«Религиозные представления англичан к. XVII- начала XVIII в. по «Дневнику чумного года» Д.Дефо».

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История
  • 32 32 страницы
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 19.06.2022
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Англия конца XVII - начала XVIII вв.
1.1. Общественно-политическая жизнь Англии.
1.2. Социально - экономическое развитие Англии.
2. Религиозная жизнь англичан конца XVII - начала XVIII вв..
2.1. Роль Церкви в обществе.
2.2. Чувство веры англичан на примере произведения Д. Дефо «Дневник чумного года»».
Заключение
Список использованных источников и литературы










Фрагмент для ознакомления

Это страшное событие было отражено многими современниками этого события в документах эпохи.
Свою художественной интерпретацию этой гуманитарной катастрофы в жизни лондонского общества изложил и Даниель Дефо — английский писатель и публицист. Он популяризовал жанр романа в Великобритании и является основоположником экономической журналистики. Писатель стал всемирно известен благодаря своему роману об отшельнической жизни на острове моряка «Робинзон Крузо». Считается, что в своем романе «Дневник чумного года» Даниэля Дефо использовал в качестве документальной основы сюжета известное произведение под названием «Дневник Сэмюэля Пеписа», в котором событие зафиксировано его современником и непосредственным свидетелем.
Произведение Сэмюэля Пеписа представляет собой один из самых важных источников об Англии XVII века. Пепис занимал пост главного секретаря Адмиралтейства во времена правления сначала Карла, а затем и Якова II, лично присутствовал при многих важных событиях времени (казнь Карла, например). Дневник охватывает время с 1660 по 1669 год и записи создавались как хроника личной жизни, однако в них присутствуют комментарии к различным событиям политической и общественной жизни Англии, включая Великую чуму и Великий пожар.
Роман повествует о события второй половины XXII века, когда церковь и религия играли большую роль в общественном сознании, особенно в жизни обывателя, что было обусловлено присутствием религиозного воспитания в жизни с детских лет. Чувство веры во многом влияло на поступки людей, что становится очень заметно при наступлении каких-нибудь драматических событий в человеческой жизни.
На протяжении многих веков чумные эпидемии атаковали жителей Англии. И в XVII в. стало казаться, что «черная смерть», как называли бубонную чуму, стала отступать. В сельской местности чума считалась непривычным явлением уже в XVI в., и только в городах она продолжала оставаться причиной высокого уровня смертей, но уже носила локальный характер. Тем более страшной и разрушительной показалась горожанам «Великая чума» 1665 г., которая, по общим подсчетам, унесла пятую часть жителей столицы.
В то время отсутствие необходимых знаний об окружающем мире, о природе болезни приводило к тому, что все воспринималось с религиозной точки зрения. Первым, подтверждающим это фактом в произведении Д. Дефо является описание позиция главного героя, которым выступает автор произведения, по животрепещущему вопросу «Уезжать из Лондона или остаться?». Тогда многие жители столицы решили уехать и переждать нашествие болезни в других местах. Размышляя о том, как поступить, герой говорит: «И однажды утром, когда я в очередной раз размышлял обо всем этом, мне вдруг пришла в голову совершенно ясная мысль: если то, что случается с нами, происходит лишь по воле Божией, значит, и все мои неурядицы неспроста; и мне стоит обдумать, не является ли это указанием свыше и не показывает ли совершенно ясно, что Небу угодно, чтобы я никуда не уезжал. И вслед за тем я тут же понял, что, ежели Богу действительно угодно, чтобы я остался, то в Его воле уберечь меня среди свирепствующих вокруг опасностей и смерти; и, ежели я попытаюсь укрыться и спастись, убежав из своего жилища и поступая наперекор указаниям, которые, как я убежден, исходят свыше, это будет все равно, что пытаться скрыться от Бога, и в Его власти будет наказать меня, когда и где будет Ему благоугодно.». И, не смотря на уговоры старшего брата, герой решает остаться, уверяясь в правильности своего решения, когда узнает о бегстве своего слуги. Это он посчитал Божьим знаком оставаться на месте. Таким образом, англичанин руководствуется не здравым смыслом защиты своего здоровья от болезни которую никто не знает как лечить путем отъезда из неблагополучного города, а принимает изречение из Библии, на котором остановился: «Говорит Господу: «и прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!...», бегство слуги, а также болезнь женщины, на которую собирался оставить дом и все свои дела за знаки препятствия к отъезду («что Небу угодно»).
Также герой склонен, как и большинство обывателей, воспринять появление двух небесных светил - комет над городом как «предупреждение и предвестие Божьей кары», не смотря на то, что знаком с астрономией.
В самом Лондоне, по мере развития болезни и увеличении количества умерших, люди все больше начинают верить во всякого рода предзнаменования. Так, в романе описывается эпизод с голый беднягой, который: «...кричал: «О великий и грозный Боже!» - и больше ничего; он только с ужасом, не замедляя шаг, повторял эти слова непрестанно; и никто не мог его уговорить, во всяком случае, насколько мне известно, остановиться, отдохнуть либо поесть.».
Другой эпизод описывает, как толпа горожан следит за небом и среди облаков, по наущению одной женщины, уверяющей о нахождении там предвестника беды в виде ангела с мечом. И после непродолжительного времени многие из присутствующих тоже начинают видеть этого ангела и описывать его в деталях. Это говорит, о том, что люди, охваченные ужасом и беспомощные перед лицом смерти, инстинктивно тянутся к привычному представлению о Боге и ангелах, карающих за проступки, так как считают чуму возмездием за грехи.
Чума примирила между собой последователей разных религиозных течений: англиканскую церковь, пресвитериан, индепендентов и многих других, которые до эпидемии яростно отстаивали правильность именно своего видения веры в Бога и «громоздить алтарь на алтаре». Множество знаменитых священников и проповедников из диссидентов начали служить по чужим церквям, которые покинули приходские священники, напуганные надвигающейся чумой. И англичане стали стекаться в церкви, не различая, кто там проповедует и чье слово произносится. Но, автор отмечает, что с окончанием моровой болезни дух религиозной благожелательности и благорасположенности сильно уменьшился, и после появления в каждой церкви старого служителя, или - если священник умер — нового, все вернулось на круги своя. Общая беда выявила и еще один момент в поведении местного населения. Страхи и предчувствия толкали многих людей, не отличающихся истинной религиозностью и здравым смыслом, на безрассудное поклонение всяким «прорицателям, колдунам и астрологам» чтобы узнать свою судьбу. Много дурных людей стали выдавать себя за знатоков магии - чернокнижников. Обезумевшие от многочисленных смертей родственников и близких горожане несли им последние деньги в надежде узнать обнадеживающую новость или получить чудодейственное лекарство.
Но автор приводит свидетельства и о наличии здравомыслящей части лондонских жителей, которые повели себя по-другому, в духе высокого религиозного чувства. Они посещали установленные правительством дни публичных молитв, покаяния и поста, чтобы всем миром каяться в своих грехах: «...и молить Создателя, чтобы Он Своею милостию отвел страшное наказание, нависшее над их головами; и невозможно описать, с какой готовностью люди любых убеждений принимали участие в таких молениях, как они толпились вокруг церквей и молитвенных домов; народу стекалось столько, что иногда нельзя было протиснуться поближе даже к дверям самых больших церквей.». Ко всему прочему, многочисленно посещались ежедневные утренние и вечерние молебны, в семейных кругах придерживались семейных постов и богослужений. Иными словами, множество набожных людей со всем старанием начали предаваться покаянной молитве в духе добрых христиан. Увеличилась со стороны общественности помощь оставленным без присмотра немощным людям и старым слугам, брошенным своими хозяевами на произвол судьбы. Каждый зараженный болезнью дом помечался алым крестом на двери, хорошо заметным, а рядом с крестом делалась надпись словами: «Господи, смилуйся над нами!».
Таким образом, очевидна значительность роли Церкви и религиозного чувства как в жизни государства и общества, так и в судьбе простого обывателя. В данном случае чума стала своего рода «маркером», выявившим и обострившим несовершенства религиозности англичан перед лицом беды.
Заключение

