тема планирование и проведение сенсорных игр с детьми раннего дошкольного возраста( тактильные игры с крупами)
Заказать уникальную курсовую работу- 45 45 страниц
- 45 + 45 источников
- Добавлена 08.10.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ СЕНСОРНЫХ ИГР С ДЕТЬМИ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4
1.1 Сущность и роль сенсорных игр в развитии детей раннего дошкольного возраста 4
1.2 Особенности сенсорного развития детей в раннем дошкольном возрасте 7
1.3 Особенности планирования и проведения сенсорных игр с детьми раннего дошкольного возраста 13
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ СЕНСОРНЫХ ИГР С ДЕТЬМИ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 18
2.1 Этапы и методы исследования 18
2.2 Организация занятий сенсорных игр с детьми раннего дошкольного возраста посредством тактильных игр с крупами 22
2.3 Анализ результатов реализации занятий сенсорных игр с детьми раннего дошкольного возраста посредством тактильных игр (с крупами) 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
ЛИТЕРАТУРА 35
ПРИЛОЖЕНИЕ А 39
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 41
Показатели высокого уровня сенсорного развития увеличились на 27 % (было 17 %, стало 44 %), среднего уровня уменьшились на5 % (было 61 %, стало 56 %), низкого уровня уменьшились на 22 % (было 22 %, стало 0 %).Данные показатели говорят о том, что у детей обследуемой группы улучшились показатели сенсорного развития, что выражалось в большей самостоятельности при выполнении заданий и улучшении действий по образцу. Также у детей вырос интерес к сотрудничеству и стремление к правильному выполнению задания.Результаты опытно-экспериментального этапа исследования:1) подобран и внедрен в учебный процесс комплекс тактильных игр с крупами, направленных на сенсорное развитие (форма, цвет, величина, положение в пространстве, соотношение предметов); 2) создана предметно-пространственная развивающая среда сенсорного развития в группе детского сада; 3) показатели уровня сенсорного развития обследуемых детей раннего дошкольного возраста улучшились.Полученные данные позволили сделать следующие выводы по особенностям планирования и проведения занятий сенсорных игр с детьми раннего дошкольного возраста посредством тактильных игр с крупами:1. При планировании тактильных игр с детьми раннего дошкольного возраста необходимо:– учесть возрастные психолого-педагогические особенности развития детей;– разработать комплекс упражнений, направленный на формирование сенсорных эталонов (знания о форме, размере, величине, цвете, положении в пространстве и т.д.);– подготовить сенсорный материал, представляющий разнообразную информацию о свойствах и признаках предметов (крупа должны быть разной формы, величины, цвета, плотности, структуры и т.д.);– подготовить емкости различной формы и величины, соответствующие заданиям;– определить время для занятий (утром, 5-10 минут);– подготовить дополнительный материал (сказочных персонажей, игрушки, картинки – все, что используется в занятиях);– подготовить место, где будут проходить занятия (гладкий пол, либо клеенка на полу).2. В ходе проведения занятий необходимо:– перед началом занятия познакомить ребенка с сенсорным материалом (дат потрогать, перебирать, мешать и т.д.), ребенок должен удовлетворить любопытство и получить первые тактильные ощущения от крупы;– установить с ребенком положительный эмоциональный контакт (ребенок должен доверять и быть заинтересован в сотрудничестве);– озвучивать все свои действия и действия ребенка, а также направлять его на правильное выполнение задания;– закреплять положительный результат и нивелировать отрицательный, стараясь исправить то, что не получилось;– быть рядом с ребенком, наблюдать, координировать деятельность;– поощрять самостоятельность ребенка;– поощрять творческие проявления и воображение ребенка.Таким образом, для полноценного сенсорного развития ребенка необходима целенаправленная, последовательнаяи систематическая работа.ЗАКЛЮЧЕНИЕПервая глава исследования посвящена анализу теоретической литературы отечественных и зарубежных авторов по теме сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста, который показал актуальность данной проблемы. Именно в этом возрасте происходит совершенствование всех перцептивных систем, накопление представлений об окружающем мире, формирование перцептивных действий и усвоение сенсорных эталонов. Накопленный опытслужит базой для дальнейшего психического, интеллектуального и творческого развития ребенка. В раннем возрасте в рамках ведущей предметной деятельности происходит знакомство ребенка с объектами и свойствами окружающего мира. Однако для полноценного освоения сенсорных эталонов, ребенку необходимо целенаправленное, последовательное грамотное сенсорное воспитание. Достигается это посредством создания предметно-развивающей среды, планирования диагностической, обучающей, воспитательной, коррекционной работы. Одним из средств сенсорного воспитания выступает сенсорная (тактильная) игра.