ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОВАРЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 43 43 страницы
  • 61 + 61 источник
  • Добавлена 26.06.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОВАРЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3
1.1. Лингвистический и психолингвистический основы изучения словаря существительных у детей 3
1.2. Формирование словаря имен существительных в онтогенезе 3
1.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи 3
1.4. Особенности словаря существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи 3
ГЛАВА II. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛОВАРЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3
2.1. Анализ методик исследования словаря существительных 3
2.2. Цель, задачи и содержание методики исследования словаря имен существительных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 3

3
Фрагмент для ознакомления

III – Исследование лексических парадигмЗадание 3.Цель: изучение способности выделять общий признак, объединяющий объекты в однородные группы (обобщающее понятие).Инструкция: Я назову слова, а ты скажи, как их можно назвать одним словом.Материал: предметные картинки по лексическим темам (кот, собака, корова, коза – домашние животные).Задание 4.Цель: изучение словаря антонимов. Инструкция: «Я буду показывать картинку, а ты назови ее наоборот».Этот мальчик – друг, а этот …Зимой холод, а летом … Это мальчик, а старенький …Задание 5.Цель: изучение словаря синонимов. Инструкция: «Я буду показывать картинку, а ты назови, кто (что) на картинке».Критерии оценивания:5 баллов – все задания выполнены верно,4 балла – правильно выполнены 9-11 заданий,3 балла– правильно выполнены 6-8 заданий,2 балла– точно выполнено 3-5 заданий,1 балл – задание не выполнено или выполнено правильно 1-2 заданияНачало формы.По результатам исследования определялся средний балл, который соответствует уровню сформированности словаря лексических парадигм:5 баллов (высокий уровень) – объем словаря существительных в пределах возрастной нормы, навык обобщения сформирован на высоком уровне, в составе словарного запаса присутствуют родовидовые понятия; точно и быстро подбирает слова при выполнении всех заданий;4 балла (уровень выше среднего) – словарный состав существительных соответствует возрастной норме, присутствуют неточности осмысления смысловых значений слов, соответствующие разным родовидовым признакам, фиксируется разница между объемами словарного запаса (активного и пассивного), замедленный темп выполнения заданий; отмечаются незначительные неточности в подборе слов, которые могут заменяться после указаний экспериментатора на более точные;3 балла (средний уровень) – нарушены процессы классификации предметов, сложности обобщения предметов, сложности актуализации соответствующих смыслу слов, подобранные слова недостаточно точны и в полной мере означают лексическое значение выбранных слов, задание выполняют самостоятельно;2 балла (уровень ниже среднего) – выбор обобщающих слов ограничен, родовидовые понятия сформированы частично, малый объем слов, соответствующих точному лексическому значению, выполнение заданий с помощью логопеда; темп деятельности замедленный;1 балл (низкий уровень) – объемсловаря существительных соответствует бытовой лексике, процессы классификации, обобщения не сформированы, малое число правильных ответов, задания реализуются при организующей помощи педагога.IV. Исследование способности словообразования1. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.2. Образование существительных (детенышей животных) с помощью суффикса. Задание 6.Цель: исследование словаря существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксовОборудование: предметные картинки с изображением больших и маленьких соответствующих предметов: крыло-крылышко, платье-платьице, синица-синичка, ведро-ведерко, ведерце, веник-веничек.Ход обследования: ребенку предлагается рассмотреть картинки с предметами и назвать их ласково.Задание 7.Цель: исследование словаря существительных, образованных с помощью суффикса.Оборудование: предметные картинки и словосочетания, называющие из чего сделан предмет (дом из кирпича, ваза из стекла, коробка из бумаги, ком из снега, сапоги из кожи, кастрюля из металла, стул из дерева, сок из березы – березовый, компот из вишни - вишневый).Ход обследования: ребенку предлагается рассмотреть картинки и назвать что из чего сделано.Критерии оценивания:5 баллов – все задания выполнены верно,4 балла – правильно выполнены 9-11 заданий,3 балла– правильно выполнены 6-8 заданий,2 балла– точно выполнено 3-5 заданий,1 балл – задание не выполнено или выполнено правильно 1-2 заданияНачало формы.