Н. А. Бердяев о русском народе
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 15.06.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Будущее России и русского народа по Н. Бердяеву 4
2.Русский национальный характер и его противоречия как предмет осмысления Н. Бердяева 10
Заключение 17
Список литературы 18
Мыслитель отмечает отсутствие в мышлении евразийцев категории духовной свободы, являющейся основополагающей в мышлении Хомякова. То есть, создается впечатление, что православие евразийцы понимают как «этнографический факт, фольклор, центральный факт национальной культуры». Евразийцы не исследуют православие как факт духовной жизни, а ограничиваются поверхностным, внешним его рассмотрением. Н.А. Бердяев утверждал, что евразийцам близко «не русское, а азиатское, восточное, татарское, монгольское в русском», что выражается в особой любви к туранскому элементу в русской культуре. Действительно, евразийцы выступили против концепции пагубного воздействия татаро-монгольского ига на русскую культуру и историю, которая сложилась в отечественной историографии. В частности, евразийцы указывали, что по удельному весу монгольское влияние на Руси было более значимым, чем византийское. Они настаивали на том, что нельзя считать это влияние сплошь деструктивным. Однако Н.А. Бердяев предостерегает в связи с данной концепцией от выработки татарского самосознания, подмены русской идеи туранской.Религиозность русского народа, по мнению Бердяева и других философов (Н.О. Лосского, В.В. Розанова, Г.П. Федотова), была смыслообразующей чертой его характера. Но женственность русской религиозности делает человека преклоняющимся перед святостью, а не подражающим святым. Русскому народу присуще коллективное смирение. Православно-христианская идея стимулировала формирование лучших черт национального характера (бескорыстие, доверчивость, открытость) и тех качеств, что закрепляли историческое отставание России (покорность, пассивность). Русский национальный характер противоречив. С одной стороны, русский человек ищет внутренней свободы, стремится к Богу и Божественной правде, с другой стороны – он чрезмерно покорен, зависим, внешне пассивен. Каковы же пути выхода из данных противоречий? Согласно позиции Бердяева, русскому народу надо пойти по пути преодоления инертности, лени, консервативности, развивать в себе творческий дух. Н.А. Бердяев представляет нам комплексный анализ духовной жизни человека, затрагивает крайне актуальные и сложные проблемы свободы, познания, смысла бытия, самой природы человека, Божественного начала и его присутствия в нашем грешном мире. Главная мысль, утверждаемая Н.А. Бердяевым, состоит в том, что человек является творческим существом, а творчество – это дар Бога. Творчество предстает как средство духовного просветления и излечения, преодоления низменной и греховной человеческой природы.Кроме того, ещё одной наиболее важной ключевой идеей является мысль о необходимости любви к ближнему, так как именно эта любовь от Бога. «Любовь к дальнему», провозглашенная Ф. Ницше, для Н.А. Бердяева как любовь отвлеченная и безличная несет в себе корни зла.Такая любовь не свойственна русскому духу. Несомненно, философские взгляды Бердяева на назначение человека проникнуты библейско-христианскими идеями, однако философ последовательно развивает эти идеи и выводит их на новый актуальный уровень, обогащает и наполняет глубочайшим смыслом.Другое важное направление – это следование по христианскому пути, выработка умения отстаивать свою религиозную позицию, не дать секуляризации заострить негативные черты русского национального характера. Бердяев обнаруживает тот факт, что многие благочестивые православные люди были не способны защитить свою веру и религию. Бердяев стоит на позиции необходимости утверждения новой точки зрения, важно признать абсолютность и универсальность христианства.