Методика логопедической работы с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи (на примере глухих звуков [ш])
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 28 + 28 источников
- Добавлена 12.06.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Проблема развития фонетико-фонематической стороны речи в современной психолого-педагогической литературе 5
1.1. Развитие фонетико-фонематической стороны речи в норме 5
1.2. Характеристика речи детей с ФФНР 10
1.3. Анализ программы обучения и воспитания детей с ФФНР 14
Глава 2. Особенности речи детей с ФФНР 19
2.1 Методика обследования речи детей с ФФНР 19
2.2. Описание результатов обследования 20
Глава 3. Методические рекомендации по развитию речи детей с ФФНР 26
Заключение 30
Список литературы 31
Приложение 1……………………………..……………………………………..32
Приложение 2……………………………………………………………………34
Приложение 3………………………………………………………………..…..35
С фонематическим слухом, т.е. способностью слышать и различать звуки родного языка в ходе речи, связано фонематическое восприятие, т.е. звуковой анализ, который характеризуется способностью определять наличие или отсутствие звука в речи.слово, место звука в слове, последовательность звуков и их количество.Низкий уровень самого фонематического восприятия (Алена К., Кирилл О., Максим С., Егор Б.) наиболее ярко выразился в следующем:а) диффузное различение на слух фонем в своей речи и в речи другого лица (преимущественно глухие - звонкие, свистящие - свистящие, твердые - мягкие, свистящие - свистящие - аффрикаты и т. д.);б) неготовность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;в) трудности в анализе звукового состава речи.У детей с фонемато-фонематическими нарушениями речи существует определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т. е. чем больше количество неоформленных звуков, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда существует точное соответствие между произношением и восприятием звуков.Так, например, ребенок может искаженно произнести 6 звуков (например: Кирилл О.), но на слух не может различить большее количество и разные группы.Рассмотрим специфику изучения слоговой структуры слова. Учитывая, что у детей с ФФНР могут быть недостатки в произношении многосложных слов с разным звуковым содержанием, при обследовании детям предлагалось назвать ряд действий, изображенных на рисунках, например: Сантехник чинит водопроводную трубу. Гимнасты выступают под куполом цирка. Ткачиха ткет ткань. Мотоциклисты ездят на мотоциклах. Фотограф снимает детей и т.д. Затем дети повторяют такие слова, как: коврик, дверь, снеговик, регулировщик, сковородка, скатерть, троллейбус и др. (предлагаемые фото назывались несколько раз подряд). Обследование слоговой структуры слова представлено в таблице 3.Таблица 3Результаты обследования слоговой структуры словаИ.Ф ребенкаАнализ слоговой структуры словаАлена К.СреднийАртем Е.СреднийЕгор Б.НизкийКатя К.НизкийКирилл О.НизкийМаксим С.СреднийПолина С.СреднийКак видно из таблицы 3, у 4 детей средний уровень умения анализировать слоговую структуру слова, у 3 низкий.Для низкоуровневых детей характерен нечеткий и неустойчивый звуковой строй речи. Возможна артикуляция простых звуков для замены отсутствующих звуков. Во многих случаях дети не могут правильно воспроизвести слоговую структуру сложных слов.Дети среднего уровня умеют воспроизводить односложные и двусложные слова, состоящие из прямых слогов. Некоторые затруднения вызывает произношение одно- и двусложных слов со схождением согласных в слоге, а также трехсложных. Многосложные конструкции можно сокращать.Таким образом, на основании полученных данных выявлена необходимость разработки методических рекомендаций по развитию речи у детей с ФФНР.Глава 3.Методические рекомендации по развитию речи детей с ФФНРПреодоление фонетического и фонематического недоразвития достигается целенаправленной работой по коррекции звуковой стороны речи и нарушений фонетического и фонематического языка.К основным задачам тренинга относятся:1. Интенсивная работа по развитию понимания речи, направленная на различение форм слов;2. Развитие элементарных форм устной речи на основе уточнения и расширения словарного запаса, практического усвоения простых грамматических категорий;3. Овладение правильным произношением и различением звуков, формирование ритмико-слоговой структуры слова. Материалом для обогащения детской речи является окружающая действительность, изучение которой происходит на основе тематического цикла. Уточняются и накапливаются конкретные понятия, формируется субъективное соотношение слова, выделение и называние действий, признаков и называние действий, признаков, качеств и т. д.