Проектирование автомобильных дорог
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 9 + 9 источников
- Добавлена 25.05.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Характеристика района проложения трассы 4
1.1 Климат 4
1.2 Рельеф 7
1.3 Растительность 8
1.4 Инженерно-геологические и гидрологические условия 8
2 Расчет и обоснование технических параметров автомобильной дороги 10
2.1 Технические показатели проектируемой дороги 10
2.2 Расчет минимального радиуса кривой в плане 11
2.3 Расчет расстояния видимости 11
2.4 Определение минимальных радиусов вертикальных кривых 13
2.5 Определение наибольшего продольного уклона 14
2.6 Определение ширины проезжей части 14
3 Проектирование участка дороги 16
3.1 Проектирование плана трассы 16
3.2 Составление ведомости углов поворота длин прямых и кривых 17
3.3 Построение продольного профиля 19
3.4 Проектирование продольного профиля 21
3.4.1 Расчет элементов вертикальных кривых 23
3.4.2 Проектирование кюветов 25
3.5 Поперечные профили земляного полотна 25
4 Подсчет объемов земляных работ 28
4.1 Поправки к объемам земляных работ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
В наклонных выемках уклон кюветов назначается равным уклону запроектированного земляного полотна; отметки на кюветах при этом уменьшаются (против красных) на 0,6 м - нормальная глубина кюветов. На горизонтальных площадках в выемках водоотвод делается с минимальным уклоном (3‰), как правило, от середины в обе стороны. Глубина кювета в середине площадки может быть принята меньше нормальной, то есть 0,2- 0,3 м. В насыпях менее 0,6 м и в нулевых отметках уклон кюветов проектируется равным уклону местности. Проектирование кюветов начинают с возвышенных участков красной линии, последовательно вычисляя (по уклонам и расстояниям) отметки дна кюветов по спуску дороги. При этом необходимо контролировать, чтобы проектные отметки дна кюветов не получались больше черных отметок земли.Поперечные профили земляного полотнаИзображение в уменьшенном масштабе сечения дороги вертикальной плоскостью,перпендикуляракосидороги,называютпоперечнымпрофилем дороги.Полосу местности, выделяемую для расположения на ней дороги, разработки грунта, предназначенного для отсыпки насыпей, постройки вспомогательных сооружений и посадки зеленых насаждений, называют дорожнойполосойилиполосойотвода.Полосаповерхностидороги,впределахкоторойпроисходитдвижение автомобилей, представляет собой проезжую часть. Ее укрепляют прочным каменнымиматериалами,устраиваядорожнуюодежду,верхнейслойкоторой называютпокрытием.Сбокуотпроезжейчастирасположеныобочины,которые используютсядлявременнойстоянкиавтомобилейиразмещениядорожно- строительныхматериаловприремонтах.Вдольпроезжейчастинаобочинахи разделительныхполосахустраиваютукрепленныеполосы(краевыеполосы), повышающиепрочностькраяодеждыиобеспечивающиебезопасностьпри случайномсъездеавтомобиляспокрытия.Дляустройствапроезжейчастинанеобходимомуровнеотповерхности грунтасооружаютземляноеполотно(насыпьиливыемку)сбоковымиканалами (кюветами),предназначеннымидляосушениядорогииотводаотнееводы.К земляному полотну относят также резервы - неглубокие выработки вдоль дороги, из которых был взят грунт для отсыпки насыпи, и кавальеры - параллельные дороге валы, в которые из выемок укладывают грунт, не потребовавшийсядляотсыпки смежных участков насыпей.Крутизну откосов характеризуют коэффициентом заложения, который определяется отношением высоты откоса к его горизонтальной проекции - заложению.