Важно, чтобы учащиеся понимали сущность понятия, умели точно формулировать определения понятия и переносить признаки понятия на новый материал языкознания, то есть уметь распознавать изучаемое понятие и применять знания, полученные на практике речи. Во второй главе представлена экспериментальная работа по формированию грамматических понятий на уроках грамоты.Таким образом, на протяжении всего эксперимента происходило развитие абстрактно-логического мышления, определяющего умение младших школьников правильно употреблять различные грамматические формы на практическом уровне. Полученные результаты свидетельствуют о том, что при ознакомлении учащихся с грамматическими понятиями «речь», «предложение», «слово», использование заданий с использованием наглядности, моделирования, игровых приемов обучения способствует развитию абстрактно-логического мышления младших школьников, что определяет эффективность формирования грамматических понятий у учащихся.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Ерофеева И. Н. Русский язык. Первые шаги./ Ерофеева И. Н. - М.: Златоуст. 2019. 296 с.2. Костомаров В. Г. Современный русский литературный язык в 2 частях./ Костомаров В. Г. - М.: Юрайт. 2019. 352 с.3. Милославский И. Г. Краткая практическая грамматика русского языка./ Милославский И. Г. - М.: Либроком. 2020. 286 с.4. Самсонов Н. Б. Русский язык и культура речи./ Самсонов Н. Б. - М.: Юрайт. 2019. 278 с.5. «Азбука. 1 класс» В 2 ч. / В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. [Электронные ресурсы] – Режим доступа: Виноградскаяhttps://schooln45.ru/assets/mymedia/Uchebniki/(дата обращения 17.04.2022) 6. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. [Электронные ресурсы] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01005943786 (дата обращения 17.04.2022) 7. Виноградов В.В. Русский язык. [Электронные ресурсы] – Режим доступа:https://search.rsl.ru/ru/record/01002138883 (дата обращения 17.04.2022) 8. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. [Электронные ресурсы] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01000973666 (дата обращения 17.04.2022)9. Глухов, В.П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. [Электронные ресурсы] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001704284 (дата обращения 17.04.2022)10. Гоголина Т.В. Базовые грамматические понятия: от теории к практике. [Электронные ресурсы] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/bazovye (дата обращения 17.04.2022)11. Жуйков С.Ф. Психология усвоения грамматики в начальных классах. [Электронные ресурсы] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01006185168 (дата обращения 17.04.2022) 12. Леонтьев А.Н. Становление психологии деятельности. [Электронные ресурсы] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002408648 (дата обращения 17.04.2022)13. Лисицкая Л.Г. Стилистическая характеристика языка современных медиатекстов. [Электронные ресурсы] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/stilisticheskaya (дата обращения 17.04.2022) 14. МАОУ СОШ № 26 города Южно-Сахалинск. [Электронные ресурсы] – Режим доступа: https://school26-65.ru/ (дата обращения 17.04.2022)15. Шуритенкова В.А. Особенности формирования грамматических понятий в начальной школе. [Электронные ресурсы] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti (дата обращения 17.04.2022)16 ФГОС НОО [Электронные ресурсы] – Режим доступа: https://fgos.ru/ (дата обращения 17.04.2022)ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение 1Тема урока обращение к понятию «речь»«Письменная и устная речь» Учитель организует общение младших школьников на интересующую их тему (кто что любит и не любит, о домашних животных, летних каникулах и т.д.), он активно участвует в беседе, затем спрашивает, было ли интересно поговорить друг с другом, пообщаться? Поддерживая ответы учащихся, продолжайте задавать наводящие вопросы. Что помогло узнать друг друга, обменяться впечатлениями, обменяться мыслями? Почему учащиеся поняли друг друга?Образовавшаяся пауза свидетельствует о том, что первоклассники еще не могут найти правильный ответ. В этом случае учитель сам придумывает это слово-термин: «Я вам скажу: это слово «речь». Все, конечно, слышали. Мы помогли передать нашу речь, речь идет на русском языке.