Конституционно-правовой институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конституционное право
  • 28 28 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 22.03.2010
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Институт Уполномоченного по правам человека в системе органов государственной власти
1.1. Понятие и правовая природа института Уполномоченного по правам человека в РФ
1.2. Функции и задачи Уполномоченного по правам человека
1.3. Содержание компетенции Уполномоченного по правам человека
Глава 2. Правовое регулирование деятельности Уполномоченного по правам человека
2.1. Взаимоотношение и взаимодействие Уполномоченного по правам человека с органами государственной власти
2.2. Деятельность Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Значительное число уставов и конституций субъектов Российской Федерации закрепляют порядок назначения Уполномоченного по правам человека.
Закон Санкт-Петербурга об Уполномоченном по правам человека определяет следующий порядок назначения на должность: Уполномоченный - должностное лицо, избираемое на должность Законодательным Собранием Санкт-Петербурга.
Уполномоченный по правам человека в субъектах РФ, как правило, рассматривает жалобы на решения или действия государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц. Однако в ряде законов из компетенции Уполномоченного изъято право рассмотрения жалоб на действия и решения региональных органов представительной власти.
Кроме того, в ряде регионов Уполномоченные по правам человека не имеют законодательно закрепленного права присутствовать на заседаниях коллегиальных органов государственной власти, управления и органов местного самоуправления.
Специальные и ежегодные доклады региональный Уполномоченных могут иметь самое широкое распространение путем передачи в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в средства массовой информации.
Важной формой действий Уполномоченного в случае выявленных им нарушений прав человека, которые носят грубый или массовый характер, является активное сотрудничество с региональным парламентом.
Как правило, наиболее эффективной формой реагирования Уполномоченных в субъектах Российской Федерации на выявленные нарушения прав и свобод человека и гражданина является направление заключения о нарушении прав и свобод в органы государственной власти, местного самоуправления или должностному лицу, в решении или действии которых он усматривает нарушение прав и свобод человека и гражданина.
Заключение должно иметь аргументированное мнение Уполномоченного о наличии фактов нарушения прав и свобод и предложения о мерах или действиях по восстановлению нарушенных прав и предотвращению подобных нарушений в дальнейшем. При этом на должностное лицо, получившее заключение Уполномоченного, возлагается обязанность по рассмотрению заключения и подготовки письменного ответа.
Таким образом, практика деятельности Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ показывает, что отсутствие четкого закрепления на федеральном уровне компетенции региональных Уполномоченных, определения их места среди органов государственной власти и местного самоуправления, форм и методов взаимодействия и сотрудничества с федеральными органами власти и управления существенным образом снижает эффективность их работы по предупреждению и восстановлению нарушенных прав граждан.
Действующим законодательством не предусмотрено обращение регионального Уполномоченного в суды общей юрисдикции с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями государственного органа, органа местного самоуправления либо должностного лица.
После вступления в силу ГПК РФ и УПК РФ подобные заявления и ходатайства вправе подавать лишь осуществляющий свои полномочия на основе ФКЗ РФ «Об Уполномоченном по правам человека» Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.
Можно выделить два варианта совершенствования правового регулирования статуса Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации.
