Особенности эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 30 30 страниц
  • 38 + 38 источников
  • Добавлена 16.06.2022
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА 6
1.1. Проблема эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в научных исследованиях 6
1.2. Особенности развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта 12
2. ЭКСПЕРЕМИНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА 18
2.1. Подбор и обоснование диагностических методик исследования 18
2.2. Предполагаемые результаты исследования 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ А Описание методик исследования
Фрагмент для ознакомления

Скорее всего в ответах дошкольников будет проявляться высокая степень преобладания эмоциональных действий над интеллектуальными. Они будут выбирать решение ситуаций с помощью силы, с помощью эмоционального давления (например, в ситуации «мальчик попал в тебя снежком» дошкольники скорее всего выберут «ответить тем же»). Часть детей с интеллектуальными нарушениями продемонстрирует средний уровень развития эмоциональной саморегуляции. В ответах таких детей будут преобладать нейтральные оценки ситуаций, дети больше будут полагаться на социальные нормы (например, в ситуации «мальчика случайно толкнули и извиняются», дети выберут ответ «не буду толкать в ответ»). Скорее всего при исследовании эмоциональной саморегуляции нами не будет выявлено высокого уровня саморегуляции, так как в теоретическом анализе мы отметили, что данная категория детей обладает импульсивностью, эмоциональностью в поступках. Таким образом исходя из предполагаемых нами данных можно сделать вывод о том, что у старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями будут наблюдаться особенности в развитии всех компонентов эмоционального интеллекта. Дети испытывают трудности при распознавании эмоций других людей, при прогнозировании эмоциональных состояний, а также обладают низким уровнем саморегуляции собственных эмоциональных состояний.Выводы по второй главеЦелью исследования являлось предположение об особенностях развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. Нами были проанализированы требования к организации диагностического исследования и правила отбора диагностических методик при работе с данной категорией детей. Мы выделили следующие требования к методикам исследования: доступность, наглядность, общее время выполнения (не более 15 минут). Для диагностической работы нами были подобраны методики: «Изучение способности к распознаванию эмоциональных состояний» (разработка Л.Ф. Фатиховой и А.А. Харисовой), «Диагностика эмоциональной саморегуляции дошкольника» (С.С. Савенышева, Н. Н. Смирнова). С помощью данных методик мы сможем оценить все компоненты эмоционального интеллекта: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. В ходе работы нами были сделаны предположения об особенностях развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями. Мы предполагаем, что состояние компонентов эмоционального интеллекта будут оценено нами на уровне низкого и среднего. Так как исходя из полученных нами теоретических данных у дошкольников с интеллектуальными нарушениями, в силу их психофизических особенностей, имеются трудности распознавания эмоциональных состояний других людей, трудности прогнозирования эмоциональных реакций, а также трудности регуляции собственных эмоциональных реакций.ЗАКЛЮЧЕНИЕИсследование особенностей эмоционального интеллекта имеет очень важное значение в становлении личности ребенка. Именно в дошкольном возрасте у детей закладываются необходимые знания, умения и компетенции, позволяющие ребенку правильно взаимодействовать с социумом на основе оценки эмоциональных реакций, а также предугадывания эмоций других. Что касается детей с интеллектуальными нарушениями, можно отметить, что данная тема недостаточно изучена в специальной и психолого-педагогической литературе. Именно поэтому на современном этапе, когда в нашем обществе проблема эмоционального интеллекта является важной и востребованной, данная тема является очень актуальной в работе любого педагога. В ходе исследования нами была поставлена и достигнута цель – изучение особенностей эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями.Первая глава работы посвящена рассмотрению теоретических аспектов проблемы развития эмоционального интеллекта у старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями. В ходе анализа психолого-педагогической литературы, мы вывели рабочее определение «эмоциональный интеллект». Эмоциональный интеллект – это совокупность познавательных способностей, обеспечивающих понимание и регуляцию эмоций в соответствии с задачами субъекта и наличной ситуацией. А также воспользовавшись данными В.Ф. Шалимова, определили понятие интеллектуальные нарушения. Интеллектуальные нарушения — особая форма психического недоразвития, выражающаяся в стойком снижении познавательной деятельности у детей вследствие физического поражения коры головного мозга в перинатальный (внутриутробный) и ранний постнатальный (до 2-3 лет) периодыМы описали особенности эмоционального интеллекта у старших дошкольников. Описали особенности развития каждого компонента эмоционального интеллекта у детей. Мы выявили, что эмоциональный интеллект у старших дошкольников с интеллектуальными нарушениями имеет свою специфику. Старшие дошкольники со стойкими нарушениями в познавательном развитии затрудняются в установлении простейших связей между ситуацией и эмоциональной реакцией. Также детям достаточно трудно дается регуляция собственных эмоциональных состояний. Вторая глава содержит предположение об экспериментальной части исследования. Нами были проанализированы требования к организации диагностического исследования и правила отбора диагностических методик при работе с данной категорией детей. Для диагностической работы нами были подобраны методики: «Изучение способности к распознаванию эмоциональных состояний» (разработка Л.Ф. Фатиховой и А.А. Харисовой), «Диагностика эмоциональной саморегуляции дошкольника» (С.С. Савенышева, Н. Н. Смирнова). В результате нами были выделены следующие особенности эмоционального интеллекта у старших дошкольников с нарушениями интеллекта:- дети испытывают трудности при опознании и описании эмоций другого человека;- детям сложно спрогнозировать и дать оценку эмоциональной ситуации;- у детей имеются трудности саморегуляции эмоционального поведения.Выделенные нами особенности свидетельствуют о недостаточном уровне развития эмоционального интеллекта у старших дошкольников с нарушениями интеллекта. Таким образом, считаем, что гипотеза исследования доказана.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАндреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии: монография / И.Н. Андреева. – Новополоцк: ПГУ, 2011. – 388 с. Текст : непосредственный.Баряева, Л. Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.Б. Баряева. – СПб. : КАРО, 2009. — 272 с. Текст : непосредственный.Белкина, В. Н. Подготовка студентов к педагогическому регулированию взаимодействия детей раннего и дошкольного возраста со сверстниками: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» : диссертация доктора педагогических наук / Белкина Валентина Николаевна ; Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского. – Ярославль, 2000. – 200 с. – Место защиты : Ярославский государственный пед. универ. им. К.Д. Ушинского. – Текст : непосредственный.Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: Психологическое исследование / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2009. – 464 с. Текст : непосредственный.Бреслав, Г. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г. Бреслав. – Москва : Педагогика, 1990. – 150 с. – ISBN 5-7155-0213-6. – Текст : непосредственный.Былкина, Н. Д. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе / Н. Д. Былкина, Д. В. Люсин. – Текст : непосредственный // Вопросы психологии. – 2000. – № 5. – С. 38-47.Воронкова, В.В. Эмоционально-волевые процессы умственно отсталых детей / В.В. Воронкова. – М.: Гардарика, 2005.Текст : непосредственный.Выготский, Л.С. Проблемы эмоций / Л.С. Выготский. –Текст : непосредственный.// Вопросы психологии. – 2014. – №3. – С.58–64.Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. – М. : АСТ: АСТ Москва: Владимир: ВКТ, 2009. – 478 с. Текст : непосредственный.Гребенщикова, Т. В. Педагогические условия эмоционально-экспрессивного развития детей дошкольного возраста / Т. В. Гребенщикова. – Текст : непосредственный // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 6. – С. 163-270.Данилина, Т. А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ : пособие для практических работников / Т.