Взаимосвязь уровня самооценки и уровня агрессии подростка
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 26 + 26 источников
- Добавлена 16.07.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. Теоретический подход к проблеме самооценки и агрессии в подростковом возрасте 6
1.1. Психологические особенности подросткового возраста 6
1.2 Понятие агрессии. Проявления агрессии в подростковом возрасте 9
1.3. Влияние самооценки на агрессивность в подростковом возрасте 15
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей проявления агрессии в подростковом возрасте 19
2.1. Цели, задачи исследования, методики, выборка 19
2.2. Анализ результатов исследования 21
2.3. Рекомендации для педагогов с целью предупреждения подростковой агрессивности 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИЕРАТУРЫ 31
Приложения 34
Подростки с низкой самооценкой (10%) обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых они могут достичь, преувеличивая значимость неудач. При низкой самооценке человеку свойственна другая крайность, противоположная уверенности в себе - чрезмерная неуверенность в себе. Неуверенность, часто объективно необоснованная, является устойчивым качеством личности и приводит к формированию у человека таких черт характера, как смирение, пассивность, "комплекс неполноценности". Это отражается на внешнем виде человека: голова втянута в плечи, походка нерешительная, он мрачный, неулыбчивый. Окружающие иногда принимают такого человека за злого, озлобленного, неконтактного и следствием этого является изоляция от людей, одиночество.Адекватная самооценка является наиболее благоприятной (выявлена у 50% подростков), предполагающей равное признание человеком как своих достоинств, так и недостатков. Основой оптимальной самооценки, выраженной через положительную черту личности - уверенность, является необходимый опыт и соответствующие знания. Уверенность в себе позволяет человеку регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям. Уверенного в себе человека отличает решительность, твердость, умение находить и принимать логичные решения, последовательно их реализовывать. Используя корреляционный анализ Спирмена, мы ранжировали показатели шкал "Физическая агрессия", "Негативизм" и "Уровень самооценки" испытуемых, поскольку у нас самые высокие показатели по этим шкалам. Корреляционный анализ (Приложения 3 и 4) показал взаимосвязь между самооценкой и агрессивностью подростков. Таким образом, наша гипотеза о том, что неадекватная самооценка способствует агрессивному поведению подростков, была доказана.Рекомендации для педагогов с целью предупреждения подростковой агрессивностиАгрессивные дети нуждаются в понимании и помощи старших, поэтому ключевой целью психологической помощи является не установление диагноза, а оказание возможной и оперативной помощи ребенку.Работая с агрессивными детьми, педагог обязан, на начальном этапе, организовать контакт с семьей. У него есть возможность либо непосредственно давать рекомендации родителям, либо в правильной форме рекомендовать им обратиться к психологу. Основная задача такой информации - продемонстрировать родителям, что одним из поводов для агрессии у детей может быть враждебное поведение родителей. Однако все вышеперечисленные методы и приемы не приведут к положительным изменениям, если они будут иметь разовый вид. Непоследовательность поведения родителей может послужить причиной сдвига в худшую сторону поведения ребенка. Терпение и интерес к ребенку, его потребностям и нуждам, развитие коммуникативных навыков – вот что, несомненно, поможет родителям привести в порядок отношения со своим сыном или дочерью.Принципы работы с агрессивными детьми для учителя: - Взаимодействие с ребенком; - Внимание к отношению личности ребенка; - Увлечение внутренним миром ребенка; - Понимание личности ребенка; - Совместная работа – оказание плодотворной помощи в проблемных ситуациях.Рекомендации по работе с агрессивными детьми. 1. Научите ребенка выражать свое недовольство в социально приемлемых формах. 2. Соблюдать постоянство в реализации выбранного типа поведения в соответствии с отношением ребенка. 3. Сдерживайте агрессивные импульсы непосредственно перед их проявлением (отвлекать игрой, делом).4. Преодолевайте все виды агрессивных воздействий: спокойно отстраняться, работая с минимальным количеством слов. 5. Обдумывайте свое поведение только после того, как успокоитесь. 