Фонетическая база языка: её содержание и терминологический статус
Заказать уникальное эссе- 10 10 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 12.06.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Скорее всего, в этом случае следует различать восприятие как процесс распознавания значимых единиц, в ходе которого используется весь объём лингвистической и экстралингвистической информации, и восприятие как лингвистическую процедуру интерпретации звукового сигнала, в результате которой может быть выявлена несформированность слуховых навыков и перцептивной базы на неродном языке.Недостаточность знания фонетической базы ведет к проблемам в изучении вшколе как родного, так и другого языка. Например, у достаточно большой группы детей, поступающих в первый класс, наблюдается системное недоразвитие речи, для которого характерно неправильное произношение звуков, отсутствие фонематического восприятия. У многих первоклассников наблюдается дислексия. Для того чтобы обучение родному языку проходило успешно, учителя используют систему упражнений на выявление проблем, имеющих фонелогическую природу. Благодаряспециальным упражнениям, способствующимформированию фонетических навыков, удаётся обучить детей грамоте, повысить их речевую культуру.Таким образом, знание фонетической базы языка, её взаимодействие с навыками произношения и артикуляции является важным звеном в овладении языком и совершенстве речевого развития на всех этапах жизни человека. Примечания1Механизмы деятельности мозга человека. Ч. II. Нейрофизиология человека. Л., 1988 . С. 658.2В соответствии с трактовкой этого понятия В.Б.Касевичем: «Фонология – это особый компонент языка, обладающий собственной внутренней стратификацией, которая отвечает представительству фонологического аспекта на различных знаковых уровнях языка и речевой деятельности»: Касевич В.Б. Фонологические проблемы общего и восточного языкознания. М., 1983: 248.Sievers E. Grundzüge der Phonetik. Leipzig, 1983.Колосов М.К. К вопросу об артикуляционной базе языка // Теоретические проблемы фонетики и обучение произношению. – М., 1971. – С.36-61.Постнова Н.В. К вопросу о генезисе артикуляционной базы языка // Вестник МГОУ. Серия «Лингвистика». № 3/ 2013. С. 30-35.Зиндер Л.Р. Общая фонетика: Учеб. пособие: 2-е изд., перераб. и доп. М., 1979. С.82.Томсон А.И. Общее языковедение. Одесса, 1910. С.216Бернштейн С.И. Словарь фонетических терминов. – М.. 1996. С. 41.В указанной работе имеется ссылка на: L. Roudet. Elémentsdephonétigueqénérale. 1910.P. 37, где даётся сходное определение АБ.Бернштейн С.И. Вопросы обучения произношению (применительно к преподаванию русского языка иностранцам) // Вопросы фонетики и обучение произношению. М., 1975. С. 25. Указанная работа С.И.Бернштейна впервые былаопубликована в виде брошюры в 1937 году Издательским товариществом иностранных рабочих в СССР (Москва). Второе издание брошюры было авторизовано С.И.Бернштейном в 1970 году.Зиндер Л.Р. Указ. соч. С.80. Он же. К вопросу об артикуляционной базе // Экспериментально-фонетический анализ речи: проблемы и методы: Межвуз. сб. Вып. I. Л., 1984. С.12.Зиндер Л.Р. К вопросу… С.11.Там же.Колосов М.К. Указ. соч.С.57.Логинова И.М. Описание фонетики русского языка как иностранного (вокализм и ударение): Автореф. дисс. док. филол. наук. М., 1995. С.4.Джапаридзе З.Н. Перцептивная фонетика: Основные вопросы. Тбилиси, 1985. С.14.Зубкова Л.Г. Фонетическая типология слова. М., 1990. С.188-189.Зубкова Л.Г. Фонетическая реализация консонантных противоположений в русском языке. М., 1974. С.108.Бернштейн С.И. Словарь фонетических терминов. С.88. Зиндер Л.Р Общая фонетика. С.81.Там же. С.82.«Словарь фонетических терминов» был издан отдельной брошюрой только в 1996 г. под редакцией А.А.Леонтьева.Бернштейн С.И. Вопросы обучения произношению… С.24.Там же. С.24.Там же.Бондарко Л.В. Вопросы описания языка и фонетическое описание речи. Л., 1981;Вербицкая Л.