Компенсационные выплаты в системе социального обеспечения

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Право
  • 62 62 страницы
  • 35 + 35 источников
  • Добавлена 10.07.2022
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика компенсационных выплат в системе социального обеспечения 7
1.1. Компенсационные выплаты: сущность, значение и основания 7
1.2. Классификация компенсационных выплат 14
Глава 2. Нормативно-правовое регулирование компенсационных выплат 21
2.1. Правовое регулирование компенсационных выплат 21
2.2. Компенсационные выплаты отдельным категориям граждан 25
Глава 3. Назначение и выплата компенсационных выплат отдельным категориям граждан 31
3.1. Порядок назначения и выплаты компенсационных выплат отдельным категориям граждан 31
3.2. Актуальные проблемы регулирования компенсационных выплат в системе социального обеспечения 50
Заключение 55
Список использованных источников 58

Фрагмент для ознакомления

Работник просил взыскать с ответчика невыплаченные суммы за данныйпериод. В апелляционной жалобе заявитель не соглашается с решением суда,просит его отменить и удовлетворить его исковые требования. Указывает,что выплаты стимулирующего характера являются составной частьюсистемы оплаты труда работников бюджетной сферы, поэтому ихпрекращение является нарушением его трудовых прав.Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,судебная коллегия не нашла оснований для отмены решения суда. Посколькуоспариваемые истцом стимулирующие выплаты в состав его заработка невключены, они выплачиваются работодателем при определенных условиях, аименно: при наличии на данные цели денежных средств в фонде оплатытруда.Согласно ст.129 ТК РФ к стимулирующим выплатам относится так жепремия. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ от03.10.2019 № 46-КГ19-131 рассмотрела в открытом судебном заседаниигражданское дело по иску к Коммерческому банку "Судостроительный банк»(общество с ограниченной ответственностью) о взыскании задолженности по выплатеежемесячной текущей премии и компенсацию морального вреда.В обоснование заявленных требований заявитель указала, что согласнотрудовому договору и Положению об оплате труда и премированииработников КБ "Судостроительный банк" ее заработная плата формироваласьиз должностного оклада и текущей премии. В связи с отзывом у КБ"Судостроительный банк" лицензии на осуществление банковских операцийи назначением временной администрации для управления кредитнойорганизацией истцу заработная плата выплачивалась без учета текущейпремии. По мнению заявителя, действия работодателя по невыплате текущейпремии незаконны, поскольку данная премия входит в систему оплаты труда,она представляет собой составную часть заработной платы, ее выплата всоответствии с ТК РФ является обязанностью работодателя.Решением Октябрьского районного суда г. Самары исковые требованиязаявителя были удовлетворены частично. Суд взыскал с КБ«Судостроительный банк» в пользу истца задолженность по заработнойплате и компенсацию морального ущерба. Заявитель данное решениепосчитала неправомерным и написала кассационную жалобу в ВерховныйСуд РФ.Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РоссийскойФедерации находит выводы судов первой и апелляционной инстанцийошибочными, основанными на неправильном применении нормматериального права, регулирующих спорные отношения. Судебнымиинстанциями при разрешении спора были применены только общиеположения ТК РФ об оплате труда работников без учета норм специальногозаконодательства. При этом судами не было принято во внимание, что нормытрудового права могут содержаться не только в трудовом законодательстве,но и в иных нормативных правовых актах.При таких обстоятельствах, выводы судебных инстанций обобоснованности заявленных истцом требований о взыскании задолженностипо заработной плате в виде невыплаченной текущей премии, не могут бытьпризнаны правомерными. В связи с изложенным, Судебная коллегияВерховного Суда РФ, руководствуясь Гражданским процессуальнымкодексом Российской Федерации ст. 387, 388, 390, определила делонаправить на новое рассмотрение в суд первой инстанции – Октябрьскийрайонный суд г. Самары.Действующее российское законодательство предусматриваетзапрещение дискриминации в трудовой сфере. При этом порядокпремирования работников и фактическое его воплощение также могутявляться дискриминирующими факторами в тех случаях, когда имеет местовознаграждение отдельных работников и игнорирование иных сотрудников саналогичными или большими показателями трудовой эффективности ипроизводительности. Работодателю следует в обязательном порядкевнимательно подойти к оформлению локальных нормативных актов, вкоторых будет рассматриваться назначение стимулирующих выплат.Примером тому может послужить решение Химкинского городского судаМосковской области от 07 февраля 2020 г. Рассмотрев в открытом судебномзаседании гражданское дело по иску к государственному учреждению овосстановлении трудовых прав, а именно взыскать с ответчика в пользуистца невыплаченные премии, а так же компенсацию за моральный ущерб.Истец в заявлении указала, что работала в государственномучреждении с окладом указанным в трудовом соглашении. В организациидействовало негласное распоряжение руководителя не предоставлятьсотрудникам информации о начислении и выплате заработной платы. В связис этим, имея основания сомневаться в правильности зарплатных расчетов,работник потребовала предоставления документов касающихся ее трудовойдеятельности. После получения документов она узнала, что администрациейв одностороннем порядке, без уведомления работника, уменьшалисьежемесячные и квартальные премии, являющиеся частью заработной платы.Так же заявитель отметила, что в локальных актах данной организацииимеется условие об обязательной выплате премии. Следовательно, согласнодействующему трудовому законодательству, премирование является неправом работодателя, а его обязанностью, в связи с чем невыплата премийявляется незаконной. Трудовой договор был расторгнут по инициативеработодателя, по сокращению численности или штата работниковорганизации.