Детские журналы в России XIX века: общая характеристика
Заказать уникальную курсовую работу- 23 23 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 25.06.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Общие представления о детских журналах 4
1.1. История детских журналов XIX века 4
1.2. Особенности потребления контента среди детей различных возрастных групп 10
Глава 2. Характеристика детских журналов в России XIX века 14
2.1. Развитие журнала «Задушевное слово» 14
2.2. Особенности детской периодики на примере журнала «Подснежник» 15
Заключение 18
Список использованных источников 19
В 1882 году журнал вышел в виде сборника, в который были включены лучшие из отделов. Журнал выполнял просветительскую функцию, поэтому в основном выходили статьи познавательного характера («Отчего потеют окна», «Как самому сделать телефон», «Кем и как были изобретены спички» и другие). Также публиковались оригинальные и переводные стихотворения, рассказы, псевдоромантические повести, пропагандировались буржуазно-филантропические идеи. Наряду с этим авторы популяризировали науку и технику среди детей. Особую популярность на страницах «Задушевного слова» нашли произведения писательницы Л. Чарской. Также на постоянной основе публиковались С. Соболева и К. Лукашевич. В некоторых выпусках, особенно к концу XIX века, начали появляться работы по воспитанию детей, автором которых была А. Пчельникова. В конце XIX начале ХХ вв. стали появляться комиксы на русском языке. Редакция журнала четко учитывала возрастные особенности своих читателей. Поэтому и существовали соответствующие отделы. Для младшего возраста печатались цветные и черные картины, сказки, небольшие рассказы, песни, стихотворения. Популярностью пользовались игры, задачи и загадки. Для старшего возраста читателей журналисты публиковали избранные повести и рассказы, биографии выдающихся личностей, рассказы из истории, географии, естественных наук. Здесь наибольшее внимание уделялось статьям о путешествиях. На страницах журнала, как для младшего, так и старшего возрастов можно найти иллюстрации знаменитых картин различных художников. 2.2. Особенности детской периодики на примере журнала «Подснежник»Еще один журнал того времени – «Подснежник». Это русский журнал, который издавался в Санкт-Петербурге в 1858-1862 гг. В начале развития он выходил еженедельно, затем ежемесячно (см.рис.2).Рисунок 2 – Журнал «Подснежник»Создатель и главный редактор «Подснежника» - В.Н. Майков. Он определил миссию журнала как «…доставлять раннему возрасту обоего пола непрерывный, беспрестанно наполняющийся и разнообразно изменяющийся источник чтения...». Издание отличалось тем, в нем широко печатались российские авторы реалистического направления. Наряду с этим популярность нашли произведения Шекспира, Андерсена, Стоу, Гофмана, братьев Гримм и других в оригинале и переводе. Кроме того, публиковались материалы для «народного читателя», то есть мифы и предания. Позднее начали издавать статьи об исторических событиях, географии, путешествиях, описания стран. Благодаря своей просветительской направленности в феврале 1859 года в «Журнале министерства народного просвещения» было опубликовано сообщение министра народного просвещения России о том, что журнал достоин и должен быть в наличии всех библиотек учебных заведений. Майков для развития журнала использовал такую стратегию, которая позволила расширить аудиторию. Это прослеживается в тематике издания, где публикуются материалы не только просветительского характера, но и нравственного воспитания, социального неравенства. Также он предложил распространять журнал не только в крупных городах, но и провинции. Для этого предлагалась низкая цена и разные варианты подписки. Особенностью также являлось то, что редакторы ориентировались в первую очередь на родителей, а затем на интересы детей. Майков активно привлекал педагогов к созданию материалов. В начале XIX века было модно оставлять публикации без подписи автора. Журнал на этом фоне выделялся тем, что под каждый произведением было имя автора. В «Подснежнике» был отдельный блок, посвященный рекламе литературных произведений. ЗаключениеВ результате исследования истории детской журналистики выяснили, что с появлением первого журнала, она взяла курс на художественность, энциклопедизм, оптимистичное звучание, правдивость и уважение к юному читателю. Главной задачей детской журналистики является просвещение и воспитание достойного гражданина. Середина и конец XIX века характеризуются быстрым и активным развитием детской периодики. В этот период появляются новые издание, отличающиеся по подаче, тематике, тиражу, периодичности. Авторы все больше внимания уделяют возрастным особенностям читателей, а не ориентируются на их родителей. Впервые появляются иллюстрации, использование цвета, систематизация рубрик и отделов, что по-разному влияет на восприятие детей. Журналисты активно привлекают педагогов, путешественников, литераторов и других личностей для реализации основной функции журнала. На примере журналов «Задушевное слово» и «Подснежник» мы определили основные тенденции в развитии, которые характерны для XIX века. Таким образом появление и начало развития детской журналистики послужило к скачку и росту данного направления в современном мире. Список использованных источниковАлексеева, М.