Желательно разместить на доске табличку с этим словом, чтобы его могли прочитать первоклассники, которые уже умеют читать: РЕЧЬ. Важно не только ввести новое слово, но и обеспечить его употребление в практике активной речи.Итак, на уроке учитель определяет новое содержание беседы с первоклассниками: как вы думаете, там, где живут белые медведи, тепло или холодно? (Холодно!) Вы уверены? А откуда ты знаешь? Вы часто туда ходите? Учитель подчеркивает интонационно слово «ты знаешь». Учащиеся сообщают, что кто-то читал мою маму, кто-то слышал рассказ моего дедушки, кто-то смотрел фильм и т. д.С помощью вопроса молодые учащиеся задаются вопросом, использовали ли они речь в то время, когда читали или рассказывали вам? Многие дети ответят утвердительно, что мы тогда общались. Обобщая ответы учащихся, преподаватель обращает внимание на то, что с помощью речи люди передают и получают знания, поэтому речь необходима для общения и обмена знаниями.Важно уметь слушать и понимать речь. Для ознакомления с устной и письменной речью учитель вновь определяет новое содержание беседы с первоклассниками. «Вчера я получил письмо от друга, который живет в другом городе и работает учителем. Я прочитал письмо так, как будто говорил с ним. Я узнал, что его первоклассники также изучают понятие «речь». Как вы думаете, когда моя подруга писала письмо, она использовала речь? Использовал ли я речь, когда читал это письмо?Обобщая ответы учащихся, педагог подводит детей к выводам: речь помогает людям понять друг друга, поделиться чувствами, о чем-то договориться. Наши вопросы, ответы, просьбы, чтение сказок и рассказов — все это наша речь. Приложение 2Тема урока «предложение»Для формирования этого понятия на уроке используется игровой метод обучения. Форма игры способствует переходу детей от дошкольной игры к учебной деятельности, включающей в себя такую игру.Игра: «Буратино. написал тебе звуковое письмо. Мальвина услышала письмо и сказала, что Буратино не умеет пользоваться речью. письмо и решить, что не понравилось Мальвине?классы в школе поздравление первоклассников с новым учебным годом».После прослушивания задавайте вопросы. Вы поняли письмо Буратино? (Нет. Почерк не очень четкий). Поэтому Мальвина решила прочитать письмо по-другому. Послушаем, как оно звучит. Прослушивается тот же текст, но с правильной интонацией: повышением голоса в начале предложения и понижением в конец, с паузами между предложениями и смысловыми акцентами в них.Учитель задает наводящие вопросы. Чем отличается чтение Мальвины? (Когда Мальвина читала письмо, оно было как-то составлено из кусков. Каждый из этих кусков произносился отдельно). Действительно, наша речь состоит из отдельных частей. В каждой части выражается мысль. Такие куски речи отделены от между собой короткими остановками, паузами, что помогает нам лучше понять выражаемую мысль. «Кусочки» речи называются предложениями. Кто хоть раз слышал это слово?Многим первоклассникам, особенно тем, кто получил дошкольное образование в детском саду или в специальных подготовительных группах, знакомо это слово. Снова послушаем письмо Мальвины и посчитаем количество предложений в нем. Умение выделять предложения из потока речи важно для последующего изучения русского языка.Также студенты начинают приобретать опыт аналитических действий, которые играют большую роль в формировании языкового мышления в целом. Формирование у первоклассников умения определять количество предложений сопровождается употреблением первого модельного предложения: _________________. (!?), который показывает начало предложения и возможные знаки в конце. Приложение 3Тема урока посвящена изучению предложений и словРаботая на уроке с отдельным изданием (книгой) популярной русской сказки «Репка», учитель организует беседу. Задает наводящие вопросы по учебнику. Вы знаете эту книгу? Как называется сказка? Посмотрите на первый рисунок. Попросите произнести первое предложение этой сказки. (Дед посадил репку.)