Во-первых, это принятие ФЗ РФ «О правовом регулировании деятельности Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации». Этот закон призван установить основы и гарантии деятельности Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, порядок их взаимоотношений с федеральными государственными органами, расположенными на территории субъекта, с государственными органами субъекта, с органами местного самоуправления.
Принятие указанного закона устранит пробел в правовом регулировании государственно-правового института Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.
Во-вторых, это внесение изменений в ФКЗ РФ «Об Уполномоченном по правам человека». Безусловно, внесение изменений об обязательном учреждении института Уполномоченного по правам человека в субъекте федерации позитивно сказалось бы на его дальнейшем развитии. А закрепление в нем полномочий и гарантий регионального Уполномоченного по правам человека послужило бы укреплению позиций региональных Уполномоченных среди органов государственной власти и местного самоуправления.
В свете вышесказанного, хотелось бы добавить следующий момент. Независимо будет принят федеральный закон либо будут внесены изменения в действующее законодательство, подобные действия будут способствовать совершенствованию деятельности государства по защите прав и свобод человека и гражданина.
В настоящее время практика свидетельствует о том, что процесс становления и развития института Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации целиком зависит от воли и понимания сути института главами исполнительной и законодательной власти субъекта, и возможности материально-финансового обеспечения его деятельности.
Заключение
Учреждение в России института Уполномоченного по правам человека означает признание государством необходимости создания дополнительных механизмов защиты прав человека.
Конституционное введение института омбудсмена – Уполномоченного по правам человека в нашей стране явилось важным шагом в развитии демократических процессов, направленных на дальнейшее укрепление статуса личности, гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина.
Сравнение положений закона об уполномоченном по правам человека с законодательными актами зарубежных стран, регулирующих статус и деятельность омбудсменов, дает основание полагать, что российский омбудсмен полностью соответствует тем мировым стандартам, которые утвердились в практике защиты прав человека и гражданина посредством этого правового института.
Институт омбудсмена получил законодательное и общественное признание в государствах с самыми разными формами правления - конституционной монархии, президентской и парламентской республиках. Он успешно функционирует в государствах, принадлежащих к различным правовым системам.
Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.
Уполномоченный только вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы, вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию или о проведении парламентских слушаний, но не обязан это делать.
Деятельность Уполномоченного должна способствовать более глубокому контакту власти с населением, дать законодательному органу страны возможность владеть наиболее полной информацией по вопросу о правах человека в государстве в целом и в отдельных его регионах, а также законодательным путем способствовать устранению негативных тенденций в этой сфере.
Таким образом, с позиции общества институт омбудсмена будет иметь хорошие перспективы развития, если он будет:
- обеспечивать более систематическое расследование;
- слушая проблемы людей, предлагать способы их лучшего обслуживания властью;
- направлять авторов жалоб к нужным им адресатам;
- развивать сотрудничество с другими правозащитными структурами;
- проводить больше консультаций с экспертами.
Институт омбудсмена будет иметь хорошие перспективы для развития, с позиции (публичной, просвещенной) власти, если он будет:
- помогать создавать внутренние системы контроля качества;
- играть роль медиатора не только власти и общества, но и между департаментами власти;
- повышать качество с помощью инновационных подходов;
- давать хорошее образование чиновникам (в том числе и личным примером, примером деятельности своего офиса);
- усиливать влияние этического фактора в деятельности государственной власти