В работе рассмотрена сущность сенсорных игр, их влияние на развитие ребенка, а также особенности планирования и проведения тактильных игр с детьми раннего дошкольного возраста.Во второй главе работы было организовано опытно-экспериментальное исследование особенностей планирования и проведения сенсорных игр с детьми раннего дошкольного возраста посредством игр с крупами. Для реализации исследования была организована диагностика сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста, разработана и опробована программа игровых упражнений с крупами, а также проведен анализ полученных результатов с целью выявления особенностей особенности планирования и проведения сенсорных игр с детьми раннего дошкольного возраста.Занятия были организованы таким образом, чтобы учесть психолого-педагогические особенности детей раннего дошкольного возраста, особенности ведущей деятельности, опираться на принципы системности, последовательности, опоры на предыдущий опыт, а также повторении и закреплении знаний, умений и навыков. Занятия и игровые упражнения направлены на развитие восприятия формы, цвета, величины, целостности образа предмета, ориентировки в пространстве.Проведенное исследование показало положительное влияние тактильных игр с крупами на сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста, что делает их необходимым элементом сенсорного воспитания дошкольников.Практическая значимость работы заключается в возможности использовать разработанный комплекс упражнений для сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста как в ДОУ, так и в домашних условиях.ЛИТЕРАТУРААванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. – М.: Просвещение, 2015.Афанасьева И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа: учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. СПб.: Детство-Пресс, 2016. Бабушкина А.В. Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста // Изучение, обучение и воспитание детей с глубокими нарушениями интеллекта. – М. – 2008. – С. 26-35. Бейлина А. Игры и игровые средства. // Дошкольное воспитание. – 2014. – №3. – С. 16-19 Белкина В.Л. Психология раннего и дошкольного детства. – М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2017. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002. Буянова Р. Сенсорное развитие детей //Социальная работа. – № 12. – 2016. Вайнерман С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников / Вайнерман С.М., Большов А.С., Силкин Ю.Р. и др. – М.: Владос, 2018. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 2016. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание, 2017. – № 13. – С. 14. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2010. Галигузова Л. Н. Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования». М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2017.Гербова В.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Гербова В.В., Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др. / Под ред. Г.М. Ляминой. – М.: Просвещение, 2013. Германович О.Е. Развитие теории сенсорного воспитания дошкольников в отечественной педагогике / О.Е. Германович // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. № 1. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2014. – С. 99-102Гризик Т.И. Ловкие пальчики: пособие для воспитателей. – М: Просвещение, 2017.Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2018. Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни / Дворова И.В., Рожков О.П. – М.: Модэк, 2017. Дубровская Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста // Дошкольная педагогика.– 2016. – №6. –С. 21-26. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. – 2016. – №4. –С. 2-6. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / Запорожец А.В., Усова А.П. – М.: Академия педагогических наук, 2014. Каралашвили Е.А. Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада / Е.А. Каралашвили, О.В. Антоненкова, Н.Е. Малахова // Справочник старшего воспитателя.– 2018. – № 5. – С. 13 Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 2. –С.76-78. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учеб, пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2019. Комарова И.В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста // Журнал Обучение и воспитание: методика и практика. – 2014. – № 11. – С. 21-26.Краснощекова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. – Ростов н/Д: Феникс, 2019. Мелехина И.В. Сенсорное развитие – фундамент умственного развития детей дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2017. – С. 136-139. Михайленко Н. Овладение игровыми умениями в раннем возрасте /Н. Михайленко, Н. Короткова //Дошкольное воспитание. – 2017. – № 5. С. 37. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому /М. Монтессори – М.: Карапуз, 2010. Нечаева И.Ю. Система сенсорного развития детей //Справочник старшего воспитателя. – 2017. – № 1. – С. 58.Никитина Е. Сенсорные уголки для диагностики // Обруч.– 2016.–№ 2. – С. 15. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников. – М.: Просвещение, 2013. Пищикова Н.А. Мир искусства дарит мысли, дарит чувства /Н.А.Пищикова //Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 67-69.Поддъяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду// Пособие для воспитателей – 2-е изд./ Н.Н. Поддъяков, В.Н. Аванесова. – М.: Просвещение, 2018. Поляшова Н.В. Игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста /Н.В. Поляшова, А.А. Матафанова //Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2019. – № 1 (6). – С. 280-282. Рожков О.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному развитию детей 2-4-го года жизни /О.П.Рожков. – М.: ИПО «МОРЕК». – 2016.Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей. – М.: Просвещение: АО «Учеб, лит.», 2016. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н. Первые шаги. Программы развития и воспитания детей раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2017.Сольцева О.Г. Наши помощники – органы чувств // Ребенок в детском саду.– 2017. – №3. – С.4. Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей 2-3лет: Ранняя диагностика умственного развития /Е.А.Стребелева //Альманах ИКП РАО. – 2016. – № 4. – С. 56-59.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология, Учеб, пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.:Издательский центр «Академия», 2013.Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника/Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. – М., Просвещение, 2015. Чувашлева О.В. Сенсорные игры для развития детей третьего года жизни /О.В. Чувашлева //Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – № 1 (1). – С. 28-29. Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста / Г.А. Широкова. Ростов н/Д: Феникс, 2016.Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве // ред.-сост. Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2017. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста.– М.; Мозаика-Синтез, 2019.ПРИЛОЖЕНИЕ АРезультаты диагностики сенсорного развития детейТаблица А.1 – Результаты диагностики сенсорного развития детей обследуемой группы, констатирующий этап№ исп.Задание 1Задание 2Задание 3Задание 4Задание 5СуммаУровень12222210Средний2221218Низкий33324315Высокий43222211Средний52222210Средний6211217Низкий73232212Средний83333315Высокий92222210Средний102322211Средний11221117Низкий123322212Средний13221117Низкий143322212Средний153434317Высокий162222210Средний173322212Средний183332213Среднийср. балл2,32,21,81,91,7 Таблица А.2 – Результаты диагностики сенсорного развития детей обследуемой группы, контрольный этап№ исп.Задание 1Задание 2Задание 3Задание 4Задание 5СуммаУровень13322212Средний22322211Средний33334316Высокий43323213Средний53233213Средний62222210Средний73343215Высокий84433317Высокий93322212Средний103323213Средний112222210Средний123333315Высокий132222210Средний143333315Средний154434318Высокий162323313Средний174333316Высокий184433317Высокийср.балл2,92,92,52,72,4 ПРИЛОЖЕНИЕ БКартотека игр и упражнений с крупами, направленных на сенсорное развитие детей раннего дошкольного возрастаАктуальность. Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Ранний дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, одними из которых являются игры с крупами. Цели и задачи:– развивают у детей воображение, внимание, память, усидчивость, мышление; – развивают зрительный анализ и синтез, зрительно-моторную координацию, тонкие движения пальцев рук, тактильные ощущения;– развивают аккуратность, усидчивость;– способствуют развитию речи;– стимулируют способность к творчеству;– учат ориентироваться на плоскости.Комплекс упражнений с разнообразными крупами для детей 2-3 летЗанятия проводятся индивидуально, в сопровождении взрослого. Для упрощения задания можно больше помогать ребенку, выполнять действия вместе с ним, направлять его. Для усложнения задания стоит просить ребенка выполнить задание самостоятельно. 1. Упражнение «Разложи по тарелочкам»Цель: умение различать цветМатериал: миска с горохом зеленого и желтого цвета, 2 небольшие тарелочки, 2 цыпленка (из бумаги)Ход занятияРебенку предлагается 2 одинаковые тарелочки, 2 цыпленка и 1 миска с горохом разного цвета. Инструкция Нам с тобой нужно накормить цыплят. Один цыпленок любит желтый горох, а второй – зеленый. Давай разложим горох для каждого цыпленка по тарелочкам!2. Упражнение «Радуга»Цель: изучение цвета, его сочетания, умение выполнять по образцуМатериал: окрашенный рис (цвета радуги), небольшая пластиковая бутылочкаХод занятияРебенку предлагается образец заполненной бутылочки, 7 мисочек с цветным рисом. Задание выполняется вместе с взрослым (взрослый контролирует правильную последовательность расположения цветов).