Современная трэвел-журналистика (на примере телепередачи «Орел и решка»
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 01.07.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования современной трэвел-журналистики 5
1.1. Основные подходы к исследованию трэвел-журналистики 5
1.2. Жанровые особенности современной трэвел-журналистики 7
Глава 2. Анализ актуальных особенностей современной трэвел-журналистики (на примере программы «Орёл и решка») 14
2.1. Характеристика программы «Орёл и решка» 14
2.2. Анализ содержания современной трэвел-программы (на примере программы «Орёл и решка») 19
Заключение 26
Список использованных источников 28
Рассмотрим особенности выпуска, посвященного Грузии (9.10.2018 г), а конкретно, фактоописательную его часть. Все, что касается истории, традиций и культуры рассматриваемой страны, в выпуске рассказано достаточно подробно и достоверно, и это очень большое преимущество тревел-формата. Однако, нельзя пропустить и не обратить внимания на тот факт, что в некоторых эпизодах несколько утрировалась ситуация (в целом, определенная логика в этом имеется, так как это было произведено в части, в которой рассказывалось о путешествии Насти Ивлеевой, которая, в соответствии с выпавшей ей стороной монетки, не имела неограниченного бюджета на дорогие впечатления, в отличие от своего коллеги). Как пример, в начале сюжета Анастасия заявила, что «все надписи на автобусах только на грузинском языке... придется постоянно обращаться к местным за переводом» (что не является истиной, поскольку русскоговорящий человек без проблем сможет найти дорогу на автовокзале). Также, во время своего восхождения на главную гору региона Казбеги, где находится Церковь Святой Троицы, ведущая пояснила свой непростой пеший путь тем, что «на гору не ходит транспорт, придется идти на своих двоих» (что тоже не совсем правда, если не ориентироваться на бюджет в 100$ - таксисты в Грузии всегда готовы отвезти вас в любую точку за ваши деньги). В то же время следует выделить и не самые удачные кадры: ведущая в коротком платье пытается неумело забраться на коня; персонажи грузинского праздника, на которых все время терялся фокус камеры оператора; съемка из грязного окна машины. В результате контраста высокохудожественных и обыденных кадров, образ Грузии немного размывается в глазах простого зрителя. Однако, возможно, это не делает выпуск хуже по сюжету, поскольку эта страна, по восприятию автора работы – слишком контрастна, в ней как будто нет середины, крайняя бедность, граничащая с нищетой, в Грузии ощутима настолько же, насколько прекрасна её природа. Рассмотрим изобразительно-выразительные особенности сюжетной линии. Сложно не отметить кадры местной природы: восхитительные грузинские пейзажи сняты так, что у любого наблюдателя останется ощущение, что он сам побывал в этих красотах. Крупные планы (например, лицо монаха), безусловно, очень выразительны. Игра бликов от луча света в православном храме у озера показана очень тонко, почти поэтично. Здесь следует отметить огромную работу режиссера и оператора в создании этой картины мира. По мере распространения инфотейнмента, жанра, направленного как на развлечение аудитории, так и на инфрормирование её же, журналисты начали соревноваться в том, кто проявит большую изобретательность в манере подачи развлекательного контента. После этого в программы тревел-формата начали включать элементы монтажа, а тексты запестрели метафоричными фразами, намеками на общеизвестные факты, каламбурами. Журналисты, стараясь «перегнать» друг друга, создавали все новые способы передачи информации до аудитории в интересном, развлекательном ключе. Инфотейнтмент как явление современного информационного мира помогает умело сочетать в себе приемы, благодаря которым «сухой» информационный контент становится зрелищным и интересным, завлекающим внимание аудитории к той или иной проблеме. А.