Лечебная физическая культура при дцп
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 15 + 15 источников
- Добавлена 17.06.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ 6
1.1. Понятие, этиология, классификация детского церебрального паралича 6
1.2. Клиническая картина, диагностика, лечение детского церебрального паралича 8
1.3. Лечебная физическая культура при детском церебральном параличе 16
1.5. Выводы 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 22
2.1. Организационно-методические основы исследования 22
2.1. Особенности лечебной физической культуры у детей с детским церебральным параличом 25
2.1.1. Оценка уровня физического развития у детей с детским церебральным параличом до занятий лечебной физической культуре 25
1.2.2. Характеристика комплекса лечебной физической культуры 27
1.2.3. Оценка уровня физического развития у детей с детским церебральным параличом после занятий лечебной физической культуре 28
2.3. Выводы 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
Среди методов исследования можно выделить:Анализ литературных источников.Методы контрольных упражнений.Методы функциональной диагностики.Методы математической статистики.Анализ литературных источников. Метод позволил выявить состояние изучаемого вопроса с позиции современных требований, положений и взглядов. Изучению были подвергнуты учебники, учебные пособия, научно-методические статьи. Методы контрольных упражнений.В качестве контрольных упражнений применялись:Исследование силы мышц-сгибателей кисти. Исследование велось методом кистевой динамометрии. Показатель оценивался в кг.Исследование силы мышц брюшного пресса. Исследование проводилось их исходного положения лежа на спине, ноги согнуты в тазобедренном, коленном суставе, стопы опираются в пол, руки заложены за голову, Испытуемому предлагалось поднять корпус на 40°, максимально долго удерживать его в таком состоянии. Показатель оценивался в с.Исследование силы мышц спины. Исследование проводилось их исходного положения лежа на животе, ноги выпрямлены, кисти рук на затылке, локти расположены во фронтальной плоскости. Испытуемому предлагалось медленно поднять грудь на максимальную для него высоту. Нельзя разъединять лопатки. Необходимо удерживать положение как можно дольше. Показатель оценивался в с.Также для оценки способности ребенка держать равновесие применялась поза Ромберга.Методы математической статистики.Математическая обработка данных была произведена с помощью программы MicrosoftExcel 2010.Средняя арифметическаяпростая представляет собой сумму всех значений множества, разделенную на количество множеств в выборке. Вычисление параметра происходило, исходя из формулы 1:(1)где М – средняя арифметическая;xi – это i-тое число множества;∑ - знак суммы;n – объем выборки.Среднее квадратичное отклонение является показателем, оценивающим степень отклонения значения отдельного параметра от средних значений. Вычисление параметра происходило, исходя из формулы 2:,(2)где, – среднее квадратичное отклонение;D – дисперсия.Стандартная ошибка среднего арифметического является величиной, которая показывает отклонение средней от расчетной генеральной совокупности. Вычисление параметра происходило, исходя из формулы 3:,((3)где m – стандартная ошибка среднего арифметического;σ – среднее квадратичное отклонение;n– объем выборки.Достоверность различий в зависимых выборках также производилась по t–критерию Стьюдента. Вычисление параметра происходило, исходя из формулы 4.,(4)где, Md – средняя разность значений;σd – стандартное отклонение разностей.Уровень достоверности принимается за р<0,01.Исследование проводилось на базе детской поликлиники.В исследовании принимали участие 6пациентов с ДЦП в возрасте 13-14 лет.Исследование проводилось в четыре этапа:Организационно-методический этап. На данном этапе ставились цель, задачи исследования, определялась гипотеза исследования, производился подбор и анализ литературы по проблеме исследования.Экспериментальный этап. Этап включал себя:тестирование до начала применения комплекса физических упражнений;проведение занятий по лечебной физической культуре;тестирование после окончания применения комплекса физических упражнений.Анализ полученных результатов. На данном этапе были проанализированы полученные сведения, сделаны выводы, даны рекомендации.Оформление результатов исследования. На данном этапе была написана настоящая курсовая работа.2.1. Особенности лечебной физической культуры у детей с детским церебральным параличом2.1.1. Оценка уровня физического развития у детей с детским церебральным параличом до занятий лечебной физической культуреРезультат оценки до начала занятий по ЛФК представлен в таблице 1.Графическое отображение полученных результатов представлено в таблице 1.Таблица Результат оценки до начала занятий по ЛФК№ испытуемогоВозраст испытуемогоСила мышц кисти, кгСила мышц брюшного пресса, сСила мышцы спины, сПроба Ромберга, сЭкспериментальная группа1131,381012140,351133130,381114131,281025151,56113M±m13,60±0,400,92±0,267,00±0,6310,60±0,242,00±0,45Контрольная группа1130,851122131,061233140,861214151,291225141,08102M±m13,80±0,370,96±0,076,80±0,7311,40±0,402,00±0,32Таким образом, в ЭГсила мышц кисти была оценена в среднем в 0,92±0,26 кг, сила мышц брюшного пресса – в 7,00±0,63 кг, сила мышц спины – в 10,60±0,24 с. Устойчивую позу в пробе Ромбергадети удерживали 2,00±0,45 с.ВКГ сила мышц кисти была оценена в среднем в 00,96±0,07кг, сила мышц брюшного пресса – в 6,80±0,73кг, сила мышц спины – в 11,40±0,40с. Устойчивую позу в пробе Ромберга дети удерживали 2,00±0,32с.Рисунок – Результат оценки до начала занятий по ЛФКМожно говорить о низком уровне развития физических качеств у детей с ДЦП, слабой способности удерживать равновесие.Поэтому в ЭГбыл применен комплекс лечебной физической культуры. Дети из КГ занимались по традиционной методике.1.2.2. Характеристика комплекса лечебной физической культурыЗанятия проводились 3 раза в неделю на протяжении 45 минут. Занятия велись в хорошо проветриваемом, оборудованном специальном помещении для занятий ЛФК. Каждое занятие включало в себя:Вводную часть – 3-5 минут.Подготовительную часть – 8-10 минут.Основную часть – 20-25 минут.Заключительную часть – 3-5 минут.Первая неделя занятий проходила в подготовительном режиме. При этом применялись общеукрепляющие упражнения, например, повороты туловища, наклоны туловища, махи руками, приставные шаги, круговые вращения головой, бедрами и т.д. Важным аспектом являлась отработка техники специальных упражнений, направленных на развитие силы мышц верхних и нижних конечностей, брюшного пресса, спины.Далее проходил основной этап. Здесь применялись изученные на подготовительном этапе специальные упражнения, они усложнялись, повышалась нагрузка. Кроме того дети начинали обучаться работе со специальным снаряжением, в частности с эспандером.Затем проводился тренировочный этап. Здесь кроме уже изученных упражнений стали применяться упражнения, требующие взаимодействия друг с другом, элементы спортивных игр. 1.2.3. Оценка уровня физического развития у детей с детским церебральным параличом после занятий лечебной физической культуреРезультат оценки после занятий по ЛФК представлен в таблице 2.Графическое отображение полученных результатов представлено на рисунке 2.Таблица Результат оценки после занятий по ЛФК№ испытуемогоВозраст испытуемогоСила мышц кисти, кгСила мышц брюшного пресса, сСила мышцы спины, сПроба Ромберга, сЭГ1133,7132542142,0162543132,0142444134,0122455153,417245M±m13,60±0,403,02±0,4314,40±0,9324,40±0,244,40±0,24КГ1131,071422131,271543140,961414151,3101335141,28112M±m13,80±0,371,12±0,077,60±0,6813,40±0,682,40±0,51Таким образом, в ЭГсила мышц кисти была оценена в среднем в 3,02±0,43 кг, сила мышц брюшного пресса – в 14,40±0,93 кг, сила мышц спины – в 24,40±0,24 с. Устойчивую позу в пробе Ромберга дети удерживали 4,40±0,24 с.ВКГ сила мышц кисти была оценена в среднем в 1,12±0,07 кг, сила мышц брюшного пресса – в 7,60±0,68 кг, сила мышц спины – в 13,40±0,68 с. Устойчивую позу в пробе Ромберга дети удерживали 2,40±0,51с.Рисунок – Результат оценки после занятий по ЛФКСравнение полученных результатов до и после проведение комплекса ЛФКпредставлена в таблице 3.Графическое отображение полученных результатов представлено на рисунке 3.Таблица Сравнение полученных результатов до и после проведение комплекса ЛФККритерийДоПослеЭГКГрЭГКГрСила мышц кисти, кг0,92±0,260,96±0,07p>0,013,02±0,431,12±0,07р<0,01Сила мышц брюшного пресса, с7,00±0,636,80±0,73p>0,0114,40±0,937,60±0,68р<0,01Сила мышцы спины, с10,60±0,2411,40±0,40p>0,0124,40±0,2413,40±0,68р<0,01Проба Ромберга, с2,00±0,452,00±0,32p>0,014,40±0,242,40±0,51р<0,01Рисунок – Сравнение полученных результатов2.3. ВыводыКак видно из приведенных результатов, были получены статистически значимые различия по всем тестам между ЭГ и КГ после окончания эксперимента. Это говорит о высокой эффективности ЛФК для повышения уровня физического развития детей с ДЦП.ЗАКЛЮЧЕНИЕДЦП продолжает оставаться состоянием, обуславливающим значительную часть случаев инвалидности среди детского и взрослого населения, существенно снижающим работоспособность и качество жизни, а также усугубляющим социальную дезадаптацию пациентов.Комплексный подход к терапии и реабилитации больных ДЦП, использование новых эффективных фармакологических средств разнопланового действия позволяет не только компенсировать имеющиеся у них неврологический дефицит, но и улучшить качество их жизни и добиться адекватного уровня из социализации.Ведущим методом реабилитации пациентов с ДЦП является ЛФК. При этом необходимо использовать комплексный подход с учетом состояния ребенка, уровня его физического развития.На практическом примере мы показали, что использование комплекса ЛФК существенно повышает уровень физического развития детей с ДЦП. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВЕпифанов В.А. Восстановительная медицина: учебник/ В.А. Епифанов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 304 сЕремушкин М.А. Основы реабилитации: учебное пособие для студ. учреждений сред.мед. проф. образования/ М.А. Еремушкин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 208 с.Неврология. Национальное руководство/ Под ред. Гусева Е.И., Коновалова А.Б. – М.: ГЭОТАР-медиа, 2013. – 1040 с.Нервные болезни / Под ред. члена-корреспондента РАН, проф. М.М. Одинака. – СПб.: СпецЛит, 2014. – 545 с.Петрунина С.В. Методические приемы двигательной реабилитации инвалидов с ДЦП: учеб.-метод. пособие / С.В. Петрунина, А.А. Логинов. – Пенза: Пен.гос. пед. ун-т им. В.Г. Белинского, 2005. – 42 с.Приказ Минздрава России от 29.12.2012 г. № 1705н «О порядке организации медицинской реабилитации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70330294/ (дата обращения – 11.05.2022).Руководство по реабилитации больных с двигательными нарушениями: Т. I./ под ред. А.Н. Беловой, О.Н. Щепетовой. – М.: АОЗТ «АНТИДОР», 1998. – 224 с.Рябова Е.В. Адаптивная физическая культура. Комплексы упражнений для детей с ДЦП: практическое пособие для педагогов-дефектологов / Е.В. Рябова. – М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2020. – 316 с.Суслина3.А. Неврология. Учебник З.А. Суслдина, М.А. Пирадов, М.Ю. Максимова. – М.: «Практика», 2015. – 392 с.ТрошинВ.Д. Неотложная неврология. Руководство / В.Д. Трошин, Т.Г. Погодина. – 3-е изд., прораб.и доп. – М.: МИА, 2016. – 584 с.Федеральный закон от 21.11.2012 г. № 323 «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12191967/ (дата обращения: 11.05.2022).Физическая и реабилитационная медицина: Национальное руководство/ Под ред. Г.Н. Пономаренко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 688 с.Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательной системы: учебное пособие для образовательных учреждений высшего профессионального образования / С.П. Евсеев и др.; под ред. С.П. Евсеева, С.Ф. Курдыбайло. – М.: Советский спорт, 2010. – 486 с.Физическая реабилитация: учебник для студ. высших учебных заведений/ под общ. ред проф. С.Н. Попова. – 3-е изд. – Ростов н/Дону: Феникс, 2005. – 608 с.Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие/ под ред. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.
2. Еремушкин М.А. Основы реабилитации: учебное пособие для студ. учреждений сред.мед. проф. образования/ М.А. Еремушкин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 208 с.
3. Неврология. Национальное руководство/ Под ред. Гусева Е.И., Коновалова А.Б. – М.: ГЭОТАР-медиа, 2013. – 1040 с.
4. Нервные болезни / Под ред. члена-корреспондента РАН, проф. М.М. Одинака. – СПб.: СпецЛит, 2014. – 545 с.
5. Петрунина С.В. Методические приемы двигательной реабилитации инвалидов с ДЦП: учеб.-метод. пособие / С.В. Петрунина, А.А. Логинов. – Пенза: Пен.гос. пед. ун-т им. В.Г. Белинского, 2005. – 42 с.
6. Приказ Минздрава России от 29.12.2012 г. № 1705н «О порядке организации медицинской реабилитации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/70330294/ (дата обращения – 11.05.2022).
7. Руководство по реабилитации больных с двигательными нарушениями: Т. I./ под ред. А.Н. Беловой, О.Н. Щепетовой. – М.: АОЗТ «АНТИДОР», 1998. – 224 с.
8. Рябова Е.В. Адаптивная физическая культура. Комплексы упражнений для детей с ДЦП: практическое пособие для педагогов-дефектологов / Е.В. Рябова. – М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2020. – 316 с.
9. Суслина3.А. Неврология. Учебник З.А. Суслдина, М.А. Пирадов, М.Ю. Максимова. – М.: «Практика», 2015. – 392 с.
10. ТрошинВ.Д. Неотложная неврология. Руководство / В.Д. Трошин, Т.Г. Погодина. – 3-е изд., прораб.и доп. – М.: МИА, 2016. – 584 с.
11. Федеральный закон от 21.11.2012 г. № 323 «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/12191967/ (дата обращения: 11.05.2022).
12. Физическая и реабилитационная медицина: Национальное руководство/ Под ред. Г.Н. Пономаренко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 688 с.
13. Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательной системы: учебное пособие для образовательных учреждений высшего профессионального образования / С.П. Евсеев и др.; под ред. С.П. Евсеева, С.Ф. Курдыбайло. – М.: Советский спорт, 2010. – 486 с.
14. Физическая реабилитация: учебник для студ. высших учебных заведений/ под общ. ред проф. С.Н. Попова. – 3-е изд. – Ростов н/Дону: Феникс, 2005. – 608 с.
15. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие/ под ред. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.
Вопрос-ответ:
Какие аспекты рассматриваются в главе 1 статьи?
В главе 1 статьи рассматриваются теоретико-методологические аспекты применения лечебной физической культуры при детском церебральном параличе. Включены понятие, этиология и классификация детского церебрального паралича, клиническая картина, диагностика и лечение данного заболевания.
Какие аспекты рассматриваются в главе 2 статьи?
В главе 2 статьи рассматриваются практические аспекты физической реабилитации детей с детским церебральным параличом. В частности, рассматривается лечебная физическая культура при данном заболевании.
Что включает в себя понятие детского церебрального паралича?
Понятие детского церебрального паралича включает в себя комплекс неврологических расстройств, обусловленных повреждением головного мозга в период пренатального развития, в раннем детстве или до достижения возраста 18 лет. Этиология данного заболевания может быть разнообразной, включая генетические, эмбриопатические, вирусные, травматические и другие факторы.
Как проявляется клиническая картина детского церебрального паралича?
Клиническая картина детского церебрального паралича может проявляться различными способами, в зависимости от формы и степени тяжести заболевания. Основными симптомами могут быть нарушения моторики, судорожные сокращения мышц, проблемы с координацией движений и общей физической активностью.
Как применяется лечебная физическая культура при детском церебральном параличе?
Лечебная физическая культура при детском церебральном параличе применяется в рамках комплексной реабилитации и включает в себя различные упражнения и методики, направленные на улучшение подвижности, координации движений, силы мышц и общей физической формы. Она может быть адаптирована к индивидуальным потребностям и возможностям каждого конкретного ребенка.
Что такое детский церебральный паралич?
Детский церебральный паралич (ДЦП) - это группа хронических двигательных нарушений, вызванных повреждением головного мозга в раннем детском возрасте. Он проявляется в утрате или особой нарушенности контроля над мышцами и движениями.
Каковы основные методы диагностики и лечения детского церебрального паралича?
Диагностика ДЦП включает в себя общие клинические методы, например, нейрологический осмотр и нейрорадиологические исследования, такие как магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга. Лечение ДЦП основано на комплексном подходе и может включать медикаментозную терапию, хирургические вмешательства и физическую реабилитацию.
Какова роль лечебной физической культуры в реабилитации детей с детским церебральным параличом?
Лечебная физическая культура играет важную роль в реабилитации детей с детским церебральным параличом. Она направлена на улучшение двигательных функций, координации и общей физической подготовки. Упражнения помогают снизить мышечные спазмы, улучшить гибкость и силу мышц, а также развить баланс и координацию движений.
Какие методы лечебной физической культуры эффективны при детском церебральном параличе?
Существует много методов лечебной физической культуры, которые могут быть эффективны при детском церебральном параличе. Это включает в себя такие методики, как бобат-терапия, Войта-терапия, Бобат-терапия, терапия по Козе, Штрукторно-функциональная терапия и другие. Каждый метод имеет свои особенности и применяется в зависимости от индивидуальных потребностей и возможностей ребенка.
Что такое лечебная физическая культура?
Лечебная физическая культура (ЛФК) - это комплекс упражнений, методов и приемов, направленных на восстановление функций организма и улучшение состояния здоровья с помощью физических упражнений.