- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления
Они сплотились и жили едиными чувствами печали об ушедшем в тихие поля Александре Арамовиче и тревоги о Серго…»[1, с. 23].Рассказ «Капустное чудо» из сборника «Детство сорок девять»[5]. повествует о страшной истории, которая случилась с двумя девочками-сестренками: Дусей и Ольгой, которых их приемная бабушка, старуха Ипатьева отправила покупать капусту. Эта история страшна была и для бабушки, и для девочек, но ее разрешением явилась переоценка ценностей, осознание. Старуха Ипатьева «усыновила»двух приемных внучек поневоле,так как умерла ее сестра и у девочек не осталось никого из близких. Девочки из деревни были тихими, дичились городских ребят, выполняли работу по дому. Однажды Ипатьева отправила их за капустой, а десять рублей, на которые надо было ее купить, потерялись. В отчаянии девочки бродили по улицам, боясь вернуться домой ни с чем. А старуха Ипатьева сбилась с ног, потеряв своих приемных внучек. Отчаявшись их разыскать, Ипатьева поняла, как девочки ей дороги. «Куда они без меня, а я без них»[5, с.9], - переживала пожилая женщина. Этот образ женщины, матери по своей природе, матери в высоком смысле слова, проходит через все произведения Улицкой.В рассказе «Дар нерукотворный»[1]. Улицкая показывает совсем другую сторону жизни, можно сказать ее изнанку. Пять девочек, учениц третьего класса, узнают о том, что в музее находится вышитый портрет товарища Сталина, отправленный в дар музею от некой Колывановой, безрукой девочки. Движимые любопытством и чувством собственного благородства, никогда не соприкасавшиеся с суровой действительностью жизни, девочки мечтают познакомиться с героиней, вышившей такой чудный портрет. Но действительность, с которой они сталкиваются при встрече с Тэ.Колывановой опускает их на землю. Это первое соприкосновение с изнанкой жизни, когда человек впервые видит жизнь не только с красивой стороны, когда рушатся первые идеалы. Данный этап является важным в становлении каждойличности и не минует его никто. Психологи называют данный феномен «утратой невинности», в смысле утраты невинного восприятия мира, его идеализации. Они считают, что с такого момента у человека начинается взросление,начинает происходить расставание с детским идеализированным восторженным восприятием мира, что, конечно же, печально, так как детская восторженность перед жизнью неоценима. Иногда, если ее удается в душе пронести через всю жизнь, это свойство души дает взрослому человеку возможность по-детски ярко воспринимать жизнь. Улицкая показывает читателю безрукую Тамару Колыванову, показывает, как человек вынужден бороться за свое существование, приспосабливаться, становясь где-то циничным, где-то озлобленным на жизнь с ее несправедливостью. Девочки впервые узнают, что жизнь может быть недоброй к людям и некрасивой. Так происходит взросление. Образ — Тамары Колывановой- этоженский образ, который ложится в «пазл» системы женских образов, созданных Людмилой Улицкой, наравне с образомБекерихи в рассказе «Подкидыш». Страшная Бекериха, которой сестра Виктория пугает в письмеГаяне – на самом деле несчастный человек. «Злая судьба послала ее на каторгу за немецкую фамилию прадеда... потом со скучной методичностью забрала мужа. Мать, сестру и трехлетнюю дочку, а напоследок еще сделала ее ужасным пугалом десятилетней девочки …»[1, с.62].Сломлена жизнью и Маргарита, мама девочек, замкнулась в себе. Это бегство внутрь себя от жизни, которое показывает Улицкая – возможный печальный исход. Писательница не украшает жизнь радужными красками, она скорее их сгущает, как-бы предупреждая: человек – он живой, он может и не выдержать, сдаться. Да это тяжело, больно, плохо, но у жизни есть и такая сторона. Но всегда писательница, в противовес женской сломленности, приводит пример стойкости. Дуализм, вечная тема двойственности. Две девочки-близнецы: одна впечатлительная, другая отважная. Одна выдумщица, другая слушательница. Одна всего боится, ее богатое воображение рисует ей страшные образы, а богатая фантазия второй делает из нее инициатора всяческих начинаний. Борьба, соперничество сестер сопровождает их формирование, как личностей, личностей будущих женщин.Наверное, прием контрастаиспользуется Улицкой для того, чтобы более ценились образы женщин стойких, верных, тех, которые находят в себе силы не просто преодолевать трудности жизни, а и отвечать за других, нести ответственность, выполнять свой долг, любить безоглядно и беззаветно. Вот такие женские образы, обладающие цельностью натуры, отстаивающих свои принципы, и являются истинно женственными в своей чистоте. Такие характеры и считает писательница Людмила Улицкая достойными примера и подражания, настоящими женскими характерами с их нелегкими, и тем самым, наверное, интересными, трудными и счастливыми судьбами. Счастливыми свой нужностью, верностью предназначению, цельностью.Список литературы:Абдуллина А.Ш., Латыпова Е.Э. Женские образы в прозе Л. Улицкой [Текст]// Россия Вестник Челябинского государственного университета Филологические науки: 2012 год. № 3 (399). Выпуск 105. Стр. 7-14.Мифологизм в литературе XX века. Лекция:https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/mifologizm_Пушкарь Г.А. Гендерное своеобразие русской женской прозы рубежа XX-XXI веков [текст]// Вестник Ставропольского государственного университета. 2007. № 50. с. 242-248.Улицкая Л.Е. Девочки, сборник:https://readingbooks.site/read/index.php?..Улицкая Л.Е. Детство сорок девять, сборник:https://readingbooks.site/read/index.php?..Улицкая Л.Е. Медея и её дети:https://readingbooks.site/read/index.php?page
1. Абдуллина А.Ш., Латыпова Е.Э. Женские образы в прозе Л. Улицкой [Текст]// Россия Вестник Челябинского государственного университета Филологические науки: 2012 год. № 3 (399). Выпуск 105. Стр. 7-14.
