Теоретические основы исследования словоизменения имён существительных по категориям числа и падежа у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 30 + 30 источников
- Добавлена 03.08.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава I. Теоретические основы исследования словоизменения имен существительных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 6
1.1. Словоизменение имен существительныхв русском языке 6
1.2. Формирование словоизменения существительных в онтогенезе 9
1.3. Структура речевого дефекта у дошкольников с общим недоразвитием речи 14
1.4. Современное состояние проблемы изучения словоизменения имен существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи 21
Глава II. Исследование словоизменения имен существительных по категориям числа и падежа у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 26
2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования. Характеристика детей контрольной и экспериментальной группы 26
2.2. Содержание методики исследования словоизменения имен существительных 27
Заключение 37
Список литературы 39
Словесная инструкция предъявлялась четко и точно. С учетом того, что ведущей деятельностью дошкольников является игра, предусматривалось предъявление заданий в игровой форме.При составлении методики констатирующего эксперимента использовались разработки Р.И. Лалаевой [16]. 2.2. Содержание методики исследования словоизменения имен существительныхДля обследования изменения имен существительных по числам и падежам была выбрана методика Р.И. Лалаевой [16]. Структура методики включает три направления:I. Сформированность навыка словоизменения существительных по числам.II. Изменение существительных по падежам (беспредложные конструкции). III. Изменение существительных по падежам (предложно-падежные конструкции).Методика содержит инструкцию, речевой материал, критерии оценивания. На основании результатов исследования выводится средний балл выполнения диагностических заданий, который соответствует уровню развития навыка словоизменения имен существительных у детей с ОНР.Содержание методики1. Сформированность системы словоизменения существительных в единственном и множественном числе.1.1. Дифференциация единственного и множественного числа существительных.Цель:выявитьумение дифференцировать единственное и множественное число существительных.Материал исследования: картинки, изображающие один или много предметов и слова (груша-груши, варежка-варежки, стол-столы, стул - стулья, зеркало-зеркала, дерево-деревья).Исследование дифференциации в импрессивоной речи.Процедура и инструкция. Логопед предлагает детям посмотреть на картинки и ответить на вопрос: «Покажи, где стол. А где столы? Или где дерево. А где деревья? Или: «Покажи, где одна варежка, а где две варежки?Исследование дифференциации в экспрессивной речи.Процедура и инструкция. Экспериментатор показывает картинку и предлагает назвать предмет или предметы, изображенные на картинке: «Скажи, это что» или «Это кто?».Критерии оценки:Высокий уровень (4 балла) – правильное и самостоятельное выполнение всех заданий.Средний уровень (3 балла) – многочисленные ошибки в непродуктивных формах словоизменения.Уровень ниже среднего (2 балла) – многочисленные ошибки как в продуктивных, так и в непродуктивных формах словоизменения.Низкий уровень (1 балл) – правильные ответы лишь в единичных случаях или отказ от выполнения задания.2. Употребление беспредложных конструкций существительных2.1. Употребление существительных в винительном падеже единственного числа.Цель:выявить умение употреблять существительные в винительном падеже единственного числа.Материал исследования: картинки (кот, ананас, капуста, пила, яблоко, платье)Процедура и инструкция. Логопед раскладывает перед ребенком последовательно картинки и предлагает ему назвать, кого (или что) он видит на картинке.Критерии оценки:Высокий уровень (4 балла) – правильное и самостоятельное выполнение всех заданий.Средний уровень (3 балла) – многочисленные ошибки в непродуктивных формах словоизменения.Уровень ниже среднего (2 балла) – многочисленные ошибки как в продуктивных, так и в непродуктивных формах словоизменения.Низкий уровень (1 балл) – правильные ответы лишь в единичных случаях или отказ от выполнения задания.2.2. Употребление существительных в родительном падеже единственного числа.Цель:выявить умение употреблять существительные в родительном падеже единственного числа.Материал исследования: картинки (рыба без хвоста, стрекоза без крыла, медведь без лапы, слон без хобота, ведро без крышки, корыто без воды)Процедура и инструкция. Логопед объясняет ребенку, что художник не успел дорисовать картинки. Затем перед ребенком последовательно выкладывает картинки и просит сказать, у кого (чего) чего - то нет (у слона нет хобота, у ведра нет крышки, у рыбы нет хвоста).