Межпредметное содержание курсов физики и биологии в основной школе
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 20.07.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ПРАКТИКЕ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 5
1.1 Понятие и классификация межпредметных связей 5
1.2 Значение, задачи, функции и формы связи между учебными предметами 9
1.3 Психолого-педагогические основы реализации межпредметных связей в курсе физики основной школы 12
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И БИОЛОГИИ 16
2.1 Связь курса физики с биологией 16
2.2 Анализ проведения внеклассного мероприятия по физике «Своя игра» в средней школе 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 26
Курс физики должен включать материал, показывающий универсальность некоторых понятий в физике, а также специфику применения этих понятий в биологии, что будет способствовать их конкретизации и обобщению.Рассмотренные выше взаимодействия физики и биологии как наук и вытекающие из них направления связи физики и биологии как академических дисциплин, а также принципы отбора материалов помогли определить объем информации, который следует использовать в курс физики для реализации преподавания физики в междисциплинарной связи с биологией.Такой отбор материала привел к тому, что возникла необходимость разделить материал на части, логически связанные с конкретными вопросами курса физики и с конкретной темой урока. Каждая часть (фрагмент) включает в себя минимум биофизического материала, поэтому уменьшить объем информации без повреждения содержимого фрагмента становится невозможно. Стоит отметить, что содержание каждого последующего фрагмента логически связано с новой темой физики либо дополняет информацию, содержащуюся в предыдущей теме, либо расширяет ее [5,7,9,16,18].Из-за нехватки времени на изучение биофизический материал дублируется в учебниках по биологии. Поэтому мы предлагаем на уроках физики рассмотреть такие темы, как:1. Механика тела: архитектура строения скелета и костной ткани, динамические и статические нагрузки и их влияние на опорно-двигательный аппарат, перемещение центра тяжести при движении и поддержании равновесия, работа вестибулярного аппарата и причина укачивания;2. Диффузия в организме человека: через клеточные мембраны, через стенки легочных альвеол и стенки капилляров;3. Давление: начало артериального давления и его роль в кровообращении, давление на барабанную перепонку, величина перепада давления для дыхательных рефлексов, высотная болезнь и механизм ее возникновения;4. Оптическая система глаза: преломление светового луча роговицей и хрусталиком, механизм возникновения близорукости и дальнозоркости и их коррекции, появление изображения на сетчатке;5. Тепловые процессы: терморегуляция в организме человека и ее нарушения, энергетический обмен и его нарушения.Следует отметить, что рассмотрение бинокулярного зрения, цветового восприятия глаза, восприятия стереозвука ухом не входит в курс физики, но они очень важны, т.к. изучение этих тем даст учащимся большее общее представление о строение зрительной и слуховой системы человека [17].2.2 Анализ проведения внеклассного мероприятия по физике «Своя игра» в средней школеМероприятие имело название «Своя игра: «Физика и биология»». Мероприятие по физике «Своя игра» было проведено первым уроков вместо факультатива, чему ребята были рады. Игра была проведена в 8 «В» классе.Цель данного мероприятия:Положить начало формированию у обучающихся о связи естественных наук, в частности физики и биологии;Замотивировать обучающихся углубить собственные знания в данных дисциплинах;Актуализировать знания о физики и биологии.Задачи игры:Ознакомление учащихся со значением и ролью биологических знаний для развития техники, архитектуры, приборостроения и др.; обобщение, закрепление и систематизация знаний учащихся об изучаемых предметах;Развитие творческих способностей учеников; умения сравнивать, анализировать с логическими выводами.Формирование материалистического мировоззрения, воспитание стремления к знаниям, широкому образованию.Тип урока: комбинированный.Форма работы: работа в группах.Средства обучения: интерактивный комплекс, раздаточный материал (опрос, фишки, разноцветные колпачки), презентация.