Советские вузы в годы Великой Отечественной войны (на примере вузов Казани)
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 23 + 23 источника
- Добавлена 31.05.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ПЕРЕСТРОЙКА РАБОТЫ ВУЗОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕЕНОЙ ВОЙНЫ 7
1.1 Государственная концепция и нормативно-правовая база народного образования в условиях войны в СССР 7
1.2 Мероприятия по подготовке и повышению профессионального уровня преподавателей в условиях военного времени 10
ГЛАВА 2. СОВЕТСКИЕ ВУЗЫ ГОРОДА КАЗАНЬ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 15
2.1 Воспитательная работа 15
2.2 Учебная работа вузов 23
Заключение 29
Список используемой литературы 32
Они расположены, среди прочего в Казанском университете.Эвакуированные ученые из Москвы и Ленинграда - из Академии наук СССР, Президиума, их семьи разместились в главном корпусе университета. Таким образом, город Казань стал важным научным центром академической жизни.Очевидно, учебный процесс во всех вузах был плотным. Пришлось даже сократить условия обучения – это делалось в основном за счет увеличения учебного дня до 8-10 часов и сокращения отпусков. Студентам категорически запрещалось без уважительной причины пропускать занятия по иностранному языку, военному делу, физкультуре и марксизму-ленинизму. Подавляющее большинство мальчишек, особенно в конце года, работали с максимальным напряжением, чувствуя серьезную ответственность за страну в годы Великой Отечественной войны.Во время первого военного сбора весной 1942 года многих студентов заставляли сдавать до 12 экзаменов. Тем не менее, ребята не унывали и усердно готовились к сессии, о чем свидетельствовало быстро растущее количество читальных залов и библиотек, которые были открыты до девяти вечера.Отсутствие отопления и освещения в квартирах и общежитиях, трудности с общественным транспортом, конечно, значительно снижали интенсивность работы по дому. Но студенты дневных отделений регулярно посещали занятия в институте. Самыми сложными были вечеринки — у многих поменялся способ работы на производстве.Как и во всех организациях страны, главным правилом было соблюдение трудовой и учебной дисциплины. Опоздание, например, на 25 минут признано отсутствующим - дело передано в народный суд. А за пропуск занятий по военному делу и физкультуре студентов жестоко наказывали — вплоть до исключения из вуза.Многие сотрудники были переведены на казарменное положение, чтобы постоянно находиться на рабочем месте. Уроки разрешались только в затемненных классах. Также в общежитиях необходимо было соблюдать режим затемнения.Студенты, преподаватели и сотрудники университета были вовлечены в всеобщую военную подготовку. Мужчины в возрасте от 16 до 60 лет обучались стрелковой и противохимической работе, а женщины в возрасте от 16 до 55 лет — военно-санитарной и противохимической работе. Вторник был единым днем отдыха.С первого года войны в большинстве вузов организовывались так называемые отряды самообороны: пожарные, спасательные, санитарные, химические и порядка. Бригады дежурили в зданиях института. В приказе директора - начальника МПВО одного из институтов было написано:В связи с участившимися налетами вражеской авиации на Москву предупреждаю, что невыход на работу будет считаться уклонением от выполнения обязанности по охране объектов Института и передачи дела в следственные органы.В институтах часто были гимнастические, волейбольные и лыжные отделения. Были даже чемпионаты по лыжам и другим видам спорта. С первых дней войны были сформированы войска для строительства укреплений, работ по добыче торфа и строительства метро. Пожарные и санитарные отряды самоотверженно боролись с последствиями налетов вражеской авиации. Работали курсы по подготовке медицинских сестер.Летом все трудоспособные студенты и значительная часть академических преподавателей и служащих увлеченно работали на лесозаготовительных и сельскохозяйственных работах в колхозах, ремонтируя ветхие жилые дома. Студенты занимались эксплуатацией подсобных хозяйств. Мальчики сажали картошку, капусту и свеклу, вспахивали поля. Полученные коллекции часто частично отправлялись в институтские столовые.Условия работы студентов и преподавателей оставались тяжелыми. В некоторых классах и кабинетах были установлены временные печи, а учебные занятия проводились по сокращенному графику. Тем не менее, как правило, студенты успешно сдавали зимние экзамены. Студенты и преподаватели не забывали и об общественной работе — они постоянно вели агитационные и массовые акции среди населения города, в подшефных больницах и даже колхозах области.Перед университетом и академиками стояла задача сосредоточить все усилия на военных нуждах. Все последующие исследования и научные открытия должны были быть реализованы максимально быстро и эффективно.