По результатам исследования определялся средний балл, который соответствует уровню сформированности словаря существительных на основе навыков словообразования:5 баллов (высокий уровень) – объем словаря существительных, образованных с помощью суффиксов, в пределах возрастной нормы, дети правильно подбирают неологизмы;4 балла (уровень выше среднего) – словарный состав существительных соответствует возрастной норме, присутствуют неточности использования суффиксов, фиксируется разница между объемами словарного запаса (активного и пассивного), замедленный темп выполнения заданий; отмечаются незначительные неточности в подборе слов, которые могут заменяться после указаний экспериментатора на более точные;3 балла (средний уровень) – нарушены процессы словообразования, подобранные слова недостаточно точны, лексическое значение выбранных слов неточное, задание выполняют самостоятельно;2 балла (уровень ниже среднего) – подбор неологизмов затруднен, малый объем слов, соответствующих точному лексическому значению, выполнение заданий с помощью логопеда; темп деятельности замедленный;1 балл (низкий уровень) – ребенок не образует существительные с помощью суффиксов, правильные ответы отсутствуют, задания реализуются при организующей помощи педагога.Таким образом, анализ научной литературы по теории и практики логопедии позволил определить цели и задачи исследования состояния словарного состава имен существительных у дошкольника с ОНР, а также подобрать комплекс диагностических методик, направленных на определение уровня развития номинативного словаря у данной категории детей.ЗАКЛЮЧЕНИЕТак как речь – психический процесс, то изучение проблемы формирования и развития речи рассматривают с лингвистической и с психологической сторон. Психологический аспект речевого развития освящен рядом ученых: Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, Ж. Пиаже, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым и др., которые продвигали положение о взаимозависимости развития мышления и речи. Авторы отмечали, что предпосылкой нормального развития речи выступает достаточный уровень сформированности когнитивных функций и познавательной деятельности.Усвоение лексического значения слова определяет словарный запас ребенка, среди которого выделяют пассивный словарь и активный словарь.Пассивный словарный состав характеризуется пониманием семантического значения слова, правильным соотношением слова и объекта, использованием обобщающих характеристик слова. Активный словарь предполагает правильное и точное воспроизведение названия объекта, проявляется в сочетании звуковой оболочки и содержании объекта. Взаимосвязь речевого развития с интеллектуальным Л.С. Выготский характеризует как развитие речевого мышления, благодаря которому внешняя форма слова (звуковая оболочка) и внутреннее содержание (лексическое значение), становится единым целым. В данном случае происходит процесс слияния значения и названия – языковое обобщение, слово приобретает знаковую функцию и обозначает не конкретный предмет, а группу предметов, которые имеют единое значение и называются одинаковым словом. В ходе развития предметной деятельности дети сопоставляют предметы и явления с усвоенными словами, осваивают действия с ними, их свойства, что приводит к обогащения количественного и качественного состава номинативного словаря детей.У детей с речевыми нарушениями присутствуют особенности формирования речи, психической и познавательной деятельности. Такое речевое нарушение, как общее недоразвитие речи, характеризуется несформированностью всех сторон речевого развития в разной степени сложности. Детям с общим недоразвитием речи свойственны отставания формирования и увеличения словарного запаса имен существительных, ограниченность словаря, отсутствие неологизмов в речи. Проблема формирования словаря существительных у дошкольников с ОНР является актуальной в логопедической практике. Процесс овладения ребенком пассивного и активного словаря проходит ряд этапов и связан с развитием мыслительных операций, познавательного развития, уровнем социального взаимодействия. Ребенок, взаимодействую с предметами и явлениями окружающего мира, делает определенные обобщения, которые определяют словарный состав имен существительных, а также закрепляются в речи ребенка как лексико-грамматические формы сочетания частей речи при моделировании высказывания. Ряд исследований ученых (А.Н Гвоздев, Г.А Розенгард-Пупко, Д.Б Эльконин) в области формирования лексических норм позволили описать этапы становления номинативного словаря у детей в онтогенезе. Исследования Н.С. Жуковой, Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой направлены на изучение формирования лексической компетенции детей с ОНР.Анализ теоретических основ проблемы формирования словаря существительных был проведен при изучении работ следующих ученых: В.В. Виноградов, М.М. Покровский, И.М. Кобзева, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.М. Шахнарович, А.Р. Лурия.Психолингвистический подход изучения особенностей лексики у детей с ОНР определил основные направления исследования: овладение значением слов, формирование словарного запаса, развитие лексики в онтогенезе, понятие семантических полей, поэтапность формирования словаря у детей в онтогенезе (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.