2. Мифологизм в литературе XX века. Лекция: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/mifologizm_
3. Пушкарь Г.А. Гендерное своеобразие русской женской прозы рубежа XX-XXI веков [текст]// Вестник Ставропольского государственного университета. 2007. № 50. с. 242-248.
4. Улицкая Л.Е. Девочки, сборник: https://readingbooks.site/read/index.php?..
5. Улицкая Л.Е. Детство сорок девять, сборник: https://readingbooks.site/read/index.php?..
6. Улицкая Л.Е. Медея и её дети: https://readingbooks.site/read/index.php?page
Вопрос-ответ:
Что происходит в рассказе "Капустное чудо"?
В рассказе рассказывается история о двух девочках, Дусе и Ольге, которых их приемная бабушка отправила покупать капусту. Но что-то страшное случилось по дороге...
Какую роль играют женские образы в рассказах Л. Улицкой?
Женские образы в рассказах Л. Улицкой играют важную роль. Они сплотились и живут едиными чувствами печали об ушедшем и тревоги о Серго. Через них автор передает свои мысли о мире и жизни.
Кто такие Дуся и Ольга?
Дуся и Ольга - это две девочки, главные героини рассказа "Капустное чудо". Они были отправлены своей приемной бабушкой купить капусту, но на пути случилась страшная история.
Какие ценности были переоценены в рассказе "Капустное чудо"?
В рассказе "Капустное чудо" было произведено переоценка ценностей. Главные героини, Дуся и Ольга, поняли, что важнее всего - это жизнь и здоровье, а не капуста или материальное благополучие.
Какова основная идея рассказа "Капустное чудо"?
Основная идея рассказа "Капустное чудо" заключается в том, что жизнь и здоровье - главные ценности, которые необходимо беречь и ценить. Дуся и Ольга научились это понимать через страшные события, случившиеся с ними.
Какой смысл несут женские образы в рассказах Л. Улицкой "Они сплотились и жили едиными чувствами печали об ушедшем в тихие поля Александре Арамовиче" и "тревоги о Серго"?
В рассказах Л. Улицкой женские образы несут смысл единства, солидарности и жизненной силы. Женщины в этих рассказах проявляют высокую проницательность, мудрость и способность к преодолению трудностей. Они сплотились и поддерживают друг друга в тяжелых ситуациях, что символизирует непоколебимость и силу женского духа.
Какие эмоции испытывают женские персонажи в рассказе "Капустное чудо"?
Женские персонажи в рассказе "Капустное чудо" испытывают страх и тревогу. Сестренки Дуся и Оля оказываются в страшной ситуации, когда их бабушка посылает их покупать капусту, а они оказываются среди насекомых и мертвых тушек животных. Они испытывают настоящий ужас и страшное ощущение безвыходности. Таким образом, эмоции женских персонажей в этом рассказе передают читателю атмосферу страха и тревоги.
Какое значение имеет переоценка ценностей в рассказе "Капустное чудо"?
Переоценка ценностей в рассказе "Капустное чудо" имеет большое значение. Персонажи, особенно девочки Дуся и Оля, осознают, что ценности, которым они ранее придавали большое значение (например, страх и тревогу), на самом деле являются незначительными и вспомогательными. Главное они понимают то, что истинные ценности - это единство, любовь и поддержка друг друга, сила семьи. Таким образом, переоценка ценностей в рассказе помогает героиням ощутить настоящую силу и счастье.
Какие черты характера проявляют женщины в рассказах Л. Улицкой?
Женщины в рассказах Л. Улицкой проявляют такие черты характера, как смелость, настойчивость, решительность и душевная сила. Они не поддаются трудностям и несмотря на жизненные испытания и разочарования, они всегда ищут выход и борются за свое счастье. Женщины в рассказах Л. Улицкой являются образцом стойкости и энергии.
О чем рассказывает рассказ "Капустное чудо" Л. Улицкой?
Рассказ "Капустное чудо" из сборника "Детство сорок девять" рассказывает о страшной истории, которая случилась с двумя девочками-сестренками Дусей и Ольгой, которых их приемная бабушка, старуха Ипатьева, отправила покупать капусту. В этой истории происходит переоценка ценностей и осознание жизненных уроков.