По мнению представителей ответчика, заявленные исковые требованияне подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Порядокпредоставления работникам стимулирующих выплат определен Положениемо порядке предоставления работникам стимулирующих выплат. Всоответствии с п.2.1 Положения ежемесячная премия выплачивается заобразцовое исполнение работником должностных обязанностей, а также придостижении положительных результатов работы по итогам месяца. В связи стем, что работником неоднократно были допущены нарушенияадминистративного законодательства (что подтверждается служебнойзапиской начальника отдела), а так же в связи с временнойнетрудоспособностью, наступившей в очередном ежегодном отпуске.По изложенным доводам суд не усматривает оснований для признанияПоложения "О порядке предоставления работникам государственногоучреждения стимулирующих выплат" противоречащим закону, а порядокпремирования истца нарушенным. Премирование осуществлено в пределахустановленных Положением, полномочия руководителя при принятиирешений о размере премий превышены не были. Рассмотрев материалы дела,суд, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданско-процессуального кодекса РФ, решил в удовлетворении исказаявителя к Государственному учреждению о восстановлении трудовых правотказать.Таким образом, изучая примеры судебной практики можно почерпнутьмассу негативных и позитивных примеров. Решения и определения судовотвечают на вопросы, на которые нормативные акты не дают чёткого ответа,акцентируют внимание на то, что казалось бы малозначительным.Просматривая данные дела, можно оградить себя от ошибок неправомерногоиспользования и толкования законов. Работодателю следует в обязательномпорядке внимательно подойти к оформлению локальных нормативных актов,в которых будет рассматриваться назначение стимулирующих выплат.Необходимо в обязательном порядке с особой тщательностью предусмотретькак условия вручения стимулирующих выплат, так и условия, в соответствиис которыми работник может быть лишен премии.Проведем анализ нормативно правовых актов, чтобы выявить факт ущемления прав ветеранов труда.Во-первых, мы думаем, что отождествлять абсолютно разные основания для получения компенсационной выплаты не корректно. Звание, ветерана труда еще с советского времени присваивалось людям, которые долго работали, показывали выдающиеся результаты в своей деятельности. В Советском Союзе их награждали медалью «Ветеран труда» и выдавалось соответствующее удостоверение. Для ее получения работник должен был иметь внушительный трудовой стаж, зачастую и утрату здоровья. Но при этом во время войны они были детьми, которые получили тяжелейшие психологические, психические травмы, терпели лишения, голод и получали физические увечья.Здоровое, развитие, правильное питание, в условиях войны были не возможны. Постоянные угрозы жизни и здоровью, вражеские авиаудары, наступления противника – все это влияет на психику ребенка практически невосполнимо. На их глазах умирали родственники, не возвращались с фронта отцы, матери, братья и сестры. В дальнейшем все это влияло на и на материальное положение семьи, условия жилья и образование и развитие. И мы считаем, что необходимо создать все условия и не лишать денежных выплат людей, которые уже не могут что-либо изменить в своей жизни. РФ должна компенсировать всем «детям войны» перенесенные тяготы военного времени, независимо от уже получаемых ими выплат по другим категориям. Настоящая ситуация показывает, что РФ фактически не признают ветеранов труда «детьми войны».Во-вторых, анализ размеров компенсационных выплат и льгот, предоставляемых в натуральном выражении двух категорий граждан: ветеранов труда и тружеников тыла, показывает нарушение принципа справедливости.Справедливость является социально-этической и морально-правовой категорией. Сущность, принципа справедливости представляет собой понятие о должном, которое соответствует конкретным представлениям о сущности человека и его правах, и свободах, которые должны быть непременно реализованы. В редакции ст. 22 ФЗ № 122 от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» [11] регулирует привилегии ветеранов труда и тружеников. Такие как: - право на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта, право на бесплатный проезд железнодорожным пригородным транспортом; - 50-процентная скидка по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги;- компенсация на оплату услуг местной телефонной связи; - стоматологические услуги и протезирование, санаторно-курортное лечение через органы социальной защиты населения и возмещение расходов на проезд железнодорожным транспортом к месту лечения и обратно по указанным путевкам. Разница в размере компенсационных выплатах: труженики тыла получают 1 584 рубля ежемесячно, а ветераны труда – 1056 рублей. Также лица, проработавшие в тылу во время ВОВ, получают одноразовые денежные выплаты. Все это ставит ветеранов труда в неравное и ущемляющее экономическое положение.Наиболее уязвимые категории населения – дети, семьи с детьми, имеющие низкий доход, многодетные семьи нуждаются в более результативных программах с повышением доли расходов на социальные обязательства в отношении защиты и поддержки семьи и детей.Существующие единовременные выплаты при рождении ребенка носят краткосрочный характер и не способны устранить масштабы детской бедности.В целях нахождения путей решения данных проблем исследованием ставились задачи рассмотрения правовых особенностей регулирования отношений по установлению пособий и компенсационных выплат и исследование особенностей назначения и выплаты отдельных видов компенсационных выплат.Решение первой задачи, а именно изучение особенностей правового регулирования отношений по установлению пособий и компенсационных выплат, показало, что система источников правового регулирования достаточно обширна. Уже в Конституции РФ (ст. 39) гарантируется каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных, установленных законом, случаях. Действующее законодательство уточняет положения основного закона Российской Федерации, устанавливает виды пособий, компенсаций и оказываемых социальных услуг. При этом, каждый вид социального обеспечения регулируется своим кругом нормативных правовых актов. В этой связи важен вывод: неукоснительное соблюдение законодательных норм по выплате пособий и компенсаций, определяет жизненный уровень и благополучие незащищенных категорий граждан [30, C.244].