Российско-афганские отношения на современном этапе: проблемы и перспективы»
Заказать уникальную дипломную работу- 69 69 страниц
- 77 + 77 источников
- Добавлена 27.07.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава I. Гражданская война в Афганистане и позиция России: историко-политический контекст 10
1.1. Особенности Афганского кризиса и вызовы региональной безопасности 10
1.2. Геополитические интересы и цели России в Афганистане 23
1.3. Основные этапы развития российско-афганских отношений (до вывода военного контингента США) 31
Глава II. Развитие российско-афганских отношений на современном этапе 42
2.1. Россия и смена власти в Кабуле в августе 2021 г.: региональный контекст 42
2.2. Специфика взаимодействия с руководством Движения Талибан. 48
2.3. Перспективы дальнейшего развития российско-афганских отношений 54
Заключение 63
Список использованных источников и литературы 67
Представляется необходимым назвать эти факторы, которые также будут определять будущее российско-афганских отношений. Первый - это обеспечение охраны собственных границ. Во времена Советского Союза и после его распада Россия имела военное присутствие в «прифронтовых» государствах Центральной Азии, в частности в Таджикистане. уход советских войск в 1989 г. не заставил Москву демилитаризировать свою границу с Афганистаном. После распада Советского Союза многие бывшие советские войска, дислоцированные там, были переданы Российской Федерации, и Москва предложила Таджикистану, Туркменистану и Узбекистану использовать эти силы для защиты национальных границ. Только две бывшие советские республики приняли это предложение, и к 1999 г. остался только Таджикистан, который в 2005 г. перенял контроль над своей границей у российских войск.Таджикистан по-прежнему играет ключевую роль для Москвы в отношении ее военно-политического присутствия в ЦА. Как государство-член ОДКБ, имеющее протяженную границу с Афганистаном, де-факто является санитарным кордоном. Таджикистан также является ключевой страной для российских военных объектов за рубежом, поскольку в стране находится постоянный российский военный контингент численностью около 7000 солдат.Последние события в Афганистане обусловили необходимости расширения мер приграничной безопасности. Сообщается, что Туркменистан и Узбекистан расширили свое сотрудничество с Россией в области безопасности на своих границах с Афганистаном, где нет российских войск, но помощь оказывается в виде советников и обмена опытом в области обеспечения приграничной безопасности. Во многом будущее Российско-афганских отношений будет зависеть от той степени угрозы, которую новый режим в Кабуле может представлять для центральноазиатских республик. Вторым выступает желание Москвы вовлечь в процесс мирного строительства в Афганистане всех заинтересованных игроков внутри страны. Эта линия также характеризуется преемственностью. Третий – приверженность многосторонней дипломатии, в течение последних нескольких десятилетий Москва настаивает на решение афганского вопроса в рамках ООН. Стремление РФ к многополюсному мировому устройству заставляет ее и в настоящих условиях привлекать к мирным переговорам различных акторов, в частности, Китай, Индию, Пакистан и Иран. Сегодня преобладает мнение, что Москва и Пекин смогут использовать вакуум в оставленном Соединенными Штатами и их союзниками Афганистане для закрепления собственных позиций. С точки зрения Китая и России вывод войск из Афганистана является еще одним свидетельством постепенного ослабления западного альянса. Уже одно это является стимулом для Москвы и Пекина, которые в течение многих лет призывали к трансформации однополюсного порядка устройства международных отношений, в котором доминирует Запад во главе с Вашингтоном. При этом реализации геополитических интересов двух стран может помешать угрозы, которые могут исходить из Афганистана на региональном уровне.С точки зрения Москвы вывод военного контингента НАТО из Афганистана свидетельствует об упадке американской гегемонии. Согласно этой точке зрения, уход США из Афганистана усугубляет кризис американской идентичности и свидетельствует о растущей нестабильности и уязвимости западных демократий, как и их внешней политики. Провал курса Белого дома в Афганистане рассматривается Москвой как еще одна веха на пути к многополярному мировому порядку, в котором США являются лишь одной из великих держав среди других. Российские власти внимательно фиксируют разочарование тех европейских партнеров по НАТО, которые надеялись на ренессанс трансатлантического альянса при администрации Байдена в Вашингтоне. В глазах Москвы афганский кризис еще раз доказывает, что Европейский союз неспособен действовать самостоятельно. С этой точки зрения, вопрос о том, должны ли и сколько беженцев из Афганистана приниматься в Европе, подрывает европейский консенсус. Говоря об Афганистане в частности, и о регионе Южной и Центральной Азии, где в настоящий момент основными игроками становятся Россия, Китай, Пакистан, Индия и Иран. Своей афганской политикой Москва преследует следующие основные цели: во-первых, нынешняя нестабильность в Афганистане не должна распространиться за пределы его границ в Центральную Азию. Это касается военных действий, а также миграционных проблем. Большую тревогу в Кремле вызывает опасность дестабилизации союзных центральноазиатских республик, где сейчас созданы все возможности для Москвы укрепить свои позиции в качестве гаранта безопасности. Возобновление американского присутствия в Центральной Азии для стабилизации обстановки вокруг Афганистана однозначно признается в Москве нежелательным.Второй задачей афганского направления российской внешней политики является борьба с терроризмом. За 30 лет существования Российской Федерации страна переживала серию террористических атак и сегодня рассматривает любые проявления терроризма или экстремизма как серьезную угрозу. В связи с этим Москва любой ценой будет стремится допустить, чтобы транснациональные террористические группировки, такие как ИГИЛ или «Аль-Каида», вновь закрепились в Афганистане и проводили оттуда операции в ЦА или России. Борьба с незаконным оборотом наркотиков, происходящих из Афганистана или транзитом через страну, является третьей задачей российской политики. Политическое руководство России видит в поддержании отношений с новым режимом в Кабуле основной способ для реализации этих первостепенных целей.