Разработать план хассп по методичке
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 04.07.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Теоретическая часть 3
1.1 Технологическая схема производства сырокопченых колбас и ее описание 3
1.2 Проблемы и виды несоответствий при производстве продукции 6
1.3 Управление качеством ХАССП 7
1.3.1 Метод «Контрольный листок» 7
1.3.2 Метод «Гистограмма» 7
1.3.3 Метод «Диаграмма Исикавы» 8
1.3.4 Метод «Диаграмма Парето» 9
1.3.5 Метод «Контрольной карты» 10
2. Практическая часть 11
2.1 Метод «Контрольный листок» 11
2.1.1 Разработка контрольного листка ХАССП по видам дефектов 11
2.1.2 Разработка контрольного листка ХАССП регистрации распределения измеряемого параметра 13
2.2 Метод «Гистограмма качества» 17
2.3 Метод «Диаграмма Парето» 19
2.3.1 Расчет и построение диаграммы графически 19
2.4 Метод «Диаграмма Исикавы» 21
2.4.1 Построение диаграммы графически 21
2.5 Метод «Контрольной карты» 22
2.5.1 Расчет и построение контрольной карты графически 22
Заключение 24
Список использованных источников 25
Приложение 26
Учитывая крайне неблагоприятные последствия рисков срыва сроков поставки товарной номенклатуры, выполнения работ либо оказания услуг в пользу юноши либо девушки в возрасте от 18 до 35 лет, в интересах субъекта предпринимательской деятельности предусмотреть внедрение и непосредственное использование инструментов риск-менеджмента в целях предупреждения и снижения негативных последствий негативных факторных аспектов риска. С этой целью, актуальным вопросом является аудит бизнес-процессов организации и выявление узких мест, подверженных воздействию рисковых факторных аспектов в наибольшей степени. Деятельность предпринимателя с позиции получения финансовых результатов - дело рискованное. Каждый аспект деятельности предпринимателя уникален и имеет свой собственный набор проблемных аспектов, рисковых факторных аспектов и возможностей. Выявление и управление рисками деятельности предпринимателя для оперативного контроля предпринимательских рисковых факторных аспектов может быть сложным, однако не невозможным при тщательном планировании и исполнении.Когда рисковый фактор становится реальным, он может нарушить и сорвать проект, и именно потому управление рисками деятельности предпринимателя для оперативного контроля предпринимательских рисковых факторных аспектов так важно. Чтобы избежать негативных последствий, менеджмент деятельности предпринимателя для оперативного контроля предпринимательских рисковых факторных аспектов должен уметь правильно оценивать, контролировать и отслеживать риски, как только они были выявлены. В связи с этим, актуальной становится организация календарно-сетевого планирования в деятельности предпринимателя для оперативного контроля предпринимательских рисков. Механизмы бюджетирования и риск-менеджмента признаются результативными при проведении оперативного контроля в среднесрочной перспективе. Однако в настоящее время наиболее результативным и перспективным механизмом оперативного контроля в долгосрочной перспективе признаётся метод календарно-сетевого планирования. Календарно-сетевое планирование деятельности предпринимателя для оперативного контроля предпринимательских рисковых факторных аспектов признаётся инструментом планирования доходов и расходов от предпринимательской деятельности в среднесрочной перспективе, что позволяет учитывать предпринимательские риски на перспективу и, тем самым, разрабатывать мероприятия по профилактике негативных последствий от воздействия тех либо иных рисковых факторных аспектов.В условиях рассмотренной неопределенности и действия множества рисковых факторных аспектов, организация календарно-сетевого планирования в деятельности предпринимателя для оперативного контроля предпринимательских рисковых факторных аспектов признаётся одним из надежных инструментов хеджирования рисковых факторных аспектов деятельности предпринимателя для оперативного контроля предпринимательских рисков. Рисковые факторы при реализации продукции и услуг могут быть разделены на основные группы:Рисковые факторы, связанные со срывом сроков поставок контрагентами материалов, техники и комплектующих к ней;Рисковые факторы, связанные с проблемами финансирования этапов реализации инвестиционного проекта.Хеджирование рассматриваемых рисков предпринимательской деятельности подразумевает оперативный контроль исполнения обязательств в рамках заключенных контрактов в части соблюдения сроков поставок и платежной дисциплины.