Основные причины тревожности у детей младшего школьного аозраста

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология
  • 68 68 страниц
  • 34 + 34 источника
  • Добавлена 30.07.2022
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения основных причин тревожности у детей младшего школьного возраста 6
1.1 Изучение проблемы тревожности в психологии 6
1.2 Психологические особенности ребенка младшего школьного возраста 14
1.3 Тревожность у ребенка младшего школьного возраста 29
Выводы по главе 1: 42
Глава 2. Эмпирическое исследование основных причин тревожности у детей младшего школьного возраста 43
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 43
2.2 Анализ результатов исследования 44
Выводы по главе 2: 58
Заключение 60
Список литературы 64
Приложение 67


Фрагмент для ознакомления

Задачи исследования:1. Теоретический анализ психолого–педагогической литературы по проблеме исследования основных причин тревожности у детей младшего школьного возраста.2. Выбрать параметры и исследовательские приемы для изучения основных причин тревожности у детей младшего школьного возраста.3. Провести эмпирическое исследование, направленного на выявление основных причин тревожности у детей младшего школьного возраста.4. Проанализировать результаты исследования и сделать выводы.Математический анализ результатов исследования. Были использованы первичные статистики, для сравнительного анализа использован критерий Манна-Уитни.Гипотеза исследования: существуют особенности уровня самооценки у детей младшего школьного возраста с разным уровнем тревожности.База исследования: Школа Характеристика выборки: В психологической диагностике принимали участие 40 детей в возрасте 9-ти и 10-ти лет. Из них 18 мальчиков и 22 девочки.Методы исследования: для решения поставленных задач в исследовании использовались следующие методы:Обзорно–аналитический – теоретический анализ научной литературы по данной теме.Диагностика и тестирование.Количественно–качественные методы обработки результатов.Статистический анализ результатов (критерий Манна-Уитни для определения значимости между невисимыми выборками).Методики исследования:Проективный рисунок «Несуществующее животное», опросник школьной тревожности Филлипса, тест «Дерево с человечками Блоба» Уилсона, тест «Лесенка» на самооценку.2.2 Анализ результатов исследованияМетодика проективный рисунок «Несуществующее животное»Назначение: оценка состояния психики, выявление скрытых эмоций.Процедура: Ребенку придумать и нарисовать вымышленное животное, т.е. которое никогда не существовало и не являлось бы персонажем сказок, а также дать ему вымышленное имя. На выполнение задания было отведено 10 минут.Применение: Для выявления скрытых агрессивных, тревожных и депрессивных состояний.Тест «Несуществующее животное» относится к разряду проективных методик. Анализ как правило представляется в описательных формах. Так как проективные тесты являются, как правило ориентировочными, то используются как правило в комплексе с другими методами, т.е. в качестве батарейного инструмента.При использовании методики признаки тревожности были выявлены у 5 (пяти) мальчиков и 3 (трех) девочек класса, т.е. у 42% от общего количества тестируемых детей. Важно отметить что, что процент детей имеющих признаки тревожности выше среди мальчиков (55%) и соответственно ниже среди девочек (30%)2.Опросник школьной тревожности Филлипса.Назначение: Цель опросника состоит в исследовании уровня тревожности и ее характера у детей младшего и среднего школьного возраста.Процедура: Детям раздаются листы с опросником, состоящим из 58 вопросов на которые каждый ребенок должен ответить однозначно либо словом «да», либо «нет». Наличие тревожности у тестируемого принято считать установленным, если наличие несовпадений с ключом опросника превышает более 50%. Процент 75% и выше является показателем высокого уровня тревожности.Применение: Применяется для выявления уровня тревожности.Опросник относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет определить, как уровень тревожности ребенка, так и его особенности, связанные с разными областями школьной жизни. Рис. 1 Процент тревожности среди школьников группы.По рис. 1 можно сделать вывод что опросник выявил тревожность у 7 (семи) школьников, т.е. среди 36% тестируемых детей. Это на одного человека меньше чем, в предыдущем тесте. Стоит отметить, что те же семеро школьников определены как имеющие признаки тревожности и при использовании проективного метода «Несуществующее животное». У одного ребенка уровень общей тревожности определен как высокий. Рис. 2. Особенности школьной тревожности у ребенка № 2 . Рис. 3. Особенности школьной тревожности у ребенка № 4. Рис. 4. Особенности школьной тревожности у ребенка № 6. Рис. 5. Особенности школьной тревожности у ребенка № 9.Рис. 6. Особенности школьной тревожности у ребенка № 12. Рис. 7. Особенности школьной тревожности у ребенка № 15. Рис. 8. Особенности школьной тревожности у ребенка № 17. Исходя из данных приведенных на рис. 2 – рис. 8, можно сделать вывод, что наиболее частой причиной тревожности являются: страх ситуации проверки знаний школьников. страх самовыражения. страх не соответствовать ожидания окружающих. Тест «Дерево с человечками Блоба» Уилсона .