М. Шахнарович, А.Р. Лурия и др.). Дети с ОНР имеют ряд особенностей становления речи, а именно лексической стороны, которые выражаются в ограниченности словарного запаса, отставанием в накоплении пассивного и активного словаря, в неточном толковании и употреблении слов; в недостаточной дифференциации словесных значений; в незнании правил использования многозначного слова; в стойких лексических ошибках при подборе антонимов, синонимов и многозначных слов; в недостаточной сформированности семантических полей.Изучение научной литературы по теме исследования способствовал разработке диагностической методики изучения уровня сформированности словаря имен существительных у детей с ОНР. Методика исследования включала следующие направления: изучение импрессивной стороны речи и экспрессивной, исследование словаря синонимов, антонимов, обобщающих слов, а также навыка словообразования имен существительных суффиксальным способом. По каждому диагностическому заданию были подобраны критерии оценивания в балльной системе, а по сумме набранных баллов сформулированы соответствующие уровни развития номинативного словаря. Цель данного исследования реализована. Подобранная методика может быть использована молодыми специалистами для определения состояния словаря имен существительных у детей с ОНР.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста : Учебник для отд-ний мед. сестер дет. учреждений мед. училищ. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Медицина, 1977. – 303 с.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.Богуславская Н.Е. Семантически не освоенные единицы текста в аспекте их восприятия // Язык. Система. Личность / Урал. гос. пед. ун – т. – Екатеринбург, 2005. – С. 149–154.Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1996.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб: Детство, 2004. – 130 с.Гальскова Н.Д. Теория формирования предметного словарного запаса детей дошкольного возраста: Учеб пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин.яз. высш. пед. учеб. Pаведений. – М.: «Академия», 2004. – 134 с.Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. – М.: Книжный дом «Университет», 1999. – 332 с.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. – 471 с. Гербова В.В. Использование детьми третьего года жизни словарного запаса в повседневной жизни и деятельности // Ученые записки: МГЗПИ. – 1970. Глухов В.П. Онтогенез речевой деятельности. Курс лекций: учебное пособие. – М.: МПГУ, 2017. – 170 с. Горелов И.Н. Избранные труды по психолингвистике / под ред. К.Ф. Седова. – М., 2003. – 320 с. Гридина Т.А. Онтолингвистика: Язык в зеркале детской речи: учеб. пособие. 2–е изд., испр. и доп. – Екатеринбург, 2005. Жинкин Н.И. Язык – Речь – Творчество. – М., 1998. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление ОНР у дошкольников. – М.: Владос, 1990. Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. – Новосибирск, 1975. – С. З–5. Кларк Е.В. Универсальные категории: о семантике слов – классификаторов и значениях первых слов, усваиваемых детьми // Психолингвистика: сб. ст. : [пер. с англ., итал., нем., фр.] / сост. А. М. Шахнарович. – М., 1984. – С. 221–240. Ковшиков В.А. Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М.: Изд-во: АСТ, 2007. – 318 с.  Кольцова М.М. Ребенок учится говорить // М.М. Кольцова, М.С. Рузина. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – Екатеринбург, 2006. – С. 3–169. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка: учеб. пособие для филол. фак. ун – тов. – М., 1989. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. – СП.: Союз,2001. – 218 с. Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей : избранные труды. – Москва : АРКТИ, 2005. – 221 с. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144 с. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. – М., 2004. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с. Лурия А.А. Язык и сознание / под ред. Е.Д. Хомской. – Ростов н/Д, 1998. Люблинская А.А. Овладение словарным составом языка и усвоение понятий // Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. – М., 1959. – С. 393–412. Лямина Г.М. Развитие речи у детей в раннем возрасте: Пособие для студ.-заоч. дошк. фак-тов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1964. – 140 с. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. – М., 1974. Мастюкова Е.М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии // Дефектология. – 1981. – № 6. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. 4–е изд., доп. – М., 2005. Мещерякова С.Ю. Речевое развитие детей : методические материалы к комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги». – Москва : Русское слово, cop. 2019. – 77 с. Мишанкина Н.А. Лексикология русского языка. Русский язык как иностранный: профессиональная сфера общения: учебное пособие. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2017. – 124 с.