По итогам исследования представляется необходимым сказать следующее. Проведенный анализ социально-политический и религиозных аспектов общественной мысли Англии конца XVII — начала XVIII вв. позволил установить сосредоточение их вокруг двух главных проблемных вопросов: выбора оптимальной структуры взаимоотношений между светской и духовной властью для государства нового типа и степени реализации в реальных политических и экономических условиях идеи веротерпимости.
Данный исторический отрезок развития Англии стал тяжелым временем масштабных реформ главных сфер жизни государства и общества, что при присоединении моровых болезней добавлял драматизма в существование социума. Формирование двухпартийного парламента и основ конституционно- монархического строя, реформа системы землевладения и отношений собственности, развитие сферы производства - все это стало основой развития нового буржуазного общества.
Благодаря Славной революции установился консенсус между политическими силами по основополагающим вопросам социально-политического развития страны и получили оформление такие важнейшие институты, как: охрана прав личности, свобода мысли и печати и религиозная терпимость.
Особенно заметно религиозные чувства англичан можно наблюдать во время эпидемии чумы в Лондоне 1665 г. в художественном пересказе Д. Дефо. На фоне общего эмоционального накала люди начинают искать Божьи знаки и послания о дальнейших действиях в окружающем пространстве, у маловерующих и недалеких умом обывателей наблюдается истерическое поведение и обращение к чернокнижникам, знатокам магии и прорицателям; а у истинно верующих возрастает тяга к молитвам и покаянию, веротерпимости и помощи ближнему.
Список использованных источников и литературы

