Методика воспитания гибкости в школе
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 19.06.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения гибкости как физического качества 5
1.1 Общая характеристика гибкости как физического качества 5
1.2 Возрастные аспекты воспитания гибкости у детей 10
Глава 2. Методические особенности развития гибкости в школе 16
2.1Особенности развития гибкости обучающихся в процессе занятий физической культурой 16
2.2 Комплекс физических упражнений на гибкость 22
2.3 Учет успеваемости по развитию гибкости 25
Заключение 28
Список использованных источников 30
Учитывая индивидуальные особенности, наследственные склонности ребенка, чувствительные этапы развития физических качеств, можно правильно построить процесс подготовки ребенка, использовать методы и средства развития его двигательных способностей в соответствии с возрастом.2.2Комплекс физических упражнений на гибкостьГибкость - это способность человеческого тела выполнять различные движения с определенной амплитудой. Конечно, ее можно развить, но это еще и индивидуальный физиологический показатель, который у каждого проявляется по-разному. У некоторых суставы более гибкие, а у других более длинные и эластичные мышечные волокна, которые помогают им правильно выполнять упражнения. Но естественную гибкость можно также потерять с помощью силовых тренировок. Поэтому упражнения на гибкость очень важны [3].Для развития гибкости очень важно начинать каждую тренировку с 10-15 минут разминки. При разогреве мышцы приводятся в функциональное состояние, их температура повышается, благодаря чему они становятся более эластичными и гибкими. Из-за этого легче растягиваться и снижается риск травм.Для разминки идеальным считается кардио. Достаточно сделать минимум 2-3 кардиоупражнения.Растяжка шеи. Обычно все комплексы гибкости начинаются с нее. Самое простое упражнение - зафиксировать руки замком на затылке и мягко прижать их к голове, постепенно растягивая мышцы шеи.Затем то же самое повторяется, используя только давление руки со стороны головы. Необходимо повторить упражнение в обе стороны и зафиксировать положение на 30 секунд.«Кошка». Практически классическое упражнение на гибкость. Особенно полезно для позвоночника, также влияет на плечи и шейный отдел позвоночника:1. Встаньте на четвереньки, ладони под плечами и колени под прямым углом.2. Медленно прогните спину, опустите живот на пол и осторожно поднимите голову. Зафиксируйте положение на несколько секунд.3. Аккуратно выгните спину вверх и опустите голову вниз. Однако не прижимайте подбородок к груди. Повторите действие 10 раз.Собака мордой вниз. Еще одно упражнение из комплекса йоги. Очень полезно для позвоночника, икроножных мышц и подколенных сухожилий. Также хорошо растягивает пяточные сухожилия:1. Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, наклонитесь и опирайтесь руками на пол.2. Двигайтесь вперед на руках, пока тело не примет положение перевернутой буквы V. Ступни должны стоять на полу, то есть не поднимая пятку, так как от этого будет зависеть растяжка тыльной стороны ног.3. Держите спину прямо, лопатки вместе. Оставайтесь в этом положении 30 секунд. Вы можете слегка раскачиваться и выгибать спину еще больше.«Поза плуга». Одно из лучших упражнений для развития гибкости спины. Оно очень полезно для позвоночника:1. Лягте на пол, желательно на коврик для упражнений, вытянув руки вверх или вниз, так как это удобнее.2. Делая глубокий вдох, сначала подтяните колени к груди, а затем перекатите ступни над головой. Основной вес должен приходиться на лопатки, а не на шею.3. Вытяните ноги и закиньте их через голову. Отведите пятки как можно дальше назад, при этом округлая спина пытается растянуться в противоположном направлении.4. Вы должны оставаться в этом положении не менее 30 секунд. Затем вы можете довести это время до 3 минут.«Лодочка». Еще одно полезное упражнение для позвоночника, а также передней части бедер, пресса и груди:1. Лягте на живот, согните ноги и максимально надавите на ягодицы.2. Возьмитесь руками за суставы пальцев.3. Согнитесь как можно дальше и отведите ноги назад. Зафиксируйте положение на 10-20 секунд. Затем вы можете аккуратно качаться вперед и назад.Наклон в сторону. Растягивает позвоночник, пресс, подколенные сухожилия и паховую область:1. Встаньте прямо, расставив ноги примерно на 1,5 м.2. Наклонитесь вправо, положите руку на пол, поднимите другую и выпрямите ее. Взгляд направлен вверх.3. Зафиксируйте положение на 10-20 секунд и повторите это с другой стороны.Растяжка на трицепсы и «замок»:1. Поднимите руки над головой.2. Согните правую руку в локте и закиньте ее за голову. Другой рукой возьмитесь за локоть и надавите на него, чтобы почувствовать растяжение трицепсов.3. Удерживайте позицию в течение 30 секунд, смените руки и попробуйте снова.