Назначение: исследование эмоционального состояния детей во время учебы.Процедура: детям раздаются листы, на которых изображено дерево с силуэтами человечков. Детям объясняется что они должны сначала одним цветом закрасить тот силуэт на дереве который ассоциируется у них с тем состоянием в котором они находятся в данный момент времени, а потом, уже другим цветом, силуэт на месте которого они хотели бы оказаться в будущем. На выполнение задания было отведено 10 минут.Применение: Для выявления эмоционального состояния ребенка и особенностей мотивации.Стоит особо отметит, что изначально данный проективный тест создавался для определения эмоционального состояния именно у школьников младших классов.Результаты: при изучении итогов теста было выявлено, что школьники с наиболее выраженной тревожностью, например, ученик 12, ученик 15 и ученик 4испытывают проблемы с социализацией, им явно не достает дружеских отношений с одноклассниками. Можно с большой долей уверенности утверждать, что причина тревожности у этих детей связана в первую очередь именно с вышеуказанными факторами.Сравнительный анализ результатов исследованияПо результатам исследования уровня тревожности дети младшего школьного возраста были разделены на 2 группы: 1 группа – низкий уровень тревожности, 2 группа – повышенный уровень тревожности. Сравнительный анализ результатов исследования проводился с помощью непараметрического критерия Манна-Уитни для независимых выборок.Таблица 1. Сравнительный анализ результатов исследования уровня тревожности по проективной методике «Рисунок несуществующего животного». низкий уровень тревожностиповышенный уровень тревожностиU-Манна-Уитнир-уровень значимостиУровень тревожности ребенка36%65%-5,2870,001Жирным цветом выделены статистически достоверные различияРис. 9. Показатели исследования уровня тревожностиКак видно из таблицы выявлены статистически достоверные различия по показателям общего уровня тревожности у детей младшего школьного возраста данной выборки по методике «Рисунок несуществующего животного». Показатели младших школьников с высоким уровнем тревожности выше показателей младших школьников с низким уровнем тревожности.Исходя из рисунков можно сделать вывод о достаточно благополучном состоянии психики ребенка.Можно предположить наличие страхов и тревожности,возможно связанной с неуверенностью и низкой самооценкой,которую ребенок пытается компенсировать за агрессивного поведения.Предположительно спокойный, замкнутый в себе ребенок без признаков тревожности.Можно предположить наличие невроза, возможно обусловленной низкой самооценкой. Это в свою очередь может являться причиной тревожности ребенка.Романтичность, мечтательность.Признаки наличия тревожности отсутствуют.Можно предположить наличие тревожности из-за низкой самооценки , присутствие страхов. Присутствует напряженность, импульсивность. Возможны всплески агрессии, связанные с попыткой защититься и побороть неуверенность.Интелектуально развитый ребенок,ноприсутвуют проблемы с дисциплиной. Своевольный, возможно выраженный шизоидный характер. Выраженных признаков тревожности нет.Можно предположить наличие тревожности, ребенок с большой речевой активностью, но отсутствием желания слушать других. Последнее возможно является причиной дефицита общения. Выраженная импульсивность.. Присутствуют признаки сниженной самооценки, с некоторыми признаками тревожностиДля ребенка скорее всего свойственность демонстративность поведения, значимость мнения других о себе. Отсюда зависимость от похвалы и ярких впечатлений. Признаки тревожности отсутствуютМожно предроложить немного сниженную самооценку, однако без присутвия тревожности. Ребенок позитивно настроен и нацелен на успех.Ребенок возможно замкнутый, охраняющий свой мир от внешних посягательств. Присутвует стремлением произвести впечатление на других. Зависмость от похвалы и мнения окружающих.Предположительно ребенок с повышенной самооценкой,но ограниченным воображением, активный, нацеленный на успех. Признаки тревожности отсутствуютПредположительно ребенок общительный но склонен к агрессии, что может являтся причиной тревожности Признаки тревожности не проявлены.Предположительно у ребенка пониженная самооценка потребность в защите от окружающего мира, выраженная тревожность, подавленность и возможно стрессовое состояние.Предположительно общитительный позитивный ребенок без признаков тревожности.Для ребенка скорее всего свойственна демонстративность поведения, значимость мнения других о себе. При этом признаки тревожности не очевидны.