Деятельность медицинской сестры по формированию образа жизни взрослых пациентов, страдающих гастродуоденитом
Заказать уникальную дипломную работу- 56 56 страниц
- 26 + 26 источников
- Добавлена 18.06.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГАСТРОДУОДЕНИТА 10
1.1. Понятие, классификация, этиология, патогенез, факторы риска развития гастродуоденита 10
1.2. Клиническая картина, возможные осложнения гастродуоденита 14
1.3. Методы диагностики и лечения гастродуоденита 17
1.4. Профилактика гастродуоденита 25
ГЛАВА II. СЕСТРИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ПАЦИЕНТОВ С ГАСТРОДУОДЕНИТОМ 27
2.1. Организационно-методические основы исследования 27
2.2. Анализ клинического случая 31
2.3. Анализ результатов анкетирования 41
2.4. Предложения по повышению эффективности сестринской деятельности по формированию здорового образа жизни у пациентов с гастродуоденитом 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
Из них 9 – мужчины (47,4%), 10 – женщины (52,6%) (рисунок 3).Рисунок 3 – Распределение пациентов по полу, %В возрасте 20 лет и младше было опрошено 3 пациента (15,8%), 21-40 лет – 2 пациента (10,5%), 41-60 лет – 9 пациентов (47,4%), 61-80 лет – 3 пациента (15,8%), 81 год и старше – 2 пациента (10,5%) (рисунок 4).До обучения курило 11 пациентов (57,9%), после обучения – только 2 пациента (10,5%). До обучения курили, но бросили 3 человека (15,8%), после обучения – 12 человек (63,2%). Не курили 5 человек (26,3%) (рисунок 5).Рисунок 4 – Распределение пациентов по возрасту, %Рисунок 5 – Распределение пациентов по курению, %Принимали алкоголь до обучения 16 человек (84,2%), после обучения – 3 человека (15,8%). Принимали алкоголь ранее, но бросили до обучения – 1 человек (5,3%), после обучения – 14 человек (73,7%). Не принимали алкоголь 2 человека (10,5%) (рисунок 6).Рисунок 6 – Распределение пациентов по приему алкоголя, %Препараты ульцерогенного действия, такие как аспирин, парацетамол, анальгин, диклофенак, индометацин, пироксикам, ибупрофен, найз, кетопрофен, кеторол на постоянной основе принимали до обучения 2 человека (10,5%), после обучения – 1 человек (5,3%). Регулярно такие препараты принимали до обучения 6 человек (31,6%), после обучения – 3 человека (15,8%). Редко такие препараты принимали до обучения 4 человека (21,1%), после обучения – 6 человек (31,6%). Очень редко такие препараты принимали до обучения 6 человек (31,6%), после обучения – 4 человека (21,1%). Не принимали такие препараты до обучения 1 человек (5,3%), после обучения – 5 человек (26,3%) (рисунок 7).Рисунок 7 – Распределение пациентов по приему препаратов ульцерогенного действия, %Питание было регулярными небольшими порциями 4-6 раз в день до обучения у 4 человек (21,1%), после обучения – у 10 человек (52,6%). Питание было регулярно 2-3 раза в день до обучения у 3 человек (15,8%), после обучения – у 7 человек (36,8%). Питание было нерегулярным до обучения у 12 человек (63,2%), после обучения – у 2 человек (10,5%) (рисунок 8).Рацион питания пациентов до обучения был крайне опасным с точки зрения развития и обострения гастродуоденита. Так, исходя из рисунка 9, можно говорить о том, что ежедневно маринованные продукты употребляли 3 человека (15,8%), соления – 5 человек (26,3%), острые продукты – 6 человек (31,6%), жирное – 5 человек (26,3%), копченое – 3 человека (15,8%), жареное – 7 человек (36,8%), газированные напитки – 3 человека (15,8%), кофе – 12 человек (63,2%). Рисунок 8 – Распределение пациентов по характеру питания, %до обучения 4 человека (21,1%), после обучения – 6 человек (31,6%).Часто до обучение маринованные продукты употребляли 6 человека (31,6%), соления – 4 человека (21,1%), острые продукты – 16 человек (84,2%), жирное – 9 человек (47,4%), копченое – 11 человек (57,9%), жареное – 9 человек (47,4%), газированные напитки – 4 человека (21,1%), кофе – 4 человека (21,1%).После обучения, исходя из рисунка 10, рацион существенно поменялся. В частности, можно видеть, что ежедневно соления употребляли 1 человек (5,3%), копченое – 1 человек (5,3%), газированные напитки – 2 человека (10,5%). Маринованные продукты, острые продукты, жирное, жареное пациенты ежедневно употреблять больше не стали.