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи : [пособие]. – СПб. : Детство-Пресс, 2005. – 525 с. Пиаже Ж. Психология интеллекта. Избранные психологические труды. – М.,1969. Попова М.И. Особенности речевого общения и речевого развития детей раннего возраста в дошкольных учреждениях / В кн.: Вопросы педагогики раннего детства. – М., 1964. – С. 34–60. Потебня А.А.Мысль и язык. – Москва : Лабиринт, 2010. – 239 с.  Розенгардт-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста / Акад. пед. наук РСФСР. – Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. – 96 с. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику: курс лекций. – Л., 1989. Серебрякова Н.В. Особенности организации семантических полей у детей с общим недоразвитием речи // Изучение и коррекция речевых расстройств / под. ред. Л.Г. Парамонова. – Л., 1986. – 284 с. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 320 с. Смирницкий А. И. Лексикология английского языка. – М., 1956. – 152 с. Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. – Киев, 1981. Спирова Л.Ф. Приемы выявления речевых нарушений у детей. – М., 2001. Стернин И.А. Лексическое значение слова в речи. – Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1985. – 170 с. Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 2001. – № 4. Усанова О.Н. Специальная психология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии. – Москва [и др.] : Питер, 2008. – 395 с. Уфимцева Н.В. Опыт экспериментального исследования развития словесного значения // Психолингвистические проблемы семантики. – М., 1983. – С. 140–180. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2003. Филичева Т.Б. Комплексный подход к обследованию детей с общим недоразвитием речи // Специальное образование. 2012. – № 1. – С. 139–150. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: Монография. – М.: МГОПУ, 2000. – 68 с. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1994. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения : Пособие для воспитателя дет. сада. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1981. – 240 с. Фрумкина Р.М. Психолингвистика: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001. Харченко В.К. Семантика слова в детской речи: проблемы и наблюдения // Детская речь как предмет лингвистического изучения / Под ред. С.Н. Цейтлин. – Л., 1987. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2000. Шахнарович А.М. Детская речь в зеркале психолингвистики. Лексика. Семантика. Грамматика. – М., 1999. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза речи). – М., 1990. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие / Составление К.Ф. Седова. – М.: Лабиринт, 2004. – 330 с. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика: учеб. пособие для студ. пед. институтов. – М., 1977. Эльконин Д.Б. Развитие речи // Психология детей дошкольного возраста / под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 1964. –С. 115–182.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста : Учебник для отд-ний мед. сестер дет. учреждений мед. училищ. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Медицина, 1977. – 303 с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
3. Богуславская Н.Е. Семантически не освоенные единицы текста в аспекте их восприятия // Язык. Система. Личность / Урал. гос. пед. ун – т. – Екатеринбург, 2005. – С. 149–154.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1996.
5. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб: Детство, 2004. – 130 с.
6. Гальскова Н.Д. Теория формирования предметного словарного запаса детей дошкольного возраста: Учеб пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин.яз. высш. пед. учеб. Pаведений. – М.: «Академия», 2004. – 134 с.
7. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. – М.: Книжный дом «Университет», 1999. – 332 с.
8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. – 471 с.
9. Гербова В.В. Использование детьми третьего года жизни словарного запаса в повседневной жизни и деятельности // Ученые записки: МГЗПИ. – 1970.
10. Глухов В.П. Онтогенез речевой деятельности. Курс лекций: учебное пособие. – М.: МПГУ, 2017. – 170 с.
11. Горелов И.Н. Избранные труды по психолингвистике / под ред. К.Ф. Седова. – М., 2003. – 320 с.
12. Гридина Т.А. Онтолингвистика: Язык в зеркале детской речи: учеб. пособие. 2–е изд., испр. и доп. – Екатеринбург, 2005.
13. Жинкин Н.И. Язык – Речь – Творчество. – М., 1998.
14. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление ОНР у дошкольников. – М.: Владос, 1990.
15. Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. – Новосибирск, 1975. – С. З–5.
16. Кларк Е.В. Универсальные категории: о семантике слов – классификаторов и значениях первых слов, усваиваемых детьми // Психолингвистика: сб. ст. : [пер. с англ., итал., нем., фр.] / сост. А. М. Шах¬на¬ро¬вич. – М., 1984. – С. 221–240.
17. Ковшиков В.А. Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М.: Изд-во: АСТ, 2007. – 318 с.
18. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить // М.М. Кольцова, М.С. Рузина. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – Екатеринбург, 2006. – С. 3–169.
19. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка: учеб. пособие для филол. фак. ун – тов. – М., 1989.
20. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. – СП.: Союз,2001. – 218 с.
21. Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей : избранные труды. – Москва : АРКТИ, 2005. – 221 с.
22. Леонтьев А.Н., Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст. / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – 144 с.
23. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. – М., 2004.
24. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.
25. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
26. Лурия А.А. Язык и сознание / под ред. Е.Д. Хомской. – Ростов н/Д, 1998.
27. Люблинская А.А. Овладение словарным составом языка и усвоение понятий // Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. – М., 1959. – С. 393–412.
28. Лямина Г.М. Развитие речи у детей в раннем возрасте: Пособие для студ.-заоч. дошк. фак-тов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1964. – 140 с.
29. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения. – М., 1974.
30. Мастюкова Е.М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии // Дефектология. – 1981. – № 6.
31. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. 4–е изд., доп. – М., 2005.
32. Мещерякова С.Ю. Речевое развитие детей : методические материалы к комплексной образовательной программе для детей раннего возраста «Первые шаги». – Москва : Русское слово, cop. 2019. – 77 с.
33. Мишанкина Н.А. Лексикология русского языка. Русский язык как иностранный: профессиональная сфера общения: учебное пособие. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2017. – 124 с.
34. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи : [пособие]. – СПб. : Детство-Пресс, 2005. – 525 с.
35. Пиаже Ж. Психология интеллекта. Избранные психологические труды. – М.,1969.
36. Попова М.И. Особенности речевого общения и речевого развития детей раннего возраста в дошкольных учреждениях / В кн.: Вопросы педагогики раннего детства. – М., 1964. – С. 34–60.
37. Потебня А.А. Мысль и язык. – Москва : Лабиринт, 2010. – 239 с.
38. Розенгардт-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста / Акад. пед. наук РСФСР. – Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. – 96 с.
39. Сахарный Л.В. Введение в психолингвистику: курс лекций. – Л., 1989.
40. Серебрякова Н.В. Особенности организации семантических полей у детей с общим недоразвитием речи // Изучение и коррекция речевых расстройств / под. ред. Л.Г. Парамонова. – Л., 1986. – 284 с.
41. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 320 с.
42. Смирниц¬кий А. И. Лексикология английского языка. – М., 1956. – 152 с.
43. Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. – Киев, 1981.
44. Спирова Л.Ф. Приемы выявления речевых нарушений у детей. – М., 2001.
45. Стернин И.А. Лексическое значение слова в речи. – Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1985. – 170 с.
46. Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 2001. – № 4.
47. Усанова О.Н. Специальная психология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии. – Москва [и др.] : Питер, 2008. – 395 с.
48. Уфимцева Н.В. Опыт экспериментального исследования развития словесного значения // Психолингвистические проблемы семантики. – М., 1983. – С. 140–180.
49. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2003.
50. Филичева Т.Б. Комплексный подход к обследованию детей с общим недоразвитием речи // Специальное образование. 2012. – № 1. – С. 139–150.
51. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: Монография. – М.: МГОПУ, 2000. – 68 с.
52. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1994.
53. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения : Пособие для воспитателя дет. сада. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1981. – 240 с.
54. Фрумкина Р.М. Психолингвистика: учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001.
55. Харченко В.К. Семантика слова в детской речи: проблемы и наблюдения // Детская речь как предмет лингвистического изучения / Под ред. С.Н. Цейтлин. – Л., 1987.
56. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2000.
57. Шахнарович А.М. Детская речь в зеркале психолингвистики. Лексика. Семантика. Грамматика. – М., 1999.
58. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза речи). – М., 1990.
59. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие / Составление К.Ф. Седова. – М.: Лабиринт, 2004. – 330 с.
60. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика: учеб. пособие для студ. пед. институтов. – М., 1977.
61. Эльконин Д.Б. Развитие речи // Психология детей дошкольного возраста / под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 1964. – С. 115–182.