Чтобы дождевые или талые воды не подтопляли с верховой стороны косогора насыпь и не стекалив пространствомежду откосомнасыпи (выемкой) и поверхностью земли, отсыпаются вал грунта треугольного или трапецеидальногосечения,которыйназываютбанкетом.Вышепосклонуза этим банкетом устраивают за банкетную канаву, которая собирает всю притекающуюсверхуводуиотводитеевдольдороги.Поперечный профиль проектируют на всю ширину полосы, отведенной для автомобильной дороги, с нанесением земляного полотна и дорожной одежды боковых канав, декоративных и снегозащитных насаждений. Земляное полотно в поперечном профиле показывают в виде насыпи, выемки, полунасыпи- полувыемки.Крутизнуоткосовнасыпейивыемокназначаютсучетомобеспеченияих устойчивости,требованийбезопасностидвижения,атакжеусловийнезанесениядороги снегом. Характерными являются поперечныепрофиливнулевыхместах,внасыпяхвысотойдо3м,внасыпях высотой 3-6 м, в насыпях высотой 6-12 м, в выемках глубиной до 1 м, в выемках более 1 м, на косогорах - в насыпи и выемке. Поперечные профили вычерчиваются в масштабе 1:100 в соответствии с ГОСТ.Вданнойработеиспользуем3типапоперечныхпрофилей: Тип 1. При высоте насыпи до 3-х метров применяется тип 1 с коэффициентом заложения внутреннего откоса 1:4 и внешнего откоса резерва 1:5 на участках ПК0-ПК0+41,9, ПК1+88,5-ПК6, ПК10-ПК25, ПК27- КТ.Тип 3. При высоте насыпи до 6-ти метров применяется тип 3 с коэффициентом заложения внутреннего откоса 1:1,5 на участках ПКК6-ПК10, ПК18, ПК21, ПК25-ПК27.Тип 8. При высоте насыпи до 12-ти метров применяется тип 4 с коэффициентом заложения откоса 1:1,5 для верхней части, нижняя часть с коэффициентом заложения откоса 1:1,75 на участке ПК0+41,9-ПК1+88,5.На поперечном профиле земляного полотна автомобильной дороги показывают: ось проектируемого земляного полотна; линию фактической поверхности земли и линии ординат от точек ее переломов; контуры проектируемого земляного полотна; контур проектируемой поверхности дорожного покрытия и отметки уровней в точках ее перелома; контур срезки плодородного слоя; границу полосы отвода земель. В курсовом проекте выполнены чертежитиповых поперечных профилей, примененных при проектировании дороги.на ПК 13+00 - Тип 1, НН=1,62 м (насыпь до3м); на ПК 28+00 - Тип 3, НН=3,66 м (насыпь до 6м); на ПК 1+00 - Тип 8, Нв=-0,77 м (выемкадо 1м).Подсчет объемов земляных работДля составления проекта организации работ, выбора типов дорожных машин и для оценки стоимости строительства должны быть определены объемы земляных работ, которые требуется выполнить при возведении земляного полотна на отдельных участках и на дороге в целом. Объемы земляных работ подсчитывают с помощью таблиц Н.А.Митина на основании рабочих отметок, взятых с продольного профиля.Поправки к объемам земляных работПослеопределенияпрофильногообъемаземляныхработдлянасыпи и выемки необходимо определить несколько поправок, которые увеличивают или уменьшают объемы земляных работ.а)Поправканаустройстводорожнойодежды:ΔVдо=hд.о.∙ b∙ L, (34)где b - ширина проезжей части, м;hд.о-толщинадорожнойодежды(hд.о=0,6м);L – длина участка, на котором вводится поправка (100 м); Поправкавводитсядлянасыпей–сознаком«-»,длявыемок«+». б) Поправка на снятие растительного слоя:длянасыпи:Vрн=[В + 2m(Hср+ hр/2)]hр∙ L,(35)где B - ширина земляного полотна, м;m-коэффициентзаложенияоткосов; Hср - средняя высота насыпи, м;hр-толщинасжимаемогорастительногогрунта(hр=0,15м);длявыемки:Vрв=[В + hк (m + n)+2(bк + m∙Hср)]hр ∙ L, (36)где В - ширина земляного полотна, м;hк,bk-глубинаиширинаканавывыемкипонизу,м; m, n - коэффициент заложения внутреннего откоса; hp- толщина растительного слоя (hp = 0,15 м);Hср-средняярабочая отметка;в)Поправканаустройствокюветов.