Макиавелли и развитие республиканской традиции
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 20.06.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Биография и основные идеи Николо Макиавелли 5
1.1. Биография Н. Макиавелли 5
1.2. Политические идеи Н.Макиавелли 14
Глава 2. Макиавелли и республиканизм 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
Свобода же внутренняя достигалась децентрализацией власти и наличием неотъемлемых личных прав. Децентрализация власти предполагала наличие властных институтов, которые должны были представлять интересы различных политических сил. Данные силы стремились к ограничению и сдерживанию друг друга, посредством чего достигался так любимый Макиавелли баланс. Принцип децентрализации власти был успешно реализован в Древнем Риме. На первых порах там была монархия – Римом руководил царь. После изгнания последнего царя Рим начал управляться аристократической верхушкой – Сенатом. Ну а следом за социальными взрывами аристократия была вынуждена поделиться властью с народом. Так возникли трибуны. Стоит отдельно упомянуть о том, что подобное разделение существовала и в Спарте. Однако, оно было создано там практически с начала, а не проходило долгий путь в своём развитии, как в том же Риме. Макиавелли считал, что именно этот факт способствовал мирному существованию Спарты на протяжении почти 8 веков. Таким образом, основными политическими силами республиканской формы правления являются знать и народ. Эти силы борются друг с другом, не допуская возвышения одной из сторон. В последствии эта борьба становится главным фактором утверждения свободы. Однако, в случае нарушения баланса приходит тирания, целью которой является – ограничение свободы. Автор заключает, что пока в государстве существует политическая конкуренция, будет существовать и свобода. Если же одна из сторон решит монополизировать власть, приходит авторитарный режим, который легко может перейти в тоталитаризм. Правильность идей, предложенных Макиавелли подтверждают исторические события, происходившие сильно позже смерти великого мыслителя. Разделение власти является важнейшей, но не единственной характеристикой республиканской формы правления. Наравне с ней стоит принцип верховенства закона. Идея пользы установления законности проходит красной нитью через весь труд Никколо Макиавелли. Он подчеркивает, что государства лишённые внутреннего порядка обречены на забвение.Никколо считал, что закону должны подчиняться как народ, так и его лидер – государь. Причем, второй должен даже больше усердствовать в этом, так как является примером для своих подданных. В республике роль законов велика ещё и тем, что нет дополнительной сдерживающей силы в лице монарха. Макиавелли делает акцент на отработанном механизме передачи власти. И снова он приводит в пример Римскую Республику, где во времена суровых испытаний Сенат передавал всю власть в руки диктатора, которого, в свою очередь, избирали на определённый срок. После решения конкретной задачи, ради которой его и избирали, диктатор обязан был сложить свои полномочия и вернуть власть Сенату. Нарушение подобного порядка всегда приводила к эскалации напряжённости и угрозе потерять свободу. Истинная Республика невозможна при наличии социального расслоения. Поэтому в республике должны присутствовать меры по поддержке равенства. Макиавелли утверждает то, что при наличии равенства в обществе не будет почвы для возникновения монархии, напротив – отсутствие равенства не может создать республики. Много столетий спустя правдивость этой аксиомы подтвердит Шарль Монтескье – один из главных теоретиков будущих социальных потрясений.Мудрый устроитель республики должен обращать своё внимание не только на равенство имущественное, но и на равенство социальное. Исключительный социальный статус в государстве, как правило, приобретается двумя способами: Посредством поведения общественного;Посредством поведения частного. Первый путь заключается в советах и поступках, способствующих достижению целей, значимых для всего общества. Второй путь состоит в том, чтобы в обход существующих социальных институтов приобрести расположение народа и затем использовать этот фактор как рычаг для нарушения законов ради достижения корыстных целей. На современный манер, этот путь можно было бы назвать «коррупционным». Идущих первым путем следует поощрять, идущих вторым –безжалостно наказывать. В Риме любимчиками народа, как правило, становились искусные демагоги, обещавшие ему защиту от притеснений со стороны знати, или прославленные своими победами военачальники. В итоге чрезмерное возвышение отдельных граждан и стало главной причиной потери свободы.