А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. – 3-е изд. – Москва : Айрис – Пресс, 2004. – 160 с.– ISBN 978-5-8112-2652-8. – Текст : непосредственный. Денисова, О.А., Проблемные пути прогнозирования угроз социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья / О.А. Денисова, О.Л. Леханова, Н.В. Голицина– Текст : непосредственный // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. - 4(3). - С.97-101.Жавнерко, А.П. Психологическая модель исследования понимания эмоций детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста / А. П. Жавнерко. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – №4. – С. 685-687.Запорожец, А.В. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / А.В. Запорожец. – М. : 2001. – 429 с. – Текст : непосредственный.Изотова, Е. И. Динамика эмоционального развития современных дошкольников / Е.И. Изотова. - Текст : непосредственный. // Мир психологии. – 2015. № 1 (81). С. 65‒76.Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика : учебное пособие / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. – Москва : Академия, 2004. – 288 с. – ISBN 5-7695-1540-6. – Текст : непосредственный.Ильина, С.В. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками / С.В. Ильина. - Курск, 2014. – 116 с.Текст : непосредственный.Карпов, А.В. Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, практика: монография / А.В. Карпов, А.С. Петровская. – Ярославль: ЯрГУ, 2008. – 344 с. Текст : непосредственный.Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика: учеб. для студ. высш. учеб, заведений / А.А. Катаева. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 208 с. – Текст : непосредственный. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков / В.П. Кащенко. – М. :Мега, 1994. – 223 с.Текст : непосредственный.Корнилова, Т. В. О функциональной регуляции принятия интеллектуальных решений / Т.В. Корнилова. - Текст : непосредственный // Психологический журнал, 18(5), 73-84.Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.И. Перегуда, О.А. Шаграева. – М.: Академия, 2013. – 176 с. Текст : непосредственный.Лабунская, В. А. Интерпретация невербального поведения в межличностном общении / В.А. Лабунская : специальность 19.00.05 «Социальная психология»: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук / Лабунская Вера Александровна ; Московский ордена Ленина, ордена трудового красного знамени государственный университет имени М.В. Ломоносова. – Москва, 1989. – 43 с. – Место защиты : Московский ордена Ленина, ордена трудового красного знамени государственный университет имени М. В. Ломоносова. – Текст : непосредственный.Лаптева, Ю. А. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста / Ю. А. Лаптева, И. С. Морозова. – Текст : непосредственный // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2016. – № 3. – С. 51-55.Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении. Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте / М.И. Лисина. М., 1980. - С. 36-46. Текст : непосредственный.Ошкина, А. А., Цыганкова И. Г. Формирование эмоциональной саморегуляции у старших дошкольников / А.А. Ошкина. – М. : Центр педагогического образования, 2015. – 128 с. Текст : непосредственный.Пантелеева, Т.В. Краткий очерк истории развития проблематики эмоционального интеллекта в отечественной психологии / Т.В. Пантелеева. - Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С. 19-25.Пожар, Л. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология. / Под общей редакцией А.И. Подольского. – М., Воронеж: Московский психолого-социальный институт: МОДЭК, 1996.- 128 с. Текст : непосредственный.Прусакова, О.А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста / О.А. Прусакова, Е.А. Сергиенко. – URL: http://www.vash-psiholog.info/voprospsih/215/18024-ponimanie-emocij-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения : 01.05.2022). – Текст : электронный.Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г Мещерякова. – Москва : Педагогика-Пресс, 1999. – 440 с.– ISBN 978-5-17-055693-9. – Текст : непосредственный.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн; изд. 2-е. – М. : Питер, 2002. – 720 с. Текст : непосредственный.Савенышева, С. С. Эмоциональная саморегуляция : подходы к определению в зарубежной психологии // Интернет-журнал «Мир науки». 2019. № 1. URL: https://mir-nauki.com/09psmn119.html (дата обращения: 01.05.2022). Селиверстов А.