Методика изучения имени прилагательного в 5-6 классах.
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 14.07.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения имени прилагательного в средней школе 5
1.1 Имя прилагательное как часть речи 5
1.2 Психолого-педагогические особенности учащихся 5-6 классов 9
1.3 Роль имен прилагательных в речи 15
Глава II. Методические аспекты изучения имени прилагательного в 5-6 классах 19
2.1 Особенности изучения темы «Имя прилагательное» в 5-6 классе 19
2.2 Интерактивные методы изучения имени прилагательного в школе 22
Заключение 29
Список использованных источников 31
В этой теме основное внимание должно быть сосредоточено на обобщении и систематизации ранее изученного, и лишь частично материал изучается как новый.2.2 Интерактивные методы изучения имени прилагательного в школеСовременная школа должна выпускать учащихся, способных справиться с любой ситуацией, для освоения этого разработаны инновационные методы и педагогические технологии. Они, в свою очередь, дают возможность свободно обмениваться знаниями, идеями и мнениями, а также способствуют сплочению коллектива класса. Атмосфера познавательной деятельности строится на взаимодействии учащихся между собой и учителем, взаимной оценке совместной деятельности.Интерактивное обучение – это способ организации процесса обучения в форме совместной деятельности учащихся, при котором все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, вместе изучают общие проблемы, моделируют ситуации[11,c.22]. Интерактивный метод позволяет создать приятные условия обучения, в которых учащийся чувствует себя успешно, самостоятельно выполняет задания, тем самым делая свой процесс обучения продуктивней. Таким образом, интерактивная технология обучения способствует решению трех основных задач: педагогико-познавательной, коммуникативно-развивающей и социально-ориентированной.К элементам этого метода относятся[4,5,14]:1. Нестандартное начало урока – создается эмоциональный настрой на предстоящее занятие (эпиграф, ребус, загадки и т.п.).2. Методы развития критического мышления (мозговой штурм, дебаты и др.).3. Введение специальных элементов, так называемых «изюминок» урока: ребусов, кроссвордов, шарад, задач, требующих углубленных знаний и т. д.4. Ориентация на парную и групповую работу.5. Проведение нетрадиционных занятий или частей занятий (урок-путешествие, урок-рассказ, урок-викторина и т.д.).6. Наличие игровых моментов и игр на занятиях и т.д.В наше время учителю не составит труда составить собственный перечень методов работы в школе и каждый раз совершенствовать их. Это развивающие игры, творческие задания, работа в группах и т. д. Лучшие методы — викторина, мозговой штурм, синквейн и т. д.«Мозговой штурм». По мнению С.В. Иванова этот метод помогает решить конкретную проблему на основе стимулирующей творческой деятельности, в которой участникам дискуссии предлагается придумать как можно больше решений, в том числе самых фантастических. Затем из общего количества высказанных идей выбираются наиболее удачные, которые можно использовать на практике[5].Основная цель заданий этого типа – получить большое количество разных ответов на данное задание. При использовании этого метода учащиеся должны знать или иметь при себе ряд правил[7]:1. Критика идей одноклассников строго запрещена.2. Учитываются все идеи учащихся, в том числе и фантастические.3. Особое внимание следует уделять идеям, имеющим эволюционную и доказательную основу.4. Идеи выражаются непрерывно и кратко.5. Идей должно быть много – в этом суть метода.Метод состоит из определенной последовательности действий[10]:1. Постановка задачи.2. Выражение идей3. Обсуждение этих идей.4. Принятие окончательного решения.Рассмотрим пример метода «мозгового штурма», который можно использовать на уроке русского языка по теме «Имя прилагательное». В заранее разделенных группах назначается ведущий. Также из числа участников будет выбран независимый секретарь для записи представленных идей. Группам дается задание для решения.