Рисунок 9 – Распределение пациентов по рациону питания до обучения, %Рисунок 10 – Распределение пациентов по рациону питания после обучения, %Часто после обучение маринованные продукты употребляли 1 человек (5,3%), соления – 2 человека (10,5%), острые продукты – 1 человек (5,3%), жирное – 2 человека (10,5%), копченое – 1 человек (5,3%), жареное – 2 человека (10,5%), газированные напитки – 1 человек (5,3%), кофе – 2 человека (10,5%).Большая же часть пациентов стали употреблять указанные продукты редко и очень редко.До обучения рекомендациями по профилактике гастродуоденита было охвачено 18 пациентов (94,7%), после обучения – 19 пациентов (100,0%). Не охвачен такими беседами до обучения был 1 пациент (5,3%). После обучения таких пациентов не осталось (0,0%) (рисунок 11).Рисунок 11 – Получение пациентами рекомендаций по профилактике гастродуоденита, %До обучения понятными полученные рекомендации были только для 3 пациентов (15,8%), после обучения – для всех 19 пациентов (100,0%). До обучения частично понятными такие рекомендации были для 4 пациентов (21,1%), после обучения таких пациентов не было (0,0%). До обучения не понятными рекомендации были для 11 пациентов (57,9%), после обучения таких пациентов не было (0,0%) (рисунок 12).Рисунок 12 – Понятность полученных рекомендаций, % Следователи рекомендациям до обучения 5 человек (26,3%), после обучения – 17 человек (89,5%). Частично следовали рекомендациям до обучения 5 человек (26,3%), после обучения – 2 человека (10,5%). Не следовали рекомендациям до обучения 8 человек (42,1%). После обучения таких пациентов не было (рисунок 13).На 1 балл работу медицинской сестры до обучения оценил 1 человек (5,3%), после обучения таких пациентов не было. На 2 балла работу медицинской сестры до обучения оценил1 человек (5,3%), после обучения таких пациентов не было. На 3 балла работу медицинской сестры до обучения оценило 5 человек (26,3%), после обучения – 2 человека (31,6%).На 7 баллов работу медицинской сестры до обучения оценило 7 человек (36,8%), после обучения – 6 человек (31,6%).На 5 баллов работу медицинской сестры до обучения оценило 5 человек (26,3%), после обучения – 11 человек (57,9%).Рисунок 13 – Следование пациентов рекомендациям, %Нуждаемость пациентов в дополнительной информации можно видеть на рисунке 14.Рисунок 14 – Нуждаемость пациентов в дополнительной информации по проблеме профилактики обострений, осложнений гастродуоденита, % Из рисунка следует, что нуждались в дополнительной информации по проблеме профилактики обострений, осложнений гастродуоденита до обучения 11 человек (57,9%), после обучения таких пациентов не было (0,0%). Частично нуждались в дополнительной информации по проблеме профилактики обострений, осложнений гастродуоденита до обучения 8 человек (42,1%), после обучения – 3 человека (15,8%). Не нуждавшихся в дополнительной информации по проблеме профилактики обострений, осложнений гастродуоденита до обучения не было (0,0%), после обучения об этом заявили 16 человек (84,2%) (рисунок 14).Таким образом, можно говорить о том, что большая часть пациентов продемонстрировала улучшение уровня осведомленности, качества знаний, уровня мотивации. Для каждого пациента в конце обучения были предложены памятки, которые представлены на рисунках 15 и 16.В целом следует отметить, что большая часть обучения касалась правильного питания. Рациональное питание – это важнейший компонент нормального функционирования организма человека.Питание человека должно быть согласовано с принципами здорового питания, основами которого является соответствии энергетического баланса потребляемым калориям, а также оптимизация качественно-количественного состава элементов питания.Витамины и минералы являются важнейшим компонентом физиологии человека, без которого невозможно протекание многих метаболических процессов. В результате недостатка витаминов и минералов развиваются различные патологические состояния. При нарушении режима питания, ошибок в качественном и количественном составе рациона питания существенно растет риск развития патологий желудочно-кишечного тракта, обменные нарушения, что приводит к заболеваниям всех остальных органов. Рисунок 15 – Пример памятки для пациентовТакже большое значение имела борьба с вредными привычками, в частности с курением и алкоголем.