Философия эпохи возрождения Тема № 5 (1, 2, 3)

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 16 16 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 16.03.2010
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Общая характеристика эпохи
2. Антропоцентризм философии возрождения. Натурфилософия
3. Выдающиеся мысли Н. Кузанского
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Она утверждает любовь и оптимистическое отношение к жизни, умеренность и скромность, стремление к трудовой деятельности и духовному обогащению.
Вместе с тем, добродетель несовместима с жестокостью, злом и страхом, религиозной нетерпимостью и аскетизмом.

3. Выдающиеся мысли Н. Кузанского
Николай Кузанский (1401 - 1464) - один из крупнейших мыслителей эпохи Возрождения, ученый - энциклопедист, знаток математики, физики, астрономии, географии и медицины. Кузанский родился в Южной Германии (местечко Куза) в семье крестьянина. Учился сначала в Голландии (школа мистиков «братьев общей жизни»), потом - в университетах Гейдельберга, Падуи и Кёльна. В 1430 г. - священнослужитель, а с 1448 - кардинал римско-католической церкви.
Он - является автором предложения о реформе юлианского календаря и гипотезы о бесконечности Вселенной. В математике Кузанский известен обоснованием теории бесконечно малых и решением задачи о квадратуре круга. Он был яростным врагом схоластики. Главные идеи его философских работ - мистический пантеизм, тождество противоположностей, взаимосвязь явлений природы, идея человека как микрокосма. Наиболее важными философскими работами являются: «Об ученом незнании», «О предположениях», «О согласии веры», «О видении бога», «О бытии-возможности» и др.
Высшим бытием Кузанский считает бытие Бога, производным от которого является человек и вся природа в целом. В силу этой своей производности от Бога природа не имеет границ, а мир конечных вещей и бесконечный Бог едины, так как «бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие мира в Боге».
Божественность мира проявляется и в его совершенстве, которое само, по мысли Кузанского, есть следствие использования Богом понятия «число» и отношений между числами. Математика для Кузанского, как и для пифагорейцев, является неким идеалом, на который ориентировался Бог в своем творении мира. Более того, она для него - возможность описать и самого Бога как «бесконечный круг», и единство Святой троицы как «бесконечного треугольника» с тремя прямыми углами, и любых «божественных истин».
Из области математики Кузанский берет примеры, служащие ему обоснованием диалектического учения о противоположностях (coincidentia oppositorum), из которых состоят в различной степени вещи и которые при определенных условиях совпадают. Окружность при бесконечном увеличении ее радиуса совпадает с прямой, являющейся касательной к этой окружности. Точно так же превращается в прямую линию треугольник при бесконечном уменьшении градусной меры угла при его вершине. В своем гиперболизированном уважении к математике и возможностям ее приложения в познании Кузанский предвосхитил процесс глубокого проникновения математики в естественные науки и возникновение математического естествознания.
Познание Кузанский представляет как бесконечный процесс совершенствования знания. Познание начинается с ощущений (sensus), которые дают лишь смутные представления о мире. Следующей ступенью познания является рассудок (ratio), который именует вещи и оперирует числами. Рассудок, с точки зрения Кузанского, с одной стороны, тесным образом связан с ощущениями и восприятиями. А с другой, - с логикой, понимаемой им как искусство развертывания рассудка. Высшая ступень познания - это разум (intellectus), который способен постигать всеобщее, вечное и бесконечное. Идея совпадения противоположностей, их неразрывного единства на уровне способности мыслить находит свое выражение у Кузанского в единстве истины (света) и заблуждения (тени), а также в некоторой мере в диалектической взаимосвязи веры и знания, так как вера раскрывается разумом, но разум направляется верой.