А. Хоптинская на примере телепередачи «Орел и решка» изучила специфику художественно-выразительных средств. Под термином«художественно-выразительные средства экрана» она понимает три составляющие. Первую часть художественно-выразительных средств можно именовать «пластической выразительностью кадра». В это понятие входит обширный ряд средств, которые непосредственно отвечают за зрелищность экранных образов, визуальную составляющую и так далее. Вторая часть выражает «динамику экрана». Различают несколько видов движения: - движение авторской мысли, - внутрикадровое движение, - движение посредством монтажа. Перечисленное создает построение изобразительно-звуковых композиций во всем экранном произведении. «Ритмические и мелодические закономерности монтажных построений определяют возникновение пространственно-временных структур». Третья часть раскрывает схему взаимодействия картинки и звукового сопровождения. Телевизионная передача «Орел и Решка» показывает свою готовность к съемкам эфира следующим образом: - наличие постановочной рекламы в выпусках передач, репортаж по теме; -наличие общей программы и подробного инструктажа и графика съемочного процесса: печатный и электронный формат.Теледраматургия передачи «Орел и решка» выражена в замысле самой программы: всё движение сюжета – ответ на вопрос, являющийся центральным для передачи: «Что можно увидеть в стране за 100 долларов, а какие возможности ждут путешественников с неограниченным бюджетом?». Однако это суждение весьма поверхностно, в действительности же сюжет телепередачи подчинен идее, озвученной в финале каждого выпуска: «независимо от того, насколько ты богат, мир прекрасен». Финальная часть как будто призывает всех телезрителей, независимо от их финансовых возможностей, путешествовать и познавать эту планету. Отсюда следует, что картинка мира, которая тщательно создается в передаче «Орел и решка», с одной стороны, подчиняется законам драматургии любого экранного произведения и является продуктом мастерства сценаристов проекта; с другой стороны, несмотря на несущественные недочеты в реализации, в сюжете программы не искажается реальный быт и действительность посещаемых стран. Подача информации производится в понятном всем разговорном стиле, «убивая» всякую дистанцию между зрителем и ведущими проекта. В общем же телевизионная передача «Орел и решка» доносит до зрителя основную мысль автора, которая заключается непосредственно в осознании красоты окружающей природы и разнообразия всего мира, в то время как избранный разговорный стиль общения с аудиторией стирает границы между путешественниками и телезрителями. В табл.2.1 показаны особенности формата телепроекта «Орёл и решка»Таблица 2.1Особенности телевизионного формата программы «Орёл и решка»Признак ХарактеристикаФорматТелевизионная программаКомандаСъемочная группа, ведущие, режиссер, монтажеры.Аудитория Широкая (около 2 млн чел.)ФункцияРазвлекательная, информационная (демонстрация возможностей хорошего и недорогого отдыха)ЦельПозиционирование контраста между бюджетными поездками и дорогостоящими путешествиямиСтилистика / контентРазвлекательная подача / реалитиСредства экспрессииНеограниченность финансирования при дорогостоящем отдыхе и режим экономии при бюджетных путешествиях, личность ведущегоРубрикацияотсутствуетНаличие сценарияимеетсяТаким образом, можно сделать вывод, что телепередача «Орел и решка» актуальна для широкого круга аудитории: людей как с низким достатком, так и со средним доходом, а также с достатком выше среднего. Путешественники с доходом «выше среднего» могут отметить для себя к люкс-отели и хорошие, не бюджетные рестораны. Люди, имеющие доход «ниже среднего», могут подготовиться к недорогой поездке: узнать, где они могут остановиться на ночлег, куда зайти перекусить, чтобы потратить меньше денег и, где просто организовать свой досуг практически даром. Именно контракт аудитории и ведущих вызывает внутренний диссонанс первых и приковывает внимание телезрителей. ЗаключениеАнализ источников научной литературы показал, что тревел-журналистика развивалась постепенно и к концу прошлого века приобрела собственное самостоятельное направление. Тревел-журналистика стала классифицироваться только в последнее десятилетие прошлого века, когда активно развивался туризм, а журналистика адекватно и естественно реагировала на социальные изменения в обществе, поскольку была необходимо адаптироваться к потребностям своей аудитории. Тревел-журналистика - это журналистика о путешествиях, к которой существует устойчивый интерес аудитории. В настоящее время направление путешествия продолжают учитывать интересы аудитории, и в то же время запросы