К особенностям назначения и выплаты отдельных видов компенсационных выплат (решение второй задачи) отнесем социально-психологические, правовые, организационные аспекты. Исследования выделяют большое количество компенсаций, перечень которых не является исчерпывающим, он изменяется и дополняется в связи с возникновением новых обстоятельств, требующих оказания со стороны государства социальной помощи, адресованной определенным категориям нуждающихся. При этом актуальной проблемой на сегодняшний день является размер предоставляемых отдельных видов компенсационных выплат, подвергаемых налогообложению. Психолого-правовые аспекты социально-правовой деятельности Существующая система пособий и компенсационных выплат характеризуется нестабильностью. Это определяется тем, что большое количество, назначение и выплата которых зависит от наступления определенных обстоятельств. Наличие подобных социальных выплат в целом свидетельствует о неблагополучном материальном положении большого числа лиц.За последние годы ситуация в сфере социального обслуживания населения претерпела значительные изменения. Взамен действовавшей ранее создается принципиально новая система социальной защиты населения, включающая в себя учреждения социальной защиты семьи и детей, территориальные центры социального обслуживания населения, отделения социальной помощи на дому и службы срочной социальной помощи. Разумеется, в ходе работы возникают проблемы, которые решаются, на наш взгляд, недостаточно быстро1. Недостаточная материальная база и финансирование не обеспечивают потребности населения, нуждающегося в социальном обслуживании и особенно, в свете пенсионной реформы и создавшегося социального напряжения в обществе. Для решения создавшейся ситуации можно было бы доработать и внедрить повсеместно метод социальной поддержки лиц, выходящих на пенсию, в порядке эксперимента применяемый в некоторых регионах РФ, в виде единовременной выплаты.Такого рода выплату предлагается выдавать посредством перечисления на индивидуальный счет в банке в момент выхода на пенсию для лиц, имеющих длительный непрерывный трудовой стаж (неважно, на одном предприятии или последовательно, но без перерыва стажа, на нескольких), имеющих высокий уровень трудовой дисциплины, как наиболее ответственным и уважаемым работникам. Выплата из средств регионального бюджета должна перечисляться на индивидуальный счет получателя в коммерческом банке. Как правило, значительная часть пенсионеров в отношении депозитов в банках ведет себя достаточно сдержанно, старается копить средства на случай непредвиденных трат.Предлагаемый вариант такого рода счета, при котором по вкладу будет иметь место прогрессивный процент (в случае его неиспользования в течение нескольких лет), будет способствовать тому, что значительная часть получателей-пенсионеров будет продолжать хранить выделенные в рамках предлагаемого регионального метода социальной поддержки средства на счете в банке, а не сразу снимать и тратить на средства личного потребления или переводить в другую кредитную организацию. Пускай у пенсионера будут лежать и приумножаться средства, которые, как он понимает, могут быть им использованы при необходимости, но которые выгодно держать в банке. Это даст и ощущение стабильности пожилому человеку и не выведет средства из республики, поскольку банк сможет распоряжаться этими специализированными средствами.2. При рассмотрении нового самостоятельного вида жилищного обеспечения, выделенного законодателем – предоставление единовременного социального пособия на приобретение жилья, проанализируем вопрос, с которым сталкивается каждый сотрудник ОВД – категория лиц, имеющая право воспользоваться данной льготой.Для единовременной социальной выплаты, чтобы приобрести или построить жилое помещение, определен ряд лиц: сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет, члены семьи, а также родители сотрудника, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей; гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятым в период прохождения службы на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты [43, с. 215]. Но также кратко необходимо отметить, что существуют множество дополнительныхусловий, которым такое лицо должно отвечать (назовем лишь малую часть): оно не должно быть нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственникомили членом семьи собственника жилого помещения; проживает в общежитии; проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и т.п. Из этого возникаютмного вопросов и недовольств у сотрудников ОВД «Почему не каждый сотрудник имеет такое право?», аучитывая продолжительность периода времени для получения данной выплаты, могут произойти разныежизненные ситуации.Например, сотрудник сам возьмет кредит, на приобретение себе комнаты или квартиры, чтобыхоть какое то жилье иметь; сотрудник встал на учёт , но ждал так долго своей очереди, что у него выросли дети, женились или вышли замуж, выписались из родительского дома; сотрудник, пока он ждалсвоей очереди - похоронил маму – собственника квартиры и принял наследство. Вследствие подобныхусловий данный сотрудник уже теряет право претендовать на единовременное пособие.Совсем другая ситуация складывается у военнослужащих. Согласно Федеральному закону от20.08.2004 №117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» [11],участником накопительно-ипотечной системы может быть военнослужащий независимо от его материального положения. Т.е., в идею данного нормативно-правового акта положена идея о дополнительнойсоциальной защите военнослужащего независимо от нуждаемости.Мы считаем, законодателю стоит пересмотреть вопрос о категории сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, которые могут воспользоваться правом на получение единовременногопособия и редактировать ФЗ «Обеспечение жильем сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» по образу и подобию ФЗ «О накопительно - ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».Сформулировать редакцию закона возможно было бы таким образом.Сотрудник ОВД имеет право вступить в накопительно-ипотечную систему жилищного обеспеченияпосле выслуги 5 лет (средний возраст 23 года). (Обычно это как раз срок обучения в высшем ведомственном учебном заведении, что позволяет еще и мотивировать будущих молодых специалистов).