целлюлозно бумажная промышленность
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 15.06.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1 Общая экономическая ситуация в целлюлозно-бумажной промышленности. Современные проблемы отрасли 6
1.1 Современное состояние и динамика основных отраслевых показателей 6
1.2 Факторы, влияющие на функционирование целлюлозно-бумажной промышленности. 8
1.3 Перспективы и проблемы развития целлюлозно-бумажной промышленности 9
2 Характеристики совокупного спроса и совокупного предложения на рынке целлюлозно-бумажной промышленности 13
3 Инвестиционная привлекательность целлюлозно-бумажной промышленности 15
4 Воздействие фискальной политики государства на целлюлозно-бумажную промышленность 18
5 Вклад целлюлозно-бумажной промышленности в совокупную занятость в экономике 20
6 Экспортно-импортные взаимосвязи целлюлозно-бумажной промышленности 21
7 Место целлюлозно-бумажной промышленности в международной торговле 23
8 Международная конкурентоспособность целлюлозно-бумажной промышленности 25
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Промышленность пострадала от пандемии, но поставки продолжались. В 2021 году экспорт группы "бумага и картон" составил 3,17 миллиарда долларов, общий вес — 4104 тысячи тонн.Офисная бумага в марте стала одним из символов грядущего дефицита из-за санкций. Уже через несколько недель после начала "спецоперации" на территории Украины Рунет наводнили шутки о "внезапном ударе по "разъяренному принтеру"" и "моментах, когда в заголовке были вовсе не акции sber". Повод - повышение цен на офисную бумагу в 4-5 раз.Если до 24 февраля упаковку из 500 листов можно было купить за 250-280 рублей, то к концу марта на популярных рынках тот же товар продавался минимум за 1100 рублей. Чиновники пообещали "стабилизацию в течение нескольких недель", но пока цены не падают.Стоимость упаковки популярных Светокопий и "Снегурочки" достигает 3000 рублей, если их можно найти в продаже. Такой высокой инфляцией рынок заплатил за свое собственное открытие. До недавнего времени целлюлозно-бумажная промышленность была одной из наиболее экспортоориентированных отраслей, в которой продолжали работать стратегические западные инвесторы и которые зарабатывали на поставках за рубеж всего более 3 миллиардов долларов в год.Мы рассказываем вам, почему цены так быстро выросли, когда ожидать возвращения на прилавки дешевой высококачественной бумаги и как компания переживает спад в развитии несколько десятилетий назад.Через несколько недель после начала боевых действий на Украине бумага стала роскошью не только для офисных работников. Экономить было рекомендовано многим структурам, от государственных органов до книгоиздательств. Из-за дефицита возникают проблемы с распечаткой поездок в общественном транспорте, подготовкой к экзамену, выпиской рецептов, трудностями с потоком документов в МФЦ и печатью чеков в кассовых аппаратах.10 марта Mondi объявила, что Сыктывкарский завод столкнулся с ограничением на "импорт химикатов, запасных частей и других критически важных материалов". Сейчас компания также рассматривает различные варианты, в том числе "юридическое разделение". Представитель Mondi отказался от дальнейших комментариев.В то же время чиновники и многие представители отрасли продолжают отрицать наличие проблемы. Например, вице-президент Межрегионального союза лесозаготовителей и лесозаготовителей России Андрей Фролов назвал резкий рост цен и нехватку леса ", а представитель Минпрмторга 21 марта пообещал, что поставки стабилизируются в течение недели. 30 марта в окологационных СМИ была опубликована серия публикаций с утверждением, что бумага подешевела на треть, но цены на маркетплейсах не подтверждают этот тезис.Место целлюлозно-бумажной промышленности в международной торговлеОсновной спрос на отечественную продукцию традиционно обеспечивает Китай, который удовлетворяет свои потребности в целлюлозе, в основном, за счет импорта. Самые сильные позиции на поднебесном рынке занимает группа "Илим", которая поставляет туда более 40% продукции. К 2020 году компания надеется поставить в Китай более 1,9 млн тонн продукции.