по произведению Толстого "Смерть Ивана Ильича" - Почему вполне обычная жизнь Ивана Ильича была "самая ужасная"

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Литература
  • 10 10 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 17.03.2010
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение
Глава 1. Философские представления Л.Н.Толстого о смерти
Глава 2. «Смерть Ивана Ильича» как иллюстрация пагубности отступления человека от принципа «разумной жизни»
Заключение
Список литературы



Фрагмент для ознакомления

Эти конфликты и противоречия писатель переносит в сферу внутренних переживаний героя, который в исключительной ситуации психической трансформации (ожидание смерти) по-новому осмысливает свою прежнюю жизнь.
Возвышенное состояние души перед смертью - один из любимых мотивов Толстого. Все заботы писателя направлены на то, чтобы создались условия для естественного проявления этого чувства. Главное из них - оградить героя от безумия ужаса, потому что слишком был бы неожидан переход от него к «просветлению». (Это происходит и в «Смерти Ивана Ильича»). Толстой часто использует мелкие подробности, если надо показать, что герой произведения не обладает большой духовной силой, в трудную минуту пытается чем-то себя одурманить. Но в исключительной ситуации он находит в себе силы и возвышается духовно над действительностью, над обществом. В повести «Смерть Ивана Ильича» представители общества группируются, потому что вместе представляют одно целое. Выражение лиц, звуки голосов, обычные слова - все это разоблачает общество, которое кажется себе и другим образцом участия и доброты, а на самом деле равнодушно и бессердечно (это и есть бытовая определенность по С.А.Ломакиной) [4, c. 74].
Толстой, осуждающий Ивана Ильича за малодушие перед лицом смерти («Что такое смерть? Смерть сон. Чего же его бояться, когда это отдых, перемена жизни? Мы видим, как всё засыпает и пробуждается. И помним пробуждение и ждём усыпления» [4, с. 125]), тем не менее полон здесь сочувствия к живому, жаждущему жить и любящему жизнь человеку. И как результат такого отношения, напряжение в примиренной ситуации достигает высшей точки. Изображение страданий Головина исполнено подлинного трагизма. Рисуя картины этих страданий, художник как бы взывает к людям, напоминая им, что равнодушие человека к человеку порождает ужас одиночества на краю гибели. Герой в своем одиночестве осознаёт, что вся его жизнь прошла «не так», что она была заблуждением, что основы её были несправедливыми.
















Заключение

Жизнь, по Л.Н.Толстому, - служение во благо другим людям на основе любви, смерть – переходное состояние человека от бренности жизни к приобщению к истине.
Смерть Ивана Ильича была единственным способом прекращения страданий, причиной которых было отсутствие любви, а также расплатой за то, что вся «сознательная жизнь» его «было не то», чем она могла бы быть. На примере жизни и смерти Ивана Ильича Л. Толстой продемонстрировал всю пагубность для человека его отступления от закона «разумной жизни».
По словам критика С.А.Андреевского, «…смерть Ивана Ильича есть одна голая болезнь, одно безысходное мучение тела. Это мучение, подобно картинам ада на монастырских воротах, выведено с умыслом и с угрозою перед читателями для того, чтобы он устраивал свою жизнь, в ожидании подобного конца, не так мелко и поверхностно, как Иван Ильич" [2, c. 17].















Список литературы

Волохова Н.В. "Путь смерти" Л.Н. Толстого : (категория смерти в его религиозно-нравственной философии) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. - 2000. - № 3. - С. 84-98
Жиглий Ю.В. С.А. Андреевский о проблемах жизни и смерти в творчестве Л.Н. Толстого // Молодой Л.Н. Толстой : сб. докл. Всерос. науч. конф. (2-5 окт. 2002 г.) / сост. Л.Е. Бушканец. – Казань, 2002
Карако П.С. Феномен смерти и бессмертия человека в творчестве Л.Н. Толстого (к 180-летию со дня рождения Л.Н. Толстого) // Философия и социал. науки. – 2008. - № 4. – С.21-24
С.А.Ломакина Формы выражения авторской в повестях «позднего» Л.Н.Толстого// Жанрологический сборник. – Выпуск 1. – Елец: ЕГУ имени И.А. Бунина, 2004. – С.66-79.
Все ссылки на сочинения Л.Н. Толстого даются в тексте по изданию: Толстой Л.Н. Поли. собр. соч.: В 90 т. М.; Л., 1935—1958. (Первая арабская цифра обозначает том, вторая — страницу.)