Таблица 2. Сравнительный анализ результатов исследования уровня школьной тревожности по методике Филлипса. низкий уровень тревожностиповышенный уровень тревожностиU-Манна-Уитнир-уровень значимостиОбщая тревожность в школе9,5016,00-3,8510,00010,430,72-3,8510,0001Переживание социального стресса3,336,13 0,00010,300,55-3,9620,0001Фрустрация потребности в достижении успеха3,256,88-3,9620,00010,250,53-4,5690,0001Страх самовыражения2,834,88-4,6240,00010,470,81-3,7960,0001Страх ситуации проверки знаний2,585,38-3,7410,00010,430,89-4,5690,0001Страх несоответствовать ожиданиям окружающих1,423,88-4,5690,00010,280,78-4,5140,0001Проблемы и страхи в отношениях с учителями2,834,75-4,5140,00010,350,59-3,6300,0001Жирным цветом выделены статистически достоверные различияРис. 10. Показатели исследования уровня школьной тревожностиКак видно из таблицы 2 выявлены статистически достоверные различия по показателям школьной тревожности у детей младшего школьного возраста данной выборки по методикеФиллипса по всем переменным. Показатели младших школьников с высоким уровнем тревожности выше показателей младших школьников с низким уровнем тревожности.Самые высокие показатели школьной тревожности у младших школьников с высоким уровнем тревожности получены по переменным: общий уровень школьной тревожности, фрустрация потребности в достижении успеха, переживание социального стресса, страх ситуации проверки знаний, проблемы в отношениях с учителями.Самые высокие показатели школьной тревожности у младших школьников с низким уровнем тревожности получены по переменным: переживание социального стресса, страх самовыражения, проблемы в отношениях с учителями.Таблица 3. Сравнительный анализ результатов исследования актуального эмоционального состояния по проективной методике «Дерево с человечками Блоба» Уилсона. низкий уровень тревожностиповышенный уровень тревожностиU-Манна-Уитнир-уровень значимостиактуальное эмоциональное состояние0,620,315,2870,0001Жирным цветом выделены статистически достоверные различияРис. 11. Показатели исследования актуального эмоционального состоянияКак видно из таблицы 3 выявлены статистически достоверные различия по показателям актуального эмоционального состояния у детей младшего школьного возраста данной выборки по методике «Дерево с человечками Блоба» Уилсона. Показатели младших школьников с высоким уровнем тревожности ниже показателей младших школьников с низким уровнем тревожности. Можно предположить, что оптимальный уровень актуального эмоционального состояния больше свойственен младшим школьникам с низким уровнем тревожности.Характеристики детей:Отстраненность от учебного процесса, замкнутость. Недостает дружеских отношений.Застенчивый, слабый. Мотивация на развлечения.Преодолевает препятсвие, не хватает развлечений.Легкомысленность комфортность, желание дружить. Мотивация на дружбу лидерствоотчужденность от учебного процесса . Мотивация на лидерство и развлечение.Преоолевает трудности, комфортен, завышенная самооценка. Потребность в дружбеМотивация на развлечение.Согласно данным теста комфортное состояние. Завышенная самооценка, лидерствоОтстраненность. Замкнутость, тревожность, слабость застечивость. Недостает дружбы, причем жертвенной, готов за это бороться.Завышенная самооценка. Мотавация на дружбу.Ребенок с повышенной самооценкой с любовью к развлечениям. Мотивация на комфорт за счет других.Слабость, зпстечивость Кризисное состояние, отстраненность от учебного процесса. Недостает дружбы и лидерства.Устойчивое положение, недотает развлечений и беззаботности.Возможно наличие кризисного состояния. Мотивация на достижение комфорногосотояния и развлечения.Комфортная состояние жажада развлечений. Мотивация на преодоление препятсвий и помощь от других. Предолеваетпрепятсвия, умеет дружить. Не хочет бороться, хочет иметь устойчивое положение и комфорт.Часть детей не смогли пройти тест.Таблица 4. Сравнительный анализ результатов исследования уровня самооценки по проективной методике «Лесенка». низкий уровень тревожностиповышенный уровень тревожностиU-Манна-Уитнир-уровень значимостисамооценка31,2516,754,5140,0001Жирным цветом выделены статистически достоверные различияРис. 12. Показатели исследования уровня самооценкиКак видно из таблицы 4 выявлены статистически достоверные различия по показателям уровня самооценки у детей младшего школьного возраста данной выборки по методике «Лесенка». Показатели младших школьников с высоким уровнем тревожности ниже показателей младших школьников с низким уровнем тревожности. Можно предположить, что уровень самооценки у младших школьников с низким уровнем тревожности выше уровня самооценки у младших школьников с высоким уровнем тревожности.Выводы по главе 2:Изучив теоретические и практические аспекты работы можно сделать вывод, что тревожность можно определить, как эмоциональное переживание негативного характера, связанное с чувством неопределенности и беспомощности, а также как проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации.Надо сказать, что высокий уровень тревожности среди детей младшего школьного возраста является одной из типичных проблем, однако тревожность является основным признаком дезадаптации ребенка и соответственно негативно сказывается на успеваемости и здоровье ребенка. Часто высокий уровень тревожности можно обнаружить только при помощи психодиагностических методик. Это связано что тревожные дети ведут себя по-разному. Одни выглядят вполне благополучно, не нарушают установленных правил и стараются прилежно относиться к учебе, другие наоборот неуправляемы.