Специфика самоотношения агрессивной личности

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 75 75 страниц
  • 44 + 44 источника
  • Добавлена 28.06.2022
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООТНОШЕНИЯ И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 6
1.1 Место самоотношения в структуре самосознания 6
1.2 Структурные компоненты самоотношения 9
1.3 Агрессивное поведение как психологический феномен и его особенности в юношеском возрасте 13
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 30
2.1 Организация и методы исследования, обоснование методик и описание выборки 30
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования особенностей самоотношения студентов с разным уровнем агрессивного поведения 34
2.3 Практические рекомендации участникам образовательного процесса 48
Выводы по главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Фрагмент для ознакомления

Можно предположить, что проявление у них различных форм агрессивности ситуационно обусловлено, они не склонны к проявлению «вербальной агрессии» (выражению своих негативных чувств через крик, ссоры, угрозы, проклятья, ругань), но при этом у них выражен «негативизм» (оппозиционная манера поведения, направленная против руководства их поведением, они могут либо пассивно сопротивляться, либо активно бороться против установившихся законов и обычаев). 2. У студентов данной группы большинство показателей агрессивных и враждебных реакций находятся в зоне средних значений. Наиболее выражена «самоагрессия» (молодые люди данной группы имеют тенденцию направлять агрессию на самих себя, могут причинять себе физические или психические страдания).3. Большинство показателей самоотношения находятся в зоне средних значений. Эти студенты характеризуются избирательным отношением к себе, они преодолевают некоторые психологические защиты при актуализации других, особенно в критических ситуациях. Некоторые свои качества они высоко оценивают, признают их уникальность. Другие качества недооценивают. Поэтому замечания окружающих могут вызвать ощущение малоценности, личной несостоятельности. 4. В ходе корреляционного анализа установлено:- чем больше у юношей внутренних конфликтов, сомнений, тенденций к самокопанию и рефлексии, чем больше они не согласны с собой, тем больше они готовы проявлять негативные чувства, зависть, ненависть и недоверие к окружающим, тем больше они агрессивны и враждебны.- студенты, которым свойственно чувствовать вину за свои промахи и неудачи, собственные недостатки готовы проявлять вспыльчивость, грубость, негативное отношение и недоверие к другим.- чем более молодые люди уверенны в себе, ощущают ценность собственной личности, высоко ценят свои качества, знают, что их личность, характер и деятельность способны вызвать у других уважение, симпатию, одобрение и понимание, тем они меньше проявляет обиду, ненависть к окружающим их людям.Гипотеза исследования эмпирически подтверждена.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведенный анализ теоретических источников, позволяет говорить о том, что в отечественной и зарубежной психологии понятие «агрессивность» рассматривается неоднозначно. Однако в современной психологической практике агрессивность чаще всего понимается как относительно устойчивая личностная черта, проявляющаяся в готовности субъекта к агрессивному поведению, то есть к последовательности действий, направленных на нанесение физического или психологического ущерба, вплоть до уничтожения объекта, другого человека или группы людей.В психологии существует большое количество теоретических положений, которые объясняют причины возникновения агрессивности, ее природу и факторы, влияющие на ее проявление. Например, теория инстинкта предполагает агрессивное поведение как неотъемлемое свойство всех живых существ, реализующееся в борьбе за жизнь; еория побуждения подразумевает, что для осуществления агрессивного поведения необходим внешний стимул и т.д. В агрессивном поведении молодых людей проявляются гендерные различия, которые обуславливаются половозрастными и социально-культурными особенностями: разностью социальных ролей, спецификой требований к поведению мальчиков и девочек в различных ситуациях, а также существующими в обществе стереотипами мужественности и женственности. Проявление агрессии может иметь различную степень выраженности, разную форму, разные цели, может быть направлена как вовне, так и на себя.Во многих психологических исследованиях изучена и представлена тесная связь между поведением и отношением личности к себе. В некоторых работах самоотношение рассматривается на одном ряду с самопознанием, как один из функциональных аспектов самосознания.Наиболее развернутая модель самоотношения было представлена С.Р. Пантилеевым. Из-за многоплановости и глубинных переживаний, возникает сложность в строении самоотношения. В системе самоотношения можно выделить две подсистемы, первая - оценочная, вторая - эмоционально-ценностная, они занимают свое определенное место в системе саморегуляции личности.Большинство авторов сходятся на том, что самоотношение является эмоционально-оценочным компонентом. Также в структуре самоотношения можно выделить три основных фактора: самоуважение, аутосимпатия и самоуничижение.Формирование у студенческой молодежи относительно устойчивого и позитивного самоотношения является важным этапом в развитии их личности. Нами так же было проведено исследование взаимосвязи агрессивности и самоотношения в юношеском возрасте (студенты). Целью исследования являлось изучение взаимосвязи агрессивности и самоотношения студентов.В исследовании принимали участие 52 студентов в возрасте от 18 до 22 лет, обучащющиеся на 1-3 курсах университета. Результаты исследования показали, что в исследуемой выборке студентов доминирующее значение имеют вербальная и физическая формы агрессии, а также негативизм и чувство вины.