Заметным событием в мировой науке стало открытие парамагнитного резонанса доцентом физического факультета Евгением Завойским. Ученый десять раз номинировался на Нобелевскую премию. После окончания войны, в 1957 году, Е. Завойскому была присуждена Ленинская премия.Хотя Завойский занимался исследованиями и преподавал, он также был назначен начальником пожарной части и работал по 12 часов в сутки. Он был отличным стрелком: дочь помнила, как он охотился на грачей, из которых мать потом готовила тефтели.Физический институт имени Лебедева внес большой вклад в оборонную работу. Компания разработала технологии, которые можно использовать для обвалки самолетов. Н.Н. Андреев разработал акустический трал.Нобелевский лауреат Петр Леонидович Капица работал в Институте физических проблем и был эвакуирован в Казанский университет, во время войны занимался проблемой получения жидкого кислорода. В Казани был построен крупнейший турбинный завод, а жидкий кислород производился в промышленных количествах — такого не было нигде в мире, в нем нуждались больницы и промышленные предприятия.Харитон, Зельдович и Гольданский работали в Институте химической физики и на нашем пороховом заводе занимались проблемами горения и детонации пороха. Харитон занимался проблемами горения пороха в гранатах: в 1943 году наши "катюши" начали использовать эти снаряды.Главную роль в военные годы сыграли химики Казанского университета, работавшие под руководством Александра Арбузова. На химическом факультете начато производство ценных медицинских препаратов.В годы Великой Отечественной войны Казанский университет не прекращал подготовку кадров, проводились научные исследования, значительная часть которых была ориентирована на нужды фронта. В то же время благодаря плодотворному сотрудничеству с научными учреждениями АН СССР были заложены основы послевоенных научных направлений. В 1943 году большинство учреждений Академии наук вернулось в Москву. В апреле 1945 года в Казани открылось отделение Академии наук СССР.ЗаключениеФашистское нашествие создало критическую ситуацию для советского государства. В течение первого года войны гитлеровцы почти полностью оккупировали европейскую часть страны, в которой была сосредоточена большая часть промышленного и сельскохозяйственного производства. Это привело к огромным экономическим трудностям, заставило правительство эвакуировать предприятия, научные учреждения, вузы и трудовые ресурсы в восточные регионы, в том числе и в Поволжье.Одним из важнейших результатов кризисной военной и экономической ситуации стало ослабление диктата работников партаппарата и повышение авторитета профессионалов во всех областях деятельности. Война заставила чиновников положиться на знания и умения научных, военных, промышленных и технических специалистов во всех сферах жизни, приведя таким образом к ослаблению партийного контроля и усилению местной инициативы и автономии.Во время войны практически все наркоматы, центральные и местные государственные органы создали научные советы, комитеты, бюро, курировавшие исследования. В рамках различных военных ведомств также были созданы специальные научные комиссии и советы. Лозунг «Все для фронта, все для победы» нашел серьезный отклик среди ученых, которые старались найти практическое применение своим исследованиям. Смертельная угроза фашизма создала новые основы для сотрудничества между учеными и властью - защита Отечества от не выдуманного, а весьма реального и безжалостного врага. Война привела к появлению нового явления, одинаково понятного и ученым, и партийным работникам - всенародного патриотизма, ключевым девизом которого стало «Отечество в опасности!»Война, таким образом, значительно изменила политическое, институционное и культурное строение советской науки, углубив симбиоз между научным сообществом и контролировавшим его государственно-партийным аппаратом. Сотрудничество ученых и властных структур, когда научной элите принадлежало решающее слово в определении стратегии научного поиска, предопределило существенный вклад советской науки в победу над фашистской Германией.В годы войны успешно решали проблемы, связанные с обороной страны, поволжские ученые-химики. Их исследования оказывали глубокое влияние не только на развитие химической индустрии, но и металлургической, нефтяной, пищевой и других отраслей. Многие отрасли техники получили новое, более глубокое освещение, созданы новые производства, найдены новые смелые решения технических задач, повышена культура производства. Свой вклад в борьбу советского народа с фашизмом вносили и ученые гуманитарных областей знания. Учеными была развернута большая работа по патриотическому воспитанию на фронте и в тылу. В 1942 г. в Казани было создано бюро научной пропаганды АН СССР, а в Саратове по инициативе ректора ЛГУ A.A. Вознесенского - лекторий. Одной из важных форм деятельности ученых - гуманитариев являлись научные конференции; их подготовка и проведение, естественно, заключали в себе глубокий исследовательский смысл и пропагандистско-просветительную направленность. Война оказалась ставкой не только на физическую, но и духовную выносливость советских ученых. И они мужественно выдержали это испытание. Характерными чертами в их деятельности были: оперативность, коллективизм в решении сложных задач, готовность отдать все силы и знания для выполнения срочных запросов фронта и тыла, тесная связь с производством, высокая дисциплина и инициатива, большая личная ответственность, взаимовыручка, настойчивость во внедрении разработанных предложений. Все это вместе взятое обеспечило их высокую творческую активность и отдачу. Помощь фронту научные сотрудники расценивали не как какую-то благотворительность, которую можно выполнять, а можно и не выполнять, а как свой моральный долг перед Родиной.