Дифференциально-диагностические критерии дизартрии и дислалии: проблемы и перспективы.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 43 43 страницы
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 16.07.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ДИСЛАЛИЕЙ И ДИЗАРТРИЕЙ 7
1.1 Развитие звукопроизношения ребенка в онтогенезе 7
1.2 Особенности простых звукопроизношения детей с дислалией 15
1.3. Особенности звукопроизношения детей со стертой дизартрией 18
ГЛАВА 2. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЛАЛИИ И ДИЗАРТРИИ 28
2.1. Цель, задачи, содержание дифференциальной диагностики дислалии и дизартрии 28
2.2. Дифференциально-диагностические критерии дислалии и дизартрии 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 42
Фрагмент для ознакомления

С. Волкова, С.Н. Шаховская).Такимобразом, обобщение теоретических и практических данных позволило определить диагностические критерии дифференциальной диагностики дизартрии и дислалии:1) состояние произношения гласных и согласных звуков;2) состояние моторики (общей, мелкой, артикуляционной);3) общая внятность речи;4) особенности просодики и темпа речи;5) общее речевое развитие.Выявленные критерии следует учитывать при дифференциальной диагностике исследуемых речевых нарушений. Наиболее перспективным направлением в диагностике на современном этапе является нейропсихологический подход. Согласнонейропсихологической теории А.Р. Лурии, речевая деятельность имеет сложную организацию и включает психологические и мозговые механизмы. В составе речевой функции А.Р. Лурия выделяет два уровня:гностико-праксический уровень и смысловой уровень.Гностические функции выступают базисными для овладения различных видов праксиса, т.е. практических действий. Наиболее сложным видом праксиса является артикуляционный, который формируется на базе акустического образа звука (Е.Н. Винарская). Слыша звуки речи, ребенок подбирает различные артикуляционные уклады, пока у него не сформируются четкие слухо-речевые представления и он не достигнет желаемого результата. При этом опора на зрительное восприятие образа звука речи, возникающее при артикулировании взрослых, является дополнительным, по мнению автора, но не обязательным средством. С целью организации дифференциальной диагностики необходимо учитывать современные представления психологии о формировании высших психических функций у детей.На высшем (мозговом) уровне правильное формирование и развитие высших психических функций зависит от своевременного созревания мозговых зон, а на психофизиологическом уровне обусловлено взаимодействием анализаторных систем, т.е. зависит от уровня организации межанализаторных связей, что подтверждают исследования в области нейропсихологии (Л.С. Цветкова). Нейропсихологическая методика решает ряд задач: определение механизмов возникновения нарушения, структуры дефекта, диагностикауровня нарушения, установление влияния дефекта на всю психическую деятельность ребенка. Нейропсихологическое обследование представляет модифицированный вариант нейропсихологической методики А.Р. Лурия, а также содержит многоуровневую модель порождения речевого высказывания, предложенную А.А. Леонтьевым и Т.В. Ахутиной. Как свидетельствуют авторы, речевое высказывание представляет собой речевое действие, в котором выделяют смысловой и операциональный компоненты, составляющие структуру речевого акта.А.А. Леонтьев на основе исследований операций моторной реализации высказываний отмечает тесную взаимосвязь между моторным и сенсорно-перцептивным компонентами речи. Моторная программа речевого высказывания разворачивается на основе операций внутреннего программирования, лексического и грамматического оформления, а также на основе речеслуховых образов слов и словосочетаний, возникших в результате сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи. На основе исследований нарушений моторной реализации речи автор согласно нейропсихологического подхода в диагностике отмечает необходимость изучения не только моторного компонента, но и операций сенсорно-перцептивного уровня речи.О.Ю. Федосова предлагает следующие критерии разграничения дислалии и стертой дизартрии, которые характеризуют произносительную сторону речи: звукопроизношение, четкость артикулирования звуков, наличие нарушений темпо-ритмической стороны речи, дыхание, голосообразование [26]. О.В. Правдина, О.А. Токарева указывают на схожесть проявлений при стертой дизартрии и сложной дислалии [21, 25]. Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Соботовичуказывали на необходимость разграничения диагностики и обучения детей со стертой дизартрией[19, 24].Таким образом, анализ дифференциально-диагностических подходов,существующих в логопедической практике, психофизиологический и нейропсихологический аспекты диагностики, которые обеспечивают понимание происхождения, структуры и симптоматики дефекта, позволили определить критерии диагностики дислалии и дизартрии. 2.2. Дифференциально-диагностические критерии дислалии и дизартрииЗначительный вклад в разработку параметров диффернциальной диагностики дизартрии и дислалии внесла Ф.Е. Архипова [2].Проведенный теоретический анализ позволил определить следующие критерии разграничения дислалии и дизартрии (по Ф.Е. Архиповой):1. Моторика (общая, мелкая), особенности выполнения двигательной программы, координации движений, двигательного внимания и контроля2. Артикуляционная моторика, статическая и динамическая организация артикуляционных движений. 3. Звукопроизношение, сформированность правильного произношения групп звуков: свистящих, шипящих, соноров, аффрикат и других звуков. 4. Сенсорно-перцептивный уровень восприятия, слуховое восприятие и точность воспроизведения. 5. Общие речевые навыки (темп, ритм).6. Речевое развитие.По каждому дифференциальному критерию представлена отличительная характеристика (См. табл. 4).Таблица 4Содержание дифференциально-диагностических критериев дислалии и дизартрииКритерий Дислалия Дизартрия Общая моторикаБез особенностей, достаточна развита, соответствует возрастным параметрамДетям со стертой дизартрией характерна моторная неловкость, неуклюжесть, трудности при беге, ходьбе по ступенькам, нарушения координации движений.Продолжение табл. 4Критерии Дислалия Дизартрия Мелкая моторикаМогут иметь место сложности выполнения пальчиковых упражнений, быстрое обучение.Нарушения мелкой моторики, повышен или снижен тонус мышц, неправильный захват карандаш, слабый нажим, линии прерывистые, слабые, дрожащие. Сложности выполнения пальчиковых упражнений, длительный поиск позы, наличие сопутствующих движений, отсутствие одновременного выполнения упражнения обеими руками.Артикуляционная моторика Нарушения подвижности органов артикуляционного аппарата неорганического происхождения.Возможна укороченная подъязычная связка, нарушения прикуса (при механической дислалии). Возможны два варианта нарушения тонуса мышц: гипертонус или гипотонус. При гипертонусе мышц присутствует характерное положение верхней губы (напряжена, прижата к верхней десне), язык толстый, напряженный, малоподвижный, ослаблен речевой выдох, нарушено произношениегласных и согласных звуков. При гипотонусе мышц отмечается маловыразительная мимика, мышцы вялые, рот слегка приоткрыт; язык занимает межзубное положение, ребенок не удерживает артикуляционную позу, речевое дыхание поверхностное.Характерно повышенное слюноотделение (гиперсаливация).Отмечается отклонение языка от средней линии (девиация).Характерны гиперкинезы языка (насильственные движения), может наблюдаться тремор, посинение.Данная симптоматика влияет на качество выполнения артикуляционных движений, слабость, кратковременность выполнения.Звукопроизношение (См. приложение 1) Возможно нарушение произношение одной группы звуков или три и более. Благоприятный прогноз коррекционной работы.Отсутствие звука или смешения.Чаще нарушено произношение свистящих и шипящих звуков (межзубное или боковое произношение), замена переднеязычных, свистящих, шипящих на задненебные.Длительность автоматизации звуков в речи. Часты дефекты смягчения, замены.Просодика Отсутствуют нарушения темпа, окраски и модуляции голоса.Смазанность, невнятность, невыразительность речи, угасание голоса к концу слова, фразы, нозальный оттенок, проглатывание окончаний слов,редукция гласныхПродолжение табл. 4Общее речевое развитиеДислалия может сопутствовать общему недоразвитию речи или фонетико-фонематическому нарушению, а также выступать как самостоятельное нарушение звукопроизношения.Стертая дизартрия может сопутствовать общему недоразвитию речи, фонетико-фонематическому, а также фонетическому. Исходя из данных таблицы видно, что при дислалии и стертой дизартрии отмечается сходная симптоматика речевых процессов, а именно звукопроизношения, что затрудняет разграничение одного нарушения от другого. Однако, нарушения неречевых процессов, а именно моторики является показательным для дизартрии. Повышение или понижение тонуса мышц, гиперкинезы, тремор, повышенная саливация является характерными симптомами для определения дизартрии и служат дифференциальным критерием при диагностики. Также следует обращать внимание на окраску и модуляцию голоса, темп речи. Также для точного установления речевого нарушения со сходными проявлениями следует изучить анамнестические данные, особенности раннего речевого и физического развития.