Таким образом, мы можем видеть, что существенным признаком республиканской формы правления является соблюдение принципа социальной справедливости. В силу этого принципа почести и награды даются каждому за определённые заслуги. И без этих заслуг никто не может получить каких-либо преимуществ. Любопытно, что данная идея никак не способствует развитию социальной уравниловки, ведь каждый получает по мере своих заслуг. Различным заслугам соответствуют различные награды. Ещё одним необходимым признаком республиканской формы правления является нравственность. Столь пристальное внимание Никколо к данному признаку является не случайным. Он ратовал за верховенство закона. Однако, никакое совершенствование правовой базы никогда не станет панацеей от всех социальных язв. В своих поступках граждане обязаны руководствоваться не только законами, но и, имеющимися в обществе, нравственными принципами. В пример Макиавелли ставит то, что некоторые народы признавали над собой власть Вечного города добровольно, так как они были вынуждены преклониться перед нравственным величием своих будущих правителей. Стоит упомянуть, что с течением времени любая форма правления будет деградировать. Это связано с развращением власть имущих. В республике же власть принадлежит народу. В случае нравственной порчи общества невозможным оказывается сохранение данной формы правления. Макиавелли утверждал, что такие основные регуляторы, как мораль и право очень тесно связаны друг с другом. С одной стороны, добрые деяния происходят от доброго воспитания, которое, в свою очередь, является плодом добрых законов. Однако, с другой стороны, те же институты, отвечающие за поддержание порядка в рамках здорового общества, зачастую становились источниками несправедливости и насилия в обществе нравственно сломленном. В пример приводится Рим, в котором существовал обычай, по которому каждый гражданин мог предложить свой закон. В здоровом обществе эта инициатива была очень полезной. Но, в обществе морально увядающем данный обычай приносил больше вреда, чем пользы. Ведь теперь каждый человек с нечистыми помыслами мог предлагать законы для получения личной выгоды, будь то укрепление власти или незаконное обогащение. Именно поэтому учреждения должны меняться в строгом соответствии с изменяющимися нравами. Стоит заметить, что оздоровление социальных институтов – дело далеко не такое простое. Если же речь идёт о больном обществе – дело становится ещё сложнее. Изменение институтов может быть либо постепенным, либо радикальным. Путь реформ невозможен без мудрых людей, которые способны предвидеть негативные последствия и нейтрализовать их. Еще большие сомнения вызывает перспектива изменений революционных. Кардинальные преобразования требуют концентрации власти, которая и будет отвечать за осуществление крупномасштабных перемен. Не получится обойтись здесь и без насилия. Но кто же возьмется за осуществление этой грандиозной задачи? «Такая цель, как преобразование государства для восстановления в нем гражданского порядка, предполагает в качестве исполнителя человека добродетельного; между тем сделаться властелином республики может обычно злодей; стало быть, очень редко найдется человек, который захотел бы овладеть властью бесчестными средствами, хотя бы и с благой целью; еще реже − чтобы негодяй, достигнув верховной власти, захотел поступать хорошо и чтобы ему вздумалось добродетельно употребить власть, гнусно приобретенную».В развращенном государстве восстановить свободу практически нереально: в нем целесообразнее было бы установить монархический порядок. Таким образом, наиболее адекватной формой правления для народа неразвращенного является республика. Общество, подверженное развращению, будет управляться при помощи монархии. Мы рассмотрели основные параметры республиканской формы правления. Здесь Макиавелли выступает предшественником таких классиков либеральной мысли, как Локк и Монтескье. Никколо первым употребляет слово «республика», но в него он вложил особый смысл. Республика – это общее дело, общее благо. Другими словами, республика – и есть государство, а не одна из его форм. В последствии республиканская идея Никколо Макиавелли ляжет в основу большого количества социальных преобразований. Так, мысли учёного о Так, мысли учёного о том, что высшее стремление всякого – стремление к свободе, к единению, к величию своего края. Идея объединения народа вновь будет актуальна в эпоху Рисорджименто, в первой половине XIXвека, когда народы Италии поднимутся против иноземных захватчиков с целью объединить своё Отечество. Концепция республики ещё долгое время не будет давать покоя учёным и мыслителям со всей Европы, а после и мира. Ответы на поставленные флорентийским историком вопросы приведут великие умы к ещё более великим открытиям. Влияние философии Макиавелли мы найдём и у апологетов Французской революции, и даже у социалистов в начале XX века. ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя иоги, хочется отметить, что Никколо Макиавелли является фигурой неоднозначной. Во многом даже одиозной. Он жил в сложное время, в сложной политической обстановке. И будто сам был отражением своей эпохи. По моему мнению, Макиавелли был тем зеркалом, в которое не хочется смотреть, чтоб не увидеть неприглядное отражение. Именно поэтому отношение к нему по большей части негативное. Одно невозможно отрицать: Никколо был патриотом. Он всем сердцем любил свою Родину. Но и патритов было не мало. Маккиавели отличало то, что своей Родиной он определял всю Италию, раздробленную и измученную войнами. И ей он всем сердцем хотел помочь, пытаясь развить свои идеи в родной Флоренции.Как мы могли проследить, расхожее мнение о Макиавелли как о аморальном политике, стороннике жестких мер и укрепления монархической власти во многом не соответствуют действительности. Однако, нельзя и отрицать того факта, что в столь полярных точках зрения на себя среди учёных виноват и сам Никколо. Ведь он никогда не стеснялся идти на контакт со своими политическими противниками. По сути, его гибкость, которую он так ценил в «Государе», его же и сгубила. После падения власти Медичи во Флоренции в 1527 году своя же республиканская власть не приняла его, обвинив в предательстве и лицемерии. Обвинения были вынесены за то, что он умудрился подарить свой труд «Государь» Джулиано Медичи, семейство которого до того открыто презирал.И всё-таки сложность политической фигуры Никколо Макиавелли не отрицает его гениальности. Идеи и труды, оставленные учёным, пережили его. При этом, нельзя утверждать, что Макиавелли сделал какие-то выдающиеся открытия. Он просто смог мастерски связать и систематизировать уже имеющиеся у человечества знания. Никколо очень тонко чувствовал «пульс времени». Именно это делает его выдающимся ученым. Кроме того, флорентиец транслировал в массы идеи о единении народа, справедливом обществе и тому подобное. Проворачивать такое в сугубо монархическом мире является доказательством большой смелости. Никколо Макиавелли положил начало диалогу. Диалогу о наиболее справедливой форме государства. Диалог этот продолжается и по сей день, спустя, без малого, пять веков после смерти Никколо. Что ещё может свидетельствовать о величии автора, как не его бессмертные мысли?БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКИсторические источникиНикколо Макиавелли. Государь. / пер. с итал. И.А. Корешкин. – М.: Просвещение-Союз, 2022 – 222 с.Никколо Макиавелли. О военном искусстве. / пер. с итал. Л.И.Янцева – М.: Центрополиграф, 2013 – 317 с. Никколо Макиавелли. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. / пер. с итал. В.И. Курьязова. – М.: Попурри, 2020 – 672 с.Никколо Макиавелли. Сочинения исторические и политические. Сочинения художественные. – М.: АСТ, 2009. – 819 с.Книжные изданияБурлацкий Ф.М. Загадка Макиавелли. / Ф.М. Бурлацкий – М.: Проф-Издат, 1997 – 392 с. Дживелегов А.К. Никколо Макиавелли. / А.К. Дживелегов – М.: Альфа-Книга, 2018 – 942 с.Каппони Н. Макиавелли / Н. Каппони – М.: Вече, 2012 – 352 с.Китс Дж. История Италии / Дж. Китс – М.: Астрель, 2012 – 246 с.Кристиана Ж. Макиавелли / Ж. Кристиана – М.: Молодая Гвардия, 2018 – 246 с.Пауэлл Дж. Новый Макиавелли / Дж. Пауэлл. – М.: АСТ, 2013. – 444 с.Погребная Я.В. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения / Я.В. Погребная – М.: Флинта, 2020 – 328 с.ПококДж.Г.А. Момент Макиавелли. Политическая мысль Флоренции и атлантическая республиканская традиция. / Дж.Г.А. Покок – М.: Новое литературное обозрение, 2020 – 888 с.Темнов Е.И. Макиавелли. / Е.И. Темнов – М.: Юридическая литература, 1979 – 72 с.Тененбаум Б. Великий Макиавелли. Тёмный гений власти. «Цель оправдывает средства?» / Б. Тененбаум. – М.: Эксмо, 2012. – 480 с.Фрайер Х. Макиавелли. / Х. Фрайер. – Спб.:Наука, 2011. – 349 с.
