Регулирование сельскохозяйственной деятельности в Российской Федерации
Заказать уникальную дипломную работу- 61 61 страница
- 46 + 46 источников
- Добавлена 24.06.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. История развития сельскохозяйственной деятельности в Российской Федерации 6
1.2. Понятие и задачи государственного регулирования агропромышленного комплекса 14
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСВТЕННО-ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСВТЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 19
2.1. Государственная поддержка сельского хозяйства 19
2.2. Методы и механизмы государственного управления развитием сельского хозяйства 24
2.3. Проблемы сельского хозяйства и пути их решения 28
ГЛАВА 3. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ СТРАНЫ 35
3.1. Основные составляющие и факторы инновационной деятельности в сельском хозяйстве 35
3.2. Специфика инновационных процессов 39
3.3. Важность инновационного развития сельских территорий 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
В России применяются многогранные экономические инструменты государственного вмешательства в вопросы создания благоприятной инновационной среды в развитии аграрной сферы, стимулирования малых инновационных сельскохозяйственных предприятий, внедрения новых производственных технологий.Увеличение производства сельскохозяйственной продукции должно основываться на современных эффективных инновационных технологиях обеспечивающих высокую урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животных с учетом обеспечения высоких показателей экологичности производимой продукции.В последние годы Россия достигла впечатляющих результатов в укреплении национальной продовольственной безопасности и стала одной из крупнейших сельскохозяйственных держав. До сих пор основными драйверами развития сектора были в основном рост инвестиций и повышение качества управления, рост покупательной способности населения и фактор продовольственного эмбарго, но в настоящее время их ресурс практически исчерпан. Современное российское сельское хозяйство сталкивается с мировыми вызовами и должно переходить на новый технологический уровень, чтобы сохранить и усилить свою роль на внутреннем и внешнем рынках.Изучение влияния внутренних и внешних факторов на производственную деятельность сельхозпредприятий позволило актуализировать основные направления совершенствования системы государственного регулирования развития села и сельскохозяйственного производства. В настоящее время, используя действующий механизм развития сельских территорий и внедряя современные адаптационные инструментарии государственного регулирования сельскохозяйственного производства, необходимо: - обеспечить соблюдение национальных, общественных и государственных интересов в развитии сельского хозяйства и сельских территорий; - обеспечить благоприятные макроэкономические условия для развития сельскохозяйственного и агропромышленного производства; - обеспечить достижение наибольшего совокупного социального, экономического и экологического эффекта посредством адаптации существующей системы государственного регулирования сельскохозяйственного производства; - обеспечить единство нормативно-правовых, административных, экономических и институциональных методов госрегулирования развития сельских территорий; - обеспечить свободное развитие сельскохозяйственных рынков; - обеспечить развитие системы финансирования, кредитования и льготного налогообложения сельхозтоваропроизводителей; - обеспечить структурированную и адресную информационную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в отношении технических, технологических и организационно-экономических составляющих производственной деятельности на инновационной основе; - обеспечить научную обоснованность, последовательность и непрерывность действий, направленных на развитие сельскохозяйственного производства, развития инфраструктуры села и увеличение сельского населения;- активно развивать адаптивные информационные системы и через них осуществлять постоянное взаимодействие с органами власти; - структурно оптимизировать и технически упрощать для конкретного пользователя действующие и вновь разрабатываемые информационные системы; - упростить и автоматизировать систему учета и электронной отчетности за счет внедрения нового адаптивного, бесплатного программного обеспечения, которое должно быть разработано на федеральном уровне; - необходимо развивать действующую систему потребительской кооперации на селе с учетом развития системы отслеживания реализуемой сельскохозяйственной продукции; - необходимо совершенствовать систему аграрного образования на основе развития дистанционного образования и прогнозирования рынка труда; - необходимо поддерживать интерес отечественных сельхозтоваропроизводителей в осуществлении внешней экономической деятельности.Для решения проблем развития АПК недостаточно государственного субсидирования и стимулирования привлечения инвестиций. Необходимо создание соответствующей инновационной инфраструктуры, которая позволила бы осуществлять трансфер технологий.