Эволюция теории организации как науки: основополагающие идеи, концепции, школы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория организации
  • 41 41 страница
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 19.06.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
1. Введение в теорию организации…………………………………………..5
1.1. Развитие и становление теории организации………………………….5
1.2. Зарождение и становление теории организации……………………….8
2. Основные идеи теории организации………………………………………..18
2.1. Теория организации в научных системах……………………………18
2.2. Концепции управления…………………………………………………30
2.2.1. Школа научного управления и её концепция………………………30
2.2.2. Школа административного управления и её концепция……………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….40

Фрагмент для ознакомления

В период с 1885 по 1891 г. проводил исследования для железнодорожной компании.В 1912 году Эмерсон издает произведение под названием «Двенадцать принципов производительности».В этой работе он подчеркивает важность производительности труда.Двенадцать принципов производительности по Г. Эмерсону:1) Точно поставленные идеалы или цели, к достижению которых стремятся каждый руководитель и его подчиненные на всех уровнях управления;2) Здравый смысл, т.е. подход с позиций здравого смысла к анализу каждого нового процесса с учетом перспективных целей;3) Компетентная консультация, т.е. необходимость специальных знаний и компетентных советов по всем вопросам, связанным с производством и управлением. Подлинно компетентный совет может быть только коллегиальным;4) Дисциплина – подчинение всех членов коллектива установленным правилами распорядку;5) Справедливое отношение к персоналу;6) Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет, обеспечивающий руководителя необходимыми сведениями;7) Диспетчирование, обеспечивающее четкое оперативное управление деятельностью коллектива;8) Нормы и расписания, позволяющие точно измерять все недостатки в организации и уменьшать вызванные ими потери;9) Нормализация условий, обеспечивающая такое сочетание времени, условий и себестоимости, при котором достигаются наилучшие результаты;10) Нормирование операций, предлагающее установление времени и последовательности выполнения каждой операции;11) Письменные стандартные инструкции, обеспечивающие четкое закрепление всех правил выполнения работ;12) Вознаграждение за производительность, направленное на поощрение труда каждого работника.Генри Форд, Лилиан Эвелин МоллерГилбрет и Генри Лоуренс Гантт тоже являются приверженцами школы научного управления.Они привнесли достаточно серьезный вклад в развитие той школы управления[19].Таким образом, школа научного управления внесла значительный вклад в развитие теории и практики управления.2.2.2. Школа административного управления и её концепцияАнри Файоль был основоположником этой школы управления.Приверженцы этой идеи рассматривали различные варианты управления компании целиком и выведения совершенно новых способов управления.Анри Файоль впервые выдвинул новые понятия «функции управления» и «принципы управления».Он считал, что на любом уровне в компании должны присутствовать функции управления.Об этом он и написал в своём труде «Общее и промышленное управление».Обязанности в любой компании должны быть распределены сверху вниз,соответственно, чем выше занимаемый пост, тем больше ответственность, возлагаемая на отдельно взятого управленца,и наоборот.Файоль выявил главные виды операций в любой компании: 1)Технические операции (производство и обработка);2)Коммерческие операции (покупка, продажа и обмен);3)Финансовые операции (привлечение средств и распоряжение ими);4)Страховые операции (страхование и охрана имущества и лиц);5)Учетные операции (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика);6)Административные операции (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль)[18].И в большой, и в маленькой компании будут встречаться эти функции менеджмента:1) Предвидение,2) Организация,3) Распорядительство,4) Координирование,5) Контроль.Бюрократическая школа.Основателем бюрократической школы управления был Макс Вебер (1864 - 1920), полагал, что организация будет работать с наивысшей продуктивностью только, если все будут соблюдать правила и четкие обязанности.