Состояние двигательных и речедвигательных функций у дошкольников со стёртой дизартрией.
Заказать уникальную курсовую работу- 53 53 страницы
- 18 + 18 источников
- Добавлена 01.06.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ И РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЁРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 4
1.1 Характеристика развития двигательных и речедвигательных функций в онтогенезе 4
1.2 Содержание понятия «стертая дизартрия» 8
1.3 Особенности двигательных и речедвигательных функций у дошкольников со стертой дизартрией 13
Вывод по главе 1 16
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ И РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЁРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 18
2.1 Организация и проведение исследования 18
2.2 Анализ результатов исследования двигательных и речедвигательных функций у детей со стёртой дизартрией 22
Вывод по главе 2 30
ЛИТЕРАТУРА 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 44
В результате констатирующего эксперимента можно сделать выводы, что у дошкольников со стёртой дизартрией есть особенности в формировании состояния двигательных и речедвигательных функций.Критериями дифференцированного подхода к детям в процессе логопедической работы могут служить: степень выраженности и характер недоразвития звукопроизносительной стороны речи, обусловленной несформированностью двигательных и речедвигательных функций. А также здоровье детей и выраженность клинической симптоматики, что, в свою очередь, предопределяет особенности в организации процесса коррекции, необходимость комплексного подходы с участием смежных специалистов.ЛИТЕРАТУРААрхипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 254 с.Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Апрель: хранитель, 2006. – 319 с.Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2007. 343 с.Баряева, Л.Б., Лопатина Л.В. Ретроспективный Анализ Методик Логопедической Работы По Преодолению Речевого Дефекта При Стертой Дизартрии У Дошкольников // Специальное образование. 2020. №2 (58). – С. 172-188.Белякова, Л.И., Филатова, Ю.О. Педагогическая модель коррекции речевого и моторного ритмов у детей с нарушениями речи // Наука и школа. - 2015. - №3. – С. 114-123.Белякова, Л.И., Филатова, Ю.О., Харенкова, А.В. Онтогенез речевых и двигательных ритмов у детей до трех лет // Вопросы психолингвистики. - 2013. – №18. – С. 108-133.Боровцова, Л.А., Козодаева, Л.Ф. Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста // Гаудеамус. – 2015. – №1 (25). – С. 111-120.Гарёва, Т.А. Современные технологии коррекции речеязыковых процессов у детей с дизартрией // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – №70-1. – С. 95-97.Григоренко, Н.Ю., Астахова, Л.Б. Технологии стимуляции развития речевой и двигательной сфер у детей первых лет жизни в условиях новых форм дошкольных образовательных учреждений // Научный вестник. – 2013. – С. 1-10.Дудьев, В.П. Взаимосвязь развития двигательной и речевой функциональных систем человека в нормальном и нарушенном онтогенезе // Вестник ТГПУ. – 2006. – №10. – С. 79-83.Жулина, Е.В., Рожкова, Н.М. Значение логопедической ритмики в коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. – №64-4. – С. 57-60.Клясюк, А. К. К проблеме изучения роли моторной сферы в речевом развитии ребенка // Специальное образование. – 2017. – С. 72-75.Клясюк, А. К., Алексеева, А. С. К проблеме изучения роли двигательной сферы в речевом развитии ребенка // Специальное образование. – 2016. – №XII. – С. 71-75.Приходько, О.Г. Специфика речевого развития детей первых лет жизни различных нозологических групп // Специальное образование. – 2018. – №4 (52). – С. 95-105.Родина, О.А. Особенности Формирования Навыка Голосообразования У Старших Дошкольников С Позиции Теории Построения Двигательных Навыков Н.А. Бернштейна // Педагогика и психология образования. – 2020. – №4. – С. 49-60.Соботович, Е.Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики/ Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская/Дефектология. 1974. №4.Филатова, Ю.О., Реймер, К.В. Объективные характеристики голоса при дизартрии у младших школьников // Специальное образование. – 2018. – №2 (50). – С. 100-111.Филичева, Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.– М.: Просвещение, 1989.