виды декоративного убранства русских икон 18 века и особенности его хранения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 23 23 страницы
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 27.05.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
1.1 Введение
1.2 История возникновения
1.3 Виды декоративного убранства икон.
1.4 Украшения
1.5 Техники и стили
16 Примеры икон
1.7 Особенности хранения икон
1.8 Вывод
1.9 Заключение
2. Список литературы
Фрагмент для ознакомления

Под действием новгородских традиций выполнен маленький венчик, с сбалансированным сканным узором в виде четырех сердцевидных фигур, выложенных тонкой проволокой на фоне маленьких колечек, второй половины XVI века из Горицкого монастыря. Большая часть венцов, попавших из ближайших монастырей и Казанского собора городка Кириллова, датируются периодом XVII–XVIII веков. На них выгравирован узор из плотно закрученных ветвей, аналогичный образцам, представленным в каталоге Архангельского районного краеведческого музея. Другие венцы декорированы чеканным узором вьющейся кольцами лозы с трилистниками, плодами и ввязанными цветочными розетками.Этот венец из Горицкого монастыря поступил вместе с цатой. Именно такие комплекты, в музейном собрании нескольких штук. У одного из них, XVII векаукрашен солнечными розетками. Часть более поздних венцов из музейного собрания конца XVIII–XIX веков имеет зубчатый край, состоящий из лучей. У некоторых венцов линииурашены блестками. Такой венец из Казанского собора города Кириллова работы петербургского мастера XIX века. Более поздние венцы, выполненные механизированным способом, дополнительно украшались стеклами. Цата, «специфически русский элемент убранства икон, не общеизвестный в Византии, восходящий к двум древним разновидностям украшений, «прикладываемых» к иконам: гривнам и монистам» Помимо настоящих гривен, к образам прикладывали, иконные украшенные с орнаментами, самоцветами и имеющие круглые или крестообразные подвески−цаты. Цаты стали популярными, она знаменовала славу небесную, царственность, стали нарекать не только монеты и похожие на них подвески, но и весь убор иконы, крепящийся к венцу. Самые ранние из цат изготовленные в XVII − начале XVIII века ярославле и москве, украшены тонким растительным узором, нанесенным на фоне насечки. На изделии воспроизведен цветочный узор с чеканных серебряных цат первой половины XVII века работы ярославских мастерских. Интересен орнамент цаты, выполненной в 1717 года в московской мастерской. Здесь на фоне косой насечки вырезан растительный пышный орнамент, в центре которого примощен крупный кринс исходящими от него в стороны ветвями с широкими стеблями, распустившимися бутонами и листочками. Из этой же мастерской около 1717 года была выпущена другая. Вторая половина XVIII века. XIX век 12 цата, поступившая из Казанского собора города Кириллова. На цате ‒ три розетки с длинными треугольными лепестками, окаймленные резным орнаментом в виде широких листьев и лотосов. Великолепно исполнена большая позолоченная цата XVII века с неизвестного образа. Ее отличает, уверенно исполненный орнамент. Особенности хранения икон 18ого века.Нужно обращать внимание на надобность и обязательность пристального отношения к чтимым иконам, которое обеспечивало бы им длительную жизнь в храмовых условиях. Иконы и церковная утварь часто подвергаются порче или даже разрушению не по злобному умыслу, а от неведения или даже чистосердечного желания "улучшить", облагообразить наружный вид иконы, что приводит к самым грустным результатам. К сожалению, в наших церквах функционирует слишком мало специалистов, могущих конкретно оценить положение той или иной иконы, оклада. В музеях иконы хранятся при температуре воздуха 18-20 градусов Цельсия и влажности 58-60%, кроме того, в помещениях особое построение вентиляции, не допускающая сквозняков. В домашних условиях соблюдать эти параметры очень сложно, но вполне дозволено создать применимые условия, в которых образ не будет разрушаться. В помещении, где размещаются иконы, не должно быть резких перепадов температуры и влажности. Поэтому рукописные иконы, как старые, так и новые, ни в коем случае немыслимо помещать на кухне, где образуется пар, повышается температура, часто требуется проветривать, открывая форточку;  кроме того в высотных домах именно кухни «затапливаются» соседями сверху. На первый взгляд, изменения, вызванные неустойчивым климатом не заметны, так как происходят очень медленно, год за годом: рассыхается доска, лопается паволока (ткань, наклеенная на доску), а вместе с ней и левкас (слой из мела и клея, на котором пишут красками). Так образуются трещины и опадает красочный слой. Излишняя влажность ведет к поражению иконы плесенью и грибком. Наши предки прекрасно знали, как сохранить иконы, поэтому всегда помещали их в углу, обратном печному. На кухне же можно разместить иконы, проделанные печатным способом. Итак, наилучшее место для иконы в доме — комната. Где же расположить икону в комнате? Необходимо выбрать место, где перепады температуры и влажности минимальны, следовательно, стены, на которых размещены отопительные системы (трубы и батареи), не подходят. Также не годятся углы, расположенные рядом с окнами: сквозняки рушат иконы. Не страшно, если подходящая для икон стена не будет восточной: вернее сохранить святыню на северной стене, чем дать ей рассыпаться за пару лет в восточном углу рядом с батареей. К тому же, традиция ориентировать алтарь храма на Восток возникла не сразу, например, во многих раннехристианских храмах алтарь располагался в западной части. Возможно, чтобы освободить оптимальное место, придется перенести комод, перевесить полки. Главное — определить, что важнее: хранение иконы для будущих поколений или защита комфортного интерьера, на создание которого, возможно, было потрачено