В результате проведенного исследования выявлялся текущий уровень агрессивности и враждебности студентов, у большинства участников эксперимента он находится в пределах нормы. У студентов с высоким уровнем агрессии отмечаются следующие особенности в поведении: они часто теряют контроль над собой, спорят со сверстниками, ругаются; отказываются выполнять правила, винят себя в своих ошибках. Они готовы применить физическую силу («нечаянные» толчки, пинки, хлопки, удары, избиение) против другого человека. Они проявляют агрессию, считая ее нормой поведения в общении с окружающими людьми. Изучение самоотношения в данной группе показало, что у большинства исследуемых выражен средний уровень всех компонентов самоотношения. Для них характерны следующие особенности: избирательное отношение к себе, избирательное восприятие отношения окружающих к себе; некоторые свои качества они высоко оценивает, признают их уникальность, другие качества недооценивает. В привычных для себя ситуациях они сохраняет уверенность в себе, ориентацию на успех начинаний, могут проявлять выраженную способность к личному контролю. Неожиданно возникающие трудности и дополнительные препятствия способствуют усилению недооценки собственных успехов. Для выявления взаимосвязи между агрессивностью и самоотношением обучающихся был использован корреляционный анализ. Корреляционный анализ показал, что существует значимая корреляционная связь между компонентами самоотношения и видами агрессивности. Выявлены достоверные взаимосвязи между внутренней конфликтностью и уровнем раздражения, обидой, подозрительностью, чувства вины, самоагрессией, враждебностью и уровнем агрессивности. Прослеживается взаимосвязь между самообвинением и уровнем раздражения, косвенной агрессии, обиды, подозрительности, чувства вины, вербальной агрессии, самоагрессии, агрессивности, враждебности. Обратно пропорциональная связь выявлена между обидой и закрытостью, самоуваренностью, самоценностью, между обидой и отраженным самоотношением, самопривязанностью; между раздражением и закрытостью, самоценностью; между агрессивностью, вербальной агрессии и закрытостью, отраженным самоотношением; между закрытостью и физической агрессией, предметной агрессией ; между самоуверенностью и эмоциональной агрессией и агрессивностью; между самоценностью и вербальной агрессией и агрессивностью; между самопривязанностью и вербальной агрессией.Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует взаимосвязь между позитивным оценочным самоотношением (самоуважением), позитивным эмоциональным самоотношением (аутосимпатией) и агрессивностью. Также результаты исследования показали, что существует взаимосвязь между негативным самоотношением (самоуничижением) и такими формами проявления агрессии, как косвенная агрессия, раздражение, обида, подозрительность, чувство вины.Следовательно, чем больше у индивида внутренних конфликтов, сомнений, чем выше чувство вины за свои промахи и неудачи, тем больше он готов проявлять зависть, ненависть и недоверие к окружающим, тем больше индивид агрессивен и враждебен и больше готов проявлять негативные чувства в отношении себя и других.И напротив, чем больше индивид уверен в себе, внутренне открыт и честен с собой, знает, за что себя уважать, высоко ценит свои качества, знает, что его личность способна вызвать у других уважение, симпатию, тем он менее подозрителен и враждебен, меньше проявляет обиду, физическую силу против других, ненависть к окружающим его людям и агрессивность в целом.Таким образом, гипотеза, поставленная нами в начале исследования подтверждена.ВЫВОДЫ1.В процессе исследования самоотношения в качестве аспекта самосознания, следует исходить из того, что:- во-первых, оно опирается на отношения других людей;- во-вторых, неразрывно связано с самопознанием личности;- в-третьих, отражается в самооценочных суждениях;- в-четвертых, на основе оценочных суждений определяет характер «поведенческих реакций» личности как внешних, так и внутренних (в адрес своего «Я» - самообвинение, самопринятие и т.д.); - в-пятых, выступает, в целом, в качестве одного из признаков, определяющих уровень развития самосознания личности и ее жизненную активность.2. Существуют разные подходы к структуре самоотношения. Например, согласно учению В. Н. Мясищева, в структуре самоотношения выделяютсяпознавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Для подходов ряда других исследователей, характерно выделение двух подсистем: оценочной и эмоциональной. Если давать более полную характеристику самоотношения в плане его структурной организации, то следует обратить внимание на положения, разработанные С. Р. Пантилеевым и В. В. Столиным. Данными исследователями была предложена трехуровневая организация самоотношения:• уровень глобального (интегрального) самоотношения;• уровень самоотношения, описываемый четырьмя измерениями: самоуважением, аутосимпатией, самоинтересом и ожиданием положительного отношения других людей или макроуровень;• уровень внутренних действий в адрес самого себя или готовность к таким действиям (самопринятие, самообвинение, самоуверенность и другие) – микроуровень.3. В научной литературе агрессивное поведение трактуется как осуществление враждебных действий с целью нанесения физического или морального вреда другому человеку. Формы проявления агрессивного поведения различны: от оскорбительных слов (вербальная агрессия) до грубого физического насилия (физическая агрессия).4. Целью эмпирического исследования являлосьизучение психологических особенностей агрессивности и самоотношения в юношеском возрасте, а также выявление взаимосвязи или отсутствие таковой между агрессивностью и самоотношением у студентов.Гипотезами в данном исследовании были предположения о том, что в ранние студенческие годы наиболее выражены вербальная и физическая формы агрессии, негативизм и чувство вины. Также предположили, что существует взаимосвязь между агрессивностью подростка и его самоотношением.Выборка эмпирического исследования, направленного на проверку выдвинутой гипотезы, комплектовалась методом случайного отбора из студентов в составе 52 человека: 25 девушек и 27 юношей. Возраст испытуемых: 18-22 лет. Для достижения цели исследования и проведения диагностикибыли использованы следующие методики: «Опросник агрессивности Басса-Дарки» (А. Басс, А. Дарки), «Виды агрессивности» (Л.Г. Почебут), «Методика исследования самоотношения» (С.Р. Пантелеев); метод математической статистики дескриптивная статистика и корреляционный анализ Спирмена. 5.Результаты исследования показали, что в исследуемой выборке студентов доминирующее значение имеют вербальная и физическая формы агрессии, а также негативизм и чувство вины.