«Нарисуй» это предложение: _________________. Послушайте, как это произносится. Учитель произносит предложение с преувеличенными паузами между словами. После прослушивания просит ответить на вопросы. Что вы заметили? (Предложение распалось на части, на кусочки). Сколько таких частей получается? (Три.) Покажем их на модели. Учитель пишет на доске: ______ _______ _______.Каждая часть представляет собой слово. Сколько слов в этом предложении? Что первое? Второй? Третий? (Учащиеся называют слова.) Сохранился ли знак в конце предложения? Сравните две модели предложений. Из какой именно модели известно количество слов в предложении? (Из второй.) Как это показано? (Три отдельные строки.) Кто догадался, как мы будем обозначать отдельное слово? (Линией.) Теперь покажем на схеме количество слов в предложении.Учитель продолжает урок. Назовите предметы вокруг вас. (Письменный стол, доска, пенал). Я иду брать предмет. Что это такое? (Это пенал.) Как вы думаете, предмет пенал и слово карандаш одно и то же или нет? ( Конечно, это одно и то же.) Проверьте: что можно сделать карандашом? (Взять, открыть, закрыть, убрать в портфель.) Кладу карандаш в стол. Что можно сделать со словом карандаш ?Можно ли открыть подставку для карандаш, закрыть, положить в футляр? (Нет, нельзя!) Если я сейчас задам вам один и тот же вопрос: слово карандаш и предмет карандаш - это одно и то же? ты собираешься ответить сейчас? (Это не одно и то же.)Что можно сделать со словом карандаш карандаш? (говорить, писать, читать, слушать). Задайте наводящие вопросы по теме урока. Зачем нужны разные вещи (предметы)? (Чтобы мы могли ими пользоваться). А зачем нужны слова? (Называть предметы, вещи). Обобщая ответы детей, воспитатель конкретизирует результаты такого наблюдения Языкознание: слова необходимы для того, чтобы называть их предметами, действиями , признаки предметов и т.д.
2. Костомаров В. Г. Современный русский литературный язык в 2 частях./ Костомаров В. Г. - М.: Юрайт. 2019. 352 с.
3. Милославский И. Г. Краткая практическая грамматика русского языка./ Милославский И. Г. - М.: Либроком. 2020. 286 с.
4. Самсонов Н. Б. Русский язык и культура речи./ Самсонов Н. Б. - М.: Юрайт. 2019. 278 с.
5. «Азбука. 1 класс» В 2 ч. / В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. [Электронные ресурсы] – Режим доступа: Виноградскаяhttps://schooln45.ru/assets/mymedia/Uchebniki/(дата обращения 17.04.2022)
6. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. [Электронные ресурсы] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01005943786 (дата обращения 17.04.2022)
7. Виноградов В.В. Русский язык. [Электронные ресурсы] – Режим доступа:https://search.rsl.ru/ru/record/01002138883 (дата обращения 17.04.2022)
8. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. [Электронные ресурсы] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01000973666 (дата обращения 17.04.2022)
9. Глухов, В.П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. [Электронные ресурсы] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001704284 (дата обращения 17.04.2022)
10. Гоголина Т.В. Базовые грамматические понятия: от теории к практике. [Электронные ресурсы] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/bazovye (дата обращения 17.04.2022)
11. Жуйков С.Ф. Психология усвоения грамматики в начальных классах. [Электронные ресурсы] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01006185168 (дата обращения 17.04.2022)
12. Леонтьев А.Н. Становление психологии деятельности. [Электронные ресурсы] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002408648 (дата обращения 17.04.2022)
13. Лисицкая Л.Г. Стилистическая характеристика языка современных медиатекстов. [Электронные ресурсы] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/stilisticheskaya (дата обращения 17.04.2022)
14. МАОУ СОШ № 26 города Южно-Сахалинск. [Электронные ресурсы] – Режим доступа: https://school26-65.ru/ (дата обращения 17.04.2022)
15. Шуритенкова В.А. Особенности формирования грамматических понятий в начальной школе. [Электронные ресурсы] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti (дата обращения 17.04.2022)
16 ФГОС НОО [Электронные ресурсы] – Режим доступа: https://fgos.ru/ (дата обращения 17.04.2022)