ЗАКЛЮЧЕНИЕАнализ литературных данных по проблеме нарушения двигательных и речедвигательных функций у дошкольников со стертой дизартрией, результаты проведенного исследования свидетельствуют о широком распространении нарушений двигательных и речедвигательных функций среди старших дошкольников со стертой дизартрией. Однако проблема нарушений двигательных и речедвигательных функций у дошкольников со стертой дизартрией не является достаточно изученной. К нерешенным вопросам относится неполное представление о причинах нарушений артикуляционного праксиса, о структуре дефекта и его проявлениях.Определение нерешенных вопросов позволило подобрать методику Е.Ф. Архиповой для исследования двигательных и речедвигательных функций у дошкольников, направленную на выявление возможных причин его возникновения, структуры и проявлений. В основу методики было положено представление о сложном функциональном строении психической деятельности дошкольников, направленной на формирование двигательных и речедвигательных функций. Сложная организация развития моторной сферы произношения, а также широкий подход первоначального (с позиции коррекционной педагогики) исследования двигательных и речедвигательных функций у дошкольников обусловили большой объем диагностического материала методики. Проведенное исследование выявило следующее.В основе возникновения нарушений двигательных и речедвигательных функций у дошкольников лежит нарушение онтогенеза базовых предпосылок психофизиологической деятельности, препятствующее своевременному и полноценному развитию операционально-технологических составляющих функциональной системы правильного речевого высказывания. Это нарушение, в свою очередь, обусловлено воздействием неблагоприятных этиологических факторов, вызывающих дизонтогенез раннего психомоторного и/или речевого развития детей. Клиническое обследование дошкольников со стертой дизартрией свидетельствует о наличии у них признаков нарушения нейробиологических и функциональных закономерностей развития мозговой организации психической деятельности.Нарушения двигательных и речедвигательных функций имеет системный характер и сложную комплексную структуру. У дошкольников со стертой дизартрией наблюдается неполноценность одновременно нескольких компонентов функциональной системы нарушения артикуляционной моторики, причем как статики, так и динамики движений. Среди движений, отражающих состояние статической координации, наиболее трудности вызывают произвольные движения языка, а динамической координации – воспроизведение одновременных движений. И деструктивное влияние неполноценных звеньев системы на возможности сохранных функций. По результатам исследования у этих дошкольников выявлены определенные сочетания неполноценных функций, не встречающиеся или не имеющие выраженного характера у дошкольников со сформированным артикуляционным праксисом.Анализ результатов исследования не только показал неоднородность структуры нарушения артикуляционного праксиса у дошкольников со стертой дизартрией, но и позволил выделить его варианты в зависимости от уровня сформированности у дошкольников основных компонентов психической деятельности, обеспечивающей усвоение правильных артикуляторных движений.Данные, полученные в ходе исследования, помогли выявить уровень развития двух групп детей: экспериментальной (дети со стертой дизартрией) и контрольной (дети с нормальным речевым развитием). У каждой из групп он был различен. Речевые функции детей экспериментальной группы не имеют очень грубых нарушений, но имеет нарушенное произношение 2-х – 3-х и даже 4-х групп звуков. Слабо развито фонематическое восприятие (слуховая дифференциация звуков речи). У всех детей экспериментальной группы наблюдались нарушения кинетической и кинестетической основы артикуляторных движений. Исследование детей контрольной группы указывает на отсутствие нарушений, лишь у нескольких детей были выявлены незначительные проблемы произношения некоторых звуков (всего 3 ребёнка из 15). Не испытывали трудностей с артикуляцией. Развитие этих детей полностью соответствует возрастной норме.По результатам констатирующего эксперимента и выявленным особенностям нарушений речи детей экспериментальной группы были определены пути логопедической помощи, с учётом специфики нарушений и индивидуальные особенностей детей.Логопедическая работа показала, что своевременно выявленные потенциальные возможности ребёнка со стертой дизартрией, правильно спланированная коррекционно-развивающая работа, спланированная в соответствии с реальными потребностями детей, осуществление индивидуального подхода, дают положительную динамику и определение дальнейшего направления в работе.