Курение специалисты относят к самой распространенной и, вероятнее всего, одной из наиболее вредных привычек.Табак – это очень вещество со сложным и многообразным составом. Сюда входят белки, углеводы, смолообразующие, минеральные вещества, полифенолы, ферменты и пр. Табачный дым содержит большое число ядовитых веществ. Это оксид углерода, сажа, никотин, бензапирен, муравьиная, уксусная, синильная кислоты, аммиак, оксиды азота, формальдегид, мышьяк, фенол, сероводород, стирол, акролеин, диоксид углерода, ацетилен, радиоактивные изотопы и др.Рисунок 16 – Пример памятки для пациентовВредные привычки крайне негативно влияют на организм человека. В частности, страдает кровеносная, дыхательная, нервная, выделительная, пищеварительная, опорно-двигательная системы, кровь, покровы, органы чувств, размножения и т.д. Кроме прямого негативного воздействия на организм человека, никотин, алкоголь и наркотики повышают риск развития отдельных заболеваний в отсроченной перспективе. В частности, при систематическом табакокурении, приеме алкоголя, наркотиков отмечается повышение риска целого ряда патологий, в том числе онкологических заболеваний. Касается это и гастродуоденита.2.4. Предложения по повышению эффективности сестринской деятельности по формированию здорового образа жизни у пациентов с гастродуоденитомАнализ полученных данных дал возможность разработать рекомендации по повышению эффективности деятельности медицинской сестры по профилактике гастродуоденита.Рекомендации руководству поликлиники:Организовать обучение и переподготовку медицинских сестер по вопросам диагностики, лечения, профилактики гастродуоденита.Разработать информационную систему, в которой были бы приведены исчерпывающие сведения огастродуодените, методах его диагностики, лечения, профилактики осложнений и рецидивов, в которой бы выкладывались все современные исследования как отечественных, так и зарубежных ученых по данной теме. Принять меры по обеспечению беспрепятственной возможности к совершенствованию медицинским персоналом своих профессиональных знаний и навыков.Предусмотреть специальный профилактический прием, кабинет профилактики, где можно было бы проводить лекции, обучение.Принять меры по обеспечению преемственности оказания медицинской помощи больным с гастродуоденитом от момента первого обращения до окончания процесса реабилитации в санаторно-курортных учреждениях.Рекомендации медицинским сестрам: На регулярной основе проводить самообучение по вопросам диагностики, лечения, профилактики гастродуоденита, посещать конференции, лекции по указанной теме, быть в курсе всех новых разработок. Провести тотальную ревизию медицинской документации, выявить лиц, которые имеют высокий риск развития гастродуоденита, а также уже развившееся заболевание. Полученные список разделить на группы по степени риска развития болезни, ее обострений.Наладить работу по проведению патронажа пациентов с выявлением факторов риска развития болезни, ее обострений, проведением бесед и обучающих занятий по сути заболевания, профилактике его обострений, мерам по снижению риска осложнений.Наладить групповые формы информирования о гастродуодените, разработав соответствующую базу. Это могут быть лекции, конференции, спортивные праздники, конкурсы.Обеспечить взаимодействие со средствами массовой информации по информированию населения о мерах профилактики гастродуоденита. Распространить практику чтения лекций о здоровом образе жизни в учебных учреждениях.Анализ данных анкетирования показал, что ситуация в целом ситуация до обучения с питанием была у пациентов плачевная. Повсеместно отмечается нарушение режима питания, рациона питания. Причем часто пациенты понимают важность рационального питания, однако его принципы продолжают игнорировать. Большое значение имеют источники информации о здоровом образе жизни, питании, но, исходя из результатов опроса, у пациентов они также не надежные. Также следует дать следующие рекомендации по организации рационального питания пациентов как основы профилактики гастродуоденита и его обострении, осложнений:На регулярной основе проводить работу по выявлению лиц, которые не следуют нормам здорового питания.