Таким образом, на основании проведенного исследования были определены дифференциально-диагностические критерии дислалии и дизартрии, к которым относятся состояние моторики (общей, мелкой, артикуляционной), особенности звукопроизношения, общее речевое развитие, просодический компонент, а также анамнестические данные.ЗАКЛЮЧЕНИЕНа основании проведенного теоретического исследования по проблеме дифференциальной диагностики критериев дизартрии и дислалии, можно сформулировать следующие выводы. Онтогенетическая последовательность становления артикуляционной моторики обуславливает постепенное формирование артикулирования, переход от простых видимых артикуляций к сложным скрытым, и к пяти годам завершает свое развитие. Правильное звукопроизношение обусловлено развитостью артикуляционного аппарата, а также сформированностью фонематических процессов: восприятие, представления, внимание, память. Знание онтогенетической последовательности формирования произносительной стороны речи у детей дает возможность отметить отклонения в развитии произносительного компонента у детей, имеющих речевые дефекты (дислалия, дизартрия).Однако сходство проявлений нарушенного звукопроизношения затрудняет правильность постановки речевого диагноза. С этой целью были изучены дифференциальные подходы к разграничению данных видов речевых нарушений. Речь детей с дизартрией имеет ряд особенностей, что связано с нарушениями артикуляционного, дыхательного и голосового аппаратов. Основными признаками дизартрии являются неточности звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушением артикуляционной моторики и речевого дыхания. Нарушения произносительной стороны речи признаков являются ведущими в структуре речевого дефекта у детей с дизартрией, носят полиморфный характер и проявляются в антропофонических (искажение, пропуски) и фонологических (замена, смешение) неточностях. При дизартрии, согласно психолого-педагогической классификации речевых нарушений, возможны проявления общего недоразвития речи или фонетико-фонематического. Дислалия – нарушение звукопроизношения при сохранной иннервации органов речевого аппарата. Дислалия характеризуется нарушениями в строении периферического речевого аппарата (зубы, челюсти, язык, небо), которые обусловлены органическими или функциональными нарушениями органов артикуляции. Следует отметить, что при дислалии отсутствуют органические поражения центральных отделов речедвигательного анализатора, как при дизартрии, которые приводят к появлению параличей, парезов, гиперкинезов, спастичности артикуляторных мышц. Таким образом, проведенный анализ теоретических и практических данных по исследуемой темевыявил проблемы и перспективы дифференциальной диагностики. Проблема обследования детей с дислалией и дизартрией заключается в сходстве проявлений речевых нарушений – произносительная сторона речи. Правильный выбор диагностических критериевс учетом структуры дефекты (нейропсихологического подхода) является перспективным направлением в обследовании детей с дизартрией и дислалией. Подводя итог исследования, можно сделать следующие выводы.Стертая дизартрия и дислалия сходны по внешним проявлениям, однако имеют разные причины возникновения и механизмы реализации речи, что составляет проблему дифференциальной диагностики.Проводя дифференциальную диагностику дислалии и дизартрии следует учитывать речевые и неречевые критерии.К дифференциально-диагностическим критериям дислалии и дизартрии относятся: особенности общей моторики, мелкой и артикуляционной моторики, состояние звукопроизношения, особенности просодики, общего речевого развития, а также анамнестические данные.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАлексеева, М.М.Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие : для студентов сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва : Изд. центр «Академия», 1997. – 399 с.Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: Астрель, 2010. – 254 с.Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: Астрель, 2008. – 319с.Белякова, Л.И., Волоскова, Н.Н. Логопедия. Дизартрия. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.Верясова, Т.