6. Продемонстрируйте ребенку, что такое поведение совершенно неприемлемо. 7. Научите отвечать за собственные поступки. 8. Оскорбительные фразы, адресованные взрослому, уместно игнорировать, однако постарайтесь осознать, какие чувства ребенка стоят за ними. 9. Вы не можете угрожать и принуждать, потому что в какой-то момент это перестает работать. 10. Дайте ему понять, что есть и другие методы демонстрации силы и привлечения внимания. 11. В целях преодоления агрессивного поведения разрешается использовать коллективные игры, способствующие формированию у них толерантности. 12. Сохраняйте спокойный эмоциональный тон. 13. Никогда не позволяйте себе унижать ребенка. 14. Хвалите позитивные действия, чтобы укрепить новый стиль поведения. 15. Не пытайтесь угодить или позволить манипулировать собой. 16. Дайте ребенку возможность выплеснуть свой гнев, перенесите его на другие объекты. 17. Покажите своему ребенку свой собственный пример наилучшего поведения. 18. Четко ориентируйтесь в понятиях "хорошо", "плохо". 19. Запрещать и повышать голос - самые неэффективные способы преодолеть агрессивность. Только осознав причины такого поведения и отбросив их, вы можете рассчитывать на то, что враждебность ребенка будет устранена.ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.В результате проведенного эмпирического исследования наша гипотеза о том, что неадекватная самооценка влияет на агрессивность подростков, подтвердилась. В целях коррекции и профилактики агрессивности в поведении подростков необходимо осуществление психологического и педагогического просвещения родителей. В работе с агрессивными подростками необходимо опираться на заинтересованность ребенка, на его нужды и потребности, на проработку навыков общения – вот что, несомненно, поможет родителям привести в порядок отношения с своими детьми. Также, основной целью в работе с агрессивными детьми является снижение напряженной ситуации. Нужно минимизировать напряженность.ЗАКЛЮЧЕНИЕКак показывают материалы различных исследований, агрессию можно определить как некий вид поведения, которое мотивировано намерением причинить вред кому-то другому. Враждебность как некую негативную установку по отношению к другому человеку или группе людей, которая выражается в крайне неблагоприятной оценке своего объекта-жертвы. Подростковый возраст остается именно периодом кризиса, для которого характерна неустойчивость эмоций, суждений и поведения.Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно преступность подростков. Поведение юноши, в том числе и агрессивное поведение, формируется исходя из представлений о себе, то есть самооценки. Ведь оценивая себя, он постигает свои возможности, выстраивает моральные принципы и иерархию ценностей. На основе этого выстраиваются его социальные контакты, а также уважение к другим людям. Исходя из этого, юноша выстраивает свое поведение, в том числе и агрессивноеВ результате проведенного эмпирического исследования наша гипотеза о том, что неадекватная самооценка влияет на агрессивность подростков, подтвердилась. В целях коррекции и профилактики агрессивности в поведении подростков необходимо осуществление психологического и педагогического просвещения родителей. В работе с агрессивными подростками необходимо опираться на заинтересованность ребенка, на его нужды и потребности, на проработку навыков общения – вот что, несомненно, поможет родителям привести в порядок отношения с своими детьми. Также, основной целью в работе с агрессивными детьми является снижение напряженной ситуации. Нужно минимизировать напряженность.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИЕРАТУРЫБанщикова Т. Н. Агрессия как понятийный конструкт: объяснительные характеристики и виды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 8 (август). – С. 71–75. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13169.htm.Бех В. П. Изучение влияния самооценки на агрессивность в юношеском возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 18. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95153.htm.Возрастная психология и педагогика / Под редакцией М.В.Гомезо, М.В.Матюхиной, Т.С. Михальчик. - М.: Просвещение, 2017.Горбунова О. С. Психолого-педагогическая коррекция агрессии младших подростков в ситуации межличностного конфликта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4581–4585. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85917.htm.Долгова В. И., Аркаева Н. И., Смолин А. В. Исследование агрессивного поведения старших подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 121–125. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95531.htm.Долгова В. И., Иванова Л. В., Банщикова А. И. Психологические особенности агрессивного поведения подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95509.htm.Долгова В. И., Нуртдинова А. А., Белозерцева Н. А. Агрессивное поведение подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95510.htm.Ермолаева М. В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения.— 2-е изд.— М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003 Зимбардо Ф. Формирование самооценки / Самосознание и защитные механизмы личности.- Самара: Изд. Дом “Бахрах”, 2003. – с. 105Ивутина Е. П., Коробейникова А. О. Саморегуляция как способ управления агрессией у подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 210–215. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770843.htm.Исакова Е. А. Влияние самооценки на проявление агрессивности у подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 18. – С. 61–65. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95164.htm.Колосова С.Л. Агрессия и агрессивность / С. Л. Колосова // Школьный психолог. 2000. – № 25, №26. – С.4‐7; №27. – С. 16‐20; №28. – С. 1‐2.Краснова О.В. Современные методы исследования психологических особенностей подростков // Психологическая наука и образование. – 2006. - №2. – с. 72-79Крысько В.Г. Социальная психология: учебник для бакалавров.— 4-е изд.— М., 2014Левандовская Л. В. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения в старшем подростковом возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 191–195. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75039.htm.Ннаебу Коллинз Ихеаначо, Эчезона Эммануэль Нвоколо. Влияние самооценки и пола на агрессивное поведение подростков // Журнал психологии. – Июль 2017. - №8 (2) - с. 61-67 (Электронный ресурс. https://www.researchgate.net/publication/322358617_Effects_of_Self-esteem_and_Gender_on_Aggressive_Behavior_among_Adolescents. Дата доступа: 31.05.2022)Ольшанская С.А. Личностная идентичность в подростково-юношеском возрасте // Психология XXI века: Тезисы международной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Психология XXI века». / Под ред. А.А. Крылова. – Спб., Изд-во С.-Петербургского университета. – 2001. – с. 110-112Пепло Л., Мицели М., Морали Б.. Одиночество и самооценка / Самосознание и защитные механизмы личности / - Самара: Изд. Дом “Бахрах” , 2003. – с. 194Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста //Вопросы психологии. – 2006. - №1. – С. 20-33.Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов :учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / К.Н. Поливанова. – М. : Издатель-ский центр «Академия», 2000.Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В.Д.Балин, В.К. Гайда, В.К.Гербачевский и др. // Под общ. ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб.: Питер, 2010. – 560 с.Практическая психология для педагогов и родителей /Под ред. М.К.Тутушкиной. – СПб.: Дидактика Плюс, 2010. – 351 с.Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. - М.: Знание, 2000. - 45 с.Сапегина Т. А. Возможности физической культуры в снижении уровня агрессии студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 361–365. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970087.htm.Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: учебное пособие / Л.М. Семенюк – Издание 2‐е. – М.: МПСИ: Флинта, 2003Тарасюк Ю. В. Особенности психолого-педагогической коррекции агрессивности подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 241–245. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75049.htm.