Изучение самоотношения в данной группе показало, что у большинства исследуемых выражен средний уровень всех компонентов самоотношения. Для них характерны следующие особенности: избирательное отношение к себе, избирательное восприятие отношения окружающих к себе; некоторые свои качества они высоко оценивает, признают их уникальность, другие качества недооценивает. В привычных для себя ситуациях они сохраняет уверенность в себе, ориентацию на успех начинаний, могут проявлять выраженную способность к личному контролю. Неожиданно возникающие трудности и дополнительные препятствия способствуют усилению недооценки собственных успехов. Для выявления взаимосвязи между агрессивностью и самоотношением обучающихся был использован корреляционный анализ. Корреляционный анализ показал, что существует значимая корреляционная связь между компонентами самоотношения и видами агрессивности. Выявлены достоверные взаимосвязи между внутренней конфликтностью и уровнем раздражения, обидой, подозрительностью, чувства вины, самоагрессией, враждебностью и уровнем агрессивности. Прослеживается взаимосвязь между самообвинением и уровнем раздражения, косвенной агрессии, обиды, подозрительности, чувства вины, вербальной агрессии, самоагрессии, агрессивности, враждебности. Обратно пропорциональная связь выявлена между обидой и закрытостью, самоуверенностью, самоценностью, между обидой и отраженным самоотношением, самопривязанностью; между раздражением и закрытостью, самоценностью; между агрессивностью, вербальной агрессии и закрытостью, отраженным самоотношением; между закрытостью и физической агрессией, предметной агрессией; между самоуверенностью и эмоциональной агрессией и агрессивностью; между самоценностью и вербальной агрессией и агрессивностью; между самопривязанностью и вербальной агрессией.6. Было выявлено, что исследуемые характеристики оказывают влияние друг на друга, следовательно, рекомендации участникам образовательного процесса в этой связи, предложенные нами, состояли из двух групп: рекомендации по повышению уровня самоотношения;рекомендации по снижению уровня агрессии.ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИВ первую очередь, была предложена программа оптимизации самоотношения, ее основными задачами являются: развитие навыков самопознания и саморефлексии; развитие навыков глубокого понимания себя; развитие умение самоконтроля; формирование уверенности в себе; развитие адекватной самооценки; формирование позитивного фона отношения к себе. Программа состоит из 12 занятий, время одного занятия 40-45 минут, частота – 1 раз в неделю, каждое занятиеструктурировано следующим образом:Приветствие. Создать положительный настрой на работу, вызвать интерес и внимание к данному процессу (3-4 минуты).Разминка. Снятие мышечных и психологических зажимов (5 минут). Основная часть. Работа в соответствии с целями и задачами. Получение и закрепление положительных знаний о самом себе (20 минут). Релаксация, рефлексия. Обсуждение что нового узнали, какие чувства вызвали упражнения, что понравилось, а что нет (7-9 минут).Ритуал прощания. Упражнения на эмоциональное расслабление, оценка самому себе и группе (3-4 минуты).Ожидаемые результаты:Сформировано осознанное восприятие своего «я», своих недостатков и достоинств;Развито умение адекватно выражать свои и понимать чужие эмоциональные состояния;Сформирован интерес к саморазвитию.Развито умение понимать состояние партнера по общению, доброжелательность.Программа занятий направлена на расширение сферы «Я», каждое занятие имеет свою цель и задачи, большинство занятий направлено на расширение представлений о себе, координацию и направление своей активности, организацию поведения и отношения с людьми. Часть других занятий направлена в основном на получение нового эмоционального опыта, самооценку и анализ личностных особенностей. Самым важным в проведении занятий является анализ и рефлексия собственных мыслей, эмоциональных состояний, поступков. Во время выполнения любых упражнений каждый участник имеет возможность высказать свое мнение, обсудить свое состояние, отношение к себе и другим в процессе работы. В завершении каждого занятия происходит самоотчет каждого из участника о своих ощущениях, эмоциях и др.Рекомендации, направленные на снижение уровня агрессии, должны работать в совокупности с программой по повышению уровня самоотношения. В данной группе рекомендаций должны быть реализованы специальные семинары, тренинги, а также индивидуальные консультации с психологом, который поможет установить точную причину агрессии и разработать программу коррекции, которая была бы эффективна для каждого конкретного случая.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАбрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. М.: Академический Проект, 2017. – 456 с.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.,1968. - 342 c. Андреева Е. Н. Противоречия в самоотношении и проблемные переживания в подростковом возрасте: дис.... канд. психологических наук. СПб., 2017.— 127 с. Андреева, Г.М. Социальная психология. – М.: Юрайт, 2019. – 429 с. Аронсон, Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. – М.: Аспект-Пресс, 2013. – 517с. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М.: Изд- во «Эксмо-пресс», 2000. – 165 с. Бандура, А. Теория социального научения. – СПб: Евразия, 2015. – 320с. Басс, А.Г. Психология агрессии // Вопросы психологии. – №3. – 2005. – 117с. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. – СПб: Прайм-Еврознак, 2016. – 510с. Битянова М.Р. Социальная психология: учебное пособие. – СПБ: Питер, 2010. – 368с. Бойко, И.Б. Проявления агрессивности несовершеннолетних осужденных женского пола [Электронный ресурс]: http://www.voppsy.ru/issues/1993/934/934027.htm. (дата обращения: 01.04.2022). Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко. М., 2013. 672 с. Бунак В.В. Опыт типологии пропорций тела и стандартизации главных антропометрических размеров // Ученые записки МГУ. – М., 1940 – Вып. 34. – С. 6-12 Бэрон, Р. Агрессия: учеб.пособие для студентов и аспирантов психол. – СПб: Питер, 2011. – 352 с. Василенко В.