Спустя еще 5 лет участия в данной системе (средний возраст 28 лет, а выслуги – 10 лет) у сотрудника возникает право на использование накоплений в качестве первоначального взноса для: - приобретения жилья; - приобретения жилья с привлечением ипотечного кредита; - для долевого участия встроительстве жилья с привлечением ипотечного кредита; - для приобретения земельного участка. Кэтому периоду времени сотрудник ОВД представляет собой достаточно опытного сформировавшегосяспециалиста, обладающего теоретическими знаниями и практическими навыками, то есть наиболее интересного перспективного работника с точки зрения работодателя, которого есть смысл мотивировать кдальнейшему прохождению службы, а главное, защитить от коррупционных проявлений.В период службы от 10 до 20 лет происходят дальнейшие накопления, которыми сотрудник имеетправо воспользоваться в любое время на указанные цели. С момента достижения выслуги 10 лет службыв ОВД при увольнении по льготным основаниям сотрудник получает право на выплату денежныхсредств, которые он накопил к периоду увольнения. После 20 лет службы в ОВД РФ, сотрудник имеетправо на использование всех накоплений по своему усмотрению.Практика применения данного алгоритма в Министерстве обороны РФ показала, что военный, получая такую социальную гарантию от государства, заинтересован добросовестно выполнять свой долгперед Отечеством.Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что предоставление единовременной субсидии может быть полезным, чтобы увеличить социальную защищённость сотрудников, а,кроме престижа и интереса к службе, может усилить антикоррупционные настроения в среде сотрудниковОВД.3. Федеральный закон № 256 – ФЗ от 29.12.2006 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предусматривает возможность получения государственной поддержкисемей, имеющих детей в форме предоставления материнского (семейного) капитала.В соответствии с частью 2 статьи 3 ФЗ от 29.12.2006 №256 - ФЗ при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, не учитываются дети, в отношении которых данныелица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а такжеусыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.Особого внимания заслуживает положение, по которому «при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 статьи 3, не учитываются усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц».Исключаяиз числа усыновленных детей тех, которые на момент усыновления являлись пасынкамиили падчерицами лиц, претендующих на получение сертификата на материнский (семейный) капитал,федеральный законодатель ограничил круг лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки. А как же быть с теми гражданами, которые усыновление падчерицы или пасынка (фактически, первого ребенка) хотят сохранить в тайне? Ведь именно понятие «Семейной тайны» и не учел федеральный законодатель, тем самым создав коллизию в правовом регулировании.В соответствии с п.п. 1.1. статьи 5 ФЗ №256, необходимые для вынесения решения о выдаче либооб отказе в выдаче сертификата, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в органах, предоставляющих государственные услуги. С одной стороны, законФЗ от 29.12.2006 №256 – ФЗ предусматривает обязанность соответствующих органов представлять такую информацию территориальным органам ПФР. С другой стороны, применить эту норму на практике невозможно, т.к., по части 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.Закрепив право человека и гражданина на семейную тайну, Конституция РФ оставила открытымвопрос о ее содержании.действующее законодательство РФ не только не формулирует определениепонятия «семейная тайна», но и не выделяет существенных признаков (критериев), отграничивающих егоот иных, смежных, подобных юридических категорий (к примеру, от личной тайны).Территориальный орган ПФР может провести проверку документов самостоятельно на основанииданных, находящихся в его компетенции, но только в случае обращения усыновленного ребенка (до егоусыновления) в территориальный орган ПФР за пенсией по случаю потери кормильца.Ребенок, имеющий к моменту своего усыновления право на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей, сохраняет это право и при его усыновлении.На основании сказанного мы делаем вывод, что норма, исключающая из числа усыновленных техдетей, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами лиц, претендующих наполучение сертификата на материнский (семейный) капитал, является коллизионной. Практическая еереализация возможно только при желании родителей не хранить тайну усыновления. Принимая во внимание вышеизложенное, федеральному законодателю следует удалить из текста соответствующей статьи само слово «усыновленный», тем самым создать правовое равенство при получении дополнительных мер государственной поддержки для семей, имеющих двух и более детей.4. Мужчина-отец может реализовать свое право на получение «материнского капитала» независимо от наличия у него гражданства, если мать детей, будучи гражданкой Российской Федерации, не воспользовалась данным правом ранее. Следовательно, если супруга не является гражданкой РоссийскойФедерации, а супруг является гражданином Российской Федерации, данное право у него не возникает.Также отсутствие законодательного регулирования вопроса предоставления права на дополнительныемеры государственной поддержки отца при наличии у него двух детей от разных женщин, ограничиваетмужчину-отца в фактической реализации права на получение материнского каптала.Важно отметить, что дискриминация мужчин усматривается также в распоряжении средствами материнского капитала. Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», мужчины, в отличие от женщин, не могут тратить материнскийкапитал на увеличение накопительной части своей пенсии. Важно отметить, что данное право былопредоставлено женщине с 1 января 2017 года.Считаем необходимым предоставить и мужчине, являющемуся единственным родителем, право нараспоряжение средствами материнского капитала в части формирования накопительной пенсии.Однако на практике возникают трудности в фактической реализации установленного права, аименно, получения материнского капитала отцом ребенка. Фактически только путем обращения в суд илив органы прокуратуры отец-одиночка может добиться получения материнского (семейного) капитала, таккак при обращении в установленном законом порядке с заявлением напредоставлением материнского капитала в соответствующее отделение Пенсионного фонда данным категориям лиц отказывают.