Критерии оценки.Высокий уровень (4 балла) – правильное и самостоятельное выполнение всех заданий.Средний уровень (3 балла) – многочисленные ошибки в непродуктивных формах словоизменения.Уровень ниже среднего (2 балла) – многочисленные ошибки как в продуктивных, так и в непродуктивных формах словоизменения.Низкий уровень (1 балл) – правильные ответы лишь в единичных случаях или отказ от выполнения задания.2.3. Употребление существительных в дательном падеже единственного числа.Цель: выявить умение употреблять существительные в дательном падеже единственного числа.Предлагаются 2 задания.1 задание.Материал исследования: две серии картинок (1 серия – кролик, еж, петух, коза, корова, белка, лошадь; 2 серия – морковка, яблоко, зерна, трава, сено, орехи, овес.Процедура и инструкция. Ребенку предлагается посмотреть на 1-ю серию картинок. «На этих картинках изображены животные. Дадим корм животным. Для этого надо вспомнить, кто что любит». Далее предлагаются по одной картинки 2-й серии. Экспериментатор задает вопросы: «Кому дадим морковку? и т.д.».2 задание.Материал исследования: картинки и слова (кольцо (колечко), зеркало (зеркальце), ведро (ведерко), платье, пирожное.Процедура и инструкция. «Представь, что у тебя день рождения, и тебе принесли подарки. Ты очень рад (рада) подаркам. Посмотрим, какие подарки тебе принесли». Экспериментатор раскладывает картинки. «Я буду показывать подарок, а ты называй, чему ты рада. Например, «Я рада варенью».Критерии оценки:Высокий уровень (4 балла) – правильное и самостоятельное выполнение всех заданий.Средний уровень (3 балла) – многочисленные ошибки в непродуктивных формах словоизменения.Уровень ниже среднего (2 балла) – многочисленные ошибки как в продуктивных, так и в непродуктивных формах словоизменения.Низкий уровень (1 балл) – правильные ответы лишь в единичных случаях или отказ от выполнения задания.2.4.Употребление существительных в творительном падеже единственного числа.Цель:выявить умение употреблять существительные в творительном падеже единственного числа.Материал исследования. Картинки и слова (молоток, ключ, пила, ложка, зубная щетка, ведро.Процедура и инструкция. Перед ребенком выкладываются картинки, затем логопед просит показать картинку и ответить на вопрос:Чем забивают гвозди?Чем замыкают дверь?Чем пилят дрова?Чем едят суп?Чем чистят зубки?Чем черпают воду из колодца?Критерии оценки:Высокий уровень (4 балла) – правильное и самостоятельное выполнение всех заданий.Средний уровень (3 балла) – многочисленные ошибки в непродуктивных формах словоизменения.Уровень ниже среднего (2 балла) – многочисленные ошибки как в продуктивных, так и в непродуктивных формах словоизменения.Низкий уровень (1 балл) – правильные ответы лишь в единичных случаях или отказ от выполнения задания.3. Употребление предложно-падежных конструкций существительных3.1. Исследования понимания и употребления предложно – падежных конструкция единственного числаЦель: выявить умение исследовать понимание и употребления предложно- падежных конструкций единственного числа.Материал исследования: картинки с изображением двух предметов в различном пространственном расположении по отношению друг к другу (ложка в тарелке, ложка на тарелке, ложка под тарелкой; карандаш в книге, карандаш на книге, карандаш под книгой; полотенце на вешалке, полотенце под вешалкой, полотенце над вешалкой).Исследование дифференциации в импрессивной речиПроцедура и инструкция. Логопед перед ребенком выкладывает картинки и просит показать, где ложка в тарелке, на тарелке, под тарелкой,Карандаш в книге, на книге, под книгой;Полотенце на вешалке, за вешалкой, над вешалкой.Исследование дифференциации в экспрессивной речиМатериал исследования: тот же.Процедура и инструкция: Логопед предлагает назвать, где находится предмет, изображенный на картинке. Она показывает картинку ребенку и дает инструкцию типа: «Где находится ложка?» или «Где находится карандаш?» или «Где находится полотенце?Критерии оценки:Высокий уровень (4 балла) – правильное и самостоятельное выполнение всех заданий.Средний уровень (3 балла) – многочисленные ошибки в непродуктивных формах словоизменения.Уровень ниже среднего (2 балла) – многочисленные ошибки, как в продуктивных, так и в непродуктивных формах словоизменения.Низкий уровень (1 балл) – правильные ответы лишь в единичных случаях или отказ от выполнения задания.3.2. Употребление существительных в родительном падеже множественного числаЦель: Умение употреблять существительные в родительном падеже множественного числа.