Науку, вклад ее в дело обороны они во время войны рассматривали как третий фронт, и от того, как он функционировал, зависела судьба страны.Нельзя обойти вниманием и еще одну черту научных работников - это бескорыстную помощь жителям освобожденных районов от немецко-фашистской оккупации. В настоящее время, когда связи с некоторыми из них прерваны, полезно вспомнить, что единство и взаимопомощь помогли выстоять и вернуться к нормальной мирной жизни.Список используемой литературыБуторина, Т.С. История педагогики и образования: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / З.И. Васильева, Н.В. Седова, Т.С. Буторина; Под ред. З.И. Васильева. - М.: ИЦ Академия, 2013. Гагарина А. М. Образование в Нерчинско-Заводском районе в годы Великой Отечественной войны // Великая Отечественная война: уроки истории: материалы регион. науч.-практ. конф. Иркутск: БГУЭП, 2015. - Ч.1. – 213 с.Капранова, В.А. История педагогики в лицах: Учебное пособие / В.А. Капранова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, Нов. знание, 2013. История Татарской АССР / под ред. З.И. Гильманова, М.К. Мухарямова / - К: Таткнигоиздат, 1980.Машкарин, М. И. Партийное руководство кафедрами общественных наук вузов Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны :дис. … канд. истор. наук / М. И. Машкарин. – Томск, 1988. – С. 136.Сталин, И. В. О Великой Отечественной войне Советского Союза / И. В. Сталин. – М: Гос. изд-во полит, лит., 1946. – 207 сСперанский, А. В. В горниле испытаний. Культура Урала в годы Великой Отечественной войны (1941— 1945) / А. В. Сперанский. — Екатеринбург: УрО РАН, 1996. История Татарской АССР/ под ред. З.И. Гильманова, М.К. Мухарямова/ - К: Таткнигоиздат, 1980.Тумашева Д.Г. Развитие татарского языкознания в Казанском университете (1944–1995) /Гасырларавазы – Эхо веков. 1996. №1/2. Замалетдинов Р.Р., Хабутдинова М.М. История создания отделения татарского языка и литературы в Казанском государственном университете в воспоминаниях преподавателей и первых студентов /Tatarica. 2018. №1(10). Альтшулер Н. «Есть даты, которые никогда не забуду...» /О С. Альтшулере / Казань. - 2001. - № 6. Вульфсон Г. Н. Страницы памяти / Г.Н. Вульфсон, Н.П. Муньков / Во имя Отчизны. Казанский университет в годы Великой Отечественной войны. - Казань, 1975. - С. 50Амалиева Г. Г. Студенты Казанского университета в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) / Г.Г. Амалиева / Татарстан в годы Великой Отечественной войны: люди, события, память. - Казань, 2006. - С. 182-189.Кузнецова Н. К. Лекции академиков: из воспоминаний и дневника / Казань. 1999 № 7/8.Гракина Э.И. Ученые России в Годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 / Э.И. Гракина. - М.: Институт российской истории РАН, 2000. - 320 с.Ионенко И.М., Попов В.А. Казанский университет в годы Великой Отечественной войны. Казань. Изд-во Казанского университета. 1985. 159 с.ИсточникиОб организации научно-просветительной пропаганды 27 сентября 1944 г. / КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. В 15 т. Т. 7. – М: Политиздат, 1985. Отчет каф. марксизма-ленинизма за 2-й семестр 1942/43 уч. год / ЦДНИ ТО. Ф. 80. Оп. 2. Д. 603. Л. 25 об, 26, 82.Высшая школа. Основные постановления, приказы и инструкции. М., 1945. Управление по делам архивов г. Тольятти - Ф.Р-19. Оп. 1. Д. 9. Л. 165, Ф.Р-19. Оп. 6. Д. 61. Л. 157Документ № 16. Из решения исполкома Красноярского краевого совета депутатов трудящихся об обеспечении выполнения плана всеобуча в 1941/1942 учебном году. 5 ноября 1941 г. // Культурное строительство в Сибири 1941–1977. Интернет источникиИсаева Ю. В. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовнонравственная основа патриотического воспитания молодёжи // Вестник государственного и муниципального управления. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskaya-pamyat-o-velikoy-otechestvennoy-voyne-kakduhovno-nravstvennaya-osnova-patrioticheskogo-vospitaniya-molodyozhiМалоизвестные страницы истории [Электронный ресурс] - URL: http://komsomolhistory.kz/?p=692
2. Гагарина А. М. Образование в Нерчинско-Заводском районе в годы Великой Отечественной войны // Великая Отечественная война: уроки истории: материалы регион. науч.-практ. конф. Иркутск: БГУЭП, 2015. - Ч.1. – 213 с.