Преодоление фонетического и фонематического недоразвития достигается целенаправленной логопедической работой по коррекции звуковой стороны речи, фонематического недоразвития и обучением навыкам звукоанализа (старшая группа)Система обучения и воспитания дошкольников с фонетико-фонематическими нарушениями речи включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте.Дети с фонетической и фонематической недоразвитостью должны приобрести тот объем базовых знаний, навыков и умений, который затем необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.Логопедическая работа включает в себя тренировку навыков произношения, развитие фонематического восприятия, тренировку навыков звукового анализа и синтеза слов.Коррекционное обучение также дает определенный объем экологических знаний и достаточный объем словарного запаса, речевых навыков и умений, которыми необходимо овладеть детям этого возраста.На материале осуществляется правильное произношение звуков:• развивать внимание к морфологическому строению слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;• обучение детей умению правильно составлять простые общеупотребительные и сложные предложения, использовать в связной речи разные конструкции предложений;• развитие связной речи, работа над рассказом, рассказывание с постановкой какой-либо коррекционной задачи;• развитие словарного запаса детей путем привлечения вниманияк способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;• развитие произвольного внимания и памяти.Осуществляя коррекционное обучение детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи, логопед должен учитывать закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме, которые формируются постепенно развивающейся дифференциацией в сфере выделения характерного признака.особенности звуков речи.Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется точной организацией пребывания детей в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, слаженностью и взаимодействием всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, ребенка, воспитателя, родитель.Организация деятельности участников коррекционного процесса в течение года определяется задачами рабочей программы.Логопедический осмотр проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Логопедическая подгруппа и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября по 15 мая.Количество занятий с каждым ребенком: 2-3 раза в неделю (индивидуальные и фронтальные). Всего предусмотрено 33 подгрупповых занятия, включая каникулярные. Распределение занятий по развитию речи, проводимых в течение недели, должно соответствовать требованиям максимальной учебной нагрузки ребенка в дошкольном образовательном учреждении, определяемой СанПиНами № 2.4.1.-1249-03.Работа по формированию фонематического восприятия включает: узнавание неречевых звуков, различение одинаковых звуковых комплексов по высоте, силе и тембру; различать слова, близкие по составу; дифференциация слогов и фонем).На основе отточенных произносительных навыков осуществляются простейшие формы фонематического восприятия, т. е. умение слышать данный звук (среди других звуков); определить наличие данного звука в слове.Дифференциации звуков на всех этапах обучения уделяется большое внимание. Каждый звук после достижения его правильного произношения сопоставляется на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками (1-й этап дифференциации). В дальнейшем, после овладения артикуляцией второго из пары взаимозаменяемых звуков в речи, дифференциация производится не только на слух, но и в произношении (2-й этап дифференциации).Система обучения предсказывает определенное соответствие между изучаемыми звуками и определенными формами анализа. В определенной последовательности выполняются упражнения, подготавливающие детей к обучению чтению и письму - сначала это выделение отдельных звуков слов, затем анализ и синтез простейших односложных слов.Развитие фонематического слуха осуществляется по следующему плану:1. Формирование действия по выделению звука на фоне слова (есть в слове определенный звук или отсутствует).2. Формирование действия по выделению звука из начала и конца слова (в вопросах: «Какой первый звук слова? Какой последний звук слова?»)3. Выделение ударной гласной в слове.4.Определение места звука в слове (после какого звука в слове слышится звук?Перед каким?)(Приложение 2).На подгрупповых занятиях по формированию фонетической стороны речи используются наглядные обозначения гласных и согласных звуков, так как дети с фонетико-фонематической недоразвитостью речи нуждаются в дополнительной слуховой и зрительной поддержке при обучении навыкам звукоанализа.ЗаключениеОбобщение результатов теоретического анализа литературно-логопедической работы по изучению языка дошкольников с ФФНР позволяет сделать вывод об актуальности исследования.