По результатам исследования уровня тревожности дети младшего школьного возраста были разделены на 2 группы: 1 группа – низкий уровень тревожности, 2 группа – повышенный уровень тревожности. Сравнительный анализ результатов исследования проводился с помощью непараметрического критерия Манна-Уитни для независимых выборок.Выявлены статистически достоверные различия по показателям общего уровня тревожности у детей младшего школьного возраста данной выборки по методике «Рисунок несуществующего животного». Показатели младших школьников с высоким уровнем тревожности выше показателей младших школьников с низким уровнем тревожности.Выявлены статистически достоверные различия по показателям школьной тревожности у детей младшего школьного возраста данной выборки по методике Филлипса по всем переменным. Показатели младших школьников с высоким уровнем тревожности выше показателей младших школьников с низким уровнем тревожности.Самые высокие показатели школьной тревожности у младших школьников с высоким уровнем тревожности получены по переменным: общий уровень школьной тревожности, фрустрация потребности в достижении успеха, переживание социального стресса, страх ситуации проверки знаний, проблемы в отношениях с учителями.Самые высокие показатели школьной тревожности у младших школьников с низким уровнем тревожности получены по переменным: переживание социального стресса, страх самовыражения, проблемы в отношениях с учителями.Выявлены статистически достоверные различия по показателям актуального эмоционального состояния у детей младшего школьного возраста данной выборки по методике «Дерево с человечками Блоба» Уилсона. Показатели младших школьников с высоким уровнем тревожности ниже показателей младших школьников с низким уровнем тревожности. Можно предположить, что оптимальный уровень актуального эмоционального состояния больше свойственен младшим школьникам с низким уровнем тревожности.Выявлены статистически достоверные различия по показателям уровня самооценки у детей младшего школьного возраста данной выборки по методике «Лесенка». Показатели младших школьников с высоким уровнем тревожности ниже показателей младших школьников с низким уровнем тревожности. Можно предположить, что уровень самооценки у младших школьников с низким уровнем тревожности выше уровня самооценки у младших школьников с высоким уровнем тревожности.Таким образом, гипотезу нашего исследования о том, что существуют особенности уровня самооценки у детей младшего школьного возраста с разным уровнем тревожности, можно считать доказанной.ЗаключениеИзучив теоретические и практические аспекты работы можно сделать вывод, что тревожность можно определить, как эмоциональное переживание негативного характера, связанное с чувством неопределенности и беспомощности, а также как проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации.Тревожность – индивидуальная психическая особенность человека, которая выражается в достаточно высокой степени предрасположенности ощущать беспокойство в разных жизненных ситуациях, в том числе в таких, которые этого не предусматривают.Следует отличать понятия «тревога» и «тревожность». Определения данных понятий несколько отличаются друг от друга. Тревога – это редкие, не постоянные явления беспокойства, волнения. Например, бывают такие случаи, в которых дошкольник волнуется перед поступлением в школу, а в другое время в подобных ситуациях остается спокоен – этот момент называется проявлением тревоги. Иначе говоря, тревога появляется единожды в конкретных, исключительных ситуациях.Если она возникает систематически при самых различных условиях (в ходе школьного обучения, в общении с малознакомыми людьми, тем более при общении с хорошо знакомыми или даже родными людьми, одноклассниками и так далее), то это стойкое психическое состояние – тревожность, на которое обязательно стоит обратить внимание.До настоящего времени еще не установлено единой точки соприкосновения на вопрос о причинах возникновениях тревожности. Современные ученные пришли к мнению, что причина кроется именно в детском возрасте. Тревожность у ребенка младшего школьного возраста в период адаптации к школе в основном зависит от степени тревожности в окружающей его среде: учителя, родители, одноклассники.Надо сказать, что высокий уровень тревожности среди детей младшего школьного возраста является одной из типичных проблем, однако тревожность является основным признаком дезадаптации ребенка и соответственно негативно сказывается на успеваемости и здоровье ребенка. Часто высокий уровень тревожности можно обнаружить только при помощи психодиагностических методик. Это связано что тревожные дети ведут себя по-разному. Одни выглядят вполне благополучно, не нарушают установленных правил и стараются прилежно относиться к учебе, другие наоборот неуправляемы.По результатам исследования уровня тревожности дети младшего школьного возраста были разделены на 2 группы: 1 группа – низкий уровень тревожности, 2 группа – повышенный уровень тревожности. Сравнительный анализ результатов исследования проводился с помощью непараметрического критерия Манна-Уитни для независимых выборок.