Таким образом, на основание вышеизложенного можно сделать вывод, что приоритетное право наполучение материнского капитала принадлежит женщинам, у мужчин, несмотря на то, что они имеютравное право на получение «материнского капитала» на практике возникают трудности в фактической егореализации. Считаем, что средства материнского капитала должны быть направлены на создание благоприятных условий для роста и развития детей, независимо от того, кто из родителей получает маткапитал, особенно, если это касается малоимущих и неполных семей, так как дети в таких семьях особеннонуждаются в поддержке со стороны государства.Думается, предложенные варианты изменения законодательства должны способствовать развитию правового регулирования сферы социального обеспечения и, в – частности, справедливого регулирования в части компенсационных выплат.ЗаключениеТаким образом, на основании проведенного исследования в заключении можно сделать следующие выводы.Российское законодательство предусматривало, наряду с пособиями, несколько видов компенсационных выплат:компенсационные выплаты матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями, и женщинам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;компенсационные выплаты студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям;компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;компенсационные выплаты неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в отдельных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства;компенсационные выплаты супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания вместе с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства, а также по состоянию здоровья детей;компенсационные выплаты на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье;компенсационные выплаты на питание обучающимся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования;единовременное пособие вынужденным переселенцам;единовременное пособие беженцам;компенсации отдельным категориям инвалидов (на санитарно-курортное лечение, на бензин и техническое обслуживание транспортных средств, на транспортное обслуживание);субсидии на выплату жилья и коммунальных услуг.Анализируя приведенный выше перечень предусмотренных пособий и компенсационных выплат, следует подчеркнуть, что в 90-е гг. ХХ в. назрела настоятельная необходимость внесения коренных изменений в государственную социальную политику, которые должны были способствовать выработке новых действенных механизмов, обеспечивающих более рациональное использование финансовых средств, выделяемых на социальную защиту граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации по не зависящим от них причинам, а также адресное предоставление пособий и компенсационных выплат на уровне не ниже прожиточного минимума именно тем гражданам, которые действительно в них остро нуждаются.Систему денежных выплат людям в целях их социальной поддержки все время расширяют, и в данное время она состоит не только из пособий, но и новых видов выплат, которые дополняют систему пособий. Это компенсационные выплаты, которые адресуют на данный момент небольшому числу граждан, нуждающихся в социальной поддержке по обстоятельству, не зависящему от самого гражданина. В ряде случаев законодательство прямо называет их такими, а в иных применяет другие формулировки, но предусматривает их компенсационный характер.Возникновение в законодательстве Российской Федерации нового вида социального обеспечения в форме компенсационных выплат вызвано надобностью, преодолеть ряд отрицательных последствий перехода к рыночным отношениям, которые связаны в первую очередь со значительным снижением уровня жизни неработающих граждан, принятием в государстве дополнительных мер, направляемых на их социальную защиту.Следовательно, в данное время в Российской Федерации функционирует достаточно развитая система компенсационных выплат как одного из видов социального обеспечения людей. В процессе происходящего реформирования всей системы социальной защиты граждан нашей страны определяющее значение отводится адресности компенсационной выплаты, то есть предоставление данных выплат тем гражданам, которые на самом деле в них нуждаются, а кроме этого увеличение ряда из них до размера прожиточного минимума.Список использованных источниковКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.Конвенция № 102 Международной организации труда "О минимальных нормах социального обеспечения" [рус., англ.] (Вместе с "Международной стандартной отраслевой классификацией всех видов экономической деятельности") (Заключена в г. Женеве 28.06.1952) // Собрание законодательства РФ. 8 июня 2020 г. N 23. Ст. 3589.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 №138-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, №46, ст. 4532.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, №1 (ч. 1), ст. 3.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, №25, ст. 2954.Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ (ред. от 28.06.2021) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 27.11.1995, N 48, ст. 4563.Федеральный закон от 27.05.1998 №76-ФЗ (ред. от 25.02.2022) "О статусе военнослужащих" // "Собрание законодательства РФ", N 22, 01.06.1998, ст. 2331.Федеральный закон от 17.09.1998 №157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" // "Собрание законодательства РФ", 21.09.1998, N 38, ст. 4736.Федеральный закон от 29.12.2006 №256-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" // "Собрание законодательства РФ", 01.01.2007, №1 (1 ч.), ст. 19.Федеральный закон от 12.01.1995 №5-ФЗ (ред. от 26.03.2022) "О ветеранах" // "Собрание законодательства РФ", 16.01.1995, N 3, ст. 168.Федеральный закон от 20.08.2004 № 117-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" // "Собрание законодательства РФ", 23.08.2004, N 34, ст. 3532.Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" // "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 1991, N 21, ст. 699.Закон РФ от 19.02.1993 № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" // "Ведомости СНД и ВС РФ", 22.04.1993, N 16, ст. 551.Закон РФ от 19.02.1993 № 4530-1 (ред. от 08.12.2020) "О вынужденных переселенцах" // "Собрание законодательства РФ", 25.12.1995, N 52, ст. 5110.Указ Президента РФ от 26.12.2006 № 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" // "Собрание законодательства РФ", 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 201.