Для обеспечения сбалансированного развития АПК России необходима разработка собственной модели активизации инновационной деятельности с учетом инновационных возможностей сельскохозяйственных предприятий, повышение мотивации всех участников аграрного рынка, содействие процессу внедрения инноваций в производство, активного привлечения государства к регулированию сферы инноваций.3.3. Важность инновационного развития сельских территорийПринцип обеспечения конкуренции предполагает, прежде всего, «создание и развитие конкурентного рынка, за счет которого только и возможно достижение высокой эффективности производства и более полного исполнения нужд и потребностей в соответствии с уставными целями и задачами организации (учреждения), включая органы власти».Конкуренция предопределяет специфику реализации полномочий субъектами права, возможность защиты своих прав и интересов. Поскольку состязаться могут только полноправные противники, законодательство закрепляет равные правовые условия для всех субъектов права. Развитие сельских территорий играют важнейшую роль в социально-экономическом развитии любого региона. Именно в сельских территориях сосредоточено производство продукции растениеводства и животноводства, потребляемой населением страны, как в свежем, так и в переработанном виде.Обеспечить эффективное и устойчивое развитие сельских территорий, региона и государства в целом можно лишь при использовании новейших инновационных технологий, поскольку именно они способны вывести экономику страны на новый мировой уровень. Инновационные возможности сельских территорий напрямую зависят от потенциала национального производства, размещенного на его территории, возможности использования в хозяйственной практике его достижений в науке и технике или включения в хозяйственный оборот новых знаний, а также от результативности модели инновационного развития, ее способности генерировать и распространять во времени и пространстве инновации. Одной из составляющих широко распространенной сегодня концепции устойчивого развития является устойчивое развитие сельской местности (сельских территорий).Устойчивое развитие сельских и других территорий нормативно закреплено в Российской Федерации, а именно, в Градостроительном кодексе РФ устойчивое развитие определено как баланс социальной, экономической, экологической и иных составляющих развития.По определению Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), сельские регионы (районы) охватывают население, землю и другие ресурсы открытого ландшафта и мелких поселений за пределами непосредственных экономических областей влияния крупных городских центров. В отличие от городов сельские территории характеризуются относительно низкой плотностью населения, небольшим выбором направлений трудовой деятельности и особым образом жизни населения.Политика сельского региона состоит в объединенном улучшении социальной, экологической и экономической сфер сельских территорий, основанном на улучшении государственного регулирования и «зеленой экономики». В агропромышленных странах большую важность имеет решение социальных проблем сельского населения без радикальных изменений среды, что в основном не нарушает сложившихся консервативных установок сельских жителей, в то время как перспективное развитие сельских территорий составляет рыночный сектор, в основном направленный на развитие малых форм хозяйствования.В настоящее время многие регионы России уже столкнулись с острой нехваткой специалистов и квалифицированной рабочей силы в связи с естественной убылью и миграционным оттоком населения из сельских районов. Результатом дальнейшего развития указанных явлений может стать запустение сел, утрата культурных и исторических ценностей, хронический дефицит квалифицированных кадров, постепенное угасание инновационного потенциала и эффективности производства. Безусловно, важную роль в сдерживании сельской бедности и безработицы играют инвестиции, в том числе в аграрный сектор и смежные с ним отрасли народного хозяйства. Реализация подобных инвестиционных проектов способна обеспечить дальнейший мультипликативный эффект во многих технологически связанных отраслях и видах деятельности конкретного региона, обеспечивая, в итоге, комплексное решение накопившихся за годы проблем российского села и его жителей.Активизация инновационного процесса невозможна без создания благоприятной предпринимательской среды и развития у населения инновационной культуры, в том числе проявляющейся в заинтересованности к внедрению инноваций в повседневную жизнь. В данной статье нами предпринята попытка оценить, насколько современный уровень развития сельских территорий регионов России располагает к более интенсивной инноватизации, сопровождающейся необходимостью формирования инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса и распространением информационно-коммуникационных технологий.