Говоря о развитии политических и экономических контактов с Афганистаном в будущем, стоит подчеркнуть, что именно Китаю будет принадлежат решающая роль в дальнейшем политическом и экономическом развитии Афганистана. В экономическом плане Россия сегодня мало что может предложить афганскому правительству, т.к. не обладает достаточным экономических потенциалом для реализации проектов реконструкции и развития. Крайняя политическая нестабильность внутри Афганистана также отпугивает российских инвесторов. Таким образом, правомерно предположить, что российский дискурс в отношении Афганистана в будущем будет сосредоточен исключительно вокруг вопросов безопасности. Необходимо подчеркнуть, что будущее российско-афганских отношений будет также зависеть от того, насколько Москве и Пекину удастся согласовать собственные курсы в отношении Кабула. Так, на очередном саммите Шанхайской организации сотрудничества в Душанбе 16–17 сентября 2021 г. в повестке дня доминировала ситуация в Афганистане. Хотя Китай и Россия согласились с необходимостью скоординированного подхода к Афганистану среди членов ШОС, странами не были выработаны конкретные предложения или дорожная карта такого подхода. Интенсивность контактов РФ и КНР по вопросам региональной безопасности будет зависеть от того, как будет развиваться крайне взрывоопасная ситуация в Афганистане и вдоль его границ. Предположительно, Россия и Китай ограничатся прежде всего сотрудничеством в области безопасности в Афганистане и в соседнем регионе Центральной Азии. Даже если бы у России было достаточно рычагов политического давления, у нее не хватает экономической мощи для более далеко идущего взаимодействия. Пекин концентрируется на узко определенной защите своих интересов безопасности и пока не проявляет особой склонности к экономическим рискам. Поэтому экономическая интеграция и стабилизация Афганистана в рамках инициативы «Один пояс – один путь» маловероятны, по крайней мере, в среднесрочной перспективе. Любопытно, что российский внешнеполитический дискурс подчеркивает первенство Китая как государства, которое имеет решающее значение для экономического, а, следовательно, и политического будущего Афганистана. Это говорит о нарастающей асимметрии в российско-китайских отношениях.При этом и Москва, и Пекин стремятся ограничить позиции Вашингтона, приверженные стратегическому и всестороннему партнерству, два государства будут расширять свое политическое присутствие в регионе посредством двусторонних и трехсторонних соглашений. В краткосрочной перспективе обе страны сохранят свое присутствие в Афганистане, чтобы предотвратить потенциальные угрозы, которые нестабильность в стране может создать для их безопасности. Безусловно, РФ и КНР не заинтересованы в установлении радикального исламского режима в непосредственной близости от своих границ, но они готовы пойти на расширение сотрудничество с талибами и потенциально даже их официальное признание, если политика нового афганского режима будет отвечать стратегическим интересам. На глобальном уровне Россия и Китай выигрывают от ослабления, которое коалиция США-ЕС испытывает после вывода войск из Афганистана. Однако новая ситуация также ставит перед ними серьезные проблемы безопасности, для которых у них пока нет решений. Западные акторы должны это учитывать и не должны интерпретировать китайскую и российскую политику только в геополитическом контексте. Очевидный конфликт с Западом перевешивает общий интерес к региональной безопасности и будет препятствовать сотрудничеству, которое могло бы служить экономической и политической стабилизации Афганистана и его соседей.Иран также выступает влиятельным региональным игроком и имеет значительный вес в вопросах афганскому урегулирования. Несмотря на совпадение взглядов по некоторым вопросам, Россия не заинтересована в том, чтобы Иран противостоял ее собственному региональному влиянию. Так или иначе, после вывода американских войск Тегеран обеспечил себе прямое влияние в Афганистане. Стремление РФ, КНР и ИРИ не допустить доминирование одного их игроков будет подталкивать их к оформлению определенного союза. Хотя подобные сделки между региональными державами могут не оказать прямого влияния на Афганистан в ближайшем будущем, в долгосрочной перспективе они могут повлиять на расстановку сил в этой стране. В настоящее время оформлены все условия для трехстороннего партнерства между выше названными государствами, которое может определить архитектуру безопасности в регионе. Китай, Россия и Иран, скорее всего, никогда не прибегнут к методам военного вторжения в Афганистан, но они будут использовать эту страну как поле боя для своего стратегического соперничества с Соединенными Штатами.Подводя итог, Россия, Китай и Иран будут ключевыми акторами в процессе решения афганского вопроса. Эти игроки должны иметь возможность обсуждать свои интересы с афганскими политическими группировками и предлагать свои ресурсы для продвижения мира и стабильности в Афганистане. В конечном итоге это положительно скажется на экономических, политических интересах и интересах безопасности каждого актора, вовлеченного в процесс урегулирования афганского кризиса. Роль России в урегулировании афганского вопроса в обозримом будущем будет возрастать. Сегодня РФ обосновано претендует на роль лидера в регионе, готового взять на себя задача по консолидации усилий государств региона для обеспечения безопасности и стабильности в Афганистане в условиях сохраняющегося конфликта в этой стране. ЗаключениеВ работе былы рассмотрены политические процессы в Афганистане в XXI в., основные этапы эволюции советско-афганских и российско-афганских отношений, афганский кризис 2021 г. и реакция Москвы на него. На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы. Во-первых, в силу своего географического положения Афганистан является важным геополитическим пространством, как с геостратегической, так и с геоэкономической позиции. Справедливо будет сказать, что Афганистан превратился в арену соперничества мировых и региональных держав, где каждая из заинтересованных стран реализует приоритетные национальные проекты геополитического и геоэкономического характераВвод в 2001 г. в Афганистан вооруженных сил США и их партнёров по НАТО определил противостояние террористических силмеждународной коалиции и правительству страны в Кабуле. Движение «Талибан» не было истреблено, его последователи рассредоточились по территории страны, устанавливая свое