Речевые нарушения у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией могут эффективно коррегироваться, если изучение этих особенностей включается в процесс логопедической работы, а сама работа логопеда отражает потребности, возможности ребенка и поступательный характер логопедического влияния на него, что подтверждает гипотезу данного исследования.Анализ данных констатирующего эксперимента показал, что у детей с синдромом стертая дизартрия есть особенности в развитии двигательных и речедвигательных функций, учет, которых позволит более успешно осуществить коррекционно-логопедическую работу с детьми и добиться желаемых результатов.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАрхипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 254 с.Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов / Е.Ф. Архипова. – М. : АСТ: Апрель: Хранитель, 2006. – 319 с.Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2007. 343 с.Баряева, Л.Б., Лопатина, Л.В. Ретроспективный анализ методик логопедической работы по преодолению речевого дефекта при стертой дизартрии у дошкольников // Специальное образование. 2020. №2 (58). – С. 172-188.Белякова, Л.И., Филатова, Ю.О. Педагогическая модель коррекции речевого и моторного ритмов у детей с нарушениями речи // Наука и школа. - 2015. - №3. – С. 114-123.Белякова, Л.И., Филатова, Ю.О., Харенкова, А.В. Онтогенез речевых и двигательных ритмов у детей до трех лет // Вопросы психолингвистики. - 2013. - №18. – С. 108-133.Боровцова, Л.А., Козодаева, Л.Ф. Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста // Гаудеамус. - 2015. - №1 (25). – С. 111-120.Гарёва, Т.А. Современные технологии коррекции речеязыковых процессов у детей с дизартрией // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №70-1. – С. 95-97.Григоренко, Н.Ю., Астахова, Л.Б. Технологии стимуляции развития речевой и двигательной сфер у детей первых лет жизни в условиях новых форм дошкольных образовательных учреждений // Научный вестник. – 2013. – С. 1-10.Дудьев, В.П. Взаимосвязь развития двигательной и речевой функциональных систем человека в нормальном и нарушенном онтогенезе // Вестник ТГПУ. - 2006. - №10. – С. 79-83.Жулина, Е.В., Рожкова, Н.М. Значение логопедической ритмики в коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №64-4. – С. 57-60.Клясюк, А. К. К проблеме изучения роли моторной сферы в речевом развитии ребенка // Специальное образование. - 2017. – С. 72-75.Клясюк, А. К., Алексеева, А. С. К проблеме изучения роли двигательной сферы в речевом развитии ребенка // Специальное образование. - 2016. - №XII. – С. 71-75.Приходько, О.Г. Специфика речевого развития детей первых лет жизни различных нозологических групп // Специальное образование. - 2018. - №4 (52). – С. 95-105.Родина, О.А. Особенности формирования навыка голосообразования у старших дошкольников с позиции теории построения двигательных навыков Н.А. Бернштейна // Педагогика и психология образования. - 2020. - №4. – С. 49-60.Соботович, Е.Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики/ Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская/Дефектология. 1974. №4.Филатова, Ю.О., Реймер, К.В. Объективные характеристики голоса при дизартрии у младших школьников // Специальное образование. - 2018. - №2 (50). – С. 100-111.Филичева, Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.– М.: Просвещение, 1989ПРИЛОЖЕНИЕ 1Инструментарий артикуляционного аппаратаПРИЛОЖЕНИЕ 2Содержание методики констатирующего эксперимента (по Е.Ф. Архиповой)Для проведения исследования двигательной сферы и состояния мелкой ручной моторики у детей предлагаются следующие тесты:1. Исследование развития кинестетической основы движений руки.2. Исследование оптико-кинестетической организации движений («праксис позы»).3. Исследование кинетической основы движений руки.4. Исследование зрительно-моторной координации (графические пробы).5. Исследование скорости движений (начертание вертикальных линий).1. Исследования развития кинестетической основы движений рукиИнструкция:1. «Опусти кисть правой руки вниз. Все пальцы, кроме большого, сжать, большой палец вытянуть влево».2. «Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянув при этом большие пальцы вверх».3. «Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, на нее положить ладонь левой (правой) руки».4. «Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, ладонь левой (правой) руки прислонить к ней вертикально».