ИнструкцияСмотри! В этой бутылочке радуга, каждый цвет идет по очереди: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Давай с тобой сделаем такую же!3. Упражнение «Рисуем домик»Цель: изучение геометрических форм, развитие образного восприятияМатериал: темный поднос, манка, изображение зайкиХод занятияНа темном подносе рассыпается манка. Ребенку предлагается образец домика, составленного из простых геометрических фигур. Далее ребенок должен повторить домик на подносе. Рисунок выполняется пальчиком. Взрослый показывает фигуру на картинке, называет ее и просит повторить ребенка.ИнструкцияУ меня есть домик для мышки. Давай сделаем такой же для зайки! Сначала нам нужно нарисовать основание дома – это квадрат, вот как он выглядит (показывает на образце). Нарисуй такой же! Молодец! Теперь нужно нарисовать крышу. Для этого нужно нарисовать треугольник. Вот он! Теперь твоя очередь. Молодец! Может, еще добавим окошко? Где оно будет, покажи!4. Упражнение «Раскопки»Цель: развитие тактильных ощущений, формирование умения концентрации и усидчивостиМатериал: глубокий лоток, рисунок с животным или сказочным персонажем, разная крупа (манка, рис, фасоль)Ход занятияРебенку предлагается найти рисунок под крупой с помощью рук.ИнструкцияЗнаешь, под этими крупами кто-то спрятался. Давай найдем его! Тебе нужно аккуратно разложить крупу по краям, чтобы она не высыпалась.5. Упражнение «Слоеный пирог»Цель: формирование представлений о форме, величинеМатериал: фасоль, горох, рис, прозрачный небольшой лоток Ход занятияРебенку предлагается приготовить слоеный пирог – поочередно выкладывать крупу разной формы и величины.ИнструкцияДавай приготовим с тобой слоеный пирог! Первый слой состоит из больших продолговатых зернышек (фасоль, можно показать для образца). Второй слой – из круглых семян (горох). Третий – из овальных тоненьких зернышек (рис). Молодец! Смотри, как красиво получилось!6. Упражнение «Море»Цель: формирование представлений о линиях, их свойствахМатериал: мелкий поднос с манкой (можно окрашенной в голубой цвет)Ход занятияРебенку предлагается лоток с манкой и задание нарисовать море в разном состоянии: спокойном, легкий ветерок, буря.ИнструкцияДавай нарисуем море! Сейчас оно спокойное. Какие у него волны? А теперь подул легкий ветерок. Давай нарисуем волны побольше. Молодец! Ой, смотри, налетели тучки и начался шторм! Давай нарисуем большие волны, еще больше!7. Упражнение «Клад»Цель: развитие тактильных представлений о формеМатериал: глубокий лоток с рисом и фасолью, геометрические фигуры, картинки с изображениями геометрических фигурХод занятияРебенку предлагается найти на ощупь фигуру по образцу – взрослый показывает фигуру и называет, и просит ребенка найти ее.ИнструкцияСмотри! Здесь спрятан клад! Я буду показывать тебе фигуру, а ты должен ее отыскать. Давай попробуем! Это круг (мячик), найди его! 8. Упражнение «Найди пару»Цель: формирование представлений о величине, форме, цветуМатериал: крупа (фасоль, рис, горох), глубокая миска, 2 тарелочки, 2 изображения гусей (гусят)Ход занятияРебенку предлагается разобрать крупу в 2 тарелочки в одинаковом количестве.ИнструкцияУ меня 2 братца-гусенка, которые хотят кушать. Давай разложим им еду по тарелочкам. Только эти братцы любят, чтобы у них было все одинаковое. Сначала положи им 5 овальных крупных фасолинок. Затем, 5 круглых горошинок. А в конце 5 длинных овальных рисинок. Молодец! Как думаешь, они наелись? Можешь им еще добавить еды, только не забудь положить каждому гусенку одинаково.9. Упражнение «Пляж»Цель: изучение цвета, формирование представлений об объектах окружающего мира, развитие мелкой моторикиМатериал: манка цвета песка, рис голубого цвета, гречка, мелкий поднос, рисунок пляжа с моремХод занятияРебенку демонстрируется картинка с пляжем и морем и предлагается ее нарисовать. Из манки создается пляж, из риса – море, из гречки – камешки на берегу.ИнструкцияДавай с тобой нарисуем море с пляжем, как на этой картинке. Пляж у нас желтый. Из чего ты его будешь рисовать? А теперь давай сделаем море, оно голубое. На берегу бывает не только песок, но и камешки. Давай их тоже добавим. Молодец!10. Упражнение «Цветной рис»Цель: формирование представлений о цвете, его свойствахМатериал: белый рис, акварельные краски, емкости для крупыХод занятияРебенку предлагается раскрасить рис в разные цвета и смотреть, как меняется цвет, если добавить к нему другой цвет.ИнструкцияДавай с тобой сделаем разноцветный рис! Какого он сейчас цвета? (белого). Давай сделаем его желтым! Намочи кисточку, окуни ее в желтый цвет и теперь покрась рис. Смотри, что получилось! Теперь сделай зеленый рис! Какой цвет будет следующий? А теперь давай к желтому рису добавим немного красной краски. Получился новый цвет? Это оранжевый. А теперь добавь красную краску к голубому рису. Это фиолетовый. Молодец!
