Социология молодежи как отрасль социологического знания

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Социология общая
  • 13 13 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 14.06.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Раздел 1. Предыстория и предпосылки развития социологии молодежи в структуре социологического знания 5
Раздел 2. Зарубежные концепции и теории, рассматривающие молодежь как социальную группу 9
Раздел 3. Концепции и идеи российских социологов, изучающих проблемы молодежи 11
Заключение 12
Список литературы 13

Фрагмент для ознакомления

Но уже ко второй половине 1920-х годов возник исследовательский интерес к молодежи как социальной группе. Тогда в предметную область вошло изучение ее трудовых и бытовых проблем и ценностных ориентаций. Выделялись три основные направления для исследования молодежной среды. Первое направление сводилось к разработке проблем рабочей молодежи и использования детского труда (И.А. Арямов «Рабочий американский», Б.А. Зайцев «Труд и быт рабочих подростков», Б.Б. Коган и М.С. Лебединский «Быт рабочей молодежи», А.И. Колодная «Интересы рабочего подростка», сборник «Вопросы педологии рабочего подростка»). Второе направление занималось изучением проблем учащейся молодежи. Делались интегральные обобщения, основывавшиеся на педагогических концепциях (П.П. Блонский и Л.С. Выготский).Третье направление фокусировалось на молодежных движениях. Именно в 20-е годы зачатки молодежных захватывают организационную структуру в рамках идейно-политического контроля.ЗаключениеОснову развития современных исследований молодежи составляет мультипарадигмальность, позволившая преодолеть узость классических социологических теорий и методов познания в условиях динамизма социальной реальности, отразить нелинейность и диверсификацию внутри молодежи и общества, исследовать новые противоречия в их взаимодействии, увязать многообразие социальных практик. Существующие теоретические подходы к социологии молодежи свидетельствует об успешном процессе ее становления за прошедший период, так и о формировании научного потенциала, способного обеспечить дальнейшее развитие данной отрасли социологического знания. Глубокая преемственность в формировании теоретической традиции исследования молодежной проблематики детерминирует эвристический потенциал современной социологии молодежи.Молодежь не является саморазвивающейся системой и включена во все многообразие структур и отношений общества, поэтому молодежные проблемы невозможно рассматривать в отрыве от общественных и глобальных мировых процессов. Молодые люди задействованы в различных сферах общественной жизни (труд, творчество, наука, образование, семья, религия, право, политика и др.). Молодые люди, не теряя связей со своей группой, принимают самое непосредственное и даже активное участие в других социальных группах и общественных институтах, порой выступая в роли катализаторов сложных общественных процессов и преобразований. Место молодежных групп в социальной структуре общества сложно определить однозначно. В экономической структуре общества молодежь занимает позиции ниже среднего, т.к. доходы «молодых взрослых» как правило невысокие, а юные зависят от родителей. Отсутствие опыта работы и знаний препятствуют получению средней и высокой зарплаты.Список литературыБацына Я.В. Актуальные проблемы социологии молодежи в XXI в // Теория и практика общественного развития. 2017. – С. 13 – 15.Волков, Ю. Г. Социология молодежи : учеб. пособие / Ю. Г.Волков, В. И. Добреньков, Ф. Д. Кадария и др.; под ред. Ю. Г. Волкова. — Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 576 с.Горбачева Н.Б Изучение молодежи в социологическом аспекте // БГЖ. 2014. №4 (9). – С. 57 – 60.Лупандин В.Н. Социология молодёжи: учебное пособие / В. Н. Лупандин ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Гос. ун-т - учебно-научно-производственный комплекс". - Орел :Госун-т - УНПК, 2011. - 235 с. Манхейм, К. Диагноз нашего времени. – М.: Юрист, 1997. – 700 с.Маркузе, Г. Одномерный человек. – М.: Госполитиздат, 1994. – 651 с.Чупров В.И. Становление отечественной школы социологии молодежи // Россия реформирующаяся. 2019. №17. – С. 103 – 125. Шпрангер, Э. Психология юношеского возраста. – М.: Мысль, 1995.Эриксон, Э. Детство и общество. – СПб.: Балашиха АСТ, 1996. – 589 с.Abrams М. The Teenage Consumer. - London: Press Exchange, 1959.Cagle V. Reconstructing Pop Subculture: Art, Rock and Andy Warhol. L.: Sage, 1995.Tenbruck F. Jugend und Gesellschaft. Freiburg, 1965. S. 181.

