Вопросы закаливания детей 5 года жизни в условиях ДОУ.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физкультура
  • 29 29 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 20.03.2010
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава 1. Обзор литературы по проблеме влияния закаливания на детей 5 года жизни
1.1. Основные принципы закаливания
1.2. Виды закаливания
Глава 2. Практическое изучение вопросов закаливания детей 5 года жизни в условиях ДОУ
2.1. Организация исследования
2.2. Программа занятий
2.3. Результаты исследования
Заключение
Литература
Фрагмент для ознакомления

Особое внимание следует уделять принципу постепенности повышения интенсивности и продолжительности закаливающего фактора, а также комплексности воздействия. В закаливании дошкольников значительно шире применяются воздушные ванны, включая дневной сон в осенне-зимний период на открытых верандах или при открытых окнах в спальных мешках; как закаливающая процедура добавляется ходьба босиком. В таблицах 1 и 2 представлены схемы проведения закаливающих процедур в дошкольном учреждении.
Таблица 1
Схема закаливания дошкольников в летний период (по Л. Л. Кондаковой-Варламовой)
Процедура Условия выполнения Первая группа здоровья Вторая группа здоровья 1 2 3 4 Воздушные ванны Температура воздуха От 22-24 до 17-18 22-24
Продолжительность Лимитируется режимом 30 Солнечно-воздушные ванны Продолжительность на 1 прием От 4-5 до 25-30 По показаниям
Способ проведения Спокойные игры
Обтирание Температура воды От 32-34 до 18-20 32-35
Температура окружающего воздуха 18-20 18-20
Продолжительность 1-1,5 1-1,5 Душ Температура воды От 34-35 до 18-20 32-34
Температура окружающего воздуха 18-20 18-20
Продолжительность 1-1,5 1-1,5 Ножная ванна Температура воды От 30-32 до 16-18 30-32 Контрастное обливание Разница температуры воды От 3 до 10 Абсолютная температура 34-24 Купание
в открытом
водоеме Температура воды От 20-22 до 18-20 Температура окружающего воздуха 20-22 Продолжительность От 1 до 3 Примечание. Температура дана в градусах Цельсия, продолжительность — в минутах.
Таблица 2
Схема закаливания дошкольников в осенне-зимний сезон (по Л. П. Кондаковой-Варламовой)
Процедура Условия выполнения Первая группа здоровья Вторая
группа
здоровья

Продолжающие закаливание Начинающие закаливание
1 2 3 4 5 Воздушные ванны Температура воздуха От 22-20 до 16-14 Не ниже 22
с последующим
оголением 22-20
Продолжительность в минутах От 10 до 30 От 10 до 30 От 10 до 30 Прогулки
и игры на воздухе Продолжительность в часах 3-4,5 3-4,5 3-4,5 Сон
на воздухе Продолжительность в часах 1,5-2 1,5-2 По
показаниям Обтирание Температура воды От 28-26 до 18-16 От 34-32 до 22-20 34-32 Температура окружающего воздуха 18-20 18-20 18-20 Продолжительность в минутах 1-1,5 1-1,5 1-1,5 Обливание Температура воды От 32-30 до 20-18 От 36-34 до 26-24 36-34 Температура окружающего воздуха 18-20 18-20 18-20 Продолжительность в минутах 1-1,5 1-1,5 1-1,5 Ножная ванна Температура воды От 26-24 до 16-14 От 32-30 до 20-18 32-30 Контрастное обливание Разница температуры воды От 3 до 10 Температура окружающего воздуха 18-20 Продолжительность в минутах 1-1,5 Примечание. Температура дана в градусах Цельсия.
2.3. Результаты исследования
По результатам формализованного наблюдения и беседы с родителями беседы по оценке субъективного статуса, психоэмоциональных сдвигов, оценке укрепления здоровья можно сделать следующее заключение, что после закаливания были получены 50% результаты улучшения состояния субъективного статуса, психоэмоциональных сдвигов, оценке укрепления здоровья у детей в экспериментальной группе.
В контрольной группе были получены 20% результаты улучшения состояния субъективного статуса, психоэмоциональных сдвигов, оценке укрепления здоровья.