Критерии оценки:4 балла - все задания выполняются правильно;3 балла - все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;2 балла - задания выполняются правильно, наблюдаются синкинезии;1 балл - задания выполняются с помощью взрослого;0 баллов - задания не выполняются.2. Исследование оптико-кинестетической организации движений («праксис позы»)1) Праксис по словесной инструкции.Инструкция: «Сложи первый и второй пальцы в кольцо (по подражанию). Вытяни второй и третий пальцы («Сделай зайчика»). Вытяни второй и пятый пальцы («Сделай козу рогатую»).Критерии оценки:4 балла - все задания выполняются правильно;3 балла - все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;2 балла - задания, выполняются правильно, наблюдаются синкинезии;1 балл - выполняет задания только с помощью другой руки (разгибает пальцы другой рукой, удерживает их при возникновении синкинезии);0 баллов - задания не выполняются.2) Праксис поз по зрительному образцу.Инструкция: «Делай, как я».Ребенку последовательно предлагается каждая из изображенных на рис. 6 поз пальцев, которую он должен воспроизвести. Поочередно обследуются две руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руку на стол.3) Праксис поз по кинестетическому образцу.Инструкция: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложила тебе пальцы?» Затем рука ребенка «разглаживается» и его просят воспроизвести заданную позу. Образцы поз и условия те же, что и в пункте 1.Критерии оценки:4 балла - задание выполняется правильно без помощи взрослого;3 балла - все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;2 балла - выполнение задания в замедленном темпе с появлением синкинезий;1 балл - выполнить задание удается только с помощью другой руки (разгибает пальцы другой рукой, удерживает их при возникновении синкинезий);0 баллов - задание не выполняется.3. Исследование кинетической основы движений руки1) Инструкция:1. Поочередно прикоснуться большим пальцем правой руки ко второму, третьему, четвертому и пятому пальцам в обычном и максимальном темпе.2. Выполнить аналогичное задание пальцами левой руки.3. Выполнить аналогичное задание пальцами обеих рук в обычном и максимальном темпе.4. Пальцами правой (левой) руки «поздороваться» по очереди с пальцами левой (правой) руки, похлопать подушечками пальцев, начиная с большого.5. Соединить пальцы рук. Осуществлять поочередно, начиная с большого пальца, движение - касание всех пальцев.Критерии оценки:4 балла - задания выполняются правильно;3 балла - задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;2 балла - задания выполняются с минимальной помощью взрослого;1 балл - для выполнения задания требуется помощь со стороны взрослого;0 баллов - задания не выполняются.2) Инструкция: «Делай, как я» («Кулак - ребро - ладонь»).Далее выполняется последовательный ряд движений (рис. 7); меняются лишь позы, сама рука не меняет местоположения. Задание выполняется сначала правой рукой (для правшей), затем левой. Для левшей - наоборот.Критерии оценки:4 балла - задание выполняется правильно без помощи взрослого;3 балла - задание выполняется правильно, но в замедленном темпе;2 балла - выполнение задания в замедленном темпе с появлением синкинезий;1 балл - выполнение задания в замедленном темпе с нарушением последовательности движений (перестановками, пропусками движений, напряженными пальцами);0 баллов - невозможность поочередного выполнения движений.3) Инструкция: «Положи руки перед собой на стол. Делай, как я» (проба Озерецкого).Одновременное изменение положений обеих кистей рук: одна рука сжата в кулак, другая с распрямленными пальцами. Распрямляем одну кисть и сжимаем другую (рис. 8).4) Инструкция: «Одновременно большим и указательным пальцами обеих рук бери со стола по одной спичке и клади их в коробок».Критерии оценки:4 балла - задание выполняется правильно без помощи взрослого;3 балла - задание выполняется правильно, но в замедленном темпе;2 балла - единичные ошибки, дизритмия;1 балл - многократные ошибки, дизритмия, наличие лишних движений, замена одних движений другими;0 баллов - невозможность одновременного выполнения движений.4. Исследование зрительно-моторной координации движений (графические пробы)1) Исследование точности движений.Рисунок, на котором нарисованы «Дорожки», у одного конца которых стоят машины, у другого - дом. Машина должна «проехать» по дорожке к дому. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожек усложняется от первой к последней.Инструкция: «Здесь нарисованы машинки и дорожки к домикам. Ты должен соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки» (дорожки по Л.А. Венгеру. Рис. 9).