Задание первой группе: Представьте ситуацию, в которой прилагательные не имеют ни числа, ни падежа. Как можно помочь прилагательным найти и приобрести эти грамматические категории? Предлагаемый ответ: обратиться к существительному за помощью и т.д.Задание для второй группы: Представьте себе такую ситуацию, что из нашей речи вдруг исчезли все прилагательные. Что будет с нашей речью?Предлагаемый ответ: Наш язык больше не будет красочным; мы будем говорить серо и безвкусно и т.д. Задача следующего этапа — проанализировать выдвинутые идеи и доказать, какие из них являются наиболее важными. Стоит отметить, что лидерам на этом этапе необходимо поддерживать порядок в группах. Затем результаты обрабатываются и объявляются окончательные выводы.После работы групп учитель должен подвести итоги с помощью наводящих вопросов: Чем прилагательное обязано имени существительному? Какова же роль прилагательных в нашем языке?Итак, отметим, что данный метод аналогичен методу проб и ошибок, который активизирует мыслительную деятельность учащихся в условиях активной работы и повышает интерес к теме.Синквейн. Этот вид работы позволяет учащимся легко и интересно представить любую тему или сделать выводы по теме.Синквейн в переводе с французского – стихотворение без рифмы. Этот метод стал популярным в Соединенных Штатах в начале 20 века под влиянием японской поэзии. Структура синквейна проста для понимания и использования[16]:1. Первая строка – это слово или словосочетание, определяющее тему синквейна.2. Вторая строка – два прилагательных или причастия, указывающие или описывающие свойства и свойства явления.3. Третья строка - три глагола, отражающие действие или состояние рассматриваемого явления.4. Четвертая строка - четыре слова, образующие единое предложение, отражающее суть явления. Это может быть афоризм или просто предложение с авторским настроем.5. Пятая строка – слово, однозначно характеризующее первую строку.Приведем примеры синквейнов по теме «Имя прилагательное»:1. Имя прилагательное. Краткое, полное.Украшает, относится, склоняется. Обозначает признак предмета.Часть речи2. Качественные прилагательные. Белый, горькийОтвечает, изменяется, обозначает. Обозначает различные качества предмета.Разряд.Синквейн универсален, поэтому его можно применить к любому разделу русского языка, а особенно к теме «Имя прилагательное». На написание синквейна стоит потратить 5-8 минут. Форма проведения может быть как индивидуальной, так и в группах. При оценке Синквейна особое внимание следует обращать на правильность высказываний и отражение логики во всех пяти линиях[7].Метод «эстафета». Учитель готовит текст, в котором опущены все прилагательные. Размер текста зависит от количества учащихся. Листочек, начиная с первой парты, раздается каждому ученику по очереди, задание - вписать прилагательное по контексту[14].Рассмотрим пример текста с пропусками по теме «Имя прилагательное»:__лес зимой._,_, повис на ветках снег. С ветвей елей свисают__шишки. Тихо поют __ синички. Под деревьями __ сугробы. Дороги замело __ снегом. На сугробах видны__следы зайца. В округе стоит__погода.По окончании работы учитель читает получившийся текст, а затем оригинал.Такая форма работы будет интересна школьникам, а также способствует развитию совместной деятельности и активизации мышления.Метод «Редактор». Учитель готовит карточки с текстом, на которых намеренно делает ошибки в написании прилагательных и т. д. Задача учащихся – увидеть эти ошибки и исправить их[10].Чтобы работа была более интересной, учитель должен наметить условные обозначенияорфографических, пунктуационных и речевых ошибок. Выдать карточки с обозначениями и дать учащимся дополнительное время для исправления найденных ошибок. Примерный список обозначений:/ - орфографическая ошибка.V - пунктуационная ошибка.Ф - фактическая ошибка.Z - красная строка (нет отступа).