Выявлены статистически достоверные различия по показателям общего уровня тревожности у детей младшего школьного возраста данной выборки по методике «Рисунок несуществующего животного». Показатели младших школьников с высоким уровнем тревожности выше показателей младших школьников с низким уровнем тревожности.Выявлены статистически достоверные различия по показателям школьной тревожности у детей младшего школьного возраста данной выборки по методике Филлипса по всем переменным. Показатели младших школьников с высоким уровнем тревожности выше показателей младших школьников с низким уровнем тревожности.Самые высокие показатели школьной тревожности у младших школьников с высоким уровнем тревожности получены по переменным: общий уровень школьной тревожности, фрустрация потребности в достижении успеха, переживание социального стресса, страх ситуации проверки знаний, проблемы в отношениях с учителями.Самые высокие показатели школьной тревожности у младших школьников с низким уровнем тревожности получены по переменным: переживание социального стресса, страх самовыражения, проблемы в отношениях с учителями.Выявлены статистически достоверные различия по показателям актуального эмоционального состояния у детей младшего школьного возраста данной выборки по методике «Дерево с человечками Блоба» Уилсона. Показатели младших школьников с высоким уровнем тревожности ниже показателей младших школьников с низким уровнем тревожности. Можно предположить, что оптимальный уровень актуального эмоционального состояния больше свойственен младшим школьникам с низким уровнем тревожности.Выявлены статистически достоверные различия по показателям уровня самооценки у детей младшего школьного возраста данной выборки по методике «Лесенка». Показатели младших школьников с высоким уровнем тревожности ниже показателей младших школьников с низким уровнем тревожности. Можно предположить, что уровень самооценки у младших школьников с низким уровнем тревожности выше уровня самооценки у младших школьников с высоким уровнем тревожности.Таким образом, гипотезу нашего исследования о том, что существуют особенности уровня самооценки у детей младшего школьного возраста с разным уровнем тревожности, можно считать доказанной.При этом часть специалистов считает, что школьная тревожность - это мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Волнения и беспокойство как правило связано с разного рода учебными ситуациями, взаимоотношениями среди учеников класса, страхом негативной оценки себя со стороны как сверстников, так и преподавателей. Подводя итог проведенного исследования нужно отметить наличие высокого процента детей с выраженной тревожностью (36%). Помимо достаточно типичных причин тревоги школьников, например, таких какпроверка знаний (данный фактор неизменно присутствует у учеников во все времена) стоит особо выделить высокий процент детей с тревожностью связанной с проблемой социализации. Такие школьники составляют 42% от всех детей, имеющих повышенный уровень тревожности. Причины кроются скорее всего в сокращении прямых контактов среди детей в связи с развитием технологий дистанционного общения. Этому безусловно поспособствовал и продолжительный период вынужденного перехода начальных учебных заведений на режим дистанционного обучения.Рекомендации:- Снижать страх перед ошибкой через раскрытие ценности ошибки как опыта.- Избегать сравнения школьников между собой.- Акцентирование внимания на успехах учеников.- Повышение уровня сплоченности класса. - Эмоциональная поддержка детей с повышенной тревожностью.- Необходимо повышать сплоченность класса с помощью организации внеклассных мероприятий для учеников, таких как совместные походы в кино, музей или на прогулку в парк.- Важно рекомендовать родителям вне школы всячески поощрять и приветствовать посещение одноклассниками друг друга для организации совместного времяпрепровождения.Список литературыАбдуллин А.Г. Образ «Я» как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии / А.Г. Абдуллин, Е.Р. Тумбасова // Вестник Южно– Уральского государственного университета. – 2017. – № 6. – С. 4–11.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – С.–Пб.: Питер, 2018. – 288 с. Бернс Р. Развитие Я– концепции и воспитание / Р. Бернс. – М., 2018. – 422 с.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – С.-Пб.: Питер, 2015. – 398 с.Бороздина Л.В. Концепция личности и характера, основанная на теории деятельности А.Н. Леонтьева / Л.В. Бороздина // Национальный психологический журнал. – 2015. –№ 4 (20). – С. 3-12. Вартанова И.И. Личность старшеклассника: мотивация и система ценностей / И.И. Вартанова // Вопросы психологии. – 2016. – № 3. – С. 3–11.Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2016. – 1136с. Головин С.Ю. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 2016. – 800с.Джеймс У. Психология / У. Джеймс. – М.: Академический проект, 2019. – 318 с. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. – С.