правление на подконтрольных им территориях. С выводом сил международной коалиции власть в стране вновь перешла к талибам, что поставило перед международным сообществом, в том числе и перед РФ, задачу по выработке адекватного курса в отношении нового афганского режима. Россия заинтересована в установлении стабильности в Афганистане, поскольку кризис в этой стране является прямой угрозой для национальной безопасности РФ. Во-вторых, история российско-афганских отношений достаточно продолжительна. В XIX в. Афганистан ввиду его стратегического географического стал одним из объектов русско-английского соперничества. Обе страны рассматривали это государство как сферу влияния для поднятия собственного престижа на мировой арене, при этом понимая всю важность рынка сбыта Центральной Азии и экономическую выгоду от установления господства на данной территории. Большая игра в полной мере проявлялась, как столкновение двух моделей модернизации. Так или иначе, сторонам удалось расширить собственные сферы влияния, при этом практически не прибегая к силовым методам, подписанные Российской и Британской империями соглашения во многом определили судьбу Афганистана. Афганистан был одним их первых государств, признавших большевистское правительство. В 60-е гг. прошлого века окончательно оформился поворот Афганистана к Советскому Союзу как к основному партнеру в системе международных отношений. Между двумя странами были подписаны соглашения о предоставлении советской стороной льготных кредитов Кабулу для развития национальной экономики. Москва также активно отправляла в Афганистан новейшую военную технику и принимала участие в строительстве гражданских и военных объектов.В 1978 г. в стране произошла Саурская революция,по ее завершению в Афганистане устанавливался социализм. Тем не менее, эта смена власти не удовлетворила все слои населения Афганистана, что обусловило сильнейшее противостояние власти НДПА, для борьбы с которой потребовалась советская интервенция. Советское вторжение в Афганистан традиционно считается стратегическим просчетом советской власти. С распадом СССР Россия на некоторое время сократила свое присутствие в регионе ввиду внутриполитического кризиса. Активизация афганского направления российской внешней политики датируется 2010-ми гг., приоритетом при этом выступают вопросы безопасности. Москва, желая закрепить свое присутствие в этой стране, поддерживала контакты со всеми афганскими политическими игроками, в том числе и с движением «Талибан», признанным террористической организацией. В-третьих, события 2021 г. в Афганистане являются составной частью оформления нового ландшафта международных отношений, построенного на основе многополярности. В Афганистане, раннее считавшийся зоной интересов США, усиливается влияние новыхигроков, в первую очередь России Китая, а также странЦентральной Азии, Ирана, Пакистана и др. Афганский кризис 2021 г. поставил перед правительствами этих стран задачу по выработке норм сдерживания распространения неконтролируемого оружия, экспорта экстремизма, роста незаконного оборота наркотиков и террористических угроз. Развитие событий было достаточно быстрым, что требовало выработки молниеносных решений, что не позволяет нам говорить о единой стратегии Москвы по афганскому вопросу. При этом игнорировать это направление международного курса Кремль не может, промедления в действиях приведут к трансформации региональной архитектуры, где потенциально ведущие роли могут отойти Китаю и Пакистану. Китай в последние десятилетие реализовал значительное число инвестиционных и инфраструктурных проектов в Афганистане, но их потенциал не исчерпан, Пекин может разыграть эту карту для установления собственного доминирования в регионе. Влияние Исламабада в Кабуле обуславливается тем, что первый является внешнеполитической опорой второго. Россия в таких условиях стремится не к конфронтации, а к координации действий всех заинтересованных участников.Вопрос признания Москвой нового афганского режима во многом зависит и от его действий. Так, процесс выстраивания отношений будет облегчен в случае, если талибам удастся предотвратить гуманитарную катастрофу в стране, а также доказать свою приверженность принципам международного права и уважения прав человека. В прошлый период своего пребывания у власти талибы были замечены в организации антигуманных акции, таких как отрубание рук, забитие камнями и др. Важным вопросом остается и проблема прав женщин в стране. Здесь стоит отметить, что современных талибов нельзя приравнивать к их предшественникам, пребывавшим у власти в Афганистане в 1996-2001 гг. Сегодня талибы готовы идти на уступки международному сообществу, а также принимают все необходимые усилия во избежание этнической поляризации и гражданской войны всех против всех.Россия должна адекватно оценивать риски, исходящие от движения «Талибан», но из-за своей близости к Афганистану Москве предстоит сформулировать механизмы сотрудничества с новым афганским режимом, какую бы форму он ни принимал. Сегодня Россия претендует на доминирование в регионе, принимая на себя роль координатора усилий различных государств по обеспечению стабильности в Афганистане. Это позволяет сделать вывод о возрастании роли Москвы в решении афганского вопроса. Список использованных источников и литературыИсточникиНормативные документыАвиабаза «Кант» // Министерство Обороны Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ens.mil.ru/education/higher/more.htm?id=11753@morfOrgEduc (дата обращения: 01.02.2022).Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.) // Министерство иностранных дел РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/2542248 (дата обращения: 01.02.2022).О визите в Россию талибской делегации // Министерство Иностранных Дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://archive.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4544382 (дата обращения: 01.02.2022).Решение Верховного Суда РФ от 14 февраля 2003 г. № ГКПИ 03-116 // Национальный Антитеррористический комитет [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nac.gov.ru/zakonodatelstvo/sudebnye-resheniya/reshenie-verhovnogo-suda-rf-ot-14-fevralya.html (дата обращения: 01.02.2022).Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. // Официальные сетевые ресурсы Президента России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/supplement/424 (дата обращения: 04.02.2022).Constitution of Afghanistan = AssasiQanun (1964) // University of Nebraska[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://digitalcommons.unl.