Критерии оценки:4 балла - при выполнении задания выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш не отрывается от бумаги;3 балла - выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трех раз;2 балла - выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трех раз, наблюдаются синкинезии;1 балл - не более трех выходов за пределы «дорожки», неровная дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, синкинезии;0 баллов - невозможность выполнения, многочисленные выходы за пределы «дорожки», многократное проведение по одному и тому же месту.«Дорожки»Проведи прямые линии посередине дорожки, не отрывая карандаша и не съезжая с дорожки.Проведи линии посередине дорожки, не отрывая карандаша и не съезжая с дорожки.2) Исследование графических навыков.Инструкция:1. «Проведи прямую линию».2. «Проведи прямую линию слева направо».3. «Проведи прямую линию сверху вниз».4. «Проведи линию короче данной; длиннее данной».5. «Соедини точки».6. Рисование волнистых и ломаных линий (по образцу).7. Рисование геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг).8. Рисование неотрывно графических рядов (на удержание строчки) по линейке («заборчик», «цепочка»).Критерии оценки:4 балла - графические навыки сформированы соответственно возрасту;3 балла - задание выполняется медленно, неуверенно;2 балла - задание выполняется медленно, неуверенно, с отрывом карандаша от бумаги;1 балл - нарушена плавность движений, появляются микро- и макрографии;0 баллов - задание не выполняется.3) Исследование на переключаемость («заборчик»). Экспериментатор рисует ребенку образец на нелинованной бумаге (см. рис. 10).Инструкция: «Продолжи узор, не отрывая карандаша от бумаги».Критерии оценки:4 балла - правильное выполнение задания, узор соответствует образцу по величине, стройности, ритму, элементам;3 балла - задание выполняется медленно, неуверенно;2 балла - задание выполняется медленно, неуверенно, с отрывом карандаша от бумаги;1 балл - нарушена плавность движений, появляются микро- и макрографии;0 баллов - задание не выполняется.5. Исследование скорости движений (начертание вертикальных линий)Материал: лист белой линованной бумаги, карандаш.Инструкция: «По сигналу начинай чертить вертикальные линии так, чтобы они не выходили за границы линейки».По сигналу ребенок начинает чертить карандашом. По истечении десяти секунд дается сигнал об окончании работы. После перерыва в тридцать секунд это же задание проделывается другой рукой.Критерии оценки:4 балла - выполнение задания в быстром темпе для обеих рук, начертание более 20 линий правой рукой и более 12 левой (для левшей наоборот);3 балла - выполнение задания в быстром темпе для одной руки (с указанием для какой руки выполнено задание), начертание более 20 линий;2 балла - выполнение задания в замедленном темпе, начертание более 16 линий правой рукой и 9 линий левой (для левшей наоборот), многочисленные нарушения границ горизонтальных линий, перемена скорости движений;1 балл - выполнение в замедленном темпе, начертание за 20 секунд менее 16 линий правой рукой и 9 линий левой (для левшей наоборот), многочисленные нарушения границ горизонтальных линий, перемены скорости движения;0 баллов - начертание менее 10 линий ведущей рукой, многочисленные нарушения границ горизонтальных линий, значительные перемены скорости движения.
2. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов / Е.Ф. Архипова. – М. : АСТ: Апрель: Хранитель, 2006. – 319 с.
3. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. — М.: АСТ: Астрель, 2007. 343 с.
4. Баряева, Л.Б., Лопатина, Л.В. Ретроспективный анализ методик логопедической работы по преодолению речевого дефекта при стертой дизартрии у дошкольников // Специальное образование. 2020. №2 (58). – С. 172-188.
5. Белякова, Л.И., Филатова, Ю.О. Педагогическая модель коррекции речевого и моторного ритмов у детей с нарушениями речи // Наука и школа. - 2015. - №3. – С. 114-123.
6. Белякова, Л.И., Филатова, Ю.О., Харенкова, А.В. Онтогенез речевых и двигательных ритмов у детей до трех лет // Вопросы психолингвистики. - 2013. - №18. – С. 108-133.
7. Боровцова, Л.А., Козодаева, Л.Ф. Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста // Гаудеамус. - 2015. - №1 (25). – С. 111-120.
8. Гарёва, Т.А. Современные технологии коррекции речеязыковых процессов у детей с дизартрией // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - №70-1. – С. 95-97.
9. Григоренко, Н.Ю., Астахова, Л.Б. Технологии стимуляции развития речевой и двигательной сфер у детей первых лет жизни в условиях новых форм дошкольных образовательных учреждений // Научный вестник. – 2013. – С. 1-10.