Е. Взаимосвязь показателей интеллекта и фрустрационных реакций: автореф. дис. ... канд. псих.наук. СПб, 1998. – 27 с. Выготский Л.С. Педология подростка. Собр. сочинений в 6 т. М., 1983. Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. – 2016. – № 1. – С. 78-83 Жарова, М.Н. Проблема агрессивности в контексте идей философской антропологии: автореф. дис. ... канд.филос. наук, Ростов – н/Д, 2001. – 30 с. Истратова, О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 349 с. Климова С. Г. Стереотипы повседневности в определении «своих» и «чужих» // Социологические исследования. 2015. № 12. С. 1322Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М: Политиздат, 1984. 335 с. Левитов, Н.Д. Психологическое состояние агрессии // Школьный психолог. – 2009. – № 6. – С. 43-49 Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло»). – М., 2013. – 269 с. Михайлова, О.Ю. Криминальная сексуальная агрессия: теоретико-методологический подход. – Ростов н/Д.: Изд-во Рост. Ун-та, 2010. – 150 с. Михейкина С.В. Психологические особенности агрессивного поведения и его коррекция в юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд. псих.наук. - Ставрополь, 2004. – 25 с. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник. – М.: Академия, 2012. – 656 с. Мясищев В. Н. Психология отношений: избранные психологические труды / под ред. A. A. Бодалева. М.: Институт практической психологии, 2003. 356 с. Оксфордский толковый словарь по психологии / под ред. А. Ребера: в 2-х тт: Т.1. / Пер. с англ. Чеботарева Е.Ю. М.: Вече АСТ, 2003. 592 с. Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: Наука, 1991. — 261 с. Паренс, Г.А. Агрессия наших детей: учебное пособие / Г.А. Паренс. – М.: Форум, 2017. – 225 с. Первин, Л. Психология личности. Теория и исследования / под ред. В.С. Магуна. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 608 с. Поликарпов В. А. Психология личности: учебное пособие. 2-е изд. Минск: Изд-во БГУ, 2018. 105 с.Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. – Т.17. – 2010 . – №5. – С.3-15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб. 2009. – 620 с. Румянцева, Т. Т. Понятие об агрессивности в современной и зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 2018. – №1. – С. 81-89 Рыжова С. В. Идентичность подростков и способы ее поиска // Социологические исследования, 2018. № 8. С. 4049. Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: Мецниереба, 1989. 187 с.Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – Москва-Воронеж, 2016. – 118 с.Столин В. В. Самосознание личности. М. Изд-во Мос. Ун-та, 1983. 288 с.Тарабарина Н.В. Экспериментально-психологическое и биохимическое исследование состояния фрустрации и эмоционального стресса при неврозах: дис. ... канд. псих.наук, Л., 1973. – 129 с. Фрейд, З. Я и Оно: Сочинения. – М.: ЗАО Издательство ЭСМО-Пресс, 2012. – 1040с. Фурманов, И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. – СПб: Речь, 2017. –212 с. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям «Психология», «Клиническая психология. – СПб: Питер, 2013. – 525 с. Эриксон, Э. Детство и общество. – СПб, 2000. – 420с.ПРИЛОЖЕНИЯПриложениеАОпросник агрессивности Басса-ДаркиДорогой друг!Тест состоит из ряда утверждений, касающихся некоторых жизненных ситуаций. Вам нужно ответить "да" или "нет". Старайтесь отвечать правдиво и искренне.1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другимданет2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблюданет3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсьданет4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполнюданет5. Я не всегда получаю то, что мне положеноданет6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спинойданет7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствоватьданет8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совестиданет9. Мне кажется, что я не способен ударить человекаданет10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметамиданет11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткамданет12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить егоданет13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствамиданет14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидалданет15. Я часто бываю несогласен с людьмиданет16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусьданет17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу емуданет18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверямиданет19. Я гораздо более раздражителен, чем кажетсяданет20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекорданет21. Меня немного огорчает моя судьбаданет22. Я думаю, что многие люди не любят меняданет23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мнойданет24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство виныданет25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на дракуданет26. Я не способен на грубые шуткиданет27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаютсяданет28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавалисьданет29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравитсяданет30. Довольно многие люди завидуют мнеданет31. Я требую, чтобы люди уважали меняданет32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителейданет33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу"данет34. Я никогда не бываю мрачен от злостиданет35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсьданет36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю вниманияданет37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет завистьданет38. Иногда мне кажется, что надо мной смеютсяданет39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениямданет40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощеныданет41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меняданет42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсьданет43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствиемданет44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавиделданет45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам"данет46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаюданет47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалеюданет48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудьданет49. С