Диагностика Коммуникативных умений младших школьников
Заказать уникальную курсовую работу- 50 50 страниц
- 48 + 48 источников
- Добавлена 29.05.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ…...…………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ……………………………………………………………
6
1.1 Характеристика понятия коммуникативных умений и навыков, их место в структуре метапредметных универсальных учебных действий.
6
1.2 Особенности развития коммуникативных навыков и общения в младшем школьном возрасте …………………………………………….
13
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ……………………………………………………………
23
2.1 Программа диагностики коммуникативных навыков младших школьников ………………………………………………………………..
23
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования ..…………….. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….. 44
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………. 48
У 10% (3 чел.) испытуемых не было общей договоренности. Дети игнорировали, ссорились друг с другом, никак не могли определиться с узором и цветами. В этих парах не было никакой взаимопомощи, каждый пытался делать по-своему, невзирая на других. Полученные данные отражены на рисунке 6. Рисунок 6 – Результаты по методике сформированности коммуникативных навыков детей «Рукавички» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. АфонькинойТаким образом, большинство учащихся имеют средний уровень сформированности регулятивного компонента коммуникативных навыков. Дети приходят к общему способу раскрашивания рукавичек; сравнивают и координируют их, строя совместное действие. Почти половина учащихся приходят к согласию лишь частично, отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия. Есть и такие учащиеся, которые никак не могут определиться с узором и цветами, не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своем, в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Комплексная качественная оценка коммуникативных навыков младших школьников нами также изучалась с помощью метода прологированного наблюдения за общением младших школьников в учебной и внеучебной деятельности, во время которого оценивались следующие параметры коммуникативных навыков: когнитивный компонент (правильно объяснять поведение собеседника); эмоциональный компонент (правильно реагировать на критику и выражать свое несогласие); регулятивный компонент (уметь устанавливать контакт с окружающими людьми и вести разговор). При оценивании компонентов коммуникативных навыков младших школьников мы придерживались балльной системы (0 баллов – отсутствие показателя, 1 балл – показатель проявляется, но с помощь взрослых / посторонних, 2 балла – показатель самостоятельно проявляется у школьника). В результате – 0-2 балл – низкий уровень коммуникативных навыков, 3-4 – средний уровень и 5-6 – высокий уровень.Протокол результата наблюдения за общением младших школьников в учебной и во внеучебной деятельности представлены в таблице Б.1 в приложении Б, общие результаты наблюдения – в таблице 3 и на рисунке 7.Таблица 3. Общие результаты наблюденияза общением младших школьников в учебной и во внеучебной деятельностиУровень коммуникативных навыковРезультатыЧел. / %Высокий уровень13 / 43Средний уровень11 / 37Низкий уровень6 / 20По результатам наблюдения было выявлено, что на более высоком уровне у младших школьников развит когнитивный компонент коммуникативных навыков, они, преимущественно, правильно понимают и объясняют поведение собеседника – сверстника, на втором месте – регулятивный компонент, младшие школьники на достаточном уровне умеют устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми и вести разговор, в меньшей степени у младших школьников развит эмоциональный компонент, в особенности, у мальчиков, они часто испытывают сложности в правильном реагировании на критику в свой адрес и выражении несогласия с собеседником, чаще всего это проявляется в прекращении контакта, реже – в проявлении агрессии и тревожности.Рисунок 7 – Результаты исследования коммуникативных навыков младших школьников посредством наблюдения в учебной и внеучебной деятельностиОбщие результаты исследования коммуникативных навыковпо представленным методикам и наблюдению представлены на рисунке 8.Рисунок 8 - Общие результаты исследования коммуникативных навыков у младших школьниковПри рассмотрении результатов исследования, можно сделать следующие выводы, что коммуникативные навыки у младших школьников сформированы на достаточно высоком уровне. 