10

Список литературы

1.Волохова Н.В. "Путь смерти" Л.Н. Толстого : (категория смерти в его религиозно-нравственной философии) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. - 2000. - № 3. - С. 84-98
2.Жиглий Ю.В. С.А. Андреевский о проблемах жизни и смерти в творчестве Л.Н. Толстого // Молодой Л.Н. Толстой : сб. докл. Всерос. науч. конф. (2-5 окт. 2002 г.) / сост. Л.Е. Бушканец. – Казань, 2002
3.Карако П.С. Феномен смерти и бессмертия человека в творчестве Л.Н. Толстого (к 180-летию со дня рождения Л.Н. Толстого) // Философия и социал. науки. – 2008. - № 4. – С.21-24
4.С.А.Ломакина Формы выражения авторской в повестях «позднего» Л.Н.Толстого// Жанрологический сборник. – Выпуск 1. – Елец: ЕГУ имени И.А. Бунина, 2004. – С.66-79.
5.Все ссылки на сочинения Л.Н. Толстого даются в тексте по изданию: Тол¬стой Л.Н. Поли. собр. соч.: В 90 т. М.; Л., 1935—1958. (Первая арабская цифра обозначает том, вторая — страницу.)

Две смерти: князь Андрей и Иван Ильич

Две смерти: князь Андрей и Иван Ильич

Ранчин A. M.

Изображая смерть князя Андрея Болконского на страницах "Войны и мира", Толстой обращается к банальным на первый взгляд, из метафоры "жизнь-сон" и "смерть — пробуждение". В виде чеканной формулы первая из двух метафор, заданный в названии драмы П. Кальдерона, Один из ее героев, король Басилио, заключает свой монолог словами: "<...> В этом мире каждый, // Живя, лишь спит и видит сон" (Кальдерон на Лодке П. Драмы: в 2 кн. / На. К. Бальмонта; Ed. подгот. Н. И. Балашов и далее, макогоненко. М., 1989. (Серия "Литературные памятники"). Кн. 2. S. 45 (хорнада 2, сцена 1)), а его сын принц Сехисмундо развертывает этот тезис, сплетая обе метафоры:

Жить значит спать, быть в этой жизни —

Жить сновиденьем каждый час.

Мне-опыт, заявляет:

Мы здесь до пробужденья мы спим.

(там же. S. 89 (хорнада 2, сцена 19)

Действительно, эти иносказания принадлежат "общественные места", к литературной и культурной теме, однако, их реализация и функции в толстовском тексте не банальны.

Тяжелораненый Болконский видит сон, в котором ему представляется смерть (страшное и безликое "оно"), пытающаяся войти в дверь, на который смертью тщетно пытается затворить: "Он видел во сне, что он находится в той же комнате, в которой он лежал в действительности, но что он не ранен, а здоров. Много разных лиц, ничтожных, равнодушных, являются перед князем Андреем. Он говорит с ними, спорит о чем-то ненужном. Они сбираются ехать куда-то. Князь Андрей смутно напоминает, что все это, что он есть и другие, важнейшие заботы, но продолжает говорить, удивляя их, как пустые, остроумные слова. Понемногу, незаметно все эти лица начинают исчезать, и все заменяется одним вопросом о затворенной двери. Он поднимается и идет к двери, чтобы отодвинуть задвижку и запереть ее. Потому что он сможет или не успеет запереть ее, зависит все. Он идет, спешит, ноги его не двигаются, и он знает, что не успеет запереть дверь, но все-таки болезненно напрягает все силы. И мучительный страх охватывает его. И этот страх есть страх смерти: за дверью стоит она. Но, в то же время, он бессильно-неловко подползает к двери, это что-то ужасное, с другой стороны, уже, раздвигая, разрывая в нем. Что-то не человеческое — смерть — разрыв в дверь, и, чтобы сохранить его. Он ухватывается за дверь, напрягает последние усилия — запереть уже нельзя — хоть удержать; но силы его слабы, неловки, и, надавливаемая ужасным, дверь отворяется и опять затворяется.