-Пб.: Питер, 2018. – 320 с.Карелина А.А. Психологические тесты. / Под ред. А.А. Карелина. Т.1. М., 2020. – С. 25 – 29.Кле Мишель Психология подростка. Психосексуальное развитие / М. Кле. – М., 2017. – 289 с. Козлова Е.А., Ахметова О.А., Слободская Е.Р. Стабильность и динамика личностных особенностей в детстве: значение пола и возраста / Е.А. Козлова, О.А. Ахметова, Е.Р. Слободская // Психологический журнал. – 2016. – № 1. – С. 33-40.Колышко А.М. Психология самоотношения: учебное пособие / А.М. Колышко. – Гродно: ГрГУ, 2016. – 102 с.Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон – М, 2019 – 254 с.Латыпов И.В. Взаимосвязь самоотчуждения и образа «Я» личности / И.В. Латыпов // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 2. – С. 221– 225.Леонтьев Д.А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному / Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. – 2019. – № 1. – С 3–27.Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М.: МОДЭК, 2018. – 384 с.Макарова И.В. Общая психология: краткий курс лекций / И.В. Макарова. – М.: Юрайт, 2017. – 182 с.Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – С.-Пб: Питер, 2017. – 583 с.Махнач А.В., Лактионова А.И. Личностные и поведенческие характеристики подростков как фактор их жизнеспособности и социальной адаптации / А.В. Махнач // Психологический журнал. – 2016. – № 5. – С. 69– 85.Мерлин В.С. Психология индивидуальности / В.С. Мерлин. – М.: МОДЭК, 2017. – 544 с.Мухина В.С. Особенности идентификации с собственным «Я». Кризис личности в отрочестве / В.С. Мухина // Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. – М.,2018. – С. 398–408.Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Кн. 2. Психология образования / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 608 с. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2017. – 460 с.Олппорт Г. Становление личности. Избранные труды / Г.Олппорт. – М.: Смысл, 2017. – 288 с.Пантелеев С. Р. Самоотношение как эмоционально– оценочная система / С.Р Пантелеев. – М. : Наука, 2019. – 238 с.Раттер М. Помощь трудным детям / М. Раттер. – М.: Прогресс, 2016. – 536 с.Роджерс К.Р. Гуманистическая психология / К.Р. Роджерс. – М.: МОДЭК, 2016. – 456 с. Русалов В.М., Волкова Е.В. Личностно-когнитивные стили и их связь с темпераментом и характером человека в период ранней юности / В.М. Русалов, Е.В. Волков // Психологический журнал. – 2015. – т. 36. – № 5. – С. 32-42.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 2019. – 432 с.Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: МГУ, 2019. – 288 с. Черепкова Н.В., Кузнецова М.Ю. Формирование самоотношения в подростковом возрасте / Н.В. Черепкова // Современные научные исследования. Выпуск 1. – 2016. – С. 87.Черкашина А.Г. Особенности самоотношения к образу физического Я в зависимости от реальности телесного самовосприятия / А.Г. Черкашина // Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2017. – № 1. – С. 4– 10.ПриложениеСводная таблица1-низкий, 2-высокийУровень тревожности ребенкаОбщая тревожность в школеПереживание социального стрессаФрустрация потребности в достижении успехаСтрах самовыраженияСтрах ситуации проверки знанийСтрах несоответствовать ожиданиям окружающихПроблемы и страхи в отношениях с учителямиактуальное эмоциональное сотояниесамооценка148,28%1150%327%430%583%233%240%450%53,00%28256,90%940%980%754%466%466%360%563%41,00%13131,03%836%436%430%116%350%240%112%65,00%34260,34%1359%654%753%583%6100%5100%337%33,00%16127,59%731%218%17%350%350%00%225%67,00%40260,34%1881%436%538%350%6100%240%675%33,00%9143,10%1359%327%538%350%466%360%337%57,00%28148,28%940%654%753%583%233%360%450%53,00%19258,62%1463%436%646%583%583%360%450%39,00%1018,62%14%19%215%00%00%115%225%80,00%34132,76%940%218%215%466%350%00%225%63,00%31267,24%1986%545%646%583%6100%480%675%29,00%19120,69%732%218%323%117%350%00%450%70,00%38146,55%1150%436%538%467%116%120%563%55,00%17275,86%1882%873%969%6100%583%5100%450%21,00%25134,48%627%654%17%466%116%120%112%61,00%38267,24%1986%545%646%583%6100%480%675%29,00%17141,38%1359%436%538%233%350%360%450%59,00%25146,55%1986%327%00%233%6100%120%225%55,00%43275,86%1882%873%969%6100%583%5100%450%21,00%25148,28%1150%327%430%583%233%240%450%53,00%28256,90%940%980%754%466%466%360%563%41,00%13131,03%836%436%430%116%350%240%112%65,00%34260,34%1359%654%753%583%6100%5100%337%33,00%16127,59%731%218%17%350%350%00%225%67,00%40260,34%1881%436%538%350%6100%240%675%33,00%9143,10%1359%327%538%350%466%360%337%57,00%28148,28%940%654%753%583%233%360%450%53,00%19258,62%1463%436%646%583%583%360%450%39,00%1018,62%14%19%215%00%00%115%225%80,00%34132,76%940%218%215%466%350%00%225%63,00%31267,24%1986%545%646%583%6100%480%675%29,00%19120,69%732%218%323%117%350%00%450%70,00%38146,55%1150%436%538%467%116%120%563%55,00%17275,86%1882%873%969%6100%583%5100%450%21,00%25134,48%627%654%17%466%116%120%112%61,00%38267,24%1986%545%646%583%6100%480%675%29,00%17141,38%1359%436%538%233%350%360%450%59,00%25146,55%1986%327%00%233%6100%120%225%55,00%43275,86%1882%873%969%6100%583%5100%450%21,00%25