38% младших школьников (11 чел.) имеют высокий уровень коммуникативных навыков, они ориентируются в сложных ситуациях, открыты для общения, рады новым знакомствам. Испытуемые самостоятельны в выборе и принятии решений.47% младших школьников (14 чел.) имеют средний уровень развития коммуникативных навыков. Эти дети редко стремятся к новым контактам с людьми, не проявляют лидерского поведения, почти не отстаивают свое мнение. Возможно, это связано с их внутренними страхами. Для успешного общения с людьми им необходима серьезная и планомерная работа по формированию и развитию способностей. 15% младших школьников (5 чел.) имеют низкий уровень коммуникативных навыков, следовательно, они не вступают в общение, не проявляют тенденции к контактам, действуют индивидуально. Не проявляют активности, пассивно следуют за инициативными детьми, не высказывая своего мнения. Не считаются с интересами, желаниями сверстников, настаивают на своем. Не способны высказать свою точку зрения, в результате провоцируют конфликт. Для качественного анализа коммуникативных навыков младших школьников нами была проведена экспертная оценка учителем компонентов коммуникативных навыков пяти младших школьников по следующим показателям: умение устанавливать контакт с окружающими людьми, вести разговор, правильно объяснять и оценивать поведение собеседника, реагировать на критику, выражать свое несогласие. Результаты представлены в таблице 4.Таблица 4 – Результаты экспертной оценки учителем коммуникативных навыков младших школьниковРеспондентУровень к/н по рез.диагн. и набл.Экспертная оценка учителя1. Илья Н.НизкийПонимает эмоциональное состояние и поведение собеседника, объясняет с помощью учителя; на критику и несогласие часто реагирует агрессией или уходом от общения; устанавливает непродолжительные контакты, разговор часто ведет ситуативный2. Алиса К.СреднийПонимает и объясняет поведение собеседника; н критику и несогласие часто реагирует адекватно, иногда уходит от общения; редко проявляет инициативу при установлении контакта, но умеет вести разговор3. Максим П. СреднийЧасто понимает поведение собеседника, но не всегда самостоятельно может объяснить; на критику иногда реагирует прекращением общения; умеет устанавливать контакты, но часто ведет ситуативные разговоры4. Наташа К.ВысокийПравильно понимает поведение и эмоциональное состояние собеседника; положительно реагирует на критику, несогласие выражает адекватно; контакты устанавливает в зависимости от личностных интересов, в таком случает разговор умеет вести содержательный, в ином случае - ситуативный5. Евгений К.ВысокийОбъясняет поведение и эмоциональное состояние собеседника; на критику и несогласие иногда отвечает прекращением общения; умеет устанавливать контакт и вести содержательный разговорКак мы видим, результаты экспертной оценки учителем коммуникативных навыков пяти младших школьников подтвердили результаты нашего диагностического исследования и наблюдения.Таким образом, результаты диагностики позволяют сделать вывод о том, что трудности в развитии коммуникативных навыков у младших школьников и в общении со сверстниками связаны с недостаточными навыками коммуникации в ситуациях критики, несогласия, а также в ситуациях требующих чувство благодарности (эмоциональный компонент) и самостоятельного установления контакта и ведения содержательного разговора, умений сотрудничать (регулятивный компонент), в то время как умение понимать и объяснять поведение и эмоциональное состояние собеседника, знания о дружбе, взаимопомощи и милосердии (когнитивный компонент) развит у младших школьников на достаточном уровне.Выводы по второй главеЦелью эмпирического исследования выступала разработка и апробация программы диагностики коммуникативных навыков младших школьников, включающая в себя 3 диагностические методики, направленные на изучения компонентов коммуникативных навыков обучающихся (когнитивный, эмоциональный и регулятивный), а также методы наблюдения за взаимодействием обучающихся в учебной и во внеучебной деятельности и экспертной оценки учителем коммуникативных умений обучающихся.Общие количественные результаты диагностики показали, что коммуникативные умения и навыки младших школьниковсформированы на достаточно высоком уровне: 38% обучающихся (11 чел.) имеют высокий уровень сформированности коммуникативных навыков (ориентируются в сложных ситуациях, открыты для общения, самостоятельны в принятии решений), 47% (14 чел.) - средний уровень(реже стремятся к новым контактам, не проявляют лидерского поведения, почти не отстаивают свое мнение) и 15% (5 чел.) - низкий (редко вступают в общение, пассивно следуют за инициативными детьми, не высказывая своего мнения,не считаются с интересами и желаниями сверстников).