На современном этапе предпринимательство испытывает ряд существенных трудностей, что связано в первую очередь с нестабильной социально-экономической обстановкой не только в нашей стране, однако и во всём мире. В условиях распространения пандемии COVID-19 для предпринимателей действует ряд существенных ограничений. В связи с этим многие компании в сфере малого и среднего бизнеса закрываются, а новых предпринимателей, которые начинают свою деятельность в этих сложных условиях, ничтожно мало.Особенно сложно в данных условиях приходится представителям предпринимательства в том числе и в сфере производства колбасных изделий. Молодые люди, как правило, имеют недостаточно опыта ведения предпринимательской деятельности. Также они, как правило, не обладают значительными финансово-экономическими ресурсами в начале развития собственного бизнеса. В этих условиях важно осуществлять меры поддержки предпринимателям, чтобы поддерживать их активность и мотивацию в самореализации в бизнесе.На сегодняшний день в различной литературе по финансовому анализу и финансовому менеджменту – российской и иностранной имеется много различных понятий эффективности ХАССП.В частности, можно встретить следующие трактовки понятия эффективности ХАССП:эффективность ХАССП – характеристика стабильности финансового состояния предприятия, которая достигается высокой долей собственного капитала в общей сумме источников финансирования (И.А. Бланк) [1];эффективность ХАССП – такое состояние счетов предприятия, при котором полностью обеспечивается его платежеспособность, т.е. своевременное исполнение в установленном объеме всех его финансовых обязательств (Н.В. Никитина) [1];эффективность ХАССП – способность осуществлять все виды деятельности организации при определенном уровне риска и в условиях меняющегося экономического окружения (внешней среды), и при этом увеличивать доходы собственников предприятия, а также обеспечивать рост конкурентных преимуществ, принимая во внимание интересы государства и общества (Л.Т. Гиляровская) [1];эффективность ХАССП – способность организации функционировать и развиваться, поддерживать равновесие активов и пассивов, а также платежеспособность и инвестиционную привлекательность в долгосрочной перспективе при заданном уровне риска при постоянно меняющейся внутренней и внешней среде (Г.В. Савицкая) [1];эффективность ХАССП – это такое состояние предприятия, которое обеспечивает стабильный рост прибыльности (по меньшей мере стабильную прибыль) и баланс денежных потоков, при бесперебойном и эффективном осуществлении своей основной деятельности (Бикметова З.М.) [7];эффективность ХАССП – это состояние его ресурсов, позволяющее обеспечивать развитие предприятия путем роста прибыльности и капитала, сохраняя при этом платежеспособность и кредитоспособность при заданном уровне риска (Вяткина О.И.) [4];эффективность ХАССП – способность организации получать доходы (финансовые средства) в целях своевременного и в нужном объеме поддержания продуктивных процессов, обеспечивающих достижение заданных результатов деятельности (Агентство США по международному развитию и Агентство по охране природы) [1];эффективность ХАССП (financialstability) – способность обеспечивать экономический процесс и сбрасывать давление внутренних и внешних финансовых дисбалансов, возникающих из-за непредвиденных и негативных событий; это состояние, при котором управление и распределение финансовыми средствами и рисками осуществляется с качеством, достаточным для обеспечения экономического процесса (МВФ) [1];эффективность ХАССП – это состояние устойчивости к внешним воздействиям, позволяющее обеспечивать финансирование, платежи и управление рисками в необходимой степени (Банк Норвегии) [1];эффективность ХАССП – это состояние, при котором финансовая система на макроуровне способна противостоять шокам [1].Обобщая приведенные точки зрения, можно резюмировать, что под финансовой устойчивостью возможно понимать способность предприятия осуществлять свою основную деятельность и выполнять свои финансовые обязательства в условиях неблагоприятных изменений внешних факторов, влияющих на финансово-экономическое состояние предприятия (к примеру, падение спроса на часть выпускаемой продукции, повышение цен на необходимые ресурсы для производства, изменение налоговой и/или таможенной политики, прекращение поставок каких-либо ресурсов по любой причине, изменение кредитной политики организаций, предоставляющих заемные средства и прочее). При этом важнейшим индикатором эффективности ХАССП признаётся структура капитала предприятия и ее источников финансирования, т.