Г - нарушение границы предложения (Девочка села. И спросила о погоде).V - пропуск слова, предложения.Главное не только научить видеть ошибки, но и помочь учащимся объяснить такие ошибки и не допускать их в дальнейшем ни письменно, ни устно.Метод «кольца». Рассмотренный метод целесообразно использовать в начале и в конце занятий. В начале занятия детям дается видеоматериал, афоризм, картинка, пословица и т. д., которые подготавливают учащихся к восприятию нового материала. А в конце урока учащимся необходимо написать эссе по афоризму, выявить понимание видеоматериала и т.д[12].Например, в начале урока ставится задача: прочитать стихотворение, определить, на какие части речи выделены ударения в стихотворении В. Жуковского.Там небеса и воды ясны!Там песни птичек сладкогласны!0. Родина, все дни твои прекрасны!Где б ни был я, но все с тобойДушой.Учащиеся вступают в диалог с учителем и друг с другом, учатся формулировать четкую мысль, объяснять свой выбор.Также на основе стихотворения учитель подскажет классу определить тему урока «Прилагательные краткие и полные». Следующим шагом является анализ запланированных правил и упражнений.В конце занятия будет дана следующая работа: ответьте письменно на вопрос «Что изменится в стихотворении В. Жуковского, если краткие прилагательные заменить на полные?».Метод «Кольца» позволяет не использовать на уроке отдельные элементы интерактивности, а выстроить урок в интерактивной форме[7].Таким образом, интерактивное обучение решает несколько задач одновременно. Во-первых, интерактивные методы основаны на непосредственном взаимодействии обучающихся со средой обучения, т.е. с реальностью. Во-вторых, в интерактивном обучении личный опыт учащегося служит не только вспомогательным материалом и иллюстрацией к основному содержанию образования, но и центральным источником учебных знаний, активизирующим процессы самореализации. В-третьих, при интерактивном обучении активность учителя уступает активности учащегося.ЗаключениеВ системе изучения частей речи имя прилагательное играет одну из важнейших ролей. Эта часть речи характеризуется сложностью морфологического строя и разнообразием синтаксического употребления. Эффективность изучения важнейших тем синтаксиса связана в том числе и с усвоением темы «прилагательное». При постепенном изучении темы у ученика развиваются языковые и коммуникативные навыки.Методика изучения имен прилагательных обусловлена, прежде всего, их лингвистическими особенностями. Процесс обучения школьников по данной теме направлен на решение трех задач: формирование понятия «прилагательное», развитие умения безошибочно употреблять прилагательные в речи, формирование орфографической способности родовых окончаний прилагательных. Все три задачи решаются вместе.Характер смыслового значения прилагательных требует рассматривать их в совокупности с существительными. Грамматические признаки прилагательных (род, число, падеж) также зависят от существительного. Поэтому для понимания прилагательных важно обратить внимание детей на установление зависимости прилагательного от существительного.Большое место в изучении прилагательных занимают творческие работы, как устные, так и письменные: описание поездки в лес, парк, описание деревьев, птиц, животных.Эффективны различные виды упражнений. Упражнения развивают умение употреблять слова не только точно, но и грамматически правильно, так как прилагательное связано с существительным.Анализ методических особенностей изучения имени прилагательного показал, что система изучения имен прилагательных предполагает постепенное усложнение не только лексико-грамматического материала, но и постепенное усложнение формируемых на занятиях универсальных учебных действий.При изучении темы предметом постоянного внимания должно быть развитие у школьников осознанного и точного использования изучаемого явления. И тема «имя прилагательное» представляет для этого неограниченные возможности.Список использованных источниковВасильевых, И. П. Уроки русского языка. Пособие для учителя / И.