В ходе работ были достигнуты цель и задачи, а именно:1. Изучена проблема развития фонетико-фонематического аспекта речи в современной психолого-педагогической литературе;2. Проведено экспериментальное исследование фонетико-фонетического расстройства речи у детей, проанализированы результаты экспериментального исследования;3. Разработаны методические рекомендации по развитию речи у детей с ФФНР.Экспериментальное изучение фонетико-фонетических нарушений речи у детей показало:у 4 детей выявлено отсутствие звуков [л], [л'], [р], [р'], у 5 детей – искажение звуков [з], [з'], [ж], [с], [с'], [р], [р'] [ц], [ш], [л], [л'], у 2 дошкольников обнаружена замена звуков, у одного ребенка – смешение звуков [в], [ф].у 3 детей выявлен средний уровень фонематического слуха, у остальных – низкий.у 4 детей средний уровень умения анализировать слоговую структуру слова, у 3 низкий.Таким образом, на основании полученных данных была выявлена необходимость разработки методических рекомендаций по развитию речи у детей с ФФНР.Список литературыАкименко В. М. Новые логопедические технологии : метод.субсидия / В. М. Акименко. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 105 с.Алябьева, Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения : методика.субсидия / Е. А. Алябьева. - М. : СФЕРА, 2006. - 64 с.Аманатова, М. М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях / М. М. Аманатова // Логопедия. 2007. - № 1. - С. 27-34.Архипова Е. Ф. Ранняя диагностика и коррекция пороков развития. Первый год жизни ребенка / Е. Ф. Архипова. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2012. – 34 с.Архипова, Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии / Е. Ф. Архипова. - М.: Астрель, 2008. - 128 с.Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюков. - М.: Просвещение, 1964. - 91 с.Бушлякова, Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергетической пластикой / Р. Г. Бушлякова. - М.: Изд-во «Энфанс-Пресс», 2011. - 240 с.Волкова Л. С. Логопедия.методологическое наследие. В 5 кн. Книга. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи / Л.С. Волков. - М. :Владос, 2004. - 360 с.Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - Санкт-Петербург. : Союз, 1997. - 224 с.Гвоздев А. Н. Вопросы для изучения детской речи. - М.: Огни, 2006. - 237 с.Гвоздев, А.Н. Вопросы по изучению речи детей / А.Н. Гвоздев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 471 с.Жинкин, Н. И. Речь как информатор / Н. И. Жинкин. - М.: Наука, 1982. - 159 с.Золотухина, И. П. К вопросу о педагогическом моделировании здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения / И. П. Золотухина // Совет ректоров. - М.: ООО "Образование 3000", 2013.-Ивчатова, Л. А. Су-Джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми / Л. А. Ивчатова // Логопед. - 2010 г. - № 1. - С. 36-38.Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии: учеб.дополнение / изд. РЭ Левин. – М.: Альянс, 2013. – 368 с.Мастюкова, Е. М. Нарушения речи у детей с детским церебральным параличом: кн. для логопеда / Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова. - М.: Просвещение, 1985.- 211 с.Матвеева А.С. Буквы и звуки. Развитие речи. 4-5 лет / А. С. Матвеева, Н. Н. Яковлева. – М.: АСТ, 2017. – 336 с.Основы логопедической практики со звукопроизношением: учеб.инструкция заколки. пед. Среда.учёбы, институты / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Кутепова; изд. ТЕЛЕВИДЕНИЕ. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 412 с. 27.Основы логопедической терапии со звукопроизношением Практикум: Учеб.стипендия для студентов. средний пед. исследования, институты / М.Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова _1_; изд. ТЕЛЕВИДЕНИЕ. волосовец. – М.: Редакция Центра «Академия», 2002. – 412 с. № 6. - С. 73–76.Филичева Т. Б. Дети с фонетико-фонематической недоразвитостью. Воспитание и обучение / метод обучения.пособие для логопедов и педагогов / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2000. - 80 с.Фомичева, М. Ф. Воспитание правильного произношения у детей / М. Ф. Фомичева. - М.: Просвещение, 1971. - 240 с.Хватцев, М. Е. Логопедия: книга для учителя.и шпилька. высший пед. учебник учреждения. Книга 1 / М. Е. Хватцев. - М.: ГИЗ ВЛАДОС, 2009. - 272 с.Цвирко, О.Ю. Формирование произношения и коррекция нарушений звукопроизношения у детей / О.Ю. Цвирко. - Барнаул: 2018. - С. 6.Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсаторного типа для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2016.Чиркина, Г. В. Методика обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Г. В. Чиркина. - М. : АРКТИ, 2003. - 240 с.Чиркина, Т. В. Основы логопедической работы с детьми / Т. В. Чиркина. - М. : ЛИТУР, 2007. - 24 с.Шишкова, С.Ю. Надпись. В школу с радостью: коррекция и развитие письменной и устной речи. От 5 до 14 лет / С.Ю. Шишков. – М.: АСТ, 2019. – 192 с.Ястребова, А. В. Хочу в школу: Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи у детей / А. В. Ястребова, О. И. Лазаренко. - М. : АРКТИ, 1999. - 136 с.