Находитсятолькодлянасыпи: V н= [bк + 0,5(m+n)]hк ∙ L, (37)гдеbk,hk-ширинаиглубинаканавы,м;m,n-глубиназаложениявнутреннегоивнешнегооткосов,м; L - длина участка канавы, м;г) Поправка на разность рабочих отметок ΔVразнвводится, еслиразность рабочих отметок больше 1 м при расстоянии больше 100 м. Принимаетсяпотаблице17Н.А.Митина.Этипоправкивводятсясознаком «+».Объем насыпи Vн определяют с учетом всех поправок, объема снятого дерна и коэффициента относительного уплотненияпо формуле:Vн = (Vi + Vрн + ΔVразн - ΔVдо ) Kуот, (38)Объем выемки Vв определяют с учетом всех поправок и объема снятого дернапо формуле:Vв = Vi - Vрв+ ΔVразн + ΔVдо ,(39)Подсчет объемов земляныхработ ведется в таблице 9.Таблица9–ВедомостьобъемовземляныхработМестоположениеРабочие отметкиСредняя рабочая отметкаСумма рабочих отметокРазность рабочих отметокРастояние, мОбъемы, мПоправки, мИсправленные объемы, мОбъем насыпи с учетом К=1,1КмПК +НасыпьВыемкиНасыпьВыемкаНасыпьВыемкиСнятие растительного слояУстройство дорожной одеждыУстройство кюветаРаз-ность ОтметокНасыпьВыемка10001,1- 0,551,10,2341,9326.8290,76175,9865,36306,96337,66041,9000,440,8733,1612,5274,92139,02676,620750,870,821,6425814,865,14105,0854,661000,770,390,7788,51713,5196,34371,71888,86188,5000,050,100,6711,51722,4248,317,949,069,972000,10-0,340,780,58100529235,8420234,4344,8379,283000,68-0,941,870,511001472301,8420539,61353,81489,18401,19-1,693,381,01002456391,8420132440,82684,885002,19-3,657,292,911006367259,434201066312,436943,766005,10-5,5811,150,951004540173,794204293,794723,176406,05-5,811,600,50407204266,651687302,658032,927005,55-5,4910,970,106011095430,4325211273,4312400,778005,45-4,889,761,141009428402,98420179427,9810370,789004,31-3,607,201,421006264345,38420256214,386835,8210002,89-Сумма:3420,1454208,191,82Продолжение таблицы 7МестоположениеРабочие отметкиСредняя рабочая отметкаСумма рабочих отметокРазность рабочих отметокРастояние, мОбъемы, мПоправки, мИсправленные объемы, мОбъем насыпи с учетом К=1,1КмПК +НасыпьВыемкиНасыпьВыемкаНасыпьВыемкиСнятие растительного слояУстройство дорожной одеждыУстройство кюветаРазность ОтметокНасыпьВыемка210002,89- 2,5811002,27-5,16-0,621004094299,484203973,484376,33 2,13-12001,98-4,25 0,291003227444,64203251,63576,76 1,93-13001,88-3,86 0,101002875420,64202875,63163,16 1,82-1471,75-3,63 0,131002672407,404202659,42925,34 1,69-15001,62-3,37 0,131002448391,84202419,82661,78 1,93-16002,24-3,86 0,621002875270,234202725,233003,25 2,53-17002,82-5,06 0,581003996297,234203873,234266,05 2,95-18003,08-5,90 0,261004845316,134204741,135212,24 2,95-19002,81-5,890,271004835316,134204731,135204,24 2,85-20002,88-5,690,071004628311,634204519,634971,59 2,985,960,201004908317,484204805,485286,0321003,08Сумма: 44646,77Окончание таблицы 9МестоположениеРабочие отметкиСредняя рабочая отметкаСумма рабочих отметокРазность рабочих отметокРастояние, мОбъемы, мПоправки, мИсправленные объемы, мОбъем насыпи с учетом К=1,1КмПК +НасыпьВыемкиНасыпьВыемкаНасыпьВыемкиСнятие растительного слояУстройство дорожной одеждыУстройство кюветаРазность ОтметокНасыпьВыемка3 