Постановление Правительства РФ от 10.07.1995 № 700 "О федеральной целевой Программе "Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" // "Собрание законодательства РФ", 24.07.1995, № 30, ст. 2936.Постановление Правительства РФ от 04.06.2007 № 343 "Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет" // "Собрание законодательства РФ", 11.06.2007, N 24, ст. 2913.Постановление Правительства РФ от 30.11.2005 № 708 (ред. от 30.09.2021) "Об утверждении Правил обеспечения инвалидов собаками-проводниками и выплаты ежегодной денежной компенсации расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников" // "Собрание законодательства РФ", 05.12.2005, N 49, ст. 5226.Приказ Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н (ред. от 08.10.2021) "Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2011 N 19694) // "Российская газета", N 29, 11.02.2011.Апелляционное определение Судебной коллегии Ульяновского областного суда от 13 мая 2020 г. по делу № 33-1490/2020.Решение судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ при рассмотрении дела № 304-КГ15-5000 от 22 сентября 2015 года.Решение Новокузнецкого районного суда Кемеровской области Решением по делу № 2-1050/2018 от 30 октября 2018 г.Решение Родинского районного суда Алтайского края по делу № 2-220/2018 от 27 сентября 2018 г.Решение Краснооктябрьского районного суда города Волгограда от 27 сентября 2018 г. по делу № 2-2411/2018 г.Решение Кировского районного суда города Волгограда заведено гражданское дело № 2-567/2017 ~ М-233/2017 от 29 марта 2017 г.Абдеева А.Р. Изменения в ЕДК на оплату ЖКУ (на примере инвалидов)» // XXVIII Всероссийская научно-практическая конференция «Гуманитарные и естественно-научные исследования: основные дискуссии» 15 февраля 2021 г. Ростов-на-Дону. С. 123-126.Акимова Ю.А. Конституционный принцип равенства и социальное обеспечение граждан, имеющих детей // Современное право. 2020. № 5. С. 19Асонова Е.С. Актуальные проблемы регулирования компенсационных выплат в системе современного законодательства // Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 21Агафонов В.А., Власов В.А., Говорухина Е.Ю., Григорьев И.В., Кузеванов А.С., Медведев А.В., Медведева Е.В., Наймушин С.В., Токарева Е.А., Шайхатдинов В.Ш., Шипулина Л.Н. Право социального обеспечения // Учебник / Под ред. В.Ш. Шайхатдинова. М., 2017. С.244.Белоусова М. Е. Единовременная выплата для лиц, выходящих на пенсию, как инструмент обеспечения социально-экономической безопасности регионального развития / Вестник Белгородского Университета Кооперации, Экономики И Права. Изд.: Белгородский университет кооперации, экономики и права (Белгород). 2021. № 2 (54). С. 408-413.Васильчук Д.И. Проблемы налогообложения отдельных видов компенсационных выплат / Д.И. Васильчук // Российский юридический журнал. 2020. №1 (88). С. 175Галаганов В. П. Право социального обеспечения: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / В.П. Галаганов. - 8 - е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия». 2020. С.319.Головин А.А., Власова Т.А., Королева Н.М. Методика оценки качества жизни населения. Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2020. №4(71). С.115-122.Государственное социальное обеспечение в России: пути становления и перспективы развития / Н.М. Каспарьянц, С.Г. Косенко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. №16. С.213-219.Кисилев И.Н., Мишина Н.Н. Проблемы становления законодательства РФ о преодолении последствий пандемии коронавируса в РФ // Вопросы российского и международного права. 2020. Т. 10. № 8А.С. 54–64.Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: учебное пособие / под ред. Е.Е. Мачульская. - М.: Юрайт. 2019. С.183.Мясищева, Ю. Н. Современная система социального обслуживания населения / Ю. Н. Мясищева. // Молодой ученый. 2019. № 38 (224). С. 173-175.Муржина А.С. О некоторых проблемах установления и выплат компенсационного характера // Право, общество, государство: сб. науч. тр. студентов и аспирантов. СПб.: Санкт-Петерб. ин-т (филиал) ВГУЮ. 2021. С. 18–22.Маматказин И. Р. Юрисдикционные конструкции компенсационных правоотношений / И. Р. Маматказин // Актуальные проблемы российского права. 2020. № 2. С. 212-217.Новикова А.В., Чаплыгина М.А. Анализ официальных сетевых ресурсов россотрудничества как основного субъекта реализации молодежной государственной политики РФ на международной арене. Сборник: Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика Материалы международной научно-практической конференции. 2020. С. 61-65.Панова А.А. Ключевые виды социального обеспечения // ScienceTime. 2020. № 1 (13). С. 360.Почечуева А.О. Субъекты, претендующие на единовременную социальную выплату для приобретения жилья / В сборнике: Студенческая наука: современные реалии Сборник материалов Международной студенческой научно-практической конференции. 2018. С. 214-218.Радонова А.В. Основные формы социального обеспечения и социальной защиты населения // Историческая и социально-образовательная мысль. 2020. № 3 (25). С. 202Саврасова Н.Р., Мельникова Н.Т. Проблемы предоставления пособий и конпенсационных выплат в системе социального обеспечения // В сборнике: Формирование исследовательских компетенций личности дидактическими средствами Сборник материалов научно-практической студенческой конференции (по итогам индивидуального проектирования студентов). Редакторы А.Ю. Ефремов, И.Ф. Бережная, М.Д. Книга. 2017. С. 26Семенихин В.В. Индексация пособий на детей // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2020. № 3. С. 49.Сабирова З.Э. Формирование рынка услуг социального обслуживания пожилых в Республике Башкортостан // Аудит и финансовый анализ. 2019. № 2. С. 358-362.Сабирова, З.Э. Социальная поддержка населения в Российской Федерации в условиях сдерживания пандемии / З. Э. Сабирова // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2020. № 4(154). С. 33-36.Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: учебник и практикум для СПО / Г. В. Сулейманова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.,Юрайт. 2019. 431 с.Тамбовцева А.Р. Пособия в связи с материнством и на детей // Экономика. 2017. № 3. С.203-209.Тезадова Д.А. Социальная политика в современных государствах // Человек. Сообщество. Управление. 2020. Т. 16. № 3. С. 90.Шевнина, Л.Е. Организационно-правовые потребности населения в социальном обеспечении / Л.Е. Шевнина // Социальное и пенсионное право. 2020. №1. С.5.

