Особенности самооценки в подростковом возрасте

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Возрастная психология
  • 31 31 страница
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 25.06.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения самооценки в подростковом возрасте 5
1.1 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста 5
1.2 Понятие самооценки в психологии 9
1.3 Особенности развития самооценки в подростковом возрасте 13
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей самооценки в подростковом возрасте 18
2.1 Общая характеристика методик изучения самооценки личности 18
2.2 Анализ результатов исследования 20
2.3 Рекомендации учителям и родителям по формированию адекватной самооценки детей подросткового возраста 23
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Приложениz 31

Фрагмент для ознакомления

Хотим ли мы вырастить уверенного в себе и самодовольного человека, центром устремлений которого будет его собственное «я», воспринимающего других только как средство достижения собственных целей, или хотим вырастить гуманного, творчески активного, критичного человека, способного самостоятельно определять перспективы собственного развития? Эти вопросы связаны с выбором качеств самооценки, которые мы будем формировать у подростка.Разумное сочетание стабильности и нестабильности очень важно для развития и коррекции самооценки. Таким образом, поддержание стабильной самооценки в изменившихся условиях ситуации препятствует нормальному осуществлению деятельности и самореализации в ней. Сильная неустойчивость самооценки порождает колебания, своеобразные «качели» – от очень высокой самооценки к очень низкой [6].Для нормального развития личности подростка очень важно, чтобы уровень притязаний был чуть выше самооценки, чуть опережал ее, создавая тем самым возможности для роста. Поэтому уровень притязаний, полностью совпадающий с самооценкой, неблагоприятен для развития личности. Столь же благоприятным является низкий или средний уровень притязаний в областях, важных для человека.Рекомендации родителям по формированию адекватной самооценки детей-подростков:- найдите время, хотя бы несколько минут каждый день, чтобы уделять ребенку все свое внимание, не делясь им ни с чем;- покажите ребенку, что вы признаете и понимаете его чувства, даже если они с ними не согласны. Объясните, что у разных людей могут быть разные чувства. Никакие человеческие чувства не бывают правильными или неправильными. Помнить, признавать чувства ребенка, даже негативные, не значит допускать неприемлемое поведение;- независимо от того, насколько вам нравится ситуация или какой-либо план, спросите мнение подростка об этом, при необходимости предложите ему пару альтернатив. Это позволит не только научить ребенка самостоятельно мыслить, но и понять, что его мнение ценится, что дает ребенку чувство контроля над ситуацией;- необходимо показывать детям свою безусловную любовь;- хвалите подростка за конкретные действия. Если ребенок видит, что родители действительно заметили его попытки сделать что-то хорошо, он повторит их;- используйте ролевые игры, чтобы заранее разыграть с детьми сложные или незнакомые ситуации, чтобы при столкновении с ними дети чувствовали себя уверенно, комфортно, зная, что делать и чего ожидать;- помогите подросткам научиться решать проблемы самостоятельно, без помощи взрослых;- уважайте усилия своих детей;- покажите ребенку очевидные свидетельства его развития, его достижений (покажите ребенку его старые рисунки или его более раннее видео, чтобы доказать ему, какого прогресса он достиг, какие новые навыки он приобрел);- объясните подростку, что все иногда терпят неудачу. Очень важно понимать, что ошибки дают человеку возможность учиться;- помогите ребенку почувствовать свою значимость, возложив на него некоторые задачи или обязанности по оказанию помощи семье;- признавайте сильные стороны своего ребенка и хвалите их, а не сосредотачивайтесь на его слабостях. Дайте подростку как можно больше возможностей преуспеть в том, что ему нравится и что он делает. Это поможет им обрести уверенность в себе;- избегайте сравнения вашего ребенка с другими. Пусть он знает, что его любят таким, какой он есть;- обязательно устраивайте семейные праздники. Создайте свои собственные семейные традиции;- раскройте ребенку свой внутренний мир, поделитесь с ним своими предпочтениями, знаниями и эмоциями;- попробуйте взглянуть на некоторые вещи глазами ребенка, помните, что его понимание окружающего мира основано на ограниченном опыте и не развитом мышлении [1].Рекомендации педагогам по формированию адекватной самооценки детей подросткового возраста:- оценка должна служить основной цели – стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность учеников;- дать содержательную оценку работе детям;- сравните детей, которые обладают примерно одинаковыми способностями, но достигают разных результатов из-за разного отношения к обучению;- предложите школьнику с низкой самооценкой помочь ученику с низкой успеваемостью;- введите тетради, в которых ученики делают пометки по специальной схеме, анализируя и оценивая свою работу на уроке, определяя степень усвоения материала, степень его сложности, выделяя наиболее сложные моменты работы;- предложите ученикам самостоятельно оценить классные и домашние задания, прежде чем представить их педагогу на рассмотрение, после того как работа была проверена и оценена учителем, необходимо обсудить случаи несоответствия оценок. Выясните, на каких основаниях дети строят свою самооценку и какие показатели оценивает учитель;- используйте похвалу при работе с детьми с заниженной самооценкой [19].