21003,08-3,026,04-0,121004992-319,28420-4891,285380,4122002,96-2,665,31-0,611004243-303,08420-4126,084544,1923002,35-2,324,64-0,061003591-287,78420--3458,783804,6624002,39-2,384,76-0,181003706-287,78420--3573,783931,1625002,47-2,617,22-2,281006287-345,83420-656277,836905,6126004,75-4,629,25-0,251008733-391,28420--8704,289574,7127004,50 -4,088,16-0,81007393-366,98420-7339,988083,8828003,66 -3,246,48-0,841005463-329,18420-5372,185919,3029002,82-2,715,41-0,231004343-305,33420--4228,334651,1630002,59-2,645,270,09444203132,96184,80-4151,164566,2830442,68-Сумма: 57361,36Итого по трассе VB=3420,14VH=156216,32ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данном курсовом проекте рассмотрено проектирование участкаавтомобильной дороги III категории в Амурской области. На основеисходного материала - топографической карты, климатических и другихданных района проектирования дороги предложен вариант проекта дорогимежду заданными пунктами.В результате выполнения курсового проекта определена категория дороги и ее технические характеристики.Технические показатели проектируемой трассы:1. Протяженность трассы – 3044,0 м.2. Запроектирована кривая в плане с радиусом 2100 м.3. На участке трассы требуется устройствомалого моста и водопропускной трубы.4. Продольный профиль запроектирован в основном по обертывающей.5. На участке ПК 0+41,9 – ПК 1+88,5 проектная линия проходит в выемке глубиной до 1м.6. Максимальный продольный уклон –12 ‰.7. Минимальный радиус вертикальнойвогнутойкривой - 30000 м.8. В пределах участка трассы запроектированы по типовым проектным решениям 1-й, 3-й и 8-й типы поперечных профилей.Разработаны основные проектные документы: план трассы на заданной карте в масштабе 1:10000, продольный профиль дороги в масштабах: горизонтальный– 1:5000, вертикальный – 1:500, чертеж поперечных профилей.При проектировании все рекомендуемые нормы проектирования выдержаны. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВГОСТ Р 52398-2005. Техническая классификация автомобильных дорог общего пользования/ Государственная дорожная служба Министерства транспорта Российской Федерации – М., 2005.Красильщиков И. М., Елизаров Л. В. Проектирование автомобильных дорог. - М.: Транспорт, 1986. - 215 с.Митин Н.А. Таблицы для разбивки горизонтальных и вертикальных круговых кривых, и закруглений с переходными кривыми на автомобильных дорогах. «Недра», 1961. Митин Н.А. Таблицы для подсчета объемов земляного полотна автомобильных дорог. «Транспорт», 1977.Научно-прикладной справочник по климату СССР. Выпуск 25.Проектирование автомобильных дорог: Справочник инженера-дорожника/ Под ред. Г. А. Федотова. - М.: Транспорт, 1989. - 437 с.СП 131.13330.2018. Свод правил. Строительная климатология. СНиП 23-01-99*/ Госстрой России. – М.: ГУП ЦПП, 2000.СП 34.13330.2021 «СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги». – М., 2021г.Условные графические обозначения на чертежах автомобильных дорог. - М.: ГУП ЦПП Госстроя России, 1997. - 26 с.
1. ГОСТ Р 52398-2005. Техническая классификация автомобильных дорог общего пользования/ Государственная дорожная служба Министерства транспорта Российской Федерации – М., 2005.
2. Красильщиков И. М., Елизаров Л. В. Проектирование автомобиль-ных дорог. - М.: Транспорт, 1986. - 215 с.
3. Митин Н.А. Таблицы для разбивки горизонтальных и вертикальных круговых кривых, и закруглений с переходными кривыми на автомобильных дорогах. «Недра», 1961.
4. Митин Н.А. Таблицы для подсчета объемов земляного полотна автомобильных дорог. «Транспорт», 1977.
