Основные направления предупреждения насильственных преступлений и хулиганства. Роль органов внутренних дел в профилактике насильственных преступлений и хулиганства.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Криминалистика
  • 31 31 страница
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 11.06.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ХУЛИГАНСТВА 5
1.1. Направления предупреждения насильственных преступлений и хулиганства 5
1.2. Роль органов внутренних дел в профилактике насильственных преступлений и хулиганства 10
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПРОФИЛАКТИКИ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ХУЛИГАНСТВА 18
2.1. Анализ и особенности профилактических мероприятий насильственных преступлений и хулиганства органами ОВД 18
2.2. Перспективы совершенствования механизма профилактических мероприятий насильственных преступлений и хулиганства 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30

Фрагмент для ознакомления

В то же время переоценить движущую силу и роль выделяемых характеристик личности в механизме совершения насильственных посягательств вряд ли можно. Влияниена них может оказывать двойной предупредительный эффект, потому что, применяясь в рамках реализации уголовной ответственности за совершение менее тяжкого насильственного преступления, оно препятствует совершению новых, как правило, более насильственных, тяжких преступлений.В связи с этим настаиваем на необходимости расширении перечня ПММХ, который указан в ч. 1 ст. 99 УК РФ, путем включения в него психотерапии, которая представляет собой комплекс медико-психологических коррекционных мероприятий, которые применяются в отношении лиц, которые совершили насильственное преступление и склонны к новым эпизодам насильственного поведения в соответствии с заключением судебной психолого-психиатрической экспертизы. Выявленное преступное насильственное поведение данных лиц должно быть детерминировано особенностями психического состояния (статуса), которые устанавливаются в процессе судебной психолого-психиатрической экспертизы. Обязательный курс психотерапии как разновидность ПММХ может назначаться при отсутствии оснований для других мер медицинского характера, которые назначаются принудительно, не связан с юридическим установлением у субъекта общественно опасного поведения, состояний ограниченной вменяемости и невменяемости. Психотерапия может быть применена по решению суда, вместе с назначением наказания или освобождением от него, к осужденному (в принудительном порядке) и потерпевшему (по его желанию), иметь групповой характер.Законодательство о психотерапевтической помощи в РФ находится в стадии формирования. До сих пор не принят закон о психотерапии. Проекты данных законов подготовлены Российской психотерапевтической ассоциацией (далее - РПА) и Профессиональной психотерапевтической лигой (далее - ППЛ). Принципиальная разница подходов к правовому регулированию психотерапевтической деятельности у данных организаций состоит в определении границ профессии психотерапевта и его прав. Первый из данных законопроектов отличается обширным взглядом на определение психотерапии, потому что объединяет в этом понятии психологические, медицинские, педагогические, философские и социальные компонент. Во втором законопроекте психотерапия рассматривается исключительно в рамках медицинской области - как медицинская практика. Заниматься психотерапией может только клинический психолог-психотерапевт, врач-психотерапевт, психотерапевт - специалист по социальной работе. По мнению автора, второй законопроект является самым перспективным в свете сложившихся подходов к определению психотерапевтической деятельности и ее существующего нормативного регулирования.К примеру, под психотерапией следует понимать систему лечебного воздействия на психику и через нее на организм человека. Согласно приказу Минздрава РФ от 16 сентября 2003 г. № 438 «О психотерапевтической помощи» данный вид помощи предусматривает лечение лиц с непсихотическими психическими расстройствами, расстройствами адаптации, психическими заболеваниями в стадии ремиссии. Данное лечение может быть проведено, в том числе, с применением медикаментозных средств лечения. Право оказывать психотерапевтическую помощь имеет только врач-психиатр, стаж работы которого по своей специализации составляет не меньше 3-х лет, прошел переподготовку по психотерапии. Принимать участие в оказании психотерапевтической помощи может социальный работник и медицинский психолог.В Номенклатуре медицинских услуг, которая утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13 октября 2017 г. № 804н, в разделе А, под номером 13 указана медицинская услуга «исследования и влияния на сознание и психическую сферу». Психотерапия указана в числе медицинских специальностей в разделе 5.2 «Классы раздела В» под номером 034. Согласно ранее действовавшей Номенклатуре медицинских услуг психотерапия (код 034) представляла собой комплекс медицинских вмешательств, которые направлены на профилактику, лечение и диагностику заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеют самостоятельное законченное значение.