к. она прямо влияет на последствия изменений внешних факторов.Также необходимо отметить, что условия для нормального функционирования предприятия, в части непрерывного движения финансовых потоков, создаются его внешним окружением, т.е. финансовым рынком [4]. Таким образом, состояние финансового рынка напрямую влияет на финансовую устойчивость предприятия.Эффективность ХАССП организации зиждется на способности получать стабильный доход и иметь необходимый уровень платежеспособности, что достигается и определяется эффективным образованием, распределением и применением финансовых ресурсов [4].Понятие эффективности ХАССП также может быть рассмотрена как составная часть финансовой безопасности предприятия [2]. Под финансовой безопасностью понимают состояние предприятия, при котором имеют место оптимальные значения финансовых показателей, что позволяет обеспечить парирование финансовых рисков, влияющих на финансовую стабильность организации. Основными задачами обеспечения финансовой безопасности признаются:выявление и прогнозирование финансовых рисков и угроз,выработка путей парирования финансовых рисков,разработка конкретных мероприятий по обеспечению финансовой безопасности,создание службы финансовой безопасности предприятия, выполняющей вышеперечисленные задачи.Различают три основных типа эффективности ХАССП, связанных с проводимой предприятием финансовой политикой в части источников финансирования основной деятельности [1].Первый тип эффективности ХАССП, Консервативный имеет место, когда основным источников образования активов признаётся собственный капитал. Преимуществом данного типа финансового состояния признаётся независимость от внешних источников финансирования, основным недостатком признаётся относительно низкая рентабельность активов, т.к. нет возможности реализовать эффект финансового рычага и имеет место весьма высокая цена капитала.Второй тип эффективности ХАССП, Умеренный, характеризуется привлечением долгосрочных заемных средств в качестве источника образования активов, помимо собственного капитала. Это позволяет реализовать эффект финансового рычага и снизить цену капитала. Такой тип устойчивости с одной стороны обеспечивает необходимое финансирование при заданном уровне риска, а с другой стороны – увеличивает финансовые результаты, формируя запас финансовой прочности.Третий тип эффективности ХАССП, Агрессивный, характеризуется высоким уровнем заемного капитала, состоящего из долгосрочных и краткосрочных заемных средств, что приводит значительному росту эффекта финансового рычага и значительному росту рентабельности активов. Однако в этом случае заметно повышаются финансовые риски и, как следствие, эффективность ХАССП и платежеспособность организации понижается.В работе [4] приводится классификация типов эффективности ХАССП, предусматривающая 4 ее вида:Абсолютная эффективность ХАССП: материально-производственные запасы обеспечены собственными оборотными средствами в полной мере. Предприятие не зависит от заемных средств. Такая ситуация встречается редко и свидетельствует о недостаточной рентабельности из-за отказа от привлечения заемных средств.Нормальная эффективность ХАССП: материально-производственные запасы обеспечиваются собственными оборотными средствами и долгосрочным заемным капиталом. Как правило, этот вид устойчивости признаётся оптимальным для большинства предприятий.Неустойчивое состояние: материально-производственные запасы обеспечены собственными оборотными средствами, долгосрочными и краткосрочными заемными средствами. Как правило, при этом нарушается платежеспособность предприятия из-за значительной зависимости от заемных средств. В такой ситуации необходим анализ и выработка мер к повышению эффективности ХАССП, чтобы ситуация не переросла в кризисную (предбанкротную).Кризисное (предбанкротное) состояние: величина материально-производственных запасов больше общей величины собственных оборотных и заемных (долгосрочных и краткосрочных) средств, что приводит к неплатежеспособности предприятия.В настоящее время нет единого подхода к оцениванию эффективности ХАССП предприятий.