Действия и решения прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 03.07.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. СУЩНОСТЬ ОБВИНИТЕЛЬНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРОРА 4
1.1. Полномочия прокурора: понятие и содержание 4
1.2. Обвинительное заключение, обвинительный акт (постановление) как акты органов предварительного расследования. 11
2. ПОЛНОМОЧИЯ И РЕШЕНИЯ ПРОКУРОРА ПО ДЕЛУ, ПОСТУПИВШЕМУ С ОБВИНИТЕЛЬНЫМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ, АКТОМ, ПОСТАНОВЛЕНИЕМ 17
2.1. Решения, принимаемые прокурором при рассмотрении уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением 17
2.2. Решения прокурора по уголовному делу при утверждении обвинительного акта (постановления) 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
«Прокурор должен возбудить перед судом ходатайство относительно продления сроков содержания под стражей либо домашнего ареста, в случае наличия законных оснований, если к моменту направления дела в суд, срокиуказанных выше мер пресечения признается недостаточным для соблюдения требований суда». 2. вернуть поступившее дознавателю дело для: проведения дополнительной проверки, притом сроки дознания могут быть увеличены, однако не больше чем на 10 суток; корректировки акта, в случае несоответствия его положениям ст. 225 УПК РФ предоставляя срок не больше 3 суток. Требуется возвращать уголовные дела на дополнительную проверку в случае выявления неполноты осуществленного дознания, а также нарушений уголовно-процессуального, уголовного законодательства органами дознания, слабой доказательственной базой, для подтверждения виновности обвиняемого, а также признание присутствующих доказательств недопустимыми по ст. 75 УПК РФ. После того, как прокурор изучил уголовное дело, может прийти к мнению, что выводы дознавателя об установлении события преступления и о виновности обвиняемого не нашли своего отражения в представленных доказательствах, на которые имеется ссылка в обвинительном акте. Прокурор обязан уделять особое внимание доводам защиты, пояснениям обвиняемого, доказывающего свою невиновность, прошедшим проверку в ходе расследования и отраженными в обвинительном акте, и имеются ли объективные и допустимые доказательства, устанавливающие несостоятельность объяснений обвиняемого, так как, материалы расследования только тогда могут быть признаны достоверными и несомненными, когда собранные по делу доказательства опровергают версии, исключающие виновность обвиняемого, отрицающего свою вину. Если имеются основания для возвращения уголовного дела, прокурор имеет право вынести мотивированное постановление, с обязательным указанием нарушений, которые были допущены при расследовании, необходимости их устранения, а также дополнительные обстоятельства, которые должны быть установлены, какие дополнительные следственные действия требуется произвести и какие выяснить обстоятельства. 3. Принимаются решения «о прекращении уголовного дела по основаниям, предусмотренным статьями 24-28 УПК РФ» (п. 3 ч. 1 ст. 226 УПК РФ) уголовно-процессуальный закон предусматривает закрытый перечень оснований для прекращения уголовных дел. Основанием для прекращения уголовного дела должно быть то, которое наиболее полно подходит для конкретного случая и будет единственно правильным. 4. Направляются материалы дела в следственные органы в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 226 УПК РФ. Данное полномочие реализуется прокурором в виде письменного указания и только в том случае, когда в срок, предоставляемый уголовно-процессуальным законодательством для дознания, не представляется возможным в полном объеме подготовить дело для судебного разбирательства. Если дознание проводилось в сокращенной форме, то по окончании предварительного расследования к прокурору поступает обвинительное постановление. В данном случае полномочия прокурора аналогичны полномочиям прокурора в отношении проверки обвинительного акта. Различия состоят в ограничении срока принятия решения тремя сутками, и вправе направить дело дознавателю для производства в общем порядке. При проверке законности прокурором дополнительно проверяется, имелись ли законные основания для проведения дознания в сокращенной форме, наличие обстоятельств, исключающих дознание в такой форме и соблюдены ли все необходимые требования для этой формы расследования, а также, не нарушены ли сроки вынесения обвинительного постановления. Предварительное расследование может быть окончено вынесением дознавателем постановления о прекращении уголовного дела в порядке ст. 212, 213 УПК РФ. Прокурор может как утвердить данное постановление в силу п. 13 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, так и отменить его. Для проверки принятого решения дознавателя и реализации данных полномочий прокурору требуется направить запрос на предоставление материалов уголовного дела. Дознаватель принимает решение о прекращение уголовного дела, которое находится у него производстве, тем самым выносит постановление в порядке ст. 212, 213 УПК РФ, в связи с этим прокурор либо утверждает в порядке п. 13 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, либо отменяет данное постановление. Постановление о прекращение уголовного дела - это решение дознавателя, в производстве которого находится данное уголовное дело, об окончании процессуальной деятельности и завершение уголовного процесса, без передачи его в суд. Вместе с прекращением уголовного дела, прекращению подлежит и уголовное преследование. Дело может быть прекращено по реабилитирующим и не реабилитирующим основаниям. К реабилитирующим относятся: отсутствие события преступления, отсутствие состава преступления и т.