Очень важно, чтобы у подростка устойчивая система представлений о себе, устойчивое отношение к себе. Это то, что позволяет ему ставить перед собой определенные цели, видеть свое место среди других людей, строить планы на будущее. Но для него так же важно быстро изменить отношение к себе, представление о себе. Поэтому адекватная работа по психолого-педагогической коррекции будет способствовать формированию адекватной самооценки подростка, что, несомненно, приведет к улучшению как учебной, так и внеучебной деятельности, межличностных отношений между сверстниками, взрослыми и педагогами. Выполняемая работа должна отражать потребности ребенка и соотносить их с необходимым уровнем самооценки [20].ЗаключениеПоловое созревание происходит в течение нескольких лет. Средний возраст – от 11 до 17 лет. Всемирная организация здравоохранения немного увеличила рамки с 10 до 19 лет. Ученые выделяют три стадии взросления: ранний подростковый возраст (возраст 10-14 лет); средний подростковый возраст (возраст данного периода: 15-17 лет); поздний подростковый возраст (начинается в возрасте 17-18 лет и полностью завершается к 23-25 годам).Вы выяснили, что характерными чертами подросткового возраста являются: этический максимализм; внутренняя свобода; эстетический и этический идеализм; художественный, творческий характер восприятия действительности; бескорыстие в увлечениях; желание познать и переделать реальность; щедрость и доверчивость.Самооценка – это необходимый компонент самосознания, то есть осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, отношения к окружающим, к другим людям и к самому себе. Самооценка младшего школьника динамична и в то же время имеет тенденцию к стабильности, в дальнейшем переходит во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения. Выделяют три вида самооценки: адекватная, неадекватная и смешанная.В подростковом возрасте самооценка поднимается на качественно новый уровень, обогащается новым содержанием, приобретает новые функции. Самооценка подростка формируется в процессе приравнивания его к тем моральным ценностям и требованиям, которые приняты в кругу сверстников. Формирование объективной оценки окружающих людей и адекватной самооценки собственных возможностей является важным звеном в воспитании подростков.Чтобы определить эффективные способы формирования правильной самооценки подростков, педагогу необходимо знать ее уровень, степень развития и характер организации педагогического воздействия на данный момент. Самооценка очень динамична и может меняться не только в процессе взросления, изменения каких-либо жизненных обстоятельств и так далее, но и, особенно у подростков и легко внушаемых людей, даже в зависимости от выражения их мнения другими, причем за очень короткое время.В нашем исследовании приняли участие 19 учащихся 8 «А» класса средней школы № 13 г. Тольятти. Исследование проводили по двум методикам - методика определения уровня самооценки по Н.Г. Казанцевой и И.Н.Малиновского.Таким образом, мы подтвердили гипотезу исследования: формирование самооценки влияет на процесс самовоспитания в подростковом возрасте. Формирование самооценки подростка во многом зависит от понимания родителями его достоинств. Когда родители поддерживают его, внимательны и добры к нему, выражают свое одобрение, подросток утверждается в мысли, что он много значит для них и для него самого. Самооценка растет за счет собственных достижений и успехов, похвалы взрослых.Подростки с низкой самооценкой, застенчивы и чрезмерно ранимы. Было установлено, что низкая самооценка способствует нарушениям аппетита, депрессии и формированию вредных привычек.Нами были предложены рекомендации по формированию адекватной самооценки у детей подросткового возраста.Психолого-педагогическая коррекция будет способствовать формированию адекватной самооценки подростка, что, несомненно, приведет к улучшению как учебной, так и внеучебной деятельности, межличностных отношений между сверстниками, взрослыми и педагогами.Список использованной литературыБернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание: пер. с англ. / Р. Бернс: пер. с англ. М. Б. Гнедовского, М. А. Ковальчук. – М.: Прогресс, 2016. - 423 с.Божович, Л.И. Избранные психологические труды / Л.И. Божович. – М.: МПСИ /Воронеж: МОДЭК, 2018. – 517 с.Бороздина, Л.В., Видинска Л. Притязания и самооценка / Л.В. Бороздина, Л. Видинска// Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. – 2019. – № 9. – С. 31–40.Бороздина, Л.В. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний / Л.В. Бороздина, Е.А. Залучёнова// Вестн. Моск. ун-та. Серия 1. Психология. –2017. – № 11. – С. 46–51.Волков, Б. С. Психология подростка: учебное пособие / Б. С. Волков. – М.: Педагогическое общество России, 2020. – 160 с.Кон, И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. – М. : 1989. – 466 с.Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человек / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2017. – 517 с.Липкина, А.И. Педагогическая оценка и её влияние на формирование личности неуспевающего школьника. В сб.: Психологические проблемы неуспеваемости школьников / А.