изменились, повернувшись в сторону медиатизации: человеку удобно знать, что происходит в мире, какова природа и особенности того или иного места, и он узнает об этом не только с помощью научных (часто это последнее, что могло бы заинтересовать простого человека, не имеющего научного интереса), но и открытых источников. И такими источниками являются печатные издания, телевидение и Интернет. Определено, что развитие тревел-журналистики достаточно обширно, и этот путь полностью соответствовал контексту эпохи и интересам аудитории. Телевизионная передача «Орел и Решка» – это яркий пример инфотеймента в журналистике. Программа представляется синтезом научно-популярного, развлекательного, образовательного и рекламного типов контента. При этом важно отметить, что развлекательная составляющая превалирует над познавательной, несмотря на то, что провозглашается прекрасное и красота природы, коммерциализация телевизионного контента своего значения не перестает терять. Присутствует большое количество информации, которая касается непосредственно вопросов бытового характера: об отелях, о специфике кухни, шоппинга и так далее. То есть аудитория рассматривается преимущественно как потребительский адрес, которому важна эмоция, подача и посыл, а не получение определенного знания. «Орел и решка» является ТВ-передачей, в которой достаточно значима сюжетообразующая роль личности и велика харизма ведущих. Успех программы реализуется за счет доступности, реальности, наличием элементов шоу, интересной задумкой, тщательно подобранными главными героями. Программа «Орёл и Решка» является не только удачным образцом традиционной трэвел-журналистики, но и имеет вполне видимые признаки мультимедиатизации.Список использованных источниковБабенко В.А. Эволюция жанра путевой очерк вдокументальной телепублицистике // Филологические науки. – 2018. - No1.– С.45-48Баландинский Н. Географические проекты российского ТВ: ктоесть кто и что есть что? [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.geografia.ru/npprogr.html (дата обращения: 1.05.2022)Ворошилов В.В. Журналистика: учеб. пособие. – М., 2004. –188 сДеревянко, А., Орешкина, Д. Учет голосов [Текст] / А. Деревянко, Д. Орешкина // Вокруг света. – 2013. – №3. – С. 100–101Журавлева М.А. Краткая история блогинга [Электронныйресурс]. // М.: Интернет-агенство TexTerra, 2016. URL:https://texterra.ru/blog/kratkaya istoriya-razvitiya-bloginga.html (датаобращения: 01.05.2022).Канторович В.Я. Заметки писателя о современном очерке. –М.: Сов. писатель, 1973. – 211 с.Коллинз Р. Как писать путевые очерки. (http://www.journalism.co.uk/news-freelance/how-to-get-travel writingcommissions/s12/a53048/).Кривцов Н.В. Тревел-журналистика: специфика направленияи его проблемы // Вопросы теории и практики журналистики. – М., 2017. –Т. 6. – No 3. – 450 с.Лучинская С.Ю. Журналы-травелоги в условиях глобализации масс-медиа: дис. ... канд. филол. наук. –Краснодар, 2009. – 165 с.Маслова Н.М. Путевые заметки как публицистическая форма.– М., 1977. – 184 с.Официальная страница телепередачи «Орел и Решка» (http://orel-reshka.net/).Поттс Р. Советы для тревел-журналистов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.transitionsabroad.com/publications/magazine/0407/rolf_potts_travel_writing_tips.shtmlСемихатов, А. Культура вранья [Текст] / А. Семихатов // Вокруг света. – 2015. – №7. – С. 24Тертычный А.А. Жанры периодической печати: учеб.Пособие. – М., 2000. – 452 с.Хоптинская А.А. Образное и монтажное мышление журналиста (на примере передачи «Орёл и Решка») // В сборнике: Реклама и связи с общественностью: традиции и инновации Материалы международной научно-практической конференции. -2016. -С. 455.
2. Баландинский Н. Географические проекты российского ТВ: кто есть кто и что есть что? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.geografia.ru/npprogr.html (дата обращения: 1.05.2022)
3. Ворошилов В.В. Журналистика: учеб. пособие. – М., 2004. – 188 с
4. Деревянко, А., Орешкина, Д. Учет голосов [Текст] / А. Деревянко, Д. Орешкина // Вокруг света. – 2013. – №3. – С. 100–101
5. Журавлева М.А. Краткая история блогинга [Электронный ресурс]. // М.: Интернет-агенство TexTerra, 2016. URL: https://texterra.ru/blog/kratkaya istoriya-razvitiya-bloginga.html (дата обращения: 01.05.2022).