Заключение
Возрождение - одна из самых ярких страниц в истории человечества. Это - период небывалого творческого подъема, бурного развития науки, расцвета искусств и политической мысли. Период безграничной веры в человека, рассматриваемого в качестве высшей ценности. Именно ему принадлежит первое место в иерархии живых существ, так как только он среди них обладает разумом. Средневековый теоцентризм сменяется антропоцентризмом. Философия из служанки богословия превращается в науку о человеке и его предназначении.
В эпоху Возрождения возникает новое мировоззрение - гуманизм, а вместе с ним и новая философия - философия гуманистического неоплатонизма, для которой характерны следующие основные принципы:
- признание природной сущностью человека его способность к творчеству;
- необходимость осмысления мира через осмысление человека как природного существа, как единства телесного и духовного;
- одухотворение мира, представление его наполненным божественным смыслом, а самого Бога - растворенным в природе;
- доминирование эстетического над рациональным и этическим в понимании действительности.
В этот период возникают теории, объясняющие развитие социальных отношений естественными законами, выведенными из разума и опыта, создающие модели справедливой организации общественного устройства (утопизм).
В теории познания философы Ренессанса отделяли знание от веры, относя первое к рациональной сфере, а второе - к сфере религиозной. Основным философским методом критики религиозных догм был скептицизм.
Этика в эпоху Возрождения рассматривалась натуралистически, так как всякая добродетель считалась результатом познания естественных условий жизни человека. Добродетель утверждает любовь, оптимизм, умеренность и скромность, стремление к трудовой деятельности и духовному обогащению, но несовместима с жестокостью, злом и страхом, религиозной нетерпимостью и аскетизмом.
Подводя итог тому, что было сказано, следует еще раз подчеркнуть, что человек Возрождения перестает быть пассивным перед лицом жизни и Космоса. Он перестает быть наблюдателем Божьего промысла, начинает деятельно любить его, проникает в него, движется по пути к нему. И благодаря этому в нем рождается дух исследователя, потребность познавать законы бытия и искать ответы на вопросы о жизни Космоса. До Коперника, отразившего жизнь мира в математических законах, главным чувством людей по отношению к мирозданию было восхищение герметическим законом и представлением о Солнце как о центральном элементе Вселенной. Это восхищение побуждало их искать математические формулы, но все же корень его был магическим, герметическим и, в самом глубоком смысле слова, ренессансным.














Список литературы

Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления – М., 2006.
Баткин Л.М. Итальянское возрождение в поисках индивидуальности.- М., 2000.
Бибихин В.В. Новый ренессанс. -М., 1998.
Брагина Л.М. Итальянский гуманизм – М: 2007.
Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 2000.
Гуревич П.С. Философия человека Ч.1– М., 2000.
Кузанский Н. Сочинения в 2-х томах. – М., 2008, Т.1, 2.
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 2007.
Соловьев Э. Непобежденный Еретик. – М., 2007.
Спиркин А.Г. Философия. – М., 1999.
Яйленко Е.В. Итальянское Возрождение. – М., 2005.



Бибихин В.В. Новый ренессанс. - М., 1998. с. 72.
Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 2000. с. 51.
Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 2007. с. 103.
Соловьев Э. Непобежденный Еретик. – М., 2007. с. 36.
Яйленко Е.В. Итальянское Возрождение. – М., 2005. с. 184.
Спиркин А.Г. Философия. – М., 1999. с. 202.
Гуревич П.С. Философия человека Ч.1– М, 2000. С.253.
Брагина Л.М. Итальянский гуманизм – М., 2007. С.95
Кузанский Н. Сочинения в 2-х томах. – М., 2008, Т.2. с. 107.
Кузанский Н. Сочинения в 2-х томах. – М., 2008, Т.1. с. 30.
Там же. С. 31.












