Изучение лексики нравственной тематики на уроках русского языка

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык
  • 25 25 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 23.06.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава I. Лексика нравственной тематики в современном русском языке 4
1.1 Место и роль лексики нравственной тематики в современном русском языке 4
1.2 Классификация лексики нравственной тематики по семантике и частям речи 4
Глава II. Изучение лексики нравственной тематики на уроках русского языка 4
2.1 Содержание работы по лексике нравственной тематики на уроках русского языка 4
2.2 Конспект урока по русскому языку по теме нравственного воспитания школьников 4
Заключение 4
Список используемой литературы 4
Приложение 1. 4

Фрагмент для ознакомления

- Ребята, а почему одного человека называют нравственным, а другого безнравственным? Ответ на этот вопрос попытайтесь найти, работая в группе.2 часть. Творческое заданиеЗадание 1 группе: обсудите, какого человека называют нравственным.Задание 2 группе: обсудите, какого человека называют безнравственным.- Давайте составим на доске общий список наших знаний и предположений в форме кластера. Я прошу выйти по одному представителю от каждой группы для составления кластера. 1 группа составьте кластер с словосочетанием «нравственный человек»; 2 группа – «безнравственный человек».- Нравственная личность – это не только знание общих моральных принципов, это реальное умение следовать им в повседневной жизни, быть готовым к достойным поступкам в любых жизненных ситуациях.3 часть. Осмысление темы урока- Проблема духовно-нравственного воспитания относится к разряду «вечных», актуальна она и в наше время. Почему? Каждый из вас ответит в аргументированной части сочинения. Русская литература помогает человеку разобраться в сложных жизненных ситуациях, найти истинные ориентиры и ценности, которые нужны в жизни. - Давайте познакомимся с отрывком из повести Владимира Фёдоровича Тендрякова «Расплата».Работа с текстом- У вас на столах у каждого текст Тендрякова. Я предлагаю прочитать этот текст по ролям. (Текст – см. Приложение 1)Задание: передать голосом чувства говорящих. Я попрошу прочитать этот текст по ролям (ФИО ученика), он будет читать слова отца Сони Потехиной, Василия Петровича, и (ФИО ученика), он будет читать слова учителя литературы.Задание классу: По ходу прочтения текста сделайте на полях пометки «З», «+», «-», «?», используя прием «Инсерт», где «З» - я это знал / знала;«+» - новое для меня;«-» - думал / думала по-другому;«?» -непонятно для меня, нужно разобраться.- Какие мысли, чувства, ощущения возникли у вас, когда вы читали и слушали этот текст?Поделитесь, пожалуйста.- А теперь, ребята, вернитесь ещё раз к тексту, к своим пометкам на полях и заполните таблицу.- Давайте обсудим ваши записи.Работа в группе- Давайте снова разделимся на две группы.Выпишите из текста цитаты, в которых, по вашему мнению, отражается позиция каждого из участников разговора. - Через какие языковые средства передаётся речь учителя? (1 группа)- С помощью каких языковых средств передаётся состояние отца?( 2 группа)- Давайте предоставим слово 1 группе. Взгляды учителя.- Слово 2 группе. Взгляды Василия Петровича- Речь какого героя более эмоциональна? (Василия Петровича).Вопрос 1 группе: Через какие языковые средства передаётся речь учителя?(неполные предложения - тоже, безличные предложения - «Всех этому научить…»)Вопрос 2 группе: С помощью каких средств передаётся состояние отца? (С помощью вопросительных, восклицательных предложений, повторов слова «хочу»).- На какие вопросы отвечают участники диалога? (Как нужно жить? Какие ценности беречь и передавать детям?)- Ребята, сформулируйте, пожалуйста, проблему исходного текста, возможно, их будет несколько. Итак, какие проблемы волнуют автора?Работа в группе- Ребята, в начале урока мы с вами рассуждали о том, что такое «нравственность». Я вам предлагаю составить синквейн.- 1 группа, которая работала с образом учителя: составьте синквейн со словом «Нравственность».- 2 группа, которая анализировала отца девочки, Василия Петровича: составьте синквейн со словом «Безнравственность»4 часть. Заключение урока- Нравственной личностью человек становится лишь тогда, когда в душе его навсегда поселились совесть, стыд, ответственность и долг. Это четыре важнейших источника, питающих моральную доблесть и культуру человека. - Спасибо вам, ребята, за сегодняшний урок, за вашу откровенность и за желание поговорить по душам.5 часть. Домашнее задание.- Домашним заданием будет написание сочинения-рассуждения по данному тексту. Подумайте, какие произведения помогут вам аргументировать вашу точку зрения.ЗаключениеКатегории нравственности являются основными законами человеческой жизни. Как показывает изучение научной литературы, особенности нравственных представлений русского народа тесно связаны с его историей. Большое влияние на нравственные устои носителей русского языка оказала христианская религия.