Приемы эффективного запоминания информации на уроках немецкого языка
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 30.05.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава I Эффективные приемы запоминания информации 6
1.1 Условия эффективного запоминания 6
1.2 Приемы эффективного запоминания 9
Выводы по главе 13
Глава II Описание опыта учителей-практиков по использованию приемов запоминания лексики 14
2.1 Изучение опыта учителей-практиков по расширению словарного запаса 14
2.2 Использование приемов эффективного запоминания лексики на уроках немецкого языка в ходе педагогической практики 15
Выводы по главе 22
Заключение 24
Список использованной литературы 25
2):Таблица 1 Сводная таблица уровня измеряемого показателя на констатирующем этапе№ п/пИмя учащегося Уровень общей успеваемости 1Алевтина З.▲2Анна К.○3Артем С.○4Даниил А. ▲5Егор В.▲6Игорь П.▲7Инна Г. ■8Ксения Ф. ●9Павел Д. ■10Полина И. ●11Юлия Н.▲Расшифровка условных обозначений: ● – высокий уровень показателя▲ – средний уровень показателя■ – уровень показателя ниже среднего ○ – низкий уровень показателяТаким образом, из представленных данных видно, что успеваемость учащихся, где проводилось опытное обучение, очень разная и общий уровень сложно охарактеризовать как высокий. Большая часть учащихся начального этапа обучения демонстрирует средний уровень успеваемости (59 %), также значительная часть (26 %) демонстрирует уровень ниже среднего, 9 % учащихся характеризуется высоким уровнем успеваемости, также фиксируется 6 % учащихся с низким уровнем успеваемости.Таким образом, можно констатировать, что общий уровень навыка можно запоминания новой лексики охарактеризовать как недостаточный, что делает целесообразным использование эффективных приемов запоминания. На этом констатирующий этап эксперимента был закончен. На формирующем этапе эксперимента с учащимися провелась работа с использованием приемов запоминания новой лексики, описанными выше. На контрольно-итоговом этапе было проведено повторное измерение. После выполнения данных заданий ответы учащихся были обработаны статистически, в результате чего были получены следующие данные:Таблица 1 Сводная таблица уровня измеряемого показателя на контрольно-итоговом этапе№ п/пИмя студента Показатель за выполнение задания 1Алевтина З. ●2Анна К. ▲3Артем С. ■4Даниил А. ▲5Егор В. ●6Игорь П. ▲7Инна Г. ▲8Ксения Ф. ●9Павел Д. ●10Полина И. ●11Юлия Н. ▲Из представленных данных видно, что 48 % учащихся продемонстрировали высокий уровень сформированности лексического навыка, 40 % - средний, 8 % - уровень ниже среднего и 4 % - низкий.Таким образом, была решена первая задача контрольно-итоговом этапа. Для сравнения данных, полученных на начальном и заключительном этапах, была составлена диаграмма, которая наглядно отражает результаты: Рисунок 1 – Сравнительные данные полученных результатов на констатирующем и контрольно-итоговом этапах Таким образом, из представленных данных видно, что результаты, которые демонстрировали учащиеся на констатирующем и контрольно-итоговом этапах сильно различаются, в частности: - показатель высокого уровня вырос с 9 % до 48 %; - показатель среднего уровня изменился с 59 % до 40 %; - показатель уровня ниже среднего изменился с 29 % до 8 %; - показатель низкого уровня изменился с 6 % до 4 %. Таким образом, исходя из представленных данных есть основания говорить о том, что разработанная нами технология, является эффективной, поскольку способствует более эффективному запоминанию лексики. Таким образом, использование мнемотехнических приемов в сочетании с принципами наглядности показали свою высокую эффективность. Выводы по главеВ ходе изучения опыта учителей-практиков по расширению словарного запаса было установлено, что по мнению многих исследователей и практикующих преподавателей приемы мнемотехники успешно работают. Использование мнемотехнических приемов при изучении иностранного языка повысит скорость овладения им, ведь запоминать необходимо много слов, совершенно незнакомых, подчас с непривычным для русского человека сочетанием букв, а также грамматические конструкции, не имеющие аналогов в родном языке.Учителя убеждены, что повторение усваиваемого материала способствует запоминанию. С учащимися на уроках иностранного языка были испробованы мнемонические приемы запоминания лексики. Для решения проблемы определения рода немецких существительных учащимся было предложено использовать принцип ассоциации (мужской род ассоциируется с мужчиной (derMann), женский – с женщиной (dieFrau), для среднего же рода определим ребенок (dasKind)). Следующим мнемотехническим приемом запоминания рода было использование цветных фломастеров, которые использовались для того, чтобы записать слово в словарик, которые ведут учащиеся. Красный – для существительных женского рода, синий – мужского, а желтый – для среднего. Следующим мнемотехническим приемом было предложение запоминать род существительных, имеющих суффиксы, созданием квази-слов (слов придуманных, несуществующих). Было проведено опытное обучение, целью которого было определить, является ли эффективной разработанная нами технология запоминания лексики эффективной. Эксперимент проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольно-итоговый.