Ю. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская. – М. : Издательский центр «Академия», 2015. – 42 с. – Текст : непосредственный.Федеральная службагосударственной статистики : сайт. – Москва 2022 - . URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/deti09_rus(1).pdf(дата обращения: 01.05.2022). – Текст : электронный.Хасанова, Р. И. Распознавание эмоций дошкольниками с интеллектуальными нарушениями / Р.И. Хасанова. – Текст : непосредственный. // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Серия 12. - 2009. - Вып. 1. - С. 307-314.Шалимов, В. Ф. Клиника интеллектуальных нарушений / В. Ф. Шалимов. — Москва: Изд. центр "Академия", 2003 — 160 с. Текст : непосредственный.Щетинина, А. М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека / А.М. Щетинина. – Текст : непосредственный // Вопросы психологии. – 1984. – № 3. – С. 32Щетинина, А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте : учебное пособие / А.М. Щетинина. – Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. – 200 с. – Текст : непосредственный. – ISBN отсутствует.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии: монография / И.Н. Андреева. – Новополоцк: ПГУ, 2011. – 388 с. Текст : непосредственный.
Баряева, Л. Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.Б. Баряева. – СПб. : КАРО, 2009. — 272 с. Текст : непосредственный.
Белкина, В. Н. Подготовка студентов к педагогическому регулированию взаимодействия детей раннего и дошкольного возраста со сверстниками: специальность 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» : диссертация доктора педагогических наук / Белкина Валентина Николаевна ; Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского. – Ярославль, 2000. – 200 с. – Место защиты : Ярославский государственный пед. универ. им. К.Д. Ушинского. – Текст : непосредственный.
Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: Психологическое исследование / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2009. – 464 с. Текст : непосредственный.
Бреслав, Г. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г. Бреслав. – Москва : Педагогика, 1990. – 150 с. – ISBN 5-7155-0213-6. – Текст : непосредственный.
Былкина, Н. Д. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе / Н. Д. Былкина, Д. В. Люсин. – Текст : непосредственный // Вопросы психологии. – 2000. – № 5. – С. 38-47.
Воронкова, В.В. Эмоционально-волевые процессы умственно отсталых детей / В.В. Воронкова. – М.: Гардарика, 2005. Текст : непосредственный.
Выготский, Л.С. Проблемы эмоций / Л.С. Выготский. – Текст : непосредственный.// Вопросы психологии. – 2014. – №3. – С.58–64.
Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. – М. : АСТ: АСТ Москва: Владимир: ВКТ, 2009. – 478 с. Текст : непосредственный.
Гребенщикова, Т. В. Педагогические условия эмоционально-экспрессивного развития детей дошкольного возраста / Т. В. Гребенщикова. – Текст : непосредственный // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 6. – С. 163-270.
Данилина, Т. А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ : пособие для практических работников / Т.А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. – 3-е изд. – Москва : Айрис – Пресс, 2004. – 160 с.– ISBN 978-5-8112-2652-8. – Текст : непосредственный.
Денисова, О.А., Проблемные пути прогнозирования угроз социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья / О.А. Денисова, О.Л. Леханова, Н.В. Голицина – Текст : непосредственный // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. - 4(3). - С.97-101.
Жавнерко, А.П. Психологическая модель исследования понимания эмоций детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста / А. П. Жавнерко. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2016. – №4. – С. 685-687.
Запорожец, А.В. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / А.В. Запорожец. – М. : 2001. – 429 с. – Текст : непосредственный.
Изотова, Е. И. Динамика эмоционального развития современных дошкольников / Е.И. Изотова. - Текст : непосредственный. // Мир психологии. – 2015. № 1 (81). С. 65‒76.
Изотова, Е. И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика : учебное пособие / Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова. – Москва : Академия, 2004. – 288 с. – ISBN 5-7695-1540-6. – Текст : непосредственный.