Организовать и регулярно проводить лекции по здоровому образу жизни с выявленными респондентами. В обязательном порядке использовать наглядные материалы, проводить практические занятия, например подсчет и составление меню, в том числе на неделю, месяц.Важно, чтобы это меню было простым, доступным.Использовать входной и итоговый контроль для выявления динамики знаний респондентов. Разнообразить форму работы с респондентами, задействуя электронные ресурсы, в частности публикуя материалы и анкеты на сайте учреждения, создавая странички в социальных сетях.Разработать и внедрить систему поощрения тех пациентов, которые ведут здоровый образ жизни, правильно питаются.Проводить праздники, марафоны, конкурсы, которые позволяют популяризовать здоровое питание. Открыть кабинет здорового образа жизни, в котором каждый желающий может получить помощь в части отказа от вредных продуктов, разработки здорового меню. Создать и поддерживать в функциональном состоянии сообщество, клуб здорового образа жизни.Представленные рекомендации позволят увеличить эффективность мер профилактики. Медицинские сестры могут активно принимать участие во всех указанных мероприятиях от их подготовки до проведения, проводить эти мероприятия как в медицинской организации, так и в других учрежедниях.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, в рамках проведенного исследования мы изучили роль медицинской сестры в профилактике гастродуоденита, его обострений и осложнений посредством обучения пациентов нормам здорового образа жизни.Полученные сведения позволяют нам сделать следующие выводы:Гастродуоденит – это часто встречаемое острое или (чаще всего) хроническое рецидивирующее заболевание, связанное с поражением слизистой оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки. Классификация гастритов и дуоденитов включает в себя этиологические, морфологические и иные признаки. По этиологии гастриты и дуодениты могут быть как экзогенными, так и эндогенными. Большое значение в этиологии гастритов и дуодениты имеют алиментарные факторы – питание, здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек. Патогенез гастрита и дуоденитастадиен, их развитие происходит от первичного поражения этиологическими факторами до необратимого поражения слизистой оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки.Клиника гастродуоденита более всего связана с болями, диспептическими явления, астенизацией. Течение гастродуоденита может быть как легким, так и тяжелым. Гастродуоденитдиагностируется при сборе анамнеза, физикальном обследовании, выявлении нарушение в процессе инструментальных и лабораторных исследований. Профилактика гастродуоденита состоит в модификации образа жизни, исключении факторов риска развития заболевания.Анализ клинического случая показал, что в целом уход за пациентами с гастродуоденитом включает в себя организацию условий пребывания и режима двигательной активности, питания и водного режима, гигиенического ухода за пациентами, выполнение назначений врача, мониторинг показателей жизнедеятельности у пациентов.Сестринская деятельность по уходу за пациентами с гастродуоденитом включает в себя мероприятия по выявлению проблем пациента и поиску их решений. Посредством анкетирования было выявлено, что большая часть пациентов не имеет достаточных знаний по поводку профилактики гастродуоденита, либо не желает следовать существующим рекомендациям. При этом после обучения пациенты проявили более высокий уровень знаний, мотивации.На основании полученной информации были разработаны предложения по устранению выявленных недостатков.Таким образом, цель и задачи работы достигнуты, гипотеза подтверждена.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАстраханцева О.В. Экономическая целесообразность профилактики гастрита и дуоденита / О.В. Астраханцева, А.С. Семеновых, Д.Е. Мильчаков // Международный научно-исследовательский журнал, 2015. – № 10-4 (41). – С. 52-54.БастрыковО.Ю. Практическая гастроэнтерология: учебное пособие для слушателей системы послевузовского профессионального образования врачей по специальности 040122.01 – гатсроэнтеролгия и 040122 – терапия / О.Ю. Бастрыков, А.И. Долгушина, И.Ю.Пирогова. – Челябинск: Пирс, 2012. – 252 с.БулешовМ.А. Подходы к совершенствованию профилактики хронического гастрита и язвенной болезни желудка / М.А. Булешов, А.М. Талгатбек, А.М. Булешова, К.А. Султанбеков, З.