Качественные результаты диагностики позволяют сделать вывод о том, что на более высоком уровне у младших школьников развит когнитивный компонент коммуникативных навыков (15 чел. - 50% имеют высокий уровень), они, преимущественно, правильно понимают и объясняют поведение и эмоциональное состояние собеседника - сверстника, имеют достаточные знания о дружбе, взаимопомощи и милосердии.На втором месте у младших школьников развит регулятивный компонент (12 чел. - 40% имеют высокий уровень), они, преимущественно, умеют самостоятельно устанавливать контакт и вести содержательный разговор, владеют навыками сотрудничать на среднем уровне.В меньшей степени у младших школьников развит эмоциональный компонент (6 чел. - 20% имеют высокий уровень), они чаще всего испытывают трудности в общении со сверстниками в ситуациях критики, несогласия, а также в ситуациях требующих чувство благодарности -в особенности, это проявляется у мальчиков, они часто испытывают сложности в правильном реагировании на критику в свой адрес и выражении несогласия с собеседником, чаще всего это проявляется в прекращении контакта, реже – в проявлении агрессии и тревожности.ЗАКЛЮЧЕНИЕАктуальность темы нашей курсовой работы обусловлена требованиями ФГОС НОО, направленными на системно – деятельностный подход, предполагающий воспитание и развитие качеств личности, в частности, формирование навыков коммуникативного взаимодействия детей младшего школьного возраста со сверстниками и взрослыми.В соответствии с этим, наше исследование включало в себя две части: теоретическую и эмпирическую.В теоретической части мы раскрыли основные теоретические аспекты проблемы коммуникативных умений и навыков младших школьников. Выводы следующие.1)Коммуникативные умения и навыки являются структурным блоком универсальных учебных действий младших школьников и представляются нами как способности взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретировать получаемую информацию, а также правильно ее передавать(М.И. Лисина [24]).2)Коммуникативные навыки младших школьников включают в себя три компонента: когнитивный (понимание и объяснение поведения человека в конкретных ситуациях); эмоциональный (правильное реагирование на различные проявления эмоций и критику; корректное выражение своего несогласия); регулятивный (умение устанавливать контакт с окружающими людьми; умение вести разговор) (А.А. Бодалев [7]).3)Характерной особенностью общения и взаимодействий детей младшего школьного возраста считается их направленность на утверждение общепризнанных норм и является внутренним регулятором поведения, а также динамикой которого выступает перемещение от конкурентного вида взаимоотношения к сверстнику и ориентированности на себя к общности с ровесником, увеличению избирательности и индивидуальной ориентированности на ровесника(Е.И. Акиньшина [3],А.Ю. Нагорнова [28], Н.А. Шкуричева [47]). В эмпирической части мы предприняли исследование по разработке и реализации программы диагностики коммуникативных навыков младших школьников, которая включала в себя диагностические методики, направленные на изучение сформированности компонентов коммуникативных навыков(анкета «Представления младших школьников о нормах межличностных взаимодействий» Т.В. Безродных [33], методика «Коммуникативных способностей» Н.Е. Веракса [9], методика «Рукавички» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной [41]), а также пролонгированное наблюдениеза взаимодействием обучающихся между собой и с учителем в учебной и во внеучебной деятельности и экспертная оценка учителя коммуникативных умений обучающихся. Выводы следующие.Общие количественные результаты диагностики показали, что коммуникативные умения и навыки младших школьников сформированы на достаточно высоком уровне: 38% обучающихся (11 чел.) имеют высокий уровень сформированности коммуникативных навыков (ориентируются в сложных коммуникативных ситуациях, открыты для общения, самостоятельны в принятии решений), 47% (14 чел.) - средний уровень (реже стремятся к новым контактам, не проявляют лидерского поведения, почти не отстаивают свое мнение) и 15% (5 чел.) - низкий (редко вступают в общение, пассивно следуют за инициативными детьми, не высказывая своего мнения, не считаются с интересами и желаниями сверстников).2.