Вышеизложенное позволяет делать вывод о том, что психотерапия появилась и развивается именно в сфере медицины и, по сути, представляет собой комплекс медицинских услуг, которые оказывает врач-психотерапевт. Она может быть рассмотрена как разновидность ПММХ.Сущность предлагаемой психотерапии состоит в профессиональной медицинской помощи, которую оказывает психотерапевт, направленной на изменение мышления и поведения лица, которое совершило насильственное преступление, так, чтобы в будущем оно не совершало насилия. Прохождение курса психотерапии не должно быть связано с наличием у лица психического заболевания.Применение принудительных мер медицинского характера, которые уже закреплены в гл.15 УК РФ, является возможным: в отношении лиц, которые совершили преступление в состоянии невменяемости или ограниченной вменяемости; лиц, у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, которое делает невозможным исполнение или назначение наказания; вменяемых лиц старше 18 лет, которые совершили преступление против половой неприкосновенности лица, которое не достигло 14 лет, при этом страдают педофилией. Цель существующих принудительных мер медицинского характера - излечение психических заболеваний и предупреждение совершения новых преступлений. Психотерапия, которая назначается принудительно, направлена на недопущение усугубления психического состояния лица, которое обусловливает его преступное поведение, «перерастания» особенностей психического статуса в диагностируемое психическое заболевание, а также предупреждение совершения новых насильственных преступлений.Следовательно, правовой коллизии при определении конкретного вида ПММХ при разграничении психотерапии и других ПММХ не появляется.Прохождение курса психотерапии возможно на основе специализированных психоневрологических государственных медучреждений, в штат которых включены психотерапевты или в структуре которых есть психотерапевтические отделения (к примеру, в городских, областных психоневрологических диспансерах).Следующим, но не менее значимым и обсуждаемым в научных кругах, направлением специальной профилактики насильственных преступлений является вопрос о целесообразности возрождения нормы о принудительном лечении лиц, которые совершили преступление и страдают алкогольной, токсической или наркотической зависимостью. Связь насильственных преступлений с нахождением лиц, которые их совершают, в измененном состоянии психики, которое вызвано приемом психоактивных веществ и алкоголя, очевидна и доказана. Анализ комплексных судебных психолого-психиатрических экспертиз, которые содержатся в материалах уголовных дел о насильственных преступлениях средней и небольшой тяжести (истязаниях, побоях, жестоком обращении с несовершеннолетним, умышленных причинениях легкого вреда здоровью, жестоком обращении с животными), показал, что лица, которые совершили такие преступления, в 70% ситуаций злоупотребляли спиртными напитками в период, который предшествует совершению деликта, 83% находились в состоянии алкогольного опьянения в момент совершения преступления. По иным сведениям, к концу 2016 г. в РФ на учетах в медицинских организациях как представляющие опасность состояли 107356 лиц, больных алкоголизмом, и 71803 лица, которые страдают от наркотической зависимости. Каждое третье преступление в РФ совершено лицом, которое находится в состояниинаркотического или алкогольного опьянения.В связи с этим снова появляется вопрос о необходимости пересмотра существующей системы ПММХ. Достаточно диссонансно выглядит позиция законодателя, который отказался от принудительного лечения от алкоголизма, наркомании в числе других ПММХ ст. 97 УК РФ. При этом суд может возложить на условно осужденных лиц обязанность пройти курс лечения от алкоголизма, токсикомании и наркомании (ч. 5 ст. 73 УК РФ), а на лиц, которые были признаны больными наркоманией, которым назначено наказание, которое не связано с лишением свободы (помимо принудительных работ), - обязанность пройти лечение от наркомании и социальную и (или) медицинскую реабилитацию (ст. 72.1 УК РФ).Представляется, данный подход обусловлен не вполне убедительным предположением о том, что в условиях лишения свободы и недоступности алкоголя, психоактивных, наркотических веществ данные формы зависимого состояния «излечатся» сами собой. Во многом он связан с экономией финансовых средств, которые необходимы для организации принудительного лечения.В.М. Степашин подверг критике данные формы принудительного лечения алкоголизма, токсикомании и наркомании, отметив неясность их правовой природы, крайне ограниченную область применимости в отношении достаточно узкого круга осужденных, коллизионность их правового регулирования, настоятельно указывая на необходимость возвращения существовавшей ранее ПММХ - принудительного лечения наркомании и алкоголизма. Отметим, что реанимация нормы, которая предусматривает принудительное лечение наркомании и алкоголизма, в качестве ПММХ в условиях современной криминологической ситуации нужна, потому что имеет мощный потенциал в предупреждении насильственных преступлений.