Он полагал,что все работники должны соответствовать данным критериям:1)Каждый работник свободен как личность,и подчинятся начальству работники должны только по рабочим заданиям,указания и поручениям;2)Каждый работник находится на специально отведенной ему должности в «лестнице»должностей;3)У каждой занимаемой должности есть перечень четко прописанных полномочий и обязанностей;4)Работников берут на какую-либо должность всвязи с их квалификацией и умениями;5)Работники назначаются на должность на вольной контрактной основе;6)Каждый работник получает определенную денежную сумму,при этом не теряя возможности получения дополнительных субсидий;7)Исполнение четко прописанных обязанностей – это главное занятие работника;8)Повышение сотрудника с последующей сменой должности на более высокую возможно при определенных заслугах работника.Такие решения принимаются начальством;9)Работник трудоустроен в компанию, хотя не является владельцем средств компании,также он не имеет прав собственности на занимаемый им пост;10)Действия каждого члена организации не должны нарушать требования компании,то есть соответствовать прописанным нормам поведения на рабочем месте[20].Именно Вебер представил такое понятие как виды законной власти:1)Традиционная,2)Легальная,3)Харизматическая.Также он выделил несколько факторов, подтверждающих законность полномочий каждого работника в отдельно взятой бюрократической системе:1)Необходим определенный перечень правил,которым каждый работник независимо от должности должен следовать;2)В пределах этого свода правилглавенствующие лица компании могут защитить интересы компании;3)Каждый работник определенной компании должен подчинятся внутреннему своду правил и указаний,но только как работник этой конкретной компании;4)Процесс повиновения одного сотрудника другому может контролироваться только внутренним сводом правил организации в соответствие с должностью,что должно исключить предвзятое отношения к работникам[17].Итак, школа научного управления и административная школа внесли значительный вклад в развитие теории и практики управления.Таким образом, мы пришли к следующим выводам по второй главе:Теория организации, входящая в систему наук об управлении, имеет тесную связь с другими науками.Ключевые проблемы, которые должна решать теория организации как наука применительно к организациям: организационный порядок; оптимальность организационной структуры.Школа научного управления и административная школа внесли значительный вклад в развитие теории и практики управления.Научное управление – исторически существовавший подход в теории менеджмента, основное внимание уделяющий управлению производством и повышению эффективности труда, в первую очередь, путем усовершенствования операций ручного труда.Ф. Тейлоромв рамках созданной им теории были выделены методологические основы относительно вопросов по нормированию трудовой деятельности работников, разработаны стандарты рабочих операций. Исследователем были предложены и проверены на практике научно обоснованные подходы, связанные сподбором, расстановкой и стимулированием трудовой деятельности персонала.Анри Файоль – основатель административной школы управления. Анри Файоль впервые выдвинул новые понятия «функции управления» и «принципы управления». Он считал, что на любом уровне в компании должны присутствовать функции управления: планирование, организация, координация, мотивация, контроль.Файоль рассматривал компанию в качестве замкнутой системы управления. Особое внимание А. Файоль уделялимеющимся внутренним возможностям (конкретным условиям) по повышению эффективности деятельности компаниипосредствомусовершенствования процесса управления. Им были сформулированы принципы (иначе, законы, правила), применимые, согласно его мнению, в рамках любой административной деятельности. При этом А. Файоль отмечал, что принципы далеко не всегда требуют жесткого исполнения. Они гибки и подвижны, и их применение зависит от меняющихся обстоятельств, от состава работников и т. д.