Список литературы
1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии : метод. субсидия / В. М. Акименко. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 105 с.
2. Алябьева, Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения : методика. субсидия / Е. А. Алябьева. - М. : СФЕРА, 2006. - 64 с.
3. Аманатова, М. М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях / М. М. Аманатова // Логопедия. 2007. - № 1. - С. 27-34.
4. Архипова Е. Ф. Ранняя диагностика и коррекция пороков развития. Первый год жизни ребенка / Е. Ф. Архипова. – М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2012. – 34 с.
5. Архипова, Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии / Е. Ф. Архипова. - М.: Астрель, 2008. - 128 с.
6. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюков. - М.: Просвещение, 1964. - 91 с.
7. Бушлякова, Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергетической пластикой / Р. Г. Бушлякова. - М.: Изд-во «Энфанс-Пресс», 2011. - 240 с.
8. Волкова Л. С. Логопедия. методологическое наследие. В 5 кн. Книга. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи / Л.С. Волков. - М. : Владос, 2004. - 360 с.
9. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - Санкт-Петербург. : Союз, 1997. - 224 с.
10. Гвоздев А. Н. Вопросы для изучения детской речи. - М.: Огни, 2006. - 237 с.
11. Гвоздев, А.Н. Вопросы по изучению речи детей / А.Н. Гвоздев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 471 с.
12. Жинкин, Н. И. Речь как информатор / Н. И. Жинкин. - М.: Наука, 1982. - 159 с.
13. Золотухина, И. П. К вопросу о педагогическом моделировании здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения / И. П. Золотухина // Совет ректоров. - М.: ООО "Образование 3000", 2013.-
14. Ивчатова, Л. А. Су-Джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми / Л. А. Ивчатова // Логопед. - 2010 г. - № 1. - С. 36-38.
15. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии: учеб. дополнение / изд. РЭ Левин. – М.: Альянс, 2013. – 368 с.
16. Мастюкова, Е. М. Нарушения речи у детей с детским церебральным параличом: кн. для логопеда / Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова. - М.: Просвещение, 1985.- 211 с.
17. Матвеева А.С. Буквы и звуки. Развитие речи. 4-5 лет / А. С. Матвеева, Н. Н. Яковлева. – М.: АСТ, 2017. – 336 с.
18. Основы логопедической практики со звукопроизношением: учеб. инструкция заколки. пед. Среда. учёбы, институты / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Кутепова; изд. ТЕЛЕВИДЕНИЕ. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 412 с. 27.
19. Основы логопедической терапии со звукопроизношением Практикум: Учеб. стипендия для студентов. средний пед. исследования, институты / М.Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова _1_; изд. ТЕЛЕВИДЕНИЕ. волосовец. – М.: Редакция Центра «Академия», 2002. – 412 с. № 6. - С. 73–76.
20. Филичева Т. Б. Дети с фонетико-фонематической недоразвитостью. Воспитание и обучение / метод обучения. пособие для логопедов и педагогов / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2000. - 80 с.
21. Фомичева, М. Ф. Воспитание правильного произношения у детей / М. Ф. Фомичева. - М.: Просвещение, 1971. - 240 с.
22. Хватцев, М. Е. Логопедия: книга для учителя. и шпилька. высший пед. учебник учреждения. Книга 1 / М. Е. Хватцев. - М.: ГИЗ ВЛАДОС, 2009. - 272 с.
23. Цвирко, О.Ю. Формирование произношения и коррекция нарушений звукопроизношения у детей / О.Ю. Цвирко. - Барнаул: 2018. - С. 6.
24. Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсаторного типа для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2016.
25. Чиркина, Г. В. Методика обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Г. В. Чиркина. - М. : АРКТИ, 2003. - 240 с.
26. Чиркина, Т. В. Основы логопедической работы с детьми / Т. В. Чиркина. - М. : ЛИТУР, 2007. - 24 с.