2. Никколо Макиавелли. О военном искусстве. / пер. с итал. Л.И. Янцева – М.: Центрополиграф, 2013 – 317 с.
3. Никколо Макиавелли. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. / пер. с итал. В.И. Курьязова. – М.: Попурри, 2020 – 672 с.
4. Никколо Макиавелли. Сочинения исторические и политические. Сочинения художественные. – М.: АСТ, 2009. – 819 с.
Книжные издания
5. Бурлацкий Ф.М. Загадка Макиавелли. / Ф.М. Бурлацкий – М.: Проф-Издат, 1997 – 392 с.
6. Дживелегов А.К. Никколо Макиавелли. / А.К. Дживелегов – М.: Альфа-Книга, 2018 – 942 с.
7. Каппони Н. Макиавелли / Н. Каппони – М.: Вече, 2012 – 352 с.
8. Китс Дж. История Италии / Дж. Китс – М.: Астрель, 2012 – 246 с.
9. Кристиана Ж. Макиавелли / Ж. Кристиана – М.: Молодая Гвардия, 2018 – 246 с.
10. Пауэлл Дж. Новый Макиавелли / Дж. Пауэлл. – М.: АСТ, 2013. – 444 с.
11. Погребная Я.В. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения / Я.В. Погребная – М.: Флинта, 2020 – 328 с.
12. Покок Дж.Г.А. Момент Макиавелли. Политическая мысль Флоренции и атлантическая республиканская традиция. / Дж.Г.А. Покок – М.: Новое литературное обозрение, 2020 – 888 с.
13. Темнов Е.И. Макиавелли. / Е.И. Темнов – М.: Юридическая литература, 1979 – 72 с.
14. Тененбаум Б. Великий Макиавелли. Тёмный гений власти. «Цель оправдывает средства?» / Б. Тененбаум. – М.: Эксмо, 2012. – 480 с.
15. Фрайер Х. Макиавелли. / Х. Фрайер. – Спб.:Наука, 2011. – 349 с.
Вопрос-ответ:
Какие основные идеи высказывает Макиавелли?
Макиавелли высказывает ряд основных идей, таких как разделение власти, неотъемлемые личные права и децентрализация власти.
Какие политические идеи Макиавелли пропагандирует?
Макиавелли пропагандирует идею о разделении власти, неотъемлемых личных правах граждан и децентрализации власти.
Какой была биография Николо Макиавелли?
Николо Макиавелли был итальянским политическим деятелем и писателем, родился в 1469 году в городе Флоренция. Он служил во многих государственных должностях и провел важные дипломатические миссии. В своих работах он исследовал политические системы и определял принципы власти.
Как Макиавелли относится к республиканизму?
Макиавелли поддерживает республиканскую традицию и призывает к созданию идеальной республики на основе разделения власти и децентрализации. Он считает, что республика должна основываться на свободных и активных гражданах. Он также утверждает, что республика будет преуспевать только в том случае, если у нее есть эффективные властные институты, представляющие интересы различных политических сил.
Как Макиавелли предлагает достигать внутренней свободы?
Макиавелли считает, что внутренняя свобода достигается путем децентрализации власти и наличия неотъемлемых личных прав. Он утверждает, что разделение власти и наличие властных институтов, представляющих разные политические силы, способствуют достижению свободы внутри республики.
Какие были основные идеи Николо Макиавелли?
Основная идея Макиавелли заключается в том, что для сохранения и укрепления государства правитель должен быть готов использовать любые средства, включая обман, насилие и лицемерие. Он также выступал за децентрализацию власти и наличие неотъемлемых личных прав.
Какие политические идеи выдвигал Макиавелли?
Макиавелли выдвигал идею о необходимости централизации власти и сильного государства. Он также подчеркивал важность знания и умения правителя, чтобы он мог успешно управлять государством. Он считал, что правительство должно быть эффективным и справедливым, чтобы гарантировать стабильность и процветание государства.
Какие силы стремились к децентрализации власти?
Различные политические силы стремились к децентрализации власти. Они считали, что этот подход способствует свободе и защите прав граждан. Децентрализация власти предусматривала наличие властных институтов, которые представляли интересы различных политических группировок.