И. Бейсембаева // Вестник Казахского Национального медицинского университета, 2014. – № 2-4. – С. 73-75. ВяловС.С. Гастроэнтерология: практическое руководство / С.С. Вялов. – 7-е изд., перераб. – М.: МЕДпресс-информ, 2019. – 124 с.Гастроэнтерология / составители: А.С. Деменьтьев и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 389 с.Гастроэнтерология: национальное руководство: краткое издание / А.О. Буеверов и др.; под ред. В.Т. Ивашкина, Т.Л. Лапиной. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 462 с.Гастроэнтерология: руководство для врачей / Е.Б. Авалуева и др.; под ред. Е.И. Ткаченко. – Санкт-Петербург: СпецЛит, 2013. – 636 с.Гастроэнтерология: справочник / А.Ю.Барановский и др.; под ред. А.Ю. Барановского. – М.: Питер, 2011. – 506 с.Диетология: руководство: учебное пособие для системы послевузовского профессионального образования врачей / А.Ю.Барановский и др.; под ред. А.Ю. Барановского. – 4-е изд. – М.: Питер, 2012. – 1022 с.Елисеев А.Г. Гастроэнтерология / А.Г. Елисеев, А.Л. Пахомова, Е.П. Богушевич; под ред. И.Н. Денисова. – М.: Эксмо, 2010. – 558 с.Ивашкин В.Т. Клинические рекомендации Российской гастроэнтерологический ассоциации по диагностике и лечению инфекции Helicobacterpylori у взрослых / В.Т. Ивашкин, И.В. Маев, Т.Л. Лапина и др. // Российский журнал гастроэнтерологии, гепатологии, колопроктологии, 2018. – С. 55-70.Ивашкин В.Т. Пропедевтика внутренних болезней. Гастроэнтерология: учебное пособие для студентов, обучающихся в учреждениях высшего профессионального образования по специальности 060101.65 «Лечебное дело» по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней» / В.Т. Ивашкин, О.М. Драпкина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 152 с.Исаева К.К. Реабилитация гастродуоденитов на врачебном участке / К.К. Исаева, Э.К. Кулебаева, О.Д. Шинкаренко, Г.М. Абдуллаева // Медицина Кыргыхстана, 2011. – № 1. – С. 19-20.Комаров Ф.И. Практическая гастроэнтерология / Ф.И. Комаров, М.А. Осадчук, А.М. Осадчук. – М.: Мед.информ. агентство, 2010. – 479 с. ЛезебникЛ.Б. VI национальные рекомендации по диагностике и лечению кислотозависимых и ассоциированных с Helicobacterpylori заболеваний (VI московские соглашения) / Л.Б. Лазебник, Е.И. Ткаченко, Д.И. Абдулганиева и др. // Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология, 2017. – № 2 (138). – С. 3-21.МаевИ.В. Хронический дуоденит (алгоритм диагностики и лечебной тактики) / И.В. Маев, А.А. Самосонов: учебное пособие для врачей общей практики, терапевтов, гастроэнтерологов. – Москва: Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, 2007. – 80 сМихайлов И.Б. Клиническая фармакология: учебник для студентов медицинских вузов. – 6-е изд., перераб. и доп. – СПб.: СпецЛит, 2019. – 637 с.Приказ Минздрава Российской Федерации от 05.08.2003 №330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/499032566 (дата обращения: 24.04.2022).РойтбергГ.Е. Внутренние болезни. Система органов пищеварения: учебное пособие / Г.Е. Ройтберг, А.В. Струтынский. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2018. – 576 с.Русаков Н.В. Актуальные гигиенические и эпидемиологические проблемы хелибактериозов / Н.В. Русаков, И.П. Бобровницкий, С.В. Герман, Е.В. Русакова // Гигиена и санитария, 2018. – Т. 97. – № 12. – С. 1179-1183.РяповаЭ.И. Острый и хронический гастрит: этиология, патогенез, диагностика и лечение / Э.И. Ряпова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2020. – № 11-1. – С. 74-76.ТруханД.И. Клиника, диагностика и лечение хронического дуоденита / Д.И. Трухан, Л.В. Тарасова // Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология, 2012. – № 11. – С. 104-114. ЦиммерманЯ.С. Гастроэнтерология: руководство / Я.С. Циммерман. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 813 с.ШееченкоВ.П. Клиническая диетология / В.П. Шевченко; под ред. В.Т. Ивашкина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 243 с.ШерстневД.Г. Оценка качества жизни больных с гастродуоденитом / Д.Г. Шерстнев, К.В. Кравцова // Бюллетень медицинских интернет-конференций, 2016. – Т. 6. – № 5. – С. 806.Язвенная болезнь. Хронический гастрит (современный взгляд на патогенез, клинику, лечение) / Э.М. Эседов, С.Н. Мамаев, А.С. Абасова, Д.С. Акбиева. – Махачкала, 2020. – 294 с.