С организацией возникли некоторые проблемы, так как не хватает опыта и быстрой реакции на проблемные ситуации, поэтому без вмешательства учителя не обошлось. Учителю приходилось вмешиваться и во время игры, поскольку у ребят возникали вопросы, но у них было стеснение задать их ведущему. На некоторых вопросах возникали трудности. Многие уже не помнили материал за 7 класс, что разочаровало учителя. Возникали трудности в разрешении споров между командами. Чтобы в дальнейшем предотвратить такие заминки, необходимо почитать соответствующую литературу и почерпнуть опыта. Из-за ограниченности времени все вопросы пройти не удалось, поэтому конец мероприятия вышел скомканным, многие ребята ушли, так и не узнав кто победил. Обобщая всё вышесказанное, в будущем необходимо учесть, что на такого рода мероприятия необходимо больше времени, или в процессе сокращать содержательную часть. Необходимо также научится грамотной импровизации, чтобы из неловких ситуаций выходить победителем. Также необходимо научится признавать свои ошибки перед обучающимися, и не подавать виду, если что-то идёт не так, как планировалось.В целом, по результатам анкетирования, которое было проведено в конце мероприятия, можно сказать что ребята остались довольны мероприятием, у них появился интерес к связи физики и биологии, так что можно сказать что главная цель мероприятия была достигнута.Учитель отметил, что вопросы были подобраны хорошо, не слишком трудные, но и не слишком простые. Ученики лучше запоминают материал, если он был подан необычно, или в ходе игры, поэтому учитель уверен, что информация, которую они получили в ходе мероприятия, останется у них в памяти надолго. Было отмечено, что даже если что-то идёт не так, ни в коем случае не надо терять лицо, а наоборот, обернуть неприятность в свою сторону, будто бы так было задумано. Не стыдно так же признать свою ошибку перед обучающимися. В целом, учитель остался доволен мероприятием и активностью ребят.Исходя из опыта проведения мероприятия можно сделать главный вывод, что благодаря такому формату обучения ученики проявили интерес к связи наук физики и биологии, что доказывают их непосредственную связьЗАКЛЮЧЕНИЕВ этой работе мы рассмотрели научную теорию и научно-методическую литературу по использованию междисциплинарной коммуникации в средней школе; сформулировал понятие, функции и классификацию межсубъектного общения; рассматриваются значение, задачи и формы связи учебных предметов и устанавливается связь между изучением физики и биологии.Забота о построении содержания единого курса физики и укреплении его внутренних связей не ставит под угрозу его связь с другими учебными предметами.Межпредметные связи в обучении рассматриваются как дидактический принцип и как условие, фиксирующее цели и задачи, содержание, методы, средства и формы обучения различным научным предметам.Межпредметные связи позволяют выделить основные элементы содержания образования, позволяют развивать основные идеи, понятия, общенаучные методы учебной деятельности и возможность комплексного применения знаний из разных предметов в работе учащихся.Междисциплинарные связи влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником определенных видов межпредметных связей. Поэтому можно выделить те связи, которые учитываются в содержании физики и, наоборот, те, которые идут от физики к другим учебным предметам.Формирование у учащихся общей системы реальных знаний, отражающей взаимосвязь различных форм движения материи, является одной из основных воспитательных функций межпредметных связей. Формирование целостной научной картины мира требует обязательного учета междисциплинарных связей. Комплексный подход к образованию усилил воспитательные функции межпредметных связей курса физики, способствуя тем самым раскрытию единства природы общества - человека.В этих условиях укрепляются связи между физикой и предметами естественных и гуманитарных наук; совершенствуются навыки передачи знаний, их применение и разностороннее понимание.Таким образом, межпрдеметность представляет собой современный принцип обучения, влияющий на подбор и структуру учебных материалов по ряду предметов, укрепляющий системность знаний учащихся, активизирующий методы обучения, ориентирующий на использование сложных форм организации обучения, обеспечивающих единство учебного процесса. На основании организованного мероприятия можно сделать вывод о том, что студенты, обладая междисциплинарными знаниями, затрудняются применить их к описанию реальных процессов и явлений природы, то есть у них недостаточно сформирована способность к переносу знаний в новых условиях. Причина этого кроется в недостаточности и поверхностности использования педагогами межпредметных связей в обучении. В массовой школьной практике преобладают уроки с фрагментарным включением связей, родственные понятия в основном используются на уровне воспроизведения учебного материала других предметов для иллюстрации практического смысла изучаемого. Преподаватели сталкиваются с трудностями в подборе учебного материала для осуществления межпредметных связей и подходящих методов обучения, редко включают учащихся в самостоятельную работу по применению знаний различных предметов, в переводческий процесс.