Список использованной литературы
1. Нормативно-правовые материалы и другие официальные документы

Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.//Российская газета от 25 декабря 1993г. № 237.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 2001 г. № 52 (часть I) ст. 4921.
ФКЗ РФ 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 03.03.1997, № 9, ст. 1011.
ФКЗ РФ от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 1997 г. № 1 ст. 1.
Постановление ВС РФ от 22.11.1991 № 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина»//Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 26.12.1991, № 52, ст. 1865.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 2001 г. № 52 (часть I) ст. 4921.
Закон Санкт-Петербурга от 30.12.97 № 227-77 «Об Уполномоченном по правам человека в Санкт-Петербурге»//Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербург. № 4. 16.04.1998.

2. Специальная литература

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. 6-е изд. изм. и доп. – М.: Норма. 2007. -784 с.
Бегаева А. А. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: авторефер. к.ю.н. – М.: 2004. - 23 с.
Бойцова В. В. Правовой институт омбудсмена в системе взаимодействия государства и гражданского общества. Автореф. дисс. –М.: 1985. -24с.
Вагизов Р. Г. Институт уполномоченного по правам человека: история, теория, практика: - Казань.: Изд-во Казанского университета, 2005. -154 с.
Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Конституционное право России. –М.: Дашков и К. 2007. -1124с.
Головистикова А. Н. Права человека. –М.: Эксмо. 2006. -448с.
Соколов А. Н. Институт омбудсмена в современном мире - Калининград : КЮИ, 2001. - 150 с.
Хаманева, Н. Ю. Уполномоченный по правам человека - защитник прав граждан; Ин-т государства и права Рос. акад. наук. -М.: Ин-т государства и права, 1998. -80 с.
Шеенков, О. А. Становление конституционного института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации : - М.: Юпитер, 2004. - 263 с.
Мархгейм М. В., Новикова А. Е. Формы и способы деятельности Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации//Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 5.
Мелик-Дадаев И. А. Институт омбудсмана (история, основные функции и особенности деятельности в скандинавских странах)//Научная информация о состоянии преступности и борьбе с нею в капиталистических странах. 1986. № 94.
Башимов М. С. Становление и перспективы института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации//Журнал российского права. 1998. № 7.
Клочкова Ю. А. Институт Омбудсмена в России и Европейском Союзе: опыт сравнительного анализа//Международное публичное и частное право. 2007. № 4.
Комарова В. В. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации//Государство и право. 1999. № 9.
Коровникова Е. А. Деятельность Уполномоченного по правам человека в контексте осуществления парламентского контроля в Российской Федерации//Юридический мир. 2007. № 8.
Цымбалова Н.А. Институт Уполномоченного по правам человека в России: смысл создания и правовое регулирование//Государство и право, 2000 № 8.
Постановление ВС РФ от 22.11.1991 № 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина»//Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 26.12.1991, № 52, ст. 1865
Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.//Российская газета от 25 декабря 1993г. № 237
Клочкова Ю. А. Институт Омбудсмена в России и Европейском Союзе: опыт сравнительного анализа//Международное публичное и частное право. 2007. № 4. С. 14
Комарова В. В. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации//Государство и право. 1999. № 9. С. 21
Мелик-Дадаев И. А. Институт омбудсмана (история, основные функции и особенности деятельности в скандинавских странах)//Научная информация о состоянии преступности и борьбе с нею в капиталистических странах. 1986. № 94. С. 96
Бойцова В. В. Правовой институт омбудсмена в системе взаимодействия государства и гражданского общества. Автореф. дисс. –М.: 1985. С. 6
Хаманева, Н. Ю. Уполномоченный по правам человека - защитник прав граждан; Ин-т государства и права Рос. акад. наук. -М.: Ин-т государства и права, 1998. С. 50
Вагизов Р. Г. Институт уполномоченного по правам человека: история, теория, практика: - Казань.: Изд-во Казанского университета, 2005. С. 86
ФКЗ РФ 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 03.03.1997, № 9, ст. 1011
ФКЗ РФ от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 1997 г. № 1 ст. 1
Головистикова А. Н. Права человека. –М.: Эксмо. 2006. С. 430
Закон Санкт-Петербурга от 30.12.97 № 227-77 «Об Уполномоченном по правам человека в Санкт-Петербурге»//Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербург. № 4. 16.04.1998
Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербург. № 4. 16.04.1998
Мархгейм М. В., Новикова А. Е. Формы и способы деятельности Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации//Государственная власть и местное самоуправление. 2009, № 5. С. 42
Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 2001 г. № 52 (часть I) ст. 4921
Бегаева А. А. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации : авторефер. к.ю.н. – М.: 2004. С. 11
Башимов М. С. Становление и перспективы института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации//Журнал российского права. 1998. № 7. С. 54
Коровникова Е. А. Деятельность Уполномоченного по правам человека в контексте осуществления парламентского контроля в Российской Федерации//Юридический мир. 2007. № 8. С. 27












2

1. Нормативно-правовые материалы и другие официальные документы

1.Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.//Российская газета от 25 декабря 1993г. № 237.
2.Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 2001 г. № 52 (часть I) ст. 4921.
3.ФКЗ РФ 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 03.03.1997, № 9, ст. 1011.
4.ФКЗ РФ от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 1997 г. № 1 ст. 1.
5.Постановление ВС РФ от 22.11.1991 № 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина»//Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 26.12.1991, № 52, ст. 1865.
6.Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 2001 г. № 52 (часть I) ст. 4921.
7.Закон Санкт-Петербурга от 30.12.97 № 227-77 «Об Уполномоченном по правам человека в Санкт-Петербурге»//Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербург. № 4. 16.04.1998.