На констатирующем этапе были разработаны критерии, с опорой на которые представилось возможным установить уровень сформированности лексического навыка у учащихся, с которыми велась опытно-практическая работа. На констатирующем этапе было установлено, что успеваемость учащихся, где проводилось опытное обучение, очень разная и общий уровень сложно охарактеризовать как высокий. На формирующем этапе эксперимента с учащимися провелась работа с использованием приемов запоминания новой лексики, описанными выше. На контрольно-итоговом этапе было проведено повторное измерение. Результаты, которые демонстрировали учащиеся на констатирующем и контрольно-итоговом этапах сильно различаются. Исходя из полученных данных есть основания говорить о том, что разработанная нами технология, является эффективной, поскольку способствует более эффективному запоминанию лексики. ЗаключениеБольшая часть систематических знаний появляется в результате специальной деятельности, целью которой является запоминаниетребуемого материала для сохранения его в памяти.Усвоение лексического запаса иностранного языка является одной из труднейших задач в обучении. Многие не могут вспомнить выученные ранее слова. Для решения этой проблемы можно использовать мнемонические приемы, так как они улучшают запоминание и воспроизведение изучаемой лексики. Замена мнемоническими приемами существующих подходов к обучению невозможна, но дополнение достаточно эффективно. Проведенные различными исследователями эксперименты по использованию мнемонических приѐмов в процессе обучения иностранным языкам доказывают их эффективность. Но важно помнить, что бесполезно изучать новые слова изолировано. Максимальную эффективность мнемонические приемы приобретают при контекстуальном изучении лексики.Применение мнемических приёмов облегчает процесс запоминания и усвоения новой информации, делает этот процесс более быстрым, эффективным и интересным. Последнее особенно важно для привлечения к учебному или научному процессу. Использование мнемотехнических приемов в сочетании с принципами наглядности показали свою высокую эффективность. Список использованной литературыАтаманова И.В. Становление иноязычной коммуникативной компетентности // Психология иноязычной коммуникативной компетентности. Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2017. С. 70–71.Афанасьева А.А., Савельева Е.Б. Метод проектов как способ организации учебной деятельности обучающихся в процессе изучения иностранного языка // Студенческая наука Подмосковью. Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2017. С. 69–70. АхутинаТ.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. СПб: URSS, 2007. 216 c. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. – М.: Просвещение, 1999. – 325 с. ВитковскаяТ.И., АмельяновичВ.П. Применение метафорических ассоциативных карт в преподавании иностранных языков // Преподавание иностранных языков в поликультурном мире: традиции, инновации, перспективы. Минск: Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2020. С. 259–262. Воробьёва С.Г., Фёдорова А.И., Фёдорова В.А. Использование метода проектов при изучении иностранных языков // Симбирский научный вестник, 2014. С. 47–50. Гальперин П.Я. К психологии изучения иностранного языка // Научно-методическая конференция по вопросам обучения иностранным языка в высшей школе. М. : МГПИИЯ, 1967. С. 13–22.Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика учеб. пособие для студ. лингв. ун–тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. – 3–е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.ГоноболинФ.Н. Психология. [Электронный ресурс]. URL: biografia/about/psihologia125.html - Дата доступа: 26.04.2022.Данилова Ж.Л., ПоташёваЮ.Л. Метафорические ассоциативные картыв практико-ориентированном подходе современного образования // Наука – образованию, производству, экономике. Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2020. С. 350351. ЗалевскаяА.А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст. М.: Гнозис, 2005. 543 с.ИгнаО.Н. Подходы к выявлению лингвистической одаренности и способностей к иностранным языкам // Вестник ТГПУ. 2013. Вып. 3 (131). С. 115–119.Калинина Е.А. Использование приемов мнемотехники в раннем обучении английскому языку // СГУ им. Н.Г.Чернышевского. Саратов: 2009. С. 74–78.КрутецкийВ.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ М.: Просвещение, 1980. 352с.Лапп Д. Искусство помнить и забывать. СПб, 1995. 285 с. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М. : КомКнига, 2005. 211 с.ЛурияА.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М.: Книга по Требованию, 2012. 88 с. ЛурияА.Р. Язык и сознание. М.: Издательство Московского университета, 1979. 186 с. Медведева И.Л. Психолингвистические аспекты функционирования иноязычного слова. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999. 112 с. Носков С. А. Визуализация средств обучения как инструмент активизации учебной деятельности. – Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. – 2013. – № 2 (20). – С. 162–165.Позднякова М.Н. применение приемов мнемотехники при изучении немецкого языка // Вопросы педагогики. – Научно-издательский центр «Институт стратегических исследований», 2021. – С. 284–286. СалпагароваА.А. Основные принципы метода проектов при изучении иностранного языка // Традиции и инновации в системе образования. Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2017. С. 216–219. Ушакова Т.Н. Структуры языка и организация речевого процесса // Язык. Сознание, культура: cб. науч. тр. / под ред. Н. В. Уфимцевой и Т. Н. Ушаковой. М., 2005. С. 114–115.AyalonО. Metaphoric Cards – An Effective Tool in Therapy // OH. Israel, 2012. Pp. 78–85. Groot de A.M.B., Hell van J.G. The Learning of Foreign Language Vocabulary // Handbook of Bilingualism: Psycholinguistic Approaches”. N.Y.: Oxford University Press, 2005. Pp. 9–29.
