Применение химических материалов при очистке различных изделий декоративно-прикладного искусства от загрязнений. Их классификация и области применения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Декоративно-прикладное искусство
  • 38 38 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 09.07.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
1 Химические материалы для очистки различных изделий декоративно-прикладного искусства от загрязнений 6
1.1 Изделия декоративно-прикладного искусства и их реставрация 6
1.2 Классификация химических материалов 9
1.3 Требования к химическим материалам, применяемым для очистки изделий декоративно-прикладного искусства от загрязнений 14
2 Область применения химических материалов для очистки различных изделий декоративно-прикладного искусства от загрязнений 17
2.1 Очистка металлов от загрязнений 17
2.2 Очистка камня от загрязнений 18
2.3 Очистка тканых материалов 24
2.4 Очистка изделий из стекла 27
2.5 Очистка изделий из кости 29
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Фрагмент для ознакомления

Если наповерхности изделия присутствует пористая зернистая корка и при pH воднойвытяжки более 7,5, то рекомендуется использовать щелочныерастворы. Изделие погружается в 1%-й раствор едкого натра на10–30 сут, при этом обязателен постоянный контроль. Коррозионный слойи радужная пленка разрушаются, а поверхность стекла становитсяблестящей. Для нейтрализации щелочи изделие ополаскивают 1%-м раствором серной кислоты и тщательно промываютводой.Красота цветной эмали, ее стойкость к химическим воздействиям и прочность обусловлены ее соединением с металлом. Это и определило одну из возможных причин ее разрушения. Хрупкость эмали является причиной разрушения ее при ударах и изгибах металлической основыизделия. Второй причинойслужит разрушение самой основы эмали – стеклав результате постепенного выщелачивания и рекристаллизации.В процессе взаимодействия поверхности эмали, которая была изготовлена с отклонениями всоставе шихты от оптимального соотношения между кислотными иосновными окислами, или режима варки и обжига, с присутствующимив воздухе водой и диоксидом углерода, наблюдается постепенноеосвобождение кремниевой кислоты и образование карбонатов игидроксидов металлов. Поверхность эмали теряет блеск и в результате внутренних напряжений происходит отслоение тончайших чешуекстекла.Такие эмали очищаются, и в случае отсутствия микротрещин, которые уходят от поверхности в глубину слоя эмали, покрываются защитнымслоем лака. Не рекомендованоприменять лаки на основе природных смол в силу их быстрого загрязнения.Также не рекомендуется их использование из-за слабой когезионной пористости, потому что она не будет являться препятствиемдля дальнейшего отделения чешуекэмали. Лаки, изготовленные на основеНЦ и ПБМА и применяемые для получения защитных покрытий, имеют существенные недостатки, состоящие в том, что первые лаки изменяют цвет на свету, а вторые лаки изменяют отражательную способностьотреставрированных участков. И лаки недостаточноводостойки.Лучшие результаты достигаются при использовании в качествезащитных лаков растворов смесей акриловых сополимеров (БМК-5,40БМ, 80БМ) и кремнийорганических олигомеров (К-9, К42, К-47, К-101)в ацетоне, метилэтилкетоне или этилацетате. Каждый из компонентоврастворяется отдельно, а затем растворы сливаются вместе. Если необходимо, то раствор разбавляется до рабочей концентрации.В зависимости от используемого растворителя поверхность эмали покрывается лаком дважды с промежуточной сушкой в течение 1–2 ч. Можно применять лаки, изготовленные на основе ПВБ в сочетании скремнийорганическими олигамерами. В качестве растворителяиспользуется изопропиловый или этиловый спирт. Каждый из компонентов также растворяется отдельно, затем растворы сливаются вместе и перемешиваются.Если на эмали присутствуют сколы, то задача осложняется нарушениямив металле, который является основой эмалевого слоя. От жировых загрязнений поверхность эмали очищаетсяпромывкойбензином,уайт-спиритом, перхлорэтиленом, тетрахлорметаноми этиловым спиртом. Затем осуществляется удаление старых реставрационных доделок, расписанных масляными красками. Для того, чтобы удалить с металлической основы оксидно-солевые загрязнения,рекомендуетсяприменять безводные составы, среди которых смесьглицерина с этилендиамином (10:1), спиртовые растворы ПМАК сПВБ и глицерином (85:5:5:5). Последний состав привысыхании образует эластичную пленку, которая снимается вместе с оксидно-солевыми загрязнениями без разрушения эмалевого слоя.2.5 Очистка изделий из костиДля изготовления разнообразных изделийдекоративно-прикладного искусства ценнымматериалом, а для некоторых регионов России и единственным,является кость.Для изготовления изделий из кости используются клыки моржа,бивни слона и мамонта, зубы кашалота и нарвала, цевка (кость домашнихживотных). Также берутся кости крупных морских и домашних животных, рога оленей,антилоп и рог носорога, панцири черепах.Кость (бивни, клыки, цевка) является сложныморганоминеральным образованием. Неорганическая часть составляет 55–70% от общего объема кости и состоит в основном из солей кальция (фосфаты, карбонаты, фториды). Органическая часть составляет 30–45% и содержит оссеин. В результате образуется сложная структура, которая пронизана капиллярами и порами, и обладает анизотропией, которая и служит причиной коробления пластин.В случае, когда материал не деструктирован, сохранилсяпервоначальный химический состав, нет видимых поражений грибами, пятен жира или ржавчины, то считается, что изделия из кости хорошо и удовлетворительно сохранились.Эти изделия и костяные изделия плохой сохранности требуютразного подхода к очистке.Для первой группыкостяных изделий обычно нужна только очистка иукрепление.