Изучение нравственных представлений русского народа может основываться на анализе соответствующих понятий и изучении семантики лексических единиц, связанных со сферой нравственности.В современном мире существуют различия в репрезентации лексики нравственного содержания в лексикографических источниках нового времени и в сознании носителей современного русского языка. В то же время словари фиксируют обобщенные лексические значения языковых единиц нравственной тематики.В ходе исследования были выявлены особенности современного понимания слов с нравственным содержанием реальными носителями современного русского языка, многообразие новых значений, придаваемых респондентами в предъявляемых им словах.Данные, полученные в результате курсовой работы, свидетельствуют о непрерывном динамичном развитии изучаемой группы слов, несмотря на определенную непопулярность в обществе представлений о нравственности.В курсовой работе представлен конспект урока по русскому языку для 11 класса по теме «Лексика нравственной тематики».Список используемой литературыШмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика / Д.Н. Шмелев. М., 1977. Загоровская О.В. Судьба русского языка в условиях глобализации современного мира / О.В. Загоровская / Русский язык наших дней в социолингвистическом освещении. Липецк, 2008. Гируцкий А.А. Общее языкознание. Пособие для студентов вузов. – Минск: ТетраСистемс, 2008. - 320 сУшаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков; под ред. д-ра филол. наук Н.Ф. Татьянченко. – М.: Альта – пресс, 2005. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. Отв. ред. Н.Ю. Шведова. – М.: Издательский центр «Азбуковник», 2008. Загоровская О.В. Русский язык в начале третьего тысячелетия: состояние и перспективы развития / О.В. Загоровская / Проблемы изучения живого русского слова на рубеже тысячелетий: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Ч. I. – Воронеж: ВГПУ, 2003. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика: Учебник. – М.: КомКнига, 2007. Апресян Ю.Д. Исследования по семантике и лексикографии в 2 томах. – М.: Языки славянских культур, 2009. – Т. I: Парадигматика. Пикуль В.С. Битва железных канцлеров: Роман и миниатюры. – М.: Современник, 1994. Луначарский А.В. О народном образовании. - М., Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 445 с.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. А. И. Пискунова. - Москва: Педагогика, 1974.Приложение 1.- До сих пор вспоминаю тот разговор с отцом Сони Потехиной, который случился у меня после родительского собрания. Василий Петрович тогда сам начал его:– Слышали: прямая линия короче кривой – геометрия! И все верят в это, понять не хотят – в жизни-то геометрия совсем иная, там кривые пути всегда прямых короче. А чему вы, преподаватель литературы, детей учите? – Русской литературе хотя бы. А она тем знаменита, что лучше других разбирается в запутанной жизни. Да, в запутанной, да, в сложной!– Вы учите – будь только честным и никак по-другому?– Учу.– И зла никому не делай – учите?– Учу.– И сильного не бойся, слабому помогай, от себя оторви – тоже учите? – Тоже.– А-а! – восторжествовал мой собеседник. – И это не по линеечке жить называется! Не геометрию из книжек преподаёте! Запутанно, сложно, а прямолинейненько-то поступай!– А вам бы хотелось, чтоб я учил – будь бесчестным, подличай, изворачивайся, не упускай случая сделать зло, перед сильным пасуй, слабому не помогай…Неужели, Василий Петрович, вам хочется такой вот свою дочь видеть?– Я хочу… – Василий Петрович даже задохнулся от негодующего волнения. – Одного хочу – чтоб Сонька моя счастливой была, приспособленной! Чтоб загодя знала, что и горы крутые, и пропасти в жизни встретятся, пряменько никак не потопаешь, огибай постоянно. Ежели можно быть честной, то будь, а коль нельзя – ловчи, не походи на своего отца, который лез напролом да лоб расшиб…Хочу, чтоб поняла, и крепко поняла, что для всех добра и люба не станешь и любви большой и доброты особо от других не жди. Хочу, чтоб не кидалась на тех, кто сильней, кто легко хребет сломать может, а осторожничала, иной раз от большой нужды и поклониться могла. Хочу, чтоб дурой наивной не оказалась. Вот чего хочу! Ясно ли? – Всех этому научить или только одну вашу дочь?– Всех, всех, чтоб вислоухими не были!– Так что же получится, Василий Петрович, – все науку воспримут, все станут не вислоухие, а ловкачи, все будут стараться обманывать друг друга, хребет ломать тем, кто послабей…В дурном же мире Соне жить придётся. Не пугает это вас?– А что делать-то, когда он, мир, таков и есть, доброго слова не стоит? И сменять его на другой какой, получше, нельзя – один всего. Выхода нет – приспособляйся к нему.– Сменять наш мир на другой нельзя, а вот попробовать как-то исправить его…– Ой, не учите вы детей наших мир исправлять. На что мне весь мир! Могу ли я с ним, со всем миром, справиться? Иль надеяться могу, что справится Сонька? С ума ещё не сошёл – ни себя, ни её Наполеоном великим не считаю! Я маленький человек, и она в крупную не вырастет. Нужно мне совсем мало – чтоб дочь родная счастливо жила. А остальные уж пусть сами как-нибудь без меня устраиваются… а вы!(В. Тендряков)