Материал исследования: картинки и слова (ключи, грибы, рыбы, машины, платья, яблоки).Процедура и инструкция. Логопед показывает картинку и задает ребенку вопрос: «Скажи, на этой картинке много чего?». На этой картинке много ключей, грибов, рыб, машин, платьев, яблок.Критерии оценки:Высокий уровень (4 балла) – правильное и самостоятельное выполнение всех заданий.Средний уровень (3 балла) – многочисленные ошибки в непродуктивных формах словоизменения.Уровень ниже среднего (2 балла) – многочисленные ошибки как в продуктивных, так и в непродуктивных формах словоизменения.Низкий уровень (1 балл) – правильные ответы лишь в единичных случаях или отказ от выполнения задания.3.3. Употребление существительных дательного падежа множественного числаЦель: умение употреблять существительные дательного падежа множественного числа.Материал исследования: предметные картинки и слова (зайцы, гуси, парты, машинам, платья, деревья).Процедура и инструкция. Логопед перед ребенком последовательно выкладывает картинки. Дает следующие инструкции: «Представь, что впереди тебя растут деревья и ты подходишь к ним. Как ты скажешь? Я подхожу к чему? Дополни предложение: Я подхожу к деревьям. А если впереди тебя пасутся гуси, то как ты скажешь? Я подхожу к кому?» К гусям и т. д.3.4. Употребление существительных творительного падежа множественного числаЦель: умение употреблять существительные творительного падежа множественного числа.Материалом исследования могут служить предметные картинки (дома, леса, дороги, реки, озера, деревья).Процедура и инструкция. Логопед поочередно выкладывает перед ребенком картинки. Дает следующую установку: «Представь, что ты летишь на самолете и смотришь вниз. А внизу ты увидишь дома, то как скажешь? Самолет летит над чем?» Над домами, лесами, дорогами, реками, полями, деревьями и т. д.3.5. Употребление существительных предложного падежа множественного числаЦель: умение употреблять существительные предложного падежа множественного числа.Материалом исследования служат предметные картинки и слова: крыши, дороги, провода, кусты, деревья, окна.Процедура и инструкция. Логопед говорит ребенку: «Если утром ты выйдешь во двор, то увидишь, что снег покрывает крыши, дороги, провода, кусты, деревья, окна. Если крыши в снеге, то, как ты скажешь? Снег лежит на чем? На крыше, на проводах, на дорогах, на кустах, на деревьях, на окнах и т.д.Критерии оценки выполнения заданий при исследовании словоизменения имен существительныхВысокий уровень (4 балла) – правильное и самостоятельное выполнение всех заданий.Средний уровень (3 балла) – многочисленные ошибки в непродуктивных формах словоизменения.Уровень ниже среднего (2 балла) – многочисленные ошибки как в продуктивных, так и в непродуктивных формах словоизменения.Низкий уровень (1 балл) – правильные ответы лишь в единичных случаях или отказ от выполнения задания.Оценивание: каждому ребенку предлагается 11 заданий, максимальное количество баллов – 44. Общий вывод об уровне развития навыка словоизменения делается с учетом общего количества баллов.34–44 балла – высокий уровень. Уровень развития навыков словоизменения имен существительных соответствует возрастным нормам. Ребенок справляется с большинством предложенных заданий, помощь педагога практически не требуется.24–33 балла – средний уровень. Уровень развития навыков словоизменения имен существительных на нижней границе возрастной нормы. Ребенку требуется помощь педагога, подсказки, наводящие вопросы, образец выполнения задания.11–22 балла – уровень ниже среднего. Уровень развития навыков словоизменения имен существительных ниже возрастной нормы. При выполнении заданий отмечается большое количество ошибок.0–11 баллов – низкий уровень. Развитие навыков словоизменения имен существительных значительно отстает от нормы. Ребенок не справляется с большинством предложенных заданий, отмечаются отказы от ответов.ЗАКЛЮЧЕНИЕОвладение речью как средством общения и познания окружающего мира является важнейшим условием социального и познавательного развития ребенка и проходит ряд этапов в своем развитии. На каждом возрастом этапе происходит формирование и развитие приоритетного компонента речи.Анализ теоретических положений по формированию морфологических операций в онтогенезе и дизонтогенезе показал, что развитие речи и его компонентов у детей с общим недоразвитием речи проходит те же этапы, что и у нормально развивающихся детей, только с отставанием временных и качественных показателей.