1. Абдуллин А.Г. Образ «Я» как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии / А.Г. Абдуллин, Е.Р. Тумбасова // Вестник Южно– Уральского государственного университета. – 2017. – № 6. – С. 4–11.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – С.–Пб.: Питер, 2018. – 288 с.
3. Бернс Р. Развитие Я– концепции и воспитание / Р. Бернс. – М., 2018. – 422 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – С.-Пб.: Питер, 2015. – 398 с.
5. Бороздина Л.В. Концепция личности и характера, основанная на теории деятельности А.Н. Леонтьева / Л.В. Бороздина // Национальный психологический журнал. – 2015. –№ 4 (20). – С. 3-12.
6. Вартанова И.И. Личность старшеклассника: мотивация и система ценностей / И.И. Вартанова // Вопросы психологии. – 2016. – № 3. – С. 3–11.
7. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2016. – 1136с.
8. Головин С.Ю. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 2016. – 800с.
9. Джеймс У. Психология / У. Джеймс. – М.: Академический проект, 2019. – 318 с.
10. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. – С.-Пб.: Питер, 2018. – 320 с.
11. Карелина А.А. Психологические тесты. / Под ред. А.А. Карелина. Т.1. М., 2020. – С. 25 – 29.
12. Кле Мишель Психология подростка. Психосексуальное развитие / М. Кле. – М., 2017. – 289 с.
13. Козлова Е.А., Ахметова О.А., Слободская Е.Р. Стабильность и динамика личностных особенностей в детстве: значение пола и возраста / Е.А. Козлова, О.А. Ахметова, Е.Р. Слободская // Психологический журнал. – 2016. – № 1. – С. 33-40.
14. Колышко А.М. Психология самоотношения: учебное пособие / А.М. Колышко. – Гродно: ГрГУ, 2016. – 102 с.
15. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон – М, 2019 – 254 с.
16. Латыпов И.В. Взаимосвязь самоотчуждения и образа «Я» личности / И.В. Латыпов // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 2. – С. 221– 225.
17. Леонтьев Д.А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному / Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. – 2019. – № 1. – С 3–27.
18. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М.: МОДЭК, 2018. – 384 с.
19. Макарова И.В. Общая психология: краткий курс лекций / И.В. Макарова. – М.: Юрайт, 2017. – 182 с.
20. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – С.-Пб: Питер, 2017. – 583 с.
21. Махнач А.В., Лактионова А.И. Личностные и поведенческие характеристики подростков как фактор их жизнеспособности и социальной адаптации / А.В. Махнач // Психологический журнал. – 2016. – № 5. – С. 69– 85.
22. Мерлин В.С. Психология индивидуальности / В.С. Мерлин. – М.: МОДЭК, 2017. – 544 с.
23. Мухина В.С. Особенности идентификации с собственным «Я». Кризис личности в отрочестве / В.С. Мухина // Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. – М.,2018. – С. 398–408.
24. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Кн. 2. Психология образования / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2016. – 608 с.
25. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт, 2017. – 460 с.
26. Олппорт Г. Становление личности. Избранные труды / Г.Олппорт. – М.: Смысл, 2017. – 288 с.
27. Пантелеев С. Р. Самоотношение как эмоционально– оценочная система / С.Р Пантелеев. – М. : Наука, 2019. – 238 с.
28. Раттер М. Помощь трудным детям / М. Раттер. – М.: Прогресс, 2016. – 536 с.
29. Роджерс К.Р. Гуманистическая психология / К.Р. Роджерс. – М.: МОДЭК, 2016. – 456 с.
30. Русалов В.М., Волкова Е.В. Личностно-когнитивные стили и их связь с темпераментом и характером человека в период ранней юности / В.М. Русалов, Е.В. Волков // Психологический журнал. – 2015. – т. 36. – № 5. – С. 32-42.
31. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 2019. – 432 с.
32. Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. – М.: МГУ, 2019. – 288 с.
33. Черепкова Н.В., Кузнецова М.Ю. Формирование самоотношения в подростковом возрасте / Н.В. Черепкова // Современные научные исследования. Выпуск 1. – 2016. – С. 87.
34. Черкашина А.Г. Особенности самоотношения к образу физического Я в зависимости от реальности телесного самовосприятия / А.Г. Черкашина // Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2017. – № 1. – С. 4– 10.