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной курсовой работе были описаны период становления управленческой мысли как науки, начиная с древних времен. Были затронуты примеры использования управленческих идей и концепций в древности, в таких странах, как:Китай,Индия,Египет,Древняя Греция,Древний Рим,Шумерское царство,Вавилония.Подробно рассмотрены следующие управленческие школы и идеи: классическая школа управления, административная школа.Теория организации – наука, изучающая различные принципы, а также закономерности, различные законы создания и функционирования организации. В рамках теории организации в качестве объекта изучения выступает опыт по созданию разного рода организаций, а также процессы функционирования организации, и исследование ее законов. В качестве предмета теории организации выступает совокупность вопросов, которые связаны с исследованием процессов организации, как системы, так и ее состояния.В центре внимания теории организации – природа коллективного субъекта деятельности – организации.Ключевые понятия теории организации: организационная структура; организационная общность; организационные функцииКлючевые проблемы, которые должна решать теория организации как наука применительно к организациям: организационный порядок; оптимальность организационной структуры.В ближайшей и отдаленной перспективе в связи с развитием интеграционных процессов требуется изучение и совершенствование знаний в теории организации как науки об организации организаций, основных законах и принципах организационной деятельности, проектировании и направлениях развития ОЭС, усилении роли международных институтов и различных факторов глобализации.Школа научного управления и административная школа внесли значительный вклад в развитие теории и практики управления.Научное управление – исторически существовавший подход в теории менеджмента, основное внимание уделяющий управлению производством и повышению эффективности труда, в первую очередь, путем усовершенствования операций ручного труда.Ф. Тейлоромв рамках созданной им теории были выделены методологические основы относительно вопросов по нормированию трудовой деятельности работников, разработаны стандарты рабочих операций. Исследователем были предложены и проверены на практике научно обоснованные подходы, связанные сподбором, расстановкой и стимулированием трудовой деятельности персонала.Анри Файоль – основатель административной школы управления. Анри Файоль впервые выдвинул новые понятия «функции управления» и «принципы управления». Он считал, что на любом уровне в компании должны присутствовать функции управления: планирование, организация, координация, мотивация, контроль.Файоль рассматривал компанию в качестве замкнутой системы управления. Особое внимание А. Файоль уделял имеющимся внутренним возможностям (конкретным условиям) по повышению эффективности деятельности компаниипосредствомусовершенствования процесса управления. Им были сформулированы принципы (иначе, законы, правила), применимые, согласно его мнению, в рамках любой административной деятельности. При этом А. Файоль отмечал, что принципы далеко не всегда требуют жесткого исполнения. Они гибки и подвижны, и их применение зависит от меняющихся обстоятельств, от состава работников и т. д.Таким образом, цель данной работы достигнута, задачи решены в полном объеме.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫБалашов, А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, 2017. - 192 c.Дорофеева, Л.И. Основы теории управления Электронный ресурс/ Л.И. Дорофеева //Uchebnik.biz. – URL: http://xn--90ahkajq3b6a.xn--2000-94dygis2b.xn--p1ai/management/management.htm.Жигун, Л.А. Теория менеджмента: теория организации: Учеб. пособие Электронный ресурс/ Л.А. Жигун// Uchebnik.biz. – URL:http://uchebnik.biz/book/115-menedzhment/2-annotaciya.html.Иванова, Т.Ю. Теория организации: Учебник / Т.Ю. Иванова. - М.: КноРус, 2018. - 256 c.Королев, В.И. Основы менеджмента: Учебное пособие / В.И. Королев. - М.: Магистр, 2017. - 16 c.Ксенофонтова, Х.З. Теория менеджмента: теория организации (для бакалавров) / Х.З. Ксенофонтова. - М.: КноРус, 2018. - 256 c.Лапыгин, Ю.Н. Теория менеджмента (для бакалавров) / Ю.Н. Лапыгин. - М.: КноРус, 2017. - 416 c.Лукичева, Л.