Качественные результаты диагностики позволяют сделать вывод о том, что на более высоком уровне у младших школьников развит когнитивный компонент коммуникативных навыков (15 чел. - 50% имеют высокий уровень), они, преимущественно, правильно понимают и объясняют поведение и эмоциональное состояние собеседника - сверстника, имеют достаточные знания о дружбе, взаимопомощи и милосердии. На втором месте у младших школьников развит регулятивный компонент (12 чел. - 40% имеют высокий уровень), они, преимущественно, умеют самостоятельно устанавливать контакт и вести содержательный разговор, владеют навыками сотрудничать на среднем уровне. В меньшей степени у младших школьников развит эмоциональный компонент (6 чел. - 20% имеют высокий уровень), они чаще всего испытывают трудности в общении со сверстниками в ситуациях критики, несогласия, а также в ситуациях требующих чувство благодарности - в особенности, это проявляется у мальчиков, они часто испытывают сложности в правильном реагировании на критику в свой адрес и выражении несогласия с собеседником, чаще всего это проявляется в прекращении контакта, реже – в проявлении агрессии и тревожности.Таким образом, цель нашей курсовой работы достигнута и задачи выполнены.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫФедеральный государственный образовательный стандарт начального образования. – М.: ТЦ Сфера, 2011. - 42 с.Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Юрайт, 2010. - 811 с.Акиньшина Е.И. Совершенствование общеучебных навыков и межличностных отношений учащихся / Е.И. Акиньшина // Начальная школа. Все для учителя! – М., 2013. – № 9. – С. 28-30.Аксенова Н.И. Формирование метапредметных образовательных результатов за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий / Н.И. Аксенова // Актуальные задачи педагогики: материалы международной научной конференции. — 2011. - С. 94 - 100.Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. – М.: Просвещение, 2011. – 267 с.Аюпова Э.И. Формирование коммуникативных навыков акцентуированных подростков: автореферат дисс. … канд. психол наук / Э.И. Аюпова. - М., 2007. – 22 c.Бодалев А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. – М., 2011. -850 с.Васильев Г.С. Методика изучения коммуникативных способностей личности/ Г.С. Васильев. – Свердловск, 2010. – 134 с.Веракса Н.Е. Диагностика готовности ребенка к школе: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.И. Булычева, Н.С. Варенцова. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 112 с.Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду / Н.А. Виноградова, Е.Н. Панкова. – М.: АЙРИС-пресс, 2008. – 208 с.Волков Б.С. Психология младшего школьника / Б.С. Волков. – М.: Академический проект, 2005. - 208 с.Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо–Пресс, 2008. – 1008 с.Гальперин П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. – М.: Директ–Медиа, 2008. – 275 c.Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность / Э.А. Голубева. - Дубна: «Феникс+», 2005.- 512 с.Гусева Е.П. Духовное пространство современного образования: проблемы, теория, практика: Межрегиональная конференция памяти А.Д. Червякова / Е.П. Гусева // Психолого-педагогические исследования. – М., 2017. - Том 9. - №4. - С. 118–124.Зайцева К.П. Формирования коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности / К.П. Зайцева // Начальная школа + до и после, 2011. - №4. – 254 с.Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание / П.И. Зинченко. – М.: Просвещение, 2006. – 562 с.Исмагилова А.Г. Стиль педагогического общения как метаиндивидная характеристика воспитателя и как фактор развития ребенка / А.Г. Исмагилова // Мир психологии. - М., 2002. - №1. – С. 195-201.Июдина Л.В. Активизация коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи / Л. В. Июдина // Логопед в детском саду. - 2008. - № 7 – 158 с.Кабардов М.К. Языковые способности: психология, психофизиология, педагогика / М.К. Кабардов. - М.: Смысл, 2013. - 400 с.Кидрон А.А Коммуникативная способность и ее совершенствование: дис.канд. психол. наук / А.А. Кидрон. - Л.: Ленингр. ун-т им. А.А. Жданова, 1981. – 235 с. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок / Ч.Х. Кули. – М., 2000. – 320 с.Леонтьев A.A. Психология общения / A.A. Леонтьев. – М.: Смысл, 2006. – 365 с.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - М.: НПО МОДЭК, 2009.- 383 с.Лукьяненко Е.С. Проблема межличностных отношений младших школьников со сверстниками / Е.С. Лукьяненко, О.А. Линецкая // Евразийский союз ученых. – М., 2015. - № 5-3 (14). - С. 135-137.