Захоронения Восточных славян в раннем средневековье.
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 28.05.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение…………………………………………………………....3
Глава I. Жизнь восточных славян в начале средних веков…….5
1.1 Болезнь и смерть……….……………………………………....5
1.2 Древнеславянские погребения.…………………………….…7
Глава II. Древнерусские памятники……………………………..16
Заключение……………………………………………………..…25
Список использованной литературы и источников…………….27
В 8 веке новые переселенцы с территории севернее Дуная,вынуждены были поселиться в Восточную Европу из-за гонения романского населения. Среди этих кочевников было много квалифицированных ремесленников, что послужило развитию гончарного, ювелирного и других ремёсел в Древней Руси. Данное переселение славян из Дуная было зафиксировано в «Повести временных лет» и местном фольклоре. Оно сыграло большую роль в смешении разных культур славянства.Еще одна причина слияния разных культур – появление древнерусской дружины. В 10 веке в ее состав входили люди разные по происхождению, что привело к созданию надплеменного образования. Дружина стала смешением многих культур – местных, скандинавских, византийских и восточных. В том же веке скандинавские дружинники и торговцы оставили свой отпечаток в истории создания памятников. В то время существовали крупные торговые пути и начали появляться городские центры – Старая Ладога, Гнёздово под Смоленском, Шестовицы под Черниговом, могильники Ярославского Поволжья и др.Древнерусская народность начала формироваться благодаря созданию и развитию городов. На Руси появляется единая городская культура с одинаковыми способами развития ремесел. К ним относились – кузнецы, гончары, ювелиры и т.д. Дерево начали обрабатывать по одинаковым технологиям. Женская одежда в городе не отличалась от одежды в других регионах. Благодаря торговле ремесленные товары попадали в села, поэтому по всей территории Руси перемещались украшения, предметы быта и оружие. Начиная с 9 века на всей территории, где проживали восточные славяне, сложился единый способ погребения – курганы. Обряды и инвентарь были одинаковыми везде. Сожжение везде начало меняться на сложение трупа в могилу, с оглядкой на западные погребения. Во внутрь могилы складывали украшения, бытовые предметы. К памятникам древнерусской культуры, помимо курганов относятся – города, волости, общины, усадьбы, села. На язычество указывают святилища, камни и изваяния. На южных землях, которые граничат с другими племенами, были построены оборонительные сооружения – валы.Археологические находки 12 века говорят о том, что племенное деление все еще сохранялось. Благодаря украшениям можно было определить к какому племени относились люди. Женщины из ильменского племени носили украшения – бронзовые кольца с утолщениями в виде ромбов. Они жили на территории бассейна Ильменя. Смоленско-полоцкие кривичи носили кольца у виска, похожие на браслеты. Древнерусские женщины носили украшения похожие на браслеты с замкнутыми концами. Вятичи носили семилопастные височные кольца, радимичи – семилучевые, северяне – спиральные. Волыняне, древляне, дреговичи и поляне поздно образовались, поэтому у их женщин не было в украшениях этнографических различий. Также не было своих, не похожих на другие височных украшений у уличей, тиверцев и хорватов. Эти племена различаются по некоторым особенностям погребального ритуала.На северо-западе соседями восточных славян были балты. На территории современной Литвы жили древнелитовские племена. В бассейне Няриса образовалась литва, которая относится к культуре восточнолитовских курганов. На западе жили аукштайты. У них важными памятникам были – грунтовые могильники. В их обряд входила кремация и ингумация. В 10 веке с покойниками стали хоронить лошадей с оружием. В центральной части Литвы жили жемайты. У них были грунтовые могильники, без сожжения. Западнее жили ятвяги,пруссы, скалвы и курши, которые относятся к западной группе балтов. У ятвягов памятники были каменными курганами и могильниками. Могилы выделялись кладками из камней. Пруссы хоронили покойников в бескурганных некрополях. В них могилы помечались круглыми, полукруглыми и четырёхугольными выкладками из камней. Часто покойников хоронили с лошадьми.