В. Коррекционно-развивающая система формирования моторного праксиса в структуре преодоления общего недоразвития речи у детей с дизартрией: Дис. … канд.пед.наук: 13.00.03. – Екатеринбург, 1999. – 235 с.Винарская, Е.Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. – М.: АСТ: Астрель Хранитель, 2006. – 141 с.Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г. А. Волкова. – СПб.: Детство Пресс, 2003. – 45 с.Выготский, Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте /Л. С. Выготский. – М.: Смысл, Эксмо, 2004. – 512 с.Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – СПб: Детство-Пресс, 2007. – 470 с. Горелов, И.Н. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе. Учеб. пособие. – Челябинск, [Челяб. пед. ин-т], 1974. – 116 с.Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие / О. Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с. Дьякова, Е.А. Логопедический массаж: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. А. Дьякова. – М.: Академия, 2003. – 96 с.Жукова, Н.С. Преодоление задержки речевого развития / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение, 2003. – 211 с.Игнатьева, С.А., Карелина, И.Б., Российская, Е.Н., Эльбаев, А.Д. Коррекция артикуляторных, дыхательных и голосовых расстройств у дошкольников с дизартрией. – Курск: Курский пед. гос. Университет, 1997. – 54 с.Киселева, В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии: пособие для логопедов / В.А. Киселева. – М.: Шк. Пресса, 2007. – 24 с.Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. Формирование лексики и грамматического строя / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – М.: РГБ, 2009. – 158 с. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 357 с.Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими рассторойствами: учеб. пособие / Л.В. Лопатина. – СПб.: Союз, 2004. – 190 с.Лопатина, Л.В., Серебрякова, Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Н.В. Серебрякова – СПб.: СОЮЗ, 2000. – 192 с.Павлов, И.П. Полное собрание сочинений : [т. 3, кн. 2] / И. П. Павлов ; Акад. наук СССР. – Изд. 2-е, доп. – Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. наук СССР, 1951-1954. - 439 с.Правдина, О.В. Логопедия / Учеб.пособие для студентов дефектолог. фак-товпед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М. : Просвещение, 2008. – 272 с.Приходько, О.Г. Логопедический массаж: при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста / О.Г. Приходько. – СПб: КАРО, 2012. – 157 с. Рау, Е.Ф. Воспитание правильного произношения у детей / Е. Ф. Рау. – М.: Медгиз, 2009. – 312 с. Соботович, Е.Ф., Чернопольская, А. Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0021/2-0021-1.shtmlТокарева, О. А. Дизартрии. В кн.: Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. – М., 1969.Федосова, О.Ю. Дифференциальный подход к диагностике легкой степени дизартрии // Логопед в детском саду. – М.: Коррекционная педагогика, 2004. – № 3. – С. 48-54Филичева, Т.Б. Формирование произношения у дошкольников / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М.: Просвещение, 1993. – 346 с. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. – М.: Просвещение, 1990. – 184 с.Хватцев, М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. – М.: 1959. – 244 с.Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей / Г.В. Чиркина. – М.: АРКТИ, 2005. – 240 с.ПРИЛОЖЕНИЕСравнение нарушений звукопроизношения у детей с дислалией и с дизартриейДети с дислалиейДети с дизартриеймежзубное произношение свистящих звуков,боковое произношение свистящих звуков,замена свистящих шипящими звукамимежзубное произношение свистящих звуков,боковое произношение свистящих звуков,смягченное произношение свистящих звуковзамена шипящих звуков свистящими или задненебными,искаженное произношение шипящихотсутствие шипящих звуков,замена шипящих звуков на свистящиезамена аффрикат на звуки, составляющие ихмежзубное, боковое произношение звука [ц], замена на звуки [с], [с’],отсутствие звуков [ч], [щ], замена на звуки, сходные по акустическим характеристикам [с], [с’], [т’]искаженное произношение звука [л] (губное),замена звуков [л], [л’] на губно-зубное [в] или задненебное [j]отсутствие звука [л], замена на звуки [в], [л’], [j],отсутствие звука [л’], замена на звук [j]отсутствие звука [р], замена звука [р] на [л], замена [р’] на [л’], [j],искаженное горловое произношениеотсутствие звуков [р], [р’],горловое произношение звуков [р], [р’],боковое произношение звуков [р], [р’],замена звуков [р], [р’] на [л’], [j]