Поэтому разработка методики реализации межпредметных связей между курсом физики и курсом биологии необходима и целесообразна.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКУчебная литература:Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982.Богданов К.Ю. Физика в гостях у биолога. Библиотека «Квант». Выпуск 49.-М.: Наука, 1986.Боярчук В. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. Вологда, 1988. 74 с.Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии:Учеб. для студентов биол. фак. пед. институтов. 3-е изд. М.: Просвещение, 1976.Гаджиев Г. М. Системно-интегрированные составляющие информационной культуры будущего учителя // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. № 6. С. 43-48.Гурьев А. И. Межпредметные связи в теории и практике современного образования / Инновационные процессы в системе современного образования // Материалы всеросс. научно-практ. конференции. Горно-Алтайск, 1999. С. 12-13.Елагина B.C. Совершенствование подготовки учителей естественно-научныхдисциплин к деятельности по реализации межпредметных связей в школе (в условиях института повышения квалификации работников образования): Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1997.Елагина В. С. О подготовке учителей естественнонаучных дисциплин к самообразовательной деятельности по проблеме межпредметных связей // Наука и школа. 2000. № 3. С. 32-35.Злобина С.П. Межпредметные связи физики с биологией в 7-8 классах основной школы: Дис. . канд. пед. наук. Челябинск, 1999.Калмыкова З.И. Как организовать психолого-педагогический эксперимент вшколе (на материале преподавания физики). М.: Просвещение, 1981.Коган Б.Ю. Межпредметные связи естественно-технических дисциплин. -М.: Просвещение, 1971.Каменецкий С.Е., Пурыщева Н.С. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 368 с.Усова А.В., Орехов В.П. Методика преподавания физики в 7-8 классах средней школы: Пособие для учителя / - 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2009. – 319 с.Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.: Просвещение, 2008.Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессесовременной школы: Учебное пособие по спецкурсу для пед. институтов. М.: Просвещение, 1987.Царев Ю.С. Связь физики с биологией на уроках и факультативных занятиях по физике в средней школе (на материале курса физики 2-ой ступени): Дис. . канд. пед. наук. М., 1972.Интернет-ресурсы:Межпредметные связи физики и биологии на уроках физики. Звягин А.В. 20.05.2019. URL: https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2019/05/20/mezhpredmetnye-svyazi-fiziki-i-biologii-na-urokah-fiziki (дата обращения: 13.05.2022).Елагина В.С., Семенова Л.П. Межпредметные связи биологии и физики: теория и практика // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 2. – С. 64-66;URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=7697 (дата обращения: 14.05.2022).
1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982.
2. Богданов К.Ю. Физика в гостях у биолога. Библиотека «Квант». Выпуск 49. -М.: Наука, 1986.
3. Боярчук В. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. Вологда, 1988. 74 с.
4. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: Учеб. для студентов биол. фак. пед. институтов. 3-е изд. М.: Просвещение, 1976.
5. Гаджиев Г. М. Системно-интегрированные составляющие информационной культуры будущего учителя // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. № 6. С. 43-48.
6. Гурьев А. И. Межпредметные связи в теории и практике современного образования / Инновационные процессы в системе современного образования // Материалы всеросс. научно-практ. конференции. Горно-Алтайск, 1999. С. 12-13.
7. Елагина B.C. Совершенствование подготовки учителей естественно-научных дисциплин к деятельности по реализации межпредметных связей в школе (в условиях института повышения квалификации работников образования): Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1997.
8. Елагина В. С. О подготовке учителей естественнонаучных дисциплин к самообразовательной деятельности по проблеме межпредметных связей // Наука и школа. 2000. № 3. С. 32-35.
9. Злобина С.П. Межпредметные связи физики с биологией в 7-8 классах основной школы: Дис. . канд. пед. наук. Челябинск, 1999.
10. Калмыкова З.И. Как организовать психолого-педагогический эксперимент вшколе (на материале преподавания физики). М.: Просвещение, 1981.
11. Коган Б.Ю. Межпредметные связи естественно-технических дисциплин. -М.: Просвещение, 1971.
12. Каменецкий С.Е., Пурыщева Н.С. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 368 с.