Список литературы

1. Бацына Я.В. Актуальные проблемы социологии молодежи в XXI в // Теория и практика общественного развития. 2017. – С. 13 – 15.
2. Волков, Ю. Г. Социология молодежи : учеб. пособие / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, Ф. Д. Кадария и др.; под ред. Ю. Г. Волкова. — Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 576 с.
3. Горбачева Н.Б Изучение молодежи в социологическом аспекте // БГЖ. 2014. №4 (9). – С. 57 – 60.
4. Лупандин В.Н. Социология молодёжи: учебное пособие / В. Н. Лупандин ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Гос. ун-т - учебно-научно-производственный комплекс". - Орел : Госун-т - УНПК, 2011. - 235 с.
5. Манхейм, К. Диагноз нашего времени. – М.: Юрист, 1997. – 700 с.
6. Маркузе, Г. Одномерный человек. – М.: Госполитиздат, 1994. – 651 с.
7. Чупров В.И. Становление отечественной школы социологии молодежи // Россия реформирующаяся. 2019. №17. – С. 103 – 125.
8. Шпрангер, Э. Психология юношеского возраста. – М.: Мысль, 1995.
9. Эриксон, Э. Детство и общество. – СПб.: Балашиха АСТ, 1996. – 589 с.
10. Abrams М. The Teenage Consumer. - London: Press Exchange, 1959.
11. Cagle V. Reconstructing Pop Subculture: Art, Rock and Andy Warhol. L.: Sage, 1995.
12. Tenbruck F. Jugend und Gesellschaft. Freiburg, 1965. S. 181.

Вопрос-ответ:

Какова предыстория и предпосылки развития социологии молодежи в структуре социологического знания?

Предыстория развития социологии молодежи начинается во второй половине 1920-х годов, когда появился исследовательский интерес к молодежи как социальной группе. В этот период началась активная работа по изучению характеристик молодежи, ее социального поведения, особенностей социализации и влияния социального окружения на формирование личности. Это было связано с общей потребностью понять и объяснить явления, происходящие в обществе, а также с интересом к разработке стратегий взаимодействия с молодежью.

Какие зарубежные концепции и теории рассматривают молодежь как социальную группу?

Среди зарубежных концепций и теорий, рассматривающих молодежь как социальную группу, можно выделить такие: теория статусных ролей Эриксона, концепция столкновения поколений, теория ресурсов молодежи, теория становления взрослости и др. В основе этих концепций лежит представление о молодежи как особой социальной группе с определенными характеристиками и специфическими проблемами.

Какие концепции и идеи российских социологов изучают проблемы молодежи?

В России также разработаны различные концепции и идеи, изучающие проблемы молодежи. Некоторые из них включают в себя анализ социальных рисков и проблем молодежи, изучение процессов социализации, анализ социальной стратификации среди молодежи, исследование молодежных субкультур и др. Российские социологи активно занимаются изучением молодежи как социальной группы и приносят свой вклад в развитие социологического знания на эту тему.

Какие теории и исследования изучают характеристики молодежи?

Существует множество теорий и исследований, посвященных изучению характеристик молодежи. Некоторые из них ориентированы на изучение социального статуса молодежи, социальных ролей и идентичности, проблем самоопределения и самореализации, особенностей участия в общественной и политической жизни и т.д. Эти теории и исследования помогают лучше понять молодежь как социальную группу и разрабатывать эффективные стратегии работы с ней.

Какими были предпосылки развития социологии молодежи?

Одной из предпосылок развития социологии молодежи был возникающий исследовательский интерес к молодежи как социальной группе уже во второй половине 1920-х годов.

Какие зарубежные концепции и теории рассматривают молодежь как социальную группу?

В зарубежной социологии существуют различные концепции и теории, рассматривающие молодежь как социальную группу. Некоторые из них включают в себя теорию идентичности, теорию социального капитала, теорию становления взрослости и т.д.

Какие концепции и идеи российских социологов изучают проблемы молодежи?

В российской социологии существует несколько концепций и идей, изучающих проблемы молодежи. Некоторые из них включают в себя концепцию "жизненного пути", концепцию "субкультурных групп" и концепцию "образовательных ресурсов".

Какие разделы содержит статья "Социология молодежи как отрасль социологического знания"?

Статья "Социология молодежи как отрасль социологического знания" содержит три раздела. Первый раздел посвящен предыстории и предпосылкам развития социологии молодежи, второй раздел рассматривает зарубежные концепции и теории, а третий раздел описывает концепции и идеи российских социологов, изучающих проблемы молодежи.

В каком году появился исследовательский интерес к молодежи как социальной группе?

Исследовательский интерес к молодежи как социальной группе начал возникать уже во второй половине 1920-х годов.

Какая предыстория и предпосылки развития социологии молодежи?

Социология молодежи как отдельная отрасль социологического знания начала формироваться во второй половине 20-го века. Ранее интерес к молодежи был скорее исключительным случаем, исследование которого осуществлялось в рамках общих социологических исследований. Однако к концу 1920-х годов, возник исследовательский интерес к молодежи как социальной группе, и появились первые работы, посвященные этой теме.