По результатам степени выраженности утомления была составлена гистограмма, представленная на рисунке № 1

Рис. 2. Оценка степени результатов врачебно-педагогического наблюдения и беседы с родителями
По результатам оценки степени выраженности субъективного статуса и состояния здоровья следует отметить, что детей экспериментальной группы заболеваемость снизилась по оценке значительная до небольшой с 80% до 50%, что позволяет судить об эффективном влиянии экспериментальной программы на состояние детей.
В контрольной группе результаты улучшились на 20%, что позволяет судить о недостаточном влиянии занятий по физической культуре и прогулок на свежем воздухе в рамках оздоровительных программ в ДОУ для укрепления состояния здоровья.
Заключение
Важным средством физического воспитания дошкольников является закаливание – использование естественных факторов природы (воздуха, солнца и воды), – для повышения устойчивости организма к неблагоприятным метеофакторам, так и для повышения общей резистентности организма. Наблюдающиеся в дошкольном возрасте частые простуды и ОРЗ, инфекционные заболевания возникают в основном на незакаленном фоне, при узких границах адаптации к колебаниям наружной температуры, при низком уровне иммунных реакций. Сочетание физических упражнений с закаливающими процедурами обеспечивает профилактику как простудных, так и в определенной мере инфекционных заболеваний дошкольников.
Использование естественных природных факторов в целях закаливания имеет определенные особенности в зависимости от возраста дошкольников (ясельный, младший, средний и старший дошкольный).
По результатам изучения вопросов закаливания детей 5 года жизни в условиях ДОУ были сделаны следующие выводы.
1. Сознательное отношение к закаливанию, особенно в детском возрасте, заинтересованность в закаливании создадут нужный психологический настрой и обеспечат его успех. Для этого нужна действенная пропаганда закаливания среди всех слоев населения.
2. Закаливание должно быть систематичным, т. е. ежедневным и без перерывов. Закаливание даже в течение двух лет не дает гарантии от простуды на всю жизнь.
3. Понижать температуру воды или воздуха, а также увеличивать длительность процедуры нужно постепенно.
4. Необходимо соблюдать индивидуальный подход к каждому человеку, учитывая его возрастные особенности, физическое развитие, состояние здоровья, тип высшей нервной деятельности.
5. Каждая закаливающая процедура должна происходить на положительном эмоциональном фоне. Человек должен подходить к ним в хорошем настроении, испытывать при этом удовольствие. Для детей положительные эмоции в процессе закаливания реализуются в первую очередь во время игры. Положительные эмоции почти полностью исключают негативные эффекты охлаждения.
6. При закаливании надо использовать все средства – и солнце, и воздух, и воду. Комплексность средств обеспечит эффективность закаливания и достижение хорошего здоровья.
7. В процессе закаливания необходимо учитывать климатические условия данного региона и привычные температурные режимы.
В дошкольных учреждениях в целях закаливания детей используются воздушные и солнечные ванны, водные процедуры (обтирание, обливание, душ, купание).
Комплексное применение природных факторов вырабатывает у детей стойкость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды (влажный воздух, дождь, ветер, перегревание).
Закаливающие мероприятия наиболее эффективны в сочетаний с физическими упражнениями: активная мышечная работа содействует совершенствованию процесса теплорегуляции и тем самым приспособлению организма к окружающей внешней среде. В процессе закаливания происходит глубокая перестройка организма, И если ребенок активен, она осуществляется естественно и просто.
Закаливающие мероприятия в сочетании с интересными для ребенка физическими упражнениями и играми вызывают эмоциональный подъем, повышают функции высших нервных центров, благотворно воздействуют на вегетативную нервную систему, регулирующую работу внутренних органов и обмен веществ.
Закаливание как сложный условно-рефлекторный процесс требует систематичности. При отсутствии регулярности, нарушении режима временные связи угасают, и организм ребенка теряет способность приспособления к условиям окружающей среды, сопротивляемость различным неблагоприятным воздействиям.
Процесс закаливания многообразен: с одной стороны, он включает специальные мероприятия по назначению врача (воздушные, водные, солнечные ванны), с другой – определенные условия в связи с установленным режимом дня (регулярное проветривание помещения, соответствующая одежда и обувь, соблюдение установленной длительности прогулок и режима двигательной активности детей, сон на веранде с открытыми окнами). Все это обеспечивает полноценность закаливания организма, вызывает в нем благоприятные изменения (улучшает состояние и функции нервной системы, обменные процессы, состав крови, углубляет дыхание, создает эмоционально-положительное состояние психики), стереотипизирует условия и поведение ребенка в дошкольном учреждении.
Закаливающие процедуры проводятся начиная с первого года жизни: определены виды закаливания, время их проведения, продолжительность; необходим индивидуальный подход в соответствии с рекомендациями врача.