2. Афанасьева А.А., Савельева Е.Б. Метод проектов как способ организации учебной деятельности обучающихся в процессе изучения иностранного языка // Студенческая наука Подмосковью. Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2017. С. 69–70.
3. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. СПб: URSS, 2007. 216 c.
4. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. – М.: Просвещение, 1999. – 325 с.
5. Витковская Т.И., Амельянович В.П. Применение метафорических ассоциативных карт в преподавании иностранных языков // Преподавание иностранных языков в поликультурном мире: традиции, инновации, перспективы. Минск: Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2020. С. 259–262.
6. Воробьёва С.Г., Фёдорова А.И., Фёдорова В.А. Использование метода проектов при изучении иностранных языков // Симбирский научный вестник, 2014. С. 47–50.
7. Гальперин П.Я. К психологии изучения иностранного языка // Научно-методическая конференция по вопросам обучения иностранным языка в высшей школе. М. : МГПИИЯ, 1967. С. 13–22.
8. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика учеб. пособие для студ. лингв. ун–тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. – 3–е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 336 с.
9. Гоноболин Ф.Н. Психология. [Электронный ресурс]. URL: biografia/about/psihologia125.html - Дата доступа: 26.04.2022.
10. Данилова Ж.Л., Поташёва Ю.Л. Метафорические ассоциативные картыв практико-ориентированном подходе современного образования // Наука – образованию, производству, экономике. Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2020. С. 350351.
11. Залевская А.А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст. М.: Гнозис, 2005. 543 с.
12. Игна О.Н. Подходы к выявлению лингвистической одаренности и способностей к иностранным языкам // Вестник ТГПУ. 2013. Вып. 3 (131). С. 115–119.
13. Калинина Е.А. Использование приемов мнемотехники в раннем обучении английскому языку // СГУ им. Н.Г.Чернышевского. Саратов: 2009. С. 74–78.
14. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ М.: Просвещение, 1980. 352с.
15. Лапп Д. Искусство помнить и забывать. СПб, 1995. 285 с.
16. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М. : КомКнига, 2005. 211 с.
17. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М.: Книга по Требованию, 2012. 88 с.
18. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Издательство Московского университета, 1979. 186 с.
19. Медведева И.Л. Психолингвистические аспекты функционирования иноязычного слова. Тверь: Твер. гос. ун-т, 1999. 112 с.
20. Носков С. А. Визуализация средств обучения как инструмент активи¬зации учебной деятельности. – Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого--педагогические науки. – 2013. – № 2 (20). – С. 162–165.
21. Позднякова М.Н. применение приемов мнемотехники при изучении немецкого языка // Вопросы педагогики. – Научно-издательский центр «Институт стратегических исследований», 2021. – С. 284–286.
22. Салпагарова А.А. Основные принципы метода проектов при изучении иностранного языка // Традиции и инновации в системе образования. Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2017. С. 216–219.
23. Ушакова Т.Н. Структуры языка и организация речевого процесса // Язык. Сознание, культура: cб. науч. тр. / под ред. Н. В. Уфимцевой и Т. Н. Ушаковой. М., 2005. С. 114–115.
24. Ayalon О. Metaphoric Cards – An Effective Tool in Therapy // OH. Israel, 2012. Pp. 78–85.
25. Groot de A.M.B., Hell van J.G. The Learning of Foreign Language Vocabulary // Handbook of Bilingualism: Psycholinguistic Approaches”. N.Y.: Oxford University Press, 2005. Pp. 9–29.