В целях совершенствования экономического механизма инновационной деятельности в АПК необходимо решение одной из главных задач - информационной. На сегодняшний день не во всех отчётных формах информация отражается в полном объёме, большая часть показателей не всегда бывает сопоставима, что создаёт препятствие для полноценной взаимосвязи между наукой, административно-государственным аппаратом управления и производственно-хозяйственными организациями. Требуется оптимальная информационная система, которая позволит провести оценку инновационного потенциала определённого вида деятельности и обозначить факторы, которые способствуют его оптимизации. Необходимо отметить, что в 2020 г. Правительством РФ была утверждена «дорожная карта» трансформации делового климата в сфере экспорта товаров и услуг. Сущность данного проекта состоит в возможности аккумуляции инициатив по снятию барьеров для бизнеса.На сегодняшний день, во многих регионах России действуют Центры поддержки экспорта, которые оказывают поддержку экспортерам и экспортноориентированным предприятиям в области сельского хозяйства.Особое место (платформу) в составе мер по укреплению развития сельских территорий занимают инновационные идеи, активность и процессы уникального состава и целенаправленности. «Инновационная политика является составной частью социально-экономической политики того или иного субъекта РФ, выражает отношение государства к инновационной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности республиканских органов исполнительной власти в сфере инновационной деятельности, внедрения достижений науки и техники, внедрения этих достижений в производство».При разработке стратегии инновационного развития региона, необходимо учитывать ряд основных принципов государственной инновационной политики, первым из которых является поощрение людей к инновациям: через систему образования и профессионального обучения, которая должна обеспечить возможности получить широкий круг необходимых знаний и умений, возможности для переобучения или повышения квалификации; через побуждение потребителей к активному участию в инновационном процессе; путем содействия развитию предпринимательской культуры, прививая соответствующее отношение и необходимые навыки для эффективной предпринимательской деятельности.В современных условиях существует потребность в поиске стимулов активизации инновационной деятельности. В частности, необходимо принять соответствующие законы, предоставлять налоговые льготы предприятиям, внедряющим инновации. Система формирования и реализации государственных приоритетов в сфере аграрной науки и технологий также нуждается в совершенствовании. Целесообразным является акцентирование внимания на реализации инновационного предпринимательства, направленного на создание инновационных продуктов, технологий и услуг, прежде всего на основе адаптационной способности предприятия к внешним воздействиям, взвешенных организационно-управленческих подходах, обеспечит в перспективе гарантированное инновационное развитие. Создание конкурентных преимуществ предприятий АПК невозможно без формирования инновационного потенциала в научно-технологической сфере. Центральным элементом этого процесса является организация инновационной системы. Проблема формирования инновационной системы для нашей страны имеет особое значение, так как она является системообразующим элементом, лежащим в основе результативности инноваций.В современной научной литературе предлагают два классических подхода развития сельских территорий: - за счет перераспределения благ от сильно развитых территорий к менее развитым (тем самым пытаясь удержать население от миграции); - за счет поляризованного развития территорий (т.е. путем нахождения точек роста (отраслей, производства)), некое подражание развитию западных европейских государств, что в большинстве своем в текущее время наблюдается на всей территории РФ.Инновационно-инвестиционный подход к развитию сельских территорий, с одной стороны, подразумевает глубокое изучение проблемы в рамках концепции инновационной политики, а с другой, основывается на концепции выравнивания (смягчения) территориального развития. Таким образом, для обеспечения повышения инновационного потенциала АПК того или иного региона важно организовать благоприятную экономическую среду, в которой будут возникать инновации как целенаправленные действия довольно большого количества человек, образующих интеллектуальный капитал отрасли.В настоящее время только системный подход в государственном регулировании развития сельских территорий на инновационной основе будет способствовать постепенному решению множества накопившихся проблем на селе и постепенному выходу из сложившейся ситуации. Из вышеизложенного следует, что только при условии того, что на всех территориальных уровнях будут стремиться к развитию и осуществлять инновационную деятельность, то и вся экономика страны будет способна к развитию инновационного типа. А местное самоуправление должно стать главным звеном в данной цепочке, так как именно оно должно играть решающую роль в обеспечении жизнедеятельности населения. Выводы по главе 3.Всеобщая информатизация, использование вычислительной техники, роботизация, внедрение в аграрное производство новых машин и агрегатов, научное совершенствование технологии производства и переработки, развитие химической и пищевой промышленности – все это является яркими примерами внедрения инноваций в АПК. Очевидно, для продвижения инноваций в любой отрасли, в том числе в сельском хозяйстве, необходимо развитие соответствующей инфраструктуры, роль которой заключается в трансфере научных знаний и технических решений, а также эффективное государственное регулирование, направленное на формирование и развитие национальной инновационной системы.