6. Канторович В.Я. Заметки писателя о современном очерке. – М.: Сов. писатель, 1973. – 211 с.
7. Коллинз Р. Как писать путевые очерки. (http://www.journalism.co.uk/news-freelance/how-to-get-travel writingcommissions/s12/a53048/).
8. Кривцов Н.В. Тревел-журналистика: специфика направления и его проблемы // Вопросы теории и практики журналистики. – М., 2017. – Т. 6. – No 3. – 450 с.
9. Лучинская С.Ю. Журналы-травелоги в условиях глобализации масс-медиа: дис. ... канд. филол. наук. – Краснодар, 2009. – 165 с.
10. Маслова Н.М. Путевые заметки как публицистическая форма. – М., 1977. – 184 с.
11. Официальная страница телепередачи «Орел и Решка» (http://orel-reshka.net/).
12. Поттс Р. Советы для тревел-журналистов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.transitionsabroad.com/publications/magazine/0407/rolf_potts_travel_writing_tips.shtml
13. Семихатов, А. Культура вранья [Текст] / А. Семихатов // Вокруг света. – 2015. – №7. – С. 24
14. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: учеб. Пособие. – М., 2000. – 452 с.
15. Хоптинская А.А. Образное и монтажное мышление журналиста (на примере передачи «Орёл и Решка») // В сборнике: Реклама и связи с общественностью: традиции и инновации Материалы международной научно-практической конференции. -2016. -С. 455.
Вопрос-ответ:
Какие особенности включает в себя современная трэвел журналистика?
Современная трэвел журналистика включает в себя следующие особенности: использование различных медиа форматов (телевидение, интернет, социальные сети), активное использование визуальных средств (фотографии, видео), разнообразие жанров и форматов (репортаж, документальные фильмы, путеводители), акцент на персональном опыте автора, взаимодействие с аудиторией (комментарии, отзывы, обсуждения).
Какие подходы используются в исследовании трэвел журналистики?
В исследовании трэвел журналистики используются различные подходы, например, сравнительный анализ программ и публикаций, анализ содержания и структуры журналистских материалов, изучение взаимодействия автора с аудиторией, анализ визуальных средств и их влияния на восприятие, и другие.
Какие жанровые особенности присутствуют в современной трэвел журналистике?
В современной трэвел журналистике присутствуют различные жанровые особенности, такие как репортаж, интервью, эссе, путеводитель, документальный фильм, блог и другие. Конкретный жанр выбирается в зависимости от цели и задач автора, аудитории, формата и средства массовой коммуникации.
Чем характеризуется телепередача "Орел и решка"?
Телепередача "Орел и решка" характеризуется тем, что каждая серия посвящена одному городу или стране, в которой ведущие путешествуют и сравнивают свои впечатления. Они обязаны потратить на свои приключения ровно 100 долларов и выбрать место для ночлега, не превышающее заданный бюджет. Программа также активно использует визуальные средства и персональный опыт ведущих, чтобы передать атмосферу и особенности посещаемых мест.
Какие содержательные особенности присутствуют в современной трэвел программе "Орел и решка"?
В программе "Орел и решка" присутствуют следующие содержательные особенности: представление различных городов и стран мира, акцент на поиске и показе необычных и малоизвестных мест, использование ситуаций выбора и ограниченного бюджета, обращение к персональному опыту и впечатлениям ведущих, визуальная насыщенность материала.
Какие основные подходы к исследованию трэвел журналистики используются в статье?
В статье представлены основные подходы к исследованию трэвел журналистики, такие как анализ жанровых особенностей и анализ содержания современной трэвел программы "Орел и решка".
Какими особенностями обладает современная трэвел журналистика?
Современная трэвел журналистика имеет свои характеристики: использование различных жанровых особенностей, актуальное содержание программ и акцент на эмоциональную составляющую.
Какой жанровой особенностью обладает главная программа о трэвел журналистике?
Основной жанровой особенностью программы "Орел и решка" является то, что в каждом эпизоде ведущие оказываются в разных городах и выбирают вариант, который им больше нравится. Также, программа имеет формат реалити-шоу.