Вопрос-ответ:

Какие теоретические основы изучения словаря имен существительных у детей представлены в статье?

В статье представлены лингвистические и психолингвистические основы изучения словаря имен существительных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Что рассматривается в статье в контексте формирования словаря имен существительных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?

В статье рассматривается процесс формирования словаря имен существительных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в онтогенезе.

Как происходит формирование словаря имен существительных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?

Формирование словаря имен существительных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи происходит в процессе онтогенеза, то есть развития ребенка.

Каковы особенности клинико-психолого-педагогической характеристики дошкольников с общим недоразвитием речи?

В статье описываются особенности клинико-психолого-педагогической характеристики дошкольников с общим недоразвитием речи.

Какое значение имеет изучение словаря существительных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?

Изучение словаря существительных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеет большое значение для определения проблем речевого развития и разработки психологопедагогических методик коррекционной работы.

Какие основные теоретические основы изучения словаря существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи рассматриваются в данной статье?

В данной статье рассматриваются лингвистические и психолингвистические основы изучения словаря существительных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Основное внимание уделено формированию словаря имен существительных в онтогенезе и особенностям клинико-психолого-педагогической характеристики таких детей.

Какие особенности формирования словаря имен существительных рассматриваются в данной статье?

В данной статье рассматриваются особенности формирования словаря имен существительных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Авторы исследования обращают внимание на то, как дети с таким нарушением развивают свой словарный запас, какие слова усваиваются лучше, а какие хуже, и какие факторы влияют на их словарное развитие.

Какая клинико-психолого-педагогическая характеристика дана дошкольникам с общим недоразвитием речи в данной статье?

В данной статье дана клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи. В ней описываются особенности таких детей, их специфические проблемы в развитии речи, а также рекомендации по коррекционно-развивающей работе с ними.

Какие теории лежат в основе изучения словаря существительных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?

В основе изучения словаря существительных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи лежат лингвистические и психолингвистические теории. Рассматривается взаимосвязь между развитием словаря и развитием речи у детей, исследуются различные аспекты формирования словарного запаса имен существительных.

Кому будет полезна данная статья?

Данная статья будет полезна специалистам, работающим с дошкольниками с общим недоразвитием речи, таким как логопеды, психологи и педагоги. Также она может быть полезна родителям таких детей, которые хотят более подробно ознакомиться с особенностями формирования словаря имен существительных и получить рекомендации по работе с ребенком.

Зачем нужно исследование словаря имен существительных у детей?

Исследование словаря имен существительных у детей имеет важное значение для понимания и развития речи в детском возрасте. Оно позволяет выявить особенности формирования словаря у детей с общим недоразвитием речи и разработать специальные методы и программы коррекционно-развивающей работы с такими детьми.

Какие основные лингвистические и психолингвистические подходы используются при исследовании словаря имен существительных у детей?

При исследовании словаря имен существительных у детей применяются различные лингвистические и психолингвистические подходы. Одним из основных подходов является анализ употребления слов у детей и выявление их структурных и семантических особенностей. Также используются методы изучения ментальных лексических структур и ассоциативных сетей, которые позволяют понять, как дети организуют знания о словах в своем словаре.