В целях совершенствования экономического механизма инновационной деятельности в АПК необходимо решение одной из главных задач - информационной. На сегодняшний день не во всех отчётных формах информация отражается в полном объёме, большая часть показателей не всегда бывает сопоставима, что создаёт препятствие для полноценной взаимосвязи между наукой, административно-государственным аппаратом управления и производственно-хозяйственными организациями. Требуется оптимальная информационная система, которая позволит провести оценку инновационного потенциала определённого вида деятельности и обозначить факторы, которые способствуют его оптимизации. Для обеспечения повышения инновационного потенциала АПК того или иного региона важно организовать благоприятную экономическую среду, в которой будут возникать инновации как целенаправленные действия довольно большого количества человек, образующих интеллектуальный капитал отрасли.В настоящее время только системный подход в государственном регулировании развития сельских территорий на инновационной основе будет способствовать постепенному решению множества накопившихся проблем на селе и постепенному выходу из сложившейся ситуации.Для обеспечения повышения инновационного потенциала АПК того или иного региона важно организовать благоприятную экономическую среду, в которой будут возникать инновации как целенаправленные действия довольно большого количества человек, образующих интеллектуальный капитал отрасли.В настоящее время только системный подход в государственном регулировании развития сельских территорий на инновационной основе будет способствовать постепенному решению множества накопившихся проблем на селе и постепенному выходу из сложившейся ситуации.Из вышеизложенного следует, что только при условии того, что на всех территориальных уровнях будут стремиться к развитию и осуществлять инновационную деятельность, то и вся экономика страны будет способна к развитию инновационного типа. А местное самоуправление должно стать главным звеном в данной цепочке, так как именно оно должно играть решающую роль в обеспечении жизнедеятельности населения.ЗАКЛЮЧЕНИЕИсторияразвития сельскохозяйственной деятельности в Российской Федерации показывает, что как в целом сельское хозяйство, так и его регулирование прошло различные исторические этапы. Особенностью России является то, что страна изначально с древних времен была аграрной и до XIXв. аграрный вопрос имел ключевое значение как в политике, так и в общественной жизни. В 1917 г. со сменой политического режима и в целом уклада общественной жизни, аграрный вопрос продолжал иметь важное значение. Национализация земли изменила подход к регулированию земельных отношений. В советский период времени все земли принадлежали исключительно государству. В послевоенное время основная задача была нарастить темпы производства сельскохозяйственной продукции. Большое значение имело разнообразие республик, которые входили в СССР по потенциалу развития АПК, производимой продукции. С распадом СССР разрушилась система взаимосвязей, что потребовало выстраивать систему регулирования заново. Кроме того, страна потеряла большое количество сельскохозяйственных угодий. Рыночная экономика в 90-ые гг. ХХ в. изменила систему хозяйствования, появилась частная собственность, рыночные механизмы регулирования сельского хозяйства. Большую роль в развитии сельского хозяйства на протяжении истории имела задач продовольственной безопасности страны, которая сохраняется и на сегодняшний день.Сельскохозяйственная отрасль экономики является не только одной из важнейших, но и базовой, поскольку аграрный сектор имеет значение в обеспечении продовольственной безопасности страны. Аграрный сектор по своей структуре имеет множество направлений деятельности, которые связаны не только с выращиванием конкретных культур, но и с животноводством, техническим обеспечением аграрного сектора. На аграрный сектор оказывает влияние как внешние, так и внутренние факторы. Прежде всего, большое значение имеют климатические условия. Зависимость от погоды в сельском хозяйстве большая, поэтому, территории которые имеют благоприятный климат, высоко ценятся.Государственная поддержка сельского хозяйства представляет собой неотъемлемую составляющую государственного регулирования отрасли и представлена совокупностью различных методов, приемов, форм и инструментов воздействия на социально-экономические условия с целью достижения определенных результатов в аграрном производстве. Государственная поддержка сельского хозяйства осуществляется как посредством программно-целевого подхода, так и субсидированием отдельных сфер сельского хозяйства. При этом государственная поддержка аграрного производства включает еще помощь от государства, которая выступает как точечная адресная государственная поддержка, осуществляемая на микроуровне – уровне предприятий, организаций, крестьянско-фермерских хозяйствах. Для решения ключевых проблем развития сельского хозяйства необходима его государственная поддержка независимо от воздействия на отрасль разного рода рисков, угроз и форсмажорных обстоятельств. Для этого государству следует соблюдать принцип особой приоритетности по отношению к развитию сельского хозяйства.