2. Специальная литература

1.Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. 6-е изд. изм. и доп. – М.: Норма. 2007. -784 с.
2.Бегаева А. А. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: авторефер. к.ю.н. – М.: 2004. - 23 с.
3.Бойцова В. В. Правовой институт омбудсмена в системе взаимодействия государства и гражданского общества. Автореф. дисс. –М.: 1985. -24с.
4.Вагизов Р. Г. Институт уполномоченного по правам человека: история, теория, практика: - Казань.: Изд-во Казанского университета, 2005. -154 с.
5.Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Конституционное право России. –М.: Дашков и К. 2007. -1124с.
6.Головистикова А. Н. Права человека. –М.: Эксмо. 2006. -448с.
7.Соколов А. Н. Институт омбудсмена в современном мире - Калининград : КЮИ, 2001. - 150 с.
8.Хаманева, Н. Ю. Уполномоченный по правам человека - защитник прав граждан; Ин-т государства и права Рос. акад. наук. -М.: Ин-т государства и права, 1998. -80 с.
9.Шеенков, О. А. Становление конституционного института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации : - М.: Юпитер, 2004. - 263 с.
10.Мархгейм М. В., Новикова А. Е. Формы и способы деятельности Уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации//Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 5.
11.Мелик-Дадаев И. А. Институт омбудсмана (история, основные функции и особенности деятельности в скандинавских странах)//Научная информация о состоянии преступности и борьбе с нею в капиталистических странах. 1986. № 94.
12.Башимов М. С. Становление и перспективы института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации//Журнал российского права. 1998. № 7.
13.Клочкова Ю. А. Институт Омбудсмена в России и Европейском Союзе: опыт сравнительного анализа//Международное публичное и частное право. 2007. № 4.
14.Комарова В. В. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации//Государство и право. 1999. № 9.
15.Коровникова Е. А. Деятельность Уполномоченного по правам человека в контексте осуществления парламентского контроля в Российской Федерации//Юридический мир. 2007. № 8.
16.Цымбалова Н.А. Институт Уполномоченного по правам человека в России: смысл создания и правовое регулирование//Государство и право, 2000 № 8.

Вопрос-ответ:

Какие функции и задачи выполняет Уполномоченный по правам человека в России?

Уполномоченный по правам человека в России выполняет следующие функции и задачи: защита прав и свобод человека и гражданина, рассмотрение жалоб и обращений нарушений прав, мониторинг соблюдения прав, участие в разработке нормативных правовых актов, информирование граждан о правах и многое другое.

Какие компетенции имеет Уполномоченный по правам человека в России?

Уполномоченный по правам человека в России имеет компетенцию по защите прав и свобод человека и гражданина, рассмотрению жалоб и обращений нарушений прав, мониторингу соблюдения прав, участию в разработке нормативных правовых актов, информированию граждан о правах и т.д. Кроме того, Уполномоченный имеет право проводить проверки и проверять законность деятельности государственных органов.

Что такое Уполномоченный по правам человека в России?

Уполномоченный по правам человека в России является органом государственной власти, который занимается защитой прав и свобод человека и гражданина. Он создан для обеспечения и соблюдения конституционных прав и свобод, а также для рассмотрения и решения жалоб и обращений нарушений прав.

Какое правовое регулирование деятельности Уполномоченного по правам человека в России?

Деятельность Уполномоченного по правам человека в России регулируется Конституцией Российской Федерации, действующими законами и другими нормативно-правовыми актами. Он осуществляет свою работу в соответствии с принципом законности и независимости, что обеспечивает независимость в принятии решений и осуществлении своих полномочий.

Какова правовая природа института Уполномоченного по правам человека в России?

Институт Уполномоченного по правам человека в России имеет правовую природу органа государственной власти. Уполномоченный является полномочным представителем этих интересов, что обеспечивает защиту и соблюдение прав и свобод граждан. Он также является гарантом выполнения государством своих обязанностей по защите прав человека и свобод.

Какой статус имеет Уполномоченный по правам человека в России?

Уполномоченный по правам человека в России имеет статус независимого органа, обладающего самостоятельными полномочиями и защищающего права и свободы человека.

Какие функции и задачи осуществляет Уполномоченный по правам человека?

Уполномоченный по правам человека осуществляет функции по защите прав человека и контролю за соблюдением конституционных норм. Он также рассматривает жалобы и заявления граждан, проводит проверки и консультирует население в вопросах правовой защиты.

Какие компетенции имеет Уполномоченный по правам человека в РФ?

Уполномоченный по правам человека имеет компетенцию в области защиты прав и свобод человека, а также контроля за деятельностью государственных органов. Он имеет право на доступ к информации, проведение проверок и обращение в суд для защиты прав человека.

Какое взаимоотношение и взаимодействие существуют между Уполномоченным по правам человека и органами государственной власти?

Уполномоченный по правам человека сотрудничает с органами государственной власти, предоставляя им информацию о нарушениях прав человека и рекомендации по их устранению. Он также может выступать с предложениями по совершенствованию законодательства и контролирует исполнение решений, принятых в результате его деятельности.

Каким способом осуществляется правовое регулирование деятельности Уполномоченного по правам человека?

Правовое регулирование деятельности Уполномоченного по правам человека осуществляется посредством Конституции Российской Федерации, законов, а также иных нормативных правовых актов. Уполномоченный руководствуется принципами государственной независимости, законности и равенства всех перед законом.