немало сил и средств. Писаную икону следует хранить в киоте. В крупных мегаполисах есть мастерские, специализирующиеся на изготовлении такой духовной утвари, но киот можно заказать в любой столярной студии или даже создать самостоятельно. Очень важно знать, что киот не должен быть безукоризненно герметичным, в нем должны быть требуемые для циркуляции воздуха через незначительные щелки, которые не следует чем-нибудь замазывать. Важно, чтобы все деревянные плоскости внутри и снаружи киота были обработаны лаком или масляной краской. Поверхность живописи не должна дотрагиваться стекла. Если икона располагаться в старом киоте, не спешите его менять. Крепкий, прочный киот возможно сохранить, довольно просто, бережно вынув икону, удалить пыль и мелкий мусор, который мог скопиться внутри, и протереть стекло. Оклад — металлическую выпуклую пластину, закрывающую всю поверхность, кроме ликов и кистей рук. Не стоит снимать оклад — под ним может не оказаться изображения. Многие иконы в XIX веке изначально писались так: красками изображались только лики и кисти рук, а остальное изображение делалось на окладе. Не надо также самостоятельно чистить оклад, для этого его должен снять с иконы специалист. Оклады крепились гвоздиками, которые, заржавев, так «срастаются» с доской, что их нельзя вытащить без ущерба для иконы. По этой же причине не надо вынимать крепежных компонентов с тыльной стороны иконы. Часто у икон, хранившиеся при повышенной влажности, оклады покрываются зелеными окислами — так окисляется медь и другие металлы. Важно знать, что такой оклад обязательно должен очистить специалист, так как соли меди, входящей в сплавы, ядовиты. Икону с таким окладом лучше поместить в киот или упаковать в коробку до реставрации. Иногда оклад приходит в такое ветхое состояние, что не подлежит восстановлению.Многие иконы имеют добавочные скрепляющие элементы — шпонки, узкие дощечки, врезанные в тыльную сторону или в торцы. Доски старых икон часто выгибаются (в реставрации это называется «короблением основы») и шпонки выпадают из пазов. Не надо пытаться как-то закрепить, приклеить, выпавшую шпонку. Доски, из которых состоит икона, склеены между собой по стыкам, поэтому икона может сохраняться без шпонок. Если же доски, составляющие основу, покоробились и «разошлись», то есть между ними есть сквозные трещины, то выпавшая шпонка уже не поможет. Эта икона уже считается «аварийной» и ее необходимо до реставрации хранить в горизонтальном положении в киоте или в крепкой и вместительной коробке.1.7 ВыводТехники декоративного убранства сложна и своеобразна. Здесь самое главное, неотступно следовать выработанной веками традиционной последовательности. Главные условия создания–прекрасный вкус, золотые руки и соблюдение канона. Также не стоит забывать материалы, золото, серебро, отличный выбор что бы показать веру люде.Последовательность создания окладов и прочей атрибутики выработалась еще в древности и несмотря на сохранившееся лекала и четкое следованию традиций, имело место быть заимствование приемов из новых модных стилей искусства. Традиционный образ иконы не воспринимается нами без богато украшенного уклада, расписной атрибутике. Без них образ святых воспринимается не цельно и грустно.Почти каждое десятилетие восемнадцатого века приносило нам новые варианты украшений. Мастера совершенствовались в своем искусстве. Именно это врем стало рассветом для ювелиров, серебряников и прочих мастеров которые прикладывали свою руку к украшению икон.ЗаключениеС позиции христианской эстетики, украшающее убранства иконы прибывает неотъемлемым прибавлением указанием на самую высшую лазурную красу иконы, которая не может быть равноценно передана через линии и краски, но находится и звучит в символах, украшениях, похожих на узорчатую вязь, таится предание о неведомых миру сокровищах. Икона в православной традиции не просто произведение искусства, но и яркое выражение христианского миросозерцания. Без иконы и во сне не снится христианский храм и богослужение, дом православного человека и его жизнь. Именно поэтому люди уделял такое уникальное место убранству и украшению иконы, с каждым годом все улучшая технику, находили все новые приемы и способы выражения почитания веры. Именно оклады и прочие элементы декора стали ключевым материалом. Православная Церковь видит в иконе не только один из видов искусства, но зримое выражение православной веры. В древности христиане именовали иконой всякое святое изображение, независимо от того, в какой технике оно было исполнено. Вдохновленные эталонами Евангелия православные народы воплощали новое видение мира, преображенного действием благодати Божией, в слове, красках и камне, металле, золоте, серебре.18 век стал безгранично богатым на новые стили и способы творческого самовыражения в церкви. Именно в это время возник великолепный стиль барокко, который позволил разгуляться фантазии. Декоративное убранство ставит перед собой задачу изобразить невидимое. Отсюда символизм, богатство, пышность и некою помпезностью. Отсюда правильность и единообразие оформления икон, но невероятный блеск и объём.Список литературы Михаил Красилин. Русская икона 18 - начало 19 века.И. А. Стерлиногова. О литургическом смысле драгоценного убора русской иконы.И. А. Стерлигова ИКОНА КАК ХРАМ: ПРОСТРАНСТВО МОЛЕННОГО ОБРАЗА В ВИЗАНТИИ И ДРЕВНЕЙ РУСИПостернак Кирилл Владимирович Особенности архитектурно-декоративного убранства петербургских барочных иконостасов середины XVIII века

Михаил Красилин. Русская икона 18 - начало 19 века.
И. А. Стерлиногова. О литургическом смысле драгоценного убора русской иконы.
И. А. Стерлигова ИКОНА КАК ХРАМ: ПРОСТРАНСТВО МОЛЕННОГО ОБРАЗА В ВИЗАНТИИ И ДРЕВНЕЙ РУСИ
Постернак Кирилл Владимирович Особенности архитектурно-декоративного убранства петербургских барочных иконостасов середины XVIII века