Ильина, С.В. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками / С.В. Ильина. - Курск, 2014. – 116 с. Текст : непосредственный.
Карпов, А.В. Психология эмоционального интеллекта: теория, диагностика, практика: монография / А.В. Карпов, А.С. Петровская. – Ярославль: ЯрГУ, 2008. – 344 с. Текст : непосредственный.
Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика: учеб. для студ. высш. учеб, заведений / А.А. Катаева. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 208 с. – Текст : непосредственный.
Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков / В.П. Кащенко. – М. : Мега, 1994. – 223 с. Текст : непосредственный.
Корнилова, Т. В. О функциональной регуляции принятия интеллектуальных решений / Т.В. Корнилова. - Текст : непосредственный // Психологический журнал, 18(5), 73-84.
Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.И. Перегуда, О.А. Шаграева. – М.: Академия, 2013. – 176 с. Текст : непосредственный.
Лабунская, В. А. Интерпретация невербального поведения в межличностном общении / В.А. Лабунская : специальность 19.00.05 «Социальная психология»: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук / Лабунская Вера Александровна ; Московский ордена Ленина, ордена трудового красного знамени государственный университет имени М.В. Ломоносова. – Москва, 1989. – 43 с. – Место защиты : Московский ордена Ленина, ордена трудового красного знамени государственный университет имени М. В. Ломоносова. – Текст : непосредственный.
Лаптева, Ю. А. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста / Ю. А. Лаптева, И. С. Морозова. – Текст : непосредственный // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2016. – № 3. – С. 51-55.
Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении. Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте / М.И. Лисина. М., 1980. - С. 36-46. Текст : непосредственный.
Ошкина, А. А., Цыганкова И. Г. Формирование эмоциональной саморегуляции у старших дошкольников / А.А. Ошкина. – М. : Центр педагогического образования, 2015. – 128 с. Текст : непосредственный.
Пантелеева, Т.В. Краткий очерк истории развития проблематики эмоционального интеллекта в отечественной психологии / Т.В. Пантелеева. - Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С. 19-25.
Пожар, Л. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология. / Под общей редакцией А.И. Подольского. – М., Воронеж: Московский психолого-социальный институт: МОДЭК, 1996.- 128 с. Текст : непосредственный.
Прусакова, О.А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста / О.А. Прусакова, Е.А. Сергиенко. – URL: http://www.vash-psiholog.info/voprospsih/215/18024-ponimanie-emocij-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения : 01.05.2022). – Текст : электронный.
Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г Мещерякова. – Москва : Педагогика-Пресс, 1999. – 440 с.– ISBN 978-5-17-055693-9. – Текст : непосредственный.
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн; изд. 2-е. – М. : Питер, 2002. – 720 с. Текст : непосредственный.
Савенышева, С. С. Эмоциональная саморегуляция : подходы к определению в зарубежной психологии // Интернет-журнал «Мир науки». 2019. № 1. URL: https://mir-nauki.com/09psmn119.html (дата обращения: 01.05.2022).
Селиверстов А.Ю. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская. – М. : Издательский центр «Академия», 2015. – 42 с. – Текст : непосредственный.
Федеральная служба государственной статистики : сайт. – Москва 2022 - . URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/deti09_rus(1).pdf (дата обращения: 01.05.2022). – Текст : электронный.
Хасанова, Р. И. Распознавание эмоций дошкольниками с интеллектуальными нарушениями / Р.И. Хасанова. – Текст : непосредственный. // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Серия 12. - 2009. - Вып. 1. - С. 307-314.
Шалимов, В. Ф. Клиника интеллектуальных нарушений / В. Ф. Шалимов. — Москва: Изд. центр "Академия", 2003 — 160 с. Текст : непосредственный.
Щетинина, А. М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека / А.М. Щетинина. – Текст : непосредственный // Вопросы психологии. – 1984. – № 3. – С. 32
Щетинина, А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте : учебное пособие / А.М. Щетинина. – Великий Новгород : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. – 200 с. – Текст : непосредственный. – ISBN отсутствует.