Механизм управления сельских хозяйством основан на деятельности различных органов государственной власти, ключевое значение среди которых имеет Министерство сельского хозяйства, которое осуществляет выработку политики в области аграрного сектора. Кроме этого органа, разработкой программ в области сельского хозяйства занимается Министерство экономического развития. Также значение имеют и контрольно-надзорные органы, которые осуществляют надзор и контроль за предприятиями различных организационно-правовых форм. Основными методами в системе управления сельского хозяйства выступают методы государственного регулирования, которые подразделяются на экономические и административные.Основные проблемы сельского хозяйства России во многом связаны с влиянием внешних и внутренних факторов. Санкционная политика в отношении России стимулировала импортозамещение и многие цели и задач с 2014 г. были достигнуты. Однако пандемия коронавируса нанесла урон сельскому хозяйству. Это коснулось как сферы занятости в сельском хозяйстве, так и производства и экспорта сельскохозяйственной продукции. Специальная операция в 2022 г. усилила санкционную политику Запада в отношении России, что во многом связано как проблемами поставок элитных сортов растений, так и удобрений. В животноводстве сокращение поставок в области лекарств. Кроме этого, значение имеет агропромышленная техника и наличие деталей к ним.Всеобщая информатизация, использование вычислительной техники, роботизация, внедрение в аграрное производство новых машин и агрегатов, научное совершенствование технологии производства и переработки, развитие химической и пищевой промышленности – все это является яркими примерами внедрения инноваций в АПК. Очевидно, для продвижения инноваций в любой отрасли, в том числе в сельском хозяйстве, необходимо развитие соответствующей инфраструктуры, роль которой заключается в трансфере научных знаний и технических решений, а также эффективное государственное регулирование, направленное на формирование и развитие национальной инновационной системы.В целях совершенствования экономического механизма инновационной деятельности в АПК необходимо решение одной из главных задач - информационной. На сегодняшний день не во всех отчётных формах информация отражается в полном объёме, большая часть показателей не всегда бывает сопоставима, что создаёт препятствие для полноценной взаимосвязи между наукой, административно-государственным аппаратом управления и производственно-хозяйственными организациями. Требуется оптимальная информационная система, которая позволит провести оценку инновационного потенциала определённого вида деятельности и обозначить факторы, которые способствуют его оптимизации. Для обеспечения повышения инновационного потенциала АПК того или иного региона важно организовать благоприятную экономическую среду, в которой будут возникать инновации как целенаправленные действия довольно большого количества человек, образующих интеллектуальный капитал отрасли.В настоящее время только системный подход в государственном регулировании развития сельских территорий на инновационной основе будет способствовать постепенному решению множества накопившихся проблем на селе и постепенному выходу из сложившейся ситуации.Для обеспечения повышения инновационного потенциала АПК того или иного региона важно организовать благоприятную экономическую среду, в которой будут возникать инновации как целенаправленные действия довольно большого количества человек, образующих интеллектуальный капитал отрасли.В настоящее время только системный подход в государственном регулировании развития сельских территорий на инновационной основе будет способствовать постепенному решению множества накопившихся проблем на селе и постепенному выходу из сложившейся ситуации.Из вышеизложенного следует, что только при условии того, что на всех территориальных уровнях будут стремиться к развитию и осуществлять инновационную деятельность, то и вся экономика страны будет способна к развитию инновационного типа. А местное самоуправление должно стать главным звеном в данной цепочке, так как именно оно должно играть решающую роль в обеспечении жизнедеятельности населения.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Градостроительный кодекс РФ // Российская газета 2004. 30 декабря. № 290.
2. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 26 (часть I). ст. 3378.
3. Национальный проект «Международная кооперация и экспорт» // [Электронный ресурс]: http://government.ru/rugovclassifier/866/events/
Научная литература
4. Азжеурова М.В. Состояние продовольственной безопасности Тамбовской области и меры по ее обеспечению // Актуальные проблемы и перспективы развития государственной статистики в современных условиях: материалы III Международной научно-практической конференции. – Саратов: Изд-во Саратовский социально-экономический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», 2017. С. 14-17.