После этого нужно выполнить упражнение «Блокировка», сложив руки за спиной. Сначала можно сжимать пальцы только в том случае, если растяжка недостаточно. В дальнейшем следует стараться дотянуться как можно выше, то есть уже до предплечий.Таким образом, такой комплекс полезно включить в уроки физической культуры для развития гибкости. Только благодаря систематическим упражнениям и умению правильно напрягать и расслаблять мышцы, которые участвуют и не участвуют в работе, можно значительно повысить эластичность связочного аппарата.2.3 Учет успеваемости по развитию гибкостиУчет успеваемости, включая мониторинг и оценку способностей и навыков учеников, качеств, которые характеризуют основы их профессиональных навыков, приведет к необходимому педагогическому воздействию только в том случае, если он будет осуществляться своевременно и систематически, а не на в индивидуальном порядке[11].Для учеников своевременный и систематический контроль и оценка их успеваемости являются определенными стимулирующими факторами, определяющими мотивы их учебной и производственной работы[16].Есть три вида учета прогресса: предварительный, текущий и итоговый[2].Предварительный учет проводится в начале учебного года в первые несколько часов обучения, а затем, когда необходимо определить готовность учащихся осваивать новые разделы программного материала[2]. В начале года в первую очередь рассматриваются оценки комплекса упражнений на гибкость, силу, скорость и выносливость. Дальнейшие проверки проводятся по мере необходимости, выборочно одно-два упражнения.Текущий учет ведется практически на каждом уроке. Каждый ученик должен иметь 3-4 оценки за четверть[10]. Систематическая оценка знаний, навыков и способностей имеет большое образовательное значение: она побуждает учащихся усердно учиться и соревноваться за лучшую успеваемость[6].Итоговый учет производится в конце каждой четверти и в конце года.Основным документом для учета воспитательной работы в школе является классный журнал. Журнал фиксирует пройденный материал, успеваемость и посещаемость[13].Немаловажное значение для правильного построения педагогического процесса имеет оценка знаний и умений учащихся. Учитель всегда должен знать, готовы ли ученики принять новый материал. Прежде чем давать новый материал, нужно знать, освоен ли предыдущий.Учитель проверяет знания учеников посредством устного опроса. Учитель оценивает правильность выполнения упражнений либо путем наблюдения, либо с помощью специального теста. Критерием качества выполнения упражнений является влияние допущенных учениками ошибок на структуру движения[2].Все ошибки делятся на мелкие, средние и грубые.Мелкие ошибки - это незначительные отклонения от правильного выполнения, не влияющие на структуру движения.Средний - это существенное отклонение от правильного выполнения упражнения, но не вызывает существенного отклонения в структуре движений.Грубые - это большое отклонение от правильного выполнения упражнения, граничащее с невыполнением упражнения[16].Оценка за качество исполнения упражнения выставляется по следующей шкале[9]:Оценка «5» - упражнения выполняются без ошибок. Оценка «4» - упражнение выполнено с 2 небольшими ошибками или одной значительной ошибкой. Оценка «3» - упражнение выполнено с 2 значимыми ошибками.Оценка «2» - упражнение выполнено с грубыми ошибками. Оценка «1» - упражнение не выполнено.Педагог контролирует учебную и производственную деятельность учеников и оценивает успехи. Оценка должна быть объективной и справедливой. Правильно поставленная учителем оценка поможет ученику правильно оценить свои навыки и направить необходимую энергию на осознание реальных перспектив, в которых проявляется педагогическая роль оценивания.ЗаключениеГибкость - морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие амплитуду различных движений спортсмена. Видами гибкости являются: активная подвижность, пассивная подвижность, общая гибкость, специальная гибкость.Анализ и обобщение педагогической и научной литературы по изучаемой теме показали, что существует возрастная предрасположенность детей к развитию гибкости, обусловленная рядом анатомо-физиологических особенностей. Гибкость зависит от психического состояния, возраста, пола, суточной периодичности, а также разминки, массажа, температуры тела и окружающей среды.Гибкость может развиться в любом возрасте. Для того чтобы она развивалась и сохранялась, необходимы регулярные тренировки и специальные упражнения (активные, пассивные, динамические, статические, смешанные статодинамические). Важно определить оптимальные пропорции при использовании упражнений и правильную дозировку нагрузок.