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1005&context=afghanenglish (дата обращения: 01.02.2022).Constitution of the Republic of Afghanistan. Kabul: Government Printing House, 1977. 81 pМеждународно-правовые документыДоговор между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Афганистаном. Москва. 28 февраля 1921 г. // Электронная библиотека исторических документов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/136132-dogovor-mezhdu-rossiyskoy-sotsialisticheskoy-federativnoy-sovetskoy-respublikoy-i-afganistanom-moskva-28-fevralya-1921-goda#mode/inspect/page/2/zoom/4 (дата обращения: 01.02.2022).Совместное заявление участников Московского формата консультаций по Афганистану, Москва, 20 октября 2021 года // Министерство Иностранных Дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://archive.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4913908 (дата обращения: 01.02.2022).Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории Республики Таджикистан // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902383806 (дата обращения: 01.02.2022).The Geneva accords: agreements on the settlement of the situationrelating to Afghanistan // United Nations [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://digitallibrary.un.org/record/171021?ln=en (дата обращения: 01.02.2022).Документы международных организацийДекларация о создании Шанхайской организации сотрудничества // Шанхайская организация сотрудничества [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rus.sectsco.org/documents/ (дата обращения: 01.02.2022).Душанбинская декларация двадцатилетия ШОС // Шанхайская Организация Сотрудничества [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rus.sectsco.org/news/20210917/779142.html (дата обращения: 01.02.2022).Об итогах внеочередной сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ, посвященной ситуации в Афганистане и ее влиянию на безопасность государств – членов ОДКБ // Организация договора о коллективной безопасности[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mfa.tj/ru/main/view/8852/vizit-prezidenta-respubliki-tadzhikistan-vo-frantsuzskuyu-respubliku (дата обращения: 01.02.2022).Резолюция 1333 (2000), принятая Советом Безопасности на его 4251-м заседании 19 декабря 2000 года // Организация Объединенных наций [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/securitycouncil/ru/s/res/1333-%282000%29 (дата обращения: 01.02.2022).Резолюция 1368 (2001), принятая Советом Безопасности на его 4370-м заседании 12 сентября 2001 года // Организация Объединенных наций [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://undocs.org/ru/S/RES/1368(2001) (дата обращения: 01.02.2022).Управление ООН по наркотикам и преступности [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.unodc.org/unodc/ru/index.html (дата обращения: 01.02.2022).HumanDevelopment Report // United Nations [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr_2020_overview_english.pdf (дата обращения: 01.02.2022).The Global Afghan OpiumTrade // United Nations Office on Crime and Drugs [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://digitallibrary.un.org/record/448051 (дата обращения: 01.02.2022).The global heroin market// United Nations Office on Crime and Drugs [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.unodc.org/documents/wdr/WDR_2010/1.2_The_global_heroin_market.pdf (дата обращения: 01.02.2022).Дипломатические документыВстреча с Президентом Казахстана Касым-ЖомартомТокаевым // Официальные сетевые ресурсы Президента России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/66419 (дата обращения: 01.02.2022).Замир Кабулов: Интересы талибов по борьбе с ИГИЛ в Афганистане объективно совпадают с российскими // Интерфакс[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.interfax.ru/interview/486757 (дата обращения: 01.02.2022).Лавров назвал представителей талибов «вменяемыми людьми» // РИА Новости [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20210723/lavrov-1742529842.html (дата обращения: 01.02.2022).Лавров объяснил необходимость контактов Москвы с талибами // РБК [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/21/08/2018/5b7c38fe9a7947434848b6d1 (дата обращения: 01.02.2022).Россия готова выступить гарантом соглашения между США и талибами // РИА Новости [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20190904/1558283590.html (дата обращения: 01.02.2022).President Unveils New Afghanistan, South Asia Strategy // US Department of Defense[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.defense.gov/Explore/News/Article/Article/1284964/president-unveils-new-afghanistan-south-asia-strategy/ (дата обращения: 01.02.2022).Remarks by President Biden on the Drawdown of U.S. Forces in Afghanistan // The White House [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2021/07/08/remarks-by-president-biden-on-the-drawdown-of-u-s-forces-in-afghanistan/ (дата обращения: 01.02.2022).Публицистические документыАфганское движение "Талибан" открывает представительство в Катаре // ТАСС [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/618239 (дата обращения: 01.02.2022).Ашраф Гани предложил признать «Талибан» легитимным // Радио Азаттык [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rus.azattyq.org/a/29069996.html (дата обращения: 01.02.2022).Банк ТКБ и Azizi Bank (Афганистан) подписали соглашения о расширении межбанковского сотрудничества // CreditPower,Ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://creditpower.ru/banknews/20171123/bank-tkb-i-azizi-bank-afganistan-podpisali-soglashenija-o-rasshirenii-mezhbankovskogo-sotrudnichestva/ (дата обращения: 01.02.2022).Встреча Путина с представителями «Единой России». Главное//Известия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://iz.ru/export/google/amp/1210854 (дата обращения: 01.05.2022).В ходе наркотической войны против России США уничтожили более полумиллиона россиян // Информационное агенство Аврора [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://aurora.network/articles/183-sobytija/44847-v-khode-narkotichesko-vo-ny-protiv-rossii-ssha-unichtozhili-bolee-polumilliona-rossijan (дата обращения: 01.05.2022).