И. Менеджмент организации: теория и практика: учебник для бакалавров. / Л.И. Лукичева, Е.В. Егорычева. - М.: Омега-Л, 2018. - 192 c.Назимко, В.К. Основы менеджмента: Учебно-методическое пособие / В.К. Назимко, Е.В. Кудинова. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 144 c.Общие характеристики организаций Электронный ресурс // Информационно-управленческий Портал «У». – URL: https://port-u.ru/osnoviekz/obshchie-kharakteristiki-organizatsij (Дата обращения: 19.04.2022).Общие характеристики организаций Электронный ресурс// http://www.grandars.ru. – URL: http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/organizaciya.html (Дата обращения: 19.04.2022).Организация Электронный ресурс // http://www.grandars.ru. –URL: http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/organizaciya.html (Дата обращения: 19.04.2022).Орлов, А.И. Менеджмент Электронный ресурс/ А.И. Орлов // Аup.ru. – URL:http://www.aup.ru/books/m151/.Пустынникова, Е.В. Основы менеджмента: учебное пособие / Е.В. Пустынникова. - М.: КноРус, 2018. - 112 c.Сухов, В.Д. Основы менеджмента: Практикум: Учебное пособие / В.Д. Сухов. - М.: Академия, 2017. - 256 c.Сергеев, А.М. Теория менеджмента: Учебник / А.М. Сергеев. - М.: Academia, 2018. - 224 c.Теория организации: Учебник / Под ред. В.Б.Ременникова. - М.: Юнити, 2017. - 384 c.Тодошева, С.Т. Теория менеджмента (для бакалавров) / С.Т. Тодошева. - М.: КноРус, 2019. - 352 c.Ширяев, Д.В. Теория менеджмента / Д.В. Ширяев. - М.: Русайнс, 2017. - 464 c.Яськов, Е.Ф. Теория организации: Учебное пособие / Е.Ф. Яськов. - М.: Юнити, 2019. - 464 c.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балашов, А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, 2017. - 192 c.
2. Дорофеева, Л.И. Основы теории управления Электронный ресурс / Л.И. Дорофеева // Uchebnik.biz. – URL: http://xn--90ahkajq3b6a.xn--2000-94dygis2b.xn--p1ai/management/management.htm.
3. Жигун, Л.А. Теория менеджмента: теория организации: Учеб. пособие Электронный ресурс / Л.А. Жигун // Uchebnik.biz. – URL: http://uchebnik.biz/book/115-menedzhment/2-annotaciya.html.
4. Иванова, Т.Ю. Теория организации: Учебник / Т.Ю. Иванова. - М.: КноРус, 2018. - 256 c.
5. Королев, В.И. Основы менеджмента: Учебное пособие / В.И. Королев. - М.: Магистр, 2017. - 16 c.
6. Ксенофонтова, Х.З. Теория менеджмента: теория организации (для бакалавров) / Х.З. Ксенофонтова. - М.: КноРус, 2018. - 256 c.
7. Лапыгин, Ю.Н. Теория менеджмента (для бакалавров) / Ю.Н. Лапыгин. - М.: КноРус, 2017. - 416 c.
8. Лукичева, Л.И. Менеджмент организации: теория и практика: учебник для бакалавров. / Л.И. Лукичева, Е.В. Егорычева. - М.: Омега-Л, 2018. - 192 c.
9. Назимко, В.К. Основы менеджмента: Учебно-методическое пособие / В.К. Назимко, Е.В. Кудинова. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 144 c.
10. Общие характеристики организаций [Электронный ресурс] // Информационно-управленческий Портал «У». – URL: https://port-u.ru/osnoviekz/obshchie-kharakteristiki-organizatsij (Дата обращения: 19.04.2022).
11. Общие характеристики организаций [Электронный ресурс] // http://www.grandars.ru. – URL: http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/organizaciya.html (Дата обращения: 19.04.2022).
12. Организация [Электронный ресурс] // http://www.grandars.ru. – URL: http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/organizaciya.html (Дата обращения: 19.04.2022).
13. Орлов, А.И. Менеджмент Электронный ресурс / А.И. Орлов // Аup.ru. – URL:http://www.aup.ru/books/m151/.
14. Пустынникова, Е.В. Основы менеджмента: учебное пособие / Е.В. Пустынникова. - М.: КноРус, 2018. - 112 c.
15. Сухов, В.Д. Основы менеджмента: Практикум: Учебное пособие / В.Д. Сухов. - М.: Академия, 2017. - 256 c.
16. Сергеев, А.М. Теория менеджмента: Учебник / А.М. Сергеев. - М.: Academia, 2018. - 224 c.
17. Теория организации: Учебник / Под ред. В.Б.Ременникова. - М.: Юнити, 2017. - 384 c.
18. Тодошева, С.Т. Теория менеджмента (для бакалавров) / С.Т. Тодошева. - М.: КноРус, 2019. - 352 c.
19. Ширяев, Д.В. Теория менеджмента / Д.В. Ширяев. - М.: Русайнс, 2017. - 464 c.
20. Яськов, Е.Ф. Теория организации: Учебное пособие / Е.Ф. Яськов. - М.: Юнити, 2019. - 464 c.