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие : для студентов сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва : Изд. центр «Академия», 1997. – 399 с.
2. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. – М. : Астрель, 2010. – 254 с.
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. – М. : Астрель, 2008. – 319 с.
4. Белякова, Л. И., Волоскова, Н. Н. Логопедия. Дизартрия. – М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.
5. Верясова, Т. В. Коррекционно-развивающая система формирования моторного праксиса в структуре преодоления общего недоразвития речи у детей с дизартрией: Дис. … канд.пед.наук: 13.00.03. – Екатеринбург, 1999. – 235 с.
6. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. – М. : АСТ: Астрель Хранитель, 2006. – 141 с.
7. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г. А. Волкова. – СПб. : Детство Пресс, 2003. – 45 с.
8. Выготский, Л. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте / Л. С. Выготский. – М. : Смысл, Эксмо, 2004. – 512 с.
9. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – СПб : Детство-Пресс, 2007. – 470 с.
10. Горелов, И. Н. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе. Учеб. пособие. – Челябинск, [Челяб. пед. ин-т], 1974. – 116 с.
11. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие / О. Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.
12. Дьякова, Е. А. Логопедический массаж: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. А. Дьякова. – М. : Академия, 2003. – 96 с.
13. Жукова, Н. С. Преодоление задержки речевого развития / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М. : Просвещение, 2003. – 211 с.
14. Игнатьева, С. А., Карелина, И. Б., Российская, Е. Н., Эльбаев, А. Д. Коррекция артикуляторных, дыхательных и голосовых расстройств у дошкольников с дизартрией. – Курск: Курский пед. гос. Университет, 1997. – 54 с.
15. Киселева, В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии: пособие для логопедов / В. А. Киселева. – М.: Шк. Пресса, 2007. – 24 с.
16. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. Формирование лексики и грамматического строя / Р. И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – М. : РГБ, 2009. – 158 с.
17. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 357 с.
18. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими рассторойствами: учеб. пособие / Л. В. Лопатина. – СПб. : Союз, 2004. – 190 с.
19. Лопатина, Л. В., Серебрякова, Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова – СПб.: СОЮЗ, 2000. – 192 с.
20. Павлов, И. П. Полное собрание сочинений : [т. 3, кн. 2] / И. П. Павлов ; Акад. наук СССР. – Изд. 2-е, доп. – Москва ; Ленинград : Изд-во Акад. наук СССР, 1951-1954. - 439 с.
21. Правдина, О. В. Логопедия / Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-товпед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М. : Просвещение, 2008. – 272 с.
22. Приходько, О.Г. Логопедический массаж: при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста / О. Г. Приходько. – СПб: КАРО, 2012. – 157 с.
23. Рау, Е. Ф. Воспитание правильного произношения у детей / Е. Ф. Рау. – М.: Медгиз, 2009. – 312 с.
24. Соботович, Е.Ф., Чернопольская, А. Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0021/2-0021-1.shtml
25. Токарева, О. А. Дизартрии. В кн.: Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. – М., 1969.
26. Федосова, О. Ю. Дифференциальный подход к диагностике легкой степени дизартрии // Логопед в детском саду. – М.: Коррекционная педагогика, 2004. – № 3. – С. 48-54
27. Филичева, Т. Б. Формирование произношения у дошкольников / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М. : Просвещение, 1993. – 346 с.
28. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М. Ф. Фомичева. – М. : Просвещение, 1990. – 184 с.
29. Хватцев, М. Е. Логопедия / М. Е. Хватцев. – М.: 1959. – 244 с.
30. Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей / Г. В. Чиркина. – М.: АРКТИ, 2005. – 240 с.