2. Бастрыков О.Ю. Практическая гастроэнтерология: учебное пособие для слушателей системы послевузовского профессионального образования врачей по специальности 040122.01 – гатсроэнтеролгия и 040122 – терапия / О.Ю. Бастрыков, А.И. Долгушина, И.Ю.Пирогова. – Челябинск: Пирс, 2012. – 252 с.
3. Булешов М.А. Подходы к совершенствованию профилактики хронического гастрита и язвенной болезни желудка / М.А. Булешов, А.М. Талгатбек, А.М. Булешова, К.А. Султанбеков, З.И. Бейсембаева // Вестник Казахского Национального медицинского университета, 2014. – № 2-4. – С. 73-75.
4. Вялов С.С. Гастроэнтерология: практическое руководство / С.С. Вялов. – 7-е изд., перераб. – М.: МЕДпресс-информ, 2019. – 124 с.
5. Гастроэнтерология / составители: А.С. Деменьтьев и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 389 с.
6. Гастроэнтерология: национальное руководство: краткое издание / А.О. Буеверов и др.; под ред. В.Т. Ивашкина, Т.Л. Лапиной. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 462 с.
7. Гастроэнтерология: руководство для врачей / Е.Б. Авалуева и др.; под ред. Е.И. Ткаченко. – Санкт-Петербург: СпецЛит, 2013. – 636 с.
8. Гастроэнтерология: справочник / А.Ю.Барановский и др.; под ред. А.Ю. Барановского. – М.: Питер, 2011. – 506 с.
9. Диетология: руководство: учебное пособие для системы послевузовского профессионального образования врачей / А.Ю.Барановский и др.; под ред. А.Ю. Барановского. – 4-е изд. – М.: Питер, 2012. – 1022 с.
10. Елисеев А.Г. Гастроэнтерология / А.Г. Елисеев, А.Л. Пахомова, Е.П. Богушевич; под ред. И.Н. Денисова. – М.: Эксмо, 2010. – 558 с.
11. Ивашкин В.Т. Клинические рекомендации Российской гастроэнтерологический ассоциации по диагностике и лечению инфекции Helicobacter pylori у взрослых / В.Т. Ивашкин, И.В. Маев, Т.Л. Лапина и др. // Российский журнал гастроэнтерологии, гепатологии, колопроктологии, 2018. – С. 55-70.
12. Ивашкин В.Т. Пропедевтика внутренних болезней. Гастроэнтерология: учебное пособие для студентов, обучающихся в учреждениях высшего профессионального образования по специальности 060101.65 «Лечебное дело» по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней» / В.Т. Ивашкин, О.М. Драпкина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 152 с.
13. Исаева К.К. Реабилитация гастродуоденитов на врачебном участке / К.К. Исаева, Э.К. Кулебаева, О.Д. Шинкаренко, Г.М. Абдуллаева // Медицина Кыргыхстана, 2011. – № 1. – С. 19-20.
14. Комаров Ф.И. Практическая гастроэнтерология / Ф.И. Комаров, М.А. Осадчук, А.М. Осадчук. – М.: Мед. информ. агентство, 2010. – 479 с.
15. Лезебник Л.Б. VI национальные рекомендации по диагностике и лечению кислотозависимых и ассоциированных с Helicobacter pylori заболеваний (VI московские соглашения) / Л.Б. Лазебник, Е.И. Ткаченко, Д.И. Абдулганиева и др. // Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология, 2017. – № 2 (138). – С. 3-21.
16. Маев И.В. Хронический дуоденит (алгоритм диагностики и лечебной тактики) / И.В. Маев, А.А. Самосонов: учебное пособие для врачей общей практики, терапевтов, гастроэнтерологов. – Москва: Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, 2007. – 80 с
17. Михайлов И.Б. Клиническая фармакология: учебник для студентов медицинских вузов. – 6-е изд., перераб. и доп. – СПб.: СпецЛит, 2019. – 637 с.