3. Капранова, В.А. История педагогики в лицах: Учебное пособие / В.А. Капранова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, Нов. знание, 2013.
4. История Татарской АССР / под ред. З.И. Гильманова, М.К. Мухарямова / - К: Таткнигоиздат, 1980.
5. Машкарин, М. И. Партийное руководство кафедрами общественных наук вузов Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны : дис. … канд. истор. наук / М. И. Машкарин. – Томск, 1988. – С. 136.
6. Сталин, И. В. О Великой Отечественной войне Советского Союза / И. В. Сталин. – М: Гос. изд-во полит, лит., 1946. – 207 с
7. Сперанский, А. В. В горниле испытаний. Культура Урала в годы Великой Отечественной войны (1941— 1945) / А. В. Сперанский. — Екатеринбург: УрО РАН, 1996.
8. История Татарской АССР/ под ред. З.И. Гильманова, М.К. Мухарямова/ - К: Таткнигоиздат, 1980.
9. Тумашева Д.Г. Развитие татарского языкознания в Казанском университете (1944–1995) / Гасырлар авазы – Эхо веков. 1996. №1/2.
10. Замалетдинов Р.Р., Хабутдинова М.М. История создания отделения татарского языка и литературы в Казанском государственном университете в воспоминаниях преподавателей и первых студентов / Tatarica. 2018. №1(10).
11. Альтшулер Н. «Есть даты, которые никогда не забуду...» /О С. Альтшулере / Казань. - 2001. - № 6.
12. Вульфсон Г. Н. Страницы памяти / Г.Н. Вульфсон, Н.П. Муньков / Во имя Отчизны. Казанский университет в годы Великой Отечественной войны. - Казань, 1975. - С. 50
13. Амалиева Г. Г. Студенты Казанского университета в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) / Г.Г. Амалиева / Татарстан в годы Великой Отечественной войны: люди, события, память. - Казань, 2006. - С. 182-189.
14. Кузнецова Н. К. Лекции академиков: из воспоминаний и дневника / Казань. 1999 № 7/8.
15. Гракина Э.И. Ученые России в Годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 / Э.И. Гракина. - М.: Институт российской истории РАН, 2000. - 320 с.
16. Ионенко И.М., Попов В.А. Казанский университет в годы Великой Отечественной войны. Казань. Изд-во Казанского университета. 1985. 159 с.
Источники
1. Об организации научно-просветительной пропаганды 27 сентября 1944 г. / КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. В 15 т. Т. 7. – М: Политиздат, 1985.
2. Отчет каф. марксизма-ленинизма за 2-й семестр 1942/43 уч. год / ЦДНИ ТО. Ф. 80. Оп. 2. Д. 603. Л. 25 об, 26, 82.
3. Высшая школа. Основные постановления, приказы и инструкции. М., 1945.
4. Управление по делам архивов г. Тольятти - Ф.Р-19. Оп. 1. Д. 9. Л. 165, Ф.Р-19. Оп. 6. Д. 61. Л. 157
5. Документ № 16. Из решения исполкома Красноярского краевого совета депутатов трудящихся об обеспечении выполнения плана всеобуча в 1941/1942 учебном году. 5 ноября 1941 г. // Культурное строительство в Сибири 1941–1977.