Посевные площади опиумного мака в Афганистане достигли рекордных размеров // РИА новости [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/world/20171115/1508862673.html (дата обращения: 01.02.2022).Учения ОДКБ "Рубеж-2021" стартовали в Киргизии // ТАСС[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/armiya-i-opk/12316225 (дата обращения: 01.02.2022).Russia 'arming the Afghan Taliban', says US // BBC [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bbc.com/news/world-asia-43500299 (дата обращения: 01.02.2022).The SovietTransition; U.S. and Soviets to End Arms Sales to Afghan Rivals // The New York Times [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nytimes.com/1991/09/14/world/the-soviet-transition-us-and-soviets-to-end-arms-sales-to-afghan-rivals.html (дата обращения: 01.02.2022).Научная литератураМонографииАкимбеков С.М. Афганский узел и проблемы безопасности Центральной Азии. Алматы, 2003. 163 с.БелокреницкийВ. Я., Сикоев Р. Р. Движение Талибан и перспективы Афганистана и Пакистана. М.: ИВ РАН, 2014. 216 с.Конаровский М. А. Афганистан на рубеже веков: новый перекресток судьбы. М.: МГИМО-Университет, 2020. 355 с.Коргун В.Г. История Афганистана. XX век. М.: ИВ РАН, 2004. 508 с.Лалетин Ю. П. Политсистема Афганистана как идеальный тип: воздействие племен. М.: МГИМО-Университет, 2008. 105 с.Никитенко Е. Г. Афганистан: От войны 80-х до прогноза новых войн. М.: Астрель : ACT, 2004. 362 с.Пластун В.Н., Андрианов В.В. Наджибулла. Афганистан в тисках геополитики.М.:Рубин, 1998. 240 с.Порохов С.Ю. Битва империй: Англия против России». М.: АСТ, 2008. 352 с. Сергеев Е.Ю. Большая игра, 1856-1907: мифы и реалии российско-британских отношений в Центральной и Восточной Азии. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2012. 454 с.Сушенцов А.А. Малые войны США: политическая стратегия США в конфликтах в Афганистане и Ираке в 2000-2010-х годах. М.: Аспект Пресс, 2014. 272 с.Таннер С. «Афганистан: история войн от Александра Македонского до падения «Талибан»» /Пер. с английского С. М. Саксина. - М.: «Эксмо», 2004.448 с. Христофоров В.С. Афганистан. Правящая партия и армия (1978-1989). М.:Граница, 2009. 318 с.Христофоров В.С.Афганистан: военно-политическое присутствие СССР 1979-1989 гг. М.: ИРИ РАН, 2016. 544 с.Южаков С.Н. Афганистан и сопредельные страны. Политико-исторический очерк. М.:Ленанд, 2015. 208 с. СтатьиАманбекова Ш. Влияние афганского кризиса на процесс исламизации Центральной Азии // Постсоветские исследования. 2018. №3. С.318-329.Асеф Н. Возвращение России в Афганистан: перспективы двустороннего экономического сотрудничества // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2017. №4. С.781-792.Демидов К.Б Афганистан: «война с террором» как ключевая причина новых проявлений терроризма // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9, Востоковедение и африканистика: Реферативный журнал. 2022. №1. С.55-73.Гасайниев З.Г. Военная операция США на территории Афганистана в 2001-2014 гг. И ее последствия // Символ науки. 2020. №2. С.20-23.Кайхан А. Афганистан до войны и после войны и роль мировых держав (России и США) в его политике // Процветание науки. 2022. №1 (7). С.3-19.Конаровский М.А. Некоторые военно-политические аспекты операции США и НАТО в Афганистане // Актуальные проблемы Европы. 2013. № 3. С. 15-46.Лунев С.И. Проблемы терроризма и подходы к Афганистану в треугольнике Россия-Индия-Китай // Сравнительная политика. 2020. №2. С.76-88.Любин В.П., Алонци Р. Афганские мигранты 2021 г. и идентичность ЕС // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2022. №5-1. С.677-682. МачитидзеГ.Г. Афганский излом в зеркале российской политики: Россия и движение «Талибан» // РСМ. 2022. №1 (114). С.6-21.Мачитидзе Г.Г. Стратегия в Афганистане: артефакт президента Д. Трампа // РСМ. 2020. №1 (106). С.119-138.Митрофаненкова О.Е. Политика международных акторов по борьбе с наркотиками в Афганистане (2001-2019 гг.) // Восточная аналитика. 2020. №2. С.85-102.Морозов Ю.В. Проблемы и перспективы взаимодействия в Афганистане заинтересованных в этом государств и их союзов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2018. №5 (362). С.955-971.Наматов М.А., Ламбаль А. Талибы в Афганистане: сценарии развития // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2022. №5-1. С.233-235.Небренчин А.С. Актуальные вопросы обеспечения национальной безопасности России и Китая в современном мире // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2022. №5-1. С.236-239.Никифорова Т.В. К стратегии внешнеэкономической политики России: Республика Афганистан // Экономический журнал. 2010. №19. С.17-25.Новикова О.Н. Сложность мирного процесса в Афганистане // АПЕ. 2020. №2. С.173-194.Малышева Д.Б. Международно-политическая конкуренция и сотрудничество в центральноазиатском регионе // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2022. №5-1. С.463-465.Рабуш Т.В. Мусульманские государства и региональный вооруженный конфликт в Афганистане (1979-1989 гг. ): основные мотивы вовлечения // Исламоведение.2018.№2. С.59-70.Саранцева А.А. Причины и предпосылки появления движения «Талибан» // Архонт. 2020. №3 (18). С.104-110.Сафранчук И.А. Военно-политическая ситуация в Афганистане в связи с выводом Международных сил содействия безопасности // Ежегодник ИМИ МГИМО (У) МИД России. 2013. № 2 (4). С. 34-38.Степанова Е.А. Мирный процесс по Афганистану и роль России // ИМЭМО РАН. 2019. №2 (57). С.21-33.Степанова Е.А. Фактор ИГИЛ и движение Талибан в политике России по Афганистану и в более широком регионе // Проблемы терроризма, насильственного экстремизма и радикализации: Спецвыпуск. Пути к миру и безопасности. 2017. № 1(52). C. 213-237.Тетерюк А.С., Чижевский Я.А. Оценка эффективности военного аспекта стратегии НАТО в Афганистане, принятой при Б. Обаме // Сравнительная политика. 2015. №2 (19).С.110-124.Топорков В. М. Советско-афганские отношения в системе международных связей СССР до Апрельской революции (1978 г.) в Афганистане // Вестник Пермского университета. История, 2012. Вып. 1 (18). С. 221-223.Топорков В.М. Тайная стратегия США в Афганистане в 1979-1989 гг. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. №26. С.54-62.Диссертационные исследованияНессар М.О. История политического развития современного Афганистана: дис. ... канд. ист. наук. М., 2014. 237 с.Топорков В.М.Советско-афганские отношения в 1975-1991 гг.: исторический опыт разработки и реализации военно-политической стратегии СССР : диссертация доктора исторических наук. Чебоксары, 2015. 489 с.