Макарчук Я.В. Проблема формирования толерантных отношений младших школьников со сверстниками / Я.В. Макарчук, М.Л. Мальчевская // Мир науки, культуры, образования. – М., 2015. - № 3 (52). - С. 63-67.Мудрик А.В. Социализация человека / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2004. – 304 с.Нагорнова А.Ю. Особенности межличностных отношений в коллективе младших школьников / А.Ю. Нагорнова // Воспитание школьников. – М., 2015. – № 8. – С. 38-42.Немов Р.С. Общая психология / Р.С. Немов. — М.: Юрайт, 2014. — 736 с.Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция / Т.Н. Овчинникова – М.: Академический проект, 2000. - 208 с.Печенков В.В. Индивидуальность как ограниченность: динамический подход / В.В. Печенков // Психология в вузе. – М., 2006. - № 2. - С. 3-25.Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. – 74 с.Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста / А.М. Прихожан. - М., 2007.- 52 c.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2015. — 718 с.Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2005. - 460 с.Семаго Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - СПб.: Речь, 2005. – 372 с.Соколов Н.М. Устное и письменное слово учащихся / Н.М. Соколов. М., 1997. – 232 с.Соловьева Л.Г. Особенности языковой и коммуникативной компетенции дошкольников с речевыми нарушениями: монография. / Л.Г. Соловьева. - Одесса, 2012. - 156 с.Солодилова О.П. Возрастная психология. В вопросах и ответах: учебное пособие / О.П. Солодилова. - М.: Проспект, 2015. – 723 с.Тихомирова Е.П. Тренинг коммуникативной компетенции / Е.П. Тихомирова, Ю.Е. Скоромная. — М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2009. — 111 с.Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Просвещение, 2013. – 275 с.Ушинский К.Д. Педагогика. Избранные работы / К. Д. Ушинский. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 284 с.Чернышев В.И. Законы и правила русского произношения. Звуки. Формы. Ударение / В.И. Чернышев. – М., 2012. – 215 с.Шаршов И.А. Возрастные особенности младшего школьника в контексте формирования универсальных учебных действий / И.А. Шаршов, М.И. Субботкина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. - №12. – С. 181 – 185.Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – М., 1999. -536 с.Широкова Г.А. Дети и взрослые. Психология общения для воспитателей / Г.А. Широкова. – Ростов н/Д: Эдэлника, 2008. – 280 с.Шкуричева Н.А. Формирование межличностных отношений первоклассников в адаптационный период / Н.А. Шкуричева. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с.Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2004. – 384 с.ПРИЛОЖЕНИЕ А(обязательное)Стимульный материал для Методики Г.А. Урунтаевой«Рукавички» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)Рисунок А.1 – Изображение рукавицСтимульный материал для МетодикиН.Е. Веракса«Коммуникативные способности»Задание 1. Отметь картинку, на которой девочка помогает подняться мальчику. Рисунок А.2 – Задание 1Задание 2. Отметь картинку, на которой девочка ведет себя так, что малыш ее поблагодаритРисунок А.3 – Задание 2Задание 3.Отметь картинку, на которой мальчик ведет себя так, что это понравится девочке.Рисунок А.4 – Задание 3ПРИЛОЖЕНИЕ Б(обязательное)Таблица Б.1 Протокол наблюденияза общением младших школьников в учебной и во внеучебной деятельности№ п/пКогнитивный компонент(объясняет поведение)Эмоциональный компонент(реагирует на критику и выражает несогласие)Регулятивный компонент(устанавливает контакт и ведет разговор)Уровень комм. навыков1. Аня С.212В (5)2. Наташа К.212В (5)3. Артем Н.212В (5)4. Алиса К.211С (4)5.Александр М.212В (5)6.Даша М.222В (6)7.Максим К.211С (4)8.Евгений К.212В (5)9.Даша П.101Н (2)10.Нварда А.111С (3)11.Максим И.212В (5)12. Света Н.221В (5)13. Алина К.110Н (2)14.Марина П.211С (4)15.Алина Н.122В (5)16.София Д.211С (4)17.Влад М.112С (4)18. Егор П.112С (4)19.Марина Н.212В (5)20.Даша К.221В (5)21.Глеб С.111С (3)22.Максим П.111С (3)23.Алиса Ч.222В (6)24.Лиза Н.101Н (2)25.Дмитрий С.112С (4)26.Влад К.212В (5)27.Мария Н.101Н (2)28.Илья Н.100Н (1)29.Богдан И.101Н (2)30.Сергей С.112С (4)Итого463043
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования. – М.: ТЦ Сфера, 2011. - 42 с.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Юрайт, 2010. - 811 с.
3. Акиньшина Е.И. Совершенствование общеучебных навыков и межличностных отношений учащихся / Е.И. Акиньшина // Начальная школа. Все для учителя! – М., 2013. – № 9. – С. 28-30.