П. Васильевых. - М.: Мнемозина, 2017. - 328 c.Винокур, Г. О. Избранные труды по языкознанию и культуре речи / Г.О. Винокур. - Москва: Машиностроение, 2019. - 232 c.Енжевская, М.В. Имя прилагательное. Разноуровневые развивающие упражнения по русскому языку / М.В. Енжевская. - М.: Ювента, 2018. - 324 c.Журавлева, О. Н. Русский язык. Диагностические работы к учебнику Т. Г. Рамзаевой / О.Н. Журавлева. - М.: Дрофа, 2019. - 548 c.Иванов, С. В. Русский язык. Комментарии к урокам / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова. - М.: Вентана-Граф, 2017. - 464 c.Иванов, С. В. Русский язык. Программа, планирование, контроль (+ CD-ROM) / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова. - М.: Вентана-Граф, 2018. - 384 c.Мальцева, И.В. Имя прилагательное. Интерактивная тетрадь по русскому языку / И.В. Мальцева. - М.: Ювента, 2018. - 150 cМусатов, В. Н. Русский язык. Морфемика, морфонология, словообразование / В.Н. Мусатов. - М.: Флинта, Наука, 2018. - 534 c.Середа, Е.В. Морфология современного русского языка: Учеб. пособие: моногр. / Е.В. Середа. - Москва: Высшая школа, 2016. - 160 c.Ситникова, Т. Н. Русский язык. Поурочные разработки. К УМК Л.Ф. Климановой и др. / Т.Н. Ситникова. - Москва: ИЛ, 2019. - 144 c.Стронская, И. М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах / И.М. Стронская. - М.: Литера, 2018. - 64 c.Суник, О. П. Общая теория частей речи / О.П. Суник. - М.: Либроком, 2019. - 136 c.Узорова, О.В. 3000 заданий по русскому языку. Полный курс итогового контрольного тестирования. Все темы. Все виды заданий. Ответы. Имя прилагательное. Глагол. Местоимение. Значения слов. Предложение. Пунктуация / О.В. Узорова. - М.: Издательство «АСТ», 2017. - 499 c.Узорова, О.В. Большой справочник по русскому языку / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. - М.: АСТ, 2020. - 436 c.Цветкова, Г. В. Русский язык: развернутое тематическое планирование по программе под ред. В. В. Бабайцевой / Г.В. Цветкова. - Москва: РГГУ, 2016. - 355 c.Цыганенко, Г. П. Морфология современного русского языка. Введение / Г.П. Цыганенко. - М.: Каштан, 2018. - 344 c.Шигуров, В.Н. Интеръективация как тип ступенчатой транспозиции языковых единиц в системе частей речи / В.Н. Шигуров. - М.: Academia, 2009. - 464 cШукейло, В.А. Наглядное пособие. Русский язык. Имя прилагательное / Глагол / В.А. Шукейло. - М.: Дрофа, 2019. - 149 c.Шукейло, В.А. Наглядное пособие. Русский язык. Разбор слова по составу / Морфологический разбор имени прилагательного / В.А. Шукейло. - М.: Дрофа, 2018. - 770 c.Шукейло, В.А. Наглядное пособие. Русский язык. Части речи. Обобщение / Склонение имен прилагательных во множественном числе / В.А. Шукейло. - М.: Дрофа, 2020. - 737 c.
1. Васильевых, И. П. Уроки русского языка. Пособие для учителя / И.П. Васильевых. - М.: Мнемозина, 2017. - 328 c.
2. Винокур, Г. О. Избранные труды по языкознанию и культуре речи / Г.О. Винокур. - Москва: Машиностроение, 2019. - 232 c.
3. Енжевская, М.В. Имя прилагательное. Разноуровневые развивающие упражнения по русскому языку / М.В. Енжевская. - М.: Ювента, 2018. - 324 c.
4. Журавлева, О. Н. Русский язык. Диагностические работы к учебнику Т. Г. Рамзаевой / О.Н. Журавлева. - М.: Дрофа, 2019. - 548 c.
5. Иванов, С. В. Русский язык. Комментарии к урокам / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова. - М.: Вентана-Граф, 2017. - 464 c.
6. Иванов, С. В. Русский язык. Программа, планирование, контроль (+ CD-ROM) / С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, А.О. Евдокимова. - М.: Вентана-Граф, 2018. - 384 c.
7. Мальцева, И.В. Имя прилагательное. Интерактивная тетрадь по русскому языку / И.В. Мальцева. - М.: Ювента, 2018. - 150 c
8. Мусатов, В. Н. Русский язык. Морфемика, морфонология, словообразование / В.Н. Мусатов. - М.: Флинта, Наука, 2018. - 534 c.
9. Середа, Е.В. Морфология современного русского языка: Учеб. пособие: моногр. / Е.В. Середа. - Москва: Высшая школа, 2016. - 160 c.