д.; к не реабилитирующим - истечение сроков уголовного преследования; смерть подозреваемого; примирение сторон и др. При прекращении уголовного дела, чаще всего, допускаются нарушения в двух формах, которые влекут за собой его незаконность: 1. Прекращение уголовного дела, без должных на то оснований; 2. Прекращение уголовного дела с нарушениями оснований прекращения. Если прокурор считает постановление дознавателя незаконным и необоснованным, то собственным решением его может отменить и возобновить производство. Требуется сказать, что законодатель не указывает конкретных требований от прокурора письменного мотивированного постановления, а также не определяет сроки для принятия решения. В то время как относительно отмены аналогичных постановлений органов следствия, эти сроки устанавливаютсяв рамках 14 суток, а также, обязательное наличие мотивированного постановления в письменной формесогласно ч. 1 ст. 214 УПК РФ. Направление нашей страны к демократическим преобразованиям, провозглашение приоритета личности формируют предпосылки для увеличения роли прокуратуры в качестве централизованного федерального надзорного органа по укреплению законности, правопорядка и справедливости в государстве. Как уже говорилось, прокурорский надзор за предварительным следствием должен занимать важнейшее место среди прочих направлений прокурорского надзора, поскольку именно на этом этапе острее всего затрагиваются обеспечиваемые Конституцией России интересы и права человека. В части, касающейся полномочий прокурора в сфере соблюдения законов органами, осуществляющими дознание, можно прийти к заключению о том, что результативность прокурорского надзора может быть достигнута лишь посредством всесторонней и тщательной проверки исполнения и соблюдения требований, установленных уголовно-процессуальным законодательством, ведомственными и межведомственными нормативно-правовыми актами. Притом прокурор должен осуществлять проверки в целях выявления нарушения закона и принимать определенные меры к их устранению, предупреждению и пресечению в последующем. Прокурор, реализуя собственные полномочия по ознакомлению с материалами предварительного расследования, обобщению практики по расследованию преступных деяний, рассмотрению жалоб граждан России на действия государственных органов и должностных лиц, реализующих уголовно-процессуальную деятельность, а так же лиц, координирующих деятельность правоохранительных органов при реализации деятельности по расследованию преступных деяний, обязан выявлять нарушения законодательства, допускаемые дознавателями и следователями. Для того чтобы прокурор убедился, что права всех участников уголовного судопроизводства не нарушаются и все доказательства соответствуют уголовно-процессуальному законодательству, он вправе ознакомиться с материалами уголовного дела, которые находятся в производстве у дознавателя или следователя.ЗАКЛЮЧЕНИЕИтак, стадия предварительного расследования начинается с принятия возбужденного дела в производство следователя или органа дознания и завершается составлением и утверждением по нему обвинительного заключения или прекращением уголовного дела (в отношении невменяемых также направлением материалов в суд для применения мер принудительного лечения). По мнению А.П. Рыжакова, на этапе окончания предварительного расследования обычно утверждается обвинительное заключение (обвинительный акт) или прекращается уголовное дело (в отношении невменяемых - уголовное дело направляется в суд для применения принудительных мер медицинского характера). С.П. Ефимичев связывает завершение стадии предварительного расследования моментом «рассмотрения дела прокурором, принятия по нему решения и направления дела в суд». Большинство мнений, высказанных в отношении утверждения прокурором обвинительного заключения как завершающего этапа стадии предварительного расследования, были даны в период действия норм, разрешающих прокурору, наряду со следователем и дознавателем, осуществлять производство по уголовному делу. Утверждение прокурором обвинительного заключения в этом случае можно рассматривать как «ведомственное согласование» итогового документа предварительного следствия и обоснованно рассматривать его как часть стадии предварительного расследования. Федеральным законом от 5 июня 2007 года из полномочий органов прокуратуры была исключена функция расследования уголовных дел. За прокурором осталось согласно ч. 1 ст. 37 функция надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Осуществляя надзор за процессуальной деятельностью органов