детства я никогда не проявлял вспышек гневаданет50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорватьсяданет51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работатьданет52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меняданет53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответданет54. Неудачи огорчают меняданет55. Я дерусь не реже и не чаще чем другиеданет56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ееданет57. Иногда я чувствую, что готов первым начать дракуданет58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливоданет59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верюданет60. Я ругаюсь только со злостиданет61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совестьданет62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ееданет63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столуданет64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятсяданет65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредитьданет66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживаетданет67. Я часто думаю, что жил неправильноданет68. Я знаю людей, которые способны довести меня до дракиданет69. Я не огорчаюсь из-за мелочейданет70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меняданет71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнениеданет72. В последнее время я стал занудойданет73. В споре я часто повышаю голосданет74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людямданет75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану споритьданетПриложениеБОпросник «Виды агрессивности»Дорогой друг!Опросник состоит из ряда утверждений, касающихся некоторых жизненных ситуаций. Вам необходимо однозначно («да» или «нет» ) оценить 40 приведенных ниже утверждений. Старайтесь отвечать правдиво и искренне.ДаНетВо время спора я часто повышаю голос.Если меня кто-то раздражает, я могу сказать ему все, что о нем думаю.Если мне необходимо будет прибегнуть к физической силе для защиты своих прав, я, не раздумывая, сделаю это.Когда я встречаю неприятного мне человека, я могу позволить себе незаметно ущипнуть или толкнуть его.Увлекшись спором с другим человеком, я могу стукнуть кулаком по столу, чтобы привлечь к себе внимание или доказать свою правоту.Я постоянно чувствую, что другие не уважают мои права.Вспоминая прошлое, порой мне бывает обидно за себя.Хотя я и не подаю вида, иногда меня гложет зависть.Если я не одобряю поведение своих знакомых, то я прямо говорю им об этом.В сильном гневе я употребляю крепкие выражения, сквернословлю.Если кто-нибудь поднимет на меня руку, я постараюсь ударить его первым.Я бываю настолько взбешен, что швыряю разные предметы.У меня часто возникает потребность переставить в квартире мебель или полностью сменить ее.В общении с людьми я часто чувствую себя «пороховой бочкой», которая постоянно готова взорваться.Порой у меня появляется желание зло пошутить над другим человеком.Когда я сердит, то обычно мрачнею.В разговоре с человеком я стараюсь его внимательно выслушать, не перебивая.В молодости у меня часто «чесались кулаки» и я всегда был готов пустить их в ход.Если я знаю, что человек намеренно меня толкнул, то дело может дойти до драки.Творческий беспорядок на моем рабочем столе позволяет мне эффективно работать.Я помню, что бывал настолько сердитым, что хватал все, что попадало под руку, и ломал.Иногда люди раздражают меня только одним своим присутствием.Я часто удивляюсь, какие скрытые причины заставляют другого человека делать мне что-нибудь хорошее.Если мне нанесут обиду, у меня пропадет желание разговаривать с кем бы то ни было.Иногда я намеренно говорю гадости о человеке, которого не люблю.Когда я взбешен, я кричу самое злобное ругательство.В детстве я избегал драться.Я знаю, по какой причине и когда можно кого-нибудь ударить.Когда я взбешен, то могу хлопнуть дверью.Мне кажется, что окружающие люди меня не любят.Я постоянно делюсь с другими своими чувствами и переживаниями.Очень часто своими словами и действиями я сам себе приношу вред.Когда люди орут на меня, я отвечаю тем же.Если кто-нибудь ударит меня первым, я в ответ ударю его.Меня раздражает, когда предметы лежат не на своем месте.Если мне не удается починить сломавшийся или порвавшийся предмет, то я в гневе ломаю или рву его окончательно.Другие люди мне всегда кажутся преуспевающими.Когда я думаю об очень неприятном мне человеке, я могу прийти в возбуждение от желания причинить ему зло.Иногда мне кажется, что судьба сыграла со мной злую шутку.Если кто-нибудь обращается со мной не так, как следует, я очень расстраиваюсь по этому поводу.Бланк ответовФамилия: _________________________________________Имя______________________________________________Класс ______________________________Возраст: ____________________________Дата заполнения: _____________________ПриложениеВМетодика исследования самоотношенияДорогой друг!Вам предложен перечень суждений, характеризующих отношение человека к себе, к своим поступкам и действиям. Внимательно прочитайте каждое суждение. Если Вы согласны с содержанием суждения, то в бланке для ответов, рядом с порядковым номером суждения поставьте "+", если не согласны, то "-". Работайте быстро и внимательно, не пропускайте ни одного суждения. Возможно, что некоторые суждения покажутся Вам излишне личными, затрагивающими интимные стороны Вашей личности. Постарайтесь определить их соответствие себе как можно искренне. Ваши ответы никому не будут демонстрироваться.ОпросникМои слова довольно редко расходятся с делами.Случайному человеку я, скорее всего, покажусь человеком приятным.К чужим проблемам я всегда отношусь с тем же пониманием, что и к своим.У меня нередко возникает чувство, что то, о чем я с собой мысленно разговариваю, мне неприятно.Думаю, что все мои знакомые относятся ко мне с симпатией.Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни, это не противиться собственной судьбе.У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником.Я не способен причинять душевную боль самым любимым и родным мне людям.Я считаю, что не грех иногда пожалеть самого себя.Совершив какой-то промах, я часто не могу понять, как же мне могло прийти в голову, что из задуманного могло получиться что-нибудь хорошее.Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызвать у других острую неприязнь.Когда я пытаюсь оценить себя, я прежде всего вижу свои недостатки.У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.Мой внутренний голос редко подсказывает мне то, с чем бы я в конце концов не согласился.Многие мои знакомые не принимают меня так уж всерьез.Бывало, и не раз, что я сам остро ненавидел себя.Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.В моей жизни возникали такие обстоятельства, когда я шел на сделку с собственной совестью.Иногда я сам себя плохо понимаю.Порой мне бывает мучительно больно общаться с самим собой.Думаю, что без труда смог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.Иногда я сомневаюсь, можно ли любить меня по-настоящему.Нередко мои споры с самим собой обрываются мыслью, что все равно выйдет не так, как я решил.Мое отношение к самому себе можно назвать дружеским.Вряд ли найдутся люди, которым я не по душе.Часто я не без издевки подшучиваю над собой.Если бы мое второе «Я» существовало, то для меня это был бы довольно скучный партнер по общению.Мне представляется, что я достаточно сложился как личность, и поэтому не трачу много сил на то, чтобы в чем-то стать другим.В целом меня устраивает то, какой я есть.К сожалению, слишком многие не разделяют моих взглядов на жизнь.Я вполне могу сказать, что уважаю сам себя.Я думаю, что имею умного и надежного советчика в себе самом.Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.Я часто, но довольно безуспешно пытаюсь в себе что-то изменить.Я думаю, что моя личность гораздо интереснее и богаче, чем это может показаться на первый взгляд.Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.Я редко остаюсь непонятым в самом важном для меня.Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко.То, что со мной случается,- это дело моих собственных рук.Если я спорю с собой, то всегда уверен, что найду единственно правильное решение.Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю: «И поделом тебе».Я не считаю, что достаточно духовно интересен для того, чтобы быть притягательным для многих людей.У меня нередко возникает сомнения: а таков ли я на самом деле, каким себе представляюсь?Я не способен на измену даже в мыслях.Чаще всего я думаю о себе с дружеской иронией.Мне кажется, что мало кто может подумать обо мне плохо.Уверен, что на меня можно положиться в самых ответственных делах.Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.Я никогда не выдаю понравившиеся мне чужие мысли за свои.Каким бы я ни казался окружающим, я то знаю, что в глубине души я лучше, чем большинство других.Я хотел бы оставаться таким, какой я есть.Я всегда рад критике в свой адрес, если она обоснована и справедлива.Мне кажется, что если бы таких людей, как я, было больше, то жизнь изменилась бы в лучшую сторону.Мое мнение имеет достаточный вес в глазах окружающих.Что-то мешает мне понять себя по-настоящему.Во мне есть немало такого, что вряд ли вызывает симпатию.В сложных обстоятельствах я обычно не жду, пока проблемы разрешатся сами собой.Иногда я пытаюсь выдать себя не за того, кто я есть.Быть снисходительным к собственным слабостям - вполне естественно.Я убедился, что глубокое проникновение в себя - малоприятное и довольно рискованное занятие.Я никогда не раздражаюсь и не злюсь без особых на то причин.У меня бывают такие моменты, когда я понимал, что меня есть за что презирать.Я часто чувствую, что мало влияю на то, что со мной происходит.Именно богатство и глубина моего внутреннего мира и определяют мою ценность как личности.Долгие споры с собой чаще всего оставляют горький осадок в моей душе, чем приносят облегчение.Думаю, что общение со мной доставляет людям искреннее удовольствие.Если говорить откровенно, иногда я бываю очень неприятен.Можно сказать, что я себе нравлюсь.Я человек надежный.Осуществление моих желаний мало зависит от везения.Мое внутреннее «Я» всегда мне интересно.Мне очень просто убедить себя не расстраиваться по пустякам.Близким людям свойственно меня недооценивать.У меня в жизни нередко бывают минуты, когда я сам себе противен.Мне кажется, что я все-таки не умею злиться на себя по-настоящему.Я убедился, что в серьезных делах на меня лучше не рассчитывать.Порой мне кажется, что я какой-то странный.Я не склонен пасовать перед трудностями.Мое собственное «Я» не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания.Мне кажется, что, глубоко обдумывая свои внутренние проблемы, я научился гораздо лучше себя понимать.Сомневаюсь, что вызываю симпатию у большинства окружающих.Мне случалось совершать такие поступки, которым вряд ли можно найти оправдание.Где-то в глубине души я считаю себя слабаком.Если я искренне и обвиняю себя в чем-то, то, как правило, обличительного запала хватает ненадолго.Мой характер, каким бы он ни был, вполне меня устраивает.Я вполне представляю себе, что меня ждет впереди.Иногда мне бывает трудно найти общий язык со своим внутренним «Я».Мои мысли о себе по большей части сводятся к обвинениям в собственный адрес.Я не хотел бы сильно меняться даже в лучшую сторону, потому что каждое изменение - это потеря какой-то дорогой частицы самого себя.В результате моих действий слишком часто получается совсем не то, на что я рассчитывал.Вряд ли во мне есть что-то, чего бы я не знал.Мне еще многого не хватает, чтобы с уверенностью сказать себе: «Да, я вполне созрел как личность».Во мне вполне мирно уживаются как мои достоинства, так и мои недостатки.Иногда я оказываю «бескорыстную» помощь людям только для того, чтобы лучше выглядеть в собственных глазах.Мне слишком часто и безуспешно приходится оправдываться перед самим собой.Те, кто меня не любит, просто не знают, какой я человек.Убедить себя в чем-то не составляет для меня большого труда.Я не испытываю недостатка в близких и понимающих меня людях.Мне кажется, что мало кто уважает меня по-настоящему.Если не мелочиться, то в целом меня не в чем упрекнуть.Я сам создал себя таким, каков я есть.Мнение других обо мне вполне совпадает с моим собственным.Мне бы очень хотелось во многом себя переделать.Ко мне относятся так, как я того заслуживаю.Думаю, что моя судьба сложится все равно не так, как бы мне хотелось теперь.Уверен, что в жизни я на своем месте.