Христианство Бердяев определяется в качестве самой высшей религии, рядом с которой все остальные религии сосуществуют. Христианство является религией религий, соответственно, именно в ней заключена вся полнота религиозного откровения. В любом случае, все так или иначе подчинено христианство. Это, с позиции Бердяева, касается как дохристианских, так и внехристианских религиозных откровений. Христианство философ определяет как единую мировую религию. Языческие религии стали предчувствованием появления христианства. В данном отношении Бердяев высказывает свое согласие с позицией Шеллинга и Вл. Соловьева. Язычество постепенно открывало для себя истины христианство, однако открытие это было затуманенным. Христианство осуществило того, чего мучительно искал древний мир в своих мистериях. Языческие мистерии страдающего бога подобны природному умиранию и весеннему воскрешению жизни, они хотели в природном порядке осуществить то, что христианство осуществляет благодатной силой Божьей. И древние народы как раз жили отблесками христианского света. В игнорировании данного положения Бердяев усматривает огромную ошибку эволюционизма.Бердяев приходит к выводу о том, что следует полностью отказаться от позиции о том, что религия должна быть подвергнута отрицанию. Он полагает, что исторические науки в достаточной степени продемонстрировали свою неспособность и беспомощность в постижении истории и феноменологии христианства.ЗаключениеПроведенное исследование позволяет сделать следующие основные выводы.Н.А. Бердяев полагал, что у России и русского народа есть собственные уникальные задачи, которые предстоит выполнить в процессе исторического развития. Путь русского народа – это путь именно духовный, деятельный, он глубоко отличен от западного пути. Соответственно, Бердяев предостерегал от чрезмерного отождествления русским человеком себя с европейцами. Особую роль в формировании русского национального характера сыграли такие факторы, как география, культура. Благодаря этим факторам русскому человеку присущи следующие качества: терпение, коллективное смирение, доброта, чуткость, широта души, стремление найти смысл бытия, внутренняя мятежность. Бердяев постоянно напоминает о том, какое значение имеет для русского народа и для России православная религия, христианство. Именно христианство способствовало тому, что перед русским народом встала мессианская задача как таковая. Отступать от начал христианства и православия, глубокой религиозности русскому народу никак нельзя, поскольку в этом случае будет утрачен его духовный базис.Кроме того, противоречия русского национального характера возможно преодолеть, если русский народ сосредоточится на раскрытии собственного творческого духа, духа созидания, который в целом выступает как важнейшая часть человеческой природы. Список литературыБердяев Н. Судьба России. Режим доступа: http://lib.ru/HRISTIAN/BERDQEW/rossia.txtБердяев Н.А., Лосский Н.О. Русский народ. Богоносец или хам? – Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=210828&p=1 Бердяев Н.А. О назначении человека. (Опыт парадоксальной этики)//Ресурс локального доступаБердяев Н.А. Душа России. – Режим доступа: https://kartaslov.ru/Бердяев Н.А. Евразийцы. – Режим доступа: http://mnemosyne.ru/library/berdyaev-2.htmlБердяев Н.А. Наука о религии и христианская апологетика.// Путь. — 1927. — № 6. — С. 58Бозаджиев В.Л. Политическая психология [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. Л. Бозаджиев ; Российская акад. естествознания, Изд. дом Акад. естествознания. – М. : Изд. дом Акад. естествознания, 2015.Тучкова Т.В. Н. А. Бердяев о русском национальном характере. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/n-a-berdyaev-o-russkom-natsionalnom-haraktere
1. Бердяев Н. Судьба России. Режим доступа: http://lib.ru/HRISTIAN/BERDQEW/rossia.txt
2. Бердяев Н.А., Лосский Н.О. Русский народ. Богоносец или хам? – Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=210828&p=1
3. Бердяев Н.А. О назначении человека. (Опыт парадоксальной этики)//Ресурс локального доступа
4. Бердяев Н.А. Душа России. – Режим доступа: https://kartaslov.ru/
5. Бердяев Н.А. Евразийцы. – Режим доступа: http://mnemosyne.ru/library/berdyaev-2.html
6. Бердяев Н.А. Наука о религии и христианская апологетика.// Путь. — 1927. — № 6. — С. 58
7. Бозаджиев В.Л. Политическая психология [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. Л. Бозаджиев ; Российская акад. естествознания, Изд. дом Акад. естествознания. – М. : Изд. дом Акад. естествознания, 2015.