А. Звуковые единицы русской речи и их соотношение с оттенками и фонемами: Автореф. дисс. канд. филол. наук . Л., 1965;Интерференция звуковых систем. Л.. 1987.Зиндер Л.Р. Общая фонетика; Проблемы и методы экспериментально-фонетического анализа речи. Л., 1980.Джапаридзе З.Н. Некоторые вопросы перцептивной фонетики // Вопросы анализа речи. Тбилиси, 1969. С.39.Джапаридзе З.Н. Перцептивная фонетика… С.4Там же. С.13; Джапаридзе З.Н. Некоторые вопросы перцептивногй фонетики… С.40.Любимова Н.А. Фонетический аспект общения на неродном языке. Л., 1988; Она же. Фонетическая интерференция и общение на неродном языке (экспериментальное исследование на материале финско-русского двуязычия): Автореф. дисс. д-ра. филол. наук. СПб., 1991;. Кащаева С.С. Просодия слова в русской речи монголов: Автореф. дисс. канд. филол. наук. Л., 1988; Иванова М.А. Акцентуационно-ритмическая структура русского слова и словосочетания в речи китайцев. СПб., 1994; Михайлова О.Г. Реализация русских сочетаний «гласный + гласный» и «гласный +/j/ в условиях фонетической интерференции. СПб., 2000.Nina A.Liubimova, St. Petersburg State UniversityPhonetic Basis and Phonetic Skills: Psycholinguistic and Linguistic AspectsThe article considers the phonetic basis phenomenon, it's interconnection and interaction with the phonetic skills in the speech activity process of an individual in the situation of L1 or Ln acquisition.Keywords: phonetic basis, basis of articulation, perceptual basis, perceptual and articulatory skills.Опубликовано:Любимова Н.А. «Фонетическая база языка и фонетические навыки:психологолингвический и лингвадидактическийаспекты». // Руссий язык как иностранный и методика его преподавания / сб.науч. тр. Выпуск 27/ Редкол.: Е. И. Зиновьева, Н. А. Любимова (отв.Ред.), Л. В. Московкин и др. СПб.:»РОПРЯЛ»,2016 – 137 стр. – С. 38- 45. РИНЦ ISBN 978 – 5 -9905928 – 6 – 5ISSN 2499 - 9903
1Механизмы деятельности мозга человека. Ч. II. Нейрофизиология человека. Л., 1988 . С. 658.
2В соответствии с трактовкой этого понятия В.Б.Касевичем: «Фонология – это особый компонент языка, обладающий собственной внутренней стратификацией, которая отвечает представительству фонологического аспекта на различных знаковых уровнях языка и речевой деятельности»: Касевич В.Б. Фонологические проблемы общего и восточного языкознания. М., 1983: 248.
3 Sievers E. Grundzüge der Phonetik. Leipzig, 1983.
4 Колосов М.К. К вопросу об артикуляционной базе языка // Теоретические проблемы фонетики и обучение произношению. – М., 1971. – С.36-61.
5 Постнова Н.В. К вопросу о генезисе артикуляционной базы языка // Вестник МГОУ. Серия «Лингвистика». № 3/ 2013. С. 30-35.
6 Зиндер Л.Р. Общая фонетика: Учеб. пособие: 2-е изд., перераб. и доп. М., 1979. С.82.
7 Томсон А.И. Общее языковедение. Одесса, 1910. С.216
8 Бернштейн С.И. Словарь фонетических терминов. – М.. 1996. С. 41.В указанной работе имеется ссылка на: L. Roudet. Elémentsdephonétigueqénérale. 1910.P. 37, где даётся сходное определение АБ.
9 Бернштейн С.И. Вопросы обучения произношению (применительно к преподаванию русского языка иностранцам) // Вопросы фонетики и обучение произношению. М., 1975. С. 25. Указанная работа С.И.Бернштейна впервые былаопубликована в виде брошюры в 1937 году Издательским товариществом иностранных рабочих в СССР (Москва). Второе издание брошюры было авторизовано С.И.Бернштейном в 1970 году.
10 Зиндер Л.Р. Указ. соч. С.80. Он же. К вопросу об артикуляционной базе // Экспериментально-фонетический анализ речи: проблемы и методы: Межвуз. сб. Вып. I. Л., 1984. С.12.
11 Зиндер Л.Р. К вопросу… С.11.
12 Там же.
13 Колосов М.К. Указ. соч.С.57.
14 Логинова И.М. Описание фонетики русского языка как иностранного (вокализм и ударение): Автореф. дисс. док. филол. наук. М., 1995. С.4.
15 Джапаридзе З.Н. Перцептивная фонетика: Основные вопросы. Тбилиси, 1985. С.14.
16 Зубкова Л.Г. Фонетическая типология слова. М., 1990. С.188-189.
17 Зубкова Л.Г. Фонетическая реализация консонантных противоположений в русском языке. М., 1974. С.108.