В работе [2] выделяются следующие подходы к оцениванию эффективности ХАССП предприятия:подходы, основанные на коэффициентном методе:традиционный,ресурсный,ресурсно-управленческий;подходы, основанные на стохастическом анализе;подходы, основанные на других специальных моделях и методах анализа.Традиционные подходы используют систему показателей (показателей), описывающих активы предприятия и источники их образования, а также некоторые другие аспекты финансовой и хозяйственной деятельности организации. Некоторые авторы дополняют данную систему показателей показателями ликвидности и платежеспособности предприятия, оценивающими прежде всего способность предприятия вовремя и в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства.Система показателей, как правило, включает в себя абсолютные и относительные показатели [2]. Абсолютные показатели характеризуют состояние запасов и их обеспеченность источниками финансирования. Различают три основных абсолютных показателя эффективности ХАССП:наличие, т.е. дефицит либо профицит собственных оборотных средств: определяется как разница между собственными оборотными средствами и величиной запасов и расходов;наличие, т.е. дефицит либо профицит собственных и долгосрочных заемных источников финансирования: определяется как разница между величиной долгосрочных заемных средств и величиной запасов и расходов;общая величина основных источников финансирования запасов и расходов: определяется как величина запасов минус сумма источников образования запасов и расходов.Приведенные три показателя позволяют определить тип эффективности ХАССП предприятия: консервативный (абсолютный), умеренный, агрессивный.Ресурсный подход предполагает выбор определенных показателей экономического развития предприятия и определение этих показателей за некоторый промежуток времени. Далее анализируются абсолютные и относительные отклонения этих показателей на рассматриваемом промежутке времени и определяются темпы их изменения. На заключительном этапе анализируется влияние на выбранные показатели различных факторов и определяется тип эффективности ХАССП предприятия.Автор работы [4] выделяет следующие подходы к оцениванию эффективности ХАССП:Подход, основанный на показателях ликвидности, платёжеспособности, рентабельности и кредитоспособности. При очевидной логичности данного подхода, он обладает и некоторыми недостатками, так как динамика изменения используемых показателей часто не позволяет учесть реального изменения уровня эффективности ХАССП.Подход, основанный на анализе структуры и величины капитала предприятия. Суть данного подхода в том, что собственный капитал считается фактором, обеспечивающим запас финансовой прочности предприятия.Подход, рассматривающий анализ и мероприятия по парированию различных рисков, реализация которых может приводить к росту вероятности потери эффективности ХАССП предприятия и его банкротства.Необходимо также отметить, что многообразие методов оценки эффективности ХАССП вызвано как спецификой экономики конкретных стран, в которых разрабатываются данные методы, так и спецификой отраслей, предприятия которых признаются объектом изучения и оценки эффективности ХАССП. Так, модели эффективности ХАССП, разработанные в одной стране, не дают достаточно достоверной оценки эффективности ХАССП предприятий дрогой страны, а некоторые модели российских ученых не учитывают отраслевую специфику конкретных организаций [2]. Отсюда можно сделать вывод, что в современных условиях для достоверной оценки эффективности ХАССП предприятия необходима разработка моделей, адаптированных под особенности конкретного анализируемого предприятия, либо, по меньше мере, под особенности отрасли, к которой данное предприятие относится.Потеря эффективности ХАССП, как правило, связано с влиянием внутренних и внешних факторов, однако, как отражает практика и исследования экономистов в настоящее время, именно внутренние факторы оказывают решающую роль и приводят к усугублению действия внешних факторов [4]. Финансовый менеджмент — это совокупность процессов управления финансированием хозяйственной деятельности предприятия, включающая в себя движение денежных потоков предприятия и управление финансовыми отношениями, обусловленными этими денежными потоками. Основная цель такого управлении состоит в максимизации стоимости предприятия за счет получения прибыльности и инвестирования ее при определенном уровне риска. Управление финансовой устойчивостью составляет одну из частей финансового менеджмента и признаётся элементом системы управления предприятия [1].