18. Приказ Минздрава Российской Федерации от 05.08.2003 №330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/499032566 (дата обращения: 24.04.2022).
19. Ройтберг Г.Е. Внутренние болезни. Система органов пищеварения: учебное пособие / Г.Е. Ройтберг, А.В. Струтынский. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2018. – 576 с.
20. Русаков Н.В. Актуальные гигиенические и эпидемиологические проблемы хелибактериозов / Н.В. Русаков, И.П. Бобровницкий, С.В. Герман, Е.В. Русакова // Гигиена и санитария, 2018. – Т. 97. – № 12. – С. 1179-1183.
21. Ряпова Э.И. Острый и хронический гастрит: этиология, патогенез, диагностика и лечение / Э.И. Ряпова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2020. – № 11-1. – С. 74-76.
22. Трухан Д.И. Клиника, диагностика и лечение хронического дуоденита / Д.И. Трухан, Л.В. Тарасова // Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология, 2012. – № 11. – С. 104-114.
23. Циммерман Я.С. Гастроэнтерология: руководство / Я.С. Циммерман. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 813 с.
24. Шееченко В.П. Клиническая диетология / В.П. Шевченко; под ред. В.Т. Ивашкина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 243 с.
25. Шерстнев Д.Г. Оценка качества жизни больных с гастродуоденитом / Д.Г. Шерстнев, К.В. Кравцова // Бюллетень медицинских интернет-конференций, 2016. – Т. 6. – № 5. – С. 806.
26. Язвенная болезнь. Хронический гастрит (современный взгляд на патогенез, клинику, лечение) / Э.М. Эседов, С.Н. Мамаев, А.С. Абасова, Д.С. Акбиева. – Махачкала, 2020. – 294 с.
Вопрос-ответ:
Что такое гастродуоденит?
Гастродуоденит - это воспалительное заболевание слизистой оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки.
Какие факторы могут вызвать развитие гастродуоденита?
Развитие гастродуоденита может быть вызвано такими факторами как неправильное питание, стресс, инфекции, употребление алкоголя и курение.
Какие методы используются для диагностики и лечения гастродуоденита?
Для диагностики гастродуоденита могут применяться такие методы как эндоскопия, биопсия, кровные тесты и рентгеновское исследование. Лечение гастродуоденита включает прием лекарственных препаратов, диету, избегание стресса и изменение образа жизни.
Какие осложнения могут возникнуть при гастродуодените?
При гастродуодените могут возникнуть такие осложнения как язва желудка или двенадцатиперстной кишки, кровотечение, перитонит.
Какую роль играет медицинская сестра в формировании образа жизни пациентов с гастродуоденитом?
Медицинская сестра играет важную роль в формировании образа жизни пациентов с гастродуоденитом. Она помогает пациентам следовать рекомендациям врача, проводит инструктаж по правильному питанию, помогает соблюдать режим, контролирует прием препаратов, осуществляет психологическую поддержку.
Что такое гастродуоденит?
Гастродуоденит - это воспалительное заболевание слизистой оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки.
Какие факторы риска способствуют развитию гастродуоденита?
К факторам риска развития гастродуоденита относятся: неправильное питание, стресс, инфекции, курение, употребление алкоголя, прием определенных лекарственных препаратов.
Как происходит диагностика гастродуоденита?
Диагностика гастродуоденита включает в себя проведение эндоскопии, общеклинических и биохимических анализов крови, гастроскопии, рентгеноскопии.
Какие основные методы лечения гастродуоденита?
Основными методами лечения гастродуоденита являются медикаментозная терапия, диетотерапия, физиотерапевтические процедуры и санаторно-курортное лечение.
Какую роль играет медицинская сестра в формировании здорового образа жизни у пациентов с гастродуоденитом?
Медицинская сестра играет важную роль в формировании здорового образа жизни у пациентов с гастродуоденитом. Она проводит индивидуальные консультации, оказывает психологическую поддержку, обучает пациентов правильному питанию, подбирает оптимальное лечение и контролирует его эффективность.
Что такое гастродуоденит?
Гастродуоденит - это воспалительное заболевание слизистой оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки.
Какие факторы могут спровоцировать развитие гастродуоденита?
Развитие гастродуоденита может спровоцировать употребление неправильного питания, частое стрессовое воздействие, инфекционные заболевания, злоупотребление алкоголем и курение.