Литература
Акимова Г. Расту, играю, развиваюсь. Занятия с ребенком от рождения до шести лет. Екатеринбург: У-Фактория,2006. – 416 с.
Антропова М. В. Гигиена детей и подростков. М.: Медицина, 1997. - 232 с.
Базисная программа развития ребенка-дошкольника «Истоки». М.: Педагогика 2000. – 232 с.
Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 112 с.
Богина Т. Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду. М. Дошкольная педагогика, 2007. – 356 с.
Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф., Каневская Л.Я., Теленчи В. И.Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: Книга для работников дошкольных учреждений. Составитель В. И. Теленчи. М.: Просвещение, 2001 М.: Педагогика, 246 с..
Вайнбаум Я. С., В. И. Коваль, Т. А. Родионова. Гигиена физической культуры и спорта. М.: Академия, 2005. – 240 с.
Голубев В. В., Голубев С. В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. М.: Проект, 2000. – 320 с.
Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И. И др. Воспитание, Образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду. М.: Просвещение, 206. – 191 с.
Дошкольная психология. Под редакцией Ядэшко В.И. М.: Просвещение, 2004. – 416 с.
Дробинская А.О. Основы педагогики и гигиены детей раннего и дошкольного возраста. М.: Владос, 2003. – 400 с.
Ефимкина Р. П. Детская психология методические указания. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2005. – 212 с.
Егоров Б.Б., Замановский Ю.Ф. Система эффективного закаливания // Начальная школа. 2000. № 7.
Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми. М.: Медицина, 1989. – 128 с.
Замановский Ю. Ф. Здоровый дошкольник. М., 2000. – 356 с.
Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. Проблемы и пути оптимизации. Материалы Всероссийского совещания. М., 2002. – 196 с.
здоровье детей в образовательных учреждениях. Ростов/н/Дону: Феникс, 2007. – 356 с.
Кабанов А. Н. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста М.: Просвещение, 1999. – 326 с.
Китайгородская О. Д. Закаливание малышей. М.: Знание, 1997. – 148 с.
Колгушкин А. Н. Закаливание. А. Н. Колгушкин. М.: Педагогика, 1997. 284 с.
Коршевер Е.Н., Шилов В.Н. Гигиена. М.: Владос-пресс, 2005. – 216 с.
Кучма В.Р. Профилактические основы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях. // М.: Медицина, 2008. №1, с 21-22.
Лапицкая Е.М. Физкультура для детей. Под редакцией Безруких М.М. М.: Эксмо, 2009. – 176 с.
Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. М: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 240 с.
Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников. Под ред. ак. ОАМН Г.Н. Сердюковской. М.: Медицина, 2003. – 334 с.
Парамонова Л. А., Богина Т.Л., Алиева Т. И., Терехова Н.Т. Организация жизнедеятельности детей в дошкольных учреждениях. Медико-педагогический аспект. Методические рекомендации. Центр инновации в педагогике. М.: Педагогика 1997. – 256 с.
Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. М.: Эксмо, 2005. – 584 с.
Паженская М.А., Гориневский В.В.Теория и практика физической культуры. М. Спорт, 1997. – 256 с.
Теория и методика физической культуры дошкольников. Под редакцией Филипповой С.О., Пономарева Г.Н. СПб.: Детство-Пресс, 2008. – 656 с.
Степанкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития. М.: Академия, 2007. – 368 с.