И. Советская детская журналистика/ М.И. Алексеева - Москва: Университет, 1992. - 79 с.Антонова, С.Г. Редакторская подготовка изданий / С.Г.Антонова. – М.: Логос, 2004. – 521 с.Арзамасцева, И.Н. Детская литература / И.Н.Арзамасцева.– М.:Академия, 2012. – 576 с.Бабушкина, А. П. История русской детской литературы. М., 1948. – 480 с.Балашова, Ю. Б. Школьная журналистика серебряного века. СПб. 2007. – 114 с.Большая Советская Энциклопедия: Издание III. 8 т. М., 1972. – 18240 с.Ветлугина, Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка. – М.: Айрис-Пресс, 2012. – 102 с.Володина, Н.В. Майковы // отв. ред. В.А. Котельников. СПб.: Наука, 2003. - 340 с. Гребенкина, Ю. В. Риски социализации подрастающего поколения, связанные с медиасредой: девиантологический аспект / Ю. В. Гребенкина, С. В. Книжникова // Кон- цепт. — 2015. — Т. 37. — С. 16–20.Детские журналы России (1785—1917): учеб.-метод. комплект / Л. Н. Колесова. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2014. — 260 с. Добролюбов, Н.А. Обзор детских журналов /В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов. О детской литературе. М., 1954.– 325с.Задушевное Слово // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.Калейдоскоп. Еженедельная газета для русских детей среднего возраста. СПб., I860, № 1.Киселев, В.С. Читатель в метатекстовой коммуникации // Статьи по теории и истории метатекста (на материале русской прозы конца XVIII первой трети XIX века). Томск, 2004. С. 2328. Кондаков, А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов образования // Педагогика. – 2014. – №9. – С. 13-20.Культуросфера, отечественной периодики для детей и юношества 50-80-х годов XIX века [Текст]: монография / Е. В. Гайманова; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Московский гос. ун-т культуры и искусства". - Москва: Аналитик, 2014. - 264 с.Мордовченко, Н.И. Журналистика двадцатых – тридцатых годов [XIX века] // История русской литературы: в 10 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1953. Т 6: Литература 1820–1830-х годов. – 600 с.Орлова, В.В. У истоков детской журнальной периодики // Вестник БГУ. Серия 4, Филология. Журналистика. Педагогика. – Минск: БГУ. – 2013. – № 2. – С. 77Подснежник: журнал для детского и юношеского возрастов / изд. В.Н. Майков. Санкт-Петербург. 1858–1862. Романенко, А.Р. Мир сказочный и мир реальный / А.Р. Романенко. – М.: Художественная литература, 1987. – 128 с.Рублева, Л. И. История отечественной журналистики XVIII–XIX веков: учебное пособие / Л. И. Рублева. – Южно- Сахалинск: изд-во СахГУ, 2012. – 328 с. Солдатова, Е. Л. Возрастно-психологические особенности восприятиякак критерий эффективности массовой коммуникации // ВестникЮУрГУ. Серия: Лингвистика. – 2013. – No1.Ткач, В. П. Социальные аспекты медиапотребления подростков // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. – М.: РОС, 2012.Филатова, О.Г. Социология массовой коммуникации. М., 2016. – 303 с.Цымбаленко, С.Б.Информационное пространство российского подростка в постсоветский период / Цымбаленко С.Б.,Шариков А.В., Щеглова С.Н. – М.: НИИ Школьных технологий, 2014. – 128 с.
1. Алексеева, М.И. Советская детская журналистика/ М.И. Алексеева - Москва: Университет, 1992. - 79 с.
2. Антонова, С.Г. Редакторская подготовка изданий / С.Г.Антонова. – М.: Логос, 2004. – 521 с.
3. Арзамасцева, И.Н. Детская литература / И.Н.Арзамасцева. – М.: Академия, 2012. – 576 с.
4. Бабушкина, А. П. История русской детской литературы. М., 1948. – 480 с.
5. Балашова, Ю. Б. Школьная журналистика серебряного века. СПб. 2007. – 114 с.
6. Большая Советская Энциклопедия: Издание III. 8 т. М., 1972. – 18240 с.
7. Ветлугина, Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка. – М.: Айрис-Пресс, 2012. – 102 с.
8. Володина, Н.В. Майковы // отв. ред. В.А. Котельников. СПб.: Наука, 2003. - 340 с.
9. Гребенкина, Ю. В. Риски социализации подрастающего поколения, связанные с медиасредой: девиантологический аспект / Ю. В. Гребенкина, С. В. Книжникова // Кон- цепт. — 2015. — Т. 37. — С. 16–20.
10. Детские журналы России (1785—1917): учеб.-метод. комплект / Л. Н. Колесова. — Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2014. — 260 с.
11. Добролюбов, Н.А. Обзор детских журналов /В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов. О детской литературе. М., 1954. – 325с.
12. Задушевное Слово // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
13. Калейдоскоп. Еженедельная газета для русских детей среднего возраста. СПб., I860, № 1.