Скалвы создавали свои могильники из земли. Покойников ингумировали и кремировали. Курши хоронили покойников в земле, а сверху клали венцы из камней. Позже эти венцы исчезли. Характерной чертой данного племени были бронзовые подвески – гребни. Самым большим племенем у древних латышей были – латгалы, которые жили в северо-восточной части современной Латвии. У них были могилы из земли без сжигания тела. У женщин были на головах венки с бляшками и спиралями, а также покрывалами на плечах. На юге жили селы. Их памятниками были курганы с кольцевой каменной обкладкой. В 6 веке у них появляются земляные могилы. Племена земгал носили украшения на голове – жгутовые венки, на шее – гривны и бронзовые булавки с подвесками на цепочках.На севере Восточной Европы финны. К ним относились – эсты, ливы, сумь, емь, корела, ижора и водь. Первые жили в Эстонии. В их культуре были каменные могилы. Покойников они сжигали не по одному, а сразу несколько. Вокруг могил стояли оградки либо они выкладывались из камней. Женщины в качестве украшений носили булавки с крестовидными головками.Ливы заселяли Западную Двину и берег Рижского залива. У них были могилы каменные, похожие на эстонские. Женщины носили скорлупообразные фибулы, соединённые нагрудными цепочками, шейные гривны и ножи в окованных бронзой орнаментированных ножнах.На юге Финского залива жила водь. Их памятники похожи на эстонские. Позже, под влиянием славян, они стали делать курганы. Женщины из этого племени носили височные кольца, которые состояли из множества бусин. Южнее Невы жили ижора. У них были земляные могилы. Западнее Ладожского озера жили карелы, которые строили земляные могилы и сжигали тела. Позже они перестали их сжигать. Они носили на голове из плетеных серебряных проволочек, скорлупообразные фибулы с рисунком, похожим на рака с расправленными клешнями, подковообразные фибулы с рисункомрастений и бронзовые с рисункамми рукоятки ножей. На севережили лопари, которые являются предками современных саамов, древности которых пока плохо изучены.Между Ладожским озером и Белозерьем обитала весь. У них были захоронения в виде курганов, местами с двойным видом захоронения. Также у них были земляные могилы. В могилы клали украшения – шумящие подвески, игольники и т.д. К Поволжско-финской группе принадлежат – марийцы, муромцы, мещера и мордва. Первые жили в бассейне Ветлуги и на берегах Волги. Население носило налобные повязки с бронзовыми накладками или проволокой, похожей на плетенку, цепь,проволочные височные кольца с многогранными или округлыми головками, кожаные нагрудники и нагрудные подвески.Муромы жили на берегах Оки. У них были земельные могилы и они не сжигали трупы. Они носили проволочные щитковоконечные височные кольца, накосники из пронизок, обоймиц и колокольчиков разные подвески, которые вешались на грудь, пояс и обувь. В междуречье Клязьмы и Оки жили мещера, памятники плохо изучены.В бассейне Суры и смежных областях Оки, Волги, Цны и Алатыря жила мордва. Их памятниками являлись – бескурганные могилы с погребением туда трупа. Женщины носили возле виска подвески с грузиком и спиралью, накосники с бронзовыми пронизками или в виде длинной трубки из луба, обмотанного бронзовой спиралью (пулокерь), пряжки-сюльгамы, зооморфные шумящие подвески.Пермская группа состояла из – удмуртов,коми-зырян и коми-пермяков. Первые жили на берегах рек – Вятка, Чепца, Пижма и Кама. Они являются основоположниками чепецкой культуры, которая образовалась из поломской. Одним из известных памятников является – городище Иднакар. Коми-зыряне являются представителямиванвиздинской и вымской культурами, которые проживали на реке Вымь и в верховьях Вычегды. Они покойников хоронили в земляных могилах по обрядам кремации и ингумации. В могилы клали оружия, орудия труда и украшения. Коми-пермяки жили в верховьях Камы и в ее притоках. Они являются родоначальниками родановской культуры, которая начинается с харино-ломоватовской. Они носили шумящие подвески – двуконьковые, с арочным щитком и со щитком в виде двух якорьков.