1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. – М.: Просвещение, 2015.
2. Афанасьева И.П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Первая младшая группа: учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. СПб.: Детство-Пресс, 2016.
3. Бабушкина А.В. Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста // Изучение, обучение и воспитание детей с глубокими нарушениями интеллекта. – М. – 2008. – С. 26-35.
4. Бейлина А. Игры и игровые средства. // Дошкольное воспитание. – 2014. – №3. – С. 16-19
5. Белкина В.Л. Психология раннего и дошкольного детства. – М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2017.
6. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002.
7. Буянова Р. Сенсорное развитие детей //Социальная работа. – № 12. – 2016.
8. Вайнерман С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников / Вайнерман С.М., Большов А.С., Силкин Ю.Р. и др. – М.: Владос, 2018.
9. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 2016.
10. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание, 2017. – № 13. – С. 14.
11. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2010.
12. Галигузова Л. Н. Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования». М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2017.
13. Гербова В.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / Гербова В.В., Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др. / Под ред. Г.М. Ляминой. – М.: Просвещение, 2013.
14. Германович О.Е. Развитие теории сенсорного воспитания дошкольников в отечественной педагогике / О.Е. Германович // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. № 1. Часть I. – Новосибирск: СибАК, 2014. – С. 99-102
15. Гризик Т.И. Ловкие пальчики: пособие для воспитателей. – М: Просвещение, 2017.
16. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2018.
17. Дворова И.В. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни / Дворова И.В., Рожков О.П. – М.: Модэк, 2017.
18. Дубровская Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2016. – №6. – С. 21-26.
19. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 4. – С. 2-6.
20. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / Запорожец А.В., Усова А.П. – М.: Академия педагогических наук, 2014.
21. Каралашвили Е.А. Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада / Е.А. Каралашвили, О.В. Антоненкова, Н.Е. Малахова // Справочник старшего воспитателя. – 2018. – № 5. – С. 13
22. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 2. – С.76-78.
23. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учеб, пособие для студентов сред. пед. учебн. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2019.
24. Комарова И.В. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста // Журнал Обучение и воспитание: методика и практика. – 2014. – № 11. – С. 21-26.
25. Краснощекова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. – Ростов н/Д: Феникс, 2019.
26. Мелехина И.В. Сенсорное развитие – фундамент умственного развития детей дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2017. – С. 136-139.
27. Михайленко Н. Овладение игровыми умениями в раннем возрасте / Н. Михайленко, Н. Короткова //Дошкольное воспитание. – 2017. – № 5. С. 37.
28. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому /М. Монтессори – М.: Карапуз, 2010.
29. Нечаева И.Ю. Система сенсорного развития детей // Справочник старшего воспитателя. – 2017. – № 1. – С. 58.
30. Никитина Е. Сенсорные уголки для диагностики // Обруч. – 2016.–№ 2. – С. 15.
31. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников. – М.: Просвещение, 2013.
32. Пищикова Н.А. Мир искусства дарит мысли, дарит чувства / Н.А.Пищикова //Дошкольное воспитание. – 2014. – № 2. – С. 67-69.
33. Поддъяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду// Пособие для воспитателей – 2-е изд./ Н.Н. Поддъяков, В.Н. Аванесова. – М.: Просвещение, 2018.
34. Поляшова Н.В. Игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста / Н.В. Поляшова, А.А. Матафанова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2019. – № 1 (6). – С. 280-282.
35. Рожков О.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному развитию детей 2-4-го года жизни / О.П. Рожков. – М.: ИПО «МОРЕК». – 2016.
36. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей. – М.: Просвещение: АО «Учеб, лит.», 2016.
37. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н. Первые шаги. Программы развития и воспитания детей раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2017.
38. Сольцева О.Г. Наши помощники – органы чувств // Ребенок в детском саду. – 2017. – № 3. – С.4.
39. Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей 2-3лет: Ранняя диагностика умственного развития / Е.А. Стребелева //Альманах ИКП РАО. – 2016. – № 4. – С. 56-59.
40. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология, Учеб, пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
41. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника/Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. – М., Просвещение, 2015.
42. Чувашлева О.В. Сенсорные игры для развития детей третьего года жизни / О.В. Чувашлева // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – № 1 (1). – С. 28-29.
43. Широкова Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста / Г.А. Широкова. Ростов н/Д: Феникс, 2016.
44. Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве // ред.-сост. Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2017.
45. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста.– М.; Мозаика-Синтез, 2019.