Список используемой литературы
1. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика / Д.Н. Шмелев. М., 1977.
2. Загоровская О.В. Судьба русского языка в условиях глобализации современного мира / О.В. Загоровская / Русский язык наших дней в социолингвистическом освещении. Липецк, 2008.
3. Гируцкий А.А. Общее языкознание. Пособие для студентов вузов. – Минск: ТетраСистемс, 2008. - 320 с
4. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков; под ред. д-ра филол. наук Н.Ф. Татьянченко. – М.: Альта – пресс, 2005.
5. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. Отв. ред. Н.Ю. Шведова. – М.: Издательский центр «Азбуковник», 2008.
6. Загоровская О.В. Русский язык в начале третьего тысячелетия: состояние и перспективы развития / О.В. Загоровская / Проблемы изучения живого русского слова на рубеже тысячелетий: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Ч. I. – Воронеж: ВГПУ, 2003.
7. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика: Учебник. – М.: КомКнига, 2007.
8. Апресян Ю.Д. Исследования по семантике и лексикографии в 2 томах. – М.: Языки славянских культур, 2009. – Т. I: Парадигматика.
9. Пикуль В.С. Битва железных канцлеров: Роман и миниатюры. – М.: Современник, 1994.
10. Луначарский А.В. О народном образовании. - М., Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 445 с.
11. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. А. И. Пискунова. - Москва: Педагогика, 1974.

Вопрос-ответ:

Зачем изучать лексику нравственной тематики на уроках русского языка?

Изучение лексики нравственной тематики на уроках русского языка помогает развивать нравственное сознание и формировать у учеников правильные ценностные ориентации. Это также способствует развитию речи и обогащению словарного запаса.

Какое место и роль занимает лексика нравственной тематики в современном русском языке?

Лексика нравственной тематики играет важную роль в современном русском языке, так как отражает основные ценности и нормы общества. Она используется для описания моральных качеств, поведения, этических принципов и регулирования нравственных отношений.

Какие есть классификации лексики нравственной тематики по семантике и частям речи?

Лексика нравственной тематики может быть классифицирована по семантике на лексику, связанную с добром и морально-этическими ценностями, и лексику, связанную с злом и негативными явлениями. По частям речи лексика нравственной тематики может быть существительными, прилагательными, глаголами и наречиями.

Какими методами можно работать над лексикой нравственной тематики на уроках русского языка?

На уроках русского языка можно использовать различные методы и приемы для работы над лексикой нравственной тематики. Это может быть чтение и обсуждение художественных текстов, составление составление синонимических рядов, выполнение словарных работ, составление предложений и текстов с использованием слов нравственной тематики и другие.

Какое место и роль занимает лексика нравственной тематики в современном русском языке?

Лексика нравственной тематики занимает важное место в современном русском языке. Она отражает нравственные ценности и нормы общества, помогает выразить этические оценки и отношения к различным явлениям и событиям. Выражения морали, доброты, справедливости и других моральных понятий обогащают словарный запас русского языка, делая его более разнообразным и точным.

Как можно классифицировать лексику нравственной тематики в современном русском языке?

Лексика нравственной тематики в современном русском языке может быть классифицирована по семантике и частям речи. По семантике можно выделить такие группы слов, как слова, описывающие доброту, милосердие, справедливость, честность и другие моральные ценности. По частям речи можно выделить глаголы, прилагательные, существительные и наречия, которые относятся к нравственной тематике.

Как можно изучать лексику нравственной тематики на уроках русского языка?

На уроках русского языка можно изучать лексику нравственной тематики, проводя различные упражнения и задания. Это может быть работа с текстами, анализирующими этические аспекты, составление словосочетаний или предложений с данными словами, обсуждение ситуаций, связанных с моральными дилеммами и принятием решений. Такой подход поможет учащимся лучше понять и использовать нравственную лексику в своей речи.

Какие темы рассматриваются в статье?

Статья рассматривает изучение лексики нравственной тематики на уроках русского языка, включая место и роль такой лексики в современном русском языке, а также классификацию лексики по семантике и частям речи.