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. М.: Академический Проект, 2017. – 456 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.,1968. - 342 c.
3. Андреева Е. Н. Противоречия в самоотношении и проблемные переживания в подростковом возрасте: дис.... канд. психологических наук.  СПб., 2017.— 127 с.
4. Андреева, Г.М. Социальная психология. – М.: Юрайт, 2019. – 429 с.
5. Аронсон, Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. – М.: Аспект-Пресс, 2013. – 517с.
6. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М.: Изд- во «Эксмо-пресс», 2000. – 165 с.
7. Бандура, А. Теория социального научения. – СПб: Евразия, 2015. – 320с.
8. Басс, А.Г. Психология агрессии // Вопросы психологии. – №3. – 2005. – 117с.
9. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. – СПб: Прайм-Еврознак, 2016. – 510с.
10. Битянова М.Р. Социальная психология: учебное пособие. – СПБ: Питер, 2010. – 368с.
11. Бойко, И.Б. Проявления агрессивности несовершеннолетних осужденных женского пола [Электронный ресурс]: http://www.voppsy.ru/issues/1993/934/934027.htm. (дата обращения: 01.04.2022).
12. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова и В. П. Зинченко.  М., 2013.  672 с.
13. Бунак В.В. Опыт типологии пропорций тела и стандартизации главных антропометрических размеров // Ученые записки МГУ. – М., 1940 – Вып. 34. – С. 6-12
14. Бэрон, Р. Агрессия: учеб. пособие для студентов и аспирантов психол. – СПб: Питер, 2011. – 352 с.
15. Василенко В.Е. Взаимосвязь показателей интеллекта и фрустрационных реакций: автореф. дис. ... канд. псих. наук. СПб, 1998. – 27 с.
16. Выготский Л.С. Педология подростка. Собр. сочинений в 6 т. М., 1983.
17. Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. – 2016. – № 1. – С. 78-83
18. Жарова, М.Н. Проблема агрессивности в контексте идей философской антропологии: автореф. дис. ... канд.филос. наук, Ростов – н/Д, 2001. – 30 с.
19. Истратова, О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 349 с.
20. Климова С. Г. Стереотипы повседневности в определении «своих» и «чужих» // Социологические исследования.  2015.  № 12.  С. 1322
21. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание.  М: Политиздат, 1984.  335 с.
22. Левитов, Н.Д. Психологическое состояние агрессии // Школьный психолог. – 2009. – № 6. – С. 43-49
23. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло»). – М., 2013. – 269 с.
24. Михайлова, О.Ю. Криминальная сексуальная агрессия: теоретико-методологический подход. – Ростов н/Д.: Изд-во Рост. Ун-та, 2010. – 150 с.
25. Михейкина С.В. Психологические особенности агрессивного поведения и его коррекция в юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд. псих. наук. - Ставрополь, 2004. – 25 с.
26. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник. – М.: Академия, 2012. – 656 с.
27. Мясищев В. Н. Психология отношений: избранные психологические труды / под ред. A. A. Бодалева.  М.: Институт практической психологии, 2003.  356 с.
28. Оксфордский толковый словарь по психологии / под ред. А. Ребера: в 2-х тт: Т.1. / Пер. с англ. Чеботарева Е.Ю.  М.: Вече АСТ, 2003.  592 с.
29. Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система.  М.: Наука, 1991. — 261 с.
30. Паренс, Г.А. Агрессия наших детей: учебное пособие / Г.А. Паренс. – М.: Форум, 2017. – 225 с.
31. Первин, Л. Психология личности. Теория и исследования / под ред. В.С. Магуна. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 608 с.
32. Поликарпов В. А. Психология личности: учебное пособие.  2-е изд.  Минск: Изд-во БГУ, 2018.  105 с.
33. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. – Т.17. – 2010 . – №5. – С.3-15.
34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб. 2009. – 620 с.
35. Румянцева, Т. Т. Понятие об агрессивности в современной и зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 2018. – №1. – С. 81-89
36. Рыжова С. В. Идентичность подростков и способы ее поиска // Социологические исследования, 2018.  № 8.  С. 4049.
37. Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой.  Тбилиси: Мецниереба, 1989.  187 с.
38. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. – Москва-Воронеж, 2016. – 118 с.
39. Столин В. В. Самосознание личности.  М. Изд-во Мос. Ун-та, 1983.  288 с.
40. Тарабарина Н.В. Экспериментально-психологическое и биохимическое исследование состояния фрустрации и эмоционального стресса при неврозах: дис. ... канд. псих. наук, Л., 1973. – 129 с.
41. Фрейд, З. Я и Оно: Сочинения. – М.: ЗАО Издательство ЭСМО-Пресс, 2012. – 1040с.
42. Фурманов, И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. – СПб: Речь, 2017. –212 с.
43. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям «Психология», «Клиническая психология. – СПб: Питер, 2013. – 525 с.
44. Эриксон, Э. Детство и общество. – СПб, 2000. – 420с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности самоотношения агрессивной личности?