Алеева Е.Г. «Дневник чумного года» Д. Дефо: художественная интерпретация исторического факта // Ученые записки Казанского университета. - 2012. - Том 154. - кн. 2. - С. 152-160.
Англиканская церковь // Большая российская энциклопедия. [Электронный ресурс] URL:https://bigenc.ru/religious_studies/text/1821334 (дата обращения 19.05.2022).
Англиканская церковь // https://www.pravenc.ru/text/115120.html (дата обращения 19.05.2022).
Даниель Дефо - биография и произведения писателя // https://biographe.ru/znamenitosti/daniel-defo/ (дата обращения 19.05.2022).
Дневник чумного года - Дефо Даниэль // https://bookscafe.net/book/defo_daniel-dnevnik_chumnogo_goda-144408.html (дата обращения 16.05.2022).
Кицаев Д.И. Взаимоотношение церкви, общества и государства в Великобритании XVIII века // Международный журнал гуманистических и естественных наук. - 2020. - № 5-3 (44). - С. 45-48.
Соколова Т.В. Система мер по противодействию эпидемиям чумы в лондонских приходах XVII в // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – № 4. – Том I. - С. 83-86.
Свинцова Надежда Валерьевна. Ценностные ориентации и образ жизни различных слоев английского общества в конце XVII и XVIII веке: диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03. - Курск. - 2006. - 216 с.
Федотов С.П. Англиканская церковь и государственная власть в Англии: история и современность // Вестник государственного и муниципального управления. - 2018 г. - № 3 (29). - С. 22-27.
Эрлихсон И. М. Общественно-политическая и экономическая мысль Англии во второй половине XVII века: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.03, 07.00.09 Рязань. - 2004. - 220 с.