8. Тучкова Т.В. Н. А. Бердяев о русском национальном характере. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/n-a-berdyaev-o-russkom-natsionalnom-haraktere
Вопрос-ответ:
Какую роль Н.А. Бердяев приписывает русскому народу в будущем России?
Н.А. Бердяев считает, что будущее России зависит от русского народа. Он считает его главной носительницей духа и культуры. Бердяев верит, что русский народ способен преодолеть все трудности и привести Россию к благополучию и процветанию.
Как Н.А. Бердяев описывает русский национальный характер и какие противоречия он видит в нем?
Н.А. Бердяев считает, что русский национальный характер обладает особыми чертами. Он отмечает, что русский народ объединяет в себе противоречивые качества - свободолюбие и потребность в иерархии, веру в самобытность и желание подражать Западу, глубокую духовность и материализм.
Как Н.А. Бердяев оценивает понимание православия евразийцами?
Н.А. Бердяев отмечает, что у евразийцев отсутствует понимание православия как духовной свободы. Они воспринимают православие как этнографический факт, фольклор или центральный факт национальной культуры. Бердяев указывает на необходимость углубленного осмысления истинного смысла православной веры.
Какие основные проблемы современного русского народа выделяет Н.А. Бердяев?
Согласно Н.А. Бердяеву, современный русский народ сталкивается с рядом проблем, таких как кризис самоидентификации, потеря духовной ценности, утрата нравственных ориентиров и негативное влияние Запада. Бердяев считает, что русский народ должен преодолеть эти проблемы и вернуться к своим духовным корням.
Какие рекомендации Н.А. Бердяев даёт русскому народу для достижения процветания России?
Н.А. Бердяев рекомендует русскому народу вернуться к своей духовности, найти в себе силы для преодоления противоречий своего национального характера, отказаться от подражания Западу и развивать свое особое культурное и духовное наследие. Он считает, что только так русский народ сможет повлиять на будущее России и привести ее к процветанию.
Какое мнение выражает Н. А. Бердяев о будущем России и русского народа?
Н. А. Бердяев считает, что будущее России и русского народа находится в их духовном пробуждении. Он утверждает, что Россия не сможет достичь прогресса и величия через механическое копирование западных ценностей, а должна восстать на основе своей религиозной и духовной идентичности. Он подчеркивает значение православия и духовности в развитии России и русского народа.
Как Н. А. Бердяев считает, что можно описать русский национальный характер?
Н. А. Бердяев описывает русский национальный характер как противоречивый. Он говорит, что русский народ обладает глубокой духовностью, внутренней свободой и чувством справедливости. Однако, он также отмечает, что русский характер имеет тенденцию к мечтательности, отсутствию практичности и склонности к мистицизму. Такие противоречия, по Бердяеву, являются источником сложностей и вызовов для русского народа.
Каким образом Н. А. Бердяев оценивает отношение евразийцев к православию?
Н. А. Бердяев отмечает недостаток категории духовной свободы в мышлении евразийцев и их понимание православия. Он замечает, что для евразийцев православие представляет собой только этнографический факт и центральный элемент национальной культуры, но отсутствует понимание его глубокой религиозной сущности. Бердяев считает, что это ограниченное видение православия вносит определенные ограничения в развитие и самоопределение русского народа.
Какие идеи Н. А. Бердяев высказывает относительно будущего России и русского народа?
Н. А. Бердяев подчеркивает, что будущее России и русского народа зависит от их способности обрести духовное возрождение. Он считает, что стремление России к модернизации и развитию должно основываться на ее собственных духовных и культурных традициях, а не на бездумном копировании западных образцов. Бердяев также подчеркивает важность православия и духовности в развитии России и русского народа, отмечая их глубину и уникальность.