Список использованных источников и литературы
Источники
Нормативные документы
1. Авиабаза «Кант» // Министерство Обороны Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ens.mil.ru/education/higher/more.htm?id=11753@morfOrgEduc (дата обращения: 01.02.2022).
2. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 30 ноября 2016 г.) // Министерство иностранных дел РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/2542248 (дата обращения: 01.02.2022).
3. О визите в Россию талибской делегации // Министерство Иностранных Дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://archive.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4544382 (дата обращения: 01.02.2022).
4. Решение Верховного Суда РФ от 14 февраля 2003 г. № ГКПИ 03-116 // Национальный Антитеррористический комитет [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nac.gov.ru/zakonodatelstvo/sudebnye-resheniya/reshenie-verhovnogo-suda-rf-ot-14-fevralya.html (дата обращения: 01.02.2022).
5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. // Официальные сетевые ресурсы Президента России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/supplement/424 (дата обращения: 04.02.2022).
6. Constitution of Afghanistan = Assasi Qanun (1964) // University of Nebraska [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://digitalcommons.unl.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1005&context=afghanenglish (дата обращения: 01.02.2022).
7. Constitution of the Republic of Afghanistan. Kabul: Government Printing House, 1977. 81 p
Международно-правовые документы
8. Договор между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Афганистаном. Москва. 28 февраля 1921 г. // Электронная библиотека исторических документов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/136132-dogovor-mezhdu-rossiyskoy-sotsialisticheskoy-federativnoy-sovetskoy-respublikoy-i-afganistanom-moskva-28-fevralya-1921-goda#mode/inspect/page/2/zoom/4 (дата обращения: 01.02.2022).
9. Совместное заявление участников Московского формата консультаций по Афганистану, Москва, 20 октября 2021 года // Министерство Иностранных Дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://archive.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4913908 (дата обращения: 01.02.2022).
10. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о статусе и условиях пребывания российской военной базы на территории Республики Таджикистан // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902383806 (дата обращения: 01.02.2022).
11. The Geneva accords: agreements on the settlement of the situation relating to Afghanistan // United Nations [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://digitallibrary.un.org/record/171021?ln=en (дата обращения: 01.02.2022).
Документы международных организаций
12. Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества // Шанхайская организация сотрудничества [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rus.sectsco.org/documents/ (дата обращения: 01.02.2022).
13. Душанбинская декларация двадцатилетия ШОС // Шанхайская Организация Сотрудничества [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rus.sectsco.org/news/20210917/779142.html (дата обращения: 01.02.2022).
14. Об итогах внеочередной сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ, посвященной ситуации в Афганистане и ее влиянию на безопасность государств – членов ОДКБ // Организация договора о коллективной безопасности [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mfa.tj/ru/main/view/8852/vizit-prezidenta-respubliki-tadzhikistan-vo-frantsuzskuyu-respubliku (дата обращения: 01.02.2022).
15. Резолюция 1333 (2000), принятая Советом Безопасности на его 4251-м заседании 19 декабря 2000 года // Организация Объединенных наций [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/securitycouncil/ru/s/res/1333-%282000%29 (дата обращения: 01.02.2022).
16. Резолюция 1368 (2001), принятая Советом Безопасности на его 4370-м заседании 12 сентября 2001 года // Организация Объединенных наций [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://undocs.org/ru/S/RES/1368(2001) (дата обращения: 01.02.2022).
17. Управление ООН по наркотикам и преступности [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.unodc.org/unodc/ru/index.html (дата обращения: 01.02.2022).
18. Human Development Report // United Nations [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr_2020_overview_english.pdf (дата обращения: 01.02.2022).
19. The Global Afghan Opium Trade // United Nations Office on Crime and Drugs [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://digitallibrary.un.org/record/448051 (дата обращения: 01.02.2022).
20. The global heroin market // United Nations Office on Crime and Drugs [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.unodc.org/documents/wdr/WDR_2010/1.2_The_global_heroin_market.pdf (дата обращения: 01.02.2022).
Дипломатические документы
21. Встреча с Президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым // Официальные сетевые ресурсы Президента России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/66419 (дата обращения: 01.02.2022).
22. Замир Кабулов: Интересы талибов по борьбе с ИГИЛ в Афганистане объективно совпадают с российскими // Интерфакс [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.interfax.ru/interview/486757 (дата обращения: 01.02.2022).
23. Лавров назвал представителей талибов «вменяемыми людьми» // РИА Новости [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20210723/lavrov-1742529842.html (дата обращения: 01.02.2022).
24. Лавров объяснил необходимость контактов Москвы с талибами // РБК [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/21/08/2018/5b7c38fe9a7947434848b6d1 (дата обращения: 01.02.2022).
25. Россия готова выступить гарантом соглашения между США и талибами // РИА Новости [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20190904/1558283590.html (дата обращения: 01.02.2022).
26. President Unveils New Afghanistan, South Asia Strategy // US Department of Defense [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.defense.gov/Explore/News/Article/Article/1284964/president-unveils-new-afghanistan-south-asia-strategy/ (дата обращения: 01.02.2022).