Вопрос-ответ:

Какие основные причины тревожности могут возникать у детей младшего школьного возраста?

Основные причины тревожности у детей младшего школьного возраста могут быть различными. В этом возрасте дети еще только начинают осваивать школьное окружение, и им может быть страшно не справиться с новыми требованиями и ожиданиями. Также, у них может возникать тревога из-за переживания социальных отношений с одноклассниками, страха быть отвергнутым или оскорбленным. Другими причинами тревожности могут быть проблемы в семейной жизни, например, конфликты между родителями или отсутствие поддержки и внимания со стороны взрослых. Также, у детей может быть тревожность по поводу собственного здоровья или успехов в учебе.

Какое значимое значение имеет изучение тревожности у детей младшего школьного возраста в психологии?

Изучение тревожности у детей младшего школьного возраста имеет значимое значение в психологии. Тревожность может иметь негативное влияние на развитие ребенка и его психологическое благополучие. Понимание основных причин тревожности позволяет разрабатывать эффективные методы помощи и поддержки детям, которые страдают от тревожности. Кроме того, изучение тревожности позволяет лучше понять психологические особенности этого возраста и разработать программы и стратегии образования, направленные на снижение уровня тревожности у детей.

Какие психологические особенности у детей младшего школьного возраста могут стать причинами тревожности?

У детей младшего школьного возраста есть определенные психологические особенности, которые могут стать причинами тревожности. Например, в этом возрасте у детей начинается становление самооценки, и они могут беспокоиться о том, что их не примут или не оценят. Также, у детей в этом возрасте развивается способность к сравнению себя с другими, и они могут беспокоиться о своих успехах и неуспехах в учебе или других сферах жизни. Важно помнить, что психологические особенности каждого ребенка индивидуальны, и причины тревожности могут быть различными в каждом конкретном случае.

Какие основные причины тревожности у детей младшего школьного возраста?

Основными причинами тревожности у детей младшего школьного возраста являются предстоящие изменения в их жизни, например, переход в новую школу или класс, отсутствие уверенности в своих способностях, страх неудачи и отвержения со стороны сверстников, семейные проблемы и конфликты, а также психологические особенности этого возраста.

Какую роль играет изучение тревожности в психологии?

Изучение тревожности в психологии позволяет понять ее основные причины и механизмы развития у разных возрастных групп. Это помогает психологам и педагогам разрабатывать методики и стратегии для помощи детям в справлении с тревожностью и предотвращения ее негативных последствий на их психическое и физическое здоровье и общее развитие.

Какие психологические особенности характерны для детей младшего школьного возраста?

Дети младшего школьного возраста находятся на стадии развития, которую называют "возраст пятилетки". В этом возрасте происходит активное формирование самого ребенка как личности. Они часто проявляют эгоцентризм, сосредоточены на себе, испытывают потребность в социальном признании и дружбе, имеют трудности в управлении своими эмоциями и ситуациями, требующими концентрации внимания, а также легко впадают в тревожность из-за своих неудач, страхов, конфликтов и изменений в окружающей среде.

Какие причины тревожности у детей младшего школьного возраста связаны с семейными проблемами и конфликтами?

Семейные проблемы и конфликты, такие как развод родителей, насилие, конфликты между родителями или с другими членами семьи, могут стать значительными источниками тревожности для детей младшего школьного возраста. Они могут испытывать страх, беспокойство и неуверенность в будущем, а также развить негативные последствия на психическое и физическое здоровье и общее развитие.

Какие основные причины тревожности у детей младшего школьного возраста исследованы в статье?

В статье исследованы основные причины тревожности у детей младшего школьного возраста, включая изучение проблемы тревожности в психологии, психологические особенности ребенка младшего школьного возраста и конкретные проявления тревожности у ребенка этого возраста.

Какие психологические особенности младшего школьного возраста влияют на тревожность у детей?

В младшем школьном возрасте ребенок сталкивается с различными психологическими особенностями, такими как формирование самого себя и своей самостоятельности, развитие социальной адаптации и эмоциональной сферы. Все эти факторы могут влиять на уровень тревожности у детей младшего школьного возраста.