И. Липкина. –М. : 2019. – 316 с.Львова, Ю. Л. Творческая лаборатория учителя / Ю. Л. Львова. –М. : 2018. – 288 с.Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных / А.Д.Наследов. – М.: Издательство «Речь», 2019. – 400 с.Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М. : 2000. – 688 с.Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов: доп. М-вомобразования РФ / Л. Ф. Обухова.– М. : Высшее образование: МГППУ, 2016. – 460 с.Пантилеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С.Р. Пантилеев. – М.: Издательство Московского университета, 2019. – 398 с.Дандарова, Ж. К. Психология подростка / Ж. К. Дандарова, И. С. Кон, С. Н. Костромина и др.; под ред. А. А. Реана.  – СПб:Прайм-Еврознак; Москва: Олма-Пресс, 2018. – 480 с.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2 т.: научное издание / С. П. Рубинштейн; Акад. пед. наук СССР.  – М. : Педагогика, Т. 2., 1989. – 328 с.Славина, Л.С. Особенности самооценки / Л.С. Славина. – М. : 2019. – 390 с.Филиппова, Ю.В. Психологические основы работы с семьей. Учебное пособие /Ю.В. Филиппова. –Институт «Открытое Общество». Российское Психологическое Общество. Ярославль : 2018. – 468 с.Харчев, А.Г. Семья как фактор социально-культурного развития общества / А.Г. Харчев// Педагогика. – 2017. – № 8. – С. 50–63.Хухлаева, О. В. Психология подростка: учебное пособие для вузов по специальности «Педагогика и психология» /О. В. Хухлаева. – М.: Академия, 2019. – 160 с.Шнайдер, Л. Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов/Л.Б. Шнайдер. – Изд. 3-е. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2017. – 384 с.ПриложенияПриложение 1Методика определения уровня самооценки № 1 (Н.Г. Казанцевой)Текст анкеты:1. Я обычно рассчитываю на успех в своем деле.2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.3. Большинство одноклассников консультируются со мной.4. Мне не хватает уверенности в себе.5. Я примерно такой же способный и находчивый, как и большинство окружающих меня сверстников.6. Иногда я чувствую себя никому не нужным.7. Я все делаю хорошо (в любом случае).8. Мне кажется, что я ничего не добьюсь в будущем (после окончания школы).9. В любом случае, я считаю себя правым.10. Я делаю много вещей, о которых потом жалею.11. Когда я узнаю об успехах кого-то из моих знакомых, я воспринимаю это как свое собственное поражение.12. Мне кажется, что другие смотрят на меня неодобрительно.13. Я не беспокоюсь о возможных неудачах.14. Мне кажется, что различные препятствия мешают мне успешно выполнять задания или задачи, которые я не могу преодолеть.15. Я редко сожалею о том, что уже сделал.16. Люди вокруг меня гораздо привлекательнее, чем я сам.17. Я сам думаю, что я постоянно кому-то нужен.18. Мне кажется, что у меня дела идут намного хуже, чем у других.19. Мне больше повезло, чем не повезло.20. Я всегда чего-то боюсь в своей жизни.Обработка результатов. Подсчитывается количество согласий («да») под нечетными номерами, затем количество согласий с положениями под четными номерами. Второй результат вычитается из первого результата. Конечный результат может находиться в диапазоне от -10 до +10.Результат от -10 до -4 указывает на низкую самооценку.Результат - от - 3 до +3 о средней самооценке.Результат от +4 до +10 говорит о высокой самооценке [10].Методика определения уровня самооценки № 2. И.Н.Малиновского.Текст анкеты:1. Я часто беспокоюсь понапрасну.2. Я хочу, чтобы мои друзья подбадривали меня.3. Я боюсь выглядеть глупо.4. Я беспокоюсь о своем будущем.5. Внешний вид других людей намного лучше моего.6. Как жаль, что многие меня не понимают.7. Я чувствую, что не знаю, как правильно разговаривать с людьми.8. Люди многого ждут от меня.9. Я чувствую себя скованно.10. Мне кажется, что со мной случится какая-то беда.11. Мне небезразлично, как люди относятся ко мне.12. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.13. Я не чувствую себя в безопасности.14. Мне не с кем поделиться своими мыслями.15. Окружающие не особенно интересуются моими достижениями.Обработка результатов. Чтобы определить уровень самооценки, нужно сложить все баллы по утверждениям. Подсчитывается, сколько получилось в общей сложности. Очень часто - 4, часто - 3, иногда - 2, редко - 1, никогда - 0.Если количество набранных баллов меньше 10, то это свидетельствует о низкой самооценке.Если сумма превышает 30, то о высокой самооценке.Если результат составляет от 10 до 30 баллов, то средняя самооценка [9].Приложение 2Результаты ответов при проведении методики определения уровня самооценки №1№ Испытуемого№ вопроса1234567891011121314151617181920+-?--+--?-?---?-?+--+-+-+---??----?-?-+-+---??---?---???+?+++-+-+-?----???--+??+?--?+-+--??-?--???-+-?-+-?-?-+-+-+-+-+-++-+-?---?+??-?++?-?-+-+-?----?----??+???+-+-+-?-+-+-?-?-+?+?+??-?-?--??-?--??-???+?-?-+--??--??---+??-??--?--+??-?--+-?-+-+-?-?-??-?--+???+?+-+-+?--------??????+-+-+?+-+-???-+-+-?--?-?-+-??+?+-+-+?++?+-?-+-?-??----?+?--?+-+-+-+-+-+---+-+-+-?-?-+-?--+?+-+-+-+-+Приложение 3Результаты ответов при проведении методики определения уровня самооценки №2№Испытуемого№ вопроса123456789101112131415гавддбвддггдвгдвддггдддвддгдгггдввбгдвддгвдддддгдвдбггддддгввгддгбдддбгдгбдбвбааабвагббгавгдддбгггддввдвддбагддвдбгвддбггддггддддгвддгддггбдвддввгдбдвгбадгдвбдгаддгадвгдавбвадддгавддгггвдбдвддгдггдддвбдддггдвгдддгггвддддгддггввбгггдаабггввааддгббвдддггбдвддддддгддгггддггавгбаагддгаава