14. Киселев, В.С. Читатель в метатекстовой коммуникации // Статьи по теории и истории метатекста (на материале русской прозы конца XVIII первой трети XIX века). Томск, 2004. С. 2328.
15. Кондаков, А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов образования // Педагогика. – 2014. – №9. – С. 13-20.
16. Культуросфера, отечественной периодики для детей и юношества 50-80-х годов XIX века [Текст]: монография / Е. В. Гайманова; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Московский гос. ун-т культуры и искусства". - Москва: Аналитик, 2014. - 264 с.
17. Мордовченко, Н.И. Журналистика двадцатых – тридцатых годов [XIX века] // История русской литературы: в 10 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1953. Т 6: Литература 1820–1830-х годов. – 600 с.
18. Орлова, В.В. У истоков детской журнальной периодики // Вестник БГУ. Серия 4, Филология. Журналистика. Педагогика. – Минск: БГУ. – 2013. – № 2. – С. 77
19. Подснежник: журнал для детского и юношеского возрастов / изд. В.Н. Майков. Санкт-Петербург. 1858–1862.
20. Романенко, А.Р. Мир сказочный и мир реальный / А.Р. Романенко. – М.: Художественная литература, 1987. – 128 с.
21. Рублева, Л. И. История отечественной журналистики XVIII–XIX веков: учебное пособие / Л. И. Рублева. – Южно- Сахалинск: изд-во СахГУ, 2012. – 328 с.
22. Солдатова, Е. Л. Возрастно-психологические особенности восприятия как критерий эффективности массовой коммуникации // ВестникЮУрГУ. Серия: Лингвистика. – 2013. – No1.
23. Ткач, В. П. Социальные аспекты медиапотребления подростков // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. – М.: РОС, 2012.
24. Филатова, О.Г. Социология массовой коммуникации. М., 2016. – 303 с.
25. Цымбаленко, С.Б. Информационное пространство российского подростка в постсоветский период / Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Щеглова С.Н. – М.: НИИ Школьных технологий, 2014. – 128 с.
Вопрос-ответ:
Какие были общие представления о детских журналах XIX века?
В XIX веке детские журналы были распространены и популярны среди детей. Они считались важным источником информации, развлечений и образования для молодого поколения. Журналы обычно содержали различные статьи, истории, рассказы, стихи и загадки, а также иллюстрации, которые привлекали внимание читателей. Детские журналы также способствовали формированию и развитию литературного вкуса и культуры у детей.
Как развивались детские журналы XIX века?
В XIX веке детские журналы прошли длительный путь развития. Они стали доступными не только для детей из богатых семей, но и для широкой аудитории детей из малообеспеченных семей. Количество журналов увеличилось, а их содержание разнообразилось. В журналах появились новые рубрики, такие как обзоры книг, советы родителям, игры и задания на развитие навыков. Также в XIX веке начали появляться журналы, специально ориентированные на разные возрастные группы детей.
Какой был особенностью потребления контента среди детей различных возрастных групп?
У детей различных возрастных групп были свои особые потребности и предпочтения в потреблении контента. Младшие дети интересовались больше иллюстрациями и простыми рассказами, а старшие дети предпочитали более сложные истории и статьи. Дети разного возраста также читали журналы разной тематики: некоторые предпочитали приключения, другие - научные статьи или исторические рассказы. В зависимости от возраста и интересов, дети выбирали журналы, которые соответствовали их предпочтениям.
Как развивался журнал "Задушевное слово"?
Журнал "Задушевное слово" развивался в XIX веке и стал одним из наиболее популярных детских журналов в России. В начале своего существования он публиковал истории и стихи для детей разного возраста. Позже в журнале появились такие рубрики, как обзоры книг, советы родителям и задания на развитие навыков. "Задушевное слово" также стремилось воспитывать молодое поколение и формировать их литературный вкус.
Какие общие представления о детских журналах можно сделать на основе статьи?
Статья рассказывает о детских журналах в России XIX века. В ней представлена общая характеристика этих журналов, их история и особенности потребления контента детьми различных возрастных групп.
Как развивался журнал "Задушевное слово" в XIX веке?
Журнал "Задушевное слово" развивался в XIX веке и имел свою уникальную историю. Статья описывает этот процесс и рассказывает о ключевых особенностях этого журнала.
Какие журналы можно особо выделить на примере статьи?
В статье особо выделяется журнал "Подснежник", который рассматривается как пример особенностей детской периодики XIX века в России. Он имеет свои уникальные черты и вызвал значительный интерес среди детей того времени.
Какие источники использовались при написании статьи?
В статье использованы различные источники, они перечислены в конце статьи в списке использованных источников. При желании вы можете обратиться к этому списку для получения более подробной информации.
Что такое детская периодика?
Детская периодика - это печатные издания, созданные специально для детей. Они содержат разнообразный контент, призванный образовывать и развлекать детей различных возрастных групп. Статья рассматривает особенности детской периодики XIX века в России.