Управление финансовой устойчивостью включает в себя:определение целей деятельности предприятия, принимая во внимание направленность управления финансовой устойчивостью на стратегическую цель предприятия;определение тактических задач, направленных на достижение показателей, обеспечивающих заданный уровень эффективности ХАССП;определение факторов, внутренний и внешних, влияющих на финансовую устойчивость, выявление взаимосвязей между ними;определение количественных показателей выполнения поставленных задач.К элементам системы управления финансовой устойчивостью можно отнести: управление источниками финансирования (собственными и заемными), управление денежными потоками и инвестициями, управление оборотным капиталом (запасами и дебиторской задолженностью).При повышении эффективности деятельности предприятия, как правило происходит снижение уровня эффективности ХАССП, связанное с увеличением доли заемного капитала в сточниках финансирования, однако в дальнейшем, если были приняты верные решения, происходит рост прибыльности и соответственно собственного и оборотного капитала, что затем приводит к повышению ликвидности и платежеспособности организации, что в конечном счете означает повышение уровня эффективности ХАССП. К основным практическим приемам повышения эффективности ХАССП в долгосрочной перспективе можно отнести:привлечение дополнительных заемных средств;резервирование части нераспределенной прибыльности для вложений в собственный капитал;привлечение специальных целевых средств. В общем смысле достижение эффективности ХАССП связано с увеличением рыночной стоимости предприятия, что достигается за счет:стабильного получения прибыльности, достаточной для выплаты дивидендов и инвестирования в обеспечение заданного объема либо роста производства,снижения уровня рисков путем выбора обоснованных видов деятельности и выбора рациональной структуры источников средств,привлечения управленческого персонала, обладающего достаточным уровнем компетенций и опыта.Различают следующие основные элементы обеспечения финансовой безопасности и, в частности, эффективности ХАССП[2]:Оптимизация структуры денежного капитала предприятия, т.е. поддержание определенных соотношений между собственным и заемным капиталом путем управления структурой активов и пассивов предприятия.Обеспечение нормальной либо абсолютной эффективности ХАССП путем мониторинга и управления определенными абсолютными и относительными показателями эффективности ХАССП. Поддержание оптимального уровня ликвидности и необходимого уровня платежеспособности путем анализа структуры статей баланса по степени их ликвидности и принятия соответствующих решений в целях поддержания их оптимальной структуры.Управление риском возможного снижения прибыльности путем анализа финансовых результатов деятельности предприятия.Предотвращение риска банкротства предприятия путем проведения анализа на основе построения MDA-моделей прогнозирования банкротства.Бикметова З.М. выделяет следующие основные практические пути повышения финансовой безопасности предприятия [2]:Регулярный мониторинг показателей, определяющих финансовую устойчивость предприятия.Поддержание доли заемных средств на уровне не более 40-50%. Оптимальное сочетание заемных и собственных средств в современных условиях – 30%/70%.Создание резервных денежных фондов для покрытия непредвиденных расходов.Установление и контроль максимально допустимого уровня кредиторской и дебиторской задолженности.Установление и поддержание минимально допустимого уровень высоколиквидных активов.Парирование финансовых рисков, связанных с непредвиденными обстоятельствами, путем их страхования в обоснованном размере.
2. Кузнецова О.А., Юрчак З. А., Гируцкая А. Е. Системы управления качеством и обеспечения безопасности, основанные на принципах ХАССП // Все о мясе. - 2019. - № 1. - С. 11-13.
3. Лаухина Г. Г. Внедрение Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» // Здоровье. Медицинская экология. Наука. - 2019. - № 66. - С. 27-31.
4. Позднякова Н. А. Формирование системы качества на основе принципов ХАССП в ЗАО «Глинки» г. Кургана // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Пищевые и биотехнологии. – 2020. - Т. 3. - № 2. - С. 72-81.
5. Попова А. Ю., Трухина Г. М., Михайлова О. М. Внедрение принципов ХАССП на предприятии производства бортового питания // Гигиена и санитария. - 2019. - Т. 95. - № 11 - С. 1083-1086.
6. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования. ГОСТ Р 51705.1-2001 - М.: СтандартИнформ, 2019. - 10 с.
Вопрос-ответ:
Какова цель разработки плана ХАССП?
Целью разработки плана ХАССП (Hazard Analysis and Critical Control Points) является обеспечение безопасности пищевых продуктов путем идентификации и контроля возможных опасностей на каждом этапе производства, от сырья до готовой продукции.
Как выглядит технологическая схема производства сырокопченых колбас?
Технологическая схема производства сырокопченых колбас обычно включает такие этапы, как прием сырья, механическая обработка сырья, перемешивание с добавками и специями, набивка в оболочку, термообработка, охлаждение и упаковка готовой продукции.
Какие проблемы и несоответствия могут возникнуть при производстве сырокопченых колбас?
При производстве сырокопченых колбас могут возникать различные проблемы и несоответствия, такие как неправильная температура приготовления, недостаточная гигиена на рабочих местах, некачественное сырье, неправильное использование добавок и специй, отсутствие контроля качества на каждом этапе производства.
Как осуществляется управление качеством по методу ХАССП?
Управление качеством по методу ХАССП осуществляется путем применения различных методов и инструментов, таких как контрольные листки, гистограммы, диаграммы Исикавы и Парето, контрольные карты. Эти методы позволяют идентифицировать и анализировать возможные опасности и несоответствия, чтобы принять меры по их предотвращению и контролю.
Чем помогает метод контрольного листка в управлении качеством по ХАССП?
Метод контрольного листка помогает в управлении качеством по ХАССП путем систематической фиксации и проверки выполнения требований на каждом этапе производства. Контрольный листок содержит список проверяемых параметров, которые необходимо отслеживать и контролировать для обеспечения безопасности пищевых продуктов.
Как разработать план ХАССП для производства сырокопченых колбас?
Для разработки плана ХАССП необходимо провести анализ опасностей, определить критические контрольные точки (CCP) и установить необходимые контрольные мероприятия для предотвращения рисков. Для этого можно использовать методы, такие как анализ рисков, диаграмма Парето, диаграмма Исикавы и другие. Кроме того, важно разработать контрольные листы и карты для систематического мониторинга и проверки соблюдения установленных процедур и стандартов качества. Весь процесс должен быть документирован и регулярно проверяется для поддержания высокого уровня безопасности и качества продукции.
Какие проблемы и несоответствия могут возникать при производстве сырокопченых колбас?
При производстве сырокопченых колбас могут возникать различные проблемы и несоответствия, такие как неправильное использование ингредиентов, нарушение процессов приготовления и хранения, отклонения от установленных стандартов и требований качества, недостаточная гигиена и другие факторы, которые могут негативно сказаться на безопасности и качестве продукции. Для их предотвращения и управления качеством процесса производства необходимо использовать систему ХАССП и применять соответствующие методы контроля и управления.
Какие методы контроля используются при управлении качеством по системе ХАССП?
При управлении качеством по системе ХАССП используются различные методы контроля, такие как контрольные листы, гистограммы, диаграммы Исикавы, диаграммы Парето и контрольные карты. Контрольные листы позволяют осуществлять систематический мониторинг и проверку соблюдения установленных процедур и стандартов. Гистограммы помогают визуализировать статистические данные и оценить распределение значений. Диаграммы Исикавы позволяют выявить и систематизировать основные причины несоответствий и проблем. Диаграммы Парето помогают определить наиболее значимые факторы и приоритеты для улучшения качества. Контрольные карты позволяют визуально отслеживать и анализировать изменение показателей качества во времени.
Для чего нужно разрабатывать план ХАССП?
Разработка плана ХАССП (англ. Hazard Analysis and Critical Control Points) необходима для обеспечения безопасности пищевых продуктов. Этот план позволяет выявить потенциальные опасности и контролировать критические точки в процессе производства продукции. Таким образом, план ХАССП помогает предотвратить любые неблагоприятные события и гарантировать качество и безопасность конечного продукта.