С учетом вышеизложенного автор считает необходимым внести нормы и поправки, которые устанавливают основания назначения ПММХ, предусмотрев возможность их применения к лицам:«страдающим алкоголизмом и совершившим преступление, токсикоманией, наркоманией, если совершенное преступление причинно-следственно связано со сведениями психофизиологическими зависимостями» (таким образом нужно изложить п. «г» ч. 1 ст. 97 УК РФ);п. «е» ч. 1 ст. 97 УК РФ дополнить фразой: «совершившим насильственное преступление и имеющим особенности психического статуса, которые заключаются в склонности к насильственным формам поведения, в силу которых они представляют опасность для себя и окружающих».Перечень ПММХ считаем нужным расширить при помощи включения в него нового вида - принудительного курса психотерапии у врача-психотерапевта (п. «д» ч. 1 ст. 99 УК РФ).ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, можно сделать следующие выводы.Автор считает, что предлагаемые дополнительные виды органично встраиваются в конструкцию института ПММХ, потому что, по сути, являются так называемыми мерами безопасности, которые направлены на недопущение новых преступлений со стороны субъектов, которые имеют психофизиологическую зависимость, психическое заболевание или особенности психического статуса, и вследствие этого повышенную предрасположенность к совершению новых уголовно наказуемых деликтов, методами лечения, а не формой реализации уголовной ответственности. Мощным превентивным потенциалом эти меры обладают в отношении насильственных преступлений, а корреляция их с соответствующим видом наказания может более эффективно влиять на виновных лиц.Для усиления противодействия насильственной преступности нужно провести обратную криминализацию «домашних» побоев, а дела рассматриваемой категории, также как и об умышленных причинениях легкого вреда здоровью без квалифицирующих признаков, отнести к категории дел частно-публичного обвинения.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКНормативно-правовые актыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».Федеральный закон от 07.02.2011 N3^3 (ред. от 02.12.2019) «О полиции» // СЗ РФ 2011. № 7. ст. 900.Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // СЗ РФ 2016. № 26 (Часть I), ст. 3851.Федеральный закон Российской Федерации от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (ред. от 01.10.2019) // СЗ РФ 2011. № 15. ст. 2037.Указ Президента от 1 марта 2011 г. «Вопросы Министерства внутренних дел» (ред. от 24.12.2018) //СЗ РФ 2011. № 10, ст. 1334.Указ Президента РФ от 21.12.2016 № 699 (ред. от 25.12.2019) «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // СЗ РФ 2016. № 52 (Часть V), ст. 7614.Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20 февр. 2019 г. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318543/ (датаобращения: 02.05.2022).Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 8 июля 2011 г. № 818 г. Москва «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // Российская газета 2011. - 26 августа.Учебная и научная литератураЖариков Ю.С., Ревин В.П., Малков В.Д., Ревина В.В. Криминология в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для академического бакалавриата. 2-е изд. - М.: Юрайт, 2017. - 242 с.Решетников А.Ю. Криминология: учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2017. - 166 с.Эминов В.Е. Причины преступности в России: криминологический и социально-психологический анализ. Монография. – М.: Инфра-М, 2015. - 128 с.Материалы периодической печатиБражников Д.А., Афанасьева О.Р., Коваленко В.И., Маликов С.В. Криминальная ситуация в Российской Федерации: состояние и тенденции // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2017. № 3(41).Варыгин А.Н., Матушкин П.А. Побои и истязания в структуре российской преступности // Проблемы правоохранительной деятельности. 2018. № 1.Кузьмин Ю.А. Проблема виктимизации населения России в современных условиях // NovaInfo.Ru. - 2017. - Т. 1. - № 59. - С. 355-359.ДиссертацииГриценко Т.В. Преступления, совершаемые с особой жестокостью, как объект криминологического исследования: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2016.Статистические данныеСтатистика: преступность в России. URL: https://ruxpert.ru/ (дата обращения: 02.05.2022).Число убийств в России в 2018 г. снизилось почти на 13% по сравнению с прошлым годом. URL: https://www.interfax.ru/ russia/644047/(дата обращения: 02.05.2022).Эксперты объяснили, почему в России стало меньше изнасилований. URL: https://dailyhype. ru/2018/11/14/eksperty-obyasnili-pochemu-v-rossii-stalo-menshe-iznasilovaniy.html (дата обращения: 02.05.2022).Статистика преступности в России за последние годы. URL: https://grazhdaninu. com/ugolovnoe-pravo/uroven-prestupnosti.html) (дата обращения: 02.05.2022).Эксперты озвучили дикую статистику о семейном насилии. URL: https://www.mk.ru/ social/2018/02/28/eksperty-ozvuchili-dikuyu-statistiku-o-semeynom-nasilii.html (дата обращения: 02.05.2022).«Маньяки переместились в семьи»: Ба-стрыкин раскритиковал декриминализацию домашнего насилия. URL: https://www.mk.ru/ politics/2018/02/06/manyaki-peremestilis-v-semi-bastrykin-raskritikoval-dekriminalizaciyu-domashnego-nasiliya.html) (датаобращения: 02.05.2022).О психотерапии и специалистах, занимающихся психотерапевтической деятельностью. URL: http://www.medpsy.ru/science/ science149.php (дата обращения: 02.05.2022).

I. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
2. Федеральный закон от 07.02.2011 N3^3 (ред. от 02.12.2019) «О полиции» // СЗ РФ 2011. № 7. ст. 900.
3. Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // СЗ РФ 2016. № 26 (Часть I), ст. 3851.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (ред. от 01.10.2019) // СЗ РФ 2011. № 15. ст. 2037.
5. Указ Президента от 1 марта 2011 г. «Вопросы Министерства внут-ренних дел» (ред. от 24.12.2018) //СЗ РФ 2011. № 10, ст. 1334.
6. Указ Президента РФ от 21.12.2016 № 699 (ред. от 25.12.2019) «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // СЗ РФ 2016. № 52 (Часть V), ст. 7614.
7. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20 февр. 2019 г. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318543/ (дата обращения: 02.05.2022).
8. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 8 июля 2011 г. № 818 г. Москва «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // Российская газета 2011. - 26 августа.

II. Учебная и научная литература
9. Жариков Ю.С., Ревин В.П., Малков В.Д., Ревина В.В. Криминология в 2 т. Том 1. Общая часть: учебник для академического бакалавриата. 2-е изд. - М.: Юрайт, 2017. - 242 с.
10. Решетников А.Ю. Криминология: учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2017. - 166 с.
11. Эминов В.Е. Причины преступности в России: криминологический и социально-психологический анализ. Монография. – М.: Инфра-М, 2015. - 128 с.

III. Материалы периодической печати
12. Бражников Д.А., Афанасьева О.Р., Коваленко В.И., Маликов С.В. Криминальная ситуация в Российской Федерации: состояние и тенденции // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2017. № 3(41).
13. Варыгин А.Н., Матушкин П.А. Побои и истязания в структуре российской преступности // Проблемы правоохранительной деятельности. 2018. № 1.
14. Кузьмин Ю.А. Проблема виктимизации населения России в совре-менных условиях // NovaInfo.Ru. - 2017. - Т. 1. - № 59. - С. 355-359.

IV. Диссертации
15. Гриценко Т.В. Преступления, совершаемые с особой жестокостью, как объект криминологического исследования: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2016.