Список использованной литературы

1. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание: пер. с англ. / Р. Бернс: пер. с англ. М. Б. Гнедовского, М. А. Ковальчук. – М. : Прогресс, 2016. - 423 с.
2. Божович, Л.И. Избранные психологические труды / Л.И. Божович. – М. : МПСИ / Воронеж: МОДЭК, 2018. – 517 с.
3. Бороздина, Л.В., Видинска Л. Притязания и самооценка / Л.В. Бороздина, Л. Видинска // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. – 2019. – № 9. – С. 31–40.
4. Бороздина, Л.В. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний / Л.В. Бороздина, Е.А. Залучёнова // Вестн. Моск. ун-та. Серия 1. Психология. –2017. – № 11. – С. 46–51.
5. Волков, Б. С. Психология подростка: учебное пособие / Б. С. Волков. – М. : Педагогическое общество России, 2020. – 160 с.
6. Кон, И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. – М. : 1989. – 466 с.
7. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человек / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. : ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2017. – 517 с.
8. Липкина, А.И. Педагогическая оценка и её влияние на формирование личности неуспевающего школьника. В сб.: Психологические проблемы неуспеваемости школьников / А.И. Липкина. – М. : 2019. – 316 с.
9. Львова, Ю. Л. Творческая лаборатория учителя / Ю. Л. Львова. – М. : 2018. – 288 с.
10. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных / А.Д. Наследов. – М. : Издательство «Речь», 2019. – 400 с.
11. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М. : 2000. – 688 с.
12. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов: доп. М-вом образования РФ / Л. Ф. Обухова. – М. : Высшее образование: МГППУ, 2016. – 460 с.
13. Пантилеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С.Р. Пантилеев. – М. : Издательство Московского университета, 2019. – 398 с.
14. Дандарова, Ж. К. Психология подростка / Ж. К. Дандарова, И. С. Кон, С. Н. Костромина и др.; под ред. А. А. Реана. – СПб : Прайм-Еврознак; Москва: Олма-Пресс, 2018. – 480 с.
15. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2 т.: научное издание / С. П. Рубинштейн; Акад. пед. наук СССР. – М. : Педагогика, Т. 2., 1989. – 328 с.
16. Славина, Л.С. Особенности самооценки / Л.С. Славина. – М. : 2019. – 390 с.
17. Филиппова, Ю.В. Психологические основы работы с семьей. Учебное пособие / Ю.В. Филиппова. – Институт «Открытое Общество». Российское Психологическое Общество. Ярославль : 2018. – 468 с.
18. Харчев, А.Г. Семья как фактор социально-культурного развития общества / А.Г. Харчев // Педагогика. – 2017. – № 8. – С. 50–63.
19. Хухлаева, О. В. Психология подростка: учебное пособие для вузов по специальности «Педагогика и психология» / О. В. Хухлаева. – М. : Академия, 2019. – 160 с.
20. Шнайдер, Л. Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов / Л.Б. Шнайдер. – Изд. 3-е. – М. : Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2017. – 384 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности самооценки можно выделить в подростковом возрасте?