Самоотношение агрессивной личности имеет свои специфические особенности, которые могут проявляться в различных аспектах жизни такой личности. Например, агрессивная личность часто склонна к негативному отношению к самому себе, испытывает большое количество внутренних конфликтов, имеет низкую самооценку и недоверие к себе и своим способностям.

В чем заключается роль самоотношения в структуре самосознания?

Самоотношение играет важную роль в структуре самосознания человека. Оно определяет то, как личность воспринимает и оценивает саму себя. Качество самоотношения влияет на самосознание, самооценку, мотивацию и поведенческие стратегии личности.

Какие компоненты включает в себя самоотношение?

Самоотношение включает в себя несколько компонентов. Один из них - самооценка, которая представляет собой оценку собственных качеств, способностей и достижений. Также важным компонентом является самопринятие, которое определяет уровень комфорта с собой и своими чертами. Кроме того, в самоотношение входит самоидентификация - процесс определения своей индивидуальности и установление границ с другими людьми.

Какие особенности агрессивного поведения в юношеском возрасте?

В юношеском возрасте агрессивное поведение может иметь свои особенности. Молодые люди, склонные к агрессии, могут проявлять неуважительное отношение к другим людям, иметь проблемы с контролем своих эмоций, склоняться к конфликтам и насилию. Также важно отметить, что молодые люди могут проявлять агрессию как реакцию на социальное давление и негативные воздействия.

Какое место занимает самоотношение в структуре самосознания?

Самоотношение занимает центральное место в структуре самосознания.

Какие структурные компоненты включает самоотношение?

Самоотношение включает в себя оценочные компоненты, знание о себе и автостереотипы.

В чем особенности агрессивного поведения в юношеском возрасте?

В юношеском возрасте агрессивное поведение может проявляться в форме физической агрессии, агрессии с помощью слов, преступной агрессии и пассивной агрессии.

Какие выводы можно сделать по анализу проблем особенностей самоотношения и агрессивного поведения?

По анализу проблем особенностей самоотношения и агрессивного поведения можно сделать вывод, что самоотношение играет важную роль в формировании и поддержании агрессивного поведения у личности.

Какие методы исследования были использованы в эмпирическом исследовании?

В эмпирическом исследовании были использованы организационные методы и методы статистического анализа данных.