Эрлихсон Ирина Мариковна. Общественно-политическая и экономическая мысль Англии во второй половине XVII века: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.03, 07.00.09 Рязань. - 2004. - 220 с.
Цит. по Эрлихсон Ирина Мариковна. Общественно-политическая и экономическая мысль Англии во второй половине XVII века: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.03, 07.00.09 Рязань. - 2004. - 220 с.
Цит. по Эрлихсон Ирина Мариковна. Общественно-политическая и экономическая мысль Англии во второй половине XVII века: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.03, 07.00.09 Рязань. - 2004. - 220 с.
Цит. по Эрлихсон Ирина Мариковна. Общественно-политическая и экономическая мысль Англии во второй половине XVII века: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.03, 07.00.09 Рязань. - 2004. - 220 с.
Там же
Эрлихсон Ирина Мариковна. Общественно-политическая и экономическая мысль Англии во второй половине XVII века: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.03, 07.00.09 Рязань. - 2004. - 220 с.
Цит. по: Эрлихсон Ирина Мариковна. Общественно-политическая и экономическая мысль Англии во второй половине XVII века: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.03, 07.00.09 Рязань. - 2004. - 220 с.
Там же
Цит. по: Эрлихсон Ирина Мариковна. Общественно-политическая и экономическая мысль Англии во второй половине XVII века: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.03, 07.00.09 Рязань. - 2004. - 220 с.
Там же
Там же
Цит. по: Эрлихсон Ирина Мариковна. Общественно-политическая и экономическая мысль Англии во второй половине XVII века: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.03, 07.00.09 Рязань. - 2004. - 220 с.
Там же
Там же
Цит. по: Эрлихсон Ирина Мариковна. Общественно-политическая и экономическая мысль Англии во второй половине XVII века: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.03, 07.00.09 Рязань. - 2004. - 220 с.
Там же.
Цит. по: Эрлихсон Ирина Мариковна. Общественно-политическая и экономическая мысль Англии во второй половине XVII века: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.03, 07.00.09 Рязань. - 2004. - 220 с.
Там же
Цит. по: Эрлихсон Ирина Мариковна. Общественно-политическая и экономическая мысль Англии во второй половине XVII века: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.03, 07.00.09 Рязань. - 2004. - 220 с.
Там же.
Цит. по: Эрлихсон Ирина Мариковна. Общественно-политическая и экономическая мысль Англии во второй половине XVII века: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.03, 07.00.09 Рязань. - 2004. - 220 с.
Цит. по: Эрлихсон Ирина Мариковна. Общественно-политическая и экономическая мысль Англии во второй половине XVII века: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.03, 07.00.09 Рязань. - 2004. - 220 с.
Там же
Там же
Эрлихсон Ирина Мариковна. Общественно-политическая и экономическая мысль Англии во второй половине XVII века: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.03, 07.00.09 Рязань. - 2004. - 220 с.
Цит. по: Эрлихсон Ирина Мариковна. Общественно-политическая и экономическая мысль Англии во второй половине XVII века: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.03, 07.00.09 Рязань. - 2004. - 220 с.
Эрлихсон Ирина Мариковна. Общественно-политическая и экономическая мысль Англии во второй половине XVII века: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.03, 07.00.09 Рязань. - 2004. - 220 с.
Эрлихсон Ирина Мариковна. Общественно-политическая и экономическая мысль Англии во второй половине XVII века: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.03, 07.00.09 Рязань. - 2004. - 220 с.
Эрлихсон Ирина Мариковна. Общественно-политическая и экономическая мысль Англии во второй половине XVII века: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.03, 07.00.09 Рязань. - 2004. - 220 с.
Англиканская церковь // https://www.pravenc.ru/text/115120.html (дата обращения 19.05.2022).
Там же
Англиканская церковь // Большая российская энциклопедия. [Электронный ресурс] URL:https://bigenc.ru/religious_studies/text/1821334 (дата обращения 19.05.2022).
Даниель Дефо - биография и произведения писателя // https://biographe.ru/znamenitosti/daniel-defo/ (дата обращения 19.05.2022).
Алеева Е.Г. «Дневник чумного года» Д. Дефо: художественная интерпретация исторического факта // Ученые записки Казанского университета. - 2012. - Том 154. - кн. 2. - С. 152-160.
Алеева Е.Г. «Дневник чумного года» Д. Дефо: художественная интерпретация исторического факта // Ученые записки Казанского университета. - 2012. - Том 154. - кн. 2. - С. 152-160.
Соколова Т.В. Система мер по противодействию эпидемиям чумы в лондонских приходах XVII в // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – № 4. – Том I. - С. 83-86.
Дневник чумного года - Дефо Даниэль // https://bookscafe.net/book/defo_daniel-dnevnik_chumnogo_goda-144408.html (дата обращения 16.05.2022).
Дневник чумного года - Дефо Даниэль // https://bookscafe.net/book/defo_daniel-dnevnik_chumnogo_goda-144408.html (дата обращения 16.05.2022).
Дневник чумного года - Дефо Даниэль // https://bookscafe.net/book/defo_daniel-dnevnik_chumnogo_goda-144408.html (дата обращения 16.05.2022).
Дневник чумного года - Дефо Даниэль // https://bookscafe.net/book/defo_daniel-dnevnik_chumnogo_goda-144408.html (дата обращения 16.05.2022).

32

32

веротерпимости и помощи ближнему.
Список использованных источников и литературы

Алеева Е.Г. «Дневник чумного года» Д. Дефо: художественная интерпретация исторического факта // Ученые записки Казанского университета. - 2012. - Том 154. - кн. 2. - С. 152-160.
Англиканская церковь // Большая российская энциклопедия. [Электронный ресурс] URL:https://bigenc.ru/religious_studies/text/1821334 (дата обращения 19.05.2022).
Англиканская церковь // https://www.pravenc.ru/text/115120.html (дата обращения 19.05.2022).
Даниель Дефо - биография и произведения писателя // https://biographe.ru/znamenitosti/daniel-defo/ (дата обращения 19.05.2022).
Дневник чумного года - Дефо Даниэль // https://bookscafe.net/book/defo_daniel-dnevnik_chumnogo_goda-144408.html (дата обращения 16.05.2022).
Кицаев Д.И. Взаимоотношение церкви, общества и государства в Великобритании XVIII века // Международный журнал гуманистических и естественных наук. - 2020. - № 5-3 (44). - С. 45-48.
Соколова Т.В. Система мер по противодействию эпидемиям чумы в лондонских приходах XVII в // Ярославский педагогический вестник. – 2014. – № 4. – Том I. - С. 83-86.
Свинцова Надежда Валерьевна. Ценностные ориентации и образ жизни различных слоев английского общества в конце XVII и XVIII веке: диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03. - Курск. - 2006. - 216 с.
Федотов С.П. Англиканская церковь и государственная власть в Англии: история и современность // Вестник государственного и муниципального управления. - 2018 г. - № 3 (29). - С. 22-27.
Эрлихсон И. М. Общественно-политическая и экономическая мысль Англии во второй половине XVII века: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.03, 07.00.09 Рязань. - 2004. - 220 с.