5. Беданокова Р.Э. Особенности государственной поддержки сельского хозяйства //В сборнике: Лучшая студенческая статья 2022. сборник статей XLIII Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза, 2022. С. 42-47.
6. Беляева М.Э. Проблемы и перспективы АПК в современных условиях // Островские чтения 2016. № 1. С. 194-196.
7. Галенко Н.Н., Курлыков О.И. Формы и методы государственного регулирования развития сельского хозяйства // В сборнике: «Актуальные вопросы агропромышленного комплекса России и за рубежом». Материалы всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 85-летию со дня рождения Заслуженного работника высшей школы РФ, профессора, доктора сельскохозяйственных наук Хуснидинова Шарифзяна Кадировича. Молодёжный, 2021. С. 179-183.
8. Денисова Н.И., Полянский С.Я. Продовольственная безопасность в системе экономической безопасности России: проблемы и решения //Вестник Рязанского агротехнологического университета им. П.А.Костычева 2012. № 3. С. 15-17.
9. Жуплей И.В., Наумова Т.В. Периодизация развития сельского хозяйства России: «выучили» ли мы уроки прошлого? // Экономика АПК региона в условиях внешних и внутренних угроз: вызовы, задачи и тенденции развития. Материалы Национальной (Всероссийской) научно-практической конференции. Отв. редактор И.В. Жуплей. 2020. С. 146-156.
10. Капитонова Л.Р., Боева Н.И. Инновационные процессы в Республике Башкортостан // Материалы 48-й Всероссийской научно-технической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов с международным участием - Уфа: УГНТУ, С. 1100-1110.
11. Кипкеева А.М., Урусов А.А. Роль народнохозяйственного комплекса в процессе обеспечения экономической безопасности // Естественно-гуманитарные исследования 2020. № 32(6). С. 213-215.
12. Коновалова С.Н. Основные направления развития инновационной деятельности в агропромышленном комплексе // В сборнике: Актуальные вопросы экономики и агробизнеса. Сборник трудов XII международной научно-практической конференции . 2021. С. 448-453.
13. Кочконян С.А., Кочконян С.Л., Булгаров М.А. Государственное регулирование сельского хозяйства в Российской Федерации // Аспирант 2021. № 6. С. 93-99.
14. Кузичева Н. Ю. Стратегическое управление устойчивостью социальноэкономического развития сельских территорий // Актуальные проблемы и перспективы развития сельского хозяйства и сельских территорий (III Шаляпинские чтения): Материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. – Мичуринск. 2020. С. 193-197.
15. Кущ Е.Н., Магомедова Ш.Х., Полуэктова В.С. Инновационная деятельность в сельском хозяйстве: учет, проблемы, направления развития // В книге: Инновационные направления интеграции науки, образования и производства. Сборник тезисов докладов участников II Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.П. Масюткина. Керчь, 2021. С. 532-535.
16. Лапшин М. Россия утратила продовольственную безопасность // Независимая газета. - 1997. 6 мая.
17. Липчиу Н.В., Храмченко А.А., Зелинский М.П., Шабатура Е.Р. Экспорт и импорт АПК российской федерации в условиях пандемии // Вестник Академии знаний. 2020. № 4 (39). С. 263-267.
18. Марченко В.Г., Сироткин В.А. Инновации в аграрном производстве //В сборнике: Научное обеспечение агропромышленного комплекса. сборник статей по материалам 76-й научно-практической конференции студентов по итогам НИР за 2020 год. В 3 ч.. Краснодар, 2021. С. 268-270.
19. Милосердов В.В. Мероприятия по обеспечению продовольственной безопасности // Экономика сельского хозяйства России 2014. № 8 С. 5-7.
20. Насырова А.З., Лыкасов О.Н. Экономика агропромышленного комплекса // Молодежная наука - развитию агропромышленного комплекса. Материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 2020. С. 214-215.
21. Орлова Н.В, Серова Е.В., Николаев Д.В. [и др.] Инновационное развитие агропромышленного комплекса в России. Agriculture 4.0.: монография // Доклад к XXI Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества ВШЭ. М.: НИУ ВШЭ. 2020. С. 34-36.