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
5. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.06.2021) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 27.11.1995, N 48, ст. 4563.
6. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 25.02.2022) "О статусе военнослужащих" // "Собрание законодательства РФ", N 22, 01.06.1998, ст. 2331.
7. Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" // "Собрание законодательства РФ", 21.09.1998, N 38, ст. 4736.
8. Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" // "Собрание законодательства РФ", 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 19.
9. Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 26.03.2022) "О ветеранах" // "Собрание законодательства РФ", 16.01.1995, N 3, ст. 168.
10. Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" // "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 1991, N 21, ст. 699.
11. Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" // "Ведомости СНД и ВС РФ", 22.04.1993, N 16, ст. 551.
12. Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" // "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 18.04.1991, N 16, ст. 503 (утратил силу).
13. Указ Президента РФ от 26.12.2006 N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" // "Собрание законодательства РФ", 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 201.
14. Постановление Правительства РФ от 10.07.1995 N 700 "О федеральной целевой Программе "Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" // "Собрание законодательства РФ", 24.07.1995, N 30, ст. 2936.
15. Постановление Правительства РФ от 04.06.2007 N 343 "Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет" // "Собрание законодательства РФ", 11.06.2007, N 24, ст. 2913.
16. Абдеева А.Р. Изменения в ЕДК на оплату ЖКУ (на примере инвалидов)» // XXVIII Всероссийская научно-практическая конференция «Гуманитарные и естественно-научные исследования: основные дискуссии» 15 февраля 2021 г. Ростов-на-Дону. С. 123-126.
17. Акимова Ю.А. Конституционный принцип равенства и социальное обеспечение граждан, имеющих детей // Современное право. 2020. № 5. С. 19
18. Асонова Е.С. Актуальные проблемы регулирования компенсационных выплат в системе современного законодательства // Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 21
19. Агафонов В.А., Власов В.А., Говорухина Е.Ю., Григорьев И.В., Кузеванов А.С., Медведев А.В., Медведева Е.В., Наймушин С.В., Токарева Е.А., Шайхатдинов В.Ш., Шипулина Л.Н. Право социального обеспечения // Учебник / Под ред. В.Ш. Шайхатдинова. Москва, 2017. С.244
20. Васильчук Д.И. Проблемы налогообложения отдельных видов компенсационных выплат / Д.И. Васильчук // Российский юридический журнал. 2020. №1 (88). С. 175
21. Галаганов В. П. Право социального обеспечения: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.П. Галаганов. - 8 - е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2020. С.319.
22. Головин А.А., Власова Т.А., Королева Н.М. Методика оценки качества жизни населения. Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2020 №4(71). С.115-122.
23. Кисилев И.Н., Мишина Н.Н. Проблемы становления законодательства РФ о преодолении последствий пандемии коронавируса в РФ // Вопросы российского и международного права. 2020. Т. 10, № 8А.С. 54–64.
24. Мачульская, Е.Е. Право социального обеспечения: учебное пособие / под ред. Е.Е. Мачульская. - М.: Юрайт, 2019. С.183.
25. Мясищева, Ю. Н. Современная система социального обслуживания населения / Ю. Н. Мясищева. // Молодой ученый. 2019. № 38 (224). С. 173-175.
26. Муржина А.С. О некоторых проблемах установления и выплат компенсационного характера // Право, общество, государство: сб. науч. тр. студентов и аспирантов. СПб.: Санкт-Петерб. ин-т (филиал) ВГУЮ, 2021. С. 18–22.
27. Новикова А.В., Чаплыгина М.А. Анализ официальных сетевых ресурсов россотрудничества как основного субъекта реализации молодежной государственной политики РФ на международной арене. Сборник: Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика Материалы международной научно-практической конференции. 2020. С. 61-65.
28. Панова А.А. Ключевые виды социального обеспечения // Science Time. 2020. № 1 (13). С. 360
29. Радонова А.В. Основные формы социального обеспечения и социальной защиты населения // Историческая и социально-образовательная мысль. 2020. № 3 (25). С. 202
30. Саврасова Н.Р., Мельникова Н.Т. Проблемы предоставления пособий и конпенсационных выплат в системе социального обеспечения // В сборнике: Формирование исследовательских компетенций личности дидактическими средствами Сборник материалов научно-практической студенческой конференции (по итогам индивидуального проектирования студентов). Редакторы А.Ю. Ефремов, И.Ф. Бережная, М.Д. Книга. 2017. С. 26
31. Семенихин В.В. Индексация пособий на детей // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2020. № 3. С. 49.
32. Сабирова З.Э. Формирование рынка услуг социального обслуживания пожилых в Республике Башкортостан // Аудит и финансовый анализ. 2019. № 2. С. 358-362.
33. Сабирова, З. Э. Социальная поддержка населения в Российской Федерации в условиях сдерживания пандемии / З. Э. Сабирова // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2020. № 4(154). С. 33-36.
34. Тезадова Д.А. Социальная политика в современных государствах // Человек. Сообщество. Управление. 2020. Т. 16. № 3. С. 90
35. Шевнина, Л.Е. Организационно-правовые потребности населения в социальном обеспечении / Л.Е. Шевнина // Социальное и пенсионное право. - 2020. - №1. - С.5.