Голубев В. В., Голубев С. В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. М.: Проект, 2000. с. 312.
Голубев В. В., Голубев С. В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. М.: Проект, 2000. с. 312-215.
Парамонова Л. А., Богина Т.Л., Алиева Т. И., Терехова Н.Т. Организация жизнедеятельности детей в дошкольных учреждениях. Медико-педагогический аспект. Методические рекомендации. Центр инновации в педагогике. М.: Педагогика 1997. с. 32-34.
Парамонова Л. А., Богина Т.Л., Алиева Т. И., Терехова Н.Т. Организация жизнедеятельности детей в дошкольных учреждениях. Медико-педагогический аспект. Методические рекомендации. Центр инновации в педагогике. М.: Педагогика 1997. с. 32-34.

Паженская М.А., Гориневский В.В.Теория и практика физической культуры. М. Спорт, 1997. с. 102.
Паженская М.А., Гориневский В.В.Теория и практика физической культуры. М. Спорт, 1997. с. 104.
Дробинская А.О. Основы педагогики и гигиены детей раннего и дошкольного возраста. М.: Владос, 2003. с. 316.
Акимова Г. Расту, играю, развиваюсь. Занятия с ребенком от рождения до шести лет. Екатеринбург: У-Фактория,2006. с. 126.
Акимова Г. Расту, играю, развиваюсь. Занятия с ребенком от рождения до шести лет. Екатеринбург: У-Фактория,2006. с. 128.
Китайгородская О. Д. Закаливание малышей. М.: Знание, 1997. с.23.
Китайгородская О. Д. Закаливание малышей. М.: Знание, 1997. с. 25.
Там же, с. 28.
Лапицкая Е.М. Физкультура для детей. Под редакцией Безруких М.М. М.: Эксмо, 2009. с. 87-88.
Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников. Под ред. ак. ОАМН Г.Н. Сердюковской. М.: Медицина, 2003. с. 45-47.












32

Литература
1.Акимова Г. Расту, играю, развиваюсь. Занятия с ребенком от рождения до шести лет. Екатеринбург: У-Фактория,2006. – 416 с.
2.Антропова М. В. Гигиена детей и подростков. М.: Медицина, 1997. - 232 с.
3.Базисная программа развития ребенка-дошкольника «Истоки». М.: Педагогика 2000. – 232 с.
4.Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 112 с.
5.Богина Т. Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду. М. Дошкольная педагогика, 2007. – 356 с.
6.Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф., Каневская Л.Я., Теленчи В. И.Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: Книга для работников дошкольных учреждений. Составитель В. И. Теленчи. М.: Просвещение, 2001 М.: Педагогика, 246 с..
7.Вайнбаум Я. С., В. И. Коваль, Т. А. Родионова. Гигиена физической культуры и спорта. М.: Академия, 2005. – 240 с.
8.Голубев В. В., Голубев С. В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. М.: Проект, 2000. – 320 с.
9.Доронова Т.Н., Гербова В.В., Гризик Т.И. И др. Воспитание, Образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду. М.: Просвещение, 206. – 191 с.
10.Дошкольная психология. Под редакцией Ядэшко В.И. М.: Просвещение, 2004. – 416 с.
11.Дробинская А.О. Основы педагогики и гигиены детей раннего и дошкольного возраста. М.: Владос, 2003. – 400 с.
12.Ефимкина Р. П. Детская психология методические указания. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2005. – 212 с.
13.Егоров Б.Б., Замановский Ю.Ф. Система эффективного закаливания // Начальная школа. 2000. № 7.
14.Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми. М.: Медицина, 1989. – 128 с.
15.Замановский Ю. Ф. Здоровый дошкольник. М., 2000. – 356 с.
16.Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. Проблемы и пути оптимизации. Материалы Всероссийского совещания. М., 2002. – 196 с.
17.здоровье детей в образовательных учреждениях. Ростов/н/Дону: Феникс, 2007. – 356 с.
18.Кабанов А. Н. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста М.: Просвещение, 1999. – 326 с.
19.Китайгородская О. Д. Закаливание малышей. М.: Знание, 1997. – 148 с.
20.Колгушкин А. Н. Закаливание. А. Н. Колгушкин. М.: Педагогика, 1997. 284 с.
21.Коршевер Е.Н., Шилов В.Н. Гигиена. М.: Владос-пресс, 2005. – 216 с.
22.Кучма В.Р. Профилактические основы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях. // М.: Медицина, 2008. №1, с 21-22.
23.Лапицкая Е.М. Физкультура для детей. Под редакцией Безруких М.М. М.: Эксмо, 2009. – 176 с.
24.Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. М: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 240 с.
25.Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников. Под ред. ак. ОАМН Г.Н. Сердюковской. М.: Медицина, 2003. – 334 с.
26.Парамонова Л. А., Богина Т.Л., Алиева Т. И., Терехова Н.Т. Организация жизнедеятельности детей в дошкольных учреждениях. Медико-педагогический аспект. Методические рекомендации. Центр инновации в педагогике. М.: Педагогика 1997. – 256 с.
27.Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. М.: Эксмо, 2005. – 584 с.
28.Паженская М.А., Гориневский В.В.Теория и практика физической культуры. М. Спорт, 1997. – 256 с.
29.Теория и методика физической культуры дошкольников. Под редакцией Филипповой С.О., Пономарева Г.Н. СПб.: Детство-Пресс, 2008. – 656 с.
30.Степанкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития. М.: Академия, 2007. – 368 с.