22. Петров Д.В., Сергиенко Е.А. Проблемы и перспективы развития сельского хозяйства в российской федерации в период после пандемии // Деловой вестник предпринимателя. 2021. № 4 (2). С. 71-74.
23. Пилова Ф.И., Кушхаканова И.М. Направления инновационного развития агропромышленного комплекса России // Известия Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им. В.М. Кокова. 2021. № 4 (34). С. 143-148.
24. Погадаева Ю.В. Проблемы развития сельского хозяйства в России // Вестник науки. 2021. Т. 2. № 6-1 (39). С. 230-233.
25. Прохорова О.С. Проблема соотношения понятий «государственный контроль» и «государственный надзор» в сфере предпринимательской деятельности //В сборнике: Юность и знания - гарантия успеха -2021. Сборник научных трудов 8-й Международной молодежной научной конференции. В 3-х томах. Курск, 2021. С. 52-55.
26. Радченко В.П. Маркетинг сельских территорий в системе территориального управления: принципы, инструментарный аппарат: автореф. дис. д-ра экон. наук. – Ростов н/Д., 2017.
27. Рау В.В., Скульская Л.В., Широкова Т.К. Пути возрождения сельских территорий России // Проблемы прогнозирования. 2022. № 1 (190). С. 114-124.
28. Сараева А.О., Стуколова Е.С. Новая экономическая политика // E-SCIO 2019. № 7. С. 62-65.
29. Сащикова А.С., Сергеева И.А. Контрактная система России: цели, принципы, участники // Сборники конференций НИЦ Сфера 2020. № 25. С. 115-119.
30. Созаева Т.Х., Макитова Л.И. Продовольственная безопасность как фактор сохранения государственного суверенитета // Сельскохозяйственное землепользование и продовольственная безопасность. Материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной памяти Заслуженному деятелю науки РФ, КБР, Республики Адыгея профессора Б.Х. Фиапшеву. Нальчик, 2021. С. 283-285.
31. Труд и занятость в России 2021 Росстат – М., 2021.
32. Тураев Б.Х., Рузиев Х.Ж. Изучение проблем функционирования АПК с использованием теории агропромышленной интеграции // Феномен рыночного хозяйства: от истоков до наших дней. Партнерство в условиях риска и неопределенности. Сборник научных трудов VIII международной научно-практической конференции по экономике. 2020. С. 300-305.
33. Хейфец Б., Чернова В. Влияние распространения пандемии Сovid-19 на глобальную продовольственную безопасность // Общество и экономика 2020. № 7. С. 90-95.
34. Чуль С.С. Роль и место растениеводства в сельскохозяйственном производстве и жизни человека // Академическая публицистика 2021. № 4. С. 175-177.
35. Шутков А.А. Продовольственная политика в годы великой отечественной войны: проблемы, решения (к 75-летию со дня победы над фашисткой Германией) // Продовольственная политика и безопасность 2020. Т. 7. № 1. С. 9-18.
36. Энеева М.Н., Рахаев Х.М. Современные тенденции и будущая структурация национального сельского хозяйства // Влияние новой геополитической реальности на государственное управление и развитие Российской Федерации. Материалы Международной научной конференции, посвященной 80-летию ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет». Под редакцией З.А. Саидова. 2018. С. 225-227.
37. Электронные ресурсы
38. Зубаревич Н. «Кубань себя накормит, но не сможет зарабатывать» Интервью // [Электронный ресурс]: https://www.kommersant.ru/doc/5283146
39. Зубаревич Н. Цена войны в Украине для экономики России // [Электронный ресурс]: https://www.youtube.com/watch?v=dNjPnUWvVoQ
40. Манифест 19 февраля 1861 года России // [Электронный ресурс]: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/feb1861.htm
41. Министерство сельского хозяйства РФ // [Электронный ресурс]: https://mcx.gov.ru/activity/state-support/programs/
42. Росстат. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство. // [Электронный ресурс]: https://rosstat.gov.ru/enterprise_economy
43. Экспорт-импорт товаров в 2015-2019 гг. // [Электронный ресурс]: http://stat.customs.ru/apex/f?p=201:7:1234544608489026::NO
44. Товарная структура экспорта импорта // [Электронный ресурс]: http://stat.customs.ru/documents
Иностранная литература
45. Deciphering the impact of COVID-19 pandemic on food security, agriculture, and livelihoods: A review of the evidence from developing countries // [Электронный ресурс]: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7550095/
46. Prof. Dr. Nevzat Artık, Prof. Dr. Nevin Şanlıer, Doç. Dr. Aybuke Ceyhun Sezgin Gida güvenli̇ği̇ ve gida mevzuati İstanbul, 2022.