Интернет источники
1. Исаева Ю. В. Историческая память о Великой Отечественной войне как духовнонравственная основа патриотического воспитания молодёжи // Вестник государственного и муниципального управления. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskaya-pamyat-o-velikoy-otechestvennoy-voyne-kakduhovno-nravstvennaya-osnova-patrioticheskogo-vospitaniya-molodyozhi
2. Малоизвестные страницы истории [Электронный ресурс] - URL: http://komsomolhistory.kz/?p=692
Вопрос-ответ:
Какая была государственная концепция и нормативно-правовая база народного образования в условиях войны в СССР?
В годы Великой Отечественной войны в СССР была разработана государственная концепция и нормативно-правовая база народного образования. Основной целью этих мер было обеспечение непрерывности образования и подготовка специалистов для нужд фронта. Были приняты законы и указы, которые регулировали организацию и функционирование вузов в условиях войны. Одним из ключевых принципов была научно-обоснованная и практически ориентированная подготовка кадров. Вузы перешли на дистанционное обучение, сократили контингент студентов и переориентировались на подготовку военно-технических кадров.
Какие мероприятия были проведены для подготовки и повышения профессионального уровня преподавателей в условиях военного времени?
В годы Великой Отечественной войны были предприняты мероприятия для подготовки и повышения профессионального уровня преподавателей. Были организованы специальные курсы для преподавателей, которые позволяли быстро освоить нужные им знания и навыки. Также проводились стажировки и практики на предприятиях, а также усиленно осуществлялась научно-исследовательская работа. В целом, все мероприятия были направлены на подготовку кадров, которые могли бы эффективно работать в условиях военного времени.
Какая была воспитательная работа вузов города Казань в годы Великой Отечественной войны?
В годы Великой Отечественной войны вузы города Казань проводили активную воспитательную работу среди студентов. Были организованы политические кружки, научные общества, творческие коллективы и спортивные секции. Студентам регулярно проводились лекции, беседы и концерты, освещавшие важность патриотического долга и поддержку фронта. Также студенты активно участвовали в общественных работах, организовывали благотворительные акции и помощь нуждающимся. В целом, воспитательная работа вузов города Казань в годы войны была направлена на формирование высокого патриотического сознания и гражданской ответственности.
Какие изменения произошли в работе вузов в годы Великой Отечественной войны?
В годы Великой Отечественной войны вузы Казани, как и все советские вузы, перестроили свою работу. Была разработана новая государственная концепция и нормативно-правовая база народного образования в условиях войны. Вузы начали активно готовить преподавателей и повышать их профессиональный уровень, проводя различные мероприятия.
Какие мероприятия были проведены для подготовки и повышения профессионального уровня преподавателей вузов во время войны?
Во время войны для подготовки и повышения профессионального уровня преподавателей вузов были проведены различные мероприятия. Они включали организацию специальных курсов повышения квалификации, проведение научных конференций и семинаров, публикацию учебных материалов и научных работ. Также была активизирована работа по подготовке научно-педагогических кадров.
Какую роль выполняли вузы Казани в годы Великой Отечественной войны в воспитательной работе?
Вузы Казани в годы Великой Отечественной войны играли значительную роль в воспитательной работе. Они активно вовлекали студентов и преподавателей в различные патриотические и общественные мероприятия, организовывали военно-спортивные сборы и волонтерскую деятельность. Также вузы принимали активное участие в работе комсомольских организаций.
Как проходила учебная работа вузов Казани в годы Великой Отечественной войны?
Учебная работа вузов Казани в годы Великой Отечественной войны проходила в особых условиях. Многие студенты были призваны на фронт, поэтому учебный процесс был организован таким образом, чтобы всем было доступно получение знаний. Вузы использовали различные дистанционные формы обучения, проводили ускоренные программы обучения и организовывали работу народных университетов. Также вузы активно сотрудничали с военными учреждениями и проводили совместные занятия с солдатами и офицерами.
Какие были государственная концепция и нормативно-правовая база народного образования в СССР в годы Великой Отечественной войны?
В годы Великой Отечественной войны в СССР была разработана государственная концепция образования, основанная на принципах всестороннего развития личности и патриотического воспитания. Нормативно-правовая база народного образования была усилена, чтобы обеспечить нормальное функционирование вузов в условиях военного времени.
Какие мероприятия были предприняты для подготовки и повышения профессионального уровня преподавателей вузов в условиях военного времени?
В условиях военного времени были предприняты различные мероприятия для подготовки и повышения профессионального уровня преподавателей вузов. Это включало проведение интенсивных курсов повышения квалификации, организацию методических семинаров и конференций, а также создание специализированных учебных материалов и литературы для преподавателей.