Вопрос-ответ:

Какие основные принципы закаливания у детей 5 лет?

Основные принципы закаливания у детей 5 лет включают постепенное повышение интенсивности и продолжительности закаливающего фактора. Также важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и его способность к адаптации к новым условиям.

Какие виды закаливания используются для детей 5 лет?

Для детей 5 лет могут использоваться различные виды закаливания. Это может быть закаливание воздухом, водой, светом, физическими упражнениями и т.д. Главное, чтобы процесс закаливания был постепенным и не вызывал стресса у ребенка.

Как проводилось исследование по закаливанию детей 5 лет в условиях ДОУ?

Исследование по закаливанию детей 5 лет в условиях ДОУ проводилось с организацией специальной программы занятий. Каждому ребенку предлагались определенные закаливающие факторы, и результаты исследования записывались для последующего анализа.

Какие результаты были получены в исследовании по закаливанию детей 5 лет в условиях ДОУ?

Результаты исследования показали, что закаливание детей 5 лет в условиях ДОУ положительно влияет на их здоровье и общее развитие. Дети, проходившие программу закаливания, имели более крепкое здоровье и лучшую адаптацию к новым условиям.

Какая роль играет принцип постепенности повышения интенсивности и продолжительности закаливающего фактора?

Принцип постепенности повышения интенсивности и продолжительности закаливающего фактора играет важную роль в закаливании детей 5 лет. Это помогает им постепенно адаптироваться к новым условиям и не перегружаться физически и эмоционально, что положительно сказывается на их общем здоровье и развитии.

Какие основные принципы закаливания рекомендуются для детей 5 лет?

Основные принципы закаливания для детей 5 лет включают постепенное повышение интенсивности и продолжительности закаливающего фактора, а также сочетание различных видов закаливания.

Какие виды закаливания используются при закаливании детей 5 лет в условиях ДОУ?

При закаливании детей 5 лет в условиях ДОУ используются различные виды закаливания, такие как утренняя гимнастика, воздушные ванны, контрастные процедуры (например, обливание горячей и холодной водой), прогулки на свежем воздухе и прочие физические упражнения.

Какие результаты практического исследования по закаливанию детей 5 лет в условиях ДОУ были получены?

Результаты практического исследования показали, что закаливание детей 5 лет в условиях ДОУ способствует укреплению их иммунной системы, улучшению общего самочувствия, повышению физической активности и адаптации к различным климатическим условиям.