В бассейне Печоры к раннему Средневековью относится бичевническая культура. Её носителем является известная по летописям печера, говорившая на одном из самодийских языков.Таким образом, в начале средневековья восточные славяне образовались в виде совокупности разнообразных археологические культур,цивилизаций. У каждой из которой была своя особенность в виде отличий, например, в одежде и в погребальном процессе. У каждого племени была своя территория, культура, ремесла, украшения, памятники и т.д. Только со временем, когда племена начали интегрироваться и объединяться, появился единый стиль в одежде и способ погребений, а также единообразие в ремесленной сфере.ЗаключениеСмерть — это последняя земная инстанциядля любого человека. Славяне считали, что смерть — это возрождение. По их мнению, этот процесс выражался по-разному – от перехода в мир предков, до перерождения в другом теле тотемного животного. Смерть у славян – это всегда какое-то изменение. Для славян смерть была продолжением жизни, очередным этапом в судьбе человека. Смерть для них это всего лишь граница, после которой начиналась новая жизнь в ином мире. Предки и потомки являлись одной тайной общиной. Миры на этой и той стороне практически не отличались друг от друга. Славяне считали, что покойники, которые отправились в другой мир, встречают там своих родных и живут с ними. Еще одной теорией славян является тот факт, что раз загробный мир такой же, как и земной, то и там можно умереть и переродиться на земле. У славян был распространен культ предков, который постоянно поддерживался новыми погребениями уходящего поколения и овеществленный домовинами на кладбище. Земля, которая рожает, была для этого народа - "доподлинной матерью" ей, и поэтому ей совершались жертвоприношения покойниками.«Кормление» у славян являлось обрядом. Они клали вещи покойника вместе с ним в могилы и курганы. Они считали, что необходимо дух покойника задабривать. Также у славян был распространен поминальный пир. Согласно «Повести временных лет» пир проводился как до, так и после погребения. Захоронения у славян прошли несколько этапов – от сожжения до положения тела в могилу. Погребальный обряд со временем эволюционировал, изменился и дошел до наших дней. Тайна смерти и посмертного существования была одной из определяющих идей языческого мировоззрения. Не случайно со времени появления человека и до настоящего времени ни одно явление не вызывало в нем столько сильных эмоций и такого напряженного процесса мысли, как смерть, это странное, непонятное явление.Список использованных источников и литературыНечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903, Проблемы археологии и древней истории угров. М., 1972;«Советская этнография», 1945 Седов В. В. Восточные славяне в VI–XIII вв. М., 1982Финно-угры и балты в эпоху средневековья. М., 1987Рыбаков Б. А. «Язычество древней Руси» М., 1994Летописец Нестор «Повесть Временных лет» (электронная книга) В. А. Еремина «Ритуал и фольклор» М.,1994 Народный месяцеслов М., Современник 1991 “Энциклопедия славянской мифологии”, изд. “Астрель”, 1996. Вернадский Г. В. «История России. Древняя Русь» Москва – Тверь 1996 Костомаров И. «Славянская мифология», М. 1995 Соловьев С.М. «Об истории Древней России» М. 1993 Токарев С.А. «Ранние формы религии» М. 1992
1. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903,
2. Про¬бле¬мы ар¬хео¬ло¬гии и древ¬ней ис¬то¬рии уг¬ров. М., 1972;
3. «Советская этнография», 1945
4. Се¬дов В. В. Вос¬точ¬ные сла¬вя¬не в VI–XIII вв. М., 1982
5. Фин¬но-уг¬ры и бал¬ты в эпо¬ху сред¬не¬ве¬ко¬вья. М., 1987
6. Рыбаков Б. А. «Язычество древней Руси» М., 1994
7. Летописец Нестор «Повесть Временных лет» (электронная книга)
8. В. А. Еремина «Ритуал и фольклор» М.,1994
9. Народный месяцеслов М., Современник 1991
10. “Энциклопедия славянской мифологии”, изд. “Астрель”, 1996.