13. Усова А.В., Орехов В.П. Методика преподавания физики в 7-8 классах средней школы: Пособие для учителя / - 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2009. – 319 с.
14. Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.: Просвещение, 2008.
15. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессесовременной школы: Учебное пособие по спецкурсу для пед. институтов. М.: Просвещение, 1987.
16. Царев Ю.С. Связь физики с биологией на уроках и факультативных занятиях по физике в средней школе (на материале курса физики 2-ой ступени): Дис. . канд. пед. наук. М., 1972.
Интернет-ресурсы:
17. Межпредметные связи физики и биологии на уроках физики. Звягин А.В. 20.05.2019. URL: https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2019/05/20/mezhpredmetnye-svyazi-fiziki-i-biologii-na-urokah-fiziki (дата обращения: 13.05.2022).
18. Елагина В.С., Семенова Л.П. Межпредметные связи биологии и физики: теория и практика // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 2. – С. 64-66; URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=7697 (дата обращения: 14.05.2022).
Вопрос-ответ:
Каково значение межпредметных связей в педагогической науке и практике школьного обучения?
Межпредметные связи имеют большое значение в педагогической науке и практике школьного обучения, так как они способствуют более глубокому и полноценному усвоению знаний учащимися. Они помогают установить взаимосвязи между разными учебными предметами, позволяют лучше понять и применить полученные знания в различных ситуациях.
Каковы психолого-педагогические основы реализации межпредметных связей в курсе физики в основной школе?
Психолого-педагогические основы реализации межпредметных связей в курсе физики в основной школе включают в себя учет возрастных особенностей учащихся, использование активных и интерактивных методов обучения, формирование умения самостоятельно находить связи между разными учебными предметами, развитие творческого мышления и познавательного интереса учащихся.
Какие связи между учебными предметами можно установить на уроках физики и биологии?
На уроках физики и биологии можно установить следующие связи между учебными предметами: взаимосвязь между физическими явлениями и биологическими процессами, связь между понятиями и законами физики и биологии, применение физических законов и принципов в биологических исследованиях, использование биологических примеров и материалов в изучении физики и т.д.
Какие примеры использования межпредметных связей на уроках физики и биологии можно привести?
Примеры использования межпредметных связей на уроках физики и биологии могут быть следующими: изучение физических принципов и законов, лежащих в основе работы живых организмов, использование знаний о биологических процессах для объяснения физических явлений, проведение физических экспериментов с использованием живых материалов и др.
Что такое межпредметные связи?
Межпредметные связи - это связи и взаимосвязи между различными учебными предметами, которые позволяют интегрировать знания и умения из разных областей знаний.
Какое значение имеет задача функции и формы связи между учебными предметами?
Задача функции и формы связи между учебными предметами состоит в том, чтобы обеспечить целостность и взаимодействие знаний и умений, а также развитие логического мышления и способности к интеграции знаний.
Какие психолого-педагогические основы используются при реализации межпредметных связей в курсе физики основной школы?
При реализации межпредметных связей в курсе физики основной школы используются такие психолого-педагогические основы, как принцип системности и целостности обучения, активное и проблемное обучение, развитие коммуникативных навыков и умений.
Как можно использовать межпредметные связи на уроках физики и биологии?
Межпредметные связи могут быть использованы на уроках физики и биологии путем объединения различных тем, применения знаний из одного предмета при изучении другого, проведения сравнительных анализов, использования междисциплинарных проектов и исследований.
Какие еще примеры межпредметных связей можно привести?
Примеры межпредметных связей могут включать изучение физиологии человека при изучении кинематики движения, соотношение основ физики и химии при изучении теплопроводности веществ, изучение генетики и эволюции при изучении наследственности и размножения в биологии и другие.
Какое значение имеет задача функции и формы связи между учебными предметами?
Задача функции и формы связи между учебными предметами заключается в том, чтобы обеспечить более эффективное и глубокое усвоение материала учениками. Это позволяет установить связь между разными знаниями и навыками, развить у учащихся системное и аналитическое мышление, а также облегчить перенос знаний и умений с одного учебного предмета на другой. Таким образом, задача функции и формы связи между учебными предметами способствует более глубокому и комплексному пониманию учебного материала.