4. Аксенова Н.И. Формирование метапредметных образовательных результатов за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий / Н.И. Аксенова // Актуальные задачи педагогики: материалы международной научной конференции. — 2011. - С. 94 - 100.
5. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. – М.: Просвещение, 2011. – 267 с.
6. Аюпова Э.И. Формирование коммуникативных навыков акцентуированных подростков: автореферат дисс. … канд. психол наук / Э.И. Аюпова. - М., 2007. – 22 c.
7. Бодалев А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. – М., 2011. - 850 с.
8. Васильев Г.С. Методика изучения коммуникативных способностей личности / Г.С. Васильев. – Свердловск, 2010. – 134 с.
9. Веракса Н.Е. Диагностика готовности ребенка к школе: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.И. Булычева, Н.С. Варенцова. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 112 с.
10. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду / Н.А. Виноградова, Е.Н. Панкова. – М.: АЙРИС-пресс, 2008. – 208 с.
11. Волков Б.С. Психология младшего школьника / Б.С. Волков. – М.: Академический проект, 2005. - 208 с.
12. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо–Пресс, 2008. – 1008 с.
13. Гальперин П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. – М.: Директ–Медиа, 2008. – 275 c.
14. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность / Э.А. Голубева. - Дубна: «Феникс+», 2005.- 512 с.
15. Гусева Е.П. Духовное пространство современного образования: проблемы, теория, практика: Межрегиональная конференция памяти А.Д. Червякова / Е.П. Гусева // Психолого-педагогические исследования. – М., 2017. - Том 9. - №4. - С. 118–124.
16. Зайцева К.П. Формирования коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности / К.П. Зайцева // Начальная школа + до и после, 2011. - №4. – 254 с.
17. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание / П.И. Зинченко. – М.: Просвещение, 2006. – 562 с.
18. Исмагилова А.Г. Стиль педагогического общения как метаиндивидная характеристика воспитателя и как фактор развития ребенка / А.Г. Исмагилова // Мир психологии. - М., 2002. - №1. – С. 195-201.
19. Июдина Л.В. Активизация коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи / Л. В. Июдина // Логопед в детском саду. - 2008. - № 7 – 158 с.
20. Кабардов М.К. Языковые способности: психология, психофизиология, педагогика / М.К. Кабардов. - М.: Смысл, 2013. - 400 с.
21. Кидрон А.А Коммуникативная способность и ее совершенствование: дис.канд. психол. наук / А.А. Кидрон. - Л.: Ленингр. ун-т им. А.А. Жданова, 1981. – 235 с.
22. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок / Ч.Х. Кули. – М., 2000. – 320 с.
23. Леонтьев A.A. Психология общения / A.A. Леонтьев. – М.: Смысл, 2006. – 365 с.
24. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. - М.: НПО МОДЭК, 2009.- 383 с.
25. Лукьяненко Е.С. Проблема межличностных отношений младших школьников со сверстниками / Е.С. Лукьяненко, О.А. Линецкая // Евразийский союз ученых. – М., 2015. - № 5-3 (14). - С. 135-137.
26. Макарчук Я.В. Проблема формирования толерантных отношений младших школьников со сверстниками / Я.В. Макарчук, М.Л. Мальчевская // Мир науки, культуры, образования. – М., 2015. - № 3 (52). - С. 63-67.
27. Мудрик А.В. Социализация человека / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2004. – 304 с.
28. Нагорнова А.Ю. Особенности межличностных отношений в коллективе младших школьников / А.Ю. Нагорнова // Воспитание школьников. – М., 2015. – № 8. – С. 38-42.
29. Немов Р.С. Общая психология / Р.С. Немов. — М.: Юрайт, 2014. — 736 с.
30. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция / Т.Н. Овчинникова – М.: Академический проект, 2000. - 208 с.
31. Печенков В.В. Индивидуальность как ограниченность: динамический подход / В.В. Печенков // Психология в вузе. – М., 2006. - № 2. - С. 3-25.
32. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. – 74 с.
33. Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста / А.М. Прихожан. - М., 2007.- 52 c.
34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2015. — 718 с.
35. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2005. - 460 с.
36. Семаго Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. - СПб.: Речь, 2005. – 372 с.