27. Remarks by President Biden on the Drawdown of U.S. Forces in Afghanistan // The White House [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speeches-remarks/2021/07/08/remarks-by-president-biden-on-the-drawdown-of-u-s-forces-in-afghanistan/ (дата обращения: 01.02.2022).
Публицистические документы
28. Афганское движение "Талибан" открывает представительство в Катаре // ТАСС [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/618239 (дата обращения: 01.02.2022).
29. Ашраф Гани предложил признать «Талибан» легитимным // Радио Азаттык [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rus.azattyq.org/a/29069996.html (дата обращения: 01.02.2022).
30. Банк ТКБ и Azizi Bank (Афганистан) подписали соглашения о расширении межбанковского сотрудничества // CreditPower,Ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://creditpower.ru/banknews/20171123/bank-tkb-i-azizi-bank-afganistan-podpisali-soglashenija-o-rasshirenii-mezhbankovskogo-sotrudnichestva/ (дата обращения: 01.02.2022).
31. Встреча Путина с представителями «Единой России». Главное // Известия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://iz.ru/export/google/amp/1210854 (дата обращения: 01.05.2022).
32. В ходе наркотической войны против России США уничтожили более полумиллиона россиян // Информационное агенство Аврора [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://aurora.network/articles/183-sobytija/44847-v-khode-narkotichesko-vo-ny-protiv-rossii-ssha-unichtozhili-bolee-polumilliona-rossijan (дата обращения: 01.05.2022).
33. Посевные площади опиумного мака в Афганистане достигли рекордных размеров // РИА новости [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/world/20171115/1508862673.html (дата обращения: 01.02.2022).
34. Учения ОДКБ "Рубеж-2021" стартовали в Киргизии // ТАСС [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/armiya-i-opk/12316225 (дата обращения: 01.02.2022).
35. Russia 'arming the Afghan Taliban', says US // BBC [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bbc.com/news/world-asia-43500299 (дата обращения: 01.02.2022).
36. The Soviet Transition; U.S. and Soviets to End Arms Sales to Afghan Rivals // The New York Times [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nytimes.com/1991/09/14/world/the-soviet-transition-us-and-soviets-to-end-arms-sales-to-afghan-rivals.html (дата обращения: 01.02.2022).
Научная литература
Монографии
37. Акимбеков С.М. Афганский узел и проблемы безопасности Центральной Азии. Алматы, 2003. 163 с.
38. БелокреницкийВ. Я., Сикоев Р. Р. Движение Талибан и перспективы Афганистана и Пакистана. М.: ИВ РАН, 2014. 216 с.
39. Конаровский М. А. Афганистан на рубеже веков: новый перекресток судьбы. М.: МГИМО-Университет, 2020. 355 с.
40. Коргун В.Г. История Афганистана. XX век. М.: ИВ РАН, 2004. 508 с.
41. Лалетин Ю. П. Политсистема Афганистана как идеальный тип: воздействие племен. М.: МГИМО-Университет, 2008. 105 с.
42. Никитенко Е. Г. Афганистан: От войны 80-х до прогноза новых войн. М.: Астрель : ACT, 2004. 362 с.
43. Пластун В.Н., Андрианов В.В. Наджибулла. Афганистан в тисках геополитики. М.:Рубин, 1998. 240 с.
44. Порохов С.Ю. Битва империй: Англия против России». М.: АСТ, 2008. 352 с.
45. Сергеев Е.Ю. Большая игра, 1856-1907: мифы и реалии российско-британских отношений в Центральной и Восточной Азии. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2012. 454 с.
46. Сушенцов А.А. Малые войны США: политическая стратегия США в конфликтах в Афганистане и Ираке в 2000-2010-х годах. М.: Аспект Пресс, 2014. 272 с.
47. Таннер С. «Афганистан: история войн от Александра Македонского до падения «Талибан»» /Пер. с английского С. М. Саксина. - М.: «Эксмо», 2004.448 с.
48. Христофоров В.С. Афганистан. Правящая партия и армия (1978-1989). М.:Граница, 2009. 318 с.
49. Христофоров В.С. Афганистан: военно-политическое присутствие СССР 1979-1989 гг. М.: ИРИ РАН, 2016. 544 с.
50. Южаков С.Н. Афганистан и сопредельные страны. Политико-исторический очерк. М.:Ленанд, 2015. 208 с.
Статьи
51. Аманбекова Ш. Влияние афганского кризиса на процесс исламизации Центральной Азии // Постсоветские исследования. 2018. №3. С.318-329.
52. Асеф Н. Возвращение России в Афганистан: перспективы двустороннего экономического сотрудничества // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2017. №4. С.781-792.
53. Демидов К.Б Афганистан: «война с террором» как ключевая причина новых проявлений терроризма // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 9, Востоковедение и африканистика: Реферативный журнал. 2022. №1. С.55-73.
54. Гасайниев З.Г. Военная операция США на территории Афганистана в 2001-2014 гг. И ее последствия // Символ науки. 2020. №2. С.20-23.
55. Кайхан А. Афганистан до войны и после войны и роль мировых держав (России и США) в его политике // Процветание науки. 2022. №1 (7). С.3-19.
56. Конаровский М.А. Некоторые военно-политические аспекты операции США и НАТО в Афганистане // Актуальные проблемы Европы. 2013. № 3. С. 15-46.
57. Лунев С.И. Проблемы терроризма и подходы к Афганистану в треугольнике Россия-Индия-Китай // Сравнительная политика. 2020. №2. С.76-88.
58. Любин В.П., Алонци Р. Афганские мигранты 2021 г. и идентичность ЕС // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2022. №5-1. С.677-682.
59. Мачитидзе Г.Г. Афганский излом в зеркале российской политики: Россия и движение «Талибан» // РСМ. 2022. №1 (114). С.6-21.