Для изделий из кости, которые имеют разрушения, очаги деструкции материала, загрязнения и пятнаразличного происхождения, нужна тщательная очистка ипоследующее укрепление, удаление пятен, общая чистка, восполнение утрат, тонирование и т.д.Этические и эстетические пределы вмешательства реставратора воблик и материальную основу изделия из кости определяются нетолько устоявшимися взглядами на облик предмета и опасениями за егодальнейшую судьбу, но и объективными показателями. В качестве объективных показателей можно назвать пятна грибных поражений, наличие которыхприизменении влажности режима хранения может привести к их дальнейшему развитию. При повышении температуры восковые, жировые и смоляныезагрязнения могут диффундировать по периметру и вглубину. В этом плане особенно опасными являются оксидно-солевыезагрязнения, среди которых медь и железо. Во влажномвоздухе, который насыщен оксидами серы иазота, происходит образованиесолей,легкорастворимых в воде.Эти соли могут вступать во взаимодействие с кальцием (неорганической составляющей кости) и выводить его из костной ткани.За счет того, что кость окрашена в светлые тона и является довольно пористымматериалом, поверхностные загрязнения на ней очень хорошо видныи достаточно прочно удерживаются. На изделиях декоративно-прикладного искусства из кости можно встретить чернильные пятна, капли и потеки красок и пищевыхпродуктов, воски,клеи, мушиные следы и т.д. Современем данные загрязнения претерпевают сложные процессы старения, при этом цементируются пылевые частицы и закрепляются на поверхности и в порах кости.С материаломкостиактивно взаимодействуютвсе виды загрязнений и постепенно разрушают его. Пыль включает в себя мелкодисперсные частицы минеральных соединений и органические вещества. Среди минеральных соединений можно отметитьизвестковые и силикатные соединения, а также глину, золу, уголь и сажу.К органическим веществамотносятся смолистые вещества и целлюлоза. Так как пыль имеет развитую поверхность, она адсорбирует извоздуха воду, оксиды серы и азота. Поэтому пыль, находясь на поверхности,вызывает изменения физико-химического состояниякости.В случае, если изделия из кости находились в длительном пользовании, то кроме пыли на их поверхности могут быть загрязнения из клея, пластилина, жиров,пота и других органических веществ. В поте ипродуктах его разложения содержится мочевина, фосфаты, сульфаты и молочная кислота, при разложении которыхобразуется аммиак. Эти веществамогут вступать во взаимодействие с минеральной и с органическойчастями кости, что в результате вызывает разрушение структуры костного материала.Жиры и смазочные материалы под действием паров воды икислорода воздуха гидролизуются. Образованные свободные жирныекислоты окисляются, при их дальнейшем взаимодействии с костнымматериалом появляются окрашенные продукты. Жиры и смазочныематериалы обладают способностью легко проникать на значительную глубинув материал кости и там разлагаться, что приводит к образованию пятен болеепрозрачной кости и несмываемых интенсивно окрашенных желтыхпятен.В ряду загрязнений материала кости особое место отводится биоразрушителям. На поверхности кости вместе с пылевыми загрязнениями попадают споры бактерий игрибов. Ряд бактерийприводит к гниению белковой составляющейкости.К продуктам жизнедеятельности плесневых грибов относится окрашивание вещества и образование органических кислот. Наличие загрязнений,сорбирующих воду из воздуха, способствует развитию биоразрушителей.Предупреждение разрушения материала изделий из кости и ихпреждевременной гибели можно осуществить только тщательным удалениемзагрязнений как с поверхности материала и, при необходимости, из глубины.Для очистки изделий из кости от поверхностных загрязнений широко применяются неионогенные моющие средства. К ним относятся:-полиоксиэтиленовые эфиры жирных спиртов (синтанол ДС-10, тергитол, вольпо и др.);-полиоксиэтиленовые эфиры алкилфенолов (ОП-7, ОП-10);- оксиды органических аминов (оксид алкилдиметил-амина);-катионоактивные моющие средства,высокомолекулярные органические амины (катамин АБ) (хорошо растворимые в воде и в ряде органических растворителей (спирты, эфиры, кетоны).Данные веществавыполняют также и функцию антисептиков. Находят применение в виде водных или водно-спиртовых растворов (0,5-2,0%-х). Синтанол ДС-10, оксид алкилдиметиламина и другие моющие средства применяются для очистки в виде растворов в эфирах и спиртах. Нашли применение такие эфиры как этилацетат и диэтиловый эфир. Из спиртов используются этиловый и изопропиловый спирт.Если имеется частично разрушенная кость, то для ее очисткипредпочтительныбезводные моющие составы.Сильно загрязненные поверхности изделий из кости очищаются составами с ферментными добавками. В ряде случаев капли и следы масляной краски,жировые пятна с кости можно удалить, используя органические растворители бензина, эфиров, этилового спирта иперхлорэтилена. При очисткеизделие погружается в растворитель, также может обрабатываться кистью, наложением тампона, смоченного в растворителе.Для очистки изделий из кости не рекомендуется использовать составы, содержащие вещества, которые модифицируют поверхность.Хорошие результаты получаются при использовании полимерных пленкообразующих композиций.Ими можно обрабатывать всю поверхность изделия и его отдельные участки. Они могут содержать липаз и протеаз (ферментные добавки, которые предназначены для повышения эффективности очистки поверхности кости от специфических загрязнений.ЗаключениеВ процессе работы были проанализированы имеющиеся материалы по химическим материалам для очистки различных изделий декоративно-прикладного искусства от загрязнений и область их применения для изделий, изготовленных из различных материалов.