V. Статистические данные
16. Статистика: преступность в России. URL: https://ruxpert.ru/ (дата обращения: 02.05.2022).
17. Число убийств в России в 2018 г. снизилось почти на 13% по сравнению с прошлым годом. URL: https://www.interfax.ru/ russia/644047/(дата обращения: 02.05.2022).
18. Эксперты объяснили, почему в России стало меньше изнасилований. URL: https://dailyhype. ru/2018/11/14/eksperty-obyasnili-pochemu-v-rossii-stalo-menshe-iznasilovaniy.html (дата обращения: 02.05.2022).
19. Статистика преступности в России за последние годы. URL: https://grazhdaninu. com/ugolovnoe-pravo/uroven-prestupnosti.html) (дата обращения: 02.05.2022).
20. Эксперты озвучили дикую статистику о семейном насилии. URL: https://www.mk.ru/ social/2018/02/28/eksperty-ozvuchili-dikuyu-statistiku-o-semeynom-nasilii.html (дата обращения: 02.05.2022).
21. «Маньяки переместились в семьи»: Ба-стрыкин раскритиковал де-криминализацию домашнего насилия. URL: https://www.mk.ru/ poli-tics/2018/02/06/manyaki-peremestilis-v-semi-bastrykin-raskritikoval-dekriminalizaciyu-domashnego-nasiliya.html) (дата обращения: 02.05.2022).
22. О психотерапии и специалистах, занимающихся психотерапевтиче-ской деятельностью. URL: http://www.medpsy.ru/science/ science149.php (дата обращения: 02.05.2022).

Вопрос-ответ:

Какие основные направления предупреждения насильственных преступлений и хулиганства?

Основные направления предупреждения насильственных преступлений и хулиганства включают: развитие социальной сферы, воспитание гражданской ответственности, создание безопасной городской среды, профилактическую работу с лицами, склонными к насилию, и совершенствование правоохранительной деятельности.

Какую роль играют органы внутренних дел в предупреждении насильственных преступлений и хулиганства?

Органы внутренних дел играют важную роль в профилактике насильственных преступлений и хулиганства. Они осуществляют оперативно-розыскную и предупредительную работу, разрабатывают меры по обеспечению общественной безопасности, проводят профилактические мероприятия с населением, осуществляют координацию деятельности различных органов и общественных организаций в борьбе с преступностью.

Какие методы предупреждения насильственных преступлений и хулиганства используются органами внутренних дел?

Органы внутренних дел используют различные методы для предупреждения насильственных преступлений и хулиганства. Они проводят оперативно-розыскную работу, организуют профилактические брифинги и семинары, используют социально-психологические методы воздействия на лиц, склонных к насилию, проводят обзоры и анализ преступной ситуации, разрабатывают меры по улучшению общественной безопасности.

Что включает анализ профилактики насильственных преступлений и хулиганства?

Анализ профилактики насильственных преступлений и хулиганства включает изучение преступной ситуации, выявление основных причин и условий, способствующих совершению данных преступлений, анализ эффективности применяемых мер по предупреждению преступлений и оценку результатов проводимой профилактической работы.

Какие основные направления предупреждения насильственных преступлений и хулиганства?

Основные направления предупреждения насильственных преступлений и хулиганства включают различные меры и активности, такие как социальные, воспитательные, профилактические и правовые. К ним относятся: работа с молодежью, образование и пропаганда норм морали и права, организация общественного надзора и сотрудничество с гражданами, повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и другие.

Какую роль играют органы внутренних дел в профилактике насильственных преступлений и хулиганства?

Органы внутренних дел имеют важную роль в профилактике насильственных преступлений и хулиганства. Они обеспечивают общественную безопасность, проводят оперативно-разыскную деятельность, устанавливают и разрушают связи преступников, предотвращают и пресекают правонарушения, осуществляют контроль за исполнением законов и принимают меры по их соблюдению.

Какие конкретные меры предпринимаются органами внутренних дел для предупреждения насильственных преступлений и хулиганства?

Органы внутренних дел принимают ряд мер для предупреждения насильственных преступлений и хулиганства. Они проводят профилактические беседы с населением, осуществляют патрулирование улиц, контролируют массовые мероприятия, участвуют в профилактической работе с молодежью, разрабатывают и реализуют специальные программы по снижению преступности.

Каковы теоретические основы предупреждения насильственных преступлений и хулиганства?

Теоретические основы предупреждения насильственных преступлений и хулиганства включают изучение причин и условий их возникновения, анализ факторов, влияющих на преступность, разработку мер и методов профилактики, а также применение правовых норм и наказаний для лиц, совершающих подобные преступления.

Какие основные направления предупреждения насильственных преступлений и хулиганства?

Основные направления предупреждения насильственных преступлений и хулиганства включают укрепление правопорядка, социальную реабилитацию, профилактику отрицательного влияния среды, развитие системы раннего предупреждения и контроля.