Изучение теоретического материала позволило сформировать представление об общем недоразвитии речи, как сложном речевом расстройстве, которое охватывает все речевые компоненты при нормальном слухе и интеллекте. Несформированными оказываются звукопроизношение, фонематическое восприятие, словарный запас, а также лексико-грамматические операции речи. По степени проявления речевых нарушений выделяют четыре уровня общего недоразвития речи.Для детей с общим недоразвитием речи характерны особенности формирования морфологических операций, овладения навыками словоизменения, которые связаны с несформированностью грамматических форм, грамматических средств и значений. У детей с общим недоразвитием речи нарушены языковые операции, которые участвуют в конструировании грамматических конструкций, в выборе грамматических средств и их объединении в определенные синтагматические структуры.Нарушения формирования словоизменения имен существительных проявляются в аграмматизмах, среди которых выделяют:1) неправильное употребление числовых, падежных окончаний существительных;2) неправильное употребление предложных конструкций;3) неточное употребление предложно-падежных конструкций.Исходя из темы исследования, диагностическая методика включала три направления: изучение умения изменять имена существительные по числам, по падежам (с предлогами и без предлогов). Методика включала серию заданий, направленных на достижение целей и задач эксперимента. Подобранная методика может быть использована молодыми учителями-логопедами при проведении обследования грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.Таким образом, проведенный теоретический анализ научной литературы расширил и систематизировал имеющиеся знания по особенностям формирования грамматической стороны речи у детей в норме и при нарушениях речевого развития, а именно периодичность появления навыков словоизменения. Также были определены направления и подобраны диагностические задания для исследования способности изменять имена существительные по числам и падежам у детей с общим недоразвитием речи.CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАванесов Р.И., Сидоров ВН. Очерк грамматики русского литературного языка. – Москва :Учпедгиз, 1945. – Ч. 1: Фонетика и морфология.– 236 с.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. – М., Academ A, 1998. – 398 с.Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи. - М.: 1997. – 296 с.Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. – Москва : АСТ : Астрель, 2008. – 254 с.Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. – 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. - 528 с.Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). — М., 1972. – С. 52. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СП: Детство, 2004. – 130 с.Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 2008. 352 с. Гвоздева А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 96 с.Жукова Н.С, Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление ОНР у дошкольников. – М.: Владос, 1990.Жукова Н.С, Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М., 2000.Зорина С.В., Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М., «ВЛАДОС», 2004. – 303 с.Короткова А.В, Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи третьего уровня. / Логопед. 2004. №27. С. 38Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – Москва : Альянс, 2013. – 366 с. Лалаева Р.И, Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. – СП.: Союз, 2001. – 218 с.Лалаева Р.И, Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СП.: 1999. – 160 с.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.Мишанкина Н.А. Лексикология русского языка. Русский язык как иностранный: профессиональная сфера общения: учебное пособие. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2017. – 124 с.Розенталь Д.Э. Современный русский язык. - М.: Айрис – Пресс, 2006. – 432 с.Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. – Киев, 1981.Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. – М.: Гном и Д, 2003.Трауготт Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят. – СПб.: 1994.Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 2001. – № 4. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Коррекция обучения и воспитания детей 5-ти. летнего возраста с ОНР – М.: 1991.Филичева Т.Б, Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: 1996.Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М.,1999.Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1994.Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. – 238 с.Эльконин Б.Д. Психология развития. – 4-е изд. – М.: Академия, 2008. – 114 с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников. – М., Academ A, 1998. – 398 с.
3. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи. - М.: 1997. – 296 с.
4. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. – Москва : АСТ : Астрель, 2008. – 254 с.
5. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. – 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. - 528 с.
6. Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). — М., 1972. – С. 52.
7. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СП: Детство, 2004. – 130 с.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 2008. 352 с.
9. Гвоздева А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
10. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 96 с.
11. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление ОНР у дошкольников. – М.: Владос, 1990.
12. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М., 2000.
13. Зорина С.В., Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. – М., «ВЛАДОС», 2004. – 303 с.
14. Короткова А.В, Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи третьего уровня. / Логопед. 2004. №27. С. 38
15. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – Москва : Альянс, 2013. – 366 с.
16. Лалаева Р.И, Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. – СП.: Союз, 2001. – 218 с.
17. Лалаева Р.И, Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СП.: 1999. – 160 с.
18. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
19. Мишанкина Н.А. Лексикология русского языка. Русский язык как иностранный: профессиональная сфера общения: учебное пособие. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2017. – 124 с.
20. Розенталь Д.Э. Современный русский язык. - М.: Айрис – Пресс, 2006. – 432 с.
21. Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. – Киев, 1981.
22. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. – М.: Гном и Д, 2003.
23. Трауготт Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят. – СПб.: 1994.
24. Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 2001. – № 4.
25. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Коррекция обучения и воспитания детей 5-ти. летнего возраста с ОНР – М.: 1991.
26. Филичева Т.Б, Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: 1996.
27. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М.,1999.
28. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1994.
29. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2000. – 238 с.
30. Эльконин Б.Д. Психология развития. – 4-е изд. – М.: Академия, 2008. – 114 с.
Вопрос-ответ:
Что изучает данная статья?
Данная статья изучает словоизменение имен существительных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Какие категории словоизменения имен существительных изучаются в данной статье?
В данной статье изучаются категории числа и падежа при словоизменении имен существительных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Каким образом формируется словоизменение существительных у детей дошкольного возраста?
Словоизменение существительных формируется в онтогенезе, то есть в процессе развития ребенка дошкольного возраста.
Какова структура речевого дефекта у дошкольников с общим недоразвитием речи?
Структура речевого дефекта у дошкольников с общим недоразвитием речи может быть различной и зависит от конкретного случая, однако в данной статье обсуждается общее недоразвитие речи у детей этой возрастной группы.
Что является объектом исследования данной статьи?
Объектом исследования данной статьи является словоизменение имён существительных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Какие теоретические основы используются для исследования словоизменения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?
Теоретическими основами исследования являются структура речевого дефекта у дошкольников, формирование словоизменения в онтогенезе и особенности словоизменения имен существительных в русском языке.
Каким образом формируется словоизменение имен существительных в русском языке?
Формирование словоизменения происходит в онтогенезе и основано на правилах, которые определяют изменение формы существительного в зависимости от категорий числа и падежа.
Какие особенности имеют дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в структуре своего речевого дефекта?
У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи можно выделить определенные особенности в структуре их речевого дефекта, который влияет на формирование словоизменения имен существительных. Они могут испытывать проблемы с осознанием и использованием правил словоизменения, слабо развиты навыки морфологического анализа, затруднения в синтаксической организации речи и другие.
Какие категории языка, связанные с словоизменением, изучаются у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?
У детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи изучаются категории числа и падежа, так как именно они определяют изменение формы существительных.
Как формируется словоизменение имен существительных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?
Формирование словоизменения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи происходит через постепенное освоение правил и закономерностей словоизменения, тренировку навыка морфологического анализа и синтаксической организации речи.