37. Соколов Н.М. Устное и письменное слово учащихся / Н.М. Соколов. М., 1997. – 232 с.
38. Соловьева Л.Г. Особенности языковой и коммуникативной компетенции дошкольников с речевыми нарушениями: монография. / Л.Г. Соловьева. - Одесса, 2012. - 156 с.
39. Солодилова О.П. Возрастная психология. В вопросах и ответах: учебное пособие / О.П. Солодилова. - М.: Проспект, 2015. – 723 с.
40. Тихомирова Е.П. Тренинг коммуникативной компетенции / Е.П. Тихомирова, Ю.Е. Скоромная. — М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2009. — 111 с.
41. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Просвещение, 2013. – 275 с.
42. Ушинский К.Д. Педагогика. Избранные работы / К. Д. Ушинский. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 284 с.
43. Чернышев В.И. Законы и правила русского произношения. Звуки. Формы. Ударение / В.И. Чернышев. – М., 2012. – 215 с.
44. Шаршов И.А. Возрастные особенности младшего школьника в контексте формирования универсальных учебных действий / И.А. Шаршов, М.И. Субботкина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. - №12. – С. 181 – 185.
45. Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – М., 1999. -536 с.
46. Широкова Г.А. Дети и взрослые. Психология общения для воспитателей / Г.А. Широкова. – Ростов н/Д: Эдэлника, 2008. – 280 с.
47. Шкуричева Н.А. Формирование межличностных отношений первоклассников в адаптационный период / Н.А. Шкуричева. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с.
48. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2004. – 384 с.
Вопрос-ответ:
Что такое коммуникативные умения и навыки?
Коммуникативные умения и навыки - это способность ребенка эффективно общаться, передавать и понимать информацию, правильно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Это включает навыки слушания, говорения, чтения и письма.
Какие коммуникативные навыки развиваются у младших школьников?
У младших школьников развиваются такие коммуникативные навыки, как умение высказываться, задавать вопросы, слушать и понимать других, участвовать в диалогах, использовать невербальные средства общения, а также развитие письменной коммуникации.
Каковы особенности развития коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте?
В младшем школьном возрасте происходит активное развитие коммуникативных навыков. Дети учатся четко и ясно выражать свои мысли, пользуются более сложной лексикой, учатся задавать вопросы и отвечать на них, развивают навыки адекватной коммуникации с окружающими. Также важным аспектом развития является осознание правил вежливого общения и умение слушать и уважать мнение других.
Какое место занимают коммуникативные умения и навыки в структуре метапредметных универсальных учебных действий?
Коммуникативные умения и навыки занимают важное место в структуре метапредметных универсальных учебных действий. Они являются основой для успешного обучения и интеллектуального развития ребенка. Коммуникативные умения позволяют ученику эффективно общаться, работать в группе, сотрудничать с другими людьми и учиться новому материалу.
Что изучалось в эмпирическом исследовании по коммуникативным умениям?
В эмпирическом исследовании изучалось развитие коммуникативных умений и навыков у младших школьников. Были проведены опросы и наблюдения, чтобы выяснить, какие навыки развиваются лучше всего, какие проблемы возникают при общении, какие факторы влияют на развитие коммуникативных навыков.
Что такое коммуникативные умения и навыки?
Коммуникативные умения и навыки - это способности и навыки общения и взаимодействия с другими людьми. Они включают в себя умение выражать свои мысли и чувства, слушать и понимать других, участвовать в диалогах и принимать активное участие в общении.
Какое место занимают коммуникативные умения и навыки в структуре метапредметных универсальных учебных действий?
Коммуникативные умения и навыки занимают важное место в структуре метапредметных универсальных учебных действий. Они являются одним из основных элементов развития личности ребенка и необходимы для успешной социализации и обучения. Коммуникативные умения и навыки помогают учащимся эффективно взаимодействовать с педагогами и сверстниками, усваивать знания и учиться в группе.
В чем особенности развития коммуникативных навыков и общения в младшем школьном возрасте?
В младшем школьном возрасте дети активно развивают свои коммуникативные навыки и общение становится для них все более важным. Они начинают осознавать значение языка в общении, учатся выражать свои мысли более точно и последовательно. Также в этом возрасте дети начинают понимать и использовать невербальные сигналы и жесты при общении.