2

Список литературы

1.Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления – М., 2006.
2.Баткин Л.М. Итальянское возрождение в поисках индивидуальности.- М., 2000.
3.Бибихин В.В. Новый ренессанс. -М., 1998.
4.Брагина Л.М. Итальянский гуманизм – М: 2007.
5.Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 2000.
6.Гуревич П.С. Философия человека Ч.1– М., 2000.
7.Кузанский Н. Сочинения в 2-х томах. – М., 2008, Т.1, 2.
8.Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 2007.
9.Соловьев Э. Непобежденный Еретик. – М., 2007.
10.Спиркин А.Г. Философия. – М., 1999.
11.Яйленко Е.В. Итальянское Возрождение. – М., 2005.

Вопрос-ответ:

Какие особенности характеризуют философию эпохи возрождения?

Философия эпохи возрождения отличается любовью и оптимистическим отношением к жизни, умеренностью и скромностью, стремлением к трудовой деятельности и духовному обогащению. Она противопоставляет добродетель жестокости, злу, страху, религиозной нетерпимости и аскетизму.

Какие идеи привнесла философия эпохи возрождения?

Философия эпохи возрождения привнесла идеи антропоцентризма, которые подчеркивают центральное значение человека во вселенной. Она также развивала натурфилософию, основанную на изучении природы и природных явлений.

Что интересного можно найти в мыслях Николая Кузанского?

Николай Кузанский, выдающийся мыслитель эпохи возрождения, выдвигал идеи об утверждении любви и оптимистического отношения к жизни. Он также подчеркивал важность умеренности и скромности, а также стремления к трудовой деятельности и духовному развитию.

Какие черты философии возрождения современники особо отмечали в мыслях Николая Кузанского?

Современники особо отмечали в мыслях Николая Кузанского его идеи о любви и оптимистическом отношении к жизни. Он подчеркивал важность умеренности и скромности, а также стремление к труду и духовному развитию. Он также показывал несовместимость добродетели с жестокостью, злом, страхом, религиозной нетерпимостью и аскетизмом.

Что интересного можно найти в мыслях Николая Кузанского по отношению к религии?

Николай Кузанский в своих мыслях по отношению к религии показывал несовместимость добродетели с религиозной нетерпимостью. Он отрицал жестокость, зло и страх, превознося любовь и оптимистическое отношение к жизни.

Какова общая характеристика эпохи Возрождения?

Эпоха Возрождения характеризуется любовью и оптимистическим отношением к жизни, умеренностью и скромностью, стремлением к трудовой деятельности и духовному обогащению. Однако, она также отвергает жестокость, зло, страх, религиозную нетерпимость и аскетизм.

Что такое антропоцентризм философии Возрождения?

Антропоцентризм философии Возрождения - это идея о том, что человек является центром вселенной, и его способности, возможности и достоинства являются основными объектами исследования и познания. В философии Возрождения человек становится центральной фигурой, а его индивидуальность и возможности получают особое внимание.

Что такое натурфилософия в контексте эпохи Возрождения?

Натурфилософия - это направление философии Возрождения, которое ставит природу в центр своих исследований. Она стремится понять законы и закономерности природы, использовать их для блага человечества и раскрыть сущность мира через изучение природы. Натурфилософия активно развивалась в эпоху Возрождения и внесла значительный вклад в развитие наук о природе.

Какие выдающиеся мысли Николая Кузанского?

Николай Кузанский, выдающийся мыслитель эпохи Возрождения, высказывал множество интересных и глубоких мыслей. Он отстаивал идею о единстве всех противоречий, о том, что все явления, кажущиеся противоположными, на самом деле суть одно и то же. Кузанский также утверждал неограниченные возможности разума и обнаруживал глубокое понимание единства человека с природой. Его мысли оказали значительное влияние на развитие философии и науки.

Какую основную идею выдвигает философия эпохи возрождения?

Основная идея философии эпохи возрождения - антропоцентризм, то есть признание главенствующей роли человека во Вселенной.

Какие добродетели были ценными для философии эпохи возрождения?

Философия эпохи возрождения ценила такие добродетели, как любовь и оптимистическое отношение к жизни, умеренность и скромность, стремление к трудовой деятельности и духовному обогащению.