В подростковом возрасте самооценка может быть неравномерной и изменчивой. Подростки могут переживать сомнения в собственной стоимости и принимать свою внешность, интеллект и успехи в школе слишком критически.

Какие психолого-педагогические особенности связаны с подростковым возрастом?

Подростки находятся в переходном периоде от детства к зрелости, что приводит к значительным изменениям в их психологическом и физическом развитии. Они сталкиваются с изменением своего тела, сексуальностью, эмоциональными переживаниями и поиском своего места в обществе.

Что представляет собой понятие самооценки в психологии?

Самооценка – это совокупность оценок, которые индивид делает о себе. Эти оценки включают в себя мнение о своих качествах, способностях, достижениях, а также оценку отношения других людей к себе. Самооценка играет важную роль в формировании личности и влияет на ее поведение и самопринятие.

Каким образом самооценка развивается в подростковом возрасте?

В подростковом возрасте самооценка становится более сложной и контекстуальной. Подростки начинают сравнивать себя с другими, их самооценка может зависеть от успехов в учебе, социальной популярности и внешней привлекательности. Они также могут проявлять большую чувствительность к оценке окружающих и искать подтверждения своей стоимости.

Какие методики используются для изучения самооценки в подростковом возрасте?

Для изучения самооценки в подростковом возрасте применяются различные методики, например, анкеты и вопросники, которые позволяют оценить разные аспекты самооценки, такие как самореализация, уверенность в себе, социальная принадлежность и др. Эти методики оценивают как субъективное мнение подростков о себе, так и их самооценку в сравнении с другими людьми.

Что такое самооценка?

Самооценка - это психологическое состояние, которое связано с оценкой и восприятием собственного "Я". Она включает в себя уровень самоценности, самоуважение и самоуверенность подростка.

Какие особенности развития самооценки можно выделить в подростковом возрасте?

В подростковом возрасте происходит интенсивное формирование личности, поэтому самооценка подростка может быть нестабильной и изменчивой. Особенно важно влияние социального окружения, которое может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на самооценку подростка.

Какие методики используются для изучения самооценки в подростковом возрасте?

Для изучения самооценки в подростковом возрасте используются различные методики, включающие анкетирование, психологические тесты, интервью и наблюдение. Они позволяют получить информацию о самооценке подростка в разных сферах его жизни - учебной, социальной, эмоциональной и т.д.

Какие результаты были получены в исследовании особенностей самооценки в подростковом возрасте?

В исследовании было выявлено, что самооценка подростков влияет на их поведение, эмоциональное состояние и результаты обучения. Подростки с высокой самооценкой чаще проявляют активность, достигают лучших результатов и имеют больше дружеских контактов.

Какое социальное окружение может оказывать влияние на самооценку подростка?

Социальное окружение, включая семью, друзей и школьное сообщество, может оказывать значительное влияние на самооценку подростка. Поддержка, позитивные оценки и признание со стороны окружающих могут укреплять самооценку, тогда как критика и отрицательные оценки могут ее подрывать.

Какие особенности самооценки характерны для подросткового возраста?

В подростковом возрасте наблюдаются определенные особенности самооценки. Подростки часто склонны к самокритике и переоценке своих недостатков. Они также тенденциозно воспринимают себя, имеют смешанное представление о своих качествах и способностях. Помимо этого, самооценка подростков может существенно зависеть от внешних оценок и одобрения со стороны сверстников и взрослых.

Что определяет развитие самооценки в подростковом возрасте?

Развитие самооценки в подростковом возрасте определяется комплексом факторов. Важную роль играет процесс социализации, влияние социального окружения, особенности семейного воспитания и образования. Также влияние оказывают биологические изменения, присущие подростковому периоду. В результате этих факторов формируется самосознание и самооценка подростка, включающие представления о себе, самооценивание и самопринятие.