Под декоративно-прикладным искусством понимается особый вид искусства, который обладает собственной художественной образностью и тесно связан с бытовыми нуждами человека. Среди бытовых нужд можно отметить обыденную повседневную жизнь, трудовые, общественные, культовые функции и занятия. Декоративно-прикладное искусство включает в себя изделия народных промыслов, изделия из ткани, фарфора, стекла, металла, глины, камня и других материалов. Под очисткой понимается процесс удаления с поверхности стойких загрязнений, среди которых жиры, смолы, копоть, окрашенные пятна, лаки, известковые наслоения, гипс, при помощи ряда химических веществ в сочетании с механическими средствами. Устранение загрязнений и очистка поверхности предметов декоративно-прикладного искусства является первоначальным этапом их реставрации.Выбор реставрационного материала является важнейшим этапом реставрационного процесса. Материалы классифицируются в соответствии с реставрационными операциями, природой и состоянием авторского материала, видом повреждений. По химическому составу и способу получения материалы подразделяются на природные и синтетические.Реставрационные материалы должны быть долговечными, обратимыми и не искажать тональности и фактуры авторского материала.На сегодняшний день сформировался применяемый в отечественной и зарубежной практике ассортимент реставрационных материалов. Список материалов включает химические материалы. В ассортименте есть такие, которые были специально разработаны для целей реставрации, но есть и те, которые выпускаются промышленностью для других нужд, но отвечают при этом жестким требованиям, предъявляемым реставрацией.Химические материалы и технологии их применения в очистке предметов от загрязнений на сегодняшний день разнообразны и охватывают все классы органических и неорганических веществ. Особое место среди химических материалов занимают природные (органические) и синтетические полимеры.Независимо от вида объекта реставрации, всем реставрационные материалы, должны удовлетворять ряду требований. Они должны сохранять стабильность свойств в течение по крайней мере 50-ти лет после реставрации. Реставрационные материалы не должны искажать первоначальный замысел художника, изменять фактуру и тональность авторского материала. Материалы должен быть обратимыми, это означает, что применяемые реставрационные материалы не должны препятствовать проведению повторной реставрации. Прочность реставрационного материала не должна быть выше прочности материала, примененного автором.Анализ областей применения химических материалов показал, что выбор конкретного материала зависит от материала, из которого изготовлено изделие декоративно-прикладного искусства, от степени его сохранности и от вида загрязнений.Список использованной литературыФедеральный закон об охране культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (ФЗ-73), 2002. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. ЮНЕСКО, 1972. [Электронный ресурс]. - URL: http://art-con.ru/node/5811Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест (Венецианская хартия), 1964 // Реставрация музейных ценностей. Вестник. 1998. №1. - С. 55-58.Кодекс Этики комитета по консервации Международного Совета по делам музеев ICOM, 1986 // Бюллетень Комитета ко консервации ICOM. № 4, 1986.Антонян А.С. Реставрация скульптуры из камня : методические рекомендации. – М. : Изд-во: «Сканрус», 2006. – 100 с.Варламова Т.Н. Культурное наследие как объект социальной защиты : монография. – М. :РГСУ, 2009. - 132 с.Варламова Т.Н., Иванова И.Ю. Сохранение и использование культурного наследия (Охранные технологии в социально-культурной сфере) : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Культурология». –М. : РГСУ, 2013. – 42 с. Кумпан Е.В., Камалетдинова А.И. Анализ основных методов очистки при реставрации музейных полимерных материалов натурального происхождения // Вестник Казанского технологического университета, 2014 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-osnovnyh-metodov-ochistki-pri-restavratsii-muzeynyh-polimernyh-materialov-naturalnogo-proishozhdeniyaКуракина, И.И. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. И. Куракина. – М. : Издательство Юрайт, 2020. - 414 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-13967-9. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/467388 (дата обращения: 17.05.2022).Миронова А.Ф. «Экспертиза и атрибуция изделий декоративно-прикладного искусства». - . М. : Форум, 2013. – 96 с.Орлова Н.Ю. Основы реставрации текстильных изделий. – М. : ИТ «Роща Академии», 2014. – 64 с.Очистка от загрязнений изделий из кости [Электронный ресурс]. - URL: https://www.chem21.info/info/164877/Природные полимеры. Свойства и применение в реставрации. — Текст : электронный // Искусствоед.ру – сетевой ресурс об искусстве и культуре : [сайт]. – 2019. – URL: https://iskusstvoed.ru/2019/07/19/prirodnye-polimery-svojstva-i-primen/ (дата обращения: 17.05.2022)Синтетические полимеры и их применение в реставрации // Искусствоед.ру – сетевой ресурс об искусстве и культуре. – 2019. – URL: https://iskusstvoed.ru/2019/08/09/sinteticheskie_polimery_v_restavraci/ (дата обращения: 19.05.2022)Степанова Ю.В. Основы реставрации : учебное пособие / Ю.В. Степанова. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2018. – 56 с.Федосеева Т.С., Беляевская О.Н., Гордюшина В.И., Малачевская Е.Л., Писарева С.А. Реставрационные материалы : курс лекций. – М. : Изд-во: «Индрик», 2016. – 225 с.Шемаханская М.С. Металлы и вещи: история, свойства, разрушение, реставрация. –М. : Индрик,2015. – 288 с.Государственный научно-исследовательский институт реставрации[Электронный ресурс]. – URL: https://www.gosniir.ru/