Спрос на продукцию продолжит расти в основном за счет развития сектора производства санитарно-гигиенических изделий, а также увеличения использования целлюлозы при производстве вискозных волокон, отмечают в группе "Илим". Кроме того, продолжается рост в сегменте упаковки, запланированный в компании.Экспорт пиломатериалов в Китай набирает обороты. По данным SegezhaGroup, в прошлом году в Китай было отправлено 13,4 млн кубометров, что составляет 54% российского экспорта этой продукции. В Китае спрос на пилы и пилы по дереву растет почти на 10% в год из-за значительных инвестиций в строительство, развитие мебельной промышленности и жилищного сектора. [8]Экспортный потенциал получил дополнительные стимулы из-за девальвации рубля, что делает продукцию более конкурентоспособной по ценам на мировом рынке, добавляет Марк Гойхман, старший аналитик TeleTrade.Ориентируясь на китайский рынок, участники рынка реализуют программы развития. Так, "Илим" намерен инвестировать около 53 млрд рублей в модернизацию мощностей заводов в Усть-Илимске и Братске, увеличив объем производства целлюлозы и бумаги на 500 млн тонн. А SegezhaGroup совместно с China CAMCE планирует построить ЦБК на базе Лесосибирского ЛДК n 1 в Красноярском крае, который с учетом практической логистики будет ориентирован на азиатские рынки (Китай, Индонезия и Корея). Кроме того, о планах по созданию лесного кластера на Дальнем Востоке объявили RFP Group, Внешэкономбанк и AsiaForest.Дополнительный фактор переориентации на азиатские рынки — ограниченность ресурсов в европейской части России для более низкого перераспределения, указывают младшие партнеры консалтинговой группы "НЕО Центр" Александр Ракша и Сергей Демин. Это подтолкнет крупных игроков к усилению вертикальной интеграции, повышению эффективности лесозаготовок и внедрению небольших производств, но более ориентированных на конечное производство, добавляют они.Однако не все игроки готовы менять поставки в направлении востока. Представитель Архангельского ЦБ отметил, что приоритетным рынком поставок картона и целлюлозы для компании остаются европейские страны. К 2025 году компания увеличит производство целлюлозы до 1,5 млн тонн в год, которая будет поступать в основном на европейский рынок. В "МОНДИ слпк" назвали Западную Европу основным рынком сбыта картона, но бумага, как правило, поставляется в Россию и страны СНГ.Международная конкурентоспособность целлюлозно-бумажной промышленностиКризис 1998 года дал мощный толчок развитию упаковочного производства в России. Девальвация рубля фактически заблокировала импорт, открыв российский рынок для отечественной продукции. Мировые бренды перешли от импорта своей продукции в Россию к организации производства в стране, принеся с собой новую культуру упаковки для страны.Рост производства потребительских товаров стимулировал спрос на упаковку взрывными темпами: в первой половине 2000-х годов ежегодный темп роста производства упаковки в 10% считался нормальным. Появление поставок дешевого оборудования из Китая, Тайваня и Турции позволило быстро увеличить производственные мощности по производству упаковки.В то время условием лидерства были высокие производственные мощности и владение технологиями — производством и управлением. На российском рынке западные производители упаковки пришли вслед за производителями продуктов, принеся с собой новые стандарты качества и новые тенденции в развитии упаковки.Развитие отрасли было прервано кризисом 2008 года. В 2009 году ВВП потерял 7,8%. Производство упаковки пострадало гораздо меньше: производство гофротары в 2009 году сократилось примерно на 2-2, 5%. Однако уже в 2010 году производство упаковки превысило докризисные показатели, при этом основные факторы успеха на рынке существенно изменились. Крупнейшие производители упаковки выровнялись с технологическим уровнем, а наименее дорогие интегрированные предприятия начали занимать первое место в отрасли.В 2015 году российская экономика также сократилась по сравнению с предыдущим годом, снижение ВВП составило 2,5%. Производство упаковки осталось на уровне 2014 года и возобновило рост с 2016 года.