Педагогически правильное использование двигательных упражнений, сил природы и гигиенических факторов способствует успешному развитию физических и психических сил ребенка. Школьный возраст - это период интенсивного формирования и роста организма, развития функций всех систем организма и психики, раскрытия личностно-строительных способностей. В то же время это благоприятное время, чтобы оказать положительное влияние на развитие физических качеств детей через физическую культуру. В школьном возрасте созданы все предпосылки для всестороннего, гармоничного физического развития, обучения, воспитания и укрепления здоровья.При использовании средств физической культуры необходимо ориентироваться на гуманистический подход к оздоровлению детей с учетом современных условий, в которых живет ребенок, возраста, индивидуальных физических и психических особенностей детей, широкого и умелого применения природных средств.Таким образом, развитие гибкости является одной из важнейших программных задач образования. Успешному разрешению ее в работе с детьми способствует организация здорового образа жизни.Положительным является то, что педагог имеет право выбора средств, форм и методов оздоровительной и физкультурной работы.Список использованных источниковАндерсон, Б. Растяжка для поддержания гибкости мышц и суставов / Б. Андерсон. - М.: Попурри, 2017. - 781 c.Антонова, С.В. Секреты гибкости / С.В. Антонова. - М.: Терра, 2017. - 313 c.Ашмарин Г.А. - Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Учебное пособие - М.: Академия,2016.-287с.Багнетова, Е. А. Гигиена физического воспитания и спорта. Курс лекций / Е.А. Багнетова. - М.: Феникс, 2019. - 256 c.Белогурова, В. А. Воспитание нравственно и физически здорового человека. Учебное пособие / В.А. Белогурова. - М.: Нестор-История, 2018. - 472 c.Борисова, В.Ю. Гимнастика / В.Ю. Борисова, Т.Н. Шестакова. - М.: Бибком, 2017. - 349 c.Бумарскова, Н. Н. Комплексы упражнений для развития гибкости. Учебное пособие / Н.Н. Бумарскова. - М.: МГСУ, 2018. - 128 c.Быков В.С. - Развитие двигательных способностей учащихся: Учебное пособие. - М.: Академия,2018.-174с.Вайнбаум, Я. С. Гигиена физического воспитания и спорта / Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т.А. Родионова. - М.: Академия, 2018. - 240 c.Горелкин, В.Н. Избранные главы физической кинетики / В.Н. Горелкин, В.П. Минеев. - М.: [не указано], 2019. - 223 c.Железняк, Ю. Д. Методика обучения физической культуре / Ю.Д. Железняк, И.В. Кулишенко, Е.В. Карякина. - М.: Academia, 2018. - 256 c.Колмыкова, Л.А. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей / Л.А. Колмыкова. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 768 c.Коростелев, Н. Б. Воспитание здорового школьника / Н.Б. Коростелев. - М.: Просвещение, 2016. - 176 c.Кудрявцев М.Д. Методика развития гибкости у школьников: учеб.-практ. пособие / М.Д. Кудрявцев, Т.А. Мартиросова, Л.Н. Яцковская. - Красноярск: КГТЭИ, 2017. -254с.Матвеев, А.П. Методика физического воспитания / А.П. Матвеев. - М.: Книга по Требованию, 2018. - 248 c.Нельсон, А. Анатомия упражнений на растяжку. Иллюстрированное пособие по развитию гибкости и мышечной силы / А. Нельсон. - М.: Попурри, 2018. - 63 c. Осьмак, К.Ю. Растяжка, шпагат и гибкость в любом возрасте / К.Ю. Осьмак. - М.: Издательские решения, 2019. - 639 c.Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2019.Давыдова, С. В. Требования к современному уроку физической культуры в условиях ФГОС / С. В. Давыдова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 142-144. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9501/ (дата обращения: 15.05.2022).Очилов, Э. О. Урок — основная форма проведения занятий по физическому воспитанию в школе / Э. О. Очилов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1261-1262. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29598/(дата обращения: 14.05.2022).
1. Андерсон, Б. Растяжка для поддержания гибкости мышц и суставов / Б. Андерсон. - М.: Попурри, 2017. - 781 c.
2. Антонова, С.В. Секреты гибкости / С.В. Антонова. - М.: Терра, 2017. - 313 c.
3. Ашмарин Г.А. - Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Учебное пособие - М.: Академия,2016.-287с.
4. Багнетова, Е. А. Гигиена физического воспитания и спорта. Курс лекций / Е.А. Багнетова. - М.: Феникс, 2019. - 256 c.
5. Белогурова, В. А. Воспитание нравственно и физически здорового человека. Учебное пособие / В.А. Белогурова. - М.: Нестор-История, 2018. - 472 c.
6. Борисова, В.Ю. Гимнастика / В.Ю. Борисова, Т.Н. Шестакова. - М.: Бибком, 2017. - 349 c.
7. Бумарскова, Н. Н. Комплексы упражнений для развития гибкости. Учебное пособие / Н.Н. Бумарскова. - М.: МГСУ, 2018. - 128 c.
8. Быков В.С. - Развитие двигательных способностей учащихся: Учебное пособие. - М.: Академия,2018.-174с.