Вопрос-ответ:
Какие приемы эффективного запоминания информации на уроках немецкого языка описываются в статье?
В статье описываются различные приемы эффективного запоминания информации на уроках немецкого языка. Это включает в себя создание условий для запоминания, использование ассоциаций, повторение и творческие методы запоминания.
Какие условия необходимы для эффективного запоминания информации на уроках немецкого языка?
Для эффективного запоминания информации на уроках немецкого языка нужно создать комфортную и спокойную обстановку, обеспечить физическую и эмоциональную подготовку учащихся. Также важно предоставить материал в доступной и интересной форме, использовать разнообразные методы обучения и повторения.
Какие приемы эффективного запоминания лексики используют учителя немецкого языка?
Учителя немецкого языка используют различные приемы эффективного запоминания лексики. В статье описывается опыт учителей практиков, которые используют методы расширения словарного запаса, такие как визуализация, использование ассоциаций, игры и т.д. Они также активно применяют творческие методы запоминания, чтобы сделать уроки более интересными и запоминающимися.
Какие выводы сделаны по главе о приемах эффективного запоминания информации на уроках немецкого языка?
По главе о приемах эффективного запоминания информации на уроках немецкого языка были сделаны следующие выводы. Важно создать условия, способствующие запоминанию, например, внимание, интерес и эмоциональную готовность. Приемы эффективного запоминания, такие как использование ассоциаций и повторение, помогают учащимся лучше запоминать информацию. Также важно разнообразить методы обучения и использовать творческие подходы, чтобы сделать уроки более интересными и запоминающимися.
Какие условия являются важными для эффективного запоминания информации на уроках немецкого языка?
Важными условиями для эффективного запоминания информации на уроках немецкого языка являются: создание комфортной обстановки для обучения, использование разнообразных методов и приемов, активное участие учеников в процессе обучения, систематическое повторение и закрепление изученного материала, а также позитивная мотивация и поддержка со стороны учителя.
Какие приемы эффективного запоминания информации можно использовать на уроках немецкого языка?
На уроках немецкого языка можно использовать различные приемы эффективного запоминания информации, например: использование мнемонических картинок, ассоциаций и анаграмм, рассказывание историй или анекдотов на немецком языке, проведение интересных игр и конкурсов, использование песен и стихов для запоминания слов и фраз, а также активное использование разнообразных учебных материалов и технологий.
Каковы выводы по главе, посвященной эффективным приемам запоминания информации на уроках немецкого языка?
Выводы по данной главе заключаются в том, что эффективное запоминание информации на уроках немецкого языка возможно при наличии определенных условий, таких как комфортная обстановка для обучения, использование разнообразных приемов и методов, активное участие учеников, систематическое повторение и закрепление материала, а также позитивная мотивация и поддержка со стороны учителя. Также были представлены конкретные приемы эффективного запоминания, которые могут быть использованы на уроках немецкого языка.
Какую роль играет опыт учителей практиков в использовании приемов запоминания лексики на уроках немецкого языка?
Опыт учителей практиков играет важную роль в использовании приемов запоминания лексики на уроках немецкого языка. Они делятся своими методами и приемами, которые помогли им расширить словарный запас учеников. Благодаря опыту учителей практиков можно узнать о различных эффективных приемах и использовать их на своих уроках для более эффективного запоминания лексики.
Какие существуют приемы эффективного запоминания информации на уроках немецкого языка?
На уроках немецкого языка существуют разные приемы эффективного запоминания информации, такие как: ассоциации, повторение, использование мнемонических правил, создание звуковых картинок и множество других.
Какие условия помогают эффективному запоминанию информации на уроках немецкого языка?
Условия эффективного запоминания информации на уроках немецкого языка включают в себя: активное участие студентов, создание положительной и поддерживающей атмосферы в классе, использование разнообразных учебных материалов, результативная обратная связь и поощрение студентов за их успехи.
Какие приемы эффективного запоминания лексики используют учителя немецкого языка?
Учителя практики по немецкому языку используют различные приемы для эффективного запоминания лексики, например, игры со словами, упражнения на ассоциации, использование мнемонических правил и создание контекста для новых слов.
Как можно расширить словарный запас на уроках немецкого языка?
Расширить словарный запас на уроках немецкого языка можно с помощью различных приемов, таких как чтение, прослушивание аудио-материалов, использование картинок и иллюстраций, а также систематическая работа с новыми словами и их повторение в контексте.