Вопрос-ответ:

Какие были религиозные представления англичан в XVII-XVIII веках?

В XVII-XVIII веках религиозные представления англичан были разнообразными. Основным религиозным течением был англиканство, но также существовали протестантские диссидентские группы, католицизм и другие религии. Религиозная толерантность была низкой, и в различных периодах Англии происходили конфликты на религиозной почве.

Какова была роль церкви в обществе Англии в XVII-XVIII веках?

Церковь играла значительную роль в обществе Англии в XVII-XVIII веках. Англиканская церковь была государственной церковью, и ее происхождение и развитие тесно связаны с политическими событиями того времени. Церковь контролировала многие аспекты жизни людей, включая образование, браки, церемонии и праздники. Она также играла важную роль в формировании общественных норм и ценностей.

Какие социально-экономические изменения происходили в Англии в XVII-XVIII веках?

В XVII-XVIII веках Англия переживала период индустриальной революции и колониального расширения, что сильно повлияло на социально-экономическое развитие страны. Происходили изменения в сельском хозяйстве, развивалась торговля и мануфактура. Происходила поява новых социальных групп и классов, таких как промышленные предприниматели и рабочий класс. Эти изменения также оказали влияние на религиозные представления и практику англичан.

Какое чувство веры можно наблюдать у англичан в XVII-XVIII веках?

Чувство веры англичан в XVII-XVIII веках было сильным и глубоким. Дневник чумного года Д. Дефо предоставляет нам взгляд на религиозные представления и практику англичан того времени. Всеобщая беда эпидемии чумы привела к массовому обращению к религии и вере в божественное вмешательство. Люди искали утешения и надежды в вере, обрели опору и силу в религиозной практике и заботе о душе.

Какие были религиозные представления англичан в XVII-начале XVIII века, как отражены в "Дневнике чумного года" Д. Дефо?

В "Дневнике чумного года", Д. Дефо отражает религиозные представления англичан того времени. Церковь играла важную роль в обществе, она призывала своих прихожан к молитве, посту и исповеди. Отдельные люди верили, что эпидемия чумы является наказанием за грехи и пытались примириться с Богом, покаявшись и исповедуясь. Однако, не все были столь религиозными, некоторые перестали верить в Бога после всех страданий, вызванных чумой.

Какие были общественно-политические события в Англии в конце XVII-начале XVIII века?

В конце XVII и начале XVIII века в Англии произошли значительные общественно-политические события. Это включает Гражданскую войну, Реставрацию монархии, Революцию 1688 года, Буржуазную революцию. Эти события повлияли на социально-экономическое развитие страны и религиозные представления населения.

Какое было социально-экономическое развитие Англии в конце XVII-начале XVIII века?

В конце XVII и начале XVIII века в Англии произошли значительные изменения в социально-экономической сфере. В это время происходила индустриализация, развивалась торговля и мануфактура, появились новые классы общества - буржуазия и производители, а также усилилось экспансионистское стремление Англии, которое послужило толчком для дальнейшего колониального расширения.

Какую роль играла Церковь в обществе Англии в конце XVII-начале XVIII века?

Церковь играла важную роль в обществе Англии в конце XVII-начале XVIII века. Она была одной из основных институций, объединяющих население и формирующих нравственные и религиозные ценности. Церковь призывала своих прихожан к молитве, посту и исповеди. Кроме того, она выполняла социальные функции, оказывая помощь нуждающимся и предоставляя образование в монастырях и соборных школах.

Какую роль играла церковь в обществе Англии в конце XVII - начале XVIII века?

Церковь играла значительную роль в обществе Англии в конце XVII - начале XVIII века. Она была неотъемлемой частью быта и культуры англичан, влияла на политическую и социальную жизнь страны. Законы и обычаи Англии тесно связаны с религиозными представлениями и нормами. Церковь влияла на образование, моральные ценности и поведение граждан. В то же время, религиозные разногласия и конфликты приводили к политическим раздорам и напряженности в обществе.