Девальвация рубля способствовала росту рынка, открыв новые рыночные ниши для российских производителей потребительских товаров. Эффект девальвации был усилен целенаправленной государственной политикой импортозамещения.Падение экономической активности в прошлом году, вызванное пандемией коронавируса, не повлияло на производство и потребление упаковки. Структура потребления сместилась в сторону увеличения доли ежедневного спроса, что привело к более быстрому росту спроса на упаковку. На фоне снижения макроэкономических показателей производство упаковки, по предварительным данным, выросло на 6,2% по сравнению с 2019 годом.Отличие российской бумажной, картонной и упаковочной промышленности от крупнейших мировых игроков заключается в отсутствии в России активов, работающих со всеми источниками волокна. Иностранные компании уже внедрили модели цикличности, перерабатывая как первичное волокно, так и переработанную бумагу.Сегменты производства гофрокартона и необходимого для этого картона в России отличаются низкой концентрацией. Дюжина лидеров упаковочного сегмента обеспечивает около 50% от общего объема производства, при этом производством гофротары в стране занимаются около 600 организаций.В сегменте картонных коробок для производства гофрокартона топ-10 производителей контролируют две трети общего объема производства. Только сегмент целлюлозного картона характеризуется высокой концентрацией: три лидера в совокупности производят около 80% от общего объема. В сегменте макулатурного картона на долю трех основных игроков приходится чуть более 30% от общего объема производства. По данным СРО "Ассоциация "Лига переработчиков макулатуры", этим занимаются более 800 производственных и уборочных предприятий.Низкая концентрация отрасли отражается в значениях перекрестных индексов, определяемых как соотношение между различными показателями, включенными в индекс КСО. В частности, стоимость макулатурных картонных коробок и бумажных отходов, используемых в качестве уникального и бесалтортавний сырья при их производстве из отходов производства и потребления (гороропродуксий), в конце 2020-начале 2021 года упала ниже 2, если приемлемое для отрасли значение составляет 2,5, а комфортное - 3.[3]В ЕС за последние пятнадцать лет, несмотря на все колебания цен на сырье и готовую продукцию, кросс-индекс не опускался ниже 4, что обеспечивает значительно более высокий уровень доходности, чем на российском рынке. Можно сказать, что рынок целлюлозы в ЕС хорошо налажен и способен эффективно противостоять кризисным явлениям.В России снижение кросс-индекса ниже критических уровней указывает на усиление конкуренции за сырье и рынок сбыта. Российский центральный банк демонстрирует большую хрупкость по сравнению с европейским банком. Эта проблема может быть решена только за счет увеличения концентрации промышленности на всех этапах цепочки — от производства сырья до производства готовой бумажной и картонной продукции. Однако ни у одного из российских игроков нет достаточных ресурсов для внесения необходимых измененийЗаключениеТаким образом, для выхода российских деревообрабатывающих предприятий в новые сегменты мирового рынка целлюлозно-бумажной продукции и укрепления своих позиций необходимо обновлять изношенные основные фонды, внедрять прогрессивные технологии комплексной переработки древесины, повышать инвестиционную привлекательность, использовать современные инновационные технологии в производстве, создавать "экологические" производство и восстановление научной базы.Анализ динамических показателей целлюлозно-бумажной промышленности показывает, что отрасль достаточно стабильна даже в чрезвычайных обстоятельствах, таких как пандемия COVID-19.В некоторых сегментах рынка, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью, такую как упаковочная бумага и картонные коробки, картон и гофрированная бумага, гигиенические товары (туалетная бумага, полотенца, салфетки, подгузники), ноутбуки, обои и т.д., наблюдается устойчивый рост.Происходит активная переориентация производственных мощностей на выпуск печатной бумаги в растущих производственных сегментах, что приводит к усилению конкуренции даже в условиях сохранения объемов целлюлозы.Список использованной литературы