Вопрос-ответ:

В чем состоят основополагающие идеи концепции школы "3-1" в теории организации?

Концепция школы "3-1" предлагает комплексное понимание организаций, основываясь на трех основных идеях: системности, контроле и управлении. Она утверждает, что организации можно рассматривать как отдельные системы, в которых взаимодействуют различные элементы. Кроме того, она подчеркивает важность контроля и управления внутри организации для достижения поставленных целей и эффективного функционирования.

Как развивалась и становилась теория организации?

Теория организации прошла длительный путь развития. В начале она рассматривала организации как механические системы, где акцент делался на стандартизации и оптимизации процессов. Затем возникли идеи организации как организма, где акцент делался на адаптации и эволюции. Дальнейшее развитие привело к представлению организации как социальной системы с учетом человеческого фактора и взаимодействия между людьми.

Какие основные идеи теории организации существуют?

В теории организации существуют различные основные идеи. Одна из них - идея организации как системы, которая подчеркивает взаимодействие и зависимость различных элементов внутри организации. Другая идея - организация как социальная система, где большое значение придается человеческому фактору и взаимодействию между людьми. Также важными идеями являются контроль и управление, которые помогают достигать поставленных целей и обеспечивать эффективное функционирование организации.

В каких научных системах развивается теория организации?

Теория организации развивается в различных научных системах. Во-первых, это системы управленческой науки, где организация рассматривается с точки зрения управления и достижения поставленных целей. Во-вторых, она входит в системы социологии и психологии, так как организации являются социальными системами и существует взаимодействие между людьми. Кроме того, теория организации разрабатывается также в рамках системы системного подхода, где организацию рассматривают как часть более широкой системы.

Что такое школа 3 + 1 в теории организации?

Школа 3 + 1 - это одна из концепций теории организации, которая предлагает комплексный подход к изучению организаций. Она включает три основные школы - классическую, неоклассическую и поведенческую - и одну дополнительную школу, которая обобщает результаты предыдущих школ. Школа 3 + 1 помогает рассмотреть организацию с разных точек зрения, учитывая как технические, так и социальные аспекты.

Как развивалась теория организации как наука?

Теория организации развивалась постепенно, начиная с конца XIX века. Исследователи постепенно формировали основные концепции и идеи, отражающие организационную реальность. Сначала основное внимание уделялось оптимизации технических процессов и улучшению эффективности организаций. Затем пришло понимание важности взаимодействия людей в организации и были разработаны социальные теории организации. В настоящее время теория организации активно развивается и адаптируется к новым вызовам и требованиям современного мира.

Какие основные идеи лежат в основе теории организации?

Основными идеями теории организации являются понятие организации как системы, взаимосвязь между техническими и социальными аспектами, анализ структуры и функционирования организаций, исследование процессов принятия решений и управления, а также анализ взаимодействия и коммуникации в организациях. Основная цель теории организации - разработка и применение концепций и методов, способствующих эффективному управлению организацией.

Что такое школа классической теории организации?

Школа классической теории организации - это одно из направлений в теории организации, которое развилось в начале XX века. Она представляет собой подход к изучению организаций, основанный на рациональном подходе, оптимизации рабочих процессов и четкой иерархической структуре. Основные представители этой школы - Фредерик Тейлор, Генри Файоль, Макс Вебер. Школа классической теории организации сосредоточена на технических аспектах организации и эффективности производства.

Какие основные идеи входят в концепцию школы 3,1 в теории организации?

Основные идеи концепции школы 3,1 в теории организации включают в себя понятия организационной структуры, управления и эффективности. Она подчеркивает важность согласованности между различными аспектами организации, такими как цели, структура, процессы и среда. Она также обращает внимание на роль управления и лидерства в достижении успеха организации.

Как развивалась и становилась теория организации?

Теория организации развивалась и становилась с течением времени. Она начала формироваться в конце XIX века и продолжила развиваться в XX веке. В начале она фокусировалась на установлении принципов управления и организации, а позже стала уделять больше внимания взаимодействию организации с ее окружающей средой. Сегодня теория организации включает множество концепций и подходов, которые помогают понять сложные вопросы управления и поведения организаций.