Вопрос-ответ:
Какие методы и механизмы государственного управления сельскохозяйственной деятельностью существуют в Российской Федерации?
В Российской Федерации существует ряд методов и механизмов государственного управления сельскохозяйственной деятельностью. Они включают в себя разработку и реализацию специальных программ и стратегий в сельском хозяйстве, предоставление субсидий и грантов на развитие сельского хозяйства, контроль за соблюдением законодательства в сфере сельского хозяйства, осуществление сертификации и лицензирования сельскохозяйственной продукции, мониторинг и анализ состояния и развития агропромышленного комплекса, а также проведение специальных исследований и экспертиз в этой области.
Какие задачи решает государственное регулирование агропромышленного комплекса в Российской Федерации?
Государственное регулирование агропромышленного комплекса в Российской Федерации решает ряд задач. Основные из них включают в себя обеспечение продовольственной безопасности страны, поддержку и развитие сельскохозяйственных производителей, повышение эффективности использования земельных ресурсов, сохранение природных ресурсов и биоразнообразия, стимулирование развития сельскохозяйственного предпринимательства, создание благоприятных условий для инвестиций и развития инноваций в аграрной сфере, контроль за качеством и безопасностью сельскохозяйственной продукции, поддержку сельских территорий, развитие сельскохозяйственного образования и науки, а также обеспечение развития сельскохозяйственного товарного производства и выхода на внешние рынки.
Как развивалась сельскохозяйственная деятельность в Российской Федерации?
История развития сельскохозяйственной деятельности в Российской Федерации начинается с древних времен, когда жители занимались земледелием и животноводством. В разные периоды истории сельское хозяйство подвергалось различным влияниям и изменениям, включая коллективизацию во времена Советского Союза и переход к рыночной экономике после его распада.
Какие задачи решает государственное регулирование агропромышленного комплекса?
Государственное регулирование агропромышленного комплекса включает в себя решение таких задач, как обеспечение продовольственной безопасности страны, поддержка сельского хозяйства и развитие сельских территорий, стимулирование инноваций и повышение конкурентоспособности отечественных агропроизводителей.
Как осуществляется государственная поддержка сельского хозяйства?
Государственная поддержка сельского хозяйства осуществляется через различные механизмы, такие как предоставление субсидий и грантов, льготное кредитование, субсидирование страховых взносов, компенсации затрат на производство и др. Эти меры направлены на создание благоприятных условий для развития сельскохозяйственных предприятий и повышение их конкурентоспособности.
Какие методы и механизмы используются для государственного управления развитием сельскохозяйственной деятельности?
Для государственного управления развитием сельскохозяйственной деятельности используются различные методы и механизмы. Они включают в себя разработку и реализацию государственных программ поддержки агропромышленного комплекса, создание специальных фондов и финансовых инструментов, проведение контроля и надзора за соблюдением законодательства и стандартов в сельском хозяйстве, а также разработку и принятие правовых актов, регулирующих деятельность сельхозпредприятий.
Какова история развития сельскохозяйственной деятельности в Российской Федерации?
Сельскохозяйственная деятельность в Российской Федерации имеет долгую историю, которая начинается задолго до современного периода. В советское время сельское хозяйство было организовано в форме колхозов и совхозов. После развала СССР и перехода к рыночной экономике, сельскохозяйственная деятельность столкнулась с некоторыми трудностями. Однако, в последние годы правительство активно поддерживает развитие агропромышленного комплекса, что способствует его росту и современизации.
Какое значение имеет государственное регулирование агропромышленного комплекса в России?
Государственное регулирование агропромышленного комплекса играет важную роль в обеспечении продовольственной безопасности страны, поддержке сельскохозяйственных производителей и содействии развитию сельских территорий. Один из основных инструментов государственной поддержки является государственные программы, которые направлены на предоставление субсидий и льгот, развитие инфраструктуры и научно-технического потенциала в аграрном секторе.