расследования, прокурор по-прежнему утверждает обвинительное заключение (акт, постановление). Но при этом он уже выступает как самостоятельный субъект органа, обособленного от органов расследования, а его решение относительно итоговых документов органов предварительного расследования следует рассматривать как определяющее в рамках реализации им надзорной функции за органами дознания и следствия. Что касается позиции законодателя, то и здесь имеет место неопределенность. Глава 31 УПК РФ «Действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением», ст. 226 и 226.8 УПК РФ включены в раздел 8 УПК РФ, которая называется «Предварительное расследование». В то же время в ч. 2 ст. 162 УПК РФ указано, что в срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до момента направления его прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении уголовного дела. Утверждение прокурором обвинительного заключения (акта, постановления) является необходимой, обязательной частью уголовного судопроизводства. Ни одно уголовное дело не может миновать этот этап процесса. Обвинительное заключение (акт, постановление) должны быть утверждены прокурором, и только после этого уголовное дело может быть предметом судебного разбирательства. По существу, «утверждение» есть выражение решения прокурора, которое имеет своим основанием то обвинительное заключение, с которым соглашается или которое утверждает прокурор. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫУголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022) // Собрании законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (ред. от 25.03.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. N 52 (часть I) ст. 4921.Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (ред. от 01.07.2021) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366.Алимамедов Э.Н. Структура и содержание обвинительного заключения как отражение его социальной и функциональной направленности // Вестник Московского университета МВД России. - 2015. - № 10. - С. 187-191.Архипов А. С. Особенности участия прокурора в судебном разбирательстве при рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции / А. С. Архипов, А. В. Ломовская // Актуальные проблемы права, государства и экономики : сборник статей Всероссийской конференции и межведомственного круглого стола, Орел, 23 сентября 2021 года. – Орел: Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, 2021. – С. 10-17.Бабаев С. Н. Прокурор в досудебном производстве: реформа прошла, проблемы остались / С. Н. Бабаев // Судебная власть и уголовный процесс. – 2019. – № 2. – С. 83-96. Буров Ю.В. Процессуальный порядок окончания предварительного следствия с составлением обвинительного заключения: автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 2011. - С. 12.Востриков П. П. Прокурорский надзор за предварительным следствием: вопросы теории и практики / П. П. Востриков, Д. П. Востриков // Вестник Нижегородского института управления. – 2020. – № 3(57). – С. 8-11.Григорьев В.Н. Процессуальная регламентация предварительного расследования в результате реформы 2007 г. / под общ. ред. В.Н. Григорьев, В.Н. Калинин, А.В. Победкин // Государство и право. - 2008. - № 6. - С. 48-58.Гумеров Т.А. Обвинительное заключение: правовая природа, содержание, процессуальные последствия: автореф. дис. канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2019. Киреева Е.А. Проблемы отсутствия процессуальной самостоятельности дознавателей / Е.А. Киреева // Проблемы управления органами расследования преступлений в связи с изменением уголовно-процессуального законодательства: материалы межвузовской научно-практической конференции В 2-х ч. - М.: Академия управления МВД России, 2008. - Ч. 1. - С. 147-148.Кодзокова Л. А. Полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве / Л. А. Кодзокова, А. Х. Каширгов // Евразийский юридический журнал. – 2020. – № 10(149). – С. 374-375Малов А.А. Методические рекомендации по изучению прокурором уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением (актом) / А.А. Малов. – М.: Изд-во Генеральная прокуратура Российской Федерации, 2010. - 10 с.Назаров С.Н. Соотношение форм реализации права и функции надзора прокуратуры / С.Н. Назаров // История государства и права. - 2018. - № 6. - С. 4-16.Пикалов И.А. Уголовный процесс Российской Федерации (краткий курс): учебное пособие / И.А. Пикалов. - Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2015. Россинский С.Б. Уголовный процесс России: курс лекций / С.Б. Россинский. - М.: Эксмо, 2017. Соловьев А.Б. Прокурор в досудебных стадиях уголовного процесса России / А.Б. Соловьев, М.Е. Токарева, Н.В. Буланова. - М.: Юрлитинформ, 2016. Сухарев А.Я. Прокурорский надзор: учебник / А.Я. Сухарев. - М.: Норма, 2013. - 297с.Шимановский В.В. Обеспечение законности и прокурорский надзор при прекращении уголовного дела на предварительном следствие и дознании: учебное пособие / В.В. Шимановский. - СПб.: ИПК прок. следств. работников, 2020.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (ред. от 25.03.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. N 52 (часть I) ст. 4921.
3. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (ред. от 01.07.2021) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366.
4. Алимамедов Э.Н. Структура и содержание обвинительного заключения как отражение его социальной и функциональной направленности // Вестник Московского университета МВД России. - 2015. - № 10. - С. 187-191.
5. Архипов А. С. Особенности участия прокурора в судебном разбирательстве при рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции / А. С. Архипов, А. В. Ломовская // Актуальные проблемы права, государства и экономики : сборник статей Всероссийской конференции и межведомственного круглого стола, Орел, 23 сентября 2021 года. – Орел: Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, 2021. – С. 10-17.
6. Бабаев С. Н. Прокурор в досудебном производстве: реформа прошла, проблемы остались / С. Н. Бабаев // Судебная власть и уголовный процесс. – 2019. – № 2. – С. 83-96.
7. Буров Ю.В. Процессуальный порядок окончания предварительного следствия с составлением обвинительного заключения: автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 2011. - С. 12.
8. Востриков П. П. Прокурорский надзор за предварительным следствием: вопросы теории и практики / П. П. Востриков, Д. П. Востриков // Вестник Нижегородского института управления. – 2020. – № 3(57). – С. 8-11.
9. Григорьев В.Н. Процессуальная регламентация предварительного расследования в результате реформы 2007 г. / под общ. ред. В.Н. Григорьев, В.Н. Калинин, А.В. Победкин // Государство и право. - 2008. - № 6. - С. 48-58.
10. Гумеров Т.А. Обвинительное заключение: правовая природа, содержание, процессуальные последствия: автореф. дис. канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2019.
11. Киреева Е.А. Проблемы отсутствия процессуальной самостоятельности дознавателей / Е.А. Киреева // Проблемы управления органами расследования преступлений в связи с изменением уголовно-процессуального законодательства: материалы межвузовской научно-практической конференции В 2-х ч. - М.: Академия управления МВД России, 2008. - Ч. 1. - С. 147-148.
12. Кодзокова Л. А. Полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве / Л. А. Кодзокова, А. Х. Каширгов // Евразийский юридический журнал. – 2020. – № 10(149). – С. 374-375
13. Малов А.А. Методические рекомендации по изучению прокурором уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением (актом) / А.А. Малов. – М.: Изд-во Генеральная прокуратура Российской Федерации, 2010. - 10 с.
14. Назаров С.Н. Соотношение форм реализации права и функции надзора прокуратуры / С.Н. Назаров // История государства и права. - 2018. - № 6. - С. 4-16.
15. Пикалов И.А. Уголовный процесс Российской Федерации (краткий курс): учебное пособие / И.А. Пикалов. - Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2015.
16. Россинский С.Б. Уголовный процесс России: курс лекций / С.Б. Россинский. - М.: Эксмо, 2017.
17. Соловьев А.Б. Прокурор в досудебных стадиях уголовного процесса России / А.Б. Соловьев, М.Е. Токарева, Н.В. Буланова. - М.: Юрлитинформ, 2016.
18. Сухарев А.Я. Прокурорский надзор: учебник / А.Я. Сухарев. - М.: Норма, 2013. - 297с.
19. Шимановский В.В. Обеспечение законности и прокурорский надзор при прекращении уголовного дела на предварительном следствие и дознании: учебное пособие / В.В. Шимановский. - СПб.: ИПК прок. следств. работников, 2020.
Вопрос-ответ:
Что такое обвинительное заключение и какова его суть?
Обвинительное заключение является актом органов предварительного расследования, который содержит обвинение в совершении преступления. В нем описываются факты, на основе которых считается, что обвиняемый виновен, и представляется доказательная база. Суть обвинительного заключения заключается в том, чтобы передать дело в суд для рассмотрения обвинения и принятия решения по виновности обвиняемого.
Что представляет собой обвинительное заключение?
Обвинительное заключение - это акт, составленный прокурором, в котором он излагает свою позицию и обосновывает обвинение в адрес подозреваемого или обвиняемого лица. В обвинительном заключении содержатся фактические данные, классификация преступления, а также прогноз со стороны прокурора о возможном наказании. Оно является основанием для возбуждения уголовного дела и передачи его на судебное разбирательство.