1. Федеральный закон об охране культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (ФЗ-73), 2002. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/
2. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. ЮНЕСКО, 1972. [Электронный ресурс]. - URL: http://art-con.ru/node/5811
3. Международная хартия по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест (Венецианская хартия), 1964 // Реставрация музейных ценностей. Вестник. 1998. №1. - С. 55-58.
4. Кодекс Этики комитета по консервации Международного Совета по делам музеев ICOM, 1986 // Бюллетень Комитета ко консервации ICOM. № 4, 1986.
5. Антонян А.С. Реставрация скульптуры из камня : методические рекомендации. – М. : Изд-во: «Сканрус», 2006. – 100 с.
6. Варламова Т.Н. Культурное наследие как объект социальной защиты : монография. – М. : РГСУ, 2009. - 132 с.
7. Варламова Т.Н., Иванова И.Ю. Сохранение и использование культурного наследия (Охранные технологии в социально-культурной сфере) : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Культурология». –М. : РГСУ, 2013. – 42 с.
8. Кумпан Е.В., Камалетдинова А.И. Анализ основных методов очистки при реставрации музейных полимерных материалов натурального происхождения // Вестник Казанского технологического университета, 2014 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-osnovnyh-metodov-ochistki-pri-restavratsii-muzeynyh-polimernyh-materialov-naturalnogo-proishozhdeniya
9. Куракина, И.И. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. И. Куракина. – М. : Издательство Юрайт, 2020. - 414 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-13967-9. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/467388 (дата обращения: 17.05.2022).
10. Миронова А.Ф. «Экспертиза и атрибуция изделий декоративно-прикладного искусства». - . М. : Форум, 2013. – 96 с.
11. Орлова Н.Ю. Основы реставрации текстильных изделий. – М. : ИТ «Роща Академии», 2014. – 64 с.
12. Очистка от загрязнений изделий из кости [Электронный ресурс]. - URL: https://www.chem21.info/info/164877/
13. Природные полимеры. Свойства и применение в реставрации. — Текст : электронный // Искусствоед.ру – сетевой ресурс об искусстве и культуре : [сайт]. – 2019. – URL: https://iskusstvoed.ru/2019/07/19/prirodnye-polimery-svojstva-i-primen/ (дата обращения: 17.05.2022)
14. Синтетические полимеры и их применение в реставрации // Искусствоед.ру – сетевой ресурс об искусстве и культуре. – 2019. – URL: https://iskusstvoed.ru/2019/08/09/sinteticheskie_polimery_v_restavraci/ (дата обращения: 19.05.2022)
15. Степанова Ю.В. Основы реставрации : учебное пособие / Ю.В. Степанова. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2018. – 56 с.
16. Федосеева Т.С., Беляевская О.Н., Гордюшина В.И., Малачевская Е.Л., Писарева С.А. Реставрационные материалы : курс лекций. – М. : Изд-во: «Индрик», 2016. – 225 с.
17. Шемаханская М.С. Металлы и вещи: история, свойства, разрушение, реставрация. – М. : Индрик,2015. – 288 с.
18. Государственный научно-исследовательский институт реставрации [Электронный ресурс]. – URL: https://www.gosniir.ru/