11. Вернадский Г. В. «История России. Древняя Русь» Москва – Тверь 1996
12. Костомаров И. «Славянская мифология», М. 1995
13. Соловьев С.М. «Об истории Древней России» М. 1993
14. Токарев С.А. «Ранние формы религии» М. 1992
Вопрос-ответ:
Какие были особенности жизни восточных славян в раннем средневековье?
Жизнь восточных славян в раннем средневековье была связана с постоянными переселениями, войнами и непостоянством. Великая часть населения занималась земледелием, скотоводством и рыболовством. Была развита ремесленная и купеческая деятельность. Крестьяне жили в деревнях, а во время войны они объединялись в дружины для защиты от врагов. Восточные славяне верили в сверхъестественные силы и практиковали языческие обряды.
Какие наблюдались болезни и смерть среди восточных славян?
Среди восточных славян в раннем средневековье наблюдались различные заболевания, такие как инфекционные и вирусные болезни, а также проблемы с пищеварительной системой из-за неполноценного питания. Отсутствие санитарных условий и низкий уровень медицинской помощи приводили к высокой смертности, особенно среди детей и пожилых людей.
Как происходили древнеславянские погребения?
Древнеславянские погребения происходили по особым обрядам. Покойника кладли в гробницу или на костёл, совершались различные обряды и жертвоприношения. После этого могилу закрывали землей или камнями. Как правило, гробницы находились в специально отведенных местах, рядом с поселениями.
Какие древнерусские памятники существуют?
Существуют различные древнерусские памятники, такие как курганы, могильники, деревянные храмы и крепости. Некоторые из них датируются с IX-XI веков и представляют собой архитектурные сооружения с художественным оформлением, содержащие религиозные и исторические сюжеты. Древнерусские памятники являются важными источниками информации о жизни древних славян и представляют культурную ценность.
Кто были новые переселенцы, которые поселились в Восточной Европе в 8 веке?
В 8 веке новые переселенцы, которые поселились в Восточной Европе, были кочевниками, вынужденными покинуть свои родные земли из-за гонений романского населения. Среди них было много славян.
Какие виды погребений были характерны для древеславянских племен?
Древнеславянские погребения были разнообразными. В основном использовались костные погребения, где останки покойников помещались в специальные гробы. Также широко применялись сожжение и ингумация - похоронение туловища в глиняном судне.
Какие источники помогают узнать о древнерусских памятниках?
Для изучения древнерусских памятников использовались археологические источники, такие как артефакты, найденные на раскопках. Также использовались письменные источники, включая хроники и летописи.
Какие особенности были характерны для захоронений восточных славян в раннем средневековье?
Захоронения восточных славян в раннем средневековье были разнообразными. Они включали костные погребения, сожжение и ингумацию. Также нередко в погребениях использовались предметы роскоши и оружие, чем свидетельствовало о социальном статусе покойника.
Какие причины приводили к болезням и смерти восточных славян в начале средних веков?
В начале средних веков восточные славяне подвергались различным болезням, которые вызывались непосредственным контактом с новыми народами и изменением образа жизни. Кроме того, влияние климатических условий и питания также повышало риск заболевания и смерти.
Какие были особенности жизни восточных славян в начале средних веков?
В начале средних веков восточные славяне были преимущественно кочевыми племенами, занимавшими территорию Восточной Европы. Они вели полукочевой образ жизни, занимались земледелием, скотоводством и рыболовством. Культура и религия славян были плотно связаны с природой и ее богами. У них была развита племенная организация и обычай погребения мертвых.
Чем отличались древнеславянские погребения?
Древнеславянские погребения были особым обрядом, связанным с представлениями о загробной жизни. Обычно погребения происходили в близости к поселениям. Мертвых хоронили в грубых деревянных гробницах или курганах. В погребальную яму помещали покойника с различными предметами и жертвами. Нередко рядом с мертвым хоронили его лошадей или собак. Такие погребения были важной частью культуры и обрядовых традиций древних славян.