Вопрос-ответ:

Чем отличается дизартрия от дислалии?

Дизартрия и дислалия - это два разных речевых нарушения. Дизартрия, или нарушение артикуляции, возникает из-за проблем с моторикой органов речи, таких как губы, язык или голосовые связки. Дислалия, или нарушение произношения звуков, вызвано неправильным восприятием или использованием звуков речи. То есть, в дизартрии проблема в физическом образовании звуков, а в дислалии - в психологическом восприятии и использовании этих звуков.

Какие особенности звукопроизношения у детей с дислалией?

У детей с дислалией есть особенности в произношении определенных звуков. Они могут заменять одни звуки другими (например, заменять звук "к" на звук "т"), опускать звуки или вставлять лишние звуки в слова. Кроме того, дети с дислалией могут иметь трудности с правильным произношением звуков в определенных позициях в слове (например, заменять "с" на "ш" в конце слова).

Чем отличается звукопроизношение детей с дизартрией от детей с дислалией?

Дети с дизартрией имеют проблемы с физическим образованием звуков из-за проблем с моторикой органов речи. Их звукопроизношение может быть нечетким, неточным или затрудненным из-за слабости мышц или некоординации движений. В то же время, дети с дислалией имеют проблемы с правильным восприятием или использованием звуков речи, связанными с когнитивными и языковыми нарушениями.

Какие критерии используются для дифференциальной диагностики дислалии и дизартрии?

Для дифференциальной диагностики дислалии и дизартрии используются различные критерии. Один из них - это исследование артикуляционной моторики, которое помогает определить наличие проблем с физическим образованием звуков у ребенка. Также используется анализ произношения звуков и слов, чтобы определить, есть ли у ребенка особенности в произношении определенных звуков или замены звуков. Кроме того, специалисты могут проводить исследование речи в различных контекстах и ситуациях для более точной диагностики.

Какие основные различия между дизартрией и дислалией?

Дизартрия и дислалия - это два разных речевых расстройства. Основное различие между ними заключается в том, что дизартрия является нарушением артикуляции и произношения звуков вследствие проблем с двигательными навыками, в то время как дислалия - это нарушение правильного произношения звуков, не связанное с двигательными нарушениями. В дизартрии ребенок может иметь трудности с контролем мышц губ, языка и гортани, что приводит к неразборчивости и неправильному произношению звуков. Дислалия, с другой стороны, связана с неправильной артикуляцией звуков без наличия физических проблем с мышцами. В результате дети с дизартрией имеют общие трудности в произношении слов, а дети с дислалией совершают конкретные ошибки в произношении отдельных звуков или звукосочетаний.

Какие особенности развития звукопроизношения у детей с дислалией и дизартрией?

У детей с дислалией и дизартрией есть различные особенности развития звукопроизношения. У детей с дислалией часто наблюдаются общие трудности в правильном произношении звуков. Они могут заменять одни звуки другими или опускать некоторые звуки в словах. Например, звук "р" может быть заменен на "л", а звук "с" на "ш". У детей с дизартрией проблемы связаны с неправильной артикуляцией звуков вследствие двигательных нарушений. Они могут иметь трудности с контролем мышц губ, языка и гортани, что приводит к неразборчивости и неправильному произношению звуков. Однако, в отличие от дислалии, дизартрия обычно влияет на все звуки, а не только на некоторые.

Какие основные различия между дизартрией и дислалией?

Дизартрия и дислалия являются двумя разными речевыми нарушениями. Дизартрия связана с поражением двигательных структур и проявляется в затруднении произношения звуков и слов, а также в изменении ритма, темпа и интонации речи. Дислалия, в свою очередь, является нарушением артикуляции отдельных звуков или звуковых сочетаний без сопровождающих изменений в ритме и интонации речи. Основное различие между ними заключается в том, что дизартрия связана с проблемами в физическом процессе произношения, а дислалия – с нарушением конкретных звуков.

Как развивается звукопроизношение у детей с дислалией и дизартрией?

У детей с дислалией развитие звукопроизношения происходит с определенными особенностями. Они испытывают трудности в артикуляции отдельных звуков или звуковых сочетаний. Это может проявляться в замене звуков другими, искажении звуков, пропуске или добавлении звуков при произношении слов. Дети с дизартрией, в свою очередь, имеют проблемы с произношением звуков и слов, связанные с нарушениями в двигательных структурах. Их речь может быть затрудненной, нечеткой, с нарушениями ритма и интонации. Развитие звукопроизношения у таких детей требует специальной коррекции и обучения.