Вопрос-ответ:

Какие компенсационные выплаты существуют в системе социального обеспечения?

В системе социального обеспечения существуют различные компенсационные выплаты, которые предоставляются гражданам для компенсации утраченного дохода или расходов, возникших в связи с определенными ситуациями. Например, это может быть компенсация за утрату работы или за ущерб, причиненный здоровью.

Какие основания для получения компенсационных выплат существуют?

Основания для получения компенсационных выплат могут быть различными. Например, гражданам может быть предоставлена компенсация за утрату работы в связи с ликвидацией предприятия или сокращением штатов. Также могут предусматриваться компенсации за утрату трудоспособности, за причиненный вред здоровью в результате несчастного случая или профессионального заболевания.

Каково значение компенсационных выплат в системе социального обеспечения?

Компенсационные выплаты имеют большое значение в системе социального обеспечения, так как они помогают гражданам справиться с трудностями, связанными с утратой дохода или возникновением необходимости в оплате определенных расходов. Компенсации позволяют обеспечить достойные условия жизни тем, кто оказался в трудной ситуации.

Как классифицируются компенсационные выплаты?

Компенсационные выплаты могут быть классифицированы по различным признакам. Например, они могут быть разделены на временные и постоянные компенсации. Также могут выделяться компенсации в связи с утратой работы, утратой трудоспособности, утратой кормильца, а также компенсации за причиненный вред здоровью.

Какие категории граждан имеют право на компенсационные выплаты?

Некоторым категориям граждан предоставляются особые компенсационные выплаты. Например, это может быть компенсация ветеранам труда или военным инвалидам. Также компенсации могут предусматриваться для женщин в отпуске по уходу за ребенком или семей, воспитывающих детей-инвалидов.

Какова сущность компенсационных выплат в системе социального обеспечения?

Компенсационные выплаты в системе социального обеспечения представляют собой деньги, которые выплачиваются гражданам в компенсацию за определенные потери или затраты, связанные с социальными рисками или ухудшением жизненного уровня.

Какие основания могут быть для получения компенсационных выплат в системе социального обеспечения?

Основания для получения компенсационных выплат могут быть разными, например, потеря работы, старость, инвалидность, низкий доход и т. д. Граждане имеют право на компенсацию за реализацию права на социальную защиту.

Какова классификация компенсационных выплат в системе социального обеспечения?

Классификация компенсационных выплат в системе социального обеспечения включает разделение на временные и постоянные выплаты, а также на следующие категории: по возрасту и социальной защите, по семейному положению, по состоянию здоровья и инвалидности, по социальному обеспечению трудоспособности и др.

Как осуществляется нормативно-правовое регулирование компенсационных выплат в системе социального обеспечения?

Нормативно-правовое регулирование компенсационных выплат в системе социального обеспечения осуществляется через законы, постановления и указы, которые устанавливают порядок и размеры выплат, а также условия для получения компенсаций гражданами.

Каким категориям граждан могут быть назначены компенсационные выплаты?

Некоторым категориям граждан могут быть назначены компенсационные выплаты, таким, например, как пенсионеры, ветераны, инвалиды, малообеспеченные семьи и т. д. Это делается для обеспечения социальной защиты и улучшения жизненных условий данных категорий граждан.

Что такое компенсационные выплаты в системе социального обеспечения?

Компенсационные выплаты в системе социального обеспечения - это денежные суммы, которые государство предоставляет определенным категориям граждан в компенсацию за определенные социальные риски, ограничения или потери. Они имеют цель обеспечить базовую социальную защиту и поддержку наиболее уязвимых слоев населения.

Какие основания для получения компенсационных выплат в системе социального обеспечения?

Основания для получения компенсационных выплат в системе социального обеспечения могут быть различными. Одним из оснований является социальный статус человека, например, инвалидность или пенсионный возраст. Другими основаниями могут быть утрата работы, потеря жилья, материнство и др. Также существуют компенсационные выплаты для определенных категорий граждан, таких как ветераны войны или семьи погибших военнослужащих.