Вопрос-ответ:

Какие особенности развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта?

У детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта могут быть определенные особенности развития эмоционального интеллекта. Например, у них может быть ограниченный словарный запас для выражения своих эмоций или сложности в понимании и распознавании эмоций у других людей. Также у таких детей может быть затруднение в контроле и регуляции своих эмоций.

Какие проблемы связаны с эмоциональным интеллектом детей старшего дошкольного возраста?

У детей старшего дошкольного возраста могут быть различные проблемы, связанные с эмоциональным интеллектом. Например, они могут испытывать трудности в управлении своими эмоциями, что может приводить к повышенной агрессии или негативному поведению. Также они могут испытывать трудности в понимании и распознавании эмоций у других людей, что может привести к проблемам в общении и взаимодействии.

Какие научные исследования были проведены по проблеме эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста?

В научных исследованиях были изучены различные аспекты эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. Исследования показали, что у детей с нарушениями интеллекта может быть снижен уровень развития эмоционального интеллекта, а также выявлены проблемы в понимании и распознавании эмоций у других людей. Были разработаны методики и программы, которые помогают развивать эмоциональный интеллект у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект (ЭИ) - это способность распознавать, понимать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями окружающих людей. Включает в себя умение управлять конфликтами, общаться эффективно и проявлять социальную компетентность.

Какие особенности развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта?

У детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта могут быть определенные особенности развития эмоционального интеллекта. Например, у них может быть затруднение в распознавании и назывании эмоций, а также в управлении своими эмоциями. Однако, с помощью специальных методик и подходов, их эмоциональный интеллект может быть развит на должном уровне.

Какие исследования проводятся в области эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста?

В научных исследованиях по эмоциональному интеллекту детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта исследуются различные аспекты этого понятия. Например, исследуются особенности распознавания эмоций, управления эмоциями и эмпатии у этих детей. Также исследуется эффективность различных методик и подходов в развитии их эмоционального интеллекта.

Какими методиками и подходами можно развивать эмоциональный интеллект у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта?

Существует ряд методик и подходов, которые могут помочь в развитии эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. Например, работа с эмоциональными картами, игры ролевых ситуаций, тренировка эмпатии и т.д. Важно выбирать подход, который наиболее подходит для конкретного ребенка и учитывает его индивидуальные особенности.

Какие особенности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта в развитии эмоционального интеллекта?

Дети старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта имеют определенные особенности в развитии эмоционального интеллекта. Например, они могут испытывать трудности в распознавании и понимании эмоций других людей, а также построении эмоциональных связей с окружающими. Эти дети могут иметь ограниченные навыки саморегуляции эмоций и испытывать трудности в управлении своими эмоциями. Важно помогать им развивать эмоциональную компетентность через социальное взаимодействие и специальные тренировки.

Какая проблема с эмоциональным интеллектом у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта в научных исследованиях?

В научных исследованиях выявлена проблема с развитием эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. Эти дети могут испытывать трудности в распознавании и понимании эмоций других людей, а также проявлять ограниченные навыки саморегуляции эмоций. Это может затруднять их адаптацию в обществе и социальное взаимодействие. Исследования подчеркивают необходимость разработки и реализации специальных программ для развития эмоционального интеллекта у этих детей.

Какие особенности развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта были установлены?

Особенности развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта были установлены. Например, эти дети могут испытывать трудности в распознавании и названии эмоций, а также в понимании эмоциональных сигналов. Они могут иметь ограниченные навыки выражения своих эмоций и испытывать трудности в управлении своими эмоциями. Изучение этих особенностей помогает разработать эффективные методы и программы для развития эмоционального интеллекта у этих детей.

Какие особенности эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта?

У детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта есть свои особенности в развитии эмоционального интеллекта. Они могут испытывать затруднения в понимании и управлении своими эмоциями, а также в распознавании эмоций у других людей. Они часто имеют ограниченную способность справляться со стрессовыми ситуациями и контролировать свои эмоциональные реакции. Однако, с помощью специальных методов и тренировок, эмоциональный интеллект детей с нарушениями интеллекта может быть развит.

Как в научных исследованиях рассматривается проблема эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста?

Проблема эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста рассматривается в научных исследованиях с различных точек зрения. Одни исследования уделяют внимание развитию эмоционального интеллекта в целом, исследуются факторы, которые влияют на его формирование и развитие у детей с нарушениями интеллекта. Другие исследования фокусируются на определенных аспектах эмоционального интеллекта, например, на способности детей распознавать и управлять своими эмоциями. В целом, научные исследования позволяют лучше понять проблему эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта и разработать методы работы и тренировок для их поддержки и развития.