60. Мачитидзе Г.Г. Стратегия в Афганистане: артефакт президента Д. Трампа // РСМ. 2020. №1 (106). С.119-138.
61. Митрофаненкова О.Е. Политика международных акторов по борьбе с наркотиками в Афганистане (2001-2019 гг.) // Восточная аналитика. 2020. №2. С.85-102.
62. Морозов Ю.В. Проблемы и перспективы взаимодействия в Афганистане заинтересованных в этом государств и их союзов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2018. №5 (362). С.955-971.
63. Наматов М.А., Ламбаль А. Талибы в Афганистане: сценарии развития // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2022. №5-1. С.233-235.
64. Небренчин А.С. Актуальные вопросы обеспечения национальной безопасности России и Китая в современном мире // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2022. №5-1. С.236-239.
65. Никифорова Т.В. К стратегии внешнеэкономической политики России: Республика Афганистан // Экономический журнал. 2010. №19. С.17-25.
66. Новикова О.Н. Сложность мирного процесса в Афганистане // АПЕ. 2020. №2. С.173-194.
67. Малышева Д.Б. Международно-политическая конкуренция и сотрудничество в центральноазиатском регионе // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. 2022. №5-1. С.463-465.
68. Рабуш Т.В. Мусульманские государства и региональный вооруженный конфликт в Афганистане (1979-1989 гг. ): основные мотивы вовлечения // Исламоведение. 2018. №2. С.59-70.
69. Саранцева А.А. Причины и предпосылки появления движения «Талибан» // Архонт. 2020. №3 (18). С.104-110.
70. Сафранчук И.А. Военно-политическая ситуация в Афганистане в связи с выводом Международных сил содействия безопасности // Ежегодник ИМИ МГИМО (У) МИД России. 2013. № 2 (4). С. 34-38.
71. Степанова Е.А. Мирный процесс по Афганистану и роль России // ИМЭМО РАН. 2019. №2 (57). С.21-33.
72. Степанова Е.А. Фактор ИГИЛ и движение Талибан в политике России по Афганистану и в более широком регионе // Проблемы терроризма, насильственного экстремизма и радикализации: Спецвыпуск. Пути к миру и безопасности. 2017. № 1(52). C. 213-237.
73. Тетерюк А.С., Чижевский Я.А. Оценка эффективности военного аспекта стратегии НАТО в Афганистане, принятой при Б. Обаме // Сравнительная политика. 2015. №2 (19). С.110-124.
74. Топорков В. М. Советско-афганские отношения в системе международных связей СССР до Апрельской революции (1978 г.) в Афганистане // Вестник Пермского университета. История, 2012. Вып. 1 (18). С. 221-223.
75. Топорков В.М. Тайная стратегия США в Афганистане в 1979-1989 гг. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. №26. С.54-62.
Диссертационные исследования
76. Нессар М.О. История политического развития современного Афганистана: дис. ... канд. ист. наук. М., 2014. 237 с.
77. Топорков В.М. Советско-афганские отношения в 1975-1991 гг.: исторический опыт разработки и реализации военно-политической стратегии СССР : диссертация доктора исторических наук. Чебоксары, 2015. 489 с.
Вопрос-ответ:
Какая позиция России в гражданской войне в Афганистане?
В гражданской войне в Афганистане Россия заняла позицию поддержки правительства и борьбы против талибов. Россия предоставляла военную и финансовую помощь правительственным силам и выражала опасения по поводу террористической угрозы, исходящей из Афганистана.
Какие геополитические интересы и цели имела Россия в Афганистане?
Геополитические интересы и цели России в Афганистане включали обеспечение безопасности на своей южной границе, предотвращение распространения терроризма и наркотрафика, сохранение влияния в регионе Центральной Азии, а также защиту интересов русскоязычных населений в Афганистане.
Какие основные этапы развития российско-афганских отношений до вывода военного контингента США?
Основными этапами развития российско-афганских отношений до вывода военного контингента США были период вооруженной интервенции СССР в Афганистане с 1979 по 1989 год, последующее установление контактов и сближение с новым правительством Афганистана, а также взаимодействие в рамках Шанхайской организации сотрудничества.
Как развиваются российско-афганские отношения на современном этапе?
На современном этапе российско-афганские отношения развиваются в различных сферах, включая политическую, экономическую и военную сотрудничество. Россия поддерживает усилия правительства Афганистана в борьбе против терроризма, предоставляет гуманитарную помощь и оказывает помощь в восстановлении страны.
Какие проблемы и перспективы российско-афганских отношений существуют на современном этапе?
Проблемы российско-афганских отношений на современном этапе включают продолжающуюся угрозу терроризма и наркотрафика из Афганистана, сложности в установлении мира и стабильности в стране, а также некоторые разногласия и конфликты интересов. Одновременно с этим существуют перспективы для укрепления сотрудничества в области безопасности, экономики и человеческого развития.
Какие особенности были во время гражданской войны в Афганистане?
Во время гражданской войны в Афганистане были такие особенности, как наличие различных фракций, борющихся за власть в стране, их связь с внешними акторами, использование различных вооруженных сил и террористических группировок, а также большое число жертв и разрушений.
Какие геополитические интересы и цели имела Россия в Афганистане?
Россия имела такие геополитические интересы и цели в Афганистане, как обеспечение своей безопасности и стабильности в регионе, борьба с терроризмом и наркотрафиком, налаживание экономических связей, восстановление влияния и присутствия в Центральной Азии.
Как развиваются российско-афганские отношения на современном этапе?
На современном этапе российско-афганские отношения развиваются через укрепление взаимного понимания, расширение экономического сотрудничества, содействие политическому урегулированию, оказание гуманитарной помощи и поддержка в реконструкции Афганистана. Однако, остаются нерешенными такие проблемы, как борьба с терроризмом, наркотиками и безопасностью в регионе.