27. Шишкова, С.Ю. Надпись. В школу с радостью: коррекция и развитие письменной и устной речи. От 5 до 14 лет / С.Ю. Шишков. – М.: АСТ, 2019. – 192 с.
28. Ястребова, А. В. Хочу в школу: Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи у детей / А. В. Ястребова, О. И. Лазаренко. - М. : АРКТИ, 1999. -
Вопрос-ответ:
Какими методиками можно работать с дошкольниками, у которых есть фонетико-фонематическое нарушение речи, особенно с глухими звуками ш?
Существует несколько методик, которые можно применять при работе с дошкольниками с фонетико-фонематическим нарушением речи, включая глухие звуки ш. Некоторые из них включают артикуляционные упражнения для тренировки правильного произношения звука, игровые задания для развития слухового восприятия и дифференциации звуков, а также работу с детской литературой и игрушками для развития коммуникативных навыков и обогащения словарного запаса.
Какие проблемы могут возникать при развитии фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников?
При развитии фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников могут возникать различные проблемы. Некоторые дети могут испытывать затруднения с артикуляцией определенных звуков, включая глухие звуки ш. Другие могут иметь слабое слуховое восприятие и дифференциацию звуков. Еще другие могут испытывать трудности с формированием правильной интонации и ритма речи. Все эти проблемы требуют особого внимания и коррекции со стороны логопеда.
Какими методиками можно обследовать речь детей с фонетико-фонематическим нарушением?
Для обследования речи детей с фонетико-фонематическим нарушением можно использовать различные методики. Одна из них - это наблюдение за произношением звуков и фонем, анализ типичных ошибок и их частотности. Также можно провести аудиологическое и речевое обследование для определения уровня слухового восприятия и артикуляционных навыков. Кроме того, можно использовать тесты и игровые задания, чтобы оценить слуховое и артикуляционное восприятие, словарный запас и коммуникативные навыки ребенка.
Какие проблемы развития фонетико-фонематической стороны речи рассматриваются в статье?
В статье рассматривается проблема развития фонетико-фонематической стороны речи у детей с фонетико-фонематическим нарушением (ФФНР) в дошкольном возрасте.
Как развивается фонетико-фонематическая сторона речи в норме?
В норме фонетико-фонематическая сторона речи развивается у детей на основе усвоения звукового строя родного языка и правильного произнесения звуков. Дети учатся различать и артикулировать различные звуки, формируют слуховую и артикуляционную сферы.
Как характеризуется речь детей с фонетико-фонематическим нарушением?
Дети с фонетико-фонематическим нарушением характеризуются нарушениями произношения глухих звуков, в данной статье на примере звука "ш". Они имеют сложности в артикуляции и различении звуков, что влияет на понимание речи других людей и свою собственную говорню.
Какие особенности речи детей с фонетико-фонематическим нарушением рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются особенности речи детей с фонетико-фонематическим нарушением, в частности, отдельно приводится методика обследования речи таких детей. Также исследуются особенности произношения звуков и влияние фонетико-фонематического нарушения на речевое развитие детей.
Какая программа используется для обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим нарушением?
В статье анализируется программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим нарушением, в которой используются различные методы и приемы для коррекции и развития фонетико-фонематической стороны речи у этих детей.
Какие проблемы могут возникать при развитии фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста?
Проблемы развития фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста могут проявляться в неправильном произношении звуков, замене звуков другими звуками, искажении звуков, сложности в различении и различении звуков. Эти проблемы могут затруднять понимание речи другими людьми и создавать трудности в общении.
Какие особенности речи у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи?
Дети с фонетико-фонематическим нарушением речи могут иметь неправильное произношение глухих звуков, в том числе звука "ш". Они могут заменять звук "ш" другими звуками или искажать его. Также могут возникать сложности в различении и различении звуков. Эти особенности речи могут требовать специальной логопедической работы для их исправления.
Как проводится методика логопедической работы с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи в отношении глухих звуков "ш"?
Методика логопедической работы с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи в отношении глухих звуков "ш", может включать различные упражнения и игры. Например, логопед может использовать упражнения на артикуляцию звука "ш", совместные игры с использованием слов, содержащих звук "ш", и т.д. Важно, чтобы методика была индивидуально адаптирована к каждому ребенку и учитывала его особенности и потребности.