9. Вайнбаум, Я. С. Гигиена физического воспитания и спорта / Я.С. Вайнбаум, В.И. Коваль, Т.А. Родионова. - М.: Академия, 2018. - 240 c.
10. Горелкин, В.Н. Избранные главы физической кинетики / В.Н. Горелкин, В.П. Минеев. - М.: [не указано], 2019. - 223 c.
11. Железняк, Ю. Д. Методика обучения физической культуре / Ю.Д. Железняк, И.В. Кулишенко, Е.В. Карякина. - М.: Academia, 2018. - 256 c.
12. Колмыкова, Л.А. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей / Л.А. Колмыкова. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 768 c.
13. Коростелев, Н. Б. Воспитание здорового школьника / Н.Б. Коростелев. - М.: Просвещение, 2016. - 176 c.
14. Кудрявцев М.Д. Методика развития гибкости у школьников: учеб.-практ. пособие / М.Д. Кудрявцев, Т.А. Мартиросова, Л.Н. Яцковская. - Красноярск: КГТЭИ, 2017. -254с.
15. Матвеев, А.П. Методика физического воспитания / А.П. Матвеев. - М.: Книга по Требованию, 2018. - 248 c.
16. Нельсон, А. Анатомия упражнений на растяжку. Иллюстрированное пособие по развитию гибкости и мышечной силы / А. Нельсон. - М.: Попурри, 2018. - 63 c.
17. Осьмак, К.Ю. Растяжка, шпагат и гибкость в любом возрасте / К.Ю. Осьмак. - М.: Издательские решения, 2019. - 639 c.
18. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2019.
19. Давыдова, С. В. Требования к современному уроку физической культуры в условиях ФГОС / С. В. Давыдова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 142-144. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9501/ (дата обращения: 15.05.2022).
20. Очилов, Э. О. Урок — основная форма проведения занятий по физическому воспитанию в школе / Э. О. Очилов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1261-1262. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29598/(дата обращения: 14.05.2022).
Вопрос-ответ:
Какая методика используется для воспитания гибкости в школе?
Методика воспитания гибкости в школе основана на использовании комплекса физических упражнений на гибкость. Данный комплекс включает в себя такие упражнения, как растяжка, наклоны, повороты, связанные с различными движениями разных частей тела. Он помогает развивать гибкость у детей.
Какие возрастные особенности учитываются при воспитании гибкости у детей?
В возрастном аспекте воспитания гибкости у детей учитывается, что в младшем и среднем школьном возрасте они имеют большую пластичность и легко поддаются воздействию. В старшем школьном возрасте, когда растет их рост и увеличивается физическая активность, необходимо уделять большее внимание воспитанию гибкости.
Какие методические особенности развития гибкости учащихся в процессе занятий физической культурой?
Развитие гибкости учащихся в процессе занятий физической культурой требует использования методических особенностей. Важно проводить различные физические упражнения, которые направлены на развитие гибкости определенных частей тела. Также необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и их физическую подготовку.
Какие упражнения включает комплекс физических упражнений на гибкость?
Комплекс физических упражнений на гибкость включает в себя упражнения на растяжку различных групп мышц, наклоны и повороты тела, упражнения на гибкость позвоночника, ног и рук. Они направлены на развитие гибкости разных частей тела.
Как учитывается успеваемость по развитию гибкости?
Успеваемость по развитию гибкости учащихся учитывается путем оценки их достижений на занятиях физической культурой. Для этого могут использоваться различные критерии, такие как глубина выполняемых упражнений, длина дотягивания до ног и другие показатели. Это позволяет оценить прогресс в развитии гибкости.
Какие теоретические основы изучения гибкости как физического качества представлены в главе 1?
В главе 1 статьи представлена общая характеристика гибкости как физического качества и обсуждаются возрастные аспекты воспитания гибкости у детей.
Какие методические особенности развития гибкости в школе представлены в главе 2?
В главе 2 статьи обсуждаются особенности развития гибкости обучающихся в процессе занятий физической культурой. Также представлен комплекс физических упражнений на гибкость и учет успеваемости по развитию гибкости.
Какие возрастные аспекты воспитания гибкости у детей рассматриваются в главе 1?
В главе 1 статьи рассматриваются возрастные аспекты воспитания гибкости у детей, то есть особенности развития гибкости в различные возрастные периоды.
Какие особенности развития гибкости обучающихся обсуждаются в главе 2?
В главе 2 статьи обсуждаются особенности развития гибкости обучающихся в процессе занятий физической культурой, то есть каким образом физические упражнения и занятия способствуют развитию гибкости.
Каким образом учитывается успеваемость по развитию гибкости в школе?
В статье обсуждается учет успеваемости по развитию гибкости, то есть каким образом проверяется и оценивается прогресс обучающихся в этом аспекте физической подготовки.