5. Научно-прикладной справочник по климату СССР. Выпуск 25.
6. Проектирование автомобильных дорог: Справочник инженера-дорожника/ Под ред. Г. А. Федотова. - М.: Транспорт, 1989. - 437 с.
7. СП 131.13330.2018. Свод правил. Строительная климатология. СНиП 23-01-99*/ Госстрой России. – М.: ГУП ЦПП, 2000.
8. СП 34.13330.2021 «СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги». – М., 2021г.
9. Условные графические обозначения на чертежах автомобильных дорог. - М.: ГУП ЦПП Госстроя России, 1997. - 26 с.
Вопрос-ответ:
Какими факторами следует учитывать при проектировании автомобильных дорог?
При проектировании автомобильных дорог необходимо учитывать различные факторы, такие как климатические условия, рельеф местности, растительность, инженерно-геологические и гидрологические условия.
Что такое технические показатели проектируемой дороги?
Технические показатели проектируемой дороги включают в себя ширину проезжей части, количество полос, минимальный радиус кривой в плане, расстояние видимости, минимальные радиусы вертикальных кривых и наибольший продольный уклон.
Что такое минимальный радиус кривой в плане?
Минимальный радиус кривой в плане - это минимально допустимый радиус кривой на автомобильной дороге, который определяется с учетом скорости движения транспортных средств и других технических параметров.
Что такое расстояние видимости на автомобильной дороге?
Расстояние видимости на автомобильной дороге - это расстояние, на котором водитель может своевременно обнаружить препятствие на дороге и принять необходимые меры для его избежания.
Как определить наибольший продольный уклон на автомобильной дороге?
Наибольший продольный уклон на автомобильной дороге определяется с учетом уровня комфорта движения, безопасности и специфики местности. Для этого учитывается скорость движения транспортных средств и возможность их управления при изменении продольного уклона.
Какие факторы учитываются при проектировании автомобильных дорог?
При проектировании автомобильных дорог учитываются различные факторы, включая характеристики района проложения трассы, климатические условия, рельеф местности, растительность, инженерно-геологические и гидрологические условия.
Какие особенности климата могут повлиять на проектирование автомобильных дорог?
Особенности климата, такие как сильные морозы, частые осадки или высокая влажность воздуха, могут требовать специфических технических решений при проектировании автомобильных дорог. Например, в зонах сильных морозов необходимо учитывать возможность обледенения дорожного покрытия и предусматривать меры по его предотвращению.
Как рельеф местности влияет на проектирование автомобильных дорог?
Рельеф местности играет важную роль при проектировании автомобильных дорог. Крутые склоны, речные долины или горные участки могут потребовать строительства мостов, туннелей или дополнительных защитных конструкций для обеспечения безопасности движения на дороге. Также рельеф может влиять на требуемые радиусы кривых и уклоны дороги.
Как растительность влияет на проектирование автомобильных дорог?
Растительность в районе проложения трассы может потребовать дополнительных мер для защиты дороги от сваливания грунта или падения деревьев. В некоторых случаях может потребоваться удаление или ограничение роста определенных видов растений, чтобы обеспечить видимость и безопасность на дороге.
Как инженерно-геологические и гидрологические условия влияют на проектирование автомобильных дорог?
Инженерно-геологические и гидрологические условия могут требовать дополнительных мер по укреплению грунта или дренажу на участках дороги, подверженных оползням или затоплениям. Эти условия также могут влиять на выбор материалов для строительства дорожного покрытия или на необходимость проведения дополнительных геотехнических исследований.
Какие характеристики района проложения трассы учитываются при проектировании автомобильных дорог?
При проектировании автомобильных дорог учитываются такие характеристики района, как климат, рельеф, растительность, инженерно-геологические и гидрологические условия.
Какие технические показатели учитываются при проектировании автомобильной дороги?
При проектировании автомобильной дороги учитываются такие технические показатели, как расчет минимального радиуса кривой в плане, расчет расстояния видимости, определение минимальных радиусов вертикальных кривых и определение наибольшего продольного уклона.