10. Ситникова, Т. Н. Русский язык. Поурочные разработки. К УМК Л.Ф. Климановой и др. / Т.Н. Ситникова. - Москва: ИЛ, 2019. - 144 c.
11. Стронская, И. М. Все части речи русского языка в таблицах и схемах / И.М. Стронская. - М.: Литера, 2018. - 64 c.
12. Суник, О. П. Общая теория частей речи / О.П. Суник. - М.: Либроком, 2019. - 136 c.
13. Узорова, О.В. 3000 заданий по русскому языку. Полный курс итогового контрольного тестирования. Все темы. Все виды заданий. Ответы. Имя прилагательное. Глагол. Местоимение. Значения слов. Предложение. Пунктуация / О.В. Узорова. - М.: Издательство «АСТ», 2017. - 499 c.
14. Узорова, О.В. Большой справочник по русскому языку / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. - М.: АСТ, 2020. - 436 c.
15. Цветкова, Г. В. Русский язык: развернутое тематическое планирование по программе под ред. В. В. Бабайцевой / Г.В. Цветкова. - Москва: РГГУ, 2016. - 355 c.
16. Цыганенко, Г. П. Морфология современного русского языка. Введение / Г.П. Цыганенко. - М.: Каштан, 2018. - 344 c.
17. Шигуров, В.Н. Интеръективация как тип ступенчатой транспозиции языковых единиц в системе частей речи / В.Н. Шигуров. - М.: Academia, 2009. - 464 c
18. Шукейло, В.А. Наглядное пособие. Русский язык. Имя прилагательное / Глагол / В.А. Шукейло. - М.: Дрофа, 2019. - 149 c.
19. Шукейло, В.А. Наглядное пособие. Русский язык. Разбор слова по составу / Морфологический разбор имени прилагательного / В.А. Шукейло. - М.: Дрофа, 2018. - 770 c.
20. Шукейло, В.А. Наглядное пособие. Русский язык. Части речи. Обобщение / Склонение имен прилагательных во множественном числе / В.А. Шукейло. - М.: Дрофа, 2020. - 737 c.
Вопрос-ответ:
Какие теоретические аспекты изучаются в третьей главе методики?
В третьей главе методики изучаются теоретические аспекты имени прилагательного в средней школе. Рассматривается роль имени прилагательного в речи и психолого-педагогические особенности учащихся 5-6 классов.
Чему посвящена первая часть третьей главы?
Первая часть третьей главы посвящена исследованию имени прилагательного как части речи. Рассматриваются его характеристики и функции в предложении.
Какие психолого-педагогические особенности рассматриваются в данной методике?
В данной методике рассматриваются психолого-педагогические особенности учащихся 5-6 классов. Авторы уделяют внимание особенностям мышления, восприятия, памяти и внимания детей данного возраста, а также их интересам и мотивации.
Какую роль играют имена прилагательные в речи?
Имена прилагательные играют важную роль в речи. Они обогащают выражение и позволяют передавать разнообразные характеристики предметов и явлений. Использование прилагательных помогает создать более яркое представление о том, о чем говорится.
Какие методические аспекты изучаются во второй главе методики?
Во второй главе методики изучаются методические аспекты изучения имени прилагательного в 5-6 классах. Рассматриваются особенности изучения этой темы в данном возрасте и предлагаются интерактивные методы обучения.
Какие теоретические аспекты изучаются в главе I статьи?
В главе I статьи изучаются теоретические аспекты имени прилагательного, включая его роль как части речи, психолого-педагогические особенности учащихся 5-6 классов и значение имен прилагательных в речи.
Какие методические аспекты изучаются в главе II статьи?
В главе II статьи изучаются методические аспекты изучения имени прилагательного в 5-6 классах, включая особенности изучения этой темы, применение интерактивных методов в школьном обучении.
Какова роль имени прилагательного в речи?
Имя прилагательное играет важную роль в речи, поскольку позволяет описывать предметы, людей и явления, выражать их качества и характеристики. Оно помогает создавать более точные, образные и выразительные высказывания.