10. Дудьев, В.П. Взаимосвязь развития двигательной и речевой функциональных систем человека в нормальном и нарушенном онтогенезе // Вестник ТГПУ. - 2006. - №10. – С. 79-83.
11. Жулина, Е.В., Рожкова, Н.М. Значение логопедической ритмики в коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №64-4. – С. 57-60.
12. Клясюк, А. К. К проблеме изучения роли моторной сферы в речевом развитии ребенка // Специальное образование. - 2017. – С. 72-75.
13. Клясюк, А. К., Алексеева, А. С. К проблеме изучения роли двигательной сферы в речевом развитии ребенка // Специальное образование. - 2016. - №XII. – С. 71-75.
14. Приходько, О.Г. Специфика речевого развития детей первых лет жизни различных нозологических групп // Специальное образование. - 2018. - №4 (52). – С. 95-105.
15. Родина, О.А. Особенности формирования навыка голосообразования у старших дошкольников с позиции теории построения двигательных навыков Н.А. Бернштейна // Педагогика и психология образования. - 2020. - №4. – С. 49-60.
16. Соботович, Е.Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики/ Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская /Дефектология. 1974. №4.
17. Филатова, Ю.О., Реймер, К.В. Объективные характеристики голоса при дизартрии у младших школьников // Специальное образование. - 2018. - №2 (50). – С. 100-111.
18. Филичева, Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — М.: Просвещение, 1989
Вопрос-ответ:
Какие теоретические основы исследования двигательных и речедвигательных функций у дошкольников со стертой дизартрией рассматриваются в главе 1?
В главе 1 рассматриваются характеристики развития двигательных и речедвигательных функций в онтогенезе, понятие стертой дизартрии и особенности двигательных и речедвигательных функций у дошкольников со стертой дизартрией.
Какие особенности свойственны двигательным и речедвигательным функциям у дошкольников со стертой дизартрией?
У дошкольников со стертой дизартрией наблюдаются определенные особенности в развитии двигательных и речедвигательных функций. Эти особенности могут быть связаны с нарушением координации движений, осложнением процесса формирования речи и трудностями в артикуляции звуков. Все эти особенности требуют дополнительной коррекции и поддержки со стороны педагогических специалистов.
Каковы основные характеристики развития двигательных и речедвигательных функций в онтогенезе?
В онтогенезе развитие двигательных и речедвигательных функций проходит через определенные этапы. В самом начале развития наблюдается формирование базовых двигательных навыков, таких как ползание, ходьба и т.д. Постепенно ребенок осваивает более сложные навыки, связанные с координацией движений и речью. Этот процесс продолжается вплоть до дошкольного возраста, когда дети уже должны обладать достаточно развитыми двигательными и речевыми навыками.
Что представляет собой понятие "стертая дизартрия"?
Понятие "стертая дизартрия" относится к одному из видов речевого нарушения, при котором наблюдаются трудности в артикуляции звуков речи. Это нарушение может быть вызвано различными факторами, такими как генетическая предрасположенность, проблемы в развитии нервной системы или травмы. В ситуации со стертой дизартрией ребенок может произносить звуки неправильно или неспособен произносить определенные звуки вовсе.
Какие теоретические основы исследований двигательных и речедвигательных функций у дошкольников с расстройствами в речи?
В главе 1 описываются характеристики развития двигательных и речедвигательных функций в онтогенезе, понятие стертой дизартрии и особенности этих функций у дошкольников с дизартрией.
Что такое стертая дизартрия?
Стертая дизартрия - это форма расстройства речи, при которой дети испытывают сложности в артикуляции и произношении звуков, а также в объеме своей речи.
Какие особенности двигательных функций у дошкольников с стертой дизартрией?
Дети с дизартрией могут иметь затруднения с контролем движений, координацией и точностью. Их движения могут быть неустойчивыми и неуклюжими.
Что можно сказать о речедвигательных функциях у дошкольников с стертой дизартрией?
У детей с дизартрией наблюдается неправильное произношение звуков, затруднения с длительностью и интенсивностью речи, а также с объемом и темпом речи.
Какие выводы можно сделать по первой главе исследования?
Согласно первой главе, дошкольники с дизартрией имеют специфические особенности в развитии двигательных и речедвигательных функций, что требует особого подхода и взятия во внимание этих особенностей при работе с ними.