Приложение3Расчет ранговой корреляции СпирменаА- шкала «Физическая агрессия» В – шкала «Самооценка» Было выполнено:1) Ранжирование значений А и В. Их ранги занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;2) Произведен подсчет разности между рангами А и В (колонка d);3) Возведение каждой разности d в квадрат (колонка d2);4) Подсчитана сумма квадратов;5) Произведен расчет коэффициента ранговой корреляции rs по формуле: 6) Определены критические значения.NЗначения АРанг АЗначения ВРанг Bd (ранг А - ранг В)d21925.5327-1.52.252925.5327-1.52.253925.5430-4.520.254925.52223.512.255925.52223.512.256925.51196.542.257925.52223.512.258925.52223.512.259819.5327-7.556.2510819.5327-7.556.2511925.52223.512.2512925.5327-1.52.2513513.50.614-0.50.2514513.50.614-0.50.2515513.50.614-0.50.2516513.50.717-3.512.25176170.71700186170.71700196170.3898120370.38-1121370.38-1122370.411-41623370.411-41624370.411-4162537-0.16112637-0.25242737-0.34392821.5-0.53-1.52.252937-0.625253021.5-0.710.50.25Суммы 465 4650428.5Результат: rs = 0.905Критические значения для N = 30Np0.050.01300.360.47Ответ: Н0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима.Приложение 4Расчет ранговой корреляции СпирменаА- шкала «Негативизм» В – шкала «Самооценка» Было выполнено:1) Ранжирование значений А и В. Их ранги занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;2) Произведен подсчет разности между рангами А и В (колонка d);3) Возведение каждой разности d в квадрат (колонка d2);4) Подсчитана сумма квадратов;5) Произведен расчет коэффициента ранговой корреляции rs по формуле: 6) Определены критические значения.NЗначения АРанг АЗначения ВРанг Bd (ранг А - ранг В)d21925.5327-1.52.252925.5327-1.52.253925.5430-4.520.254925.52223.512.255925.52223.512.256925.51196.542.257925.52223.512.258925.52223.512.259817.5327-9.590.2510817.5327-9.590.2511925.52223.512.2512925.5327-1.52.2513817.50.6143.512.2514817.50.6143.512.2515713.50.614-0.50.2516713.50.717-3.512.2517817.50.7170.50.2518817.50.7170.50.25196120.384162059.50.381.52.252159.50.381.52.252259.50.411-1.52.252359.50.411-1.52.2524350.411-6362535-0.16-112635-0.25002735-0.34112821.5-0.53-1.52.252935-0.62393021.5-0.710.50.25Суммы 465 4650423Результат: rs = 0.906Критические значения для N = 30Np0.050.01300.360.47Ответ: Н0 отвергается. Корреляция между А и В статистически значима.
2. Бех В. П. Изучение влияния самооценки на агрессивность в юношеском возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 18. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95153.htm.
3. Возрастная психология и педагогика / Под редакцией М.В.Гомезо, М.В.Матюхиной, Т.С. Михальчик. - М.: Просвещение, 2017.
4. Горбунова О. С. Психолого-педагогическая коррекция агрессии младших подростков в ситуации межличностного конфликта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4581–4585. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85917.htm.
5. Долгова В. И., Аркаева Н. И., Смолин А. В. Исследование агрессивного поведения старших подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 121–125. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95531.htm.
6. Долгова В. И., Иванова Л. В., Банщикова А. И. Психологические особенности агрессивного поведения подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95509.htm.
7. Долгова В. И., Нуртдинова А. А., Белозерцева Н. А. Агрессивное поведение подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95510.htm.
8. Ермолаева М. В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения.— 2-е изд.— М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003
9. Зимбардо Ф. Формирование самооценки / Самосознание и защитные механизмы личности.- Самара: Изд. Дом “Бахрах”, 2003. – с. 105
10. Ивутина Е. П., Коробейникова А. О. Саморегуляция как способ управления агрессией у подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 29. – С. 210–215. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770843.htm.
11. Исакова Е. А. Влияние самооценки на проявление агрессивности у подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 18. – С. 61–65. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95164.htm.
12. Колосова С.Л. Агрессия и агрессивность / С. Л. Колосова // Школьный психолог. 2000. – № 25, №26. – С.4‐7; №27. – С. 16‐20; №28. – С. 1‐2.
13. Краснова О.В. Современные методы исследования психологических особенностей подростков // Психологическая наука и образование. – 2006. - №2. – с. 72-79
14. Крысько В.Г. Социальная психология: учебник для бакалавров.— 4-е изд.— М., 2014
15. Левандовская Л. В. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения в старшем подростковом возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 191–195. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75039.htm.