Вопрос-ответ:

Какие химические материалы можно использовать для очистки изделий декоративно-прикладного искусства?

Для очистки изделий декоративно-прикладного искусства можно использовать различные химические материалы, включая растворители, кислоты, щелочи и специальные моющие средства. Выбор конкретных материалов зависит от типа загрязнения и материала изделия.

Какую классификацию имеют химические материалы для очистки изделий декоративно-прикладного искусства?

Химические материалы для очистки изделий декоративно-прикладного искусства можно классифицировать по типу загрязнения и материалу изделия. По типу загрязнения материалы делятся на масляные, восковые, органические и неорганические. По материалу изделия материалы подразделяются на металлические, керамические, стеклянные и текстильные.

Какие требования предъявляются к химическим материалам, используемым для очистки изделий декоративно-прикладного искусства?

К химическим материалам, применяемым для очистки изделий декоративно-прикладного искусства, предъявляются высокие требования. Они должны быть безопасными для человека и окружающей среды, не оказывать негативного влияния на материал изделия, эффективно и быстро удалять загрязнения. Также важно, чтобы материалы не вызывали коррозию или порчу декоративных элементов.

Какие изделия декоративно-прикладного искусства нуждаются в очистке от загрязнений?

Различные изделия декоративно-прикладного искусства могут нуждаться в очистке от различных загрязнений. Например, это могут быть ковры, тканевые изделия, металлические и керамические изделия, стеклянные предметы и так далее. Загрязнения могут быть вызваны пылью, грязью, маслом, воском и другими веществами.

Какие изделия декоративно прикладного искусства могут быть очищены с помощью химических материалов?

Химические материалы могут быть применены для очистки различных изделий декоративно прикладного искусства, таких как картины, скульптуры, керамические изделия, мебель, текстильные изделия и многое другое.

Каковы особенности классификации химических материалов, используемых при очистке изделий декоративно прикладного искусства?

Классификация химических материалов для очистки изделий декоративно прикладного искусства основана на их свойствах и составе. В зависимости от типа загрязнений и материала изделия, выбираются соответствующие химические вещества, которые помогут эффективно и безопасно очистить поверхность.

Какие требования предъявляются к химическим материалам для очистки изделий декоративно прикладного искусства?

Химические материалы, применяемые для очистки изделий декоративно прикладного искусства, должны быть безопасными для использования, не вызывать повреждений или изменений в материале изделия, эффективно удалять загрязнения и сохранять его исходное состояние.

Какие области применения химических материалов для очистки изделий декоративно прикладного искусства?

Химические материалы для очистки изделий декоративно прикладного искусства широко используются в музеях, галереях, архивах, антикварных магазинах, студиях реставрации и дома. Они помогают восстановить и сохранить оригинальный вид и ценность уникальных изделий.

Какие еще материалы могут быть очищены с помощью химических веществ?

В дополнение к изделиям декоративно прикладного искусства, химические материалы могут использоваться для очистки стекла, металла, пластика, камня и других материалов, которые могут быть загрязнены или повреждены.

Какие изделия декоративно прикладного искусства могут быть очищены с использованием химических материалов?

Химические материалы могут быть использованы для очистки различных изделий декоративно прикладного искусства, таких как керамика, стекло, металл, камень и древесина.