18 Бернштейн С.И. Словарь фонетических терминов. С.88.
19 Зиндер Л.Р Общая фонетика. С.81.
20 Там же. С.82.
21 «Словарь фонетических терминов» был издан отдельной брошюрой только в 1996 г. под редакцией А.А.Леонтьева.
22 Бернштейн С.И. Вопросы обучения произношению… С.24.
23 Там же. С.24.
24 Там же.
25 Бондарко Л.В. Вопросы описания языка и фонетическое описание речи. Л., 1981;Вербицкая Л.А. Звуковые единицы русской речи и их соотношение с оттенками и фонемами: Автореф. дисс. канд. филол. наук . Л., 1965;Интерференция звуковых систем. Л.. 1987.
26 Зиндер Л.Р. Общая фонетика; Проблемы и методы экспериментально-фонетического анализа речи. Л., 1980.
27 Джапаридзе З.Н. Некоторые вопросы перцептивной фонетики // Вопросы анализа речи. Тбилиси, 1969. С.39.
28 Джапаридзе З.Н. Перцептивная фонетика… С.4
29 Там же. С.13; Джапаридзе З.Н. Некоторые вопросы перцептивногй фонетики… С.40.
30 Любимова Н.А. Фонетический аспект общения на неродном языке. Л., 1988; Она же. Фонетическая интерференция и общение на неродном языке (экспериментальное исследование на материале финско-русского двуязычия): Автореф. дисс. д-ра. филол. наук. СПб., 1991;. Кащаева С.С. Просодия слова в русской речи монголов: Автореф. дисс. канд. филол. наук. Л., 1988; Иванова М.А. Акцентуационно-ритмическая структура русского слова и словосочетания в речи китайцев. СПб., 1994; Михайлова О.Г. Реализация русских сочетаний «гласный + гласный» и «гласный +/j/ в условиях фонетической интерференции. СПб., 2000.
Вопрос-ответ:
Следует ли различать восприятие языка как процесс распознавания значимых единиц и восприятие как лингвистическую процедуру интерпретации звукового сигнала?
Да, следует различать восприятие языка как процесс распознавания значимых единиц, в ходе которого используется лингвистическая и экстралингвистическая информация, и восприятие языка как лингвистическую процедуру интерпретации звукового сигнала, в результате которой можно выявить несформированность слуховых навыков и перцептивной базы на неродном языке.
Что может привести к несформированности слуховых навыков и перцептивной базы на неродном языке?
Недостаточное знание фонетической базы языка может привести к несформированности слуховых навыков и перцептивной базы на неродном языке.
Что означает "терминологический статус нет" в контексте фонетической базы языка?
Фраза "терминологический статус нет" означает, что отсутствует четкое определение и систематизация терминологии, связанной с фонетической базой языка.
Каким образом происходит восприятие языка как процесс распознавания значимых единиц?
Восприятие языка как процесс распознавания значимых единиц происходит путем использования всей доступной лингвистической и экстралингвистической информации. В ходе этого процесса происходит распознавание звуковых сигналов и их интерпретация на уровне значимых единиц языка.
Что является следствием недостаточного знания фонетической базы языка?
Недостаточное знание фонетической базы языка может привести к несформированности слуховых навыков и перцептивной базы на неродном языке. Это может затруднять правильное восприятие и интерпретацию звукового сигнала на этом языке.
Что такое фонетическая база языка?
Фонетическая база языка - это содержание звукового состава языка, его звуковой инвентарь и особенности произношения.
Каков терминологический статус фонетической базы языка?
Фонетическая база языка является одной из составных частей лингвистической теории и используется для описания звукового строя данного языка.
Чем отличается восприятие звуков как процесс распознавания значимых единиц от восприятия как лингвистической процедуры?
Восприятие звуков как процесс распознавания значимых единиц предполагает использование всей доступной лингвистической и экстралингвистической информации, в то время как восприятие как лингвистическая процедура - это интерпретация звукового сигнала с целью выявления несформированности слуховых навыков и перцептивной базы на неродном языке.
Какие проблемы возникают при недостаточном знании фонетической базы?
Недостаточность знания фонетической базы может привести к трудностям в распознавании, произношении и понимании звукового состава языка, а также к несформированности слуховых навыков и перцептивной базы на неродном языке.
Как можно улучшить знание фонетической базы языка?
Для улучшения знания фонетической базы языка рекомендуется изучение основных звуков языка, правил и особенностей их произношения, а также проведение тренировок и практических упражнений для развития слуховых навыков.