16. Ннаебу Коллинз Ихеаначо, Эчезона Эммануэль Нвоколо. Влияние самооценки и пола на агрессивное поведение подростков // Журнал психологии. – Июль 2017. - №8 (2) - с. 61-67 (Электронный ресурс. https://www.researchgate.net/publication/322358617_Effects_of_Self-esteem_and_Gender_on_Aggressive_Behavior_among_Adolescents. Дата доступа: 31.05.2022)
17. Ольшанская С.А. Личностная идентичность в подростково-юношеском возрасте // Психология XXI века: Тезисы международной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Психология XXI века». / Под ред. А.А. Крылова. – Спб., Изд-во С.-Петербургского университета. – 2001. – с. 110-112
18. Пепло Л., Мицели М., Морали Б.. Одиночество и самооценка / Самосознание и защитные механизмы личности / - Самара: Изд. Дом “Бахрах” , 2003. – с. 194
19. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста //Вопросы психологии. – 2006. - №1. – С. 20-33.
20. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов : учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / К.Н. Поливанова. – М. : Издатель-ский центр «Академия», 2000.
21. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В.Д.Балин, В.К. Гайда, В.К.Гербачевский и др. // Под общ. ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб.: Питер, 2010. – 560 с.
22. Практическая психология для педагогов и родителей /Под ред. М.К.Тутушкиной. – СПб.: Дидактика Плюс, 2010. – 351 с.
23. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. - М.: Знание, 2000. - 45 с.
24. Сапегина Т. А. Возможности физической культуры в снижении уровня агрессии студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 361–365. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970087.htm.
25. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: учебное пособие / Л.М. Семенюк – Издание 2‐е. – М.: МПСИ: Флинта, 2003
26. Тарасюк Ю. В. Особенности психолого-педагогической коррекции агрессивности подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 241–245. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75049.htm.
Вопрос-ответ:
Какие психологические особенности присущи подростковому возрасту?
Подростковый возраст характеризуется формированием личности, поиском себя, появлением новых интересов и потребностей. В этот период происходит сильное изменение физического, психологического и социального развития, что влияет на самооценку и агрессивное поведение подростков.
Как проявляется агрессия в подростковом возрасте?
Проявления агрессии включают физическое, вербальное или психологическое насилие, истерики, гнев, упрямство, а также несоответствующее поведение и отрицание правил общества.
Как самооценка влияет на агрессивность подростка?
Низкая самооценка может привести к повышенной агрессивности подростка, так как он может испытывать разочарование в себе, обиду, неадекватные ожидания и стремление компенсировать низкую самооценку через агрессивное поведение.
Какими методиками проводилось исследование особенностей проявления агрессии в подростковом возрасте?
В исследовании использовалась выборка подростков, а также различные методики, чтобы оценить уровень агрессии и самооценки подростков.
Какие результаты получены в ходе исследования особенностей проявления агрессии в подростковом возрасте?
Результаты исследования показали, что низкая самооценка имеет положительную связь с уровнем агрессивности подростков. Также выявлено, что с возрастом агрессивность может уменьшаться, что может быть связано с повышением самооценки и развитием личности.
Какие психологические особенности характерны для подросткового возраста?
Подростковый возраст характеризуется рядом психологических особенностей, таких как смена приоритетов и ценностей, поиск собственной идентичности, повышенная чувствительность к оценке окружающих, стремление к самостоятельности, нестабильность эмоций и т.д.
Как можно определить уровень агрессии у подростков?
Уровень агрессии у подростков может быть определен с помощью различных методик и опросников, которые позволяют оценить частоту и интенсивность проявления агрессивного поведения, а также выявить наличие скрытой или пассивной агрессии.
Какие факторы могут влиять на уровень агрессивности подростков?
Уровень агрессивности подростков может быть влияние разных факторов, таких как семейная ситуация, образование родителей, социальное окружение, наличие психических и эмоциональных проблем, уровень самооценки и т.д.
Как связана самооценка и уровень агрессии у подростков?
Существует взаимосвязь между уровнем самооценки и уровнем агрессии у подростков. Низкая самооценка может способствовать увеличению агрессивности, так как подросткам может быть сложно справляться с отрицательными эмоциями и конфликтными ситуациями.
Какие методики использовались